Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В последние годы ввиду высоких темпов развития экономики страны и ориентации государственного и муниципального хозяйства на оптимизацию управления и экономии ресурсов при решении проектов обеспечения территории и благосостояния населения вопросы создания конкурентных механизмов и максимальной вовлеченности предпринимательских структур при взаимодействии с органами муниципальной власти стали особенно актуальными. Расширение спектра задач муниципального развития обозначило новые реалии и условия закупочной деятельности для обеспечения нужд муниципалитета.
Органы муниципального управления совместно с населением и другими участниками гражданского сообщества формируют новые проекты и программы развития территории, реализация которых невозможна без закупки различных товаров и услуг. Причем, ограниченность муниципальных бюджетов заставляет искать новые, более совершенные механизмы привлечения поставщиков и производителей на конкурентных условиях с учетом интересов предпринимателей и населения.
Процесс организации муниципальных закупок является новым для российского общества, что определяет длительность и сложность его формирования. Несмотря на то, что создание нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы муниципальных закупок началось еще в начале 2000-х годов, оно далеко от совершенства. Ярко выражены признаки коррупционности и привилегированности конкретных субъектов, непрозрачность процедур выбора поставщиков, сложность и бюрократизированность процессов взаимодействия участников закупок. В связи с этим на органы власти и управления ложиться не простая задача решения этих проблем и создания эффективной системы обеспечения муниципалитета нужными товарами и услугами.
В процессе исследования необходимо осуществить анализ действующей системы муниципальных закупок, как в рамках Российской Федерации, так и во внутригородском муниципальном образовании Санкт-Петербурга поселок Тярлево, определить правовые, организационные, социальные, коммуникационные проблемы и возможные варианты их решения.
В данном муниципальном образовании процедуры муниципальных закупок начали внедряться совсем недавно, что позволяет формировать оптимальную модель и своевременно скорректировать и оптимизировать все процессы для долгосрочного стратегического ориентирования и качественного взаимодействия всех субъектов и участников.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика формирования и развития системы муниципальных закупок, вовлечения разных субъектов и интеграция конкурентных отношений отражена в исследования многих российских авторов, таких как О.В. Абросимовой, В.И. Антоновой, Н.М. Баскаковой, В.Е. Белова, О.В.Киселевой, П.Г. Крадиновой, Н.Г.., Е.О. Кривенчук, Медведевой, Н.В. Нестерова, В. Саакян, С. Г. Хабаевой, П. К.С. Щербаковой и других.
Исходя из вышеизложенного, цель настоящей работы – разработка направлений повышения эффективности государственных (муниципальных) закупок в РФ (субъекте РФ, в муниципальном образовании)» на примере внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Тярлево.
Для достижения заявленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическое значение системы государственных (муниципальных) закупок в РФ;
- исследовать нормативные и организационно-правовые основы организации государственных (муниципальных) закупок в РФ;
- выявить основные проблемы организации государственных (муниципальных) закупок в РФ;
- представить общую характеристику внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Тярлево;
- рассмотреть этапы и механизмы размещения государственного (муниципального) заказа внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Тярлево;
- исследовать эффективность организации муниципальных закупок во внутригородском муниципальном образовании Санкт-Петербурга поселок Тярлево;
- разработать предложения по совершенствованию процесса организации муниципальных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- разработать меры по минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является сфера муниципальных закупок.
Предметом исследования являются нормативно-правовые основы и механизмы формирования и развития процессов управления муниципальными закупками.
Методологическую основу исследования составляют такие механизмы и инструменты воздействия на субъектов и участников процесса муниципальных закупок, представленные в виде комплексного и системного анализа, моделирования, контент-анализа, статистического анализа.
Применение вышеуказанной методологии не отрицает возможности использования иных методов и способов научного исследования, которые не отражены выше, однако могут быть целесообразны для повышения эффективности анализа и разработки рекомендаций по совершенствованию.
Правовую основу исследования составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также Постановления Правительства Российской Федерации:
- от 18.05.2015 № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
- от 19.05.2015 № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
- от 13.10.2014 г. № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов».
Структура работы определена содержанием и поставленными задачами, которые обозначены автором. В связи с этим, в работе выделено три главы, заключением и библиографический список литературы.
Первая глава «Теоретико-методические основы организации государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации» раскрывает экономическую сущность и задачи системы государственных и муниципальных закупок, регламентированных действующим законодательством, а также концепциями российских ученых и практиков муниципального управления. Также выделены проблемы организации процесса муниципальных закупок.
Во второй главе исследования «Система организации муниципальных закупок внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Тярлево» представлена характеристика организации муниципального управления закупками для обеспечения нужд территории, нормативно-правовые основы и механизмы реализации муниципальных закупок.
В третьей главе «Предложения по совершенствованию организации государственных «муниципальных закупок образования Санкт-Петербурга поселок Тярлево» разработаны практико-ориентированных рекомендации и меры по оптимизации процесса муниципальных закупок и повышению их социальной и экономической эффективности с учетом интересов населения.
В заключении представлены выводы по всем ключевым аспектам исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Экономическое значение системы государственных (муниципальных) закупок в РФ
Сфера государственных и муниципальных закупок достаточно новая для российской практики организационно-правовая область обеспечения необходимыми ресурсами (товары и услуги) органы местного самоуправления и муниципальные учреждения.
В 2010 году начала формироваться нормативно-правовая база организации муниципальных закупок и был принят Федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который определял всю систему муниципальных закупок и задачи ее участников, а также основные процедуры. Также данным законом сформирована система оплаты закупок, осуществляемая на основе местного бюджета. Это в дальнейшем определило структуру и особенности процесса организации закупочной деятельности муниципалитетом , а также весь спектр полномочий субъектов управления по использованию муниципального бюджета.
Одним из достижений данного закона является определение понятия «закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) как совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта .
Законом обозначено, что органы местного самоуправления являются субъектами закупок.
Таким образом, данным законом определена приоритетная задача организации взаимодействия всех субъектов муниципальных закупок, способная обеспечить двустороннюю конкуренцию, как с позиции власти, так и с позиции бизнеса (рис.1) .
Рис. 1. - Взаимодействие субъектов муниципальных закупок
Согласно данной схеме на рисунке 1 в системе муниципальных закупок важную часть занимает учет контрактных рисков, что позволяет минимизировать наступление возможных неблагоприятных последствий, коррупционных проявлений.
Прогнозирование муниципальных нужд позволяет уполномоченным субъектам процесса сформировать полную картину прохождения всех этапов процедуры закупок с учетом интересов всех участников, а, прежде всего, населения муниципалитета.
Таким образом, законодатель регламентировал весь процесс организации муниципальных закупок и определили задачи и роли всех участников, основные аспекты их взаимодействия, ответственность и распределение бюджета.
В современных условиях расходы муниципалитета по финансированию муниципального заказа определяются бюджетной классификацией Российской Федерации и занимают определенную долю в расходной части местного бюджета, который планируется на будущий финансовый год.
Система муниципальных закупок обозначает приоритеты обеспечения местного населения посредством распределении бюджетных средств в процессе привлечения поставщиков и заказе товаров и нужд.
Изучение успешных практик зарубежного опыта и закупок в коммерческой сфере, а также сложившихся особенностей муниципального управления проецируются и воплощаются в системе муниципальных закупок. Тем самым сформировался перечень фор проведения муниципальных закупок, каждая из которых имеет свои преимущества и регламентирована законом и соответствующими методическими рекомендациями (рис.2).
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст (по состоянию на 01.06.2016 г.)./ М.: ИНФРА-М, 2016, - 218 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145-ФЗ /// СПС «Консультант Плюс». – Режимдоступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2005. - № 30.- ч. 1. - Ст. 3105.
4. ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант-плюс.СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консультант Плюс».–Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
7. Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
8. Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
9. Указ президента РФ 31 июля 2008 года «Об утверждении Национального плана противодействию коррупции на 2010-2011 гг.» // СПС «Консультант Плюс».–Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
10. Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 года № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
11. Приказ Минэкономразвития / Казначейства России № 761/20н от 27.12.2011 года «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
12. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 года № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
13. План проведения проверок контрольным органом в сфере закупок в первом полугодии 2020 года. Наименование контрольного органа в сфере закупок: «Администрация муниципального образования «внутригородского муниципального образования Ленинградской области Тярлево //Официальный сайт Муниципального Образования Ленинградской области Тярлево // http://www.tyarlevo.ru
14. Абросимова О.В. Некоторые проблемы правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд / О.В. Абросимова. // Вестник Самарской гуманитарной академии. - Серия: Право. - 2014.- № 2(16). - С. 64-66.
15. Андреева, Л.В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию / Л.В. Андреева. - М.: Проспект, 2019. – 294с.
16. Андрианова В.Н. История становления и развития правового регулирования государственных закупок в электронной форме в Российской Федерации / В.Н.Андрианова. // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2015. - № 27. - С. 23-26.
17. Анчишкина О.В. Особенности ценообразования в закупках // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2015. - №2. - С.56-60.
18. Баранникова Е.С. Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации // Бизнес в законе. - 2014. - № 2. - С. - 160-164.
19. Баранникова Е.С. Проблемы нормативного регулирования тендеров: английская практика // Пробелы в российском законодательстве. -2014.- № 3. -С. 31-35.
20. Белов В.Е. Нормирование в системе планирования государственных и муниципальных закупок: экономико-правовые аспекты// Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №4. - С.57-62.
21. Зайцев В. И. К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 438-440
22. Золотарева А.Б. Рациональна ли существующая система централизации закупок? // Юридические исследования. - 2015. - № 12. - С.19-41.
23. Кирилов, А.Г. Процессный подход в управлении современным вузом / А.Г. Кирилов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. Яковлева. - 2019. - № 11. - С.79-84.
24. Кирсанова, И.А. Госзаказ: экономическая сущность, роль и проблемы национальной экономики / И.А. Кирсанова // Человек, психология, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XIII междунар. науч. конф. аспирантов, магистрантов, студентов. – Минск, 2018. - С.19-20.
25. Кривенчук Е.О. Формирование системы управления муниципальными закупками в Ленинградской области // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 356-358.
26. Маковлева Е.Е. Актуальные вопросы применения национального режима в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник ОрелГАУ. - 2015. – №3. – С. 54-56.
27. Мамедова Н.А., Щербакова К.С. Оценка результативности деятельности ФАС России по осуществлению контроля в сфере государственных закупок // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право».- 2016. - №2.- С.33-41.
28. Медведева Н. Г. Проблемы правового обеспечения сферы управления государственными и муниципальными закупками // Инновационная наука. 2015.- № 5–3. С. 115-119.
29. Мельников, В.В. Проблема оппортунизма в государственных закупках / В.В. Мельников // Журнал институциональных исследований. - 2019. - № 3. - С.116.
30. Нестеров Н.В. Эффективность государственных закупок: «экономика должна быть» // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение – 2015 - №40.- С.58-63.
31. Национальный план противодействия коррупции // Российская газета - Федеральный выпуск №4721 (0). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2008/08/05/plan-dok.html (Дата обращения: 22.05.2017)
32. Новый уровень контроля. Интервью начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой // Бюджет.- 2016.- №. 4. – С. 23.
33. Отчет РАНХиГС при Президенте РФ о НИР по теме «Формирование и развитие контрактной системы в сфере закупок в субъектах Российской Федерации» // Москва, РАНХиГС, 2015.- 312 с.
34. Першин Д. А. Инфраструктура государственных и муниципальных закупок // Социально-экономические явления и процессы. 2014.- № 1.- С. 67–72.
35. Петров Д.А. Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственного воздействия на экономику. Конкурентное право. - 2013.- №3. - С 3.
36. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // [Электронный ресурс]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru. (Дата обращения: 22.01.2022)
37. Проблемы закупки у единственного поставщика согласно ФЗ №44-ФЗ // Тендер РТС. Электронная площадка России. – [Электронный ресурс].Режим доступа: URL:http://www.rts-tender.ru/HtmlView/HtmlView.aspx?ItemId=1277 (дата обращения: 30.01.2022).
38. Саакян Т.В., Хабаев С.Г., Крадинов П.Г. Нормирование государственных закупок как инструмент их интеграции с бюджетным процессом // Финансовый журнал. - 2015. - №5. - С. 5-10.
39. Самолысов, П.В. Административная ответственность за несоблюдение обязательных требований законодательства о контрактной системе в сфере публичных закупок / П.В. Самолысов // Право и экономика. - 2020. - № 8. – С.44-52.
40. Смотрицкая, И.И. Государственные закупки и формирование инновационной экономики / И.И. Смотрицкая, С.И. Черных // Вопросы экономики. - 2020. - № 6. - С.108.
41. Смотрицкая, И.И. Государственные закупки: проблемы и пути модернизации системы / И.И. Смотрицкая // Бюллетень Оперативной информации «Московские Торги»: электронный журнал. 2021. - [Электронный ресурс]. - URL: http://e-torgi.ru (дата обращения: 12.02.2022).
42. Смотрицкая, И.И. Контрактная система закупок в российской экономике: перспективы и ограничения развития / И.И. Смотрицкая, С.И. Черных, С.С.Шувалов. - М.: ИЭ РАН, 2019. – 288с.
43. Сорокина Н.П. Механизмы и процедуры государственных и муниципальных закупок и особенности их применения // Современные научные исследования и инновации. 2015. - № 7 - [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56664 (дата обращения: 19.01.2022).
44. Червяковский А. В. Актуальные проблемы официального опубликования нормативных правовых актов // Юридическая техника. - 2012. - №6.- С. 662.
45. Официальный сайт Государственной информационной системы. - Электронный источник. Режим доступа: URL:http://zakupki.nso.ru/(Дата обращения: 22.01.2021)
46. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.spb.ru/ (дата обращения: 10.02.2022).
47. Официальный сайт ПГНИУ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psu.ru (дата обращения: 12.01.2022).
48. Официальный сайт муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга посёлок Тярлево [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mo-tyarlevo.ru (дата обращения: 10.02.2022).
49. ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ Электронный источник. Режим доступа: URL:https://www.pro-goszakaz.ru/(Дата обращения: 22.05.2017)
50. Pierre-Henri Morand. SMEs and public procurement policy / P-H Morand // Revie of Econjmic Design.- 2003. - №8. - С. 301 - 318.