Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Голос – доступный музыкальный инструмент для каждого человека, и все должны им пользоваться. Начинать конечно же лучше всего с детства, так как развитие слуха и голоса оказывает влияние на формирование речи ребенка, то есть основы его умственной деятельности. Сейчас считается, что хор – это направление устаревшее и не популярное. Родители, желающего петь ребенка, скорее всего отдадут его на сольное пение. Но далеко не каждый сможет добиться выдающихся результатов в одиночку.
Им бы мог помочь хор. Помимо того, что при слиянии нескольких голосов многократно увеличивается общая сила звучания отдельных голосов, это также способствует воспитанию в ребенке ответственности не только перед собой, но и перед своей партией и целым коллективом в общем. Нельзя также забывать об эстетическом и нравственном воспитании детей. Именно в хоре им проще познакомиться и освоить национальную народную культуру, наследие русских и зарубежных классиков, подготавливая грамотных слушателей, обогащая их кругозор и повышая культурный уровень детей, а впоследствии и всей страны.
На протяжении более ста лет, начиная с последней четверти XIX века, репертуар в детских хоровых коллективах формируется по сложившейся устойчивой традиции, одной из констант которой являются произведения современных отечественных авторов, и это вполне закономерно. Музыка, созданная композиторами, живущими в одно время с каждым из нас, близка детям, находит у них непосредственный отклик, потому что отвечает духу времени, будит фантазию и юного исполнителя, и юного слушателя новыми образами, новыми звуковыми красками. Цель статьи — в исторической ретроспективе рассмотреть произведения современных для своего времени отечественных композиторов как одну из основ репертуара для детского хора младших классов.
Теоретико-методологические аспекты проблемы хорового пения и певческой культуры получили освещение в трудах исследователей и практиков конца XIX – начала XX ст. (Д.Н.Зарин, А.Л.Маслов, А.И.Пузыревский), советских музыковедов (В.В. Медушевский, Е.М. Орлова, Н.Г. Шахназарова, Б.М. Ярустовский) и в работах современных исследователей, посвященных хоровому пению и вокальной педагогике (Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Д.Л. Локшин, Е.В. Николаева, Д.Е.Огороднова, Г.А. Праслова и др.).
Объект исследования –детское хоровое исполнительство в России.
Предмет исследования - становление детского хорового исполнительства в России.
Цель исследования – изучить историю становления детского хорового исполнительства в России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю детского хорового исполнительства в России с VI - XX столетия.
2. Проанализировать современное детское хоровое исполнительство и репертуар.
3. Изучить ведущие детские хоровые коллективы.
Методологическую основу исследования составляют философские принципы (историзма, объективности); научные подходы (деятельностный, исторический, культурологический, личностно-ориентированный), а также идеи и теоретические положения, разработанные В.В. Медушевским, Е.М. Орловой, Н.Г. Шахназаровой, Б.М. Ярустовским и др.
Методы исследования: – теоретические (аксиоматический, гипотетический); – методы, используемые как на теоретическом, так и практическом уровне (анализ и синтез, сравнение и сопоставление, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В работе обобщен теоретический материал, раскрывающий историю становления детского хорового исполнительства в России.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем. Осуществлен обзор становления и развития детского хорового пения в отечественной культуре.
Структура работы. Работа имеет следующую структуру: введение, основную часть (два раздела, пять параграфов), выводы, список использованной литературы, приложения.
Глава 1. История детского хорового исполнительства в России
1.1. Детские хоры в VI - VIII века
Хоровое пение - исконно русская национальная форма музыкального образования, имеющая вековые традиции, уходящие далеко вглубь русской истории. В ней хоровое исполнительство занимает особое место. Зарождение и развитие русской музыки на протяжении многих веков было тесно связано с хоровым пением. Исторически сложившаяся традиция православного пения, а capella и преимущественно хоровой характер музыкального фольклора обусловили исключительное значение хоровой музыки в России.
В содержательном исследовании К.К. Розеншильда [21] рассматривается хоровое пение и его развитие в традиции Древней Греции. По мнению Б.В. Левика наибольшее развитие хоровое искусство в профессиональном ключе получило в эпоху расцвета Византийского государства. Как указывает Г.А. Струве [25], на Руси хоровая культура формировалась в специальных певческих школах при монастырях и княжеских дворах, постепенно развиваясь в светском направлении. В ряде исследований таких педагогов как Д. И. Зарин, А. Н. Карасев, П. П. Мироносицкий, И. А. Пузыревский указывается на то, что «пение оказывает воспитательное воздействие на учащихся, на их сознание, память, воображение, на их волю, эстетическое чувство и физическое развитие» [27].
С этим мнением соглашается целый ряд авторов К. Ф Никольская-Береговская[17], В.Г. Соколов [25], Д. Е. Огороднов [18] и др. В исследовании К.К. Розеншильда [21] подробно изложены истоки искусства хорового пения с глубокой древности.
В жизненном укладе древних греков значительное место занимало религиозное служение богам, которое включало совершение языческих обрядов, осуществляемых жрецами. Разнообразные религиозные мистерии сопровождались хоровым 8 пением. Многообразные типы хоров участвовали в воспитании юношества. Хоровое пение обладало первостепенным значением. Древние греки были уверены, что музыка способна воспитывать и даже исправлять характер молодых граждан, воздействуя на нравственный мир человека, а также формируя их психическую настроенность - «этос».
На Руси хоровому пению обучали в храмовых хорах, а также в. церковных и монастырских школах. В 1086 году старшая дочь князя Всеволода Ярославича Анна организовала училище для девочек при Андреевском монастыре. В нем обучали рукоделию, чтению, письму и пению. При монастырях и княжеских дворах образовывались музыкальные центры. Такие школы были в Москве, Киеве, Пскове и других городах. Основоположниками школы Ивана Грозного были знаменитые Иван Нос и Федор Крестьянин, ученики Саввы Рогова, преподававшего церковное пение. Сам грозный Царь умел распевать сложнейшие праздничные кондаки по крюкам, а также нараспев читать Апостол. Позднее в XVII веке появился многоголосие. «В русском музыкальном искусстве зародилось партесное пение, обладавшее принципиально новым стилем многоголосной хоровой музыки. Древние мелосы знаменного, болгарского и других распевов проходили многоголосную обработку, количество голосов в произведении колебалось от 3 до 12, а иногда достигали 18, 26 и более голосов. Поэтому одновременно с традиционным обучением певцов в церковных хорах открылись музыкальные школы, где дети обучались одновременно игре на духовых инструментах и пению» [26, 87 с].
К середине XIIIV века возрастает потребность в опытных певцах, способных участвовать в торжественных дворцовых церемониях, музыкальных забавах, а также в оперных постановках. В 1738 году по царскому указу появляется певческая школа в Глухове. По указанию из Москвы Гетман Украины присылает певчих, во главе которых был Федор Яворовский. Такие известные русские композиторы как Д. С. Бортнянский и М. С. Березовский были выходцами глуховской школы. Новоприбывшие глуховцы проходили экзамены, по результатам которых осуществлялся приём в число придворных певчих. Певчие придворной капеллы не редко занимались педагогической деятельностью. В Синодальном же хоре обучали только церковному пению. Одновременно появились частные хоры, которые содержались меценатами из дворян, а также любителями хорового пения. Появляются хоры в различных учебных заведениях. В конце девятнадцатого столетия число частных хоров существенно увеличилось. Обладающие хорошими голосами крестьянские дети, обучались музыкальной грамоте и пению в специальных певческих школах. В их основе был принцип придворной певческой капеллы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
1. Аверина, Н. В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Аверина Надежда Владимировна. – М., 1996. – 24 с.
2. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2005. – 430 с.
3. Джалиль М. Красная ромашка. – Казань, 1981. – 543 с.
4. Васина-Гроссман, В. А. Советская песня для детей [Текст] / В. Васина-Гроссман // История русской советской музыки / редкол. А. Д. Алексеев, В. А. Васина-Гроссман [и др.]. – М.: Гос. муз. изд-во, 1956. – Т. 1: 1917–1934. – С. 145–154.
5. Габдулина, А. Х. Хоровые произведения для детей петербургского композитора Виктора Плешака [Электронный ресурс] / А. Х. Габдулина, Е. А. Маляр // CYBERLENINKA: науч. электрон. б-ка. – Электрон. текстовые дан. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/horovye-proizvedeniya-dlya-deteypeterburgskogo-kompozitora-viktora-pleshaka. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
6. Для взрослых и для детей [Текст]: [к 60-летию Р. Г. Бойко] // В мире музыки. 1991: ежегодник-панорама / ред.-сост. Л. Григорьева, Я. Платек. – М.: Совет. композитор, 1990. – С. 93–94.
7. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М. : Классика – XXI, 2006. – 248 с. 2. Кошкарева Н. В. Сценическая композиция: хоровой театр в творчестве современных отечественных композиторов // Музыковедение. – 2007. – № 5. – С. 15–22.
8. История Московского Синодального хора [Электронный ресурс] // МСХ: Московский Синодальный хор. – Электрон. дан. – URL: http:// mossinodhor.ru/o-hore/istoria/. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
9. Коткова, Н. Ю. Неизвестные страницы музыкального прошлого: творческая деятельность священника Василия Зиновьев [Текст] / Н. Ю. Коткова // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф., 6 февр. 2015 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. – Тамбов, 2015. – С. 334–341.
10. Кривицкая Е. Певзнер Б. С. Хоровой театр Бориса Певзнера // Музыкальная жизнь. – 2007. – № 4. – С. 20–22.
11. Лапина, М. Е. Феномен детства в культурном наследии Ц. А. Кюи [Текст] / М. Е. Лапина // Вестн. СПбГУКИ. – 2015. – № 4 (25) дек. – С. 73–79.
12. Маяковский В. В. Антология «Поэзия Серебряного века» – М.: Эксмо, 2007. – 704 с
13. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. редактор Г. В. Келдыш. – М. : Советская энциклопедия, 1990. – 672 c.
14. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов // Толковый словарь Ожегова онлайн. – URL: https:// slovarozhegova.ru. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
15. Осеннева М. С., Самарин М. А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учебное пособие. – Москва : Академия, 2003. – 192 с.
16. Осеннева Н.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.: Academia, 1999 г. 224 с.
17. Отечественные и зарубежные исследователи проблемы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // lektsii.org. – Электрон. текстовые дан. – [Б. м.], 2015–1018. – URL: https://lektsii.org/8-16438.html.
18. Пави П. Словарь театра / пер. с фр. – М. : Прогресс, 1991. – 504 с.
19. Паисов, Ю. И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество [Текст] / Юрий Паисов. – М.: Композитор, 2004. – 600 с.
20. Песни современных композиторов для младшего школьного хора [Ноты]: программа «Музыка. I–IV классы» / ред. И. В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2014. – 156 с.
21. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – Москва : Академия, 1998. – 136 с.
22. Соколов В. Работа с хором. Изд.2-е. М.: «Музыка», 1983. 192 с.
23. Струве Г.А. Школьный хор. М.: «Музыка», 1981. 192 с.
24. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Электронный ресурс] / Г. П. Стулова. – М.: Прометей, 1992. – 270 с.
25. Супруненко Г. В. Хоровой театр как жанр «взаимодействующей» музыки и его воплощение в творчестве отечественных композиторов на рубеже 20-21 века : автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Нижний Новгород, 2012. – 24 с.
26. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа// Музыкальное воспитание в школе, вып.15. М.: «Музыка»,1982. 72 с.