Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.
Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач
Актуальность темы исследования. Способность управлять своими действиями, настойчивость в преодолении препятствий на пути к достижению цели выражаются в психологии кратким, но чрезвычайно емким словом – воля. Воля чаще всего определяется как целенаправленное саморегулирование человеком своего поведения, выраженное в способности сознательно преодолевать препятствия и трудности при совершении действий и поступков. В рамках исследования различных подходов к изучению воли представляется необходимым остановиться на ряде современных тенденций, базирующихся на традиционных подходах к изучению воли, но имеющих специфику в понимании указанного психологического феномена.
Наличие воли - это наличие внутренней активности личности, которую иногда называют личностной активностью. Или как говорил Джеймс, считающийся основным автором психологических концепций воли, он называл ее духовной активностью "Я"[2].
С понятием "воля" часто связывают процесс сознательной регуляции человеком своих поступков, поведения в целом. Воля является инструментом по преодолению препятствий, как внутренних, так и внешних. В психологии мы встречаем определение воли как проявление психической активности или волевое поведение, когда необходимо достичь определенной и конкретной цели. Благодаря воле человек управляет своим поведением, прогнозирует свою деятельность на будущее. Исключительно воля помогает человеку мотивировать, планировать и реализовать свои жизненные цели. Это и является основной задачей проявления воли у каждого из нас.
В многочисленных исследованиях показано, что от года к году растет число детей с признаками недостаточной зрелости сферы волевой регуляции поведения, деятельности, с низким уровнем развития волевых качеств. Дефицит подобных качеств искажает адекватное личностное развитие и социализацию ребенка, в дальнейшем приводит к появлению заметных проблем в обучении и адаптации к дисциплинарным требованиям школы.
Специалисты называют основные причины подобной ситуации: рост числа детей со «стертой» неврологической патологией, отклонения в воспитательном процессе и изменение среды развития детей (отсутствие «уличного игрового пространства», способствующего коррекции и компенсации полученных при рождении отклонений).
Действительно, система воспитания детей в большинстве современных семей тормозит формирование волевых качеств ребенка. Типичны такие отклонения воспитательного процесса, как гиперопека, неустойчивый стиль воспитания, воспитательная неуверенность родителей [10]. Чаще родители уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей, умению предъявлять себя, свое индивидуальное своеобразие миру, тем самым помогают реализации девиза ребенка «Я хочу», а понятия «надо» и «нельзя» формируются слабее. Это наблюдение особенно уместно в отношении дошкольного возраста: взрослым кажется, что ребенок еще очень маленький, да и проблемы, связанные с незрелостью сферы произвольной регуляции поведения еще не столь видны. Заметны они становятся с началом обучения в школе, с ростом нагрузки на эти, слабо сформированные, качества. По удачному выражению известного отечественного нейропсихолога А.В. Семенович, «самая трудноразрешимая задача всего взрослого окружения ребенка состоит в том, чтобы убедить его в значимости и прагматической ценности глагола «должен» для реализации многочисленных «хочу». В этой связи воспитание представляет собой процесс формирования произвольной регуляции поведения у ребенка.
Цель исследования – изучить и проанализировать развитие волевых качеств у детей дошкольного возраста посредством спортивных бальных танцев.
Задачи исследования:
1) изучить проблему волевых качеств дошкольников посредством спортивных бальных танцев в психолого-педагогической литературе;
2) провести эмпирическое изучение волевых качеств дошкольников, занимающихся спортивными бальными танцами;
3) проанализировать актуализацию развития волевых качеств детей дошкольного возраста посредством спортивных бальных танцев.
Объект исследования – спортивные бальные танцы.
Предмет исследования – развитие волевых качеств детей дошкольного возраста.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Проблема волевых качеств дошкольников посредством спортивных бальных танцев в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие воли и подходы к ее изучению
Воля (англ.volition, will) - способность человека преодолевать препятствия (как внешние, так и внутренние) для достижения собственных целей. Волевое усилие предполагает подавление побуждений и желаний, мешающих, отвлекающих от реализации поставленных задач. Традиционная психология рассматривает волю как источник внутренней активности человека, независимый от внешних факторов. Воля объясняется также как внутренняя способность человека к совершению действия или к свободному личностному выбору. Человек совершает только то действие, которое он решил осуществить, воздерживаясь от других [14].
Основным признаком волевого действия является согласованность с определенным интеллектуальным планом: совершаемое не является случайным или ситуативным. Воля характеризуется осмысленностью - поступки осуществляются на осознаваемом уровне. В процессе принятия волевого решения человек сталкивается с борьбой разных внутренних мотивов, и, если он не способен подавить в себе непосредственные ситуативные потребности, это значит, что он находится во власти сиюминутных желаний. При совершении волевого действия человек отчетливо представляет себе возможные положительные последствия, что служит ему дополнительным стимулом и помогает бороться с ситуативными побуждениями [45].
Развитие воли начинается с раннего детства (ребенок учится управлять собственными движениями, дотягиваться до каких-то предметов, принимать социальные нормы и правила поведения в процессе взросления). В результате обучения и развития у ребенка формируются высшие психические функции – произвольное внимание, мышление, память.
Основные подходы к определению природы воли Развитие представлений воли с древнейших времен показано на рисунке 1.
Рисунок 1 - Развитие представлений о воли
Далее рассмотрим философский аспект понимания воли, а также зарубежные теории воли.
Идеализм. Воля – это свободная воля, признание свободы воли – это отрицание объективной детерминированности человеческого поведения.
Материализм. Воля – иллюзия человека, который не осознает детерминированности своих же поступков.
Идеалистическая психология. Волевой акт оторван от деятельности. Приведем несколько точек зрения в рамках данного направления:
- Воля сводится к интеллекту.
- Воля сводится к эмоциям.
- Воля как специфическое переживание, которое нельзя относить ни к интеллекту, ни к эмоциям.
Поведенческая психология. В рамках данного направления поведение сводится к одним и тем же закономерностям исполнения, не беря во внимание сложность нервной системы того или иного организма. Схема такого поведения представлена ниже.
Рисунок 2 - Поведение в русле бихевиоризма
Теории воли в отечественной психологии.
Регулятивный подход:
- Теория воли Л. С. Выготского. В рамках данной теории воля относится к ВПФ (высшим психическим функциям). Их развитие обусловлено произвольностью поведения человека с помощью того или иного мотива. Особенностью произвольности, по мнению Л. С. Выготского, является свободный выбор действия [18].
- Теория воли В. И. Селиванова. Воля представляет собой осознанный уровень регуляции собственной деятельности, который проявляется в преодолении различных препятствий, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, с целью выполнения поставленных задач. Кроме того, В. И. Селиванов считает, что воля обязательно должна отражаться в деятельности, в ее исполнении. В противном случае нельзя говорить о волевой регуляции в целом.
- Теория воли Е. П. Ильина. Воля, по мнению Е. П. Ильина, это разновидность особого произвольного управления, которое может реализовываться только посредством волевого действия, основным признаком которого является волевое усилие.
Общие выводы по регулятивному подходу к понимаю воли:
- воля тесно связана с деятельностью; опосредованность волевого поведения;
- воля проявляется в деятельности.
Мотивационный подход. Мотивационно-деятельностная теория В. А. Иванникова. По мнению В. А. Иванникова, волю можно рассматривать как "способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации". Само же волевое поведение реализуется при недостатке общего побуждения к определенному действию. Аспект выбора Концепция воли Л. С. Выготского. Ученый выделяет две части волевого действия:
- замыкательная часть волевого процесса (принятие человеком определенного решения);
- исполнительная часть (деятельность).
Теория регуляционно-волевых процессов Л. М. Веккера. Воля представляет собой высшее специфическое регулирование собственного поведения.
В обыденной жизни под волей мы понимаем процесс преодоления себя в те моменты, когда необходимо проявлять активность и действовать для того чтобы достичь определённой цели. Таким образом, можно говорить, что воля — это некая способность человека сознательно управлять своим поведением, деятельностью и эмоциями, которая сопровождается желанием достичь определенного результата.
Нередко именно понятие воли в психологии считается ядром характера человека. Это своеобразное мастерство управления собой, поэтому и говорят, что волевой человек – это лучший менеджер сам себе. В свое время Шекспир сказал, что наша личность – это красивый сад, а воля в нем садовник.
К основным особенностям волевого человека можно отнести умение подниматься над своими инстинктами и влечениями. Благодаря ему индивид может посмотреть на ситуацию с высоты своей личности и сделать осознанный выбор, который неизбежно приведет его к цели.
Функции воли. Как видим, основным предназначением воли является целенаправленная регуляция активности в нестандартных жизненных ситуациях. В этом процессе функции воли (а их две: побудительная и тормозная) работают в единстве. Тормозная функция воли проявляется в методичном и регулярном сдерживании нежелательной для достижения цели активности. Побудительная функция воли наоборот заключается в стимулировании человеком желательной активности.
Чтобы проследить это самое единство функций воли представим себе человека, который хочет сбросить лишний вес. В этом случае поедание им пищи будет регулировать тормозная функция, а физические нагрузки будут находиться под влиянием побудительной функции воли. И так будет до тех пор, пока желание достичь цели будет побеждать.
Переоценить роль воли в жизнедеятельности человека невозможно [18]. Достаточно лишь вспомнить о том, что между мечтами и действиями по их осуществлению стоит воля. Именно она не позволяет мечтам превратиться в груды обломков, которые похоронят под собой способности, таланты и надежды отдельной личности.
Согласно многим психологическим исследованиям степень общей удовлетворенности жизнью значительно выше у тех людей, кто в выполненной работе узнает следы своей воли. Кроме того большинство психологов считают, что безвольный человек не может в полной мере реализовать себя.
Анализ психологической литературы позволяет констатировать, что в отечественной психологии прослеживается тенденция рассматривать волю как одну из сторон произвольного управления (самоуправления) личности. Основное внимание при исследовании волевой регуляции здесь уделяется способности личности к сознательному произвольному управлению своим поведением и деятельностью с помощью включения в это управления волевого компонента (Л. Д. Столяренко, Г. Н. Солнцева, В. К. Калин, Е. П. Ильин, Н. И. Непомнящая, Н. М. Пейсахов и др.). В рамках рассматриваемой тенденции прослеживается мысль о том, что эффективность и целесообразность волевой регуляции обязательно предполагает наличие высокого уровня развития у субъекта способности произвольного управления поведением и деятельностью в целом. Другими словами, уровень развития произвольного управления обусловливает уровень волевой регуляции [19]. Представляется важным выделить в современной отечественной психологии еще одну тенденцию в рассмотрении воли.
Она связана с необходимостью включения в исследование волевой регуляции изучения самоконтроля поведения и деятельности личности. Данную точку зрения разделяют такие ученые, как Г. С. Никифоров, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И Селиванов, Е. П. Ильин и др. Анализ рассматриваемых тенденций позволяет утверждать, что самоконтроль поведения и деятельности является необходимым элементом волевой регуляции личности. Без высокого уровня развития самоконтроля эффективная волевая регуляция, так же, как и целесообразное произвольное управление поведением и деятельностью, невозможны. Воля представляет собой сложное психическое явление [17].
Она имеет свою структуру, компонентами которой являются волевые процессы, волевые действия, волевые состояния и волевые свойства (качества) личности. В них выражаются конкретные проявления воли. Они же характеризуют то, как осуществляется сознательная саморегуляция личностью своего поведения и деятельности. В волевых процессах выражается динамика волевого акта: возникновение, протекание, окончание. Волевым может быть любой психический процесс (восприятие и представление, память и мышление, воображение и внимание), который сопровождается мобилизацией личностью своих усилий на преодоление различного рода трудностей и препятствий, если эта мобилизация имеет преднамеренный, осознанный характер и подчинена достижению какой-то цели. Волевые процессы обеспечивают сознательное регулирование личностью своей активности, выражающееся в преднамеренном вызове одних и задержке других актов, ослаблении или ускорении их протекания, переключении или остановке.
В понимании структуры волевого действия среди ученых нет единого мнения, но обычно выделяют три основные стадии (этапа), что находит отражение и в учебниках психологии. Так, возникновение мотива к действию, осознание его, борьба мотивов, постановка цели и принятие решения составляют содержание первой стадии волевого акта. Вторая стадия – это выбор средств достижения цели, планирование возможных путей реализации цели. Третья стадия включает в себя реализацию цели и плана на практике, а также оценку полученного результата.
Волевые качества личности: целеустремленность (умение ставить и достигать цели), решительность (быстрый и продуманный выбор цели, определение способов достижения), устойчивость (способность длительное время направлять и контролировать поведение), выдержка (самообладание), самостоятельность (собственная инициатива) и т.д.
Методы исследования:
1. Уровень волевого усилия (частота пульса, время). Держать в вытянутой руке гантель (1 кг.): начинаю уставать, устал, очень устал, скоро не смогу.
2. Методика Розенбат, Мариной: максимальная сила руки, потом удерживать на 1/3 больше - сколько сможет.
3. Измерение темпа мышечных усилий (теппинг-тест): ставить точки в квадрат, 15 сек - в произвольной форме, 15 секунд - с максимальной скоростью.
4. Удержание ноги.
5. Устойчивость волевого усилия - устойчивость произвольного внимания. 10 опечаток в серии слов. Найти за время, точность. Что преобладает, чтение текста, поиск опечаток? Испытуемый собрался сразу или при повторном чтении?
6. Дисциплинированность - волевая черта характера. Все задания просты, если внимательно слушать и выполнять. Может выполнять не очень сообразительный и не очень развитый умственно. Количественный показатель - число правильно выполнения задач. Качественный показатель - как работал: спокойно, уверенно или отвлекался, исправлял.
7. Время задержки дыхания, 1 из моделей изучения волевых реакций.
8. Опросник Стамбуловой - изучение воли у подростков (поведенческие проявления, метод наблюдения, беседа, самооценка) [47].
Виды волевых качеств: Сила воли. Сила воли представляет собой общую способности индивида преодолевать различные трудности на пути к достижению собственной цели. Трудность препятствия определяет развитость силы воли. Сила воли проявляется в процессе всего волевого акта
Рисунок 3 - Этапы волевого акта
- Выдержка и самообладание. Данные волевые качества характеризуют способность сдерживать эмоции [18].
- Целеустремленность и настойчивость. Это
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с. 1
2. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11 — 12 апреля 2012. – Барнаул.: АлтГПА, 2012. - 381 с.
3. Ананьевские чтения 2009. Современная психология: методология, парадигмы, теория Выпуск 2. Материалы научной конференции «Ананьевские чтения – 2009», Выпуск 2, Методологические и теоретические проблемы психологии / Под редакцией Л. А. Цветковой, В. М. Аллахвердова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2009. – 622 с.
4. Арсалиев Ш.М.-Х. (ред.) Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. г.Волгоград, 2015. — 263 с.
5. Барабаш Л. Н. «Хореография для самых маленьких». - ООО ИД «Белый ветер», 2002.
6. Беленок И. Л., Мишина Ю. Д. «Развитие общих способностей личности», учебное пособие. - Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2005. Глава первая. Психология общих способностей.
7. Биткаева Л.Х. (ред.). VIII Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов Наука и молодежь. - Грозный: Чеченский государственный университет, 2014. — 360 с.
8. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977. - 413 с. 3
9. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник. СПб. 6-е изд., перераб. 2009. -234 с.
10. Венгер А.Л. (ред.) Психология третьего тысячелетия. Дубна: 2014. - 334 с.
11. Голенков А.В. (ред.) Материалы IV съезда психиатров, наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов Чувашии. - Научное издание. Чебоксары, 2010. – 376 с.
12. Горинов В.В., Васюков С.А., Данилова С.В., Ушакова И.М., Баева А.С. Ограниченная вменяемость и невменяемость при расстройствах личности. Методические рекомендации. – М.: ФГУ ГНЦССП им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России, 2011. – 19 с.
13. Гордиенко М.В. Воспитание личности безопасного типа поведения младшего школьника // Автореф. дисс. … канд. пед. наук.- Омск, 2009. - 25 с.
14. Гуревич П.С. Психология. - М.: Юнити, 2012. - 320 с.
15. Ермаков П.Н., Лабунская В.А. (ред.) Психология личности. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007 — 653 с.
16. Журавлев А.Л., Знаков В.В., Рябикина З.И. Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского, 15–16 Октября 2008 г. — М.: Институт Психологии РАН, 2008. — 608 с.
17. Иванников В. А., Шляпников В. Н. Воля как продукт общественно-исторического развития человека // Психологический журнал. - 2012. - № 3. - С. 111–121.
18. Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. — 640 с.
19. Калашникова М. М. К вопросу изучения ответственности личности в пенитенциарной психологии // Человек: преступление и наказание. - 2011. - № 2. - С. 138–142.
20. Калюжный Е.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие / Е.А. Калюжный, С.В. Михайлова, С.Г. Напреев, Д.Г. Сидоров. - Арзамас: АГПИ, 2012. – 316 с.
21. Кулагина И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Общие вопросы возрастной психологии. Учебник. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 55 с.
22. Марцинковская Т.Д. (ред.) Психология развития. 3-е изд. - М.: Академия, 2007. - 528 с.
23. Масленникова У.Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
24. Материалы Научной конференции «Ломоносовские чтения» 2015 года и Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2015». /Под ред. М.Э. Соколова, В.А. Иванова, Н.Н. Миленко, В.В. Хапаева, Н.В.Величко. Севастополь: ООО «Экспресс - печать», 2015 - 511 c.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для бакалавров. — М. : Юрайт, 2013. — 460 с.
26. Панин В.А., Циглер М.В. (ред.) Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее 2015. Сборник материалов XI Региональной научно‐практической конференции аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. — Тула: Изд‐во Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2015. — 378 с.
27. Психология в России и за рубежом: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2016 г. июль). — СПб.: Свое издательство, 2016 июль. — iv, 40 с.
28. Реан Артур (ред.). Психология человека от рождения до смерти.- М.: АСТ, 2015. — 656 с.
29. Рубцов В.В. (ред.) Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии 2013. Материалы конференции. 20-24 мая 2013 года. – М.: МГППУ, 2013. – 95 с.
30. Семенова Ю. А. Психологические свойства личности [Текст] / Ю. А. Семенова, Д. С. Василега // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (9). — С. 374–376.
31. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
32. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник. — Москва: КноРус, 2016. — 280 с.
33. Сосновский Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с.
34. Стасенко В.Г. Профессия психолог в современном мире. - Воронеж: МИКТ, - Corol studia. - 60 с.
35. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010. — 592 с.
36. Стриганов В. М., Уральская В. И. «Современный бальный танец», - Москва, Просвещение, 1977.
37. Тугушев Р.X., Гарбер Е.И. Общая психология. Учебник - М.: Изд-во Эксмо, 2006 г. - 560 с.
38. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы 2015 №01. Научно-практический журнал. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. 2015. - 160 с.
39. Cecile B. Loupan «Croire en son enfant», «Поверь в свое дитя», перевод с французского Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, З. Б. Ческис. - Москва, 1989.
40. Бальные танцы. Описание и виды. - https://sportschools.ru/page.php?name=balnye_tantsy
41. Владимирова И.М. Развитие волевых качеств дошкольника. Методические рекомендации педагогам и родителям. - http://www.gmpmpk.ru/helpparents/150--vladimirova-im-razvitie-volevyh-kachestv-doshkolnika-metodicheskie-rekomendacii-pedagogam-i-roditeljam
42. Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста. - http://www.dissercat.com/content/vliyanie-obucheniya-balnym-tantsam-na-razvitie-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta
43. Влияние спортивных бальных танцев на развитие дошкольников. - http://dancedinamo-nn.ru/vliyanie-sportivnyx-balnyx-tancev-na-razvitie-doshkolnikov/
44. Влияние бальных танцев на развитие детей раннего возраста. - https://scientificresearch.ru/images/PDF/2016/10/vliyanie-balnykh-tantsev.pdf
45. Воля. - http://www.psychologies.ru/glossary/v/volya/
46. Влияние хореографии на всестороннее развитие ребёнка. - http://semicvetik.bdu.su/2014/03/13/vliyanie-xoreografii-na-vsestoronnee-razvitie-rebyonka/
47. Воля и методы ее изучения. Основные тезисы. - http://azps.ru/articles/tezis/25voluntas.html
48. Психология личности, понятие, структура, теория личности — samorazvitie.org
49. Развитие воли у детей в дошкольном возрасте. - http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-voli-u-detei-v-doshkolnom-vozraste.html