Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время на английском языке говорят повсюду. Английский язык стал мировым Lingua Franca (something resembling a common language – общим языком общения) [Merriam-Webster]. Многие компании требуют, чтобы английский был приоритетом при отборе соискателе. Образовательные заведения во всем мире подталкивают своих учеников, и в особенности, старшеклассников, к изучению английского языка, поскольку он становится самым основным квалификационным требованием для их успешного развития, а в дальнейшем, и карьерного роста. Таким образом, компетентность в иностранных языках и, в частности, в английском, является залогом успешного развития сегодняшних учеников.
Как отмечает профессор А. В. Баранников, «в отечественной школе происходит смещение акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход к образованию [Баранников, 2002, стр. 14]. Всё это ведёт к смене образовательной парадигмы, что предполагает поиск таких методов обучения и подходов, когда учащиеся приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Если в самостоятельной взрослой жизни люди понимают всю важность знания иностранных языков, то ученики общеобразовательных школ нуждаются в дополнительной мотивации, одной из которых может стать работа с аутентичным материалом посредством цифровых образовательных ресурсов, а значит работа, целью которой является исследование формирования языковых компетенций старшеклассников в процессе обучения английскому языку средствами цифровых образовательных ресурсов, является актуальной.
При этом проблемой при обучении английскому языку является выбор подходящего цифрового ресурса.
Тема данного исследования – «формирование языковых компетенций старшеклассников в процессе обучения английскому языку средствами подкастов».
Объект исследования в данной работе – языковые компетенции старшеклассников, а предмет – изучение английского языка посредством подкастов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что применение в качестве цифровых образовательных ресурсов подкастов с применением аутентичного материала позволит повысить языковую компетенцию старшеклассников.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы в соответствии с целью данной работы были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать особенности формирования языковой компетенции старшеклассников;
- сформулировать возможности формирования языковой компетенции старшеклассников средствами информационно-коммуникативных технологий;
- определить роль подкастов в формировании языковой компетенции старшеклассников;
- разработать методику формирования языковой компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку с привлечением подкастов;
- провести анализ и интерпретацию опытно-экспериментальной работы.
Материалами исследования послужили работы зарубежных методик обучения на аутентичном культурологическом материале P.G. Altbach, U. Teichler, J. Knight и др., разработки отечественных методик О. В. Борисовой, Ю.Б. Кузьменковой и др, а также теоретиков и практиков преподавания английского языка Г. В. Роговой, Е. И. Добросердовой, А. М. Кушнир, И. А. Иценко и др.
Источниками исследования послужили аутентичные англоязычные тексты систематизированные в формате подкастов в текстовом, аудио и видеоформате.
Методами исследования послужил метод наблюдения и анализа, а также статистический метод обработки данных.
Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в качестве цифрового образовательного ресурса был выбран подкаст во всех его возможных форматах, на базе которого была построена методика обучения английскому языку в старших классах общеобразовательной школы, которая может быть использована в теории обучения по аутентичному материалу.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной методике в практике обучения английскому языку в старших классах общеобразовательной школы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДКАСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Особенности формирования языковой компетенции старшеклассников
Социально-политические и экономические преобразование во всех сферах жизни нашего общества привели к существенному изменению в сферах образования. Изменился, в частности статус иностранного языка как школьного предмета. С расширением международных связей возникает необходимость в выступлениях и ведении переговоров на иностранном языке специалистов из разных областей знаний. Кроме того, во всем мире проводится огромное количество международных мероприятий, где рабочим языком является английский язык. В связи с этим, возрастают требования к уровню знания английского языка и, к уровню чтения на английском языке, в частности и к этому надо готовиться уже со школьной скамьи.
Речевая деятельность на иностранном языке протекает как в устной (говорение, аудирование), так и в письменной форме (чтение, письмо).
При этом изучение лексической (произносительной) и грамматической составляющей речи играют важную роль в изучении иностранного языка (ИЯ).
В методической литературе лексика определяется как «совокупность слов какого-либо языка. Лексика составляет важнейшую часть языкового материала и во многом определяет содержание обучения» [Бронская, 2011, с.59].
В то же время, лексику называют главным строительным материалом речи, ее формирующей стороной. Так, В.М. Филатов сказал: «Мы учим слова не только для того, чтобы знать их, а для того, чтобы используя их, осуществлять общение. Поэтому обучение лексической стороне речи – не само цель, а средство обучения всем видам речевой деятельности» [Филатов, 2004, с.27].
По мнению С. Ф. Шатилова, лексические навыки представляют лексическую сторону речи, они являются компонентами речевых умений, и образуют фундамент для обеспечения использования языка как средства общения [Шатилов, 1986, с.47]. Лексический навык оперирует лексическими единицами и комплексами лексических единиц (словами, словосочетаниями, фразами).
При этом каждый из этапов обучения английскому языку имеет свои цели и содержание обучения лексике и на всех этапах происходит целенаправленное формирование языковой компетенции.
Когда упоминается термин «компетенция», подразумевается процесс know how – act (от ноу-хау - к действию).
Из-за его глобальных и интегрирующих характеристик приобретение компетенции требует обучения в двигательной, аффективной и когнитивной областях.
Компетенция — это система концептуальных и процедурных частей знаний, организованных в рабочие схемы, которые помогают идентифицировать проблему-задачу и ее решение посредством эффективных действий в ряде ситуаций. Компетенция включает в себя необходимые знания и способности, необходимые для данного решения.
Поскольку компетентность можно оценить посредством успеваемости, то компетентность является заключительной стадией цикла или периода обучения и определяет среднесрочные и долгосрочные перспективы развития учащегося.
Надо отметить, что компетентностный подход не является новой тенденцией для российской школы. В этом направлении были созданы отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако данное направление не являлось основным в школьном образовании, оно практически не использовалась при построении учебных программ, стандартов и обратились к нему в России только сейчас, в последние 5 лет.
Почему же стоит выбрать компетентностный подход?
Создание программы, основанной на логике, основанной на компетенциях, вписывается в набор инструкций по образовательных систем всех европейских стран уже много лет, что само по себе является гарантом того, что эта программа проверенная, так как эти инструкции основаны на всемирных исследованиях, которые подчеркивают важность связей между обучением и контекстом использования, тем самым помогая учащимся сделать обучение осмысленным [Смородинова, 2010, с.111].
В течение нескольких десятилетий компетенции активно использовались в сфере западного образования. Поскольку акцент делается на социальном и личностном развитии учащегося, цель состоит в том, чтобы заставить его реинвестировать свои знания при выполнении заданий на уровне школы, а также на социальном и профессиональном уровнях. Программа была задумана с целью обеспечения устойчивого и жизнеспособного обучения.
При этом при выборе инструментов реализации компетентностного подхода важно учитывать возраст учащихся.
На необходимость изучения и учета возрастных особенностей детей обратил внимание Ян Амос Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащихся. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому учитель должен, обучая и воспитывая ребенка, строго следовать природным законам его развития.
В том случае, если не будут учитываться особенности развития психики детей, будет невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства для достижения цели.
Подростковый возраст – это период онтогенеза, переходный период между детством и юностью, когда формируется:
осознание себя в социуме;
познание норм и правил в обществе;
гормональная система организма;
устанавливания отношений со своим «я»;
развитие самосознания и самооценки;
утверждение индивидуальности.
По мнению Я.А. Коменского подростковый возраст соответствует отроку в возрасте 6-12 лет, юности относит возрастной период 12-18 лет.
Ж.-Ж. Руссо утверждал, что подростковый возраста соответствует человеку в 16 – 18 лет.
С. Холл отводит подростковому возрасту период от 12 - 13 лет до 22 – 25 лет.
К. Гетчинсон по возрастному показателю подростком считает человека в пределах – 11 -15 лет, соответственно юность соответствует 14 – 20 лет.
По Э. Эриксону подростковому периоду соответствует возраст 12-18 лет. Подростку характерны: личностная индивидуальность и идентичность.
При этом идентичность рассматривается с двух позиций: по временному показателю и на ситуативно-ролевом уровне.
На современном этапе на международном уровне не выработан единый подход к проблеме периодизации подросткового возраста.
Sherrod, Haggerty, and Featherman к подростковому периоду относят возраст 13-19 лет. Соответствующие возрастные рамки носят условный характер и сгруппирована на 2 периоды:
- ранний подростковый возраст соответствует 11-14 годам;
- старший подростковый возраст соответствует 15-19 годам.
Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин, в своих научных трудах, подростковый возраст определяли с учетом смены форм основной деятельности подростков. Согласно их трудам, подростковый возраст соответствует возрастному периоду в 11-17 лет, в два этапа:
- средний школьный возраст - 11-15 лет;
- старший школьный возраст - 15-17 лет [Эльконин, 1989, с.27].
Л.И. Божович распределил подростковый возраст на 2 фазы:
- первая фаза - 12-15 лет;
- вторая фаза - 15-17 лет.
Л.И. Божович рассматривает подростковый возраст как критическиxй [Божович, 2010, c.14].
В таб. 1 представлены различные подходы к возрастной периодизации подросткового возраста.
Таблица 1 Периодизация подросткового возраста отечественных и зарубежных авторов
На сегодняшний день на практике востребована периодизация подросткового возраста автора Д.Б. Эльконина.
Подростковый возраст является кризисным этапом в развитии личности, предполагающий серьезные изменения как на физическом так и на психологическом уровне.
Подростковый возраст характеризуется дисгармоничностью в строении личности, процессом свертывания уже установившейся системы интересов ребенка, на основе характера его поведения относительно взрослого [Эльконин, 189, c.160]. При этом возникает не соответствие между социально – психологическими запросами подростка и физическими возможностями возраста.
При этом подростковый возраст определяется рядом факторов, к которым можно отнести: рост самостоятельности и ответственности за свое поведение; повышение устойчивости поведенческих реакций и адекватности поступков; расширение сферы собственной деятельности.
Основными особенностями характеристик подростка социальной направленности являются: общественный статус ребенка; формирование нового психологического новообразования; повышение уровня самосознания.
Для подростков характерны: повышенный уровень импульсивности; повышенная эмоциональность; чрезмерная чувствительность; негативизм; критичность и скептизм; проявление максимализма; проявление мечтательности [Кон, 1980, c.87].
Подростковый возраст является важнейшим этапом развития, который оказывает последующее влияние на всю жизнь человека.
В подростковом возрасте у ребенка наблюдаются довольно частые конфликты с окружающими, которые сопровождаются переживаниями.
Данный возраст характеризуется значительными сдвигами, которые связаны с перестройкой устоявшихся психологических структур.
Именно в этом возрасте: закладываются основы сознательного поведения; устанавливается направленность относительно формирования нравственных представлений и социальных установок; формируются качественно новые проявления положительных факторов на уровне роста их самостоятельности.
В подростковом возрасте в значительной степени расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характеристические показатели.
В подростковом возрасте происходит активное развитие: мыслительного процесса; способности к аналитическим умозаключениям; способности понимать сложную противоречивость отношений на личностном уровне.
Подростки стремятся: объяснить логику явлений; не принимают всё на веру; по факту достоверности утверждений требуют ряд неопровержимых доказательств.
Внимание подростка по своим характеристическим показателям отличается значительным объемом и устойчивостью.
У подростков значительно увеличивается объем памяти, в основном за счет логического осмысления. Память подростка приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
По мнению Д. И. Фельдштейна, подростковый период характеризуется выходом ребенка на качественно новую позицию, в рамках которой происходит формирование сознательного отношения к себе [Фельдштейн, 2005, c.69].
Ключевой особенностью подростков непосредственно выступает постепенное отрицание прямого копирования оценок взрослых и включение самооценки как внутреннего критерия поведения.
Основной формой самопознания подростка является процесс сравнения себя с внешним окружением.
Поведение подростка формируется в системе регулирования относительно его самооценки, а самооценка в свою очередь формируется в процессе общения с внешним окружением.
Достаточно явно выраженные психологические особенности подросткового возраста носят название «подросткового комплекса».
«Подростковый комплекс» по своей содержательной части представляет собой перепады настроения - от веселья к унынию и обратно, не имея при этом достаточных причин.
Прежде всего, в подростковом возрасте меняется «социальная ситуация развития». Биологические изменения вместе с изменением учебной деятельности сопровождаются изменением интересов, мотивов деятельности, отношений со сверстниками и взрослыми. В этом возрасте на первый план выходят социальные мотивы всей деятельности подростка.
Таким образом, подключение к обучению социальных сетей, которые для подростка воспринимаются как важнейший элемент жизни, помог бы повысить их мотивацию в изучении английского языка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Merriam-Webster [Электронный ресурс] https://www.merriam-webster.com/dictionary/lingua%20franca
2. Common European Framework of Reference for Languages (CEFR) [Электронный ресурс] https://www.cambridgeenglish.org/exams-and-tests/cefr/cefr-exams/?hc_location=ufi#:~:text=It%20is%20used%20around%20the,level%20they%20are%20aimed%20at.
3. Уровни английского языка [Электронный реурс] https://4ege.ru/angliyskiy/58449-urovni-angliyskogo-yazyka.html#:~:text=%E2%86%92%20%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%922%20%2D%20Upper%20Intermediate,%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83%20%D0%B2%2011%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5
4. Соломатина А.Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов (английский язык, базовый уровень). Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. Москва, 2011
5. Дмитриев Д. В., Мещеряков А.С. Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 3 (31). С. 192-199.
6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - с. 159-164.
7. Смородинова М. В. Роль компетентностного подхода в системе школьного образования // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 110-112.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Изд.: Питер, 2010.
9. Кон И.С. Психология ранней юности - М. Просвещение,1980. – 256с.
10. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Избр. Труды: В 2-х т. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. - Т. 2. - 456 с.
11. Бронская, В. С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В. С. Бронская // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №4. – С 59.
12. Филатов, В. М. Практикум по методике обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебно - методическая разработка для студентов педколледжей, пединститутов, педуниверситетов / В. М. Филатов. - Ростов н/Д: АНИОН, 2004. - 112 с.
13. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов.-М.:Высшая школа,1986.-212 с
14. Таблица уровней английского языка [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://englex.ru/english-levels-table/
15. Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учебное пособие / И. Л. Бим. - Обнинск: Титул, 2001.
16. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов.-М.:Высшая школа,1986.-212 с.
17. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.:Просвещение, 2015. - 224 c.
18. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. —Для 223 с.
19. Ртищева, Л. И. Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования нескольких компетенций / Л. И. Ртищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 3 (3). — С. 191-194.
20. Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1981. - 145 с.
21. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
22. Гнеденко, В. В. Использование технологий Web 2.0 в образовании / В. В. Гнеденко, А. В. Тютяев // Международный журнал
23. прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 3. –
24. С. 82–84.
25. ГДЗ по Английскому языку за 8 класс: Spotlight 8. Английский в фокусе Ваулина Ю.Е., 2015
26. Подкастинг в России: лидеры, особенности, перспективы [Электронный ресурс] https://jrnlst.ru/podcasting-russia
27. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М., 2002.
28. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 86с.
29. Dewey, J.(1921). Plan of Organization of the University Primary School . July, 10. ICU: University of Chicago, Special Collection Research Center of the University of Chicago, Regenstein Library (President's Papers), Box 30. Folder 23. 26 p
30. Raven, J. (2002). Competency in modern society: detection and development , Moscow: Kogito-Centre.
31. Zeer, E. F. (2004). Self-regulating doctrine of the psychological and didactic technology of trainee’s competency forming. Psychological science and education, 2004, pp. 5–11.
32. Spencer, L.M., McClelland, D.C., & Spencer, S.M. Competency assessment methods: History and state of the art . Boston: McBer Research Press, 1994, pp. 113-119.
33. Tatur U.G. (2004). Competence in the structure of training quality model // Higher education today . 3, pp. 27-31.
34. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова //- 4-е изд..- Москва : Просвещение, 2006. – 238 с.
35. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. М., 2002.
36. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. Высш. Пед.учеб.заведений/ Д.Н Гальскова, Н.И. Гез // - 2-ое изд., испр. и доп.- М.: Издвтельский центра «Академия», 2005 — 336 с.
37. Гез, Н. И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. — 1977. — № 5. — С. 35–41.
38. Глухов, Г. В., Громова Т.В. Личностно-ориентированный подход как доминирующая парадигма современного профессионального образования : на примере обучения аудированию / Г. В. Глухов, Т. В. Громова. — Самара : Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2006. — 140 с.
39. Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр / В. Букатов. – М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 2017. – 144 с.
40. The 50 best podcasts to listen to in 2022 [Электронный ресурс] https://www.timeout.com/things-to-do/best-podcasts
41. How To Start A Podcast: Your 2021 Step-By-Step Guide [Электронный ресурс] https://castos.com/how-to-start-a-podcast/#planning-my-podcast