Фрагмент для ознакомления
1
Введение 4
Раздел 1 Процедура Лицензирования и Аккредитации в РФ 7
Глава 1 Лицензирование 7
1.1 Процедура 7
1.2 Объекты лицензирования в РФ 13
1.3 Нормативная документация 14
Глава 2 Аккредитация в РФ 33
2.1 Процедура аккредитации 33
2.2 Нормативная документация 39
Глава 3 Сравнительный анализ процедуры Лицензирования и Аккредитации в РФ 47
Раздел 2 Лицензирование и Аккредитация в области здравоохранения 52
Глава 1 Анализ нормативной документации в аккредитации области единства измерений 52
2.1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 52
2.2. ИСО 15189 68
Раздел 3 Разработка положения об аккредитации в области здравоохранения 86
Заключение 109
Список используемых источников 115
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Правовой режим аккредитации - один из многочисленных видов разрешительных административно-правовых режимов, который распространяется на соблюдение субъектами аккредитации (юридическими и физическими лицами в различных сферах общественной жизни) соответствия процесса и результатов их основной деятельности целям, изложенным в их учредительных документах и отражающим специфику деятельности в соответствующей сфере (наука, средства массовой информации, медицинская деятельность, метрология, техническое регулирование, образование и т.д.), согласно правилам, принятым специализированным государственным органом по аккредитации. Разрешительный режим аккредитации многогранен, что не могло не повлиять на нормативно-правовую базу, регулирующую этот правовой режим. Законодательство в этой области более чем фрагментировано.
В настоящее время аккредитованные лица в Национальной системе аккредитации (Росаккредитация) (далее - Испытательные лаборатории (центры), ИЛ) совершили переход на соответствие требованиям межправительственного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019 "Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий", которые были введены 01.09.2019 на территории Российской Федерации в Сила вступила в силу. В новом выпуске были представлены значительные нововведения, в основном посвященные внедрению методов оценки рисков, а также улучшению управления электронными документами. Однако на момент поступления не было гармонизации требований ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019 (далее - норма) и Постановления мэра № 326, а именно:
− не было никаких указаний на соответствие лабораторий требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019;
- требования к системе управления были разными и противоречили друг другу;
- правила управления рисками противоречили друг другу. Именно эти разногласия привели к тому, что деятельность по аккредитации многих аккредитованных лиц была приостановлена в переходный период.
Новые критерии аккредитации были разработаны в рамках "нормативной гильотины" - постановление мэра № 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие критериев аккредитации заявителем, аккредитованным лицом", которое вступило в силу 01.01.2021 года и касалось следующих аспектов:
1) испытательная лаборатория (центр) должна соответствовать требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019;
2) произошло разделение лабораторий на тех, кто осуществляет свою деятельность в рамках оценки соответствия, и на тех, кто должен быть аккредитован в Национальной системе аккредитации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
3) в соответствии с разделением в соответствии с пунктом 2 требования к опыту сотрудников также изменились;
4) дополнительные требования к необходимости трудоустройства на основном рабочем месте для менеджеров и заместителей ИЛ;
5) добавлены требования к соблюдению ряда нормативных документов, включая регистрацию результатов лабораторных исследований;
6) дополнительные сроки на право владения и пользования помещениями и оборудованием (не менее одного года). Однако, несмотря на почти полную гармонизацию, все еще существуют требования к систематизации и хранению документов, а именно к использованию электронной цифровой подписи, когда в лаборатории есть документы в электронном виде. Этот момент во время проверок вызывает ряд разногласий и излишеств со стороны групп экспертов, поскольку ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019 не отражает это требование, а ГОСТ Р ИСО 9000-2015 не определяет, что при использовании документов в электронном виде требуется расширенная квалифицированная подпись, которая создает новое несогласованное требование. Концепция неопределенности проблематична и сегодня, поскольку в Российской Федерации вся система обеспечения единообразия измерений основана на концепции "ошибки", которая может вызвать ряд вопросов даже при проверках органом по аккредитации. Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на попытки перейти и выполнить новые требования ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019, российские лаборатории сталкиваются с новыми вопросами, ответы на которые могут появиться только с опытом проведения проверок или с помощью ответа регулирующего органа.
Цель исследования – изучить и проанализировать процедуру аккредитации в РФ.
Задачи исследования:
1) изучить процедуру Лицензирования и Аккредитации в РФ;
2) проанализировать лицензирование и Аккредитацию в области здравоохранения;
3) выполнить разработку положения об аккредитации в области здравоохранения.
Объект исследования – здравоохранение Российской Федерации.
Предмет исследования – процедура аккредитации в РФ.
Научная или практическая новизна работы состоит в том, что было разработано положение об аккредитации в области здравоохранения.
Практическая значимость результатов ВКР состоит в том, что разработанное положение об аккредитации в области здравоохранения может быть использовано для внедрения в аккредитацию в области здравоохранения.
Структура работы: введение, три раздела, заключение и список использованных источников.
Раздел 1 Процедура Лицензирования и Аккредитации в РФ
Глава 1 Лицензирование
1.1 Процедура
В России в некоторых сферах деятельности для открытия и ведения бизнеса недостаточно зарегистрировать компанию или ИП. Для работы нужно получить лицензию государства. Она необходима учебным центрам, барам, медицинским центрам, бизнесам пассажирских перевозок и др.
Лицензия – это разрешение государства на ведение бизнеса, то есть документ установленной государством формы, который позволяет заниматься тем или иным специфическим видом предпринимательской деятельности, которая требует дополнительного контроля со стороны правительства. Она нужна не всем, а только тем ИП и компаниям, чья деятельность связана с 38 потенциальной угрозой для безопасности людей, государства и окружающей среды. Основные виды деятельности, подлежащие лицензированию, и законы, их регламентирующие, представлены ниже. К ним относятся:
1) пассажирские перевозки (№99-ФЗ);
2) оборот спирта (№171-ФЗ);
3) производство лекарств (№61-ФЗ);
4) медицинские услуги (№99-ФЗ);
5) фармацевтика (№99-ФЗ, №61-ФЗ);
6) образование (№273-ФЗ);
7) транспортировка отходов (№99-ФЗ, №89-ФЗ);
8) атомная энергия (№170-ФЗ, №317-ФЗ);
9) банки и банковская деятельность (№395-1);
10) страховые компании (№4015-1, №326-ФЗ);
11) профессиональные участники рынка ценных бумаг (№39-ФЗ);
12) управление многоквартирными домами (№99-ФЗ);
13) шифровальные устройства и шпионское оборудование (№99-ФЗ).
Перед получением лицензии ведомства проверяют, соответствует ли компания или ИП требованиям безопасности. Если все в порядке, бизнес допускают к работе. Это и подтверждает выдача лицензии. Самый надежный способ узнать нужна ли для ведения бизнеса лицензия – проверить код ОКВЭД. Но необходимо помнить, что единой базы, где можно проверить, например, по коду ОКВЭД нужна ли лицензия для конкретного бизнеса нет. Тем не менее, по коду можно узнать название деятельности, чтобы затем проверить ее в списке лицензирования.
Подать заявку на получение лицензии можно четырьмя способами: лично, по почте, через систему электронного управления документами на веб-сайте государственных услуг. Личный. Индивидуальный предприниматель или ООО собирает пакет документов и прибывает по адресу разрешительного органа в своем регионе. Стоит позвонить заранее и узнать часы работы стойки регистрации. по почте. Пакет документов должен быть нотариально заверен, необходимо составить опись письма и отправить ее по адресу утверждающего органа. Адрес и контакты разрешительного органа можно найти в Интернете и на веб-сайте государственных служб.
Через систему управления электронными документами. Чтобы подать заявку индивидуальному предпринимателю или ООО, вам понадобится квалифицированная электронная подпись. Он подходит, если компания уже зарегистрирована, открывает новое направление и компания работает в электронной системе управления документами. Веб-сайт государственных служб позволяет быстрее всего подавать документы, но для этого требуется квалифицированная электронная подпись. На веб-сайте есть советы по каждому этапу заполнения и отправки форм. Если у вас нет электронной подписи, вам нужно собрать пакет документов и обратиться в центр сертификации.
С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила получения лицензии. Раньше она получалась в электронном или бумажном виде, теперь лицензия больше не существует как отдельный бумажный документ. Лицензии хранятся в виде записи в реестре. Каждая сфера имеет свой собственный регистр. Индивидуальный предприниматель или организация могут получить выписку из реестра о наличии лицензии, но в этом нет необходимости. Чтобы бизнес работал, достаточно одной записи в реестре. В случае проверки он будет продолжать наблюдаться. Чтобы получить лицензию, вам необходимо заполнить заявку, в которой индивидуальный предприниматель или компания укажет название и адрес, по которому компания работает, код ОКВЭД, ИНН, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра юридических лиц, а также информацию о сотрудниках.
Шаблон заявки в бумажной форме можно найти в правилах утверждения вашего вида деятельности или обратиться в орган по выдаче разрешений. Чтобы подать шаблон бумаги на веб-сайте государственных служб и в системе электронного управления документами, вам не нужно заполнять и сканировать шаблон бумаги: заявка заполняется в электронном виде. Далее вам нужно собрать копии документов. В зависимости от сферы деятельности набор документов варьируется. О том, какие документы необходимы, вы можете узнать в правилах лицензирования конкретной деятельности или на веб-сайте государственных услуг. В правилах или на веб-сайте указаны документы, необходимое количество копий и способы подачи документа. Электронный означает, что вы можете загрузить сканирование или фотографию. Бумага - вы должны заполнить ее и распечатать. Некоторые копии документов должны быть нотариально заверены. Это также указано в списке документов. Далее вам нужно будет заплатить государственную пошлину.
Для индивидуальных предпринимателей и ООО размер государственного сбора установлен и составляет - 7500 рублей.
Исключения применяются только к производству и продаже алкоголя:
- за продажу алкоголя - 65 тысяч рублей в год;
- на производство вина - 800 тысяч рублей в год;
- на производство коньяка и водки - 9,5 млн рублей в год.
Платежные реквизиты можно получить на веб-сайте государственных служб или запросить в уполномоченном органе. Вы можете оплатить государственную пошлину через веб-сайт государственных услуг, онлайн-банкинг или в отделении банка. После получения и подачи всех документов и оплаты сбора заявка будет рассмотрена в течение трех рабочих дней. Если в заявке произошла ошибка или в ней недостаточно документов, она будет возвращена. Можно исправить и повторно подать документы в течение 30 дней с даты возврата. Если с заявкой и документами все в порядке, вы получите решение о выдаче лицензии в течение 45 рабочих дней с даты регистрации заявки.
Порядок принятия решений о выдаче лицензии указан в ст. 14 закона 99-ФЗ .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон №99-ФЗ от 04.05.2011г
2. О техническом регулировании: федер. закон: [принят Гос. Думой 15 декабря 2002 г., с изменением по состоянию на 28 ноября 2018 г.: одобр. Советом Федерации 18 декабря 2002 г.]. – М.: Кремль, 2002. – 44 c.
3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. От 02.07.2021) // СПС «КонсультантПлюс»
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 ст. 49
5. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 14.03.2008 г. № 537-12 «По вопросу лицензирования медицинской деятельности» // Здравоохранение. 2008. № 8.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (в ред. от 9.04.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".
8. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности".
9. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. №852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс».
10. ГОСТ ИСО/МЭК 17025–2019. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий : принят Приказом Федер. агентства по техн. регулированию и метрологии от 15 июля 2019 г. N 385-ст : дата введ. 2019–09–01. – Москва : Стандартинформ, 2020.
11. ГОСТ ИСО/МЭК 17025–2009. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий : принят Приказом Федер. агентства по техн. регулированию и метрологии от 4 апр. 2011 г. N 41-ст : дата введ. 2012–01–01. – Москва : Стандартинформ, 2012.
12. ГОСТ Р ИСО 9001–2015. Системы менеджмента качества. Требования : принят Приказом Федер. агентства по техн. регулированию и метрологии от 28 сент. 2015 г. N 1391-ст : дата введ. 2015–11–01. – Москва : Стандартинформ, 2015.
13. ГОСТ Р ИСО 31000-2019. Менеджмент риска. Принципы и руководство : дата введ. 2020–03–01. – Москва : Стандартинформ, 2020
14. ГОСТ Р ИСО 15189-2015 Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности. – Введ. 2016-06-01. М.: Стандартинформ, 2016. – 46 с.
15. ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. – Введ. 2019-09-01. М.: Стандартинформ, 2019. – 40 с.
16. ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. - Введ. 2012-01-01. М.: Стандартинформ, 2018. – 62 с.
17. Антюфеев А. Д. Проблема бланкетных норм на примере состава «незаконное предпринимательство» (ст. 171 УК РФ) с применением института обратной силы уголовного закона (ст. 10 УК РФ) // Сб. науч. ст. по итогам работы одиннадцатого Междунар. круглого стола. 30 декабря 2019 г. Шахты: Конверт, 2019. Ч. 1. С. 85–88.
18. Бадосова Д. В. Понятие и предмет лицензирования отдельных видов деятельности в системе права / Д. В. Бадосова, Д. Н. Загородная // Правовая культура России: прошлое и настоящее: : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Брянск, 01 декабря 2021 года / Под редакцией В.В. Кулачкова. – Брянск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Брянский государственный инженерно-технологический университет", 2021. – С. 62-67.
19. Березин И. Г. Актуальные вопросы лицензирования деятельности медицинских организаций / И. Г. Березин // Матрица научного познания. – 2022. – № 2-2. – С. 53-60.
20. Бирюков С. А. Организация постановки научной задачи исследования / С. А. Бирюков, А. Д. Макаров, А. Ю. Мингалев // Известия Международной академии аграрного образования. – 2021. – № 53. – С. 55-57
21. Вадимова С. А. Особенности и порядок лицензирования хозяйственной деятельности в России / С. А. Вадимова, Н. И. Петренко // Новое конституционное измерение глазами молодежи : Сборник статей по материалам Республиканской межвузовской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 04 марта 2021 года / Под редакцией И.А. Загайнова, Н.М. Швецова. – Йошкар-Ола: АНО ВО "Межрегиональный открытый социальный институт", 2021. – С. 37-41.
22. Гаврилова И.А. Законность и правопорядок: теоретико-правовые основания // Ильинские чтения. материалы III Международной научнопрактической конференции. ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова», Санкт-Петербургская Православная духовная академия. 2016
23. Зайцева А. А. Аккредитация лаборатории на право поверки средств измерений / А. А. Зайцева // Мавлютовские чтения : Материалы XV Всероссийской молодежной научной конференции: в 7 т., Уфа, 26–28 октября 2021 года. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2021. – С. 103-106.
24. Каминская О. Н., Самусь И. В., Грачева Т. Ю. Частная система здравоохранения: правовые аспекты лицензирования // Медицинское право. 2014. № 3. – С. 22.
25. Коломиец Л.В. Повышение качества медицинских услуг клиникодиагностических лабораторий / Л.В. Коломиец, Л.А. Сулима // Компетентность. – 2013. – № 7 (108). – С. 34–36.
26. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» / В. Ю. Коржов, О. А. Слепенкова, Е. А. Бевзюк, Ю. В. Хлистун, С. А. Шишелова, А. Б. Юдина, Н. А. Агешкина. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
27. Левин С. Ф. Дефинициальная неопределенность и оценки риска / С. Ф. Левин // Инженерно-физические проблемы новой техники : Сборник материалов XIV Всероссийской научно-технической конференции с международным участием, посвящённой 85-летию со дня рождения заслуженного работника ВШ РФ, доктора физико-математических наук, профессора М.И. Киселёва, Москва, 17–19 марта 2020 года / Редколлегия: А.А. Крансуцкая, Е.В. Тумакова, Е.В. Кречетова. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Диона», 2020. – С. 34-38.
28. Макаров А.Д., Гаврилова И.А., Макаров Д.А. Определение моментов случайных величин в диссертационных исследованиях // В сборнике: Региональные аспекты управления, экономики и права Северозападного федерального округа России. межвузовский сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2019. С. 199-206
29. Макаров Д.А. Факторы и инновационные пути повышения эффективности управленческой деятельности организации // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации. 2021. № 3 (21). С. 17-21.
30. Макаров А.Д. выявление и противодействие экономических преступлений сотрудниками правоохранительных органов // В сборнике: Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России. межвузовский сборник научных трудов. СанктПетербург, 2019. С. 181-198
31. Макарова О.А. Корпоративный комплаенс: как много в этом слове // Предпринимательское право. 2021. № 1. С. 59-65.
32. Макарова О.А., Макаров А.Д. Состояние и перспективы развития цифрового законодательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15. № 1. С. 5-14.
33. Международное бюро мер и весов «Международный словарь по метрологии. Основные и общие понятия и соответствующие термины»: пер. с англ. и фр. яз. ВНИИМ им. Д.И.Менделеева, Белорус. гос. ин-т метрологии. Изд. 2-е исправленное, СПб.: НПО «Профессионал», 2010. – 78 с.
34. Меньшиков В. В. О трудностях стандартизации в клинико-диагностических лабораториях медицинских организаций //Клиническая лабораторная диагностика. – 2013. – №. 4.
35. Методическая информация по проведению аккредитации специалистов здравоохранения. Составители: Лобанова Н.А. Учебнометодическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. – 35 с.
36. Михайлова А. С. Компетентность медицинских лабораторий, подтверждённых сертификатом соответствия / А. С. Михайлова, К. В. Киримова // Техника и технологии: пути инновационного развития : Сборник научных трудов 9-й Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Курск, 30 июня 2020 года / Отв. редактор А.А. Горохов. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 47-49.
37. Новохатский Д. В. Лицензирование медицинской деятельности: дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2003. – С. 13
38. Организация научно-исследовательской деятельности с использованием прямой и обратной задачи и методов сравнительного анализа и синтеза / А. Д. Макаров, С. Г. Дубинин, С. А. Бирюков, Э. Е. Евтушенко // Инновационное развитие современной науки: теория, методология, практика: сборник статей III Международной научнопрактической конференции, Петрозаводск, 11 февраля 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. – С. 61-71.
39. Пашкин С.Б., Саркисов С.В., Минко А.Н., Саркисова Е.А. Мотивация профессиональной деятельности // Учебно-методический комплекс / Военный институт (инженерно-технический). Санкт Петербург, 2021.
40. Практика реализации требований ISO 15189:2012 (ГОСТ Р ИСО 15189-2015) по управлению субподрядными лабораториями / А. В. Каленская, А. В. Эмануэль, Е. В. Аверьянова [и др.] // Медицинский алфавит. – 2017. – Т. 2. – № 20(317). – С. 9-14.
41. Практика реализации требований ISO 15189:2012 (ГОСТ Р ИСО 15189-2015) по управлению субподрядными лабораториями. Часть 2 / А. В. Каленская, А. В. Эмануэль, Е. В. Аверьянова [и др.] // Медицинский алфавит. – 2017. – Т. 4. – № 28(325). – С. 55-59.
42. Ручкина Г.Ф. Правовое регулирование экономической деятельности. Юрайт, 2019. 315 с
43. Сафонов В.Н. Обещание или предложение коррупционных действий в контексте учения о стадиях преступления // В сборнике: Уголовная политика и правоприменительная практика. Сборник материалов VII-ой Международной научно-практической конференции. 2019. С. 193-199.
44. Синченко К. О. Практические аспекты аккредитации испытательных лабораторий в национальной системе аккредитации в соответствии с новыми критериями аккредитации / К. О. Синченко // Инноватика-2021 : сборник материалов XVII Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 22–23 апреля 2021 года. – Томск: Общество с ограниченной ответственностью "СТТ", 2021. – С. 197-200.
45. Синченко К. О. Практические аспекты аккредитации испытательных лабораторий в национальной системе аккредитации в соответствии с новыми критериями аккредитации / К. О. Синченко // Инноватика-2021 : сборник материалов XVII Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 22–23 апреля 2021 года. – Томск: Общество с ограниченной ответственностью "СТТ", 2021. – С. 197-200.
46. Тарасова Е. Ю., Петрова Е. И. Аккредитация как основной элемент обеспечения качества объектов и услуг // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 3. С. 96–100.
47. Трепель В. Г. К вопросу об административной ответственности, обусловленной безлицензионной медицинской деятельностью // Медицинское право. 2009. № 1. - С. 214.
48. Шереметьева К. В. Аккредитация - признание компетентности в части лабораторий, осуществляющих контроль качества лекарственных средств / К. В. Шереметьева // Труды Всероссийского НИИ экспериментальной ветеринарии им. Я.Р. Коваленко. – 2021. – Т. 82. – С. 339-340.
49. Эмануэль А. В. и др. Практика разработки и внедрения систем менеджмента качества в медицинских лабораториях. Гост ИСО 15189-2009" лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности". Частные сложности глобального характера //Клиническая лабораторная диагностика. – 2012. – №. 12.
50. Лицензирование деятельности. URL: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/licenzirovanie-deyatelnosti
51. Макарова И.Е., Хейнштейн В.Я., Спиридонов Д.М. Сравнительный анализ старой и новой версий ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/91848/1/fti_2020_022.pdf
52. Новые правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации и проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица. URL: https://tehetalon.ru/ru/blog/blog/novye-pravila-osushchestvleniya-akkreditatsii-v-natsionalnoj-sisteme-akkreditatsii-i-provedeniya-protsedury-podtverzhdeniya-kompetentnosti-akkreditovannogo-litsa
Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/529280-7