Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном образовании личностно-ориентированный подход, основанный на учёте индивидуальных особенностей каждого учащегося, воспринимаемого как личность со своими склонностями, интересами и характерными чертами, становится ведущим в процессе обучения.
Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие у обучающегося мотивации к обучению, базирующейся на личностном смысле. Оно позволяет ему модифицировать цели и результаты обучения в соответствии со своими способностями, возможностями и потребностями. Основная задача обучения при этом – формирование у обучающихся компетенций и готовности к саморазвитию.
Иноязычные, а именно, англоязычные компетенции играют ведущую роль в сегодняшнем глобальном обществе. Английский язык стал мировым Lingua Franca (something resembling a common language – общим языком общения) [Merriam-Webster]. Многие компании требуют, чтобы английский был приоритетом при отборе соискателе. Образовательные заведения во всем мире подталкивают своих учеников, и в особенности, старшеклассников, к изучению английского языка, поскольку он становится самым основным квалификационным требованием для их успешного развития, а в дальнейшем, и карьерного роста. Таким образом, компетентность в иностранных языках и, в частности, в английском, является залогом успешного развития сегодняшних учеников.
Как отмечает профессор А. В. Баранников, «в отечественной школе происходит смещение акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход к образованию [Баранников 2002, с. 14]. Всё это ведёт к смене образовательной парадигмы [Степанов 2003, с.34], что предполагает поиск таких методов обучения и подходов, когда обучение становится личностно-ориентированным, а учащиеся приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, в связи с чем данная работа, целью которой является исследование индивидуализации обучения английскому языку с помощью цифровых образовательных ресурсов, является актуальной.
При этом проблемой при обучении английскому языку является выбор подходящего цифрового ресурса.
Тема данного исследования – «формирование языковых компетенций старшеклассников в процессе обучения английскому языку средствами подкастов».
Объект исследования в данной работе – языковые компетенции старшеклассников, а предмет – изучение английского языка посредством подкастов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что применение в качестве цифровых образовательных ресурсов методики индивидуализации позволит повысить языковую компетенцию старшеклассников
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы в соответствии с целью данной работы были сформулированы следующие задачи:
- дать определение компетентностному подходу в образовании;
- определить особенности формирования языковой компетенции;
- оценить важность личностно-ориентированного подхода в развитии языковой компетенции при изучении английского языка;
- определить особенности информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе;
- провести анализ существующих цифровых образовательных ресурсов;
- определить роль подкастов, как вида цифрового образовательного ресурса, при индивидуализации обучения английскому языку;
- разработать методику индивидуализации обучения старшеклассников английскому языку с привлечением подкастов;
- провести анализ и интерпретация опытно-экспериментальной работы апробации методики обучения старшеклассников английскому языку с привлечением подкастов.
Материалами исследования послужили работы зарубежных методик обучения на аутентичном культурологическом материале P.G. Altbach, U. Teichler, J. Knight и др., разработки отечественных методик О. В. Борисовой, Ю.Б. Кузьменковой и др, а также теоретиков и практиков преподавания английского языка Г. В. Роговой, Е. И. Добросердовой, А. М. Кушнир, И. А. Иценко и др.
Источниками исследования послужили аутентичные англоязычные тексты, систематизированные в формате подкастов в текстовом, аудио и видеоформате.
Методами исследования послужил метод наблюдения и анализа, а также статистический метод обработки данных.
Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в качестве цифрового образовательного ресурса был выбран подкаст во всех его возможных форматах, на базе которого была построена методика обучения английскому языку в старших классах общеобразовательной школы, которая может быть использована в теории обучения по аутентичному материалу.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной методике в практике обучения английскому языку в старших классах общеобразовательной школы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и списка приложений.
Глава 1 Индивидуализация языкового обучения как способ формирования языковых компетенций учащихся
1.1 Компетентностный подход в образовании
Компетенция — это система концептуальных и процедурных частей знаний, организованных в рабочие схемы, которые помогают идентифицировать проблему-задачу и ее решение посредством эффективных действий в ряде ситуаций. Компетенция включает в себя необходимые знания и способности, необходимые для данного решения.
Поскольку компетентность можно оценить посредством успеваемости, то компетентность является заключительной стадией цикла или периода обучения и определяет среднесрочные и долгосрочные перспективы развития учащегося.
Надо отметить, что компетентностный подход не является новой тенденцией для российской школы. В этом направлении были созданы отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако данное направление не являлось основным в школьном образовании, оно практически не использовалась при построении учебных программ, стандартов и обратились к нему в России только сейчас, в последние 5 лет.
Почему же стоит выбрать компетентностный подход?
Создание программы, основанной на логике, основанной на компетенциях, вписывается в набор инструкций по образовательной системе всех европейских стран уже много лет, что само по себе является гарантом того, что эта программа проверенная, так как эти инструкции основаны на всемирных исследованиях, которые подчеркивают важность связей между обучением и контекстом использования, тем самым помогая учащимся сделать обучение прикладным [Смородинова 2010, с.110], что особенно важно в случае социально-экономического профилирования в сегодняшнее время.
В течение нескольких десятилетий компетенции активно использовались в сфере западного образования.
Компетентностный подход в образовании, начал формироваться в США в 70-х годах прошлого века. Принцип компетентности зародился в рамках теории языка, а затем стал использоваться как научный метод, применяемый в различных областях знаний, в том числе в педагогике. Понятие «компетентность» впервые было предложено американским лингвистом [Khomski 1972, с.34] в связи с трансформационной грамматикой. Автор указал на различие между компетенцией (знание собственного языка говорение - аудирование) и использованием (реальное использование языка в конкретных ситуациях). Введение в профессиональное образование новых образовательных конструкций - компетенций, полномочий и ключевых квалификаций было предложено в зарубежных педагогических публикациях в 80-х годах прошлого века. Компетентностный подход к образованию был заложен американскими исследователями, чьи работы посвящены проблеме компетенций и их развитию в рамках модернизации системы образования и являются фундаментальными для сторонников компетентностного подхода. Разработка компетенций в то время рассматривалась как ответ на такие вызовы, как сохранение открытого демократического общества, многоязычие, мультикультурализм, новые требования рынка труда, развитие сложных организаций, экономические изменения, и т. д., с которыми столкнулось Европа. Тогда Совет Европы принял определение пяти ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые европейцы. Благодаря успешности компетентностного подхода в образовании, эту идею подхватили и в других странах мира. При этом, поскольку акцент делается на социальном и личностном развитии учащегося, цель состоит в том, чтобы заставить его реинвестировать свои знания при выполнении заданий на уровне школы, а также на социальном и профессиональном уровнях. Программа была задумана с целью обеспечения устойчивого и жизнеспособного обучения.
Компетентностный подход в обучении подразумевает подключение когнитивных, аффективных и мотивационных стратегий с целью установления баланса между своими предыдущими знаниями и вновь приобретенными.
Рефлексия, которую ученик будет использовать в своих собственных процессах обучения, обеспечит качество приобретения нового знания и облегчит его удержание.
Поскольку обучение является сложным интеллектуальным процессом, при выполнении задачи учащийся отображает соответствующее поведение при выполнении определенного действия.
Сосредоточившись больше на ученике и цели обучения, педагогу становится легче оценить результаты ученика.
В классическом понимании педагогическая цель подразумевает оценку в конце учебного процесса того, что было четко преподано учащемуся в процессе обучения. Однако, в случае компетентностного подхода учитель оценивает ученика с точки зрения развития, принимая решение о выборе подходящих методов, ситуаций, инструментов оценки, способов реинвестирования предпосылок и видов коррективной работы.
Таким образом, значение оценки меняется: от конечного внешнего категоричного (нормативного или сертификационного) значения в сторону движущей силы обучения.
Объясняя цели обучения, учитель предлагает учащемуся придать смысл задаче и показывает ему доступность достижимого результата.
Правильная формулировка этих целей проясняет объект учебного процесса, что помогает достигнуть высокой степени автономии в работе с учениками.
Даже если все ученики не достигают одинаковых целей в одно и то же время, четкое понимание целей облегчает организацию персонализированной педагогики и дает новый импульс вовлеченности учащегося.
Подобное взаимопонимание между учителем и учеником на языке, понятном им обоим, позволяет лучше определиться относительно того, какой именно желаемый результат должен быть достигнут учеником.
По мнению М. Н. Евстигнеева и П. В. Сысоева, компетенция и компетентность являются неразделимыми и отражают разные стороны единого процесса обучения, образования и воспитания личности. И если компетенция – это теоретический конструкт, который представляет собой перечень компонентов дискретных знаний, то компетентность – это результат педагогической деятельности, уровень реализации полученных знаний и умений на практике в конкретной предметной области, которая определяется ценностным отношением человека к субъектам и объектам деятельности. Данные уровни позволяют нам судить о том, является ли человек компетентным или некомпетентным в определенной области знаний [Сысоев 2010, с.43].
И.А. Зимняя под «компетентностью» рассматривает «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [Зимняя 1991, с.52]. А. В. Баранников под «компетентностью» понимает «самостоятельную реализуемую способность, основанную на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики» [Баранников 2002, с.33].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Merriam-Webster [Электронный ресурс] https://www.merriam-webster.com/dictionary/lingua%20franca
2. Common European Framework of Reference for Languages (CEFR) [Электронный ресурс] https://www.cambridgeenglish.org/exams-and-tests/cefr/cefr-exams/?hc_location=ufi#:~:text=It%20is%20used%20around%20the,level%20they%20are%20aimed%20at.
3. Уровни английского языка [Электронный реурс] https://4ege.ru/angliyskiy/58449-urovni-angliyskogo-yazyka.html#:~:text=%E2%86%92%20%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%922%20%2D%20Upper%20Intermediate,%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83%20%D0%B2%2011%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5
4. Соломатина А.Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов (английский язык, базовый уровень). Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. Москва, 2011
5. Дмитриев Д. В., Мещеряков А.С. Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 3 (31). С. 192-199.
6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - с. 159-164.
7. Смородинова М. В. Роль компетентностного подхода в системе школьного образования // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 110-112.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Изд.: Питер, 2010.
9. Кон И.С. Психология ранней юности - М. Просвещение,1980. – 256с.
10. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Избр. Труды: В 2-х т. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. - Т. 2. - 456 с.
11. Бронская, В. С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В. С. Бронская // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №4. – С 59.
12. Филатов, В. М. Практикум по методике обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебно - методическая разработка для студентов педколледжей, пединститутов, педуниверситетов / В. М. Филатов. - Ростов н/Д: АНИОН, 2004. - 112 с.
13. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов.-М.:Высшая школа,1986.-212 с
14. Таблица уровней английского языка [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://englex.ru/english-levels-table/
15. Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учебное пособие / И. Л. Бим. - Обнинск: Титул, 2001.
16. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов.-М.:Высшая школа,1986.-212 с.
17. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.:Просвещение, 2015. - 224 c.
18. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. —Для 223 с.
19. Ртищева, Л. И. Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования нескольких компетенций / Л. И. Ртищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 3 (3). — С. 191-194.
20. Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1981. - 145 с.
21. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
22. The 50 best podcasts to listen to in 2022 [Электронный ресурс] https://www.timeout.com/things-to-do/best-podcasts
23. How To Start A Podcast: Your 2021 Step-By-Step Guide [Электронный ресурс] https://castos.com/how-to-start-a-podcast/#planning-my-podcast
24. Aspy, D.N. & Roebuck, F.N. (1969). Our research and our findings. In Rogers, C.R. Freedom to learn: a view of what education might become (pp. 199-217).
25. Rogers, C.R. (1967) The Interpersonal Relationship in the Facilitation of Learning. In Leeper, T. (Ed.) Humanizing Education: The Person in the Process. National Education Association, Association for Supervision and Curriculum Development, 1-18.
26. Rogers C.R. (1971) Forget You Are a Teacher: Carl Rogers Tells Why. Instructor, August/September.
27. Valeeva, R.A. (2011). Humanization as a paradigm of higher education. In Professional education: theory and practice of innovation (pp. 31-32). Kazan: Publisher "Printing Service-XXI Century".
28. Панаити Н.Н. Коммуникативная компетенция как целевая и содержательная сторона обучения иностранному языку [Электронный ресурс] http://en62.my1.ru/Communicative_competence_through_comparison.pdf
29. Порожняк, Н. Ф. Развитие фонетических навыков у студентов неязыковых вузов / Н. Ф. Порожняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 556-559.
30. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике, Страсбург. 2001. Перевод под общ. ред. проф. Ирисхановой К. М. М.: МГЛУ, 2005. 248 с.
31. Соловова, Е. Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ / Е. Н. Соловова // Английский язык. Приложение к газете «Первое сентября», 2005, № 17. – с. 26 – 31.
32. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: метод. пособие / А.А Миролюбов [и др.]; под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск.: Титул, 2001. 80
33. Акинина Н.В., Ряполова Н.В. Формирование социокультурной компетенции обучающихся на основе английского юмора как фактора отражения ментальности британцев // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. - с.33-36.
34. Российская Академия Наук. Мобильные роботы. Исследования, разработки, перспективы. [Электронный ресурс] http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=f5c75bcf-2fa5-40e6-b067-4492f0c5ab22
35. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов-на-Дону, 2010
36. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
37. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М., 2002.
38. Roca. E. and Tularam, G. A. Which way does water flow. Applied Economics, 44(23), 2012, pp.2935-2944.
39. Prichett, G. D., and Feinstein, S. P. Just-in-Time Mathematics: Integrating the Teaching of Finance Theory and Mathematics. Primus, 9(2), 1999, 157-187.
40. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2003. – 128 с.
41. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития: публицистическая монография. – М.: Эгвес, 2000. – 272
42. Михейчик А. Г. Влияние облачных технологий на образовательную парадигму [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://dtconf.unibel.by/doc/Conference_2019.pdf