- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Организация социального партнерства с родителями старших дошкольников по изучению и сохранению традиций семьи
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Дошкольная педагогика
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Организация социального партнерства с родителями старших дошкольников по изучению и сохранению традиций семьи"?99 страниц
83 источника
Добавлена 28.06.2023
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1 Теоретические основы организации социального партнерства с родителями старших дошкольников по освоению традиций семьи 7
1.1 Организация социального партнерства в современном дошкольном образовании 7
1.2 Родители как социальные партнеры дошкольной образовательной организации 20
1.3 Изучение и сохранение старшими дошкольниками традиций семьи в условиях социального партнерства с родителями 38
Выводы по первой главе 47
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации социального партнерства с родителями старших дошкольников по освоению традиций семьи 50
2.1 Особенности социального партнерства с родителями старших дошкольников ГБДОУ Детский сад № 28 Московского района г. Санкт-Петербурга в вопросах освоения традиций семьи 50
2.2 Разработка программы организации социального партнерства с родителями старших дошкольников по освоению традиций семьи 60
2.3 Анализ результатов апробации программы «Семья и дошкольная образовательная организация: от диалога к партнёрству» 74
Выводы по второй главе 85
Заключение 87
Литература 92
Приложения 101
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является: «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности».
Основные положения ФГОС ДО подчеркивают, что одним из принципов является «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений». Первоосновой считается организация сотрудничества «…Организации с семьей», «…приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства».
Организация процесса социального партнерства ДОО с родителями нормативно определяется в некоторых правовых документах, к которым можно отнести «Концепцию дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», закон «Об образовании в Российской Федерации» и др.
Педагоги дошкольной образовательной организации и родители являются партнерами, которые в дополнение друг друга, своим отношениям соблюдают равенство всех сторон, обоюдную взаимность, постоянную доброжелательность, уважение сторон, создание атмосферы общего интереса в процессе воспитания дошкольников, призывая друг друга к диалогу. Педагогам необходимо приблизить родителей к себе, вызвать у них доверие, расположить к откровенности. Невозможно перейти к новым формам педагогических отношений в рамках закрытой дошкольной образовательной организации.
Семья и дошкольная образовательная организация – два общественных института, их социальное партнерство возможно посредством передачи дошкольникам духовно-нравственных и культурных традиций семьи, потому что существует угроза утратить подрастающим поколением историческое национальное лицо и самобытность русского народа.
Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации нуждается в правильной организации. Особенность социального партнерства заключается в необходимости «думать вместе и действовать сообща». Проблема заключается в недостаточности управления процессом социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями старших дошкольников по изучению и сохранению традиций семьи.
Объект исследования - организация социального партнерства с родителями старших дошкольников.
Предмет исследования - организация социального партнерства с родителями старших дошкольников по изучению и сохранению традиций семьи.
Цель исследования – разработка программы социального партнерства с родителями старших дошкольников по изучению и сохранению традиций семьи.
Гипотеза исследования - программа социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями по решению задачи освоения традиций семьи детьми 5-6-летнего возраста может быть разработана и реализована путем:
- создания картотеки семейных традиций и включения полученной от родителей информации в тематическое планирование;
- организации и проведения методических мероприятий для педагогических работников по освоению традиций семьи при участии родителей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую литературу и раскрыть сущностные характеристики всех основных понятий, заявленных в теме: «организация», «социальное партнерство», «семья», «традиции семьи».
2. Изучить особенности организации социального партнерства с родителями в дошкольной образовательной организации.
3. Раскрыть вопросы изучения и сохранения старшими дошкольниками традиций семьи в условиях социального партнерства с родителями.
4. Выявить особенности социального партнерства с родителями старших дошкольников ГБДОУ Детский сад № 28 Московского района г. Санкт-Петербурга в вопросах изучения и сохранения традиций семьи.
5. Разработать программу социального партнерства с родителями старших дошкольников по изучению и сохранению традиций семьи для проведения формирующего эксперимента.
6. Проверка результатов апробации программы социального партнерства с родителями по изучению и сохранению традиций семьи старшими дошкольниками.
Методы исследования:
- теоретические: метод теоретического анализа литературы, анализ документов;
- эмпирические:
1. Методика «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (Е.Н. Степанов) в адаптации к дошкольной образовательной организации канд. пед. наук Н.С.Маляковой);
2. Беседа на выявление отношения родителей к работе дошкольной образовательной организации в освоении традиций семьи.
Теоретические основы исследования
- педагогические положения о семье как воспитательной системе: Е.П. Арнаутова, P.C. Буре, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, С.А.Козлова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, B.C. Мухина, и др.:
- социально-педагогические труды, раскрывающие особенности социально-педагогической работы с семьей: В.Н. Гуров, Т.В. Лодкина, Л.В. Мардахаев, В.А. Никитина, С.И. Токарева, С.И. Голод, А.И. Антонов и др.;
- труды о взаимодействии образовательных организаций с семьей: Ю.П. Азаров, П.П. Пивненко, Т.В. Волкова и др.;
- исследовательские труды о сотрудничестве педагогов и родителей: Е.П. Арнаутова, В.Г. Алямовская, И.Ф. Дементьева, В.П. Дуброва, Т.А. Данилина, Т.Н. Доронова, М.Г. Дрезнина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, О.А. Куревина, О.В. Огороднова, Л.В. Михайлова-Свирская, З.И. Теплова и др.;
- психолого-педагогические исследования о необходимости сопровождения семьи на всех этапах дошкольного детства: Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, Т.А. Маркова и др.
Научная новизна:
– уточнение характеристик понятия «родители как социальные партнеры дошкольной образовательной организации»;
– научное обоснование программы совершенствования социального партнерства дошкольной образовательной организации и родителей старших дошкольников по изучению и сохранению традиций семьи.
Практическое значение – разработка программы, направленной на совершенствование социального партнерства с родителями старших дошкольников по изучению и сохранению традиций семьи.
База исследования – ГБДОУ Детский сад № 28 Московского района г. Санкт-Петербурга.
Глава 1 Теоретические основы организации социального партнерства с родителями старших дошкольников по изучению и сохранению традиций семьи
1.1 Организация социального партнерства в современном дошкольном образовании
В данном параграфе рассмотрим организацию социального партнерства в современном дошкольном образовании.
Организация как процесс – это состояние системы, характеризуемое как упорядоченное, организованное.
Понятие «организация» чаще всего используется в трех значениях:
- это система, в частичности, система управления, которая рассматривается как единый организм;
- это стадия управленческого процесса, которая необходима для создания, образования новой системы, при этом возможен процесс реорганизации или ликвидации системы, существующей до начала данной стадии;
- это процесс реализации управленческих методов организационного характера.
В этом контексте оправданным может считаться использование термина «организовывать» (от лат. оrganizo - сообщаю стройный вид, упорядочиваю), который характеризует образование «порядка» из «хаоса» [74].
Как процесс организация представляет собой совокупные действия, ведущие к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
Проанализируем различные источники о значении понятия «организация», «управление организацией».
Из краткого словаря понятий и терминов по социальной педагогике:
- «(от франц. organisation – придаю стройный вид) – упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на базе общих целей, интересов и программ; составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, в достижении взаимодействия при функционировании ее частей» [66, с.178].
Из словаря по ключевым понятиям, терминам, актуальной лексике С.М.Вишняковой:
- «франц. organisation, от лат. organize — придаю стройный вид) — 1) составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимодействия в функционировании ее частей; 2) форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры; учреждение, призванное выполнять заданные функции, решать определенный круг задач, напр., школа, институт, банк» [15, с.242].
В.С.Воробьева в своем учебном пособии «Основы управления образовательными системами» видит понимание управления организацией так: «…управление как деятельность предполагает наличие общих атрибутов (признаков) деятельности - определенных оснований, целей, средств, результатов и процесса, в котором всё это взаимодействует, субъектов и объектов» [17, с.9].
Поташник М. М. в книге «Оптимизация управления школой» считает, что управлять - это «оптимизировать управление школой – значит выбрать или сконструировать такую систему мер, которая, будучи примененной в условиях конкретной школы, так преобразовала бы структуру и процесс управления, чтобы достигались не любые, не просто лучшие прежних, а максимально возможные конечные результаты деятельности школы при рациональных (нормативных или даже минимально необходимых) затратах времени на управленческую деятельность» [59, с. 28].
В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов указывают такое понимание организации, где «…деятельность, направленная на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации» [51, с.124].
Таким образом, организация рассматривается, как вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов и т.д.
Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность сотрудника и организацию в целом для наилучших результатов с точки зрения достижения поставленных целей.
Управлять организацией - вести организацию к своей цели, получая максимум возможностей из всех ресурсов, которые имеются в распоряжении.
Для нашего исследования наиболее актуально понимание организации, как процесса – это совокупность мероприятий (действий), обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования.
В данной работе мы будем рассматривать организацию социального партнерства в современном дошкольном образовании.
В качестве основы понятия социального партнерства понимается плодотворное взаимодействие всех заинтересованных в данном процессе сторон. К примеру, социальное партнерство в рамках ДОО можно рассмотреть следующим образом - это «особый тип взаимодействия образовательных организаций с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на согласование и реализацию интересов участников этого процесса» [53, с.30].
Как считает В.А. Михеев: «Социальное партнёрство - это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по активным проблемам экономической и социально-политической жизни общества» [45, с.16-17].
Общее определение именно социального партнерства дано Е.Н.Землянской, так она называет его «особым типом взаимодействия равноправных субъектов, формирующегося на основе заинтересованности обеих сторон в обучении и воспитании детей и развития их социокультурного окружения, ориентирующий участников на поиск согласия, достижения консенсуса, оптимизацию отношений» [28, с.12].
Для И.М.Реморенко социальное партнерство видится как «совместная коллективно распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемыми всеми участниками данной деятельности эффектам» [41, с.13].
Ряд авторов приводит схожее с названным ранее определение понятия, но дополненное и расширенное, сообразно со сферой деятельности. Так, например, Н. Г. Одинец включает в него добровольность и осознанность при исполнении обязанностей участниками партнерских отношений, а также ответственность за выполнение или невыполнение их надлежащим образом [54].
Г. Л. Мозжухина дает понятию «социальное партнерство» следующее определение: «это система определенных взаимоотношений между семьей и образовательным учреждением. Взаимодействие равноправных субъектов, формирующееся на основе заинтересованности обеих сторон в обучении, воспитании и развитии детей и их социокультурного окружения, характеризующиеся добровольностью и осознанностью, моральной ответственностью за выполнение коллективных договоров и соглашений» [48, с.5]. Она добавляет необходимость правового статуса взаимодействия сторон, то есть подкрепленное документацией, локальными актами, законами наличия основ для эффективного партнерства и сотрудничества.
А «качество и престижность помощи социального партнера выступает гарантом продолжительных партнерских отношений» [48, с.4].
Организация партнёрства может быть целесообразна только тогда, когда она системна.
Е.К. Кашленко в 2004 году в своей диссертационной работе определяет, что социальное партнерство – система, в ней есть следующие компоненты: цель, субъект, механизм, содержание, потенциал, результат [34].
Перечисленные Е.К. Кашленко компоненты расширяет О.Ю. Кожурова в 2011 году [34]. Как она считает, социальное партнерство - это ряд компонентов: субъект, цель, направленность, принцип, содержание, форма, механизм, результат, потенциал. Следовательно, социальное партнерство – система, характеризующаяся некоторыми признаками, как цель, субъект, содержание, результат.
В системе социального партнерства индивидуальные участники – это руководитель ДОО, администраторы ДОО, педагоги (воспитатели и специалисты сопровождения образовательного процесса).
Групповые участники изучаемой системы социального партнерства - это педагогический, методический, управляющий советы, методические объединения воспитателей, совет родителей, собрания коллектива на различном уровне проведения, ведение заседаний родительского клуба по интересам, организация работы совета отцов.
У Е.К. Кашленко другое отношение между субъектами социального партнерства: на уровне ОО – учредитель, попечительский, затем педагогический советы, административный блок, директор, методическое объединение, родительский комитет и т.д.; на уровне территориального управления: муниципальная администрация, учреждение здравоохранения, затем - различные организации некоммерческого характера и предпринимательской структуры [34].
Когда ДОО добивается и обеспечивает устойчивый качественный уровень результатов, тогда можно говорить об ее конкурентноспособности. Возможно достичь это только при условии тесного сотрудничества с социальными институтами, потому что они оказывают помощь в решении образовательных задач.
В соответствии с поставленной целью социальные партнеры в ДОО строят свои отношения с учетом принципов данной системы (См. Рисунок 1).
Рисунок 1. Принципы социального партнерства «Дошкольная образовательная организация - родители», автор - Е.А.Молодцова
Принцип добровольности – это использование права добровольного включения в процесс социального партнерства.
Принцип согласования интересов - обоюдное достижение всеми субъектами общих интересов с опорой на переговоры и установление компромиссов.
Принцип взамозаинтересованности - это равноправие и взаимопроникновение интересов всех субъектов.
Принцип ответственности всех партнеров – это осуществление процесса разграничения ответственности между каждым субъектом социального партнерства, а на основе индивидуальной ответственности - выработка общей ответственности всех участников.
К принципу нормативно-правового обеспечения социального партнерства относим нормативное закрепление отношений.
Принцип открытости – это наличие открытой системы и возможность вовлечь круг заинтересованных лиц в данную систему.
Принцип обязательности достигнутых договоренностей – это обязательность выполнения согласованных действий между всеми участниками партнерских отношений.
И. А. Левицкая в статье, посвященной социальному партнерству, пишет: «Основные принципы социального партнерства предполагают: уважение и учет интересов участников соглашения; заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях; равноправие и доверие сторон, вступающих в отношения социального партнерства; свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства; добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования; систематичность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства; наличие определенных соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей при ведении переговоров и во время подписания соглашения о партнерстве; реальность обеспечения принятых партнерами обязательств, то есть объектом соглашения о партнерстве должны стать только обеспеченные своими средствами и ресурсами мероприятия; обязательность исполнения достигнутых договоренностей; систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений каждой из сторон, подписавших соглашение» [39].
Цитирование принципов по Левицкой – это вынужденная мера, потому что в данном тексте представлена одна особенность.
Следует обратить внимание на то, что И. А. Левицкая заметила специфику в партнерстве образования в сравнении с другими социальными сферами, поскольку оно возникает в целях решения своих социально-образовательных задач, касающихся обучения, воспитания и развития детей, имеет соответствующие предметы, к примеру, условия организации процессов, несколько направлений - нравственно-социального, творческого и интеллектуального развития, социализации детей различных групп, профилактики отклонений развития детей от норм и пр.
Партнерство в образовании - не освоенное до конца, но очень актуальное явление. На данный момент в большинстве учебных практик явления, называемые социальным партнерством, оказываются в реальности смешанными формами социального сотрудничества, в числе элементов которого благотворительная, спонсорская деятельности, инвестиции.
На основе диссертационных исследований (Ю. В. Медова, Г. Л. Мозжухина, Р. М. Васильева, Н. Г. Одинец, О. Д. Никольская и др.), можно прийти к выводу, что истинное партнерство возникнет только в том случае, если стороны партнерской связи понимают, что они являются взаимовыгодными и не могут решать свои проблемы, не объединившись с другими.
Как отмечает в своей диссертации Н.А.Дроздов, социальное партнерство в сфере образования нужно понимать «как аспект государственно-общественного управления образованием, при котором принятию должных решений способствует создание нового коммуникативного поля с характерными чертами и основными организационно-педагогическими условиями построения партнерских отношений для решения основных задач деятельности организаций-партнеров» [46, с.].
Внимание Ю.В.Медовой ценно на «разобщённость субъектов воспитательных воздействий…, бессистемность проводимых мероприятий…» как факторов, которые неблагоприятно влияют на выработку партнёрства [46, с.9].
Проанализируем документы, которые регламентируют организацию деятельности в ДОО.
Как отмечает в своем автореферате П. Н.Гапонюк «Институциональная методология управления модернизацией современной системы образования» все возникающие, как определенные модели, взаимоотношения субъектов государственно-общественного управления в ДОО определяются как законодательством Российской Федерации, нормативными и правовыми документами, так и локальными актами самого ДОО [19].
Документально понятие социальное партнерство в образовании закрепилось:
- в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273, где есть указание на то, что достижение целей развития современного образования будет более результативным при условии качественных его изменений, с включением образовательной среды [66];
- в федеральной целевой программе развития образования «Наша новая школа» определены направления работы образовательной организации на установление отношений партнерства с окружающим социумом, в котором находятся родители, учреждения культуры, здравоохранения, спорта, досуга, представители бизнеса, другие организации социальной сферы.
Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.
Социальное партнерство в сфере образования, в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:
- равноправие участников;
- взаимное уважение;
- заинтересованность в результатах;
- свобода обсуждения интересующих вопросов;
- добровольность принятия на себя обязательств;
- ответственность.
Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОО и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства: в ДОО им обычно становится само учреждение.
Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования: в ДОО основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей.
Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОО и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями.
ДОО наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.
Социальное партнерство в ДОО может происходить:
- внутри ДОО с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОО, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
- на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).
Формами социального партнерства становятся:
- различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
- уроки, встречи, поездки познавательного характера;
- дни открытых дверей;
- общие родительские собрания;
- индивидуальная работа с семьей;
- консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
- индивидуальная подготовка детей к школе.
Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц.
Уделим внимание локальным нормативным актам, которые регламентируют управление ДОО.
Порядок управления деятельностью ДОО определен в ее уставе. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Помимо руководителя в уставе указывают исчерпывающий перечень коллегиальных органов, которые будут созданы в образовательной организации. В данном локальном акте нужно определиться с формой участия в управлении образовательной организацией обучающихся и родителей. Например, выбор или назначение представителей в один или несколько коллегиальных органов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления некоторых функций по управлению ДОО к коллегиальным органам управления ДОО относятся следующие:
- Общее собрание коллектива;
- Педагогический совет;
- Родительское собрание;
- Родительский комитет;
- Управляющий Совет.
Среди форм общественного управления выделяется социальное партнерство.
На пути к успешному партнерству взаимодействие проходит несколько этапов. Первый этап представляет собой тщательное планирование и создание партнерства шаг за шагом. Второй этап – укрепление партнерства за счет осознания единой цели и важности концентратора социальной сети. Третий этап – налаживание трехстороннего равноправного диалога и выработка необходимых процедур. Управление процессом взаимодействия – четвертый важный компонент, а решение возникающих проблем и разработка методов оценки партнерской деятельности составляют пятый и шестой этапы.
Таким образом, социальное партнерство необходимо рассматривать как взаимовыгодное, добровольное, заинтересованное сотрудничество разных сфер современного общества. Организация устойчивых отношений ДОО с партнерами социума будет являться одним из важнейших путей повышения качества дошкольного образования.
1.2 Родители как социальные партнеры дошкольной образовательной организации
Данный параграф начнем с определения нормативных документов о взаимодействии семьи и образовательной организации.
Декларация прав ребёнка. Принцип 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…» [78].
Конвенция о правах ребёнка. 1 часть. Статья 18: «1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить принципы общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» [79].
Конституция РФ. Глава 2. Статья 38:
«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» [80].
Семейный кодекс. Статья 31. Равенство супругов в семье
2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Статья 65. Осуществление родительских прав
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей» [81].
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
«Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания
IV. Участники образовательного процесса
Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники.
Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон» [82].
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители)… обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями…;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Статья 64. Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [68].
Далее рассмотрим семью как социальный институт.
«Семья является базовым, фундаментальным условием функционирования всего российского общества и важнейшим элементом его самоорганизации» [51].
Семья, как первичная социальная группа, должна сыграть особую, основную роль в том, чтобы сохранить и передавать от поколения в поколение основы социальных структур общества. Она посредник между ее индивидом и обществом: помогает найти его место в обществе, реализоваться в нём, с другой стороны, окружает защитой и обеспечивает заботу, предоставляет свободу личной жизни и способствует сохранению своей индивидуальности, с другой стороны. Обобщив и дополнив всё вышеизложенное, можно сказать, что семья обладает следующими функциями:
- функция объединения всех усилий (лишь семья может удовлетворять потребности в едином комплексе);
- репродуктивное (биологическое воспроизводство общества);
- досуговая (организация, взаимное обогащение интересов);
- воспитательная (социализация молодых людей);
- духовно-эмоциональная (развитие человека, эмоциональная стабилизация личности и психологическая терапия);
- функции первичного социального контроля (моральной регламентации поведения членов семьи в различных областях, ответственность и обязательства родителей перед детьми);
- хозяйство-экономическое (управление домашним хозяйством, поддержка и опека нетрудоспособного члена семьи);
- обучающая (обучение подрастающих поколений) [57].
Фрагмент для ознакомления 3
2. Александрова, М.В. Теория и практика моделирования продуктивного взаимодействия педагогов в развивающейся школе: Монография/М.В. Александрова. - НовГУ им.Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004. 104 с.
3. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипина // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.
4. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьей/ Е.П.Арнаутова. // Управление ДОУ, 2002 г., № 4. – 66 с.
5. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 4. – С. 30–37
6. Арнаутова, Е. П. Что мешает диалогу между педагогами и родителями? / Е. П. Арноутова // Педагог и семья. - 2010.- №3.- С. 32- 41.
7. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.
8. Баринова, Л. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи в трудах отечественных педагогов в XIX веке/ Л.В.Баринова // Вестник КемГУ. 2014. №3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimodeystviya-shkoly-i-semi-v-trudah-otechestvennyh-pedagogov-v-xix-veke (дата обращения: 05.12.2022).
9. Баринова, Т.М. Семейные традиции: содержание и формирование (монография)/ Т.М.Баринова. Магадан, 2008. — 152 с.
10. Бахтин, М. М., 1961 год. Заметки / М.М.Бахтин/ Собрание сочинений в 7-ми томах, Том 5, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 1996 г., с. 351. https://clck.ru/32Hrzn
11. Бодалев, А.А. Психология общения/ А.А.Бодалев. М.: «МОДЭК», 2002. 320 с.
12. Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
13. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В.Бромлей. – М., 1983.
14. Варлофомеева, Т.И. Государственно-общественная модель управления в ДОУ/ Т.И.Варлофомеева// Управление ДОУ. - 2009. - №>4
15. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика/ С.М.Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
16. Володина, Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье / Л. О. Володина // Педагогика. — 2011. — № 4. — С. 41—50.
17. Воробьева, В.С. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С.Воробьева. М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 36
18. Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста/ А.Н.Ганичева. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.
19. Гапонюк, П. Н. Институциональная методология управления модернизацией современной системы образования/П.Н. Гапонюк: Автореф. дис.... д-ра пед. наук М., 2011- 50 с.
20. Гилева, А.В. К вопросу о новых подходах к взаимодействию ДОУ с семьей/ А.В.Гилева // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2013. № 52. С. 135-138.
21. Гребенюк, О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики/ О.С.Гребенюк, М.И.Рожков. М.: Владос, 2004. — 160 с.
22. Григорьева, Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание. 2006 - №9. - С.23-31.
23. Демина, Г. Д. Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного возраста/ Г.Д.Демина // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С
24. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2000. -№3.- С.4-7
25. Дубровская, Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие/ Е.А.Дубровская. — М.: Юрайт, 2020. — 180 с.
26. Замолоцких, Е. Г. Семья и школа социальные партнеры (исторический аспект)/Е.Г. Замолоцких // Педагогика и психология образования. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-shkola-sotsialnye-partnery-istoricheskiy-aspekt-1 (дата обращения: 21.10.2022).
27. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОО: Методические рекомендации/ О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 112 с. (Управление детским садом.)
28. Землянская, Е. Н. Реализация требований ФГОС НОО в программах подготовки бакалавров педагогического образования (аспект воспитания)/ Е.Н.Землянская // Преподаватель ХХI век. — 2014. — № 1. — С.11–19.
29. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е. С. Евдакимова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 93с.
30. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей/ Н. В. Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
31. Евстратова, Е.А. Структурная модель взамодействия ДОУ и семьи / Е.А. Евстратова, О.Г. Заводчикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013 – 167 с.
32. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с.
33. Каратаева, Н.А. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07. - Екатеринбург, 1999. - 238 с.
34. Кашленко, Е.К.Организационно - педагогические условия построения социального партнёрства как фактора социализации личности школьника: Дис…канд.пед.наук/ О.Г.Кашленко.Омск, 2004.
35. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: метод.пособие / Н. В. Кирюхина. - М.:Айрис-пресс, 2005. - 107 с.
36. Кожурова, О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала : дис. … канд. 61 пед. наук : 13.00.01 / О. Ю. Кожурова ; Ин-т теории и истории педагогики РАО. – М., 2011. – 227 с.
37. Корсунов, А.В. Управление региональной системой подготовки кадров на основе социального партнёрства/ А.В.Корсунов: Дис…канд.экон.наук.СПб,2000.
38. Кротова, Т. В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи / Т. В. Кротова // Управление ДОУ. – 2003. №5. -С.18-22.
39. Левицкая, И. А. Социальное-образовательное партнерство в современных социокультурных условиях/ И.А.Левицкая // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoobrazovatelnoe-partnerstvo-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah (Дата обращения: 17.09.2022)
40. Лернер, П.С. Бифуркации педагогической парадигмы в профильном образовании учащихся старших классов/ П.С.Лернер // Профильная школа Москвы: опыт, проблемы перспективы: Материалы науч.-практич. конференции (г. Москва, 14–15 мая 2003 г.). М., 2003
41. Майер, А. А.Организация взаимодействия субъектов ДОУ / учебно – методическое пособие. 2 – е изд., доп. и перераб/ А.А.Майер,Л.Г.Богославец. – 2012. – 176 с.
42. Маркова, Т.А. Детский сад и семья/ Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1981. – 227
43. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. — М.: Academia, 2018. — 640 c.
44. Михайлова-Свирская, Л.В. Работаем с родителями. Пособие для педагогов ДОО / серия «Работаем по ФГОС ДО»/ Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015
45. Михеев, В.А. Основы социального партнерства / В.А. Михеев. – М.: Экзамен , 2001
46. Медова, Ю. В. Педагогические возможности социального партнерства в воспитании сельских школьников: Автореф. дис. … канд. пед. Наук/ Ю.В.Медова. Калуга, 2005.
47. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей // Приложение к письму Мин. Образования России в Правительство РФ от 31.012001 № 90 / 30 - 16 // Внешкольник, 2009.-№3- С.10-12.
48. Мозжухина, Г. Л. Педагогическое партнерство общеобразовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста: дис.... канд. пед. Наук/ Г.Л. Мозжухина. — Брянск, 2006. — 243 с.
49. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2005 (Домодедово : ДПК). - 135 с. - (Библиотека воспитателя. Современные воспитательные технологии дошкольного образования)
50. Моисеев, А.М. Нововведения во внутришкольном управлении / А.М. Моисеев, А.Е. Капто, А.В. Лоренсов, О.Г. Хомерики; под общ. ред. А.М. Моисеева. М.: Пед. о-во России, 1998. С. 177.
51. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года одобренная постановлением Правительства РФ от 04 октября 2000 года № 751, СЗ РФ, 2000, № 41 ст. 4089
52. Нечаева, М.П. Диагностические методики классного руководителя: методическое пособие/ М.П.Нечаева, И.Э.Смирнова. – М.: УЦ перспектива, 2008. – С. 71-72
53. Никольская, О. Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук/ О.Д.Никольская.- Челябинск, 2007.
54. Одинец, Н. Г. Формирование экологического сознания подростков в условиях партнерства школы с семьей: дис.... канд. пед. Наук/ Н.Г.Одинец. — Иркутск, 2006. — 136с.
55. Павлова, Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей/ Л.О.Павлова // Дошкольное воспитание. 2002. N 8-13
56. Пискунов, А. И. История педагогики и образования/ А.И.Пискунов. М.: Сфера, 2001. 512 с.
57. Подласый И. П. Педагогика. Кн. 2. Воспитательные функции семьи. М.: ВЛАДОС, 1999. 256 с
58. Попова, Е. И. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи/ Е.И.Попова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-uvazhitelnogo-otnosheniya-k-semeynym-traditsiyam-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya (дата обращения: 08.10.2022).
59. Поташник, М. М. Оптимизация управления школой/ М.М.Поташник. - М., 1991.
60. Пудова, О.В. Формы и методы организации внеурочной деятельности начальной школы/ О.В.Пудова // Теория и практика образования. – 2014. – № 7. – С. 84-92
61. Реморенко, И. М. Разное управление для разного образования/ И.М.Реморенко. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
62. Сафонова, Е. Г. Организационно-педагогическое обеспечение социального партнерства профессионального колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. Г. Сафонова ; Мос. ин-т. раз. проф. обр. ‒ М., 2003. ‒ 27 с.
63. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
64. Социальное партнерство семьи и детского сада // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2011. – № 3. – С. 35.
65. Словарь иностранных слов https://gufo.me/dict/foreign_words/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F
66. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / М-во образования И науки Российской Федерации, Российский гос. социальный ун-т ; авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - Москва: Изд-во Российского социального у-та, 2014. - 362 с.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
68. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 06.05.2014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_158523/ (дата обращения: 26.09.2022).
69. Теория организации: учеб. пособие по специальности "Менеджмент орг." / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. - СПб. [и др.] : Питер, 2004 (ООО Тип. Правда 1906). - 268 с.
70. Теплова, З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: автореф. дисс. … канд. пед наук по ВАК 13.00.01/ З.И.Теплова. – М., 1999.
71. Толковый словарь Ожегова https://gufo.me/dict/ozhegov?ysclid=l906ycf21r235795442
72. Черняк, Е.М. Семьеведение: учебное пособие/Е.М.Черняк. − М.: Дашков и Ко, 2009. – 320 с.
73. Чуча, С.Ю. Социальное партнёрство в регионах РФ. Некоторые проблемы правового регулирования/ С.Ю.Чуча// Социальное партнёрство: нормативно-правовая база. М.,2001
74. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. – 134 с.
75. Шмаков, С.А. Досуговая педагогика: методическое пособие / С.А. Шмаков. – Екатеринбург, 2004. – 280 с.
76. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.
77. Якимец, В.Н. Межсекторное социальное партнёрство/В.Н.Якимец. М., 2004
78. Декларация прав ребенка https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
79. Конвенция о правах ребенка https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
80. Конституция Российской Федерации https://clck.ru/32qoKZ
81. Семейный кодекс Российской Федерации https://clck.ru/32qoT9
82. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» https://clck.ru/32qoV9
83. Рабочая программа воспитания в рамках ООП https://ds28mr.spb.ru/files/upload/untitled-folder/rabochaya-programa-2022-2023.pdf
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней