- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Специфичность адаптационных стратегий в ситуации повышенного уровня стресса
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Психодиагностика
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Специфичность адаптационных стратегий в ситуации повышенного уровня стресса"?99 страниц
60 источников
Добавлена 30.06.2021
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
На пороге XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе. Именно поэтому я считаю, что данная тема не может быть неактуальной, так как стресс - это часто встречаемое явление в жизни. Человек сталкивается со стрессом, хоть и не значительным, но буквально ежедневно. Мы живем среди людей и событий. Событие, может быть каким угодно - хорошим или плохим, но оно часто сопровождается стрессом. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.
На современном этапе развития в социально-психологической науке и практике наблюдается усиление интереса к исследованию различных форм адаптационных процессов и реагирования личности на стрессовые ситуации, в том числе, совладания с волнением перед публичными выступлениями на конкурсах, конференциях, соревнованиях. Исследования И.П. Волкова, В.А. Дёмина, Е.П. Ильина, В.И. Румянцева и других показывают, что наиболее ярко феномены «эмоционального напряжения», «эмоционального перегорания» и их последствия проявляются у спортсменов, имеющих опыт регулярного участия в соревнованиях. Предстартовое напряжение (волнение) исследователи связывают с условно-рефлекторной реакцией психики человека на обстановку предстоящих соревнований, которое непосредственно влияет на результаты выступления. Вместе с тем связанность успешности спортсмена и умения совладать со стрессом дает ценный эмпирический материал для понимания механизмов возникновения волнения, его содержания, а следовательно, и универсальных для студентов-специалистов любого профиля механизмов совладания с эмоциональным напряжением
Цель исследования выявить психологические особенности адаптационных стратегий личности в стрессовых ситуациях.
Объект исследования личность в стрессовых ситуациях.
Предмет исследования психологические особенности адаптационных стратегий личности в стрессовых ситуациях.
Гипотеза исследования. Психологические особенности адаптационных стратегий личности в стрессовых ситуациях обусловлены актуализацией внутреннего потенциала личности, характером и типом проявления сущностных признаков адаптационных стратегий, поло-возрастными различиями.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущностные признаки и классификацию адаптации личности в психологической науке.
2. Определить индивидуально-личностные особенности, проявляющиеся в процессе адаптации к стрессовым ситуациям.
3. Раскрыть содержательные аспекты адаптации и типологию адаптационных стратегий личности в стрессовых ситуациях.
Методологической основой исследования выступают следующие принципы: системности, комплексности, детерминизма; принцип субъекта развития, единства сознания и деятельности.
Основные этапы исследования.
На первом этапе работы осуществлялось системное изучение различных подходов к исследованию адаптации личности в стрессовых ситуациях.
На втором этапе была разработана профилактическая программа развития преодолевающих адаптационных стратегий личности в стрессовых ситуациях.
На третьем этапе изучались психологические особенности адаптационных стратегий личности в стрессовых ситуациях.
Глава 1 Теоретические аспекты адаптационных стратегий в ситуации повышенного уровня стресса
1.1 Анализ понятия адаптации
Адаптация индивидуального организма связана, с одной стороны, с эволюционно-детерминированными (генетическими) механизмами его функциональных систем, которые согласно концепции Н.П. Бехтеревой могут быть отнесены к жестким звеньям регулирования, а с другой стороны с индивидуально приобретаемыми качествами, посредством которых обеспечиваются гибкие формы взаимодействия с факторами окружающей среды [30, с. 69].
Определение «адаптация» предлагаемое в словаре русского языка СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой трактуется как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям [10]. В английском словаре слово adapt переводится как приспособлять, переделывать, облегчать [39],
В словаре философии предлагается рассматривать слово «адаптация» как процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды [19].
В словаре А.В. Петровского адаптация рассматривается, как «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды», и обращает внимание на то, что процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания [14].
П.П. Блонский говоря о приспособлении, утверждал, что приспособление индивидуума к стимулам окружающей среды состоит или в устранении от этих стимулов или в приближении, задержке, повторении их. Организм стремится поддержать соответствующий стимул или даже повторить или воспроизвести его. Но реакция, стремящаяся воспроизвести тот стимул, которым она вызывается, есть не что иное, как элементарное подражание [31].
Б.Г. Ананьев рассматривал в контексте адаптации такие образующие фундаментальные основы системы человекознания; человек как индивид, как личность и субъект деятельности, каждое из которых может достичь высшего уровня развития вершины [13: т.1., с. 54]. По его мнению, личность — это «общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.
Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху» [ 13].
Ф.З. Меерсон и М.Г. Пшенникова предложили определять индивидуальную адаптацию как развивающийся в ходе жизни процесс, в результате которого организм приобретает устойчивость к определенному фактору окружающей среды и, таким образом, получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью, и решать задачи, прежде не разрешимые [, с. 5].
3. Фрейд одним из первых начал подробно исследовать возможности адаптации личности к трудным жизненным ситуациям. На основе наблюдений за больными неврозом, он сформулировал фундаментальные положения о психологической защите личности: защитные механизмы являются врожденными, запускаются в стрессовых ситуациях и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта»; неспособность разрешить конфликт вызывает рост внутреннего напряжения и дискомфорта. В этот момент активизируются специальные психологические защитные механизмы, которые ограждают сознание человека от неприятных, травмирующих переживаний. Впоследствии защитные механизмы стали рассматриваться не только как элемент психики людей, склонных к невротическим реакциям или страдающих неврозами, но и как функции «Я» -сознательной части личности любого человека. При угрозе целостности личности они отвечают за ее интеграцию и приспособление к реальным обстоятельствам. Постепенно большинство исследователей склонилось к выводу, что функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта. Ослабляя конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость к стрессовой ситуации [24; 225].
Представления А. Фрейд явились следующим шагом в эволюции психоаналитической теории. Она подчеркивала оберегающий характер защитных механизмов, которые предотвращают дезорганизацию и распад поведения. Согласно ее наблюдениям, люди имеют склонность выборочно использовать немногие защитные механизмы, несмотря на их более широкий потенциал. Эти механизмы рассматривались не только как проявление врожденных задатков, но и как продукты индивидуального опыта и непроизвольного научения [22].
В теории «когнитивного диссонанса» рассматриваются механизмы психологической адаптацииличности в контексте психологической защиты. Л. Фестингер считает, что человеческое сознание не терпит противоречий между отдельными когнитивными элементами и стремится устранить диссонанс. Между информацией и прежними представлениями существует определенная сбалансированность. Соответствие между внешним сигналом, прежними представлениями и установками личности вызывает у воспринимающего состояние «психологического комфорта» или «когнитивного диссонанса», что влечет за собой большое число положительных эмоций, поддерживает общий уравновешенный тонус настроения и мироощущения. При обратной ситуации создается перевес отрицательных эмоций, нарушающий его внутренний баланс. Единство «Я» в этой теории означает согласованность трех компонентов: осознавания «Я», интерпретации личностью своего поведения в этом аспекте и представлений о том, как личность воспринимают другие люди [28].
Согласно теории самовосприятия Д. Бема, индивид черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из: восприятия своих внутренних состояний, наблюдения своего открытого поведения и обстоятельств, в которых это поведение происходит [10, с. 91].
В тех случаях, когда человек не может эффективно адаптироваться к стрессовым ситуациям с помощью имеющихся у него в запасе личностных ресурсов, когда информация общества противоречит установкам, взглядам личности, тогда на помощь человеку приходят автоматические адаптивные ответные реакции, как механизмы психологической адаптации [14, с. 71].
К. А. Абульханова-Славская рассматривает взаимосвязи между социально-когнитивными структурами и адаптацией человека к социальным изменениям. В качестве такой когнитивной структуры выступает социальное мышление личности, которое является определенным «обобщением» личностью своего способа жизни. [5, с. 41].
В. Вундт отмечал, что одной из главных задач психологии является «исследование индивидуумов со средой и выяснение процесса развития». В частности он показал, что успешность развития личности зависит от условий окружающей среды и от того насколько человек будет к ним адаптирован [1].
Успешная адаптация через освоение ведущего вида деятельности человека в том или ином возрасте рассмотрена в работах А.Н. Леонтьева. Личностное развитие ребенка он видел в активном и адекватном взаимодействии с миром. Одним из условий которого он видел специфический процесс овладения и общения [16, с.78].
И.А. Милославова определяет адаптацию личности как один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы окружающей среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения [14].
С.К. Нартова-Бочавер считает, что адаптация личности является «историческим признанием личности и неразрывности различных измерений ее самоактуализации» [11].
А.А. Реан пишет, что «адаптация является мощным стимулом для развития личности. ...ведущим, конституирующим фактором неповторимости психической сферы человека является его адаптация к изменениям в окружающей среде» [18, с. 25].
В понимании феномена адаптации личности Л.И. Вассерман считает, что центральное место принадлежит идее о постоянной реализации адаптационного процесса при наличии значимых изменений в системе «организм-среда», такой подход позволяет рассматривать адаптацию как процесс, обеспечивающий соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. Основным условием эффективности адаптации является способность индивидуума удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели. Адаптация личности понимается как целостная, самоуправляемая функциональная система, направленная на поддержание устойчивого взаимодействия индивида с окружающей средой и отношения к самому себе [49].
Ф.Б. Березин определяя сущность адаптации личности выделяет: психическую адаптацию, направленную на сохранение психического здоровья; социально-психологическую адаптацию, которая обеспечивает функцию микросоциального взаимодействия; психофизиологическую адаптацию, осуществляемую организмом в целях оптимального формирования психофизиологических соотношений и сохранения соматического здоровья [27].
Ю.А. Александровский описал системную организацию функционального обеспечения адаптации личности со следующими ее компонентами: подсистема поиска, восприятия и переработки информации; подсистема эмоционального реагирования; подсистема социально-психологических контактов; подсистема обеспечения бодрствования и сна, эндокринно-гуморальная регуляция [11].
Состояние адаптации личности характеризуется отсутствием длительных внешних и внутренних конфликтов, продуктивной деятельностью, удовлетворением основных социальных потребностей индивидуума. Оно также характеризуется соответствием личности ролевым ожиданиям группы вместе со свободным выражением своих творческих способностей. В ходе адаптации индивид использует навыки и механизмы поведения, приобретенные на предыдущих этапах онтогенеза [19].
А.А. Налчаджян предлагает адаптацией личности называть состояние, а адаптивностью называть процесс, приводящий к адаптации. Он выделил три основные разновидности социально-психологической адаптации [19, с. 51]:
1. Нормальная адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры. Нормальная адаптация подразделяется на:
Нормальную защитную адаптацию (агрессия, рационализация, проекция, регрессия, формирование обратной реакции, сублимация);
Нормальную незащитную адаптацию процесс адаптации личности в нефрустрированных проблемных ситуациях, требующих принятия рациональных решений, где используются познавательные процессы личности, процессы целеобразования и целеполагания, интеллектуализация жизненного опыта, общения и обмена информацией;
Смешанная адаптация, которая осуществляется в тех проблемных ситуациях, где личность частично фрустрирована, но одновременно стоит перед конструктивными задачами, связанными с ее социальными ролями. Параллельно с решением этих задач, путем достаточного эффективного использования познавательных способностей социального опыта, индивид обнаруживает защитную агрессивность, склонность к самооправданию (путем рационализации), считает виновными других (используя механизмы проекции и атрибуции).
2. Девиантная адаптация процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время, как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
3. Патологическая адаптация социально-психологический процесс активности личности, который обеспечивает, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера.
В научной литературе встречаются другие группы терминов: «дезадаптация», «отклоняющееся поведение», «девиация», которые выражают различные стороны адаптационного процесса.
Термин «отклоняющееся поведение» часто заменяется синонимом — девиантное поведение. Слово девиация в переводе с латинского языка означает отклонение. Отклоняющееся поведение трактуется как система поступков, противоречащие принятым в обществе нравственным нормам, причиняющие ущерб обществу или самой личности [204, с. 407]. Понятие «отклоняющееся поведение» часто отождествляется с понятием «дезадаптация» [86, с. 30].
К пониманию проблемы классификации поведенческих отклонений выделяют три основных подхода: социальный, клинический и психологический. В рамках психологического подхода используются различные типологии дезадаптивного поведения. Например, типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с внешнедеструктивными целями, направленными на нарушение социальных норм и внутри деструктивными, направленными на дезинтеграцию самой личности. [86, с. 29-34]. Сюда же входят и нарушения пищевого поведения, гэмблинг, зависимость от телесериалов и т.д. [19, с. 17].
Дезадаптивность рассматривается как использование постоянно неуспешных попыток индивида реализовать цель, что может свидетельствовать о незрелости личности, дисгармонии в сфере принятия решений. В рамках концепции личностного развития равновесию адаптации приписывается не статический, а динамический смысл. Особое внимание обращается на механизмы его достижения, которые регулируются эмоциональными и когнитивными компонентами. Способ восстановления нарушенного равновесия может быть различным от стремления удержать старое до тенденции к созданию новых способов взаимодействия с внешней средой. В связи с этим наибольший интерес представляют условия, в которых возникает нарушение равновесия, т.к. при этом наиболее отчетливо проявляются особенности индивидуального адаптивного стиля [13].
Различные исследования показывают, что для личности с дезадаптивным поведением характерно стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной жизнью, отсутствие ответственности за свои поступки [53].
Асоциальное поведение это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, прогулы в школе, побеги из дома, вовлеченность в азартные игры, бродяжничество, попрошайничество.
Аутодеструктивное поведение — это поведение, отклоняющееся от психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности [6, с. 29].
В рамках клинического подхода выделяются адаптационные нарушения. В соответствии с психопатологическими и возрастными критериями выделяются поведенческие нарушения. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» включает типологию поведенческих и эмоциональных расстройств с началом, характерным для детского возраста. Ее включение в МКБ-10 предлагают рассматривать в качестве первого шага на пути разработки систематической оценки дезадаптации детей [14, с. 17].
М. Раттер предложил подробные текстовые формы клинических описаний и диагностических указаний для определения расстройств адаптации. Например, для констатации диагноза «F91 Расстройства поведения» требуется возникновение повторяющихся и стойких моделей диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Подобное поведение в крайних для данного индивида формах выражения должно сводиться к грубым нарушениям соответственных возрасту социальных ожиданий, то есть его проявления должны быть более серьезными, чем обычное озорство или бунтарство, Изолированные диссоциальные поступки не являются основанием для постановки данного диагноза, подразумевающего наличие устойчивой модели поведения [14, с.48].
Под реакциями дезадаптации Д.Н. Исаев понимает относительно кратковременные психогенные расстройства, возникающие при столкновении с трудными или непреодолимыми обстоятельствами и нарушающими нормальное приспособление к условиям существования [1].
Дезадаптация может носить ситуативный, временный и устойчивый характер. В последнем случае активизируются патологические защитные механизмы личности, многократное применение которых приводит к формированию специфических видов психических комплексов [11].
Одним из признаков социально-психологической дезадаптации личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения [49].
Значимость события определяет силу конфликтующих переживаний и создает эмоциональное напряжение. 3. Фрейд в процессе лечения больных неврозами, обусловленными воздействием психотравмирующих факторов, обратил внимание на то, что в основе их заболевания лежит переживание внутреннего конфликта [20].
В.Н. Мясищев выдвинул проблему психологического конфликта. Он определял такой конфликт как особое сочетание объективных и субъективных факторов, нарушающее значимые отношения личности и способствующее вследствие этого устойчивому переживанию эмоционального напряжения, интенсивность которого определяется субъективной значимостью для личности нарушенных отношений. Несоответствие между имеющимися у индивида возможностями и предъявляемыми требованиями действительности вызывает у него переживание эмоционального напряжения [18].
Согласно трансакциональной теории копинга Р. Лазаруса и теории социального научения А. Бандура, копииг и адаптация являются продуктом множества интеракций между личностью и средой, их когнитивных иповеденческих последствий. Вследствие этого происходит постоянное социальное научение и вырабатывается когнитивный и поведенческий стиль личности, который впоследствии формируется как жизненный стиль [22].
N. Наап охарактеризовала копинг-процессы как целенаправленные, гибкие и адекватные реальности адаптивные действия, а защитные процессы понимает как навязанные, ригидные и искажающие реальность [22].
А. А. Кроник представляет субъективную картину жизненного пути как образ, временные измерения которого соизмеримы с масштабами человеческой жизни в целом, образ, в котором запечатлено не только прошлое личности история ее становления, не только настоящее жизненная ситуация и текущая деятельность, но и будущее планы, мечты, надежды. Субъективная картина жизненного пути — это психический образ, в котором отражены социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего), его этапы, события и их взаимосвязи. Этот образ выполняет функции долговременной регуляции и согласования жизненного пути личности с жизнью других, прежде всего значимых для нее, людей.
С. Л. Рубинштейн, анализируя работы Ш. Бюлер, воспринял и развил идею жизненного пути и пришел к выводу, что жизненный путь нельзя понять только как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как нечто более цельное. Для раскрытия целостности, непрерывности жизненного пути С. Л. Рубинштейн предложил не просто выделять его отдельные этапы, но и выяснить, как каждый этап подготавливает и влияет на следующий. Играя важную роль в жизненном пути, эти этапы не предопределяют его с фатальной неизбежностью.
Одна из наиболее важных и интересных мыслей С. Л. Рубинштейна, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, это идея о поворотных этапах жизни человека, которые определяются личностью. С. Л. Рубинштейн утверждает идею активности личности, ее "деятельную сущность", способность совершать выбор, принимать решения, влияющие на собственный жизненный путь. С. Л. Рубинштейн вводит понятие личности как субъекта жизни. Проявления этого субъекта состоят в том, как осуществляется деятельность, общение, какие вырабатываются линии поведения на основе желаний и реальных возможностей.
К. А. Абульханова-Славская выделяет три структуры жизненного пути: жизненная позиция, жизненная линия и смысл жизни. Жизненная позиция, состоящая в самоопределении личности, формируется ее активностью и реализуется во времени как линия жизни. Смысл жизни ценностно определяет жизненную позицию и линию жизни. Особое значение придается понятию "жизненная позиция", которое определяется как "потенциал развития личности", "способ осуществления жизни" на основе личностных ценностей. Это основная детерминанта всех жизненных проявлений личности.
Понятие "жизненная перспектива" в контексте концепции жизненного пути личности К. А. Абульханова-Славская определяет как потенциал, возможности личности, объективно складывающиеся в настоящем, которые должны проявляться и в будущем. Вслед за С. Л. Рубинштейном К. А. Абульханова-Славская подчеркивает, что человек является субъектом жизни и индивидуальный характер его жизни проявляется в том, что личность выступает ее организатором. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями и устремлениями, которые отражаются в понятии "стиль жизни".
1.2 Виды адаптационных стратегий
Под стратегиями адаптации специалисты понимают главным образом «…способы поведения личности, направленные на преодоление стрессовых ситуаций в целях восстановления психологического и физического равновесия. Они (способы – ред.) зависят от личностного адаптационного потенциала.
Существуют такие типы стратегий: активный (влияние на стресс), уклоняющийся (избегание, уход) и пассивный (затягивание реальных ответных действий, колебание, выжидание).
В научных исследованиях (М. Сандомирский и другие авторы) указано, что для адаптации к трудным условиям (болезни) человек может:
стремиться изменить внешние обстоятельства;
уходить от решения проблемы и искать себе «тихое убежище»;
изменять себя внутренне.
В других исследованиях (А.А. Реан с соавторами) мы обнаружили сходную классификацию стратегий адаптации. Это:
активное изменение ситуации;
активное изменение качеств своей личности;
поиск новой социальной среды, где можно более успешно адаптироваться и реализоваться;
пассивная дезадаптация (смирение без изменения себя).
Как мы видим, статус и поведение глаукомного больного полностью подходят под эти определения.
Стратегий адаптации – великое множество на разных уровнях и для разных условий и жизненных ситуаций. Решение о выборе стратегии адаптации – всегда сложная, трудная и ответственная работа, в которой должны участвовать все члены команды, включая больного. Оно строго индивидуально в каждом отдельном случае. Универсального рецепта на все случаи жизни нет, поскольку личностный адаптационный потенциал у всех свой.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Авдеева Л.И. Особенности самооценки респондентов, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: Дис. ... канд. психол. наук. —М., 2005. —251 с.
2. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности
3. Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология
5. Введенский Г.Е. Нейрофизиологические и нейропсихологические аспекты половой идентичности и ее нарушений // Сексология и сексопатология. — 2003. — № 8 — С. 29-34.
6. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. — М., 1987.
7. Видерман Н.С, Медико-психологические характеристики копинг-поведения больных с зависимостью от алкоголя: Дис. ...канд. психол. наук.—СПб., 2000.—195 с,
8. Горьковая И.А. Медико и социально-психологические корреляты
9. динамика, принципы коррекции. Дис. .. .д-ра. психол. наук, — М., 2002. — 379 с.
10. Захаров А.И, Социально-психологические особенности групповой психотерапии детских неврозов // Экспериментальная и прикладная психология, Вып. 4. —Л., —1971.— С. 33-38.
11. Захаров А.И. Неврозы у респондентов и психотерапия. — СПб.: Союз, 1998. -
12. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов. — СПб.: ЭКСМО-Пресс,
13. Захарова А.В., Андрющенко Т.Ю. Исследование самооценки респондентов в учебной деятельности // Вопросы психологии. —1980. —№3.
14. ЗейгарникБ.В. Патопсихология. — М: МГУ, 1986. — 288 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1998. — 349 с.
16. Каган В.Е. Половая идентичность у респондентов и подростков в норме и
патологии: Дис. ... д-ра мед. наук. — Л., 1991 —413 с.
17. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы
психологии. — 1984. — № 4.
18. Карабанова О.А, Социальная ситуация развития ребенка; структура,
19. Карвасарский Б.Д, Неврозы. Руководство для врачей. М.: Медицина,
20. Карлгрен Ф. Воспитание к Свободе. — М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1992. —272 с.
21. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у респондентов и подростков: Кн. для учителя. — М. Просвещение, 1992. —С. 26-44.
22. Колызаева Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения: Автореф. дис. ...канд. психол. наук.-ЛГУ, 1989. — 15 с.
23. Компаниец В.В, Психолого-педагогическая характеристика микропериодов младшего школьного возраста: Дис. ...канд. психол, наук.—К., 1987. —213 с.
24. Кон И.С. Открытие «Я». — М.; Политиздат, 1978. — 367 с.
25. Кон И.С. Респондент и общество. — М.: Академия, 2003. — 336 с,
26. Конструктивная психология конфликта / Б.И, Хасан. — СПб.: Питер, 2003.—250 с.
27. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. — 1991, — № 1. — С. 8-І 5.
28. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1988. —80 с.
29. Крутецкий В.А. Психология. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
30. Крюкова СВ., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь. Программы эмоционального развития для респондентов дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1999. — 208 с.
31. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. —2005. — №2. — С. 5-15.
32. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография. — Кострома: Авантитул, 2004. — 344 с.
33. Кулаков С.А. Личностно-ориентированная психопрофилактика пограничных нервно-психических расстройств у респондентов и подростков: Автореф. дис, ...д-рамед. наук/СПбМАПО — СПб., 1997. — 44 с.
34. Куфтяк Е.В. Совпадающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания респондентов: Дис. ...канд. психол. наук —Кострома, 2004.
35. Лапин ИЛ. Плацебо и терапия. СПб.: Лань. — 2000. — 223 с.
36. Липкина А.И. Самооценка школьника. — М.: Педагогика, 1976.
37. личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов, — М.: ООО «Вопросы психологии», 2001. — 192 с.
38. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной —М., 1991.
39. Лыкова Їі.М. Развитие коммуникативных ресурсов младших подростков средствами акмеологического тренинга; Дис. ...канд. психол, наук. — М., 2004.—194 с.
40. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: ИНН, 1998. — 365 с.
41. М, 1985. —С. 22.
42. Маерс Д. Социальная психология, — СПб.; Питер, 1996. — 684 с.
43. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Собр. соч. в 7-ми т. —М., 1958.
44. Макарова О.Ф. Алекситимия у подростков и методы ее психологической коррекции при соматических заболеваниях в условиях РЦ «Детские дюны». Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. — М., РОСИНЭКС, 2001. — С. 228-229.
45. Миллер С. Психология развития: методы исследования. — СПб.: Питер, 2002.— 464 с.
46. Михайлова Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц: Автореф. дис. ...канд, психол. наук. — СПб., 1998. -— 24 с.
47. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у респондентов и подростков в соответствии с МКБ-10. — М.: Смысл; СПб.: Речь, 2003. — 407 с.
48. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. -Сер.14. — 1988. — №1. — С.21-28.
49. Никольская И,М Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у респондентов: Дис, ...д-ра психол. наук. —СПб., 2001. — 329 с.
50. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. — СПб., Рига: Эксперимент, 1997. — 86 с.
51. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у респондентов. — СПб.: Речь, 2000. — 507 с.
52. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка, — СПб: Питер, 2002. — 640с.
53. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. 30 уроков здоровья для первоклассников: Метод, пос. — М,, 1999.
54. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М,: ТРИВОЛА, 1995.
55. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против, — М., 1981.
56. Ожегов СИ., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
57. Особенности психологического развития респондентов 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1988.
58. Павлов ИЛ. Поли. собр. соч. — Т. 3. — М. — 1951.
59. Панферова О.В. Особенности индивидуальности ребенка и адаптация к школе. Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., — 1996.
60. респондентов. — М: ОСЬ-89, 1998. — 272 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней