Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Сегодня, когда происходят интенсивные изменения в сфере российского образования, ключевой фигурой является учитель, который особенно нуждается в профессиональной методической поддержке и сопровождении.
Национальный проект в сфере образования «Учитель будущего» нацелен на то, что к 2024 году 50 % педагогов должно быть вовлечено в национальную систему роста в профессии, а не менее 70 % педагогов в возрасте до 35 лет примут участие в разных формах поддержки и сопровождения [НП].
Начиная с 2012 г. численность школьников ежегодно увеличивается. За последние семь лет она выросла на 14,9%, или на 2 млн человек. Актуальна для российской общеобразовательной школы проблема обучения в школах в две и три смены. Профильное обучение как концентрированное выражение прагматического индивидуального подхода в образовании, закладывающего возможности учета наиболее сильных сторон каждого ученика при выборе им образовательной траектории и профессионального будущего, требует создания условий для развития дополнительного образования, особенного внимания требует цифровизация (информатизация) школьного образования. В совокупности перечисленные проблемы выдвигают требования решения кадрового вопроса в образовательной организации. И для этого есть весомые аргументы. Социологические опросы показывают, что проблема обеспечения школ кадрами выглядит довольно острой. Доля учителей пенсионного возраста в городской и сельской местности за период 2010–2017 гг. увеличилась почти до четверти всего учительского корпуса.
В среднем по России в 2017 г. каждый десятый школьный педагог (10,7%) имел «оптимальный» (5-10 лет) педагогический стаж, но обращает на себя внимание высокая межрегиональная дифференциация по данному показателю: в Чеченской Республике, например, его уровень составил 16,4%, а в Рязанской области — 6,5%. Каждый пятый педагог признался, что подумывает об уходе с работы, настолько негативно сказывается повышающаяся нагрузка на его физическом и эмоциональном состоянии.
Для успешности развития методических, профессиональных компетенций молодых учителей общеобразовательных организаций, успешному вхождению в профессию, омоложению педагогического коллектива, созданию условий для профилактики профессионального выгорания особенно необходимо построение эффективной наставнической системы. Наиболее содержательным и практико-ориентированным, как показывает опыт образовательных организаций, является наставничество в условиях самой образовательной организации.
А. С. Макаренко писал: «Я убедился, что, как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим педагогом; я сам учился у более старых педагогов…».
Наставничество в качестве элемента системы непрерывного педагогического образования рассматривалось О.А.Абдуллиной, В.И.Загвязинским, И.Ф.Исаевым, В.А.Кан-Каликом, Н.В.Кузьминой, Л.С.Подымовой, В.А.Сластёниным и др.
Исследование проблемы наставничества молодого педагога в условиях общеобразовательной организации выявило противоречия между:
- возросшей потребностью сопровождения молодого педагога в образовательной организации и недостаточной готовностью образовательной организации к ее организации;
- требованием практики к методическому обеспечению исследуемого процесса наставничества и неразработанностью процесса его организации в условиях образовательной организации.
Исходя из замысла работы – проблема исследования – как подготовить наставника – педагога к работе с молодым педагогом?
Предполагаемое решение проблемы – разработка методики формирования кейса (совокупности приемов, методик и технологий, обеспечивающих эффективную работу наставника с молодым педагогом) наставника молодого педагога.
Проблема потребности в эффективной практике наставничества молодых учителей для повышения качества общего образования, развития их профессиональных компетенций и закрепления выпускников педагогического вуза в профессии определяет интерес к теме «Кейс наставника молодого педагога общеобразовательной организации».
Цель исследования: разработать теоретические основы формирования кейса наставника молодого педагога и экспериментально обосновать его эффективность.
Объект исследования: процесс профессионального становление молодого педагога в условиях наставничества в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: разработка методики формирования кейса наставника молодого педагога общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: разрабатываемая методика позволит сформировать кейс, обеспечивающий эффективное наставничество над молодыми педагогами, если:
- определена нормативно-правовая основа формирования и применения кейса;
- содержание кейса соответствует целям совместной работы и возможностям наставника и молодого педагога;
- определены условия для реализации кейса;
- имеется инвариантная и вариативная часть кейса (содержательная и процессуальная), учитывающая особенности взаимодействия наставника и молодого педагога.
Исходя из сформулированной гипотезы, необходимо решить задачи исследования:
1. Изучить информационные источников по теме исследования;
2. Определить нормативно-правовые основы формирования и применения кейса;
3. Сформировать содержание кейса;
4. Определить условия для реализации кейса;
5. Экспериментально апробировать кейс наставника молодого педагога общеобразовательной организации
Теоретико-методологические основы исследования определили
- концепция профессионального развития личности (Е.М. Борисова, Е.А.Климов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.И. Слободчиков и др.);
- научные труды С.Г.Вершловского, С.Я.Батышева, Л.H.Лесохиной, В.Г.Сухобской и др., определивших сущность понятия «наставничество»;
- работы Ю.В.Кричевского, О.Е.Лебедева, Ю.Л.Львовой, А.А.Мезенцева, Н.В.Немова, В.А.Сухомлинского и др. о значимости наставничества в профессиональной адаптации молодого учителя;
- исследования педагогического наставничества, осуществленные Т.И.Бочкаревой, И.С.Гичан, С.Н.Иконниковой, Е.М.Павлютенковым, Н.М.Таланчуком, А.И.Ходаковым, В.М.Шепелем и др.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрущенко Т. Ю., Аржаных Е. В., Виноградов В. Л., Минюрова С. А., Федекин И. Н., Федоров А. А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Психологическая наука и образова-ние psyedu.ru. Т. 9. 2017. № 2. С. 1-16.
2. Воскрекасенко О. А., Варникова О. В., Константинов В. В., Пашков-ская С. С., Щелина Т. Т. НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ОБЕС-ПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБ-РАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Общество: социология, пси-хология, педагогика. 2022. №9 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-sisteme-obespecheniya-adaptatsii-molodyh-pedagogov-v-obscheobrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 03.03.2023).
3. Даммерер, Й., Циглер, В., Бартонек, С. Тьютор-ство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей (пер. с нем. Л. Н. Даниловой) [Текст] / Й. Даммерер, В. Циглер, С. Бартонек // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 1 (106). - С. 56-69.
4. Дудина Е. А. Содержание наставничества в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобрита-нии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 49–62.
5. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической дея-тельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Ново-сибирского государственного педагогического университета. Т. 7. 2017. № 5. С. 25-36.
6. Емельянова Е. Е. Психологическое сопровождение молодых педаго-гов в условиях трудовой деятельности // Столица науки. 2020. № 10 (27). С. 89–98.
7. Ичетовкина Н.М. Идеи К.Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимна-зии // Образование и воспитание. — 2015. — № 5. — С. 12–14.
8. Кириллова И. О. Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость? // Научно-педагогическое обозрение. Т. 18. 2017. № 4. С. 75-80. https://elibrary.ru/download/elibrary_30554465_52890298.pdf.
9. Козина Н. С., Косарецкий С. Г., Пинская М. А. Условия работы и профессиональное самочувствие учителей в ситуации введения эф-фективного контракта. Информационный бюллетень Мониторинга экономики образования № 1 (90). М.: Изд. дом ВШЭ. 2016.
10. Колесниченко К.В. Профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов (на примере педагогической дея-тельности): автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2013. 24 с.
11. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального ста-новления молодого учителя: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва. 2007. 27 с.
12. Круглова И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя // Педагогическое образование и наука. 2007. № 1. С. 25-28.
13. Лучкина Т.В. Повышение профессиональной компетентности начи-нающего учителя посредством наставничества: зарубежный опыт / Т.В. Лучкина // Профессиональное образование в России и за рубе-жом. 2012. № 6. С. 67–77.
14. Марголис А. А., Аржаных Е. В., Хуснутдинова М. Р. Институциона-лизация наставничества как ресурс профессионального развития // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 133–159.
15. Марийчук Е. О. Социально-психологические факторы профессио-нального выгорания молодых специалистов педагогических профес-сий // Психологическая наука и образование psyedu.ru. Т. 8. 2016. № 1. С. 1-10.
16. Мухаметзянова Ф. Ш., Исланова Н. Н. НАСТАВНИЧЕСТВО КАК МЕХАНИЗМПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-mehanizmpodderzhki-professionalnogo-razvitiya-pedagogov (дата об-ращения: 03.03.2023).
17. Наставничество в системе образования России. Практическое посо-бие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. — 153 с.
18. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.
19. Нугуманова, Л.Н. Наставничество как современная модель повыше-ния квалификации педагогов в дополнительном профессиональном образовании/ Л.Н. Нугуманова, Г.А. Шайхутдинова, Т.В. Яковенко // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–3. С. 182–185.
20. Овчинникова Л. А., Декман И. Е. Психолого-педагогическое сопро-вождение процесса адаптации молодого педагога к условиям про-фессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педа-гогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 354–357. https://doi: 10.26140/anip-2020-0902-0086.
21. Пинская М. А., Пономарева А. А., Косарецкий С. Г. Профессиональ-ное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. 2016. № 2. С. 100-124. doi: 10.17323/1814-9545-2016-2-100-124.
22. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная си-стема «Школа 2000...» // Построение непрерывной сферы образова-ния. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2007. 448 с.
23. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. 2017. 2 (16) С. 87–91.
24. Послание Президента России В.В. Путина к Федеральному Собра-нию. 01.03.2018. Официальный сайт Кремля http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56957
25. Руденко И. В., Саркисова И. В. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития буду-щих педагогов // Научный вектор Балкан. 2021. Т. 5. № 2 (12). С. 15–20. https://doi: 10.34671/SCH.SVB.2021.0502.0003.
26. Сташкевич И. Р., Афанасьева С. А. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА // Инновационное развитие профессионально-го образования. 2021. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva (дата обращения: 03.03.2023).
27. Урмина И. А., Горелова Н. Н. Наставничество, его значение в исто-рии и современности // Социальная политика и социология. 2010. № 7. С. 85-94.
28. Фаляхов, И.И. Диверсификация моделей осуществления наставниче-ства: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готов-ности к осуществлению наставнической деятельности / И.И. Фаляхов // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2–1. С. 45–49.
29. Фрумин И. Д., Болотов В. А., Косарецкий С. Г., Карной М. (ред.) Российские учителя в свете исследовательских данных. М.: Изд. дом ВШЭ. 2016.
30. Трифонова Л. Б., Пухова Т. Г. Содействие адаптации молодого учи-теля в разновозрастном педагогическом коллективе // Наука и обра-зование: новое время. Научно-методический журнал. 2019. № 2 (15). С. 28–29.
31. Чернявская А. П., Данилова Л. Н. Роль педагога-наставника в адап-тации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-nastavnika-v-adaptatsii-molodogo-uchitelya (дата обращения: 03.03.2023).
32. Янова М. Г., Адольф В. А., Янов В. В. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях: учебное пособие. Красноярск, 2021. С. 10
33. Яровых Ю. В. Карьерный рост педагога: типологизация, проблемы, перспективы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 5 (133). С. 13-17.
34. Ванзатова Б. Р. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами [Электронный ресурс]. URL: https:// nspor-tal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/05/08/ organizatsiya-nastavnichestva-v-shkole-s-molodymi.
35. Заседание президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию. 05.02.2020. Режим открытого доступа: «https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html.
36. Наставничество в образовании МЕНТОРИ: www.mentori.ru.
37. Новоселова С. Ю. Эффективные практики управления профессио-нальным развитием педагога [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkpro.ru/doc/Novoselova%20S.Iu.%20NSUR.pdf.
38. ФЗ РФ №273 «Об образовании в российской Федерации» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lesl0lw5fv758990362
39. Aspfors J., Fransson G. Research on Mentor Education for Mentors of Newly Qualified Teachers: A Qualitative Meta-Synthesis // Teaching and Teacher Education. 2015. Vol. 48. May. P. 75-86.
40. Collie R. J, Martin A. J Adaptive and maladaptive work-related motiva-tion among teachers: A person-centered examination and links with well-being // Teaching and Teacher Education. 2017. № 64 (8). P. 199–210.
41. Krächter, S. (2018). Coaching in der Lehrerausbildung: Wirkungen und Wirkfaktoren im Kompe-tenzentwicklungsprozess von Leh-ramtsanwärtern. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt.
42. Larsen E. Allen J. M. Teachers as Professional Learners: Contextualising Identity across Policy and Practice. Springer Nature, 2021. 196 p. https://doi:10.1007/978-3-030-65931-8_2.
43. Makoa M. M, Segalo L. J Novice Teachers' Experiences of Challenges of their Professional Development // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2021. № 15 (10). P. 930–942.
44. Paula L. Grinfelde A. The role of mentoring in professional socialization of novice teachers // Problems of Education in the 21st Century. 2018. № 76 (3). P. 364–379. https://doi:10.33225/pec/18.76.364.
45. Ryter, A. (2018). Coaching als neuer Trend in der Lehrerinnen- und Leh-rerbildung. Eine erste Bestandsaufnahme. In Ch. Reintjes, G. Bellenberg & G. im Brahm (Hrsg.). Mentoring und Coaching als Beitrag zur Profes-sionalisierung angehender Lehrpersonen (S. 23-39). Münster, New York: Waxmann.
46. Spătărelu E. M, Kiru R. S, Laura M. Beginner teacher adaptation in the first years of teaching: instrument validation // 14th annual International Conference of Education, Research and Innovation. 2021. https://doi:10.21125/iceri.2021.0983.
47. Schatz-Oppenheimer O. Being a Mentor: Novice Teachers' Mentors' Conceptions of Mentoring Prior to Training // Professional Development in Education. 2017. Vol. 43. Iss. 2. P. 274-292.
48. Wang, J. & Odell, S. J.. An alternative conception of a mentor-novice re-lationship: Learning to teach in reform-minded ways as a context. Science Direct. Teaching and Teacher Education 23, 2007. 473-489.
49. Beywl, W. & Zierer, K. (2015). John Hattie. Lernen sichtbar machen. Überarbeitete deutschsprachige Ausgabe von „Visible Learning" (3. Aufl.). Baltmannsweiler: Schneider Verlag Hohengehren.
50. Fischer, D. (2008). Mentorieren: Zwischen kollegialer Begleitung, profes-sionellem Anspruch und persönlichem Zuspruch. SchulVerwaltung Spezial, 1, S. 38-40.