Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что на сегодняшний день отношение к мебели как предмету искусства вернулось к тому состоянию, которое наблюдалось в прежние годы, когда к каждому предмету мебели мастера относились с особым трепетом, стараясь вложить в него все свои умения и душу. Мебель была не просто бытовой необходимостью, она определяла вкус, достаток и отношения в каждой семье.
В советское время мебель стала стандартизированной и перестала рассматриваться как социально-культурное явление, но сегодня, в начале XXI века появилось понятие дизайна интерьера и, соответственно, мебель вновь вернула свой прежний статус. Люди стараются, по мере возможности, приобретать красивую и дорогую мебель, с украшениями, соответствующую их образу жизни и художественному вкусу.
Степень разработанности проблемы. Литература о русской мебели весьма скудна и не дает о ней необходимого представления. В дореволюционное время было выпущено несколько небольших брошюр и журнальных статей; носящих случайный характер и посвященных отдельным историческим образцам русской мебели.
Если не считать кратких данных о развитии русской мебели, приведенных в книгах «Мебель. Альбом обмеров» и «Стили в мебели» Н.Н. Соболева, выпущенных Академией архитектуры СССР, то исследовательской и теоретической литературы в этой области почти не имеется.
Между тем, обращаясь к лучшим историческим образцам русской мебели, изучая и анализируя художественные и технические принципы, заложенные в основе их формообразования, можно отметить, что эти образцы представляют интерес и в настоящее время.
Цель исследования – проанализировать деятельность петербургских мебельных мастерских конца XVIII – начала XIX века.
Объект исследования – русская мебель конца XVIII – начала XIX века.
Предмет исследования – деятельность петербургских мебельных мастерских конца XVIII – начала XIX века.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть историю мебели.
2. Определить особенности развития русской мебели в XVIII – XIX веках.
3. Охарактеризовать классицизм как направление искусства конца XVIII – начала XIX века.
4. Описать особенности классицизма в России.
5. Проанализировать классицизм в интерьере и мебели.
6. Выявить основные стили изготовления мебели в России конце XVIII – начале XIX века.
7. Рассмотреть деятельность известных петербургских мебельных мастеров.
8. Проанализировать значение предметов мебели петербургских мастеров конца XVIII – начала XIX века в мировой культуре.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, классификация, синтез, историографический, хронологический, сравнительный, биографический.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в магистерской диссертации собраны интересные исторические материалы и факты, которые полезны для продолжения исследования в данном направлении.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения стилей и форм работы петербургских мебельных мастеров в современном дизайне интерьера. Для этого данный исторический период необходимо подробно изучать и выявлять основные технологии и техники исполнения предметов мебели.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. История и особенности формирования мебельного дела в Петербурге в конце XVIII – начала XIX века
1.1. История мебели
Сложно себе представить, что вполне обычные предметы интерьера, такие как стол или шкаф, когда-то были показателями роскоши и высокого статуса их владельца. Сегодня мебелью оформляют не только помещения, но и парки, сады, улицы. Она активно используется в организации любой обстановки жилых и общественных мест, и представляет собой отдельную отрасль прикладного искусства.
История мебели, согласно археологическим данным, берет свое начало в очень глубокой древности, когда человек впервые начинает создавать удобство в своем скромном жилище. Места отдыха из шкур, деревянные настилы, колыбели для младенцев из древесины.
К сожалению, все это не сохранилось до настоящего времени. Самые древние образцы мебели были найдены в Египте и датируются третьим тысячелетием до нашей эры [58].
Египет, как один из самых древнейших очагов человеческой цивилизации, сумел сберечь миру богатое культурное наследие далекого прошлого. Архитектура храмовых и дворцовых комплексов, письменность на камне и папирусе, первые знания в области математики, медицины и науки, ювелирные украшения.
Здесь и начинается история возникновения мебели. В царских захоронениях династической эпохи 3400-2980 гг. до н. э. были обнаружены обычные и складные деревянные табуреты с ножками из слоновых клыков, а также отдельные фрагменты ларцов из черного дерева.
В погребениях венценосных особ второго тысячелетия до нашей эры археологи находили подобие современных кровати и стула. Кровать представляла собой прямоугольную деревянную раму, покрытую золотой оболочкой, которая в виде сетки была обтянута веревками или ремнями.
Ее причудливые ножки мастерски отображали лапы животного, льва или волка. Разнообразные сундучки и ларцы украшались узорами геометрических форм и инкрустировались зеленым и синим малахитом, бирюзой и слоновой костью.
Особая мода на инкрустацию мебели была выявлена в 745-718 гг. до н. э. в эпоху правления XXIII династии. Мебель в Древнем Египте делалась из привозных деревьев крепких пород, она отличалась особой прочностью, жесткостью и функциональностью.
Употреблялась древесина кедра, смоковницы, тиса и оливкового дерева.
Об истории мебели Древней Греции можно судить по скульптурам и сохранившимся изображениям на вазах. Известно также, что греки делали сундуки многофункционального пользования, которые долгое время являлись основным предметом интерьера.
Влажный и жаркий климат Древней Индии сформировал своеобразную культуру: люди ели, сидели и спали на полу. Поэтому только для интерьеров дворцов знати характерны были валики, ковры, низкие стулья без спинки и табуреты из ажурного каркаса с сиденьем-подушкой круглой формы.
Мебельные ремесленники в своих изделиях использовали все возможное, что давала природа: камень, глину, раковины, растительное волокно, травы и деревья. Древние римляне отличались особым тонким художественным вкусом, что имело отражение на убранстве их домов.
Они отдавали предпочтение разнообразию стульев и ложам, не придавая значения столам. Их мебель инкрустировалась драгоценными камнями и металлами, и украшалась искусной резьбой [57].
Римские мастера использовали в качестве материала цветной мрамор. Тогда же появляется первая плетеная мебель из ивовых прутьев.
К началу первого тысячелетия нашей эры возникли некоторые аналоги современной мебели.
История дизайна мебели начинается вместе с ее развитием и тесно сопряжена с архитектурными стилями. Можно проследить эволюцию от простоты и незатейливости изделий к их великолепию и изысканности.
Готическая эпоха (XII-XV вв.) рождает свой неповторимый стиль. Если в средние века мебель изготовлялась все более тяжеловесной, то с изобретением «лесопильной мельницы» ее объемные конструктивные элементы значительно облегчились.
Предметы интерьера становятся удобными и прочными. С повышением уровня жизни от представителей дворянства стали поступать запросы к более роскошному убранству домов.
Мастера стараются придать предметам особую стройность и изящество: за дело берутся столяр, резчик, позолотчик и живописец. Мебель становится привычным предметом интерьера.
В этот же период, перекликаясь со сложными композициями архитектурных сооружений, создается первая «многоэтажная» мебель.
Если внимательно отслеживать историю появления мебели, то можно заметить, что именно сундук является родоначальником разнообразных элементов интерьера. В силу своей мобильности он был одним из самых важных предметов каждого дома.
Обилие хранимых в сундуке вещей время от времени служило вертикальному его «вытягиванию». В конце XV века в Голландии такой сундук поместили на торец, и получился первый аналог шкафа.
Чуть позже к нему присоединили второй сундук, что стало прототипом двустворчатого шкафа. Во Франции в начале XVI века сундук поставили на подстолье, в результате чего появился «кабинет» [50].
И с этого времени наступает эпоха шкафа, он постоянно совершенствуется, превращаясь в изысканный и востребованный элемент интерьера. Сменялись архитектурные стили, совершенствовалась и менялась мебель.
Рококо потеснил барокко и принес с собой туалетные столики, канапе и секретеры.
Предметы, напоминающие мягкую мебель, имели место еще в глубокой древности. К примеру, в культуре Персии для отдыха и возлежания использовали некие возвышения, убранные коврами и подушками.
Жители Египта и Греции, создавая различные модели сидений, также умягчали их с помощью подушечек. К середине XVII века, в период классицизма Франция как истинная законодательница мод в интерьере дала рождение первым моделям современной мягкой мебели.
История создания комфортного сиденья повествуют о том, что сначала стулья и диваны обтягивались простой тканью. По мере того как многослойная одежда аристократов облегчалась, сидеть на жестких седалищах становилось все более неудобно.
Обтягиваемую тканью мебель стали наполнять овечьей шерстью, конским волосом, лебяжьим пухом или сухой травой.
Во второй половине XVII века выдающийся мастер, работавший в мастерских Лувра при Людовике XIV, дает рождение особого стиля художественной мебели. Андре-Шарль Буль объединяет известные способы украшения мебели в одном произведении, не теряя при этом ясности рисунка в целом и логичности самой конструкции. Будучи профессиональным эбенистом, он изящно сочетает разные породы дерева, впервые используя позолоченную медь [51].
Изучив ранее технику черепаховой инкрустации, мастер решает применить ее в декоре мебели. Шарль Буль оставил значительный след в истории развития мебели.
В настоящее время его сохранившиеся коллекции можно увидеть в Лувре (Париж), музей Гетти (Лос-Анджелес) и в ряде французских дворцов.
Изменение характера мебели во Франции в конце XVIII века произошло под влиянием увлечения античностью. Этой тенденции значительно способствовали походы Бонапарта и археологические раскопки Помпеи.
Стиль, заступивший на смену классицизму, символизировал собой величие и могущество империи (empire), созданной Наполеоном. Тяготение к древности отразилось на убранстве домов, которые стали оформлять на греко-римский лад, согласно истории.
В производстве мебель этого стиля отличалась характерными архитектурными формами (колонны, консоли, пилястры), которые использовали для членения передней части комодов и шкафов. Обстановка не отличалась удобством, предпочтение отдавалось красоте, массивности предметов [54].
В употребление входят книжные шкафы с решетками, открытые серванты, стоячие зеркала. Изобретаются раздвижные элементы.
В отличие от европейской мебели, большинство экспонатов которой были прекрасно сохранены, мебель русской старины представлена весьма скромным количеством. Из-за мало уцелевших исторических сведений, даты создания некоторых элементов точно не определены и вызывают споры.
Известно, что изготовление мебели на Руси было тесно сопряжено с постройкой жилища, архитектура которого развивалась крайне медленно и носила весьма устойчивый характер. Интерьер домов был довольно простым, даже мебель зажиточных людей не отличалась изыском.
Основными предметами были лавки, столы, табуреты и скамьи, сундуки появились значительно позднее. Мебель в истории России начинает развиваться только в XVII веке, когда международные связи государства значительно расширяются.
В царских палатах появились стулья с высокими спинками, кресла, ларцы и венецианские зеркала. При Оружейной палате учреждаются мастерские.
А в XVIII веке в Туле начинают делать железную мебель высокого художественного качества. Русская мебель быстро включилась в общий поток европейского развития и сумела сохранить свою самобытность и национальные черты.
В XIX веке австрийский мастер Михаил Тонет, мечтая о простой и компактной мебели, приступает к экспериментам с деревянными деталями. Изучая возможности материала, он всячески подвергал его различным деформациям.
Ему удалось изобрести стальные формы и шины для сгибания древесины: в процессе одновременно обеспечивалось гнутье нескольких сегментов. Это дало начало серийному производству.
Рациональный расход материала привел к дешевому изготовлению стульев и кресел. До конца XIX века, в общем, было произведено около 50 миллионов стульев по вполне доступной цене, на которых сидели в Америке, Европе и России.
История детской мебели началась еще в Древнем Египте, где в захоронениях находили маленькие кроватки, отличавшиеся от взрослых только размерами. Стоит отметить, что до XVIII века в большинстве своем люди не озабочивались отдельным ложем для своего ребенка.
Маленькие дети спали чаще всего с родителями или со старшими детьми.
Специально отдельная детская мебель как таковая долгое время нигде не производилась. Интерьер детской комнаты напоминал родительскую спальню с большой кроватью, ковром и картинами, а игровая зона отсутствовала [51].
Эпоха Возрождения подарила детской мебели стеллажи, которые чаще всего стали использовать для книг. Пеленальные столики вместе с комодами появились в XVII веке, но популярность к ним пришла значительно позднее.
Это объясняется тем, что покупку совершали только состоятельные семьи для оформления детских комнат.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII – XIX вв. Л., 1977
2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX в. Л., 1984
3. Бедретдинова Л.М. Екатерининский классицизм. М. 2008
4. Бедретдинова Л.М. Александровский ампир. М., 2008
5. Белов Н.В. Композиционные особенности мебели в творчестве архитектора К. Росси. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук. Л., 1956
6. Белов Н.В. Мебель в интерьере конца XVIII – начала XIX века в творчестве русских зодчих А.Н. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова. Л., 1963
7. Белов Н.В. О мебели, исполненной по рисункам К.И. Росси для некоторых дворцов Петербурга // Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1964. Вып. 25. С. 13-16
8. Ботт И.К. Полиматериальность – путь к возрождению отечественного мебельного дизайна // Мир мебели. 1998. № 1. С. 13-15
9. Ботт И.К. Из истории царскосельской мебельной коллекции // Судьбы музейных коллекций. Материалы VI Царскосельской научной конференции. СПб., 2001. С. 31-41
10. Ботт И.К. Царскосельская мебель. Возвращение домой // Антикварное обозрение. 2002. № 3. С. 28-29
11. Ботт И.К. Золотой век русской мебели. Уроки французского // Антикварное обозрение. 2002. № 1. С. 39-41
12. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. СПб., 2003
13. Ботт И.К. Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. СПб., 2009
14. Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII – начала XIX в. / пПод редакцией Л.З. Чериковера. М., 1954
15. Ванин С.И., Ванина С.Е. Техника художественной отделки мебели. Л., 1940
16. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 4. СПб., 2001
17. Георги И.Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей оного, с планом. Репринтное издание. СПб., 1996
18. Герес Б. Эрмитажная служебная мебель XVIII века. К творчеству Кристиана Мейера // Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1979. Вып. 44. С. 17-22
19. Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII – начала XX века. Л., 1978
20. Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели. М., 2007
21. Гусева Н.Ю. К вопросу об английском влиянии на мебельное искусство Петербурга первой половины XVIII века // Россия – Англия. Страницы диалога. Материалы V Царскосельской научной конференции. СПб., 1999. С. 68-72
22. Гусева Н.Ю. «Стильная мебель» и ретроспективизм. М., 2003
23. Демиденко Ю. Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль. СПб., 2000
24. Ефремова И.К. Маркетри в России // Мир мебели. 2002. № 2. С. 40-44
25. Иванов Д.Д. Искусство мебели. М., 1924
26. Иванова Л.Г. Основные этапы в творчестве Л. Руска // Архитектура. Л., 1968. С. 31-33
27. Интерьер и декор в интерьере. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 2002
28. Канева М.И. Античность в стилистике мебели русского ампира // Ампир в России. Краткое содержание докладов III Царскосельской научной конференции. СПб., 1997. С. 72-75
29. Кес Д. Стили мебели. Будапешт, 1978
30. Кучумов А.М. Убранство русского интерьера XIX века. По материалам выставки в Павловском дворце-музее. Л., 1977
31. Кучумов А.М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л., 1981
32. Логвинская Э.Я. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. М., 1978
33. Лукомский Г.К. Мебель. Берлин, 1923
34. Обухова Л.А. Охтинские столяры в Петербурге XVIII века // Страницы истории отечественного искусства XVI-XXI века. Выпуск XI. СПб, Palace Editions, 2005. С.97-102
35. Орлова К.А. Ампирный ансамбль мебели начала XIX века // Тезисы докладов научной сессии «Архитектурное и декоративное решение русского интерьера XVIII середины XIX в.». Л., 1968. С. 12-14
36. Попова З.П. Русская мебель. Конец XVIII в. М., 1957
37. Раппе Т.В. Мебель стиля ампир в Эрмитаже // Ампир в России. Краткое содержание докладов III Царскосельской научной конференции. СПб., 1997. С. 75-78
38. Русская мебель в Государственном Эрмитаже / Т.М. Соколова, К.А. Орлова. Л., 1973
39. Русский классицизм 2-й половины XVIII – начала XIX века. Сборник статей. М., 1994
40. Семенов О.С. Русская мебель позднего классицизма. М., 2003
41. Семенова Т.Б. Мебельное убранство личных покоев Зимнего дворца в первой половине XIX в. // Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского. Тезисы докладов. СПб., 1995. С. 47-49
42. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1939
43. Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели XV – XIX веков. М., 1967
44. Соколова Т.М. Два шкафчика работы Христиана Мейера // Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1969. Вып. 30. С. 26-27
45. Соколова Т.М. Русская мебель начала XIX в. // Декоративное искусство СССР. 1974. № 7. С. 43-48
46. Соколова Т.М., Орлова К.А. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века. Л., 1982
47. Торбик В.С. Принципы организации формы и декорировки русской мебели первой половины XIX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1986
48. Уханова И.Н. Чары Востока. Страницы мебельного дела в России // Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского. Тезисы докладов. СПб., 2001. С. 60-65
49. Федоров А.П. Столярно-мебельное мастерство. СПб., 1903
50. Фомина О.Н., Леонтьев О.В. История мебельного дела. Ярославль, 2016
51. Харитонов С.К., Петров С.О. Мебельные мастерские ХVIII-ХIХ века. Калининград, 2015
52. Хорошева Н.А., Денисова К.С. История российской мебели. Екатеринбург, 2017
53. Чернов В.С., Савельев Н.А. Культура мебельного производства ХVIII-ХIХ веков. Челябинск, 2015
54. Швидковский Д.О. Чарлз Камерон при дворе Екатерины II: интерпретация европейских художественных моделей в российском культурном пространстве на примере творчества Чарлза Камерона. М., 2001
55. Шевченко О.С. История мебели. От древности до наших дней. Воронеж, 2016
56. Щербакова А.А. Культура и технология мебельного производства в России. С древних времен до наших дней. Казань, 2015
57. Юдин М.С., Четвертакова А.Э. История мебельного производства. Мифы и реальность. Нижний Новгород, 2016
58. Яковлев П.С., Соколовский С.С., Родионов Н.А. Мастера мебельного дела ХVIII-ХIХ веков. Волгоград, 2014