Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПОДХОД И ЕГО ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Формирование ценностей в области энергосбережения у населения как основной фактор успеха для энергосбережения
Энергосбережение является той проблемой, которая лежит в междисциплинарной плоскости и затрагивает различные сферы научно-практической и общественной деятельности, в частности, технологическую, техническую, политическую, экономическую и социальную. При этом основной целью политики энергосбережения является формирование у всех слоев населения культуры разумного энергосбережения .
Важно понимать, что формирование культуры разумного энергосбережения должно осуществляться на всех уровнях. К мероприятиям в данном направлении должны привлекаться не только частные лица, которые являются прямыми и постоянными потребителями энергии, но и руководители различных предприятий и организаций, сотрудники ЖКХ и другие специалисты, которые так или иначе связаны с энергопотреблением .
Для того, чтобы культура разумного энергосбережения формировалась последовательно и рационально, важно учитывать целый ряд направлений работы по ее развитию, учитывая многоаспектность самого понятия и широкий ассортимент энергетических услуг, который представлен в современном мире .
Несомненен тот факт, что политика формирования у населения культуры энергосбережения постоянно сталкивается с определенными трудностями, связанными, прежде всего, с непринятием основной массой населения данной ценности, формированием устойчивого общественного мнения об отсутствии важности развития навыков энергосбережения .
В современном обществе существуют некие ложные стереотипы, которые связаны с недостаточной информированности о состоянии энергетических ресурсов и приводят к отсутствию стремления формирования навыка энергосбережения у населения .
Данные стереотипы сформированы в по большей части в российском обществе, поскольку в европейских странах в данный момент наступил энергетический кризис и отношение к потреблению энергии изменилось не только у правительств, но и у простого населения).
Жители Российской Федерации считают, что любая энергия в стране добывается очень дешево, а потому беречь ее не нужно. Возникает определенная психология расточительства, поскольку население не задумывается, что энергоресурсы – это область не только материального характера, но и морально-нравственного .
Многие не понимают, что энергоресурсы в России не вечны, и на сегодняшний день правительство уже задумывается о важности внедрения наиболее эффективных методов и инструментов реализации культуры энергосбережения, формировании у населения представлений о том, что энергию нужно беречь вне зависимости от ее количества и материального обеспечения за счет оплаты физическими и юридическими лицами .
Рассматриваемые «ложные стереотипы» ценности энергосбережения представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – «Ложные стереотипы» населения России о ценности энергосбережения
Основной целью внедрения государственной политики энергосбережения является ликвидация существующих в обществе стереотипов, которая приведет к формированию нового энергосберегающего мышления и формирования пространства для реализации новых техник и технологий энергосбережения .
Концепция нового мышления энергопотребления, формированием которого в данный момент занимается государственная власть, представлена на рисунке 1.2 .
Рисунок 1.2. – Концепция нового мышления энергопотребления
Связь государственной власти с населением осуществляется посредством СМИ, с помощью которых должно осуществляться внедрение новой культуры энергопотребления в массы. Самым эффективным инструментом в этом направлении является создание некоего информационного потока, который будет иметь непрерывный характер и постоянно внушать населению важность энергосбережения .
С помощью СМИ необходимо разрушить имеющиеся у населения ложные стереотипы об энергопотреблении, сформировать новое мышление, которое позволит государству наладить политику энергосбережения на всех уровнях. Однако для этого сами представители СМИ должны верить в ценность энергосбережения, что приводит к необходимости формирования принципов специальной работы со СМИ .
Важно понимать, что для каждой категории населения существуют собственные методы воздействия, поэтому СМИ как эффективный инструмент влияния должны четко дифференцировать целевую аудиторию и применять различные технологии убеждения .
Государственная политика формирования новой культуры энергосбережения строится, прежде всего, на принципах единства, комплексности и последовательности. Государство ставит перед собой крайне сложные задачи, связанные с трансформацией менталитета, выработанного советскими реалиями устойчивого мнения населения о безнаказанности и безопасности свободного потребления энергоресурсов .
В целом, нужно отметить, что в настоящий момент существует три основных технологии государственного регулирования формирования нового мышления энергопотребления, которые представлены на рисунке 1.3 .
Рисунок 1.3. – Основные технологии государственного регулирования формирования нового мышления энергопотребления
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность формирования ценности энергосбережения у населения напрямую зависит от нахождения значимых инструментов для реализации всех трех направлений. В данный момент это составляет некоторую проблему, поскольку комплекс мер еще недостаточно сформирован, а население продолжает следовать существующим старым стереотипам, однако потенциально эту ситуацию возможно изменить при грамотной государственной политике и поддержке СМИ.
1.2. Важность раннего формирования ценностей в области энергосбережения
Социальные стереотипы возникают у людей еще в детстве. Это обусловлено тем обстоятельством, что как только личность попадает в социальную среду, она сразу же ощущает на себе ее влияние, формирует у себя некий социальный опыт, начинает придерживаться определенного мнения, навязанного ему различными социальными единицами и институтами .
Для ребенка или подростка формирование ценности энергосбережения выступает как сложное и непонятное явление, поскольку информационная культура общества практически не предусматривает достаточных инструментов воспитания в данной сфере .
Ребенок вникает в проблему энергосбережения только в том случае, если к этому серьезно относятся в семье. В этом случае он будет выключать за собой свет, стараться экономить газ и другие энергетические ресурсы, причем его понимание необходимости это делать будет развиваться только на бытовом уровне, на той ступени интеллектуального и познавательного развития, которая свойственна определенному возрасту .
Однако когда ребенок попадает в школу, в этот период культура энергосбережения должна развиваться. Школьные программы должны включать в себя определенные разделы, посвященные знаниям о мировой и национальной энергетике, проблемах, которые возникают в этой экономической сфере .
Однако в данный момент ни одна из образовательных программ не включает в себя таких разделов, намеренно игнорируя данную проблему, что приводит к тому, что у современных российских детей и подростков культура энергосбережения характеризуется крайне низким уровнем развития или полным отсутствием .
Современное общество характеризуется потребительским подходом к восприятию реальности. В большей степени это распространено среди детей и подростков, которые воспитываются в условиях изобилия, наличия неограниченного количества различных материальных средств и удобств .
Зачастую дети и подростки даже не задумываются о том, сколько они тратят энергии, заряжая телефон, не выключая вовремя компьютер и телевизор, оставляя во всей квартире включенным свет. Навык сбережения энергии не формируется без специального воспитания, сам ребенок не может понять, что электричество имеет цену, а обеспечение бесперебойной поставки энергетических ресурсов становится проблемой современной государственной экономики в связи с различными факторами .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аматьева, Е.П., Иванчук, С.А. К проблеме формирования культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста / Е.П. Аматьева, С.А. Иванчук // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15372 (дата обращения: 20.12.2022).
2. Аристархова, А.Е., Чайникова, М.И., Суромятина, Я.В. Принципы государственного регулирования образовательной политики в сфере воспитания принципов энергосбережения: проблемы и перспективы / А.Е. Аристархова, М.И. Чайникова, Я.В. Суромятина // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 4. Государственная политика в сфере образования. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2022. – С. 54–63.
3. Артемов. Е.В., Егорова, М.С. Энергоэффективность и молодежное движение / Е.В. Артемов, М.С. Егорова // Молодой ученый. – 2015. – № 9 (89). – С. 509–511.
4. Ахметова, А.Е. Формирование ценностных ориентаций у старших подростков / А.Е. Ахметова // Концепт. Научно-методический электронный журнал. – 2015. – Т. 10. – URL: https://e-koncept.ru/2015/95075.htm (дата обращения: 22.12.2022).
5. Берестов, М.И., Хазарнова, И.Г., Фоменко, А.А. Принципы исследования путей формирования ценностных ориентаций у подростков в современном мире: проблемы и перспективы организации научной работы / М.И. Берестов, И.Г. Хазарнова, А.А. Фоменко // Сборник статей Ярославского педагогического университета. Вып. 8. Образовательные технологии. – Ярославль: Издательство Ярославского педагогического университета, 2022. – С. 74–87.
6. Бондаренко, В. Энергосбережение – это экономика или культура? / В. Бондаренко // Строительный эксперт. – 2021. – URL: https://ardexpert.ru/article/21481 (дата обращения: 22.12.2022).
7. Буреломова, А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков. Дисс. на соиск. уч. ст. к.психолог.н. / А.С. Буреломова. – М.: Институт социологии образования Российской академии образования, 2013. – 178 с.
8. Бодруг, Н.С. Энергосбережение в школе / Н.С. Бодруг // Проблемы региональной энергетики. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energosberezhenie-v-shkolah (дата обращения: 20.12.2022).
9. Вальковская, И.Ю., Пахмутова, С.И., Чародейкина, А.М. Принципы воспитания культуры энергопотребления и энергосбережения у детей и подростков: теоретические и методологические аспекты / И.Ю. Вальковская, С.И. Пахмутова, А.М. Чародейкина // Вестник Кубанского федерального университета. – 2022. – № 10. – С. 87–99.
10. Волжанина, М.А., Хвостова, И.И., Бондаренко, А.С. Игровые технологии в сфере формирования культуры энергосбережения у подростков / М.А. Волжанина, И.И. Хвостова, А.С. Бондаренко // Вопросы педагогики. – 2021. – № 12. – С. 33–48.
11. Воспитание культуры энергосбережения в образовательных учреждениях // Ресурсный центр. – 2021. – URL: http://rcpohv.ru/post/open/631 (дата обращения: 22.12.2022).
12. Галявская, И.Т., Расникова, Ж.С., Кустинова, М.В. Социально-психологические аспекты формирования ценностей разумного потребления у современных подростков: основные направления личностного и социального развития в сфере использования материальных благ / И.Т. Галявская, Ж.С. Расникова, М.В. Кустинова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики: вопросы и ответы». – Сыткывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2021. – С. 156–170.
13. Гвоздева, М.А. Энергетическая грамотность населения России как фактор успешного развития государственной политики в сфере энергосбережения / М.А. Гвоздева // Проблемы современной экономики. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-gramotnost-naseleniya-rossii-kak-faktor-uspeshnogo-razvitiya-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-energosberezheniya (дата обращения: 22.12.2022).
14. Дегтярев, К. Ключевые тенденции потребления энергии в XXI веке / К. Дегтярев // Энергетическая политика. Общественно-деловой научный журнал. – 2021. – URL: https://energypolicy.ru/klyuchevye-tendenczii-potrebleniya-energii-v-xxi-veke/energetika/2021/12/21/ (дата обращения: 22.12.2022).
15. Дементьева, И.Г. Энергетическая политика семьи и школы: энергопотребление, пути экономии / И.Г. Дементьева // Алые паруса. – 2012. – URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/11/02/energeticheskaya-politika-semi-i-shkoly-energopotreblenie-puti-ekonomii (дата обращения: 21.12.2022).
16. Долганова, Е.Г., Анисимова, О.В. Игра-экспериментирование «Энергосбережение» в средней группе / Е.Г. Долганова, О.В. Анисимова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 7 (24). – С. 47–49.
17. Ерофеева, И.А. Жизненные ценности современных подростков / И.А. Ерофеева // NovoInfo. – 2017. – URL: https://novainfo.ru/article/7332 (дата обращения: 19.12.2022).
18. Жихарева, В. Энергосбережение – что это такое и для чего оно нужно? / В. Жихарева // Plus One. – 2022. – URL: https://plus-one.ru/manual/2022/04/06/energosberezhenie-chto-eto-takoe-i-zachem-ono-nuzhno (дата обращения: 21.12.2022).
19. Журавлева, А.В., Макаров, П.Ю. Факторы управления процессом формирования потребительской культуры населения / А.В. Журавлева, П.Ю. Макаров // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/52717 (дата обращения: 22.12.2022).
20. Зеер, Э.Ф. Формирование энергосберегающей компетентности учащихся профессиональной школы / Э.Ф. Зеер // Профессиональное образование и рынок труда. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-energosberegayuschey-kompetentnosti-uchaschihsya-professionalnoy-shkoly (дата обращения: 21.12.2022).
21. Игровые технологии в профориентационной работе (из опыта работы). – Таштагол: СОШ № 9. – 38 с.
22. Исаева, Л.А., Неяскина, И.В. Роль государства в формировании культуры потребления / Л.А. Исаева, И.В. Неяскина // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 7 (часть 2). – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40514 (дата обращения: 21.12.2022).
23. Каверина, А.П. Психология подростка / А.П. Каверина. – Воронеж: Смена, 2021. – 344 с.
24. Калентьева, Н.А. Эффективное сбережение энергоресурсов – одно из ключевых звеньев реформирования ЖКХ в России / Н.А. Калентьева // Материалы I международной научной конференции «Экономическая наука и практика». – Чита: Молодой ученый, 2012. – С. 198–201.
25. Каримов, М.Т. Энергосбережение в повседневной жизни человека / М.Т. Каримов // Материалы VII международной студенческой научной конференции «Студенческий форум». – 2015. – URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016204 (дата обращения: 21.12.2022).
26. Колпаков, А. Энергосбережение и его эффективность / А. Колпаков // Компоненты и технологии. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energosberezhenie-i-energoeffektivnost (дата обращения: 20.12.2022).
27. Копкова, Д.К. Формирование ценностных ориентиров и установок у подростков / Д.К. Копкова // Молодой ученый. – 2015. – № 17 (97). – С. 484–485.
28. Крамаренко, С.В., Коновалов, И.Т., Сабурова, Г.В. Современные подходы к воспитанию принципов энергосбережения в образовательных учреждениях: теория, методика и практика / С.В. Крамаренко, И.Т. Коновалов, Г.В. Сабурова // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы потребления в современном мире: российский и зарубежный опыт». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 40–54.
29. Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков / Е.Г. Кузнецова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-podrostkov (дата обращения: 20.12.2022).
30. Лебедева, А.О. Культура потребления – это фактор воздействия на экологию / А.О. Лебедева // Материалы VII международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». – 2021. – URL: https://school-science.ru/7/23/39600 (дата обращения: 21.12.2022).
31. Ломаченкова, М.Ю., Архангельская, А.С., Бурмистрова, О.П. Нравственные ориентиры, моральные установки и ценностные ориентации подростка в условиях стрессовой социальной среды современности: особенности формирования и развития / М.Ю. Ломаченкова, А.С. Архангельская, О.П. Бурмистрова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Возрастная психология. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2022. – С. 100–114.
32. Мартынова, Е.К., Свиридова, Г.В., Мытникова, В.С. Современные подходы к изучению ценностно-ориентационной среды школьников подросткового возраста: теория и практика исследования / Е.К. Мартынова, Г.В. Свиридова, В.С. Мытникова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы воспитания детей и молодежи: российский и зарубежный опыт». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2021. – С. 63–72.
33. Меркурьева, С.И., Фанагорова, И.С., Демьяненко, П.А. Формирование ценности энергосбережения у детей и подростков в процессе социализации и воспитания: социальные, экономические и культурные аспекты / С.И. Меркурьева, И.С. Фанагорова, П.А. Демьяненко // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2022. – № 9. – С. 46–58.
34. Мурзина, К.Е. Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников / К.Е. Мурзина // Концепт. Научно-методический электронный журнал. – 2015. – № 1. – URL: https://e-koncept.ru/2015/75036.htm (дата обращения: 21.12.2022).
35. Недосеко, Е.Л. Организация работы по воспитанию культуры энергосбережения среди учащихся основной школы / Е.Л. Недосеко // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2018/06/25/vospitanie-energosberezheniya-uchashchihsya-shkoly (дата обращения: 21.12.2022).
36. Никитин, С.И. Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе / С.И. Никитин // Молодой ученый. – 2016. – № 9 (113). – С. 1159–1162.
37. Новоселова, В.М. Формирование ценностных ориентаций и временной перспективы у старших подростков / В.М. Новоселова // Альманах педагога. – 2021. – URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=29815 (дата обращения: 22.12.2022).
38. Норицын, В.Б., Пшеничнова, И.В. Исследование системы ценностных ориентаций в подростковом возрасте / В.Б. Норицын, И.В. Пшеничнова // Материалы VII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2015. – URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015145 (дата обращения: 20.12.2022).
39. Омельченко, Д.П., Уваров, И.П. Энергосбережение и пути оптимизации использования электрической энергии / Д.П. Омельченко, И.П. Уваров // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15936 (дата обращения: 20.12.2022).
40. Паукова, А.М. К вопросу о формировании ценностно-смысловых ориентаций у подростков / А.М. Паукова // Материалы I международной научной конференции «Современная психология». – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 55–57.
41. Петрова, И. Геймифицированное обучение подростков в XXI веке / И. Петрова // Мел. – 2022. – URL: https://mel.fm/blog/irina-petrova21/43756-geymifitsirovannoye-obucheniye-podrostkov-v-21-veke (дата обращения: 21.12.2022).
42. Подольских, А. Энергоэффективность и энергосбережение в современном мире: проблемы и решения / А. Подольских // Комсомольская правда. – 2022. – URL: https://www.kp.ru/guide/ienergosberezhenie-i-povyshenie-ienergeticheskoi-ieffektivnosti.html (дата обращения: 21.12.2022).
43. Потороча, Н.В., Исаеева, И.В. Проблемы энергосбережения в школе и пути их решения / Н.В. Потороча, И.В. Исаеева // Материалы VI международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». – 2019. – URL: https://school-science.ru/6/7/38130 (дата обращения: 20.12.2022).
44. Романова, А.А. Актуальность использования технологии геймификации в системе дополнительного образования детей и взрослых / А.А. Романова // Наука в мегаполисе. – 2019. – URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-9/psycho-pedagogical-science/relevance-of-gamification.html (дата обращения: 21.12.2022).
45. Селиверстова, А.Ю., Хвальнова, Ю.С., Чередниченко, Г.А. Современные педагогические подходы к формированию и развитию значимых ценностных ориентаций у подростков в условиях семьи и школы: методология научного исследования / А.Ю. Селиверстова, Ю.С. Хвальнова, Г.А. Чередниченко // Сборник статей Волжского государственного университета. Вып. 4. Возрастная психология и педагогика. Т. 3. Подростковый возраст. – Волгоград: Издательство Волжского государственного университета, 2020. – С. 88–100.
46. Скворцова, И.В., Смирнова, И.С., Злобина, З.А. Интерактивная игра как способ к повышению мотивации студентов к энергосбережению / И.В. Скворцова, И.С. Смирнова, З.А. Злобина // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnaya-igra-kak-sposob-povysheniya-motivatsii-studentov-k-energosberezheniyu (дата обращения: 21.12.2022).
47. Стрелова, О.И., Баркунова, О.В. Актуальность проблемы формирования системы ценностных ориентаций подростков / О.И. Стрелова, О.В. Баркунова // Материалы XI международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2019. – URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018014582 (дата обращения: 22.12.2022).
48. Сухоцкая, И.Е. Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков / И.Е. Сухоцкая // Молодой ученый. – 2020. – № 52 (342). – С. 449–451.
49. Фазлиева, Я.С., Ахмадеева, О.А. Проблемы энергосбережения и энергоэффективности зданий в России / Я.С. Фазлиева, О.А. Ахмадеева // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – С. 1020–1022.
50. Фомина, А.П. Формирование ценностных ориентаций у подростков в условиях общеобразовательной школы. Дисс. на соиск. уч. ст. к.пед.н. / А.П. Фомина. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2022. – 172 с.
51. Чайкина, М.Б. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования / М.Б. Чайкина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2015. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/09/11/kultura-energosberezheniya-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 21.12.2022).
52. Швачко, Е.В., Тузовский, И.Д., Пушкарев, А.Э. Геймификация подрастающего поколения: за и против / Е.В. Швачко, И.Д. Тузовский, А.Э. Пушкарев // Инновационное развитие профессионального образования. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-podrastayuschego-pokoleniya-za-ili-protiv (дата обращения: 20.12.2022).
53. Шепелева, И.П. Мультимедийная игра «Энергосбережение – дело каждого» / И.П. Шепелева // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2018/05/10/multimediynaya-igra-energosberezhenie-delo-kazhdogo (дата обращения: 20.12.2022).
54. Энергоэффективность: современная культура потребления // СОК. – 2006. – № 1. – URL: https://www.c-o-k.ru/articles/energoeffektivnost-sovremennaya-kul-tura-potrebleniya (дата обращения: 21.12.2022).
55. Энергоэффективность: современная культура потребления // ECOTECO. – 2020. – URL: https://ecoteco.ru/id577/ (дата обращения: 21.12.2022).