Фрагмент для ознакомления
2
Введение
45
Актуальность исследования заключается в том, что без соблюдения экономической безопасности
компании не возможно ее развитие. По оценкам экспертов, на долю рисков, связанных с
персоналом, приходится от 65 до 80% всех возможных неблагоприятных событий, угрожающих
бизнесу. Кадровые риски постепенно, но верно набирают значимость в сознании методологов и
практиков управления. Причины этого кроются в историческом системном кризисе,
переживаемом цивилизацией на очередном цикле ее развития. Следствием этого является не
только обострение противоречий производственных отношений, но и нарастание опасных
мотивационных дисбалансов.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблеме исследования рисков в управлении
персоналом посвящены труды таких российских авторов как, Балабанова И.Т., Владимировой Л.П.,
Григорьевой К., Зуб А.Т. Лембден В.А., а также иностранных авторов: Chernya Z., Chyrs'ke Q, Sagalaa
G., Shapkin A. S., Shakhovskaya L. S. и др.
1. Теоретические основы управления производственно-профессиональными рисками
1.1 Понятие риска и его влияние на работу персонала
Предприятия подвержены постоянным рискам, как стороны внешней среды, так и внутренней
среды. Риск – сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда и
противоположных толкований в отечественной и зарубежной литературе. Это обуславливает
существование различных определений понятия «риск», в разной мере соответствующих сфере их
применения.
А.В. Анисимова под управлением риском понимаются не только меры по уменьшению
негативного эффекта влияния возникающих рисков на достижение целей компании, но и
решения, принятые в условиях рисков, которые могут принести дополнительный доход компании
в прогнозируемом периоде [1, с. 25].
По мнению М.П. Андреевой «система управления рисками состоит из двух подсистем:
управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления)» [3, с. 18].
По нашему мнению, риск это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда и
противоположных толкований в отечественной и зарубежной литературе. Это обуславливает
существование различных определений понятия «риск», в разной мере соответствующих сфере их
применения.
Система управления рисками состоит из двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и
управляемой (объекта управления).
Под субъектом управления рисками понимаетсяособая рабочая группа, которая исполняет
управление рисками, в состав которой входят разноуровневые специалисты: руководители,
финансовый менеджер, маркетолог, экономист, юрист, специалист по страхованию,
привлеченные специалисты и тому подобное.
Под объектом управления понимается симбиоз рисков, влияющих на деятельность организации,
его взаимоотношения с партнерами, конкурентами, кредитодателями.
46
Процесс влияния субъекта управления рисками на объект управления, то есть сам процесс
управления рисками может осуществляться только при условии циркулирования определенной
информации между управляющей и управляемой подсистемами.
Риски неизбежны для любого бизнеса. Но при этом негативного воздействия рисков можно
избежать, если компания проведет тщательную подготовку. Ключевую роль здесь играет
целенаправленный подход, позволяющий эффективно использовать программы управления
рисками для раннего выявления рисков и подготовки к ним, проведения анализа и определения
приемлемых рисков, что, в конечном счете способствует росту прибыли и повышению
результативности предприятия в целом. «Эффективная программа управления рисками дает
организациям инструменты для принятия обоснованных решений.
Сегодня, деятельность по управлению рисками в концепции системы менеджмента качества,
отвечающие требованиям ГОСТ ISО серии 9001, проводятся на многих предприятиях. Но для
благополучного функционирования в динамически развивающей среде, предприятие должно
иметь стремление к стабильному совершенствованию.
Управление рисками – является процессом планирования, разработки и выполнения
управленческих решений, которые призваны максимально понизить возможность наступления
отрицательного результата и свести к минимуму вероятно возможные потери, которые связаны с
его осуществлением[1].
1.2. Место управления производственно-профессиональными рискам в общей структуре
управления персоналом
Методика управления кадровыми рисками в системе управления персоналом организации
должна отражать различные аспекты управления, рис. 7.
Предлагаемая методика управления кадровыми рисками в работе с персоналом организации
имеет отличительной чертой нацеленность на профилактику и предупреждение кадровых рисков
[11, с. 23].
Этапы реализации методики управления кадровыми рисками.
1.3 Методы оценки производственно-профессиональных рисков на основе ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010
— 2011
Оценка риска является частью процесса менеджмента риска и представляет собой
структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения
поставленных целей, проводят анализ последствий и вероятности возникновения опасных
событий для принятия решения о необходимости обработки риска.
Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 — 2011 разработан в дополнение к ИСО 31000 и содержит
рекомендации по выбору и применению методов оценки риска.
Задача оценки риска может быть сложной, например, оценка риска для сложной системы не
сводится к оценке риска ее компонентов без учета их взаимодействия. В некоторых случаях
47
обработка единичного риска может иметь большое значение из-за воздействия риска на другую
деятельность. Необходимо понимать связь последовательных действий и риска, чтобы
предотвратить ситуацию, при которой действия по управлению одним риском приводят к
катастрофической ситуации в другой области. Понимание сложности единичного риска или
набора рисков организации крайне важно при выборе метода оценки риска.
2. Сравнительный анализ методов оценки производственно-профессиональных рисков на
примере проводников поездов Москва - Санкт-Петербург
2.1. Анализ кадрового обеспечения экипажа поезда Москва - Санкт-Петербург
В 2006 году в рамках реализации мероприятий Программы структурной реформы на
железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 для организации и управления пассажирскими
железнодорожными перевозками в дальнем следовании был создан специализированный
филиал ОАО «РЖД» – Федеральная пассажирская дирекция.
В декабре 2009 года на базе имущества Федеральной пассажирской дирекции – филиала ОАО
«РЖД» учреждено открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания».
В уставной капитал АО «ФПК» был внесен специализированный имущественный комплекс, а
также переведен персонал, обеспечивающий пассажирские железнодорожные перевозки в
дальнем следовании.
С 1 апреля 2010 года АО «ФПК» начало самостоятельную деятельность, в качестве перевозчика.
Компания является субъектом естественной монополии: приказом ФСТ России от 27 мая 2010 года
№ 190-т АО «ФПК» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере
оказания услуг железнодорожных перевозок. Деятельность АО «ФПК» на рынке транспортных
услуг по перевозке пассажиров подлежит государственному регулированию в соответствии с
Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 года) «О
естественных монополиях».
20 ноября 2014 года МИФНС России №46 по г. Москве выданы документы о государственной
регистрации изменения наименования открытого акционерного общества «Федеральная
пассажирская компания» (ОАО «ФПК») на акционерное общество «Федеральная пассажирская
компания» (АО «ФПК»).
Анализ основных показателей деятельности за 2016 год показал, что выручка увеличилась на
11,33%, в 2017 году сократилась на 9,71%., что вызвано падением продаж товаров. Сократилась и
себестоимость в 2017 году на 9,54%. Рост выручки обусловлен ростом цен на товары – 23,93%.
В 2017 году наблюдается рост чистой прибыли на 3057 тыс. руб., что оценивается положительно.
Как следствие, рентабельность конечной деятельности в 2017 году по сравнению с 2015 гг.
повысилась до 1,41 %. Это свидетельствует о росте эффективности конечной деятельности АО
«ФПК».
48
Для анализа макросреды АО «ФПК» применим PEST – анализ, благодаря которому выделим
основные факторы макросреды, оказывающие существенное влияние на деятельность
организации.
2.2. Оценка производственно-профессиональных рисков влияющих на работу проводников
экипажа поезда Москва - Санкт-Петербург
По статистике число пострадавших проводников экипажа поезда Москва - Санкт-Петербург 95
человек в 2017 году, против 65 человек в 2015 году.
Статистика указывает, что по соотношению по возрасту наибольший процент среди пострадавших
наблюдается у людей старше 40 лет, рис. 16.
Рисунок 16- Соотношение пострадавших по возрасту в 2017 г., %
Анализу несчастных случаев предшествует их классификация по причинам. Основные причины
производственного травматизма экипажа поезда Москва - Санкт-Петербург следующие:
- технические причины, которые можно охарактеризовать как причины, не зависящие от
уровня организации труда на предприятии, а именно: несовершенство технологических
процессов, конструктивные недостатки оборудования, приспособлений, инструментов;
недостаточная механизация тяжелых работ, несовершенство ограждений, предохранительных
устройств, средств сигнализации и блокировок [2].
- организационные причины, которые целиком зависят от уровня организации труда на
предприятии, к ним относятся: недостатки в содержании территории, проездов, проходов;
нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в
организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; нарушение правил и норм
транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий; нарушение норм и правил
планово-предупредительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента;
недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда; недостатки в организации групповых
работ; слабый технический надзор за опасными работами; использование машин, механизмов и
инструментов не по назначению; отсутствие или неприменение средств индивидуальной защиты
и т.п. [3]
- санитарно-гигиенические причины, к которым можно отнести повышенное (выше ПДК)
содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ; недостаточное или нерациональное
освещение; повышенные уровни шума, вибрации; неблагоприятные метеорологические условия,
наличие различных излучений выше допустимых значений; нарушение правил личной гигиены и
т.п. [4]
- личностные (психофизиологические) причины, к которым можно отнести физические и
нервно-психические перегрузки работающего, нарушение работниками трудовой дисциплины,
опьянение на рабочем месте, умышленное самотравмирование, переутомление, плохое здоровье
и др. Человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими
физическими (статическими или динамическими) перегрузками, умственным перенапряжением
49
анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), монотонностью труда, стрессовыми
ситуациями, болезненным состоянием. К травме может привести несоответствие
анатомефизиологических и психических особенностей организма характеру выполняемой работы.
[5]
2.3. Определение наилучшего метода оценки производственно-профессиональных рисков
проводников экипажа поезда Москва - Санкт-Петербург
Рассмотрим методы оценки риска.
1.Метод мозгового штурма.
Процесс, на первый взгляд простой и очевидный, должен быть грамотно подготовлен, чтобы
качественно пройти. Задача состоит в том, чтобы собрать как можно больше возможных рисков в
кратчайшее время. До начала штурма необходимо ознакомить всех членов группы с
категоризированным предварительным списком рисков. Такая техника улучшает количественные
и качественные результаты. При организации мозгового штурма следует четко определить
участников.
Оценка была проведена среди экипажа поезда. Им было предложено наиболее важные риски,
которые влияют на их работу.
Один человек задает вопросы, другой записывает ответы, третий следит за невербальными
аспектами общения. Последнее крайне важно (учитывая, что 55% коммуникации проходит
невербально).
Виды рисков:
1. Хищение имущества предприятия.
2. Использование ресурсов предприятия в собственных целях.
3. Умышленная порча и уничтожение имущества предприятия.
4. Получение заработной платы за невыполняемую работу.
5. Шантаж компетентностью (я - незаменимый работник).
6. Шантаж полномочиями (концентрация полномочий в одних руках).
7. Торговля коммерческими секретами.
8. Дисциплинарные нарушения.
9. Создание в коллективе невыносимого морально-психологического климата.
По результатам метода было выявлено, что на экипаж наибольшее воздействие оказывает
коррупция, мелкие хищения.
Метод Дельфи предназначен для получения обобщенного мнения группы экспертов. Эта
методика используется для опроса некоторой небольшой группы экспертов и может быть
50
использована для того, чтобы прийти к экспертному подтверждению найденных ранее рисков
проекта. Была определена группа экспертов из 5 человек.
3. Разработка проекта мероприятия по снижению воздействия производственнопрофессиональных рисков на работу проводников экипажа поезда Москва - Санкт-Петербург
3.1. Обоснование мероприятий по снижению воздействия производственно-профессиональных
рисков
Проблема низкого уровня знаний персонала в области охраны труда, промышленной и пожарной
безопасности, и охраны окружающей среды актуальна для многих предприятий и является
основной причиной происшествий на производстве.
Внедрение инновационных учебно-методических материалов в виде специализированных
мультимедийных обучающих средств и учебных комплексов на их основе, содержанием которых
является организация и обеспечение безопасности труда и производственных процессов. В
отличие от унылых и безликих программ по контролю знаний, увлекательные мультимедийные
системы вызывают энтузиазм у работников к процессу обучения, способствуя более
эффективному усвоению подходящей информации. В работе представлено несколько
современных методов обучения, которые можно использовать как по отдельности, так и в
комплексе
Внедрение интерактивного инструктажа (ИАИ) с использованием 3D-визуализации
Предлагаем внедрить интерактивный инструктаж – структурированный набор мультимедиасюжетов безопасных приемов выполнения работ, где обучаемый выступает не просто в роли
персонажа, которому необходимо принимать решения и выполнять определенные действия.
Также с их помощью наглядно демонстрируются последствия от неправильных действий
работника.
Передача опыта осуществляется за счет анализа реального трагического происшествия.
Детальный разбор на компьютерной 3D-модели нарушений требований безопасности труда, тем
самым способствует более качественное запоминание информации.
Принцип ИАИ основан на объединении нескольких способов усваивания информации в одном
процессе, а так же на эффекте усиления внимания и активации у участников процесса наиболее
сильной, так называемой, эмоциональной памяти, что способствует более качественному
запоминанию информации.
Применение информационной системы TV-трансляторов (медиакомплекосов)
В целях усиления пропаганды вопросов по охране труда промышленной безопасности, внедрения
в сознание работников и работников подрядных организаций культуру безопасного труда и
личной ответственности за свое здоровье, предлагаем применять в вахтовых автобусах и
административно-бытовых помещениях ТПП информационную систему TV-трансляторов
(медиакомплексов).
51
Большие расстояния между кустами и непринуждённость подачи визуальной информации
помогают сконцентрировать внимание, облегчают овладение знаниями.
В интернете в наше время много уже разработанных иллюстрированных инструкций и
видеороликов, и приобрести можно даже бесплатно, но в них также много лишней информации и
чаще всего в комическом изображении, что тем самым способствует дополнительному
несерьезному отношению к технике безопасности.
3.3. Организационные мероприятия по внедрению проекта
Рассмотрим организационные мероприятия по реализации проекта.
Инициатор проекта предложивший идею проекта.
Куратор проекта – ТОП–менеджмент компании. Заказчик – будущий владелец и пользователь
результатов проекта. Им выступает генеральный директор. Инвестор: компания банк–партнер
ПАО «Сбербанк».
Заинтересованные лица проекта: внутренние – автор проекта, будущие юзеры проекта,
руководитель, инвестор и команда проекта, подрядчики, поставщики и др.; внешние – органы
власти, опосредованно вовлечённая в проект, общественность, средства массовой информации,
потребительские сообщества, конкуренты и т.д.
Команда проекта состоит из:
Группы принятия ключевых решений:
1. Руководитель портфеля проектов.
2. Руководитель проекта.
3. Главный инженер проекта.
4. Администратор проекта.
Группы управления проектом
1. Руководитель портфеля проектов.
2. Руководитель проекта.
3. Главный инженер проекта.
4. Администратор проекта.
5. Менеджер по затратам.
6. Менеджер по поставкам.
7. Менеджер по трудовым ресурсам.
8. Менеджер по качеству.
52
9. Менеджер по рискам.
Группа по предметной области
1. Главный инженер проекта.
2. Специалисты по предметной области.
Руководитель проекта
1. Представляет проект и проектную команду на совещаниях руководства.
2. Формирует цели, задачи, ключевые вехи, результаты проекта и критерии оцени их
достижения согласно о бизнес-стратегии предприятия.
3. Обеспечивает соответствие целей и результатов проекта бизнес-стратегии Компании.
4. Подбирает Команду проекта;
5. Разрабатывает планы работы Команды проекта;
6. Собирает совещания команды проекта для решения оперативных вопросов.
Документом, регламентирующим работу данной роли в проекте, является ролевая инструкция
руководителя проекта.
Заключение
Проблема низкого уровня знаний персонала в области охраны труда и промышленной
безопасности актуальна для многих предприятий и является основной причиной происшествий на
производстве.
Проведя анализ можно сделать вывод, что работники с большим стажем, как правило, считают,
что в охране труда они все давно уже познали и им не надо ничего напоминать. Увы, это глубокое
заблуждение, которое оборачивается порой страшными последствиями, доказательством
послужила статистика по травматизму.
Таким образом, решение данных проблем возможно за счет применения современных методов
обучения персонала по промышленной безопасности и охране труда экипажа поезда Москва -
Санкт-Петербург.
В работе представлено несколько современных методов обучения, которые можно использовать
как по отдельности, так и в комплексе:
Внедрение интерактивного инструктажа (ИАИ) с использованием 3D-визуализации. Наглядно
демонстрируются последствия от неправильных действий работника;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 // Российская газета. 2018.
53
2. Закон «Об охране труда в Санкт-Петербурге» от 8 мая 2018 года № 251-51
3. ГОСТ Р 12.3.050-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов
безопасности труда. Строительство. Работы на высоте. Правила безопасности (введен в действие
Приказом Росстандарта от 21.07.2017 N 737-ст)
4. ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. Национальный стандарт Российской Федерации.
Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования (введен в действие
Приказом Росстандарта от 06.07.2012 N 154-ст)
5. ГОСТ Р 54934-2012-OHSAS 18001-2007.pdf
6. Анисимова А.В. Методические подходы к оценке финансовых рисков фирмы в
современных рыночных условиях. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 367 с.
7. Афанасьев М.П. Управление рисками на основе сценарного планирования: Учебник для
вузов. – М.: ЮНИТИ, 2014.
8. Андреева О. Профиль коммерческих рисков для отечественных фирм. – М.: ИНФРА-М;
НОРМА, 2016. – 174 c.
9. Барышникова Н.С. Сценарное планирование в деятельности предприятия в условиях
формирования инфраструктуры российского бизнеса: Учебник. – М.: Экономика, 2015. – 238 с.
10. Баранов И.А. Комплексный подход к управлению рисками. – М.: Ассоциация авторов и
издателей «ТАНДЕМ». ЭКМОС. 2014. – 416 с.
11. Брагин Л.А. Риск – менеджмент в России. – М.: ИНФРА – М, 2016. – 560 с.
12. Багиев Г.Л. Научные основы идентификации рисков фирмы: Учебник. – М.: Экономика,
2014. - 189 c.
13. Балабанов И.Т. Риск менеджмент – М.: Финансы и статистика, 2015. - 192 c.
14. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. -2-е изд., доп. и
перераб. – М.: Финансы и статистика,2014 – 512 с.
15. Владимирова Л.П. Управление финансовыми рисками в малом предпринимательстве:
Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и
Ко», 2016. – 400 с.
16. Воробьев С.Н. Управленческие решения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 511 c.
17. Риски в современном бизнесе / [П.Г. Грабовый, С.Н. Петрова, С.И. Полтавцев и др.] – М.
Аланс, 2014. - 224 c.
18. Грантуров В. М. Экономический риск, сущность, методы измерения, пути снижения.
Методическое пособие. – М.: Дело и Сервис, 2015. – 208 c.
19. Григорьев К. Взаимодействие службы управления финансовыми рисками в организации. –
М.: Прогресс, 2012. – 223c.
20. Дубров А.М. Страхование рисков. – М.: Дело, 2015. - 297 c.
54
21. Ершова И.С. Оценка рисков эффективно функционирующих предпринимательских структур
с помощью «рискового калькулятора». – М.: ИНФРА – М, 2014. – 234 с.
22. Зуб А.Т. Принятие управленческих решений.Теория и практика. Учебное пособие. – М.:
Дело, 2015. - 416 с.
23. Кандинская О. А. Управление финансовыми рисками: поиск оптимальной стратегии. – М.:
Изд-во АО «Консалтбанкир», 2016. - 256 c.
24. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде, риски, стратегии,
безопасность. – М.: Перспектива, 2014. - 471 c.
25. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ
отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2014. - 512 c.
26. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: Учеб. пособие для вузов. – М.:
Аспект Пресс, 2016. - 286 c.
27. Кохно А.П., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмет. – М.: Финансы и статистика, 2015. -
224 c.
28. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М.: Финансы
и статистика, 2014. - 225 c.
29. Лембден В.А., Таргет Д. Финансы в малом бизнесе. – М.: Финансы и статистика, Аудит,
2014. - 251 c.
30. Лялин В.А., Воробьев П.В. Финансовый менеджмент (управление финансами фирмы). –
СПб: Юность, 2015. – 114с.
31. Лобанов А.А., Чугунов А.В. Энциклопедия финансового риск-менеджмента. – М.: Право,
2012. - 878 c.
32. Маршалл Дж. Страхование рисков. – М.: ИНФРА-М, 2014. - 784 c.
33. Рогов М.А. Риск-менеджмент. – М., 2015. - 474 c.
34. Рэдхэд К., Хьюз С. Управление финансовыми рисками. - М.,2015. - 168 c.
35. Стоянова Е. Страхование рисков. Российская практика. – М.: Перспектива, 2014. - 656 c.
36. Тихомиров Н.П.,Тихомирова Т.М. Риск-анализ в экономике. – М.: Деловая прасса, 2014.-
318 c.
37. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента. – М.: Дело, 2014. - 384 c.
38. Черкасов В.В. Деловой риск в предпринимательской деятельности. – М.: ООО Либра, 2015.
- 176 c.
39. Рынок страхования. Итоги 2017 года. // Российская газета. – 2017. - № 15. – С. 15.
40. Tepl. O. a study of the influence factors Fi- financial constraints on investment decisions of
companies i emerging capital markets / / Corporate Finance. 2013. No. 2 (26). p. 4-21.
55
41. Chernya Z. management of investment projects: studies, 2004. Р. 25
42. Chyrs'ke Q. Short-term financial policy : the text of the lectures. 2010. P. 26
43. Sagalaeva G. B. the Relationship of investment and dividend re- decisions: researches of
developed and emerging markets capital / / Corporate Finance. 2013. P.25
44. Shapkin A. S., Shapkin V. A. Economic and financial risks. Estka, management of the investment
portfolioKo, 2012.p.29.
45. Shakhovskaya L. S., Khokhlov V. V., Kulakova O. G. Budgeting : TheoRiya and practice: studies.
benefit, 2011.p.45.