Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой деятельности.
С другой стороны, как признают сами ученые, «эта проблема в современной психологии недостаточно разработана» [6].
В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами с одной стороны, и психическими свойствами личности - с другой.
Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и свойств личности [11].
В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности.
Цель данной работы - изучение психологических механизмов и особенностей снятия тревожности в ситуации риска.
Объект данной работы - тревожность.
Предмет данной работы - психологические механизмы и особенности снятия тревожности в ситуации риска.
В соответствии с указанной целью были определены следующие основные задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и понятие тревожности
2. Проанализировать психологические механизмы снятия тревожности в ситуации риска
3. Провести исследование психологических механизмов и особенностей снятия тревожности в ситуации риска.
Глава 1. Теоретические аспекты психологических механизмов снятия тревожности в ситуации риска
1.1 Сущность и понятие тревожности
Каждому человеку свойственно испытывать страх, который является адекватной реакцией на внешние раздражители, несущие угрозу для него, человека. Именно глубинные детские страхи зачатую приводят к деформации развивающейся личности, и это просто необходимо корректировать, так как подсознательные страхи деформируют личность. Развитая база коррекции страхов в младшем школьном возрасте очень востребована в наше время, особенно в школах, т.к. в основном большой частью причиной возникновения страхов у детей является не совсем здоровая атмосфера в школе. [40, с. 76-80]
Анализ, проведённый среди литературных и электронных ресурсов дал представление о современном определении понятия страх. Так же были рассмотрены понятия «тревога» и «тревожности», определена разница этих понятий и их место в жизни ребенка. [44, с. 235]
По мнению А.С. Ситниковой, эмоциональным фоном любого страха является инстинкт самосохранения, в большей части случаев страх выступает как защитный механизм и обуславливается изменениями в психофизическом изменении высшей нервной деятельности, что заметно в увеличении частоты пульса и ускорению дыхания, значении артериального давления, а так же выделению желудочного сока[4].
Заключение
Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает жизнь человека. Полностью снять тревогу можно лишь устранив все возможные трудности, которые человек встречает на протяжении своей жизни, что в принципе невозможно, да и не нужно. Тревожность - необязательно негативное явление. Так называемая полезная тревожность незаменима в формировании саморегуляции, а, также, во всем процессе развития личности. Для плодотворной работы, для научения чему-либо, для гармоничной, полноценной жизни, определенный уровень тревоги просто необходим, уровень, который не изматывает человека, а задает тонус его деятельности. [17, с. 283]
Важнейшее качество, придающее тревоге конструктивность - умение анализировать тревожную ситуацию спокойно, без паники разобраться в ней. С этим качеством тесно связано умение анализировать и планировать собственные поступки.
Тревога становится конструктивной, если человек понимает, что любая совершенная им ошибка - это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. Опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний. Конструктивная тревога, в отличие от деструктивной, то есть мешающей, разрушающей деятельность, всегда направлена на преодоление четко обозначенного препятствия. Чувство тревожности из препятствия может превратиться в источник успеха.
Мы не можем однозначно «окрасить» тревожность в черный или белый цвет. Тревожность - гораздо более глубокое и сложное понятие. Это и обуславливает актуальность и нужность исследования тревожности.
Основной целью исследования являлось обоснование и экспериментальная проверка возможностей развития коммуникативной компетентности у сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России средствами социально - психологического тренинга. В исследовании принимали участие исключительно сотрудники ГПС МЧС России, руководящего звена, в количестве 50 человек, в возрасте 34-45 лет, стаж работы от 6-и до 10-и лет.
В двух группах у 45 % испытуемых высокий уровень личностной тревожности, следовательно, эти люди воспринимают большой диапазон ситуаций как угрожающие их личностной и психологической ценности и целостности. У 50 % средний и у 5 % низкий, эти люди слишком некритично относятся к происходящему, не воспринимают реально угрожающие ситуации как таковые, не желают решать свои же жизненные трудности. Затем, на этой же выборке была проведена методика «Интегративный тест тревожности» (ИТТ), которая также включает шкалы личностной и ситуативной тревожности.
Группа ЭГ, в основном набрала средние значения, между двумя крайними группами, все показатели находятся в допустимой норме, каких либо значительных пиков не наблюдается, однако стоит обратить внимание на шкалу H, F и О. Повышение значений по данным шкалам позволяет нам охарактеризовать респондентов как сдержанных, зрелых, при этом жизнерадостных.
Группа КГ имеют повышения по шкалам F, Q1, Q2, и понижения по шкалам O и Q3. Что характеризует их как беззаботных, восторженных, невнимательных, небрежных, самоуверенных, хладнокровных, веселых, жизнерадостных.
Как видно из таблицы, у КГ и ЭГ достаточно высокий показатель шкалы нервно-психической устойчивости (НПУ).
Для данной группы характерна определённая склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватной самооценки и адекватного восприятия действительности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аюбова Т.К.Г., Шамаро Т.А. Совершенствование организационно-функциональной структуры отделения для беременных как основы обеспечения комплексного оздоровления женщин / Социальные аспекты здоровья населения. 2015. Т. 44. № 4. С. 7.
2. Балакшина Е.В. Конфликты в трудовом коллективе: особенности урегулирования и поведения / Символ науки. 2016. № 3-4 (15). С. 151-153.
3. Батурина Г.В. Изучение особенностей психологического благополучия матери и тревожности ребенка дошкольного возраста / Образование и социализация личности в современном обществе материалы X Международной научной конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования Марии Ивановны Шиловой (1933-2015). Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; Ответственный редактор В.А. Адольф. 2016. С. 260-263.
4. Биктагирова Г.Ф., Назипова Г.Х. Влияние межличностных отношений детей младшего школьного возраста на школьную тревожность / Актуальные проблемы педагогики и психологии Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Казань, 2015. С. 234-236.
5. Былина А.В., Клёнова М.А. Особенности прокрастинации у студентов / Психолого-педагогические проблемы социализации личности Сборник статей участников Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по педагогике, психологии и дефектологии. 2018. С. 15-20.
6. Водяха С.А. Математическая тревожность и внутренняя мотивация учебной деятельности подростков / Педагогическое образование в России. 2017. № 9. С. 60-64.
7. Воликова С.В., Калинкина Е.А. Симптомы депрессии и тревоги у подростков - жертв школьного буллинга / XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы" Тезисы. Ответственный редактор Незнанов Н.Г.. 2015. С. 180.
8. Воликова С.В., Калинкина Е.А. Симптомы депрессии и тревоги у подростков - жертв школьного буллинга / XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы" Тезисы. Ответственный редактор Незнанов Н.Г.. 2015. С. 282.
9. Воробьева К.И., Заворотняя И.А. Личностные детерминанты нервно-психической напряженности и их учет в профессиональной диагностике спасателей / Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 76-79.
10. Вяткин А.П., Невструева Т.Х., Терехова Т.А., Санина Л.В. Методы психокоррекции личности несовершеннолетних в системе раннего предупреждения их преступного поведения / Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 3. С. 487-498.
11. Галимова Р.З. Проявление тревожности, агрессивности работников в зависимости от стиля управления / Начало в науке материалы IV международной научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов: в 3 частях. 2017. С. 15-18.
12. Гаранина Е.Ю., Гарцман Т.Ю. Влияние комплексной терапии на показатели тревожности при снижении массы тела / Вопросы питания. 2016. Т. 85. № S2. С. 45.
13. Гармаева Т.В., Будаева Э.В. Психология развития рисков суицидального поведения подростков / Мир науки. 2016. Т. 4. № 3. С. 3.
14. Голубцова А.А. Состояние тревожности и дезадаптивности у студентов в сессионный и межсессионный периоды (теоретические аспекты) / Развитие профессионализма. 2017. № 1 (3). С. 10-12.
15. Гончарова Е.П., Кротикова Ю.С. Тревожность студентов выпускных курсов / Высшая школа: проблемы и перспективы Материалы 13-й Международной научно-методической конференции. В 3-х частях. 2018. С. 206-210.
16. Гринина Е.С. Изучение тревожности у дошкольников с задержкой психического развития / Социальная психология личности и акмеология Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под редакцией Р.М. Шамионова, М.А. Кленовой. 2017. С. 81-85.
17. Грызунов В.В., Хакназаров П.В., Акбулатов С.С., Грызунова И.В., Иощенко Е.Ю., Баронкина К.В., Куланчина Г.Р. Паттерны совладающего поведения с проблемными ситуациями субъектов образовательной среды технического ВУЗа / Современные образовательные технологии в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин сборник научных трудов III Международной научно-методической конференции. 2016. С. 157-168.
18. Грызунов В.В., Ютяев Е.П., Грызунова И.В. Копинг-стратегии при стресс-индуцируемых состояниях как прогностические модели поведения в условиях риска / Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2014. № 3. С. 140-149.
19. Гусова А.Д. Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 252-254.
20. Гусова А.Д. Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 252-254.
21. Даргужиева С.М., Хусаинова Ж.К.Ы. Особенности взаимосвязи общительности и тревожности подростков / Психолого-педагогические проблемы социализации личности Сборник статей участников Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по педагогике, психологии и дефектологии. 2018. С. 20-28.
22. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Копыл Л.В. Влияние стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе / Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 177.
23. Другова Л.А., Другова Е.Д. Экологические и социально-психологические факторы эмоциональных нарушений у детей и подростков в условиях кольского заполярья / образование в меняющемся мире: поиск ресурсов развития материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 117-123.
24. Ерилин Е.А., Анисимова Е.Н., Анисимова Н.Ю. Методы оценки психоэмоционального состояния пациентов в условиях амбулаторного стоматологического приёма / Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2016. Т. 10. № 2. С. 124-130.
25. Завьялова А.Н., Бочанцева Л.И. Теоретический аспект изучения гендерных особенностей проявления школьной тревожности у младших школьников / Образование и наука в современных реалиях Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 132-135.
26. Зубова Л.В., Валетов М.Р. Психологический анализ взаимосвязи самооценки и тревожности асоциальных подростков / Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире сборник трудов участников III Международной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. 2017. С. 55-59.
27. Исаева Е.Р., Тюсова О.В., Тишков А.В., Шапоров А.М., Павлова О.В., Ефимов Д.А., Власов Т.Д. Поиск прогностических критериев академической успеваемости студентов / Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2 (108). С. 163-175.
28. Истратова О.Н., Росинская(Яценко) А.В. Влияние типа семейного неблагополучия на эмоциональное развитие младших школьников / Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9-2 (53). С. 169-175.
29. Ишматова А.Р., Люханова А.В. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников средствами физической культуры / Наука ЮУрГУ Материалы 67-й научной конференции. 2015. С. 1577-1580.
30. Кабанова Т.Н., Дубинский А.А., Плешакова Е.А., Васильченко А.С. Особенности саморегуляции у специалистов экстремального профиля профессиональной деятельности / Психология и право. 2017. Т. 7. № 1. С. 89-105.
31. Кардангушева А.М., Шугушева З.А., Бекулова И.Х., Сабанчиева Х.А. Оценка психического состояния студенческой молодежи и его связи с основными факторами риска неинфекционных заболеваний / Архивъ внутренней медицины. 2017. № 6 (38). С. 433-437.
32. Кирпиченко А.А., Барышев А.Н. Суицидальный риск среди подросткового населения г. Витебска / Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2015. Т. 14. № 1. С. 91-96.
33. Корепанова Н.Л., Лебедева О.В. Тревожность. Её причины и следствия / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 28. С. 35-37.
34. Кряжева Л.С., Антонова Н.С. Уровень тревожности как один из факторов профессионального риска социального работника / Социальное самочувствие населения в социокультурном пространстве Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.С. Антонова. 2017. С. 223-226.
35. Куприянчук Е.В., Мамулян Е.К. Исследование эмоциональной сферы у слабослышащих детей младшего школьного возраста: сравнительный контекст / Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 11-2. С. 103-109.
36. Ларина И.В., Олина М.В., Киссин М.Я. Особености психологического восприятия беременности у больных эпилепсией / XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы" Тезисы. Ответственный редактор Незнанов Н.Г.. 2015. С. 1012.
37. Медяник О.В. Фактор экономической безопасности личности в регулировании инвестиционного поведения граждан / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 11. № 1. С. 88-96.
38. Месропян Г.М. Тревожность в системе психологической безопасности личности / Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 (54). С. 59-66.
39. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере россии, казахстана и чехии): сравнительный анализ страхов, надежд и опасений (часть 2) / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 2. С. 284-302.
40. Нестик Т.А., Журавлёв А.Л. Психология отношения человека к глобальным рискам: состояние и перспективы исследований / фундаментальные и прикладные исследования современной психологии Результаты и перспективы развития. Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. Москва, 2017. С. 2031-2040.
41. Никифоров В.М. Психологическая готовность сотрудников правоохранительных органов к применению оружия / Проблемы современного общества и пути их решения материалы международной научно-практической конференции. Кубанский государственный университет. 2017. С. 349-354.
42. Першина А.В., Соловьева А.В. Изучение особенностей тревожности детей младшего школьного возраста / Молодой ученый: вызовы и перспективы сборник статей по материалам XXIV международной научно-практической конференции. 2016. С. 87-92.
43. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Исследование психологических факторов агрессивного стиля управления транспортным средством / Научные исследования и образование. 2016. № 4 (24). С. 164-172.
44. Пилишвили Т.С., Шабданбекова З.Ш. Активное совладающее поведение как акмеологический ресурс в профессиональной деятельности учителей / Акмеология. 2016. № 3 (59). С. 68-72.
45. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка / Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-160.
46. Потапов В.А., Сюсюка В.Г., Жарких А.В., Плотник В.А. Механизмы адаптации беременных с невынашиванием в динамике сохраняющей терапии / Здоровье женщины. 2016. Т. 111. № 5 (111). С. 77.
47. Прожерина Ю., Широкова И. Когда тревога становится болезнью / Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2016. № 5. С. 32-38.
48. Ренжина Э.А. Коррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Молодежь XXI века: образование, наука, инновации Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Под редакцией О.Б. Ганпанцуровой. 2017. С. 236-237.
49. Рузанова Л.В., Маликов В.Е., Бошян А.А., Арзуманян М.А. Оценка депрессивно-стрессовых состояний у больных ишемической болезнью сердца в раннем реабилитационно-восстановительном периоде / Бюллетень НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН Сердечно-сосудистые заболевания. 2014. Т. 15. № S6. С. 291.
50. Савченко И.В. Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие личности / Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Печатается по решению оргкомитета НПК. 2016. С. 241-247.
51. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Стоянова И.Я., Терехина О.В., Шухлова Ю.А. Социальная тревога в подростковом и юношеском возрасте в контексте психологической безопасности / Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 63-75.
52. Сажинова Е.В., Пшеничная В.В. Личностные качества сотрудников правоохранительных органов, влияющие на эффективность профессиональной деятельности / Полицейская и следственная деятельность. 2017. № 1. С. 63-69.
53. Сердюк Е.Г. Психологические особенности снятия тревожности в ситуации риска / Психическое и психологическое здоровье человека в 21 веке: правовые, политические, социально-экономические и гуманитарные аспекты материалы международной научно-практической конференции. Московский гуманитарно-экономический институт, Новороссийский филиал. 2016. С. 150-151.
54. Сереброва Е.Н., Морозова И.С., Свиридова И.А. Особенности проявления агрессивного поведения старшеклассников с различным уровнем жизнестойкости и самоэффективности / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 4 (31). С. 80-85.
55. Степаненко А.В. О взаимосвязи компонентов модели психического взрослых и личностных особенностей / Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5. № 5A. С. 67-75.
56. Стуколова Л.С., Иванцова Г.А. К проблеме исследования природы виктимного поведения / Право и практика. 2016. № 4. С. 248-255.
57. Сухарева В.А., Шибаева Л.В. Соотношение особенностей самооценки с уровнем притязаний как основание внутриличностных конфликтов и кризисов взрослых в ситуациях возрастных изменений / Северный регион: наука, образование, культура. 2016. № 1 (33). С. 76-81.
58. Суховершин А.В. Психотерапия пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами / XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы" Тезисы. Ответственный редактор Незнанов Н.Г.. 2015. С. 727.
59. Сюсюка В.Г. Оценка уровня ситуативной и личностной тревожности у беременных с учетом начала перинатального периода / Научный медицинский вестник Югры. 2015. № 1-2 (7-8). С. 324-330.
60. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности / Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. С. 102-116.
61. Темирханова К.Т., Цикунов С.Г., Пятибрат А.О. Психологические особенности у женщин республики дагестан, переживших стресс террористической угрозы / Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2017. № 3. С. 101-109.
62. Точиева Л.И., Швалева Н.М. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных состояний / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 8. С. 117-122.
63. Тронь Т.М. Феномен прокрастинации: причины возникновения / Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 2A. С. 88-95.
64. Фатина М.Л. Факторы склонности к психологическому насилию у подростков как направления деятельности по укреплению психологической безопасности образовательной среды / Формирование гражданской устойчивости как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 347-354.
65. Федорова А.А. Причины и специфика проявления агрессивного поведения у подростков / Инновации и традиции педагогической науки - 2018 Сборник материалов ХVIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 544-547.
66. Фирсанов А.В. Сравнительный анализ уровня тревожности, социального статуса и школьной успеваемости двух групп подростков с разным уровнем спортивной подготовки школы карате кекусинкай / Образование и общество. 2015. Т. 2. № 91. С. 79-85.
67. Хван А.А. Особенности личности городских и сельских подростков в контексте психологического здоровья / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015.№ 2 (38). С. 182-189.
68. Царукян И.В., Медведева Н.И. Влияние стиля семейного воспитания на психоэмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста / Научный форум: Педагогика и психология Сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. 2018. С. 96-101.
69. Чемрова Е.С., Маковец Л.А. Снижение уровня тревожности младших школьников на основе использования "физминуток" / Молодой ученый. 2015. № 1 (81). С. 375-377.
70. Чернышова Е.Л., Иванов Д.В. Особенности личностной самооценки и тревожности младших школьников цыганского и русского этносов
71. Шалагинова К.С., Черкасова С.А. Формирование эффективных копинг-стратегий у студентов -первокурсников в период сессии как одно из направлений профилактики суицидальных рисков в молодежной среде / Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 5-1 (59). С. 134-137.
72. Штарик С.Ю., Петрова М.М., Гарганеева Н.П. Предикторы онмк и летальных исходов с позиции биопсихосоциального подхода (популяционное исследование) / CardioСоматика. 2014. № 1. С. 20-23.
73. Эксакусто Т.В., Ляшко М.В. Индивидуально-личностные особенности людей с разной тревожностью за рулем / Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 12. С. 93-100.