Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Состав косметических масок зависит от многих факторов. На количество и вид ингредиентов влияет тип кожи, для которого рассчитана маска, предназначение и ожидаемый эффект, вид производства. В промышленном производстве используют как натуральные, так и химические компоненты: полимеры и латексы.
Косметические маски воздействуют на кожу лица более интенсивно, нежели средства для ежедневного ухода. Маски для лица решают самые разные проблемы: увлажняют, питают, разглаживают кожу, возвращают ей здоровый и отдохнувший вид [26].
Выпуском масок занимаются многие производители косметики. Среди профессиональных брендов, популярных среди косметологов, стоит отметить маски от: Oligodermie, Holy Land, Janssen, Keenwell, Collistar, AmaDoris, Laboratories Hevicosm, Mediderma и других марок.
Довольно хороши и маски люксовых косметических брендов, например, Valmont, Lancome, Dior, Shiseido.
Маски сегмента масс-маркет более доступны в ценовом отношении, но не столь эффективны и чаще вызывают нежелательные реакции. Таким маскам лучше предпочесть домашние составы собственного приготовления.
На сегодняшний день бьюти-рынок предоставляет массу новых и оригинальных продуктов, которые способны преображать наши волосы, кожу лица и тела. Так, на этот раз новинкой в бьюти-индустрии стала сухая маска для кожи лица. Это уникальная маска, которая не съезжает вниз, не стекает по подбородку и не пачкается.
Сухую маску буквально необходимо надевать на лицо, закрепив ее за ушами и зафиксировав зону подбородка. Если рассматривать влажную маску и сухую, то у сухой есть свои преимущества. Так например, сухая маска быстрее доставляет питательные вещества к коже лица, благодаря наноматериалам. Стоит отметить также ее состав, в который входят экстракты цветов, масла, пептиды и витамины. А экономичность маски, приводит в восторг: сухую маску можно использовать до трех раз, в то время как традиционные, пропитанные сывороткой “влажные” маски предназначены только для одного использования. Новый бьюти-продукт способен мгновенно преобразить кожу лица и дает длительный результат. Маска питает и насыщает лицо восстанавливающим коктейлем, после которого на лице становятся менее глубокими морщины, а кожа подтягивается и насыщается влагой на целых 8 часов.
Цель исследования – изучить и проанализировать разработку рецептуры и технологической линии косметического средства (сухой маски для лица) на основе натуральных растительных компонентов.
Задачи исследования:
1) провести маркетинговое исследование рынка косметической продукции;
2) совершить разработку рецептуры косметического средства (сухой маски для лица) на основе натуральных растительных компонентов;
3) рассмотреть особенности технологической линии косметического средства;
4) проанализировать технологическую линию косметического средства (сухой маски для лица) на основе натуральных растительных компонентов.
Объект исследования – косметическое средство (сухая маска для лица) на основе натуральных растительных компонентов.
Предмет исследования – разработка рецептуры и технологической линии.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Маркетинговое исследование рынка косметической продукции
1.1 Анализ рынка косметических средств по уходу за кожей лица
Средства по уходу за кожей – косметические средства, предназначенные для нанесения на тело человека с целью очищения и/или изменение внешнего вида кожи, без нарушения ее целостности, поддержания ее в нормальном функциональном состоянии. Существует множество различных классификаций средств по уходу за кожей. Например, в зависимости от их целевого назначения их делят на средства ухода за кожей лица, тела, рук, губ и др. По функциональному действию средства по уходу за кожей в каждой подгруппе делят на: гигиенические (моющие и очищающие), средства общего или косметического ухода (увлажнение, питание, тонизирование), лечебно-профилактические, защитные и специальные [26].
Ассортимент средств ухода за кожей широк и разнообразен - это кремы, лосьоны, эмульсии, пенки, молочко, сливки, туалетное мыло, гели для душа, пены, сыворотки, очищающие пластыри, гигиенические салфетки и многие другие. Согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, средства по уходу за кожей включены в раздел 24.52.15 - Средства для ухода за кожей, макияжа, средства защитные для кожи (включая солнцезащитные и для загара), не включенные в другие группировки.
Классификация средству по уходу за кожей согласно ОКПД
24.52.15.120 Средства для очистки кожи лица, в том числе для удаления косметики и грима
24.52.15.130 Средства для ухода за кожей лица: лосьоны, кремы, специальные средства
24.52.15.131 Кремы жидкие для ухода за кожей лица, питательные и с биологически активными веществами
24.52.15.132 Кремы густые для ухода за кожей лица, питательные и с биологически активными веществами
24.52.15.133 Лосьоны для ухода за кожей лица
24.52.15.139 Средства для ухода за кожей лица прочие
24.52.15.140 Средства для ухода за кожей тела: лосьоны, кремы (в том числе детские)
24.52.15.141 Кремы для рук
24.52.15.142 Кремы для ног
24.52.15.143 Кремы детские
24.52.15.146 Лосьоны для ухода за кожей тела
24.52.15.149 Средства для ухода за кожей тела прочие
24.52.15.150 Средства для загара и от загара
24.52.15.190 Средства косметические для ухода за кожей, не включенные в другие группировки, прочие
Также согласно классификации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, средства по уходу за кожей включены в кода 3304: Косметические средства или средства для макияжа и средства для ухода за кожей (кроме лекарственных), включая средства против загара или для загара; средства для маникюра или педикюра.
Данный код также включается в себя такие субгруппы как:
3304100000 - средства для макияжа губ
3304200000 - средства для макияжа глаз
3304300000 - средства для маникюра или педикюра - прочие:
3304910000 - пудра, включая компактную
3304990000 - прочие
2016 год для индустрии красоты был насыщенным не только в плане косметологических инноваций, но и в отношении ситуации на рынке. Усовершенствованные каналы сбыта, новые подходы к продвижению своих брендов, невероятные стратегии по поглощению или слиянию косметических гигантов с независимыми торговыми марками – все эти и многие другие факторы обеспечили мировому рынку стабильное развитие.
Если в 2015 году он оценивался примерно в 203 миллиарда евро, то в 2016 году был достигнут рост в 4%, соответственно объём в глобальном отношении превзошел 211 миллиардов евро. С 2013 года этот финансовый показатель самый большой. Индустрия красоты получает рекордные доходы, а ее сегменты, такие как мужская уходовая косметика и натуральные/органические средства, быстро завоевывают свою долю рынка, в то время как социальные сети, экологически ориентированное сознание современных потребителей и факторы покупательского поведения оказывают существенное влияние на решения о покупке продукции. 2016 год показал, что в дальнейшем ситуация на рынке будет крайне переменчивой, к чему и должны будут адаптироваться производители [26].
С начала двадцатого века производство косметики контролировалось несколькими международными корпорациями. Глобальная косметическая промышленность разбита на шесть основных категорий: косметика для ухода за кожей, косметика для ухода за волосами, декоративная косметика, парфюмерия, предметы личной гигиены и дезодоранты, а также средства для ухода за полостью рта. За последние пять лет четко прослеживается тенденция того, что сектор уходовой косметики для кожи стабильно увеличивает свой объём. В частности, в 2016 году средства для ухода за кожей представляют собой крупнейшую категорию из всех, что составляет 36,4 % мирового рынка [26].
На рисунке представлен мировой косметический рынок 2011-2016 по категориям продуктов.
Рисунок 1 - Мировой косметический рынок 2011-2016 по категориям продуктов.
Что же касается других сегментов, то их показатели присутствия на мировом рынке выглядят следующим образом: косметика для ухода за волосами – 22,9%; декоративная косметика – 18,2; парфюмерия – 10,5%; предметы личной гигиены и дезодоранты – 12%; средства для ухода за полостью рта – менее 0,5%. За последний год потребители потратили на косметику большую часть получаемого дохода, нежели в 2015 [26]. К сожалению, мировой финансовый кризис изменил вектор развития косметического рынка, поэтому за последние несколько лет потребители отдавали предпочтение более доступным по цене товарам, а также старались готовить определенные средства в домашних условиях, к примеру, кремы и маски для лица. Однако, когда «Поколение Y», представители которого были рождены в период 1981-2004, их также называют «миллениалы», массово вышло на рынок труда, это послужило большим стимулом развития рынка косметики по всему миру, особенно в Соединенных Штатах. На сегодняшний день США являются самым большим косметическим рынком с предполагаемым общим доходом около 62,46 миллиарда долларов США. В ближайшие годы глобальные косметические компании будут продолжать концентрировать свои усилия на инновационных продуктах, чтобы привлечь новых потребителей и удержать существующих лояльных потребителей. Поскольку потребители все больше опасаются потенциальной токсичности косметики, сегменты рынка, предлагающие безвредные продукты, изготовленные с использованием натуральных ингредиентов и эфирных масел, переживают беспрецедентный рост. Ведущими компаниями на мировом рынке косметики являются L'Oréal, Estée Lauder и Beiersdorf [26].
Компании, работающие на мировом рынке косметики, должны конкурировать за место в торговых точках, также не только с конкурирующими организациями, предлагающими другие известные бренды, но и с более дешевыми подражателями, выпускающими на рынок аналогичные безбрендовые продукты. Становятся всё более влиятельными не западные культуры красоты. Потребители за пределами Северной Америки и Европы выпускают косметическую индустрию по своему образу и подобию. В результате этого перехода к новым региональным культурам красоты, которые сильно отличаются от развитых европейских и североамериканских, будут появляться новые продукты, тенденции и технологии. Приведем пример такого процесса так называемый «корейский феномен». Этническое и культурное разнообразие формирует потребительские ритуалы красоты и приоритеты в выборе продуктов. Кроме того, этнокультурные различия и разнообразие продукции стали нормой на мировом рынке косметики. Географически доминируют Азиатско-Тихоокеанский регион и Северная Америка, на которые приходится более 60% рынка индустрии красоты.
Географические зоны мирового рынка косметики с 2011 по 2016 представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Географические зоны мирового рынка косметики с 2011 по 2016.
Азиатско-Тихоокеанский регион укрепил свои позиции на мировом рынке на 0,7% с 2015 года (36,2%), что в 2016 составило 36,9%. Таких же результатов достигла и Северная Америка – с 24% до 24,7%. Западноевропейские страны показали спад – с 20,2% в 2015 до 19,3% в 2016. Но Восточная Европа продемонстрировала определенную стабильность – 6% за два последних года. Также незначительно снизились позиции стран Латинской Америки – с 10,5% до 10,2%, а также Африки и Ближнего Востока – с 3% до 2,9% [26].
Несмотря на российский экономический кризис, индустрия красоты (косметика, макияж, профессиональные косметические процедуры) доказала свою устойчивость к спаду. Российское отношение к косметике и заинтересованность потребителей в новых продуктах и технологиях обеспечили косметическому рынку постоянные потоки прибыли, что вознаграждает иностранные компании, которые инвестируют свое время и ресурсы в российскую промышленность. С 2015 года на российский рынок вышли такие американские бренды, как Olaplex, Dr.Stanley Jacobs, Urban Decay, Sundari, LashFood, Carmex, EOS, Earthly Body и многие другие. Это компании установили успешные партнерские отношения с российскими дистрибьюторскими организациями. Основными сегментами рынка являются парфюмерия, средства по уходу за кожей (профессиональные и розничные), уходовая косметика для волос (профессиональные и розничные), средства для макияжа и профессиональные продукты для эстетического лечения. По оценкам экспертов, продажи косметических продуктов увеличились на 5% в период с 2011 по 2016 год. И в ближайшие три года ожидается рост около 1%, а это означает, что количество единиц, проданных в 2019 году, составит около 211 миллионов единиц. Россияне покупают товары для здоровья и косметику, чтобы улучшить свое общее самочувствие и внешний вид. По данным eMarketer.com, более 50% российских интернет-покупателей совершили онлайн-покупки средств красоты и личной гигиены в 2016 году. Yandex.ru, ведущий российский поисковик, обрабатывает более 2 миллионов запросов в месяц для термина «косметика» и 800 000 для «долгосрочный макияж» [26].
Динамика косметического рынка России за 2010-2016 представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика косметического рынка России за 2010-2016.
По данным Euromonitor, в 2016 году рынок красоты и личной гигиены в России составил 8,73 млрд. долларов США, что на 2,2% меньше, чем в 2015 году, когда этот показатель был равен 8,93 млрд. долларов. Сегмент средств для ухода за кожей был самым большим – 1,76 млрд. долларов, парфюмерия – 1,39 млрд. долларов, косметика для ухода за волосами – 1,35 млрд. долларов; средства для макияжа – 1,22 млрд. долларов, а сектор мужской косметики – 1,12 млрд. долларов. В процентном выражении, единственная категория косметики и средств личной гигиены, которая продавалась в 2016 году больше, чем в 2015 году – это детская косметика, рост продаж которой составил 2,2% и достиг 336 миллиона долларов. Дезодоранты, вторая самая продаваемая категория, их продажи достигли 399 миллионов долларов в 2016 году с ростом в 0%. Наиболее убыточной категорией в 2016 году оказалась продукция для депиляции, чей сбыт снизился на -5,5% в сравнении с 2015 годом. Несмотря на девальвацию рубля, Россия остается крупнейшим рынком косметики в Восточной Европе и на ее долю приходится 50% розничного рынка косметики в регионе, по данным Министерства промышленности и торговли РФ. Однако финансовые процессы внутри страны привели к росту цен на импортные косметические средства, что, в сочетании с предрасположенностью потребителей к экономии денег на второстепенных продуктах, привело к снижению прибыли для крупных международных производителей косметики. Цены премиальной косметики выросли примерно на 13%; косметика массового рынка – на 18%; космецевтика – на 20%. В 2016 году рост цен не был столь драматичным, как в 2015 году.
По оценкам экспертов рынка, Россия выходит на новый этап и к 2018 году рост индустрии красоты может увеличиться на 6-8%. Эксперты также ожидают, что потребители вернутся к покупке более дорогих премиальных косметических брендов, начиная с 2017 года. Инсайдеры рынка заметили, что переход на более дешевые косметические товары является вынужденной необходимостью, а не предпочтительным выбором для российских
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2013 г. № 78 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
2. Приказы Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзора от 20 июля 2010 г. N 290 «О государственной регистрации продукции территориальными органами».
3. Приказ Минздрава России от 4 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
4. Приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств».
5. Афанасьева Т.Г., Акиньшина Н.И., Махинова Е.Н. Маркировка фармацевтических товаров. Учебно-методическое пособие. Воронеж: ВГУ, 2006. – 72 с.
6. Башура А.Г., Ткаченко С.Г. Лечебная косметика в аптеках и не только. Справочное пособие. — Харьков: Прапор, 2006. — 392 с.
7. Вечканов Г.С. Экономическая теория. Учебник для вузов.— СПб. Питер, 2011. — 512 с.
8. Вощула В.И. // Рецепт. – 2007. – №6. – С.149–159.
9. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. Учебник 4-е издание. – М.: Дело и сервис, 2008 – 496 с.
10. Елагина Е.А. Организация и экономика фармации. Учебное пособие для студентов. — Иваново: Ивановский фармацевтический колледж, 2011. — 40 с.
11. Крикова А.В., Мелехина Е.В. Мерчандайзинг в фармации. - Смоленск: СГМА, 2010. - 75 с.
12. Косова И.В., Лоскутова Е.Е. (ред.) Управление и экономика фармации. В 4-х томах. Том 1. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — Академия, 2008. — 400 с.
13. Крыжановский С.А. Фармакология. В 2-х томах. Том 2. Учебник. — М.: Академия, 2007. – 352 с.
14. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. Учебник. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.
15. Меркулова Е.В. Особенности продаж безрецептурных препаратов. Учебное пособие для студентов фармацевтических факультетов. - Волгоград: ВолГМУ, 2008. – 110 с.
16. Новицкий В.В., Огородова Л.М. (ред.) Всероссийская 69-я итоговая научная студенческая конференция им. Н.И. Пирогова. Сборник статей. Томск. Сибирский государственный медицинский университет, 2010. − 481 с.
17. Потехина Е.Н. Формирование ассортимента и регулирование товарного запаса в аптечных организациях [Текст] / Е.Н.Потехина // Марийский ЦНТИ. - 2009. - № 17.
18. Пырочкин В.М. Клиническая фармакология в терапевтической практике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Лечебное дело»: 3-е изд. [доп. и переработ.] – Гродно : ГрГМУ, 2011. – 472 с.
19. Современные проблемы косметологии: научный обзор / под ред А.П.Хруповой. – М.: ВНИИМИ, 2006.
20. Талыкова Н.М., Воробьева В.М., Турецкова В.Ф. Суспензии, эмульсии и линименты. - Барнаул: ГОУ ВПО АГМУ, 2010. — 124 с.
21. Урусова Т.И. Методические рекомендации по первичному оформлению хозяйственных операций, связанных с получением и реализацией медицинских товаров из аптек. Учебное пособие. — Курск: КГМУ, 2008. - 136 с.
22. Хуткина Г.А., Кугач В.В. Организация и экономика фармации. Методические указания. — Витебск: ВГМУ, 2012. — 18 с.
23. Чабанова В.С. Фармакология. Учебное пособие. — Минск: Вышэйшая школа, 2009. — 445 с.
24. Черемных Ю.Н. Микроэкономика - продвинутый уровень. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 844 с.
25. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Выпуск XII – М.: «Эхо», 2011. – 956 с. .
26. Глобальный рынок косметики – 2016: анализ отрасли и оценка возможностей. - https://cosmetology-info.ru/6804/news-Globalnyy-rynok-kosmetiki---2016-analiz-otrasli-i-otsenka-vozmozhnostey/
27. Исследование номенклатуры и особенностей реализации косметических средств на фармацевтическом рынке. - http://www.dissercat.com/content/issledovanie-nomenklatury-i-osobennostei-realizatsii-kosmeticheskikh-sredstv-na-farmatsevtic
28. Компоненты масок для лица. - http://www.mthj.ru/articles/193/
29. Контрактное производство косметики. - http://www.twinstec.ru/contract.manufacturing.php
30. Контрактное производство. - http://www.korolevpharm.ru/uslugi/proizvodstvo-professionalnoj-kosmetiki.html
31. Косметика на аптечных полках! Тенденции потребительских предпочтений. - http://www.apteka.ua/article/73700
32. Нестандартное оборудование для производства товаров бытовой химии, косметики и парфюмерии. - http://www.ruhim.ru/article/nestandartnoe-oborudovanie.htm
33. Оборудование для производства косметики. - http://molpromline.ru/katalog/Oborudovanie-dlja-proizvodstva-kosmetiki/
34. По версии Google, маски для лица стали мировым межрыночным трендом. - https://cosmetology-info.ru/6782/news-Po-versii-Google--maski-dlya-litsa-stali-mirovym-mezhrynochnym-trendom/
35. Подбираем оборудование для производства косметики. - http://coolbusinessideas.info/podbiraem-oborudovanie-dlya-proizvodstva-kosmetiki/
36. Производство кремов. - http://moybiznes.org/proizvodstvo-kremov#i-2
37. Состав косметических масок: основные компоненты. - http://krasotkafm.ru/litso/maski/sostav-kosmeticheskikh-masok
38. Технология производства косметических средств. - https://www.korolevpharm.ru/articles/289-tekhnologiya-proizvodstva-kosmeticheskikh-sredstv.html
39. Уход за кожей останется крупнейшим сегментом рынка до 2019 года. - https://wek.ru/uxod-za-kozhej-ostanetsya-krupnejshim-segmentom-rynka-do-2019-goda
40. Что значит аптечная косметика. - http://zdr.ru/articles/chto-takoe-aptechnaja-kosmetika
41. Что такое лечебная косметика? - http://healthplanet.by/page/show/476