Фрагмент для ознакомления
2
В развитии дошкольного образования на современном этапе происходят существенные изменения. Практически перед каждым руководителем дошкольной образовательной организации актуализируется вопрос относительно обеспечения высокого качества воспитания и образования воспитанников.
Изменение на современном этапе требования к дошкольному образованию и воспитанию непосредственно со стороны общества, более широкое понимание сущности управления дошкольным образовательным учреждением, а также изменение нормативной правовой базы, регулирующей деятельности дошкольного образовательного учреждения, все это за собой влечет существенные изменения в организации управления такого рода учреждения. Для того чтобы грамотно и полноценно организовать управление дошкольной образовательной организацией, весьма важно необходимо своевременным образом реагировать на все возникающие в детском саду изменения. Это способен обеспечить именно внутренний контроль, базовой функцией которого выступает обеспечение конкурентоспособности и жизнеспособности дошкольного образовательного учреждения.
Контролю, как важной функции управления различные авторы в научной литературе придают существенное значение.
Контроль – это особая функция управления, ориентированная на установление необходимого соответствия реального состояния дел в дошкольном учреждении, а также деятельности его сотрудников всем без исключения требованиям нормативных правовых актов, действующим стандартам и нормам, а также локальным нормативным актам, которые действуют в конкретной дошкольной образовательной организации. На современном этапе под термином «контроль» в основном подразумевают такой процесс, который обеспечивает достижение основных целей организации, значимый для выявления и последующего разрешения возникающих проблем намного раньше, нежели они станут достаточно серьезными, а также может применяться в целях стимулирования успешной деятельности организации.
В условиях дошкольного образовательного учреждения практически каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом обязательно определяет цели и задачи деятельности и развития дошкольной организации, приведение состояния воспитательно-образовательной деятельности в ДОО в прямом соответствии с основной образовательной программой ДОО, наконец, сверяет запланированные результаты непосредственно с запланированными.
Поэтому контрольная функция в управленческой деятельности руководителя дошкольной организации играет роль одного из базовых источников необходимой для принятия управленческих решений информации. Тем не менее, в практике дошкольной образовательной организации контролю не всегда уделяется должное внимание.
Таким образом, особое значение контроля как функции управления, важность контроля для жизнедеятельности и конкурентоспособности дошкольной образовательной организации, а также недостаточное внимание контроля в практике функционирования ряда дошкольных образовательных организаций, –все это в своей совокупности делает рассмотрение темы «Технологии контроля как функции управления ДОО» актуальным
Цель работы – рассмотреть теоретические основы и практику реализации контроля как функции управления в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие контроля как управленческой функции;
- проследить особенности контроля как управленческой функции в дошкольной образовательной организации;
- описать виды и формы контроля в дошкольной образовательной организации;
- составить программу реализации контроля как управленческой функции в дошкольной образовательной организации;
- изучить диагностическим путем действующую систему контроля в дошкольной образовательной организации;
- разработать рекомендации по организации контроля как управленческой функции в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования – контроль как функция управления.
Предмет исследования – контроль как функция управления в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: 1) теоретические методы: метод анализа, метод сравнения, метод синтеза и логической группировки выявленной информации; 2) эмпирические методы: изучение управленческой и распорядительной документации МДОУ № 107, опрос руководителя (заведующего) МДОУ № 107, диагностика стилей руководства (авт. А.В. Журавлева), тест «Какой Вы руководитель?» (авт. А. Гороховская), устный опрос педагогов МДОУ № 107, карта наблюдений «Определение уровней сформированности компонентов самоконтроля и взаимоконтроля профессиональной деятельности».
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как:
1) В.Г. Афанасьев, С.Ю. Бабко, И.Ю. Беляев, В.Ф. Володько, С.С. Жук, Н.И. Левшина, В.К. Федоров и др., рассмотревшие понятие и сущность контроля как управленческой функции;
2) Т.А. Аверьянова, Н.А. Виноградова, Л.М. Денякина, С.Г. Добротворская, С.А. Езопова, Т.П. Колодяжная, А.А. Майер, Л.В. Поздняк, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, А.Н. Троян, Л.И. Фалюшина и др., объектом исследования которых стали особенности управления дошкольным образовательной организации;
3) Н.С. Астафьева, С.Ф. Багаутдинова, Н.А. Байковская, М.Л. Байбородова, К.Ю. Белая, Н.С. Голицына, А.А. Гуз, О.А. Скоролупова, М.В. Корепанова, А.Н. Котко, И.А. Липчанская, Н.В. Роньжова, Р.Ш. Хабибуллина, Т.В. Черникова, И.Е. Юртаева и др., особое внимание уделившие вопросам реализации контроля как функции управления в дошкольной образовательной организации.
Научная новизна исследования заключается в систематизации и обобщении теоретических разработок о контроле в дошкольной образовательной организации как управленческой функции.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные рекомендации по организации контроля как управленческой функции в дошкольной образовательной организации могут быть полезными для управленческого и педагогического звена ДОО.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 94 страницы. Список литературы насчитывает 53 названия. В работе 10 таблиц,6 рисунков и 4 приложения.
ГЛАВА 1. КОНТРОЛЬ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Понятие контроля как управленческой функции
Понятие функций управления, а также их состав и структура в специальной литературе трактуется весьма разнообразно. При этом важно указать, что содержание и сущность таких функций управления, как планирования, прогнозирования, организации, учета и анализа, а также координации весьма полно нашло свое отражение в научной литературе, при том, как функция контроля рассматривается преимущественно как сопутствующая и по этой причине детальному изучению практически не подвергается. Тем не менее, контроль представляет собой объективно необходимую и полноценную функцию управления.
В свою очередь если контроль рассматривать не в аспекте функции управления, а именно как более широкое понятие, тогда можно заметить, что, контроль существует непосредственно вне системы управления в качестве объективной управленческой категории [14, c. 81].
Контроль как предмет научного рассмотрел в своем становлении претерпел определенную эволюцию. Так, первой в историческом плане трактовка контроля была подразумевала под ним определенный способ проверки достоверности и правдивости документов, сообщений, информации и т.д. Далее, следующим этапом стало представление о контроле в качестве проведения проверки на соответствие действий всем действующим законам, поставленным задачам. Иными словами, контроль собой представлял функцию постоянного и непосредственного надзора, определенную проверку деятельности чего-либо или кого-либо. В последующем в контроль стали включать также и анализ отклонений, и выявление их причин. То есть понятие
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова, Т.А. Управление системами образования / Т.А. Аверьянова. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2017. – 85 с. – Текст: непосредственный.
2. Аверьянова, Т.А. Управление современным образованием / Т.А. Аверьянова. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2015. – 91 с. – Текст: непосредственный.
3. Астафьева, Н.С. Оценка деятельности воспитателя: практический материал в помощь старшему воспитателю ДОУ / Н.С. Астафьева. – Москва: Восхождение, 2018. – 64 с. – Текст: непосредственный.
4. Актуальные проблемы управления разноуровневыми образовательными системами: монография / А.В. Зырянова, Е.Ю. Малеванова, С.Ю. Новоселова, Т.И. Пуденко. – Москва: ФГНУ ИУО РАО; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014. – 144 с. – Текст: непосредственный.
5. Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом / В.Г. Афанасьев. – Москва, 1973. – 322 с. – Текст: непосредственный.
6. Бабко, С.Ю. Эффективные формы организации контроля / С. Ю. Бабко. – Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 5. – С. 63–64.
7. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ / С.Ф. Багаутдинова. – Текст: непосредственный // Управление ДОУ. – 2004. – № 3. – С. 82-85.
8. Байковская, Н. А. Инновационная деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций / Н.А. Байковская. – Текст: непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – № 10. – С. 12–18.
9. Байбородова, М.Л. Условия организации контроля в дошкольных образовательных организациях / М. Л. Байбородова. – Текст: непосредственный // Воспитательная работа в школе. – 2014. – № 1. – С. 85–86.
10. Беляев, И.Ю. Контроль как функция управления / И.Ю. Беляев, М.А. Асаналиев. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2016. № 25. С. 527-530. – URL: https://moluch.ru/archive/129/35667/ (дата обращения: 25.01.2023). – Текст: электронный.
11. Белая, К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно – диагностическая функция / К. Ю. Белая. – Москва: ТЦ «Сфера», 2003. – 64 с. – Текст: непосредственный.
12. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – Москва: Сфера, 2005. – 96 с. – Текст: непосредственный.
13. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – Москва: Айрис-пресс, 2017. – 192 с. – Текст: непосредственный.
14. Володько, В.Ф. В 68 Психология управления: учебно-методическое пособие: в 2 т. / В.Ф. Володько. – Минск: БНТУ, 2012. – 296 с. – Текст: непосредственный.
15. Гладких, Л.П. Экспресс-диагностика развития детей : материалы для тематического контроля / Л.П. Гладких, Н.В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2006. – Текст: непосредственный.
16. Голицына, Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ / Н.С. Голицына. – Москва: Скрипторий, 2017. – 104 с. – Текст: непосредственный.
17. Грошева, Е.К. Принципы и элементы управления по А. Файолю / Е.К. Грошева, А.Д. Чуприна. – Текст: непосредственный // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2021. – №3. – С. 37-45.
18. Гуз, А.А. Система контроля в дошкольном учреждении: учеб.-метод. пособие / А.А. Гуз. – Минск, 2013. – Текст: непосредственный.
19. Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в образовательном учреждении / Л.М. Денякина. – Москва.: «Новая школа», 2015. – 134 с. – Текст: непосредственный.
20. Добротворская, С.Г. Практика управления в современном дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие / С.Г. Добротворская. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. – 112 с. – Текст: непосредственный.
21. Езопова, С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: учеб. пособие / С.А. Езопова. – Москва: «Академия», 2017. – 320 с. – Текст: непосредственный.
22. Жук, С.С. Институционально-инструментальные аспекты управления качеством человеческих ресурсов: монография / С.С. Жук. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 238 с. – Текст: непосредственный.
23. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практ. пособие / Т.П. Колодяжная. – Ростов на ону: Изд-во Учитель, 2018. – 128 с. – Текст: непосредственный.
24. Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю.А. Конаржевский. - Москва, 1993. – 210 с. – Текст: непосредственный.
25. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ / автор-составитель О.А. Скоролупова. – Москва: Скрипторий 2003, 2019. – 160 с. – Текст: непосредственный.
26. Корепанова, М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ / М.В. Корепанова. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 78 с. – Текст: непосредственный.
27. Котко, А.Н. Основы профессионального мастерства заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности: учеб.-метод. пособие / А.Н. Котко, А.А. Гуз. – Минск, 2013. – 255 с. – Текст: непосредственный.
28. Котко, А.Н. Основы профессионального мастерства заведующего дошкольным учреждением: учеб. пособие / А.Н. Котко, А.А. Гуз. – Минск: АПО, 2015. – 380 с. – Текст: непосредственный.
29. Левшина, Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно-аналитической деятельности / Н.И. Левшина. – Текст: непосредственный // Управление ДОУ. – 2005. – № 2. – С. 10-12.
30. Липчанская, И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: метод. рекомендации / И.А. Липчанская. – Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с. – Текст: непосредственный.
31. Майер А.А. Управление ДОО: современные требования: метод. рекомендации / А.А. Майер. – Самара : Вектор, 2020. – 88 с. – Текст: непосредственный
32. Модернизация муниципальных систем дошкольного образования: сборник научно-методических материалов / составитель Н.К. Зотова. – Оренбург: Экспресс-печать, 2016. – 425 с. – Текст: непосредственный.
33. Поздняк, Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным учреждением / Л.В. Поздняк. – Текст: непосредственный // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 3. – С. 18-21.
34. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – Москва: Академия, 2019. – 224 с. – Текст: непосредственный.
35. Планирование работы дошкольного учреждения: метод. пособие / составитель И.В. Житко. – Минск: Университетское, 2015. – 184 с. – Текст: непосредственный.
36. Поташник, М.М. Инновационные школы России: становление и развитие / М.М. Поташник. - Москва: Новая школа, 2016. – 232 c. – Текст: непосредственный.
37. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования: сборник статей и практических материалов / под редакцией Т.Н. Котельникова. – Киров: Радуга-ПРЕСС, 2019. – 59 с. – Текст: непосредственный.
38. Роньжова, Н.В. Система контроля как условие управления образовательной организацией / Н.В. Роньжова // Молодой ученый. – 2016. – № 20. – С. 726-728. – URL: https://moluch.ru/archive/124/34270/ (дата обращения: 08.02.2023). – Текст: электронный.
39. Сюзюмова, Д.А. Категория «Контроль» в системе функций управления / Д.А. Сюзюмова // Вестник университете. 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-kontrol-v-sisteme-funktsiy-upravleniya (дата обращения: 08.02.2023). – Текст: электронный.
40. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент / В.П. Симонов. – Москва: Педагогическое об-во России, 2019. – 232 с. – Текст: непосредственный.
41. Скоролупова, О.А. Тематический контроль в ДОУ / О.А. Скоролупова. – Москва: Скрипторий, 2013. – 86 с. – Текст: непосредственный.
42. Справочник старшего воспитателя / составитель Н.А. Кочетова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 302 с. – Текст: непосредственный.
43. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – Москва: Новая школа, 2016. – 304 с. – Текст: непосредственный.
44. Троян, А.Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие / А.Н. Троян. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с. – Текст: непосредственный.
45. Управление образовательными системами: учебное пособие / под редакцией В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2016. – 464 с. – Текст: непосредственный.
46. Управление качеством воспитания и обучения детей в системе дошкольного и начального школьного образования: сборник статей / под редакцией Е.А. Журавлевой, Н.В. Микляевой. – Москва: Белый Ветер, 2017. – 178 с. – Текст: непосредственный.
47. Управление качеством дошкольного образования: проблемы и перспективы: сборник научных статей / под редакцией Н.В. Микляевой, Ю.Н. Родионовой. – Смоленск: Смоленская гор. тип., 2013. – 248 с. – Текст: непосредственный.
48. Управление качеством дошкольного образования: теория и практика: коллективная монография / под редакцией Н.В. Микляевой. – Смоленск: Смоленская гор. тип., 2013. – 262 с. – Текст: непосредственный.
49. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Л.И. Фалюшина. – Москва: АРКТИ, 2019. – 188 с. – Текст: непосредственный.
50. Федоров, В.К. Управление трудовыми ресурсами в инновационных процессах: Монография / В.К. Федоров, М.Н. Черкасов, А.В. Луценко. – Москва: РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 208 с. – Текст: непосредственный.
51. Хабибуллина, Р.Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения / Р.Ш. Хабибуллина. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 242 с. – Текст: непосредственный.
52. Черникова, Т.В. Методика оценки качества управления ДОУ / Т.В. Черникова. – Текст: непосредственный // Менеджмент. – 2005. – № 3. – С. 27-31.
53. Юртаева, И.Е. Особенности системы контроля в дошкольной образовательной организации / И.Е. Юртаева, Н.И. Щередина. – Текст : электронный // Молодой ученый. 2022. № 49 (444). С. 235-237. – URL: https://moluch.ru/archive/444/97488/ (дата обращения: 25.01.2023). – Текст: электронный.