Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Китай всегда придает большое значение образованию в средней и высшей школе; однако дошкольное образование и его проблемы находят меньшее рассмотрение и обсуждение в специальной литературе. Это явление вызывает озабоченность широкой общественности, поскольку развитие всей дошкольной образовательной системы обусловливает решение таких частных вопросов, как развитие сельских районов с привлечением внимания правительства.
Первый детский сад в Китае был открыт в 1903 г. После основания Китайской Республики дошкольное образование претерпело значительные изменения, во многом стало основываться на традиционных методах обучения. С 1980-х гг. наметился переход к новым современным методам образования. Однако несмотря на быстрое экономическое развитие Китая, продолжает существовать ряд проблем, которые требуют внимания китайского правительства. Одной из таких проблемных сфер является система образования, в частности, дошкольного образования .
Согласно статистическим данным только 51% детей в возрасте от 3 до 6 лет обучались в учреждениях дошкольного образования, что, согласно данным ЮНЕСКО, значительно меньше не только уровня развитых стран, но и государств Латинской Америки . Экономические реформы, проводимые Китаем с 1978 г., привели к существенному сокращению социальных программ, в том числе программ по предоставлению населению услуг дошкольного образования.
Так, например, экономические реформы в отношении рабочих союзов и объединений вызвали закрытие многих программ, обеспечиваемых этими рабочими единицами. Те программы, которые не были закрыты, были интегрированы с другими программами, осуществляемыми частными образовательными учреждениями. В связи с этим произошел быстрый рост доли частных услуг и уменьшение доли государственного участия в сфере образования. С 2001 по 2007 гг. доля госуслуг сократилась с 60% до 40%. К концу 2013 г. 67,2% детских садов в стране были частными. Новые учреждения стремились получить большую прибыль в ответ на адаптацию образовательного процесса к возрастающим требованиям родителей. В результате многие новые программы оказались слишком дорогими и неприемлемыми для маленьких детей. Положение ухудшалось и тем, что во многих регионах отсутствовала единая система мониторинга образовательных услуг. В итоге многие родители не смогли найти программы для детей, которые удовлетворяли бы их по качеству, а многие столкнулись с невозможностью оплатить слишком дорогие услуги .
Согласно китайскому Закону об образовании, образование, в том числе дошкольное, относится к компетенции государства. Однако в последние годы эта обязанность не воспринимается властями серьезно. Например, с 2000 по 2010 гг. инвестиции в систему дошкольного образования составили всего 1,24-1,44% от всего объема инвестиций в области образования.
Кроме того, сохраняется значительный разрыв между доступностью и качеством образовательных услуг в городах и в сельской местности. Если в городах вовлеченность детей в систему дошкольного образования составила 99%, то в сельской местности этот показатель едва достиг 10%. По причине отсутствия необходимого объема инвестиций, особенно в сельской местности, а, следовательно, и низкой заработной платы, возможность оказания образовательных услуг в таких районах крайне мала. В связи с этим и уровень развития детей ниже, чем в восточной части страны.
Цель исследования: изучение состояния и развития дошкольного образования в Китае.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить социально-исторические предпосылки возникновения и развития дошкольного образования в Китае;
• Рассмотреть социально-экономические предпосылки развития дошкольного образования в Китае;
• Проанализировать реформу система дошкольного образования и основные формы дошкольного образования и воспитания современного Китая;
• Провести анализ программ воспитательно-образовательной работы;
• Выявить особенности развивающей среды дошкольных учреждений;
• Определить особенности требований, предъявляемых к педагогам ДОУ Китая;
• На основе изученных данных выявить проблемы дошкольного образования Китая.
Объект исследования: образовательная система Китая.
Предмет исследования: дошкольное образование в Китае.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Социально-исторические предпосылки возникновения и развития дошкольного образования в Китае
В каждой стране дошкольное образование имеет свои особенности и сходство с другими странами. Известны публикации о дошкольном образовании в Европе, США и других развитых странах. Однако материалов о дошкольном образовании в Китае недостаточно, в связи с чем в данной статье будет представлена история дошкольного образования в Китае.
Китай – страна древней цивилизации – имеет издавна развитую культуру и образовательную систему. Первые ростки школьного образования в Древнем Китае восходят примерно к третьему тысячелетию до нашей эры.
Согласно историческим свидетельствам в Древнем Китае существовали специальные места «Сян», где воспитывали детей и подростков. Появление этих первых своего рода школ относится приблизительно к 3000 г. до н.э.
В эпоху Шан (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае существовала довольно развитая иероглифическая письменность, о чем свидетельствуют дошедшие до нас надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, которые относятся к XIV-XII вв. до н.э. В них содержится около 3 000 различных иероглифов.
В древнейшем литературном памятнике Древнего Китая «Книге стихов и песен» (Шицзин), относящемся к XI-VII вв. до н.э., имеется описание учебных заведений периода династии Шан. В эту же эпоху в Китае появилось первое высшее учебное заведение — своего рода университет «Да Сюэ». Видимо, «Да Сюэ» является одним из самых ранних высших учебных заведений в мире.
В эпоху расцвета китайского рабовладельческого общества (1122-771 гг. до н.э.) наблюдалось интенсивное развитие образования. Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в столице под управлением правительства, другие управлялись местными органами власти.
Столичные учебные заведения подразделялись на две ступени: начальные и высшие школы. В древней классической книге «Ли Цзи» (Книге обрядов и этикета) содержится описание этих школ. Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в начальные школы «Сяо сюэ» и обучались в них в течение 7 лет. В возрасте 20 лет они могли продолжать образование в высших школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения.
Педагогическая мысль в тот период существовала и развивалась в рамках различных философских школ и течений:
1. Даоская школа (Даоцзя), родоначальником которой принято считать Лао-цзы (род. ок. 590 г. до н.э.).
2. Конфуцианская школа (Жуцзя), основанная Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н.э.).
3. Школа моистов (Моцзя), основателем которой был ученый и философ Мо-цзы (Моди) (479-381 гг. до н.э.).
Немного позже появилась школа легистов (законников) (Фацзя), которую основал философ Хань Фэй (280-230 гг. до н.э.).
Наиболее влиятельными принято считать конфуцианскую и моист-скую школы, которые противостояли друг другу. Конфуцианская школа занимала ведущие позиции в сфере культуры и образования. Во многом она определила пути образования в Китае в тот период и последующие века. Конфуций создал этико-политическое учение, которое оказало огромное влияние на все китайское общество. Его педагогические идеи легли в основу всей феодальной системы образования в Китае.
В эпоху образования государственности в Поднебесной древнекитайские философы напрямую повлияли на синтез культур самых разнообразных племён, населявших территорию нынешнего Китая, создали основу китайской системы профессиональной подготовки государственных чиновников, открыли для Поднебесной новый вид умственного труда — духовное обучение — и новый тип межчеловеческих взаимоотношений «наставник — ученик» . Но главная их заслуга заключается в том, что китайская цивилизация во время своего становления смогла впитать, творчески переосмыслив, достижения древнего института семьи и его традиций воспитания и профессионального обучения; философы Древнего Китая сохранили тысячелетние традиции почитания старших и главнейших в семье и в государстве, при этом ставя личные качества отдельного человека если не выше его родственных и семейных связей, то, по крайней мере, в один ряд с ними.
Стоит отметить, что общество Древнего Китая несколько отличается от обществ западноевропейских цивилизаций, о чём писал ещё в первой половине XX века известный французский китаевед, ученик Эмиля Дюркгейма Марсель Гране . По словам И. И. Семененко, «дискуссионность многих выдвинутых Гране положений очевидна» , для попытки общего обзора обозначенной проблемы само использование классических трудов классика мировой синологии, думается, было бы интересным для осмысления феномена школы Древнего Китая как части системы образования и воспитания китайской цивилизации вообще. Кроме того, в данной статье использованы материалы других выдающихся исследователей истории Древнего Китая, в частности наработки доктора педагогических наук, профессора Александра Наумовича Джуринского.
Важно, что семья ещё во времена архаичного Китая приобрела свою значимую роль в образовании и воспитании подрастающих поколений. В течение всей известной нам истории китайской цивилизации, которая насчитывает по крайней мере 7 тысяч лет, её носители знали и активно пользовались благами такого прогрессивного вида хозяйственной деятельности, как земледелие . Однако первые государственны е образования Поднебесной, которые бы организовывали своим людям их труд, обучение, воспитание и отдых и защищали различные этнические группы Древнего Китая от врагов и неприятностей, относят лишь ко второму тысячелетию до нашей эры . Первое по-настоящему централизованное государство в Китае появилось менее чем за 3 века до Рождества Христова. Государственность (в строгом значении этого слова) в Поднебесной так долго не появлялась из-за переменчивости климата в районах расселения древних китайцев, агрессивности «реки тысячи бедствий» Хуанхе, в долинах которых проживали предки строителей «Срединного государства», а также варваров, постоянно нападавших на обитателей Поднебесной с надеждой отобрать у крестьян плоды их земледельческого труда… Что же тогда волновало умы древних китайцев, куда они тратили свой творческий потенциал?
Вместо государственных образований, которые бы централизованно поддерживали безопасность и целостность Поднебесной, в Древнем Китае как раз и был придуман институт семьи, а точнее семейно-клановых объединений. Они представляли из себя большие общины, достаточно изолированные друг от друга , состоявшие из пяти-шести и более малых патриархальных семей, где все члены семьи вели общее хозяйство, либо трудясь на общей земле, либо занимаясь одним и тем же ремеслом .
Большие семьи связывали между собой схожесть климата на местах их проживания , общие проблемы ведения хозяйства и обороны, что, возможно, приводило впоследствии разноликие древние китайские племена к осознанию себя как части общей Поднебесной — цивилизованного мира, основанного на гармонии и правилах и окружённого со всех сторон нецивилизованными варварами . Эти правила и эта гармония были открыты не в ходе расслоения древнекитайского общества, не оторванными от общины профессиональными учителями, но в результате творческих изысканий представителей самих общин, для которых культ предков был важнее создания сложно устроенных пантеонов богов Древнего Ближнего Востока. Общинники тратили много сил на борьбу с трудно прогнозируемыми превратностями климата и Хуанхе, защищали свои посевы от сорняков, вредителей-насекомых и вредителей-варваров. Не способные ещё получать прибавочный продукт, старшие поколения передавали своим отпрыскам не переполненные амбары зерна и проса (долгое время их просто не строили внутри огороженных поселений архаичного Китая ), но оставляли после себя неоценимую сокровищницу знаний, передавая их подрастающему поколению в том числе и с помощью красноречивых и эмоциональных древних преданий.
Опыт поселенцев передавался из поколения в поколение именно с помощью определённых правил (что, кстати, сравнительно более характерно для централизованных государств): «Вода в источнике изобильна, изобильна! — наступает засуха, и она иссякает! — Чтобы её набрать, нужно правило, а чтобы её применить, нужен здравый смысл» .
Примечательно, что «правила» (переходящие порой в запреты) одновременно изолировали и объединяли как отдельные семьи, так и самих общинников в них. Благодаря «правилам» в Древнем Китае постигали мир в том числе и через соревнования. Особенно это касается отношений между мужчинами и женщинами, обеспечить которым «время и место для работы, где и когда они были бы укрыты от любого загрязнения» было главной целью «созданных с учётом климата и условий обитания запретов» . Часто, работая или переживая зиму, древние китайцы и китаянки чуть ли не избегали друг друга. Но весной и осенью мужчины и женщины начинали друг друга искать, создавая семьи, хвастаясь плодами своего труда. «Замкнутые группы и соперничающие корпорации закрепляли свои союзы, организуя коллективные свадебные гулянья» . Мужчины-землепашцы собирались вместе сразу после сбора урожая, зимой, во время мёртвого сезона . «После стольких дней одинокой жизни, заполненной мелкими мыслями, собравшимися толпами овладело чувство великодушной состязательности. В них вспыхивала жажда игры, и для её поддержания всё казалось хорошим, всё могло послужить для веселого соперничества, для дружелюбных схваток» .
Во втором тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае научились получать прибавочный продукт, усилились климатические различия между различными частями Поднебесной, в семьях начали определять свой род по мужской линии . С появлением в это время бронзы произошло разложение первобытнообщинного строя. Жители долины Хуанхе постепенно начали осваивать новые земли, в том числе заселённые варварами. Именно к этому времени появляются первые достоверно существующие государственные объединения Древнего Китая. Они представляли из себя периодически сближавшихся друг с другом города-государства, большие семьи (го-цзя — государство-семья), где ван (правитель) почитался как Сын Неба, а родовая аристократия помогала государю управлять народом, который играл в те времена более важную роль, чем в период позднейших империй, к которому прислушивались и с которым считались в трудные времена .
Правитель (ван), по определению Марселя Гране, «это воин, укротитель диких зверей, цивилизатор варваров», «основатель городов и военный руководитель». Его периодически подвергали суровым испытаниям, чтобы убедиться в способности вана «приказывать Небу». Его власть распространялась в основном в небольших, нередко внешне схожих с сельскими поселениями городах, что становились столицами многочисленных царств Древней Поднебесной. Однако центры новых городов-государств уже могли генерировать новую местную элиту: элиту военную и элиту интеллектуальную. «Горожане противостоят крестьянам самым очевидным образом: одни — это деревенщина, вторые — знать. Одни хвастают тем, что живут “в соответствии с обрядами”, которые “не опускаются до людей из народа”. Сельчане со своей стороны отказываются вмешиваться в общественные дела. Они говорят: “Обсуждать их — дело тех, кто ест мясо”» .
Всё большее значение в древнекитайском обществе стало приобретать военное искусство. Может быть, поэтому в те годы проводились мужские съезды во время мёртвого сезона, зимой, когда мужчины, вспоминая о деревенских дружеских соревнованиях, устраивали более серьёзные военные состязания, оттачивали свои бойцовские навыки, узнавали о политических реалиях Поднебесной, об уровне Добродетели (степени соответствия дао) своего правителя. «Под воздействием придворной жизни мораль знати приобрела утончённость. Она сформировалась в военных лагерях. Военный порядок лежит в основе порядка гражданского». Более того, соперничество стало отправной точкой концентрации власти. А В.В. Адамчик даже высказал идею о том, что ещё в эпоху Шан были заложены «первоначальные основы всех наук и видов искусств Древнего Китая — изобразительного искусства, музыки, литературы, письменности, астрономии, летоисчисления, истории» .
В результате мы можем предположить, что в таких городах и появлялись в третьем тысячелетии до новой эры первые школы как учреждения образования. Всего было как минимум два типа таких школ: сян и сюй. В эпоху Чжоу в школах обучались дети наиболее влиятельных феодалов (госюэ) в столице чжоуского государства (которое стремилось стать централизованным), а менее родовитой знати (сансюэ) — в провинциальных городах .
Влияние городов на всё общество Древнего Китая трудно переоценить, однако «городской воздух» не всегда делал человека из Поднебесной счастливым. К середине последнего тысячелетия до Рождества Христова оформился институт родовой знати и серьёзно увеличился военный контингент на территории Древнего Китая. «Срединные государства» стали воевать не только против варваров. Они стали соперничать между собой за территории и ресурсы, провоцировали многочисленные «честолюбивые цивилизаторские войны». Многие не останавливались перед древним запретом своих предков не воевать жителям Поднебесной друг с другом. «Крупные властители, создавшие в Китае провинциальные образования и разновидности мелких наций, превратили войну в свой промысел». Стали видны жадность и корыстолюбие родовой знати. Оттого многим тогдашним китайцам казалось, что они живут в мире, где «ритуал и музыка пришли в упадок», где «Поднебесная утратила свой Дао». Действительно, постоянные военные столкновения между древнекитайскими царствами разрушали сельские и городские общины, высшая аристократия утрачивала связь с наследием родового общества, многие не могли получить достаточного
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Banks J.A. Teaching for social justice, diversity, and citizenship in a global world // The Educational Forum, 2004. 68 (4). P. 296-305.
2. Oбразование в КНР // Жэньминьжибао, 2000. — Режим доступа: http://Russian.people.com.cn/2332523. html
3. Suárez-Orozco. M., 2001. Globalization, immigration, and education: The research agenda // Harvard Educational Review, 2001. 71 (3).
4. Zhou X. Early childhood education policy development in China. // International Journal of Child Care and Education Policy, 2011. 5 (1). P. 29-39.
5. Боревская Н.Е. Государство и школа: опыт Ки- тая на пороге III тысячелетия. — М.: Восточная лит-ра, 2003
6. Гране, М. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы / Марсель Гране; [пер. с фр. В. Б. Иорданского]. — М.: Алгоритм, 2008. — 528 с.
7. Денисова Р. Р. Детский сад по-китайски // Управление дошкольным образованием. 2004. № 3. С. 62–64.
8. Денисова Р. Р. Личностное развитие старших дошкольников: теоретический аспект. М.: Прометей, 2005. 120 с.
9. Джуо Цз.П. Развитие отрядов воспитателей в деревне, проблемы и подходы решения: теория и практика // Исследование образования. – 2013.
10. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов / А. Н. Джуринский. — М.: Издательская группа «ФОРУМ» — «ИНФРА-М», 1998. — c. 3-34, 85.
11. Директивная программа по дошкольному образованию (экспериментальный вариант) (на кит. яз.).
12. Жерне, Ж. Древний Китай / Ж. Жерне; Пер. с фр. Н. Н. Зубкова. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 157, [3] с. — (Cogito, ergosum: «Университетская библиотека»).
13. Закон об образовании КНР. Статья 15 // Бизнес в Китае: Информационно-аналитический портал [электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.asia-business.ru/law/law3/education/
14. Зеленая книга китайского образования. Пекин: Изд-во пед. науки, 2007 (на кит. яз.).
15. История Древнего Востока. Тексты и документы: Учеб. Пособие / Под ред. В. И. Кузищина. — М.: Высш. шк., 2002. — 719 с.
16. История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — Кн. 1. Ранняя древность. — Изд. 3-е, исправленное и дополненное. — М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989. — С. 401-444.
17. История Китая / В. В. Адамчик [и др.] — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2007. — 736 с.
18. Конституция Китайской Народной Республики // Современное законодательство Китайской Народной Республики. М.: Зерцало-М, 2004.
19. Ли Г.Цз. Причины развитой системы и переработка системы: теоретический аспект: монография. – М.: Прометей, 2009.
20. Ли Ш.Ю. Аспекты исследования сельского образования: теория и практика. – Цзянсу: Цзянсуское образование, 2000. – С. 1038.
21. Ли Шенлан. Дошкольная педагогика. Шанхай: Изд-во Ун-та Вост. Китая, 2006 (на кит. яз.).
22. Ли Шу Ян. Анализ факторов, ограничивающих развитие дошкольного образования в сельских районах // Северная литература: монография. – Харбин, 2010.
23. Лян Ш. Детский сад: сб. учеб. материалов (теоретический аспект). Пекин: Коммерческий Пресс, 1935. 65 с.
24. Малявин, В. В. Китайская цивилизация / Малявин В. В. — М.: «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», Издательско-продюсерский центр «Дизайн. Информация. Картография», 2000. — 632 с.
25. Мартынов, А. С. Конфуцианство: классический период / А. С. Мартынов. — СПб, 2006 г. — 384 с.
26. Мешкова, Т. Воспитание и образование в Древнем Китае [электронный ресурс] / Татьяна Мешкова. — Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/34311/vospitanie-i--v-drevnem-kitae.
27. Пэн А.Х. Трудные проблемы развития в период применения формы в китайском саду и причины системы: теория и практика // Руководство образования. – Гуандун. – 2011. – № 11.
28. Пэн Лицзюнь. Проблемы и советы дошкольной педагогики в Китае. Пекин: Изд-во Пекинского пед. ун-та, 2004 (на кит. яз.).
29. Россия — Китай: образовательные реформы на рубеже XX–XXI вв. Сравнительный анализ / Отв. ред. Н.Е. Боревская, В.П. Борисенков, Чжу Сяомань. — М.: Наука, 2007
30. Рубин, В. Личность и власть в древнем Китае: Собрание трудов / В. Рубин. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999 г. — 384 с.
31. Страны мира: справочник. – М., 2006.
32. Тенчурина Л.З., Цай Ю. Особенности организа- ции профессионального образования в современном Ки- тае // Проблемы подготовки специалистов в сельскохо- зяйственных вузах: сб. науч. трудов. — М.: МГАУ, 1997. — С. 79–83
33. Хан Чин. Воспитательная деятельность в ДОУ. Шанхай: Изд-во Ун-та Вост. Китая, 2007 (на кит. яз.).
34. Ху Г. Аспекты детского воспитания и проблемы воспитания: теория и практика // Исследование образования. 1988. 72 с.
35. Хуан Ж. Наука о дошкольном образовании: учебник для студ. высш. образования. Пекин, 2001. 23 с.
36. Хэ С., Тенчурина Л.З. Высшее профессионально- техническое образование как подсистема национальной образовательной системы КНР // Актуальные пробле- мы профессионального образования в целях устойчи- вого развития сельского хозяйства: сб. науч. трудов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2006. — Вып. 1. — С. 46
37. Цзун Ч. Дошкольное воспитание в Китае: опыт развития образовательной системы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. Режим доступа: http:// www.science-education.ru/121-18235
38. Цзян Сюй, Тенчурина Л.З. Модели развития выс- шего образования в истории Китая // Вестник ФГБОУ ВПО МГАУ. — 2014. — Вып. 1(61). — С. 44–46
39. Цзяоюйбу линдао (руководство министерства образования) // Официальный сайт Министерства образования КНР [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/ moe_187/index.html
40. Чен Вэху. История дошкольного образования в Китае и в других странах. Пекин: Изд-во науки, 2007 (на кит. яз.).
41. Чжэнь Цз.Дж. Новые исследования в развитии китайского образования: теоретический аспект: монография. – Цзянсу: Цзянсуское образование, 2006. – 75 с.
42. Чэн Х. Полный сборник трудов Чэн Хэчиня: теоретический аспект. Цзянсу: Цзянсуское образование,1989. Т. 2. 75 с.
43. Чэнь Ч., Цзу М. О некоторых проблемах управления детским садом и рабочие моменты жизни детского сада (пробная реализация): теория и современность. Чжэцзян: Детское образование, 1990. 45 с.
44. Ши Ваньбин Цзяоюй синчжэн гуанли (Административная политика в сфере образования). Пекин: изд-во «цзяоюй кэсяо», 2005. – с. 64-65
45. Юй С.Л. Разница между городом и деревней в области образования в Китае: монография. – Пекин: Образование и Наука, 2004.
46. Яо Вэй. Воззрение на детство и его изменение. Цзилинь: Изд-во Пед. ун-та Сев.-Вост. Китая, 005 (на кит. яз.).