Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы.На данном этапе общественного развития формирование ценностных ориентаций является важнейшей задачей для учителей общеобразовательных школ. Учителя должны уметь находить различные способы воспитания у человека чувства духовных и нравствен-ных ценностей в образовательном процессе. От них будет зависеть смысл жизни человека и его образ жизни в целом. Преподаватели должны посто-янно расширять и углублять понимание учащимися ценностей и ценност-ных ориентаций в различных сферах общества.
Духовно-нравственное развитие личности в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» опре-деляется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, форми-рование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отноше-ние к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в це-лом» (2009). Знание школьником социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Ценности являются «энергетическими узлами», точками эмоциональ-ного приложения в отношениях с миром и в то же время основой механиз-ма мотивации социального поведения людей. Ценностные ориентации служат регуляторами социального поведения людей. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять со-циально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситу-ациях. В современном обществе на ценности сильно влияют негативные явления окружающей среды. Изменения, связанные с открытым и расту-щим социальным неравенством, значительным снижением моральных стандартов, отражающимися в широко распространенной коррупции, наркомании, росте преступности, маргинализации популярных культур-ных моделей и примерах подозрительного поведения, способствуют поте-ре ценностно-ориентационного единства.
Современным учащимся свойственны открытость выражения своих пожеланий, чувство осознанности своего личного статуса, размышления о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях и целях человечества на земле и крайне ограниченные возможности восприятия и диалогического взаимодействия в творческой, благонамеренной и ориентированной на ценности деятельности внутри образовательной организации и за ее пре-делами.
Процесс становления ценностных ориентаций актуален для подрост-кового возраста, когда расширяющийся круг интересов ребенка, включа-ющий в том числе и многообразие объектов социальной действительности, сопровождается усложнением форм и способов их отражения в сознании человека. В подростковом возрасте закладываются основы ценностных ориентаций личности (Л.И. Божович, Х. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн).
Важной характеристикой гуманистически ориентированного педаго-гического общения является в этой связи диалогическое взаимодействие. Однако диалогическое взаимодействие реализуется не всегда в силу ряда объективных (экономических, политических, социокультурных) и субъек-тивных причин (нежелание перестраивать привычные способы общения), поэтому требуется создание специальных условий, которые стимулирова-ли бы учащихся к диалогу.
Изучению ценностных ориентаций личности уделялось определенное внимание отдельно в философии (Сержантов В.Ф., Соколов Е.В., Кроник А.А., Дробницкий О.Г.), социологии (Ядов В.А., Беляев Д.К., Блауберг И.В., Юдин Е.Г., Водзинская В.В., Жуков Ю., Ломидзе Л.С.) и психологии (Леонтьев А.Н., Н. И., Абульханова-Славская К.А., Бжалава И.Т., Давы-дов В.В.).
Общие основы формирования ценностных ориентаций рассматрива-ются в более широком контексте исследований М.Г. Казакиной, Т.Н. Мальковской, 3.И. Васильевой, Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяковой, В.С. Мухи-ной. В педагогике представлены исследования профессионально-ценностных ориентаций (Л.А. Йовайша, Л.X. Магамадова), нравственных и эстетических (Е.В. Бондаревская), ориентаций на труд как ценность (В.А. Кыштымов, Г.К. Нургалиева, П.Р. Игнатенко), ценностной ориента-ции на Отечество (Н.А. Григорьева).
Проблему взаимосвязи и взаимообусловленности целей и ценностей в учебно-воспитательном процессе исследуют В.П. Зинченко, Н.Д. Никан-дров, З.И. Равкин и др. Они же обосновывают необходимость ориентации на немногие, но наиболее значимые общечеловеческие ценности, которые принимает подавляющее большинство людей, при этом уделяя первосте-пенное внимание в воспитательном процессе духовным ценностям.
Необходимость разработки способов разрешения ценностно-смысловых проблем учащихся в образовательном процессе посредством диалогического взаимодействия актуализирует противоречие между высо-кими требованиями к ценностно-смысловому взаимодействию современ-ных подростков и недостаточной разработанностью организации диало-гического взаимодействия и диалоговых средств воспитания в общеобра-зовательной организации.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: не разработанность модели процесса и содержания диало-гического взаимодействия по эффективному формированию ценностно-ориентированного единства среди учащихся современных образователь-ных организаций.
Тема исследования:«Деятельность классного руководителя по фор-мированию ценностно-ориентационного единства в условиях диалогиче-ского взаимодействия».
Объект исследования: формирование ценностно-ориентационного единства учащихся в деятельности классного руководителя.
Предмет исследования: формирование ценностно-ориентационного единства учащихся в условиях диалогического взаимодействия.
Цель исследования: провести анализ деятельности классного руко-водителя по формированию ценностно-ориентационного единства в усло-виях диалогического взаимодействия с учащимися среднего звена. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть ценностно-ориентационное единство как цель воспитания в учебно-воспитательном процессе;
2. Рассмотреть педагогический потенциал диалогического взаимо-действия в формирования ценностно-ориентационного единства класса;
3. Обосновать диагностический инструментарий ценностно-ориентационного единства класса в деятельности классного руководителя;
4. Обосновать модель деятельности классного руководителя в фор-мировании ценностно-ориентационного единства класса.
Гипотеза исследования. Деятельность классного руководителя по формированию ценностно-ориентационного единства учащихся будет успешной, если реализация диалогического взаимодействия (условия, со-держание, виды) будет соотнесена с этапами формирования ценностных ориентаций и ценностно-ориентационного единства (чувство личной цен-ности; принятие ценности; реализация ценностной ориентации в деятельно-сти, общении и поведении; закрепление ценности в состоянии человеческо-го качества).
Теоретико-методологической основой исследования явились:
– идеи деятельностного подхода (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн)о том, что личность в активной форме должна присваивать исторический опыт человечества, важным элементом которого являются ценности.
– ценностный подход в образовании (В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, Л.П. Разбегаева, Н.Е. Щуркова)о роли и вкладе классного руководства в совершенствование общества и культуры детей в образова-тельном процессе на основе развития их способности жить в нем, так и осознанно утверждать, что собственная жизнь достойна человека; вывод А. В. Петровского о понимании категории «ценностные ориентации» не с абстрактно-социальной точки зрения, а с конкретно-личностной (группо-вой);
–выводы Н. А. Асташовой о протяженности и не линейности форми-рования ценностных ориентаций; идеи личностно ориентированного обра-зования (В.В. Сериков, Е. А. Крюкова, С.В. Белова) о диалоге как способе освоения личностного опыта, способствующем вхождению предлагаемого содержания в контекст жизненной сферы воспитанника.
Методы исследования:теоретический анализ философской, социоло-гической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследова-ния; моделирование; изучение, обобщение педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования состоит: в уточнении сущностных характеристик ценностных ориентаций; в разработке техно-логии формирования ценностных ориентаций, которая обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого.
Результаты исследования расширяют имеющиеся теоретические представления о необходимости и возможности формирования ценностных ориентаций в системе деятельности классного руководителя и на основе их диалогического взаимодействия, могут послужить основой для дальней-шей разработки данной проблемы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что со-держащиеся в нем положения, выводы и рекомендации создают предпо-сылки для эффективного научно-педагогического обеспечения процесса формирования ценностных ориентаций в системе деятельности классного руководителя.
База исследования:МОУ Лицей №2 города Волгограда учащиеся среднего звена общеобразовательной школы.
Структура. Выпускная квалификационная работа включает введе-ние, две главы, заключение и список литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 12.08.2022) «Об утверждении федерального государственного образова-тельного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)..
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стан-дарта начального общего образования».
4. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях».
5. Акулова, О.В., Писарева, С.А., Пискунова, Е.В., Тряпицына, А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - 290 с.
6. Алисанова Г.М. Формы и методы работы учителя начальных классов с родительским коллективом // Инновации в современной науке. – 2019. – С. 34 – 37.
7. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Ака-демия, 2021. - 264 с.
8. Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиоло-гии // Педагогика. - 2002. - №8. - С.8-12. - С. 2002
9. Арефьева С.М. Взаимодействие школы и семьи: грани сотрудни-чества // Вестник научных конференций. – 2021. – № 6-3 (10). – С. 9–11.
10. Артемьева Е.Н. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС // Актуальные проблемы преподавания в начальной шко-ле. Кирюшкинскиечтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – 2019. – С. 33–36.
11. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. - М.: Нова, 2019. - С. 206-220.
12. Белицкая, Г.Э. Социальная компетентности личности // Сознание личности в кризисном обществе / Под. Ред. А. А. АбульхановойСлавской, А.В. Брушлинского. - М.: Институт Психологии РАН, 2020. - С.42-57.
13. Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшекласс-никами ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: дисс… канд. пед. Наук. - Волгоград, 1995. – 163 с.
14. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обуче-ния. - М.: Просвещение, 2020. —336с.
15. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ори-ентированного образования // Педагогика. 2020. - № 4. - С. 11-17.
16. Войко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Академия, 2019. - 207 с.
17. Волков П.Б. Электронный дневник как средство обратной связи во взаимодействии школы и семьи // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. : [электрон. сб.] – Нефтекамск, 2021. – С. 30–32.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 580 с.
19. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. – М., 1984. – т. 6.
20. Глевицкая В.С. Взаимодействие семьи и школы: опыт работы учителя начальных классов // Педагогический поиск. – 2019. – Т. 1, № 1. – С. 53–56.
21. Гусева, Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у де-тей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веще-ствами. – СПб.: Речь, 2020. - 256 с.
22. Ершова Л.Г. Взаимодействие семьи и школы в интересах лично-сти ребенка // Образование в современной школе. – 2019. – № 10. – С. 42–48.
23. Зарипова, Е. И. Становление социальной компетентности школь-ника в условиях региональной образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук. — М.: Наука, 2020.- 218 с.
24. 3ауш-Годрон, Ш. Социальное развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2020. - 123 с.
25. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма резуль-тата образования //Высшее образование сегодня. – 2020. - № 5. – С. 41-52.
26. Зимняя, И.А. Личностно-деятельностный подход как основа ор-ганизации образовательного процесса // Воспитать человека: сб. норм.-прав., научн.-метод., огр.-практ. материалов по проблемам воспитания. – М.: Вентана-Граф, 2020. - С.150-154.
27. Золотарева О.А. Психолого-педагогические условия взаимодей-ствия семьи и школы // Вестник российского нового университета. – 2022. – № 1. – С. 126–131.
28.Жидкова Ю.С., Иванкина Т.Н., Комендантова О.Г., Лукаускас Э.С. «Каждый» как ценностный объект воспитательного процесса // Воспи-тание школьников. – 2019. – № 4. – С.31 - 40.
29. Казанцева В.А. Взаимодействие семьи и школы в вопросах вос-питания нравственных норм у младших школьников // Наука и технологии в современном обществе. – 2019. – № 1 (3). – С. 32–36.
30. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2020. – 228 с.
31. Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. - 2021. - №24. - С 16-21.
32. Калинина, Н.В. Психологическое сопровождение развития соци-альной компетентности школьников: автореф.дис. … д-ра пед. наук. – Са-мара, 2020. - 43 с.
33.Кондрашова Н.В. Взаимодействие педагогов дошкольного и начального образования с семьей // Преемственность в образовании. – 2019. – № 17. – С. 357 – 365.
34. Коновалова В.А. Влияние взаимодействия семьи и школы на раз-витие личности младшего школьника // Психология и педагогика: актуаль-ные проблемы и тенденции развития : материалы II междунар. науч.-практ. конф. (очно-заоч.). – 2020. – С. 88–90.
35. Костылева Т.В. Взаимодействие семьи и школы в воспитании нравственных качеств младших школьников // Актуальные проблемы гу-манитарных и естественных наук. – 2019. – № 4-2. – С. 149–153.
36. Краснокутская, С.Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе // Сб. научн. труд. Северо-Кавказского гос. техн. унив. серия гуманитарные науки. – 2020. - № 1. – С. 32-41.
37.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект-Пресс, 2019. - 320 с.
38. Крюкова, Е.А. Личностно-развивающие образовательные техно-логии: природа, проектирование, реализация: Монография. - Волгоград: Перемена, 2019. - 196 с.
39. Куницина, В.Н., Казарова, И.В., Погольша, В.М. Межличностное общение. - СПб.: Вита, 2019. – 302 с.
40. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996. – №4. – С.15-26.
41. Лукьянова, М.И. Базовые потребности возраста как основа раз-вития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. – 2021. - № 4. – С. 41-47.
42. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. – М.: Нова, 2020. – 428 с.
43. Мальковская Т.Н. Теоретические основы исследования ценност-ных ориентаций и интересов школьников // Ценностные ориентации и по-знавательные интересы школьников. Сб. науч. тр. М.: НИИОП, 1983. – С. 8-19
44. Малыхина О.А. Организация эффективного взаимодействия пе-дагога и семьи в процессе обучения, воспитания и развития в начальной школе // Вестник научных конференций : электрон. сб. – 2020. – № 7 – 3 (11). – С. 84–85.
45.Платонов Ю.П. Психология поведения человека в группе. - СПб.: Питер, 2019. - 213 с.
46. Развитие социальной компетентности школьников в образова-тельной среде: Сборник научно-методических трудов: Заочный семинар школьных психологов. Выпуск 9 / Под. ред. М.И. Лукьяновой. – Улья-новск: ИПК ПРО, 2022. С.89-98
47. Ромек, В.Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал прак-тического психолога. - 2019. - № 9. – С. 88-96.
48. Сафронова, Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность. – Волгоград: Перемена, 2019. – 180 с.
49.Сафронова, Е. М. Концепция личностно ориентированного воспи-тания // Вестник «Личностно ориентированное образование: феномен, кон-цепция, технологии». - Волгоград: Перемена, 2020. - С. 133-140.
50. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование — новое направление развития педагогической теории и практики // Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: моногр. - Волгоград: Перемена, 2019. - С. 13-26.
51. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование // Педа-гогика. - 2020. № 5. – С. 55-63.
52. Сиволобова И.В. Формирование у подростков ценностной ори-ентации на человека в детских общественных объединениях: Дисс… канд. пед. наук, Волгоград, 2002. – 220 с.
53.Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая поддержка школьника в процессе его образования как основа личностно-ориентированного об-разования // Воспитать человека. - 2019. - С.147-150.
54. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. - 2019. - С. 177-184.
55.Слот, В., Спанярд, X. Нидерландская модель социальной помощи детям ориентированная на социальную компетентность / В. Слот, Х. Спа-нярд // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной рабо-ты. - 2021. - №1. - С.60-74.
56.Социальная компетентность: режиссура совместных действий / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. - М.: «Гратис», 2019. - 240 с.
57. Стурова, М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. - 2019. - № 7. - С. 38 - 41.
58.Стратегия модернизации содержания общего образования: Мате-риалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2021. – 95 с.
59.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на пери-од до 2025 года [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2015/06/08/vospitaniedok.html / 55
60.Фахрутдинов Р.Р. Проектирование процесса социального форми-рования личности школьника и его основные характеристики // Вестник «Филология и культура». - 2019. - №3(29). – С. 55-97.
61.Фархшатова И.А. К вопросу о сущности понятия «ученический коллектив» // Материалы Международной науч. практ. конф. «Инновации в науке и образовании». - Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2019. - 56 с.
62.Фархшатова И. А. Технология сплочения классного коллектива «Кредит доверия» // Воспитание школьников. – 2019. – № 4. – С. 26–30.
63.Фернхем А., Хенвен П. Личность и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2015. - 368 с.
64.Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руково-дителя. – М.: Айрис-пресс, 2019. -160 с.
65.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Из-дательство Института Психотерапии, 2020. - 490 с.