Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Если рассматривать проблему возникновения новых видов спорта, то нет в природе такого
явления, суть которого можно понять, не вникая в то, как оно возникло. К этому ряду социальных
явлений относится и спорт. Можно ли понять, осмыслить суть, природу спорта без рассмотрения
вопроса возникновения спорта. Вот почему проблема возникновения видов спорта остаётся
одной из актуальнейших и сложнейших проблем науки о спорте.
Большинство исследователей рассматривает спорт как соревновательную деятельность,
основанную на применении физических упражнений. Спорт как явление имеет древние
исторические корни. Элементы спорта присутствовали уже в первобытном обществе. Зачатки
спорта имели место в культуре Древнего Востока, Индии, Китая, Древней Греции.
Анализ появления новых видов спорта, осмысление причин и факторов, обусловивших его
зарождение, свидетельствует, что господствующий менталитет играет существенную роль в его
развитии. На формирование менталитета определяющее влияние оказывает религия. Не все
3
религиозные течения и направления формируют менталитет, способный воспринять спорт.
Невозможно себе представить православного священника, занимающегося спортом, а в рамках
католического направления христианства такой факт является правилом.
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА
1.1 Начальное спортивное движение
Спорт очень медленно проникал в сознание и быт человечества. Процесс зарождения и
становления спорта был длительным, противоречивым и необычайно сложным. Далеко не сразу
сформировался социальный и правовой статус спорта, долгим и трудным был процесс выработки
правил и других сторон функционирования спорта. Зарождение современного спорта, его первые
шаги связаны с Англией.
Это обусловлено совокупностью причин и факторов: географических, исторических, социальноэкономических, политических, культурных, психологических. В Англии раньше, чем в какой-либо
другой стране, начали зарождаться и развиваться основы демократии, утверждалась свобода
личности.
Именно тогда, в конце XVII века в Англии зарождалось гражданское общество, утверждались
принципы либеральной демократии, ядром которой являлась свобода для отдельного индивида.
Большое влияние на развитие английского общества оказали идеи Джона Локка. Его книга
«Мысли о воспитании», вышедшая в свет в 1693 год имела огромное влияние на формирование в
английском обществе педагогических идей, в частности идей физического воспитания.
Д. Локк писал: «Здоровый дух в здоровом теле – вот в двух словах описание счастья, доступного в
здешнем мире. Тот, кто лишён того или другого, едва ли будет счастлив, счастье и несчастье
людей есть большею частью дело их собственных рук». Эта мысль английского философа и сейчас
верна и актуальна и относится к категории вечных ценностей. Не меньшее влияние на
формирование идей физического воспитания, идей спорта в английском обществе оказал Герберт
Спенсер [17, c. 106].
1.2 Развитие спорта в XIX-ХХ вв.
Процесс зарождения, становления и развития спорта в Новое время был сложным, длительным и
растянулся на века. Начало Нового времени – эпоха Возрождения XV- XVI веков, когда появились
зачатки спорта. Предистория развития современного спорта относится к XVII- I половине XIX веков.
История современного спорта начинается со второй половины XIX века.
Не случайно это время, а особенно конец столетия и начало XX века, стало своеобразным бумом,
первой волной активного наступления спорта. В США на строительство полей, спортивных залов и
изготовление спортивного инвентаря было израсходовано: в 1860 – 1870г.г.- 1 млн. долларов, в
1870 – 1880г.г. – 2,5 млн. долларов, а в 1890 – 1900г.г. уже 25 млн. долларов.
1.3 Зарождение Международного спортивного движения
В отдельных странах развитие спорта открывало перспективы для налаживания
международных контактов. Во второй половине XIX- начала XX веков были зафиксированы первые
международные встречи между спортсменами различных стран, начали проводиться чемпионаты
4
Европы, Мира и другие международные соревнования. Первые Международные спортивные
соревнования отражены в таблице 1.1.
Международные контакты спортсменов и спортивных деятелей, организация и
проведение международных соревнований требовали решения многих практических вопросов.
Так возникла необходимость в создании спортивных организаций, призванных решать сложные
вопросы, связанные с развитием спорта в мировом масштабе.
2 СТАНОВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В РОССИИ
2.1 Создание спортивных кружков и клубов
Отечественный спорт зарождался, формировался и развивался, как и в других странах под
воздействием множества факторов: как объективных, так и субъективных, а также социальноэкономических, культурологических, религиозных, политических, военных и географических.
Зарождение спорта России имело свою национальную специфику. Несколько слов о влиянии
церкви. Менталитет русского народа формировался под мощным воздействием господствующей
религии – православия. В России роль православия всегда была велика. Православие было одним
из столпов российского самодержавия, российской государственности.
Павел Милюков своём труде «Очерки по истории русской культуры» отмечал особую роль церкви
в российской истории: «Культурное влияние церкви и религии было безусловно преобладающим
в исторической жизни народа». Православное христианство специфично. У православия духовная
связь сохранилась только Византией, которая откололась от динамично развивающегося
западного мира. После гибели Византии Россия стала её духоприемницей, В отличии от
католической, православная церковь не формировала свободную раскрепощённую личность и
была подчинена императору [11, c. 91].
Отношение к спорту православия и католицизма – двух главных ветвей мирового христианства,
можно проиллюстрировать на одном примере: католический пастор, причастный к спорту –
норма; Православный священник – абсолютная нереальность. Папа Римский, обращаясь к
участникам межшкольных соревнований, говорил: «Молодёжь должна любить спорт. Он
приносит добро как душе, так и телу, смотря на прыжки и другие движения, начинаешь
чувствовать себя молодым». Можно ли представить, что аналогичное заявление мог сделать
настоятель русской православной церкви. Фактор свободной, раскрепощённой личности –
важнейшая предпосылка зарождения спорта. Индивидуальность в России не в цене.
На формирование российского менталитета огромное влияние оказало татаро-монгольское
нашествие, оставившее неизгладимый, печальный, трагический след в судьбе российского
народа. Это нашествие разрушило экономический потенциал страны. Прервало её культурное
развитие.
Зарождение спорта в России пришлось на период, когда городское население составляло очень
маленький процент. В 1890 году это было 12.8%, что несомненно сказалось на общем уровне
спортивного движения в России. Как и на Западе, в России инициатором в зарождении спорта
была аристократия, Спорт как социальное явление возникает в лоне аристократической,
дворянской культуры. Из рядов русской аристократии выдвинулся ряд ярких фигур – меценатов и
покровителей спорта. Они же возглавляли спортивные общества и клубы.
2.2 Особенности развития спортивного движения в России в начале XX века
5
После революционных событий в России в 1905 – 1907 годах началась новая фаза политического,
экономического и культурного развития: свобода прессы, создание общественных организаций,
интенсивное развитие экономики. Новый этап российской истории обусловил новый период в
развитии спортивного движения.
Новые правила, принятые в 1906 году значительно упростили процедуру утверждения спортивных
организаций. Число спортивных обществ после 1907 года заметно возросло, выросло и число
членов этих клубов. Расширился социальный состав спортивных организаций. В эти годы в
спортивное движение включаются широкие слои интеллигенции, демократически настроенная
молодёжь, учащиеся школ, гимназий и других учебных заведений, служащие и рабочие.
Период 1908 – 1914 годов отмечен заметным подъёмом спорта, насыщен многими событиями,
которые сыграли важную роль в судьбе российского спорта. Именно в этот период существенно
расширяется его география, Начинают проводиться всероссийские Олимпиады. Особенно
ощутимым в этот период были усилия многочисленных энтузиастов внедрить спорт в провинцию.
Важным элементом организационных преобразований российского спорта стало создание
Всероссийских лиг по видам спорта: теннису, конькобежному спорту, лыжному спорту, футболу,
лёгкой атлетике, борьбе, тяжёлой атлетике, гребному спорту, хоккею, плаванию.
2.3 Школьный и студенческий спорт
На рубеже первого – второго десятилетия проблема организации физического воспитания в
учебных заведениях, стремление внедрить спорт в школьную и студенческую среду были
ключевыми в сфере телесного воспитания. Об этом свидетельствует повышенное внимание к
данному вопросу российского общества: обсуждение этих проблем на многих педагогических
конференциях, выход в свет книг, монографий, брошюр по этой тематике, повышенное внимание
к этим вопросам на страницах общей и спортивной прессы.
Созданная в 1913 году Канцелярия генерала В.Н.Войкова в ряду приоритетных задач
рассматривала проведение обстоятельного анализа вопроса постановки физического воспитания
в учебных заведениях. Острейшей проблемой организации физического воспитания было
отсутствие специальных помещений, а также не хватало грамотных преподавателей. В Москве на
259 гимназий приходилось 79 преподавателей гимнастики, на 156 женских гимназий – 27
преподавателей и 3 зала.
Первым, кто в России начал активно, настойчиво и плодотворно решать проблему учительских
кадров, был Пётр Францевич Лесгафт, создавший в 1896 году знаменитые женские «Курсы
Лесгафта», готовившие руководителей физического образования. Требования, которые
предъявлялись к руководителям физического образования в тот период, актуальны и сегодня. О
проблеме учительских кадров многократно писали А.Д.Бутковский, В.В.Гориневский, В.Е.Игнатьев,
Г.А.Дюпперон и другие деятели российского спорта. Их усилия давали определённые результаты.
Важным этапом становления отечественной системы подготовки специалистов для сферы
физического воспитания и спорта стало открытие 1 сентября 1909 года Главной военной
гимнастическо-фехтовальной школы в Санкт-Петербурге. 1 августа 1910 года состоялся первый
выпуск этой школы в количестве 93 человек.
На рубеже первого - второго десятилетия организация физического воспитания в учебных
заведениях несколько улучшилась. Активизации спортивной жизни в средних учебных заведениях
Москвы способствовала созданная в 1912 году «Спортивная лига средних учебных заведений». К
январю 1913 года она объединяла 22 учебных заведений.
6
В Петербурге организацией спорта среди средних учебных заведений занималось «Общество
содействия физическому развитию учащейся молодёжи». Вопросы внедрения спорта в школу
упирались и в сопротивление многих учителей. Споры вокруг «школьного спорта» шли постоянно.
Но, несмотря на все сложности, культивирование спорта в школах связано со многими факторами:
отрицательное отношение к спорту многих педагогов, отсутствие материальной базы,
специальных кадров. Но, несмотря на это школьный спорт развивался во многих городах России.
3 НОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА: КЛАССИФИКАЦИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ
3.1 Критерии нового вида спорта
Современный спорт отличается динамичностью, результативностью, массовостью. Помимо всего
прочего его отличительной особенностью стало появление множества новых видов спорта,
которые быстро становятся популярными и начинают теснить традиционные виды спорта. Для
понимания процессов, происходящих в спорте, управления спортивным движением необходимо
анализировать, классифицировать явления современного спорта.
Возникновение новых видов спорта, оригинальных комплексов упражнений для различных целей
стало довольно распространенным явлением в современном обществе. Различные виды спорта
появляются и быстро развиваются, конкурируют с уже хорошо известными традиционными
видами спорта. Данный процесс происходит очень бурно и кажется совершенно стихийным.
Однако можно предположить, что в нем скрываются определенные закономерности. В
специальной литературе имеется информация о сущности новых видов спорта, истории их
появления, правилах соревнований, технике, тактике и других аспектах.
В то же время очень редко встречаются публикации, в которых проводится анализ указанной
тенденции в современном спорте как системного явления. В настоящей работе делается попытка
сгруппировать появляющиеся новые виды спорта по определенным признакам, чтобы понять их
истоки возникновения и возможные дальнейшие перспективы развития спорта вообще. Анализ
специальной литературы, электронных баз данных позволяет констатировать несколько явных
признаков, которые наблюдаются при появлении новых видов спорта. Эти признаки можно взять
за основу построения классификация видов спорта с учетом способа их происхождения (таблица
3.1) [14, c. 35].
3.2 Тенденции в современном спорте
В парадигме развития современной цивилизации (переход от постиндустриального к
информационному, информационно-экологическому обществу, от повышения
производительности труда к увеличению продуктивности использования ресурсов) остро стоит
вопрос человеческого фактора, его физической готовности.
В настоящее время жизнедеятельность человека все более приобретает экстремальный характер,
который обуславливается конкретными климатогеографическими условиями, глобальным
ухудшением экологической обстановки, различными религиозными, межэтническими и
межгосударственными конфликтами и войнами, безработицей, эпидемиями, бурным
увеличением информационных потоков и ускоряющимся ритмом жизни, резким и существенным
снижением двигательной активности (и как следствие, физического состояния человека), в связи с
урбанизацией жизни и автоматизацией производства, низким уровнем жизни во многих
государствах и регионах, увеличением преступности, терроризмом, ростом психических
расстройств, алкоголизма, табакокурения, потребления наркотиков, потерей жизненных
7
перспектив, ценностей и т.д. Причем, экстремальность жизни человека особенно возрастает в
переходные периоды (проявление бифуркации) развития общества (при смене способов
производства, власти, революциях, переворотах и т.д.) [1, c. 2].
Спорт можно рассматривать как знаковую систему, форму отражения действительности. В целом
наша неопределенная повседневная жизнь все больше напоминает спорт. Состязания происходят
не только па спортивной площадке, но и в других различных сферах деятельности, приобретая
форму конкуренции.
В принципе можно изучать и моделировать поведение и деятельность человека и в других
экстремальных ситуациях и условиях: в ходе военных действий, при техногенных катастрофах,
природных катаклизмах и т.д. Однако, как правило, люди оказываются не готовыми к подобным
событиям и явлениям. Причем, эффект таких исследований будет неадекватен произведенным
материальным затратам и -особенно - возможным человеческим жертвам.
Присущие нашему времени бурные социально-экономические и научнотехнические процессы
привели к тому, что спорт в глазах человечества предстает важнейшим глобальным явлением. Он
представляет собой некий полигон, где исследуется сам человек, его двигательные, психические,
духовные и интеллектуальные возможности.
Многочисленные наблюдения специалистов позволяют утверждать, что и сегодня далеко не
каждый человек в процессе обучения и труда правильно использует свои природные
возможности и полно реализует резервы своего организма. Порой нерационально растрачивается
или не раскрывается в полной мере потенциал двигательных возможностей и психических
качеств. В конечном счете, общество несет невосполнимые потери.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спорт очень медленно проникал в сознание и быт человечества. Процесс зарождения и
становления спорта был длительным, противоречивым и необычайно сложным.
Спорт в современном понимании – продукт современной цивилизации. В современном
понимании спорт сформировался в рамках европейской культуры. Именно западная культура
создала и сформировала благоприятное социальное, психологическое, культурологическое
пространство, в рамках которого мог зародиться и развиваться современный спорт. Европейская
цивилизация, западная культура впитали в себя идеи эллинской и древнеримской эпохи.
Исторические корни современного спорта уходят вглубь позднего средневековья. Наследие
средневековой Европы, рыцарская система воспитания, стала существенной предпосылкой
зарождения современного спорта. В её основе лежали такие рыцарские доблести как: верховая
езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, игра в шахматы и сочинение стихов.
Очевидно, что идея спорта могла зародиться и прижиться лишь в умах и душах свободных людей,
но отнюдь не крепостного человека. Первая важнейшая предпосылка зарождения спорта –
высвобождение человека.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие для студ. высших
пед. учебных заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.
3. Захаров В.П. История развития физической культуры и ее роль в жизни общества //
Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII
междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/guman/12(27).pdf (дата
обращения: 18.05.2018)
4. Ильяхов А.Г. Зевсу посвященные. Тайны древних олимпиад. - М., 2016
5. Собянин Ф.И. Игра джентльменов // Спорт в школе. Методический журнал для учителей
физкультуры и тренеров. 2015. № 3. С. 8-11.
6. Спорт: Истоки спорта и его эволюция. Олимпийские игры в древности и в наши дни. Все
виды спорта. Вокруг спорта: энциклопедия/авт.-сост. Е. Я. Гик. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.-303
с.: ил. Тузова Е.Н. Обучение базовым элементам фигурного катания: учеб.-метод. пособие/Е. Н.
Тузова; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. - М.: Человек
[и др.], 2015. – 96 с. - (Б-чка тренера).
7. Мельникова Н.Ю., Трескин А.В., Леонтьева Н.С. Олимпийское Образование. Учебное
пособие для студентов РГУФКСМиТ. – / Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин, Н.С. Леонтьева. – М.:
РГУФКСМиТ, 2012. – 118 с.
8. Миронова Т.А., Арсеенко Е.А., Собянин Ф.И., Самолюк О.И. Особенности возникновения
новых видов спорта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов,
2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 74-80. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4 (168)-74-80.
9. Олимпийский учебник студента – 24-е изд., перераб. и доп. / В.С. Родиченко и др.; ОКР. –
М.: Советский спорт, 2012.
10. Питерских Г.Т. Олимпийская одиссея. – Изд- во: СибГАФК, 2015.
11. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. - Киев, 2014. Т.1
12. Пономарёв Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. - СПб.,
2016
13. Россия – спортивная держава. Сборник докладов первого международного спортивного
форума. – М., 2010.
14. Рыбаков Владимир Витальевич, Болотов Валерий Михайлович, Полозкова Наталья
Федоровна, Ярушин Сергей Алексеевич Тенденции развития современного спорта // Вестник
ЧГПУ. 2011. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-sovremennogo-sporta (дата
обращения: 18.05.2018).
15. Собянин Ф.И. Игра джентльменов // Спорт в школе. Методический журнал для учителей
физкультуры и тренеров. 2015. № 3. С. 8-11.
16. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX - XX веков. - М., 2010.
17. Сучилин А.А., Печерский Н.В. Олимпийское образование. - Волгоград, 2011.
18. Трескин А.В., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: учебник/под ред.
Проф. Мельниковой Н.Ю. – М.: Советский спорт, 2013. – 392 с.
19. . Ферран А., Шаппле Ж-Л., Сегэ Б. Олимпийский маркетинг2013 Хойя Р., Смит А., Николсон
М., Стюард Б., Вестербик Г Современный спортивный менеджмент 2013
9
20. Чуев В.А. Современные проблемы и тенденции развития женского футбола в России //
Научные исследования и разработки в спорте: Вестник академии. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.
Лесгафта, 2016. Вып. 1. С. 171-173.