Фрагмент для ознакомления
1
Глава 1. Анализ противопожарного состояния учреждений социального типа 2
1.1. Анализ гибели и травмирования людей при пожарах 2
1.2. Назначения учреждений социального типа 19
1.3. Законодательная база противопожарной защиты зданий социального типа 21
1.4. Нормы и правила антитеррора 31
1.5. Существующие средства эвакуации лежачих больных, МГН, и престарелых 37
Список литературы 54
Фрагмент для ознакомления
2
На протяжении всего времени большое внимание уделяется проблеме просвещения населения в различных сферах современного общества: социальной, экономической, политической и духовной и др. В связи с этим актуальными становятся механизмы трансляции и популяризации знания. В современном времени тяжело представить без таких объектов как здания культурно-досуговой и просветительской деятельности. Являясь объектами массового пребывания людей, они должны соответствовать всем требованиям норм противопожарной безопасности. Незначительные нарушения правил противопожарной защиты могут привести к значительным материальным потерям и большим человеческим жертвам.
Пожары всегда очень опасны, так как они наносят существенный материальный и психологический ущерб, часто приводят к гибели людей.
Поэтому меры по защите от пожаров являются задачей общегосударственного значения. Полный комплекс противопожарных методов, включая правовой, социальный, экономический и технический аспекты представляют собой целую систему пожарной безопасности, со своей классификацией и особенностями.
Профилактика пожаров предусматривает комплекс технически и экономически эффективных методов профилактики, а также способов ликвидации с минимальным экономическим ущербом. Это очень важно, так как Россия пока продолжает входить в «лидеры» по количеству погибших на пожаре людей и уровню ущерба .
Современное развитие социально-экономических систем во многом зависит от эффективности планов развития регионов и территорий. При этом планирование социально-экономического развития регионов и территорий должно учитывать не только показатели социально-экономического характера, но и ущерб (экономический, социальный, экологический), нанесенный в результате деструктивных событий, в том числе и пожаров. Пожары играют важную роль в жизни общества с точки зрения безопасности человека и экономики. Пожары имеют значительные ежегодные социальные и материальные последствия. Важно отметить, что неоднородность и многозначность понятия «ущерб» приводит к различным подходам при его оценке в зависимости от трактовки этого термина. Это становится серьезной проблемой при выполнении адекватной оценки ущерба, поскольку часто приводит к недооценке или переоценке фактического ущерба .
Пожары справедливо относят к одним из серьезных стихийных бедствий. В результате пожаров полностью выгорают квартиры, здания коммерческого назначения, производственные помещения, склады, магазины и пр., а нередко пожар приводит и к гибели людей. Пожары вызывают негативные последствия, которые проявляются в различных сферах деятельности государства и общества. Неблагоприятные воздействия пожаров вызывают отрицательные изменения в социально-экономической, экологической, научно-технической, политической и других сферах деятельности. Планирование социально-экономического развития регионов должно осуществляться с учетом этого влияния последствий пожаров. Угроза вне зависимости от ее значимости и вероятности возникновения должна контролироваться и регулироваться, невзирая на возможные издержки.
Пожары должны рассматриваться как серьезная угроза с точки зрения безопасности людей, а также с экономической точки зрения.
Статистика — отличный способ извлечь уроки из фактических событий реальной жизни. Детальный анализ статистических данных приводит к лучшему пониманию причин, лежащих в основе изменения обстановки с пожарами, и имеет прямое применение при планировании мер по предотвращению пожаров и борьбе с пожарами. Анализируя данные, можно выявить новые тенденции и их последствия для пожарной безопасности, что приведет к более активному управлению пожарной безопасностью.
Рассмотрим обстановку с пожарами в Российской Федерации. В качестве источника сведений примем данные, ежегодно публикуемый всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны МЧС России статистические сборники. В качестве рассматриваемого периода примем данные с момента ввода понятия система обеспечения пожарной безопасности (1995 г.) по настоящее время (2019-2022 г.).
Результаты анализа показали, что за рассматриваемый период времени сформированы тенденция к ежегодному снижению количества пожаров. Кратное превышение количества пожаров в 2019 году связано с изменением правил учета пожаров, так как теперь в их общем количестве учитываются случаи загорания (неконтролируемое горение без вреда для жизни и здоровью, а также без материального ущерба), которые ранее не учитывались.
Как и с количеством пожаров, имеется тенденция к снижению количества погибших. Примечательный факт — количество погибших начало ежегодно снижаться с момента перевода Государственной противопожарной службы из Министерства внутренних дел в МЧС России. Если исходить из данных за последние годы (2016-2019) количество погибших стабилизировалось на определенном уровне — в среднем 8 258 человек.
Если сопоставить эти данные с другими причинами смертей, то количество погибших при пожаре сопоставимо со смертями от туберкулеза (7 536 чел.) или с зарегистрированным количеством убийств в Российской Федерации (7 212 чел.). Безусловно, количество погибших хотя и снижается, но все еще высоко.
При этом общество негласно считает такую обстановку с пожарами «приемлемой» и не рассматривает данные показатели как значительные, так как информация о пожарах не транслируется в средствах массовой информации и в целом не предается огласке. При этом, в случае массовой гибели людей следует широкий общественный резонанс.
Рассмотрим более детально причины возникновения пожаров. В последней редакции статистического сборника приведены причины возникновения пожаров по годам. Исходя из целей настоящего исследования, объединим причины, связанные с нарушением правил пожарной безопасности в одну группу, и рассмотрим получившиеся результаты в процентном соотношении.
Данные за рассматриваемый период показывают выраженную тенденцию на увеличение количества пожаров по причинам нарушения правил безопасности. В настоящей работе нарушение правил будем относить к управленческому аспекту. В среднем порядка 40 % пожаров происходит по причинам нарушения правил.
Анализ данных, показал, что количество погибших по причине нарушения правил варьируется в пределах 25-30 % и увеличивается в последнее десятилетие, что в целом согласуется с процентным соотношением количества пожаров.
В среднем, порядка 40-50 % от размера ущерба приходится на пожары, причиной которых служило нарушение правил. Полученные значения превосходят процентное соотношение по погибшим и пожарам.
Результаты анализа статистических данных о пожарах в Российской Федерации с 1995 по 2019 гг. позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, несмотря на общую тенденцию сокращения количества пожаров, гибель людей на них составляет большое количество, а размер ущерба значительно высок и продолжает расти. Во-вторых, не менее 90 % людей погибают при пожарах, возникших в результате нарушения правил пожарной без¬
Пожары с массовой гибелью людей происходят как правило на общественных объектах: торговые центры, развлекательные заведения, места постоянного пребывания (размещения людей). Ежегодно в России происходят пожары с гибелью более 5 человек на одном пожаре. При этом это происходит вне зависимости от функционального назначения здания.
Для более детального понимания причин складывающейся ситуации, рассмотрим крупные пожары с массовой гибелью людей в Российской Федерации за рассматриваемый период. В таблице приведены некоторые данные о крупных пожарах. Результаты анализа крупных пожаров с массовой гибелью людей позволил выявить следующие общие характеристики.
Основными причинами возникновения пожара с массовой гибелью людей является либо нарушение мер пожарной безопасности (неосторожное обращение с огнем, курение в неположенных местах, проведение огневых работ и т.д.) либо неисправность электропро¬водки. Так или иначе, эти проблемы лежат в области организации пожарной безопасности на объекте.
Основными причинами, способствую¬щими гибели и травмированию людей являют¬ся либо отсутствие (отключение) пожарной сигнализации и оповещения, либо отсутствие необходимых мер в области эвакуации (меха¬ническая блокировка эвакуационных выходов, отсутствие или плохая организация эвакуа¬ции). Как и в отношении причин возникновения пожара, причины способствующие гибели и травмированию лежат в области организации и управления пожарной безопасностью объек¬та. Другими словами, на рассмотренных объектах руководитель не осуществлял должного контроля соблюдения мер и требований пожарной безопасности.
По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), в 2022 г. общее количество пожаров снизилось на 9,8% по сравнению с предыдущим годом, погибли в 2022 г. 7 709 человек, что на 9,0% меньше, чем в 2021 г., в том числе погибли 305 несовершеннолетних (сокращение на 19,7%), получили травмы 8 148 человек (снижение на 2,8%).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ Р 12.1.004–76. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования.
2. ГОСТ Р 12.1.004–91. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования.
3. ГОСТ Р 12.1.004–85. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования.
4. Федеральный закон "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 247-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ (последняя редакция)
6. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2020 г. N 985 “Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”
7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 16.02.2023) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
8. Приказ Росстандарта от 14.07.2020 №1190 (ред. от 08.09.2022)
9. «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
10. Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 (ред. от 29.07.2020) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.10.2020)
11. Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2019 г. N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
12. Методические рекомендации по изучению пожаров. Письмо МЧС России от 27.02.2013 № 2-4-87-2-18. [Электронный ресурс] URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsiipo-izucheniiu-pozharov-utv-mchs-rossii-27022013/
13. Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросу обеспечения осуществления мер, направленных на повышение готовности субъектов РФ к реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары. (утв. МЧС России) [Электронный ресурс] URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-dlja-organovispolnitelnoi-vlasti-subektov/
14. Авдотьин В.П., Дзыбов М.М., Самсонов К.П. Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Монография. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 467 с.
15. Актуализация требований пожарной безопасности на основе риск-ориентированного подхода / В. Б. Коробко, Ю. М. Глуховенко, А.С. Овчинский, И. В. Гурлев. // Пожаровзрывобезопасность / Fire and Explosion Safety. – 2018. – 27(6):7-17. – URL: https://doi.org/10.18322/pvb.2018.27.6.7-17
16. Актуализация требований пожарной безопасности на основе риск-ориентированного подхода / В. Б. Коробко, Ю. М. Глуховенко, А.С. Овчинский, И. В. Гурлев. // Пожаровзрывобезопасность / Fire and Explosion Safety. – 2018. – 27
17. Александров О. В. «Регуляторные гильотины»: международный опыт устранения препятствий для бизнеса и инвестирования // Торговая политика. – 2019. – № 1(17). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatornye-gilotiny-mezhdunarodnyy-opyt-ustraneniyaprepyatstviy-dlya-biznesa-i-investirovaniya
18. Арефьева Е.В., Крапухин В.В., Олтян И.Ю, Котосонова М.Н., Артюхин В.В. Устойчивость муниципальных образований Российской Федерации в условиях изменения климата: Монография / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, (ФЦ), 2022. – 140 с.
19. Артеменко А.В., Абакумов Р.Г. Определение и оценка экономического ущерба от пожара зданий и сооружений // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 1. № 7(33). С. 24-29.
20. Атлас рисков пожаров на территории в Российской Федерации / Под общей редакцией С.К. Шойгу. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2011. – 450 c.
21. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В. Какова «стоимость» пожаров в современном мире? // Пожаровзрывобезопасность. 2020. Т. 29. № 1. С. 79-88.
22. Бушнев Г. В., Украинцева Т. В., Савонин С. В. «Регуляторная гильотина» и ее влияние на эксплуатацию опасных производственных объектов // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2020. – № 1. – С. 18–27.
23. В 2020 г. в России произошло почти 440 тыс. пожаров // ТАСС. URL: https://tass.ru/proisshestviya/ 10467411
24. Гончаренко В.С. и др. Статистический анализ прямого материального ущерба от пожаров с 2016-2020 гг. // Социально-экономические аспекты принятия управленческих решений: Материалы пятого научного семинара, Москва, 26 февраля 2021 года. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2021. С. 307-311.
25. Европейские стандарты (EN-54) // Информационно-аналитический журнал «RUБЕЖ». – URL: https://ru-bezh.ru/evropejskij-standart-en-54/
26. Ермакова Е.С. Общие подходы к оценке материального ущерба от чрезвычайных ситуаций // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2015. Т. 1. № 1(6). С. 52-56.
27. Загуменнова М.В. и др. Оценка материального ущерба от пожаров на основе базисно-индексного метода // Актуальные проблемы пожарной безопасности. Материалы XXXIII Международной научнопрактичес¬кой конференции, посвященной Году науки и технологий, Москва, 2021. Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2021. С. 299-306.
28. Загуменнова М.В., Порошин А.А., Фирсов А.Г. Методологический подход к определению материального ущерба от пожаров // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2021. № 4(40). С. 64-79.
29. Загуменнова М.В., Порошин А.А., Фирсов А.Г. Определение материального ущерба от пожаров на объектах здравоохранения // Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию образования гражданской обороны, Иваново, 19 апреля 2022 г. Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2022. С. 124-130.
30. Зиннатов Д.В. и др. Информационная система «Автоматизированная аналитическая система поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022663331. Российская Федерация, 2022.
31. Калинина А.С. Оценка экономического ущерба от пожаров / Учебное пособие / Кафедра безопасности жизнедеятельности. Челябинск: Издательский центр ЮУрГу, 2020. 138 с.
32. Крот А.А., Мысло Т.В. Опасные факторы пожара на территории Республики Беларусь и оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций: история вопроса // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2018. № 2. С. 31-40.
33. Кудрявцев В.Е., Кучаков Р.К. Помогают ли плановые проверки снизить число пожаров? // Пожаровзрывобезопасность / Fire and Explosion Safety. 2019. Т. 28. № 2. С. 81-89.
34. Лобаев И.А., Смагин А.В. О применении относительного показателя оценки эффективности надзорной деятельности в области пожарной безопасности // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2012. № 2. С. 50-54.
35. Ничепорчук В.В., Ноженков А.И. Архитектура территориальной системы мониторинга чрезвычайных ситуаций // Информатизация и связь. 2018, № 2. С. 35-41.
36. Новиков Д. А. Методология управления. М.: Либроком, 2011. 128 с.
37. Ноженкова Л.Ф., Ничепорчук В.В., Евсюков А.А., Морозов Р.В., Марков А.А. и др. Применение экспертной ГИС для анализа пожарной обстановки в Красноярском крае. // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций, 2009. № 2. – С. 75-85.
38. Опарин И.Д., Яшин А.А., Терентьев В.В. Ме¬тодические принципы комплексной оценки ущерба от пожаров // Техносферная безопасность. 2020. № 2(27). С. 64-79.
39. Опарин И.Д., Яшин А.А., Филиппов А.В. Роль ком¬плексной оценки ущерба от пожаров при определении конкурентоспособности территории // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2018. № 3. С. 58-62.
40. Пенькова Т.Г., Метус А.М., Ничепорчук В.В., Морозов Р.В. Проектирование интернетплатформы для формирования рейтинговых оценок качества жизни муниципальных образований региона) // Информатизация и связь, 2022. № 1.- С. 82-87
41. Пенькова Т.Г., Ничепорчук В.В. Mетамодель детализации интегральных оценок для определения причин состояния природно-техногенной безопасности территорий // Информатизация и связь, 2022. № 5.– С. 14-
42. Чечетина Т.А., Гончаренко В.С. Гибель людей при пожарах в Российской Федерации в 2014—2018 гг. // Экономика превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и аварийно-спасательных работ: Сборник статей научно-практической конференции, Москва, 28 октября 2019 года. М.: Объединенная редакция, 2019. С. 53-57.