Фрагмент для ознакомления
2
зарубежной психологии
Высокие стрессовые нагрузки в условиях жизни в современном обществе сказываются на психоэмоциональном состоянии человека и качестве его жизни. Подавленные эмоции являются одним из важных факторов психосоматических расстройств. Нарушение контакта с эмоциональной сферой приводит к серьезным последствиям в виде психосоматических заболеваний [1].
Алекситимия - это состояние, при котором человек испытывает трудности в распознавании своих и чужих эмоций. Актуальность и рост интереса к проблеме алекситимии связан с тем, что она может диагностироваться, на первый взгляд, у совершенно здоровых людей. Как показывает анализ литературы по теме исследования, алекситимия - достаточно распространенное явление среди студентов [2].
Алекситимия препятствует развитию личности в силу таких ее проявлений, как: затрудненность осознания и описания своих эмоциональных переживаний и определения их у других людей, отсутствия эмоциональной рефлексии и саморегуляции. Результатом являются проблемы в установлении межличностной, групповой коммуникации, в социально-психологической адаптации.
Алекситимия может отрицательно повлиять на эффективность образовательного процесса в целом [3].
Алекситимия - это психологическая особенность личности, при которой затрудняется идентификация своих и чужих эмо¬циональных состояний, снижается способность к фантазиро¬ванию, образному мышлению, символизации и категоризации, что осложняет процесс коммуникации с окружающими людьми.
Термин был введён в 1969 году американцем, психоанали¬тиком П. Сифнеосом, как провоцирующий психосоматические расстройства фактор.
Буквально переводится как «недостаток слов для того, чтобы выразить чувства» и характеризуется ста¬бильным комплексом симптомов:
• Замещением эмоций телесными стимулами и ощущени¬ями.
• Неверным распознанием и некорректным описанием переживаемых эмоциональных состояний - как собственных, так и чьих-либо.
• Слабым развитием рефлексии и самосознания.
• Фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.
Термин «алекситимия» происходит от греческого сочетания слов «a/lexi/thymos, что в буквальном переводе означает «нет слов (для) чувств», появившийся во второй половине 20-го века. Данный термин был в первую очередь основан на более ранних работах психоаналитиков Пьера Марти и Мишель де М'Узан в 1983 году, которые ввели термин «pensee operatoire», обозначающий характерную черту психосоматического пациента, т.е. поведение без эмоционального сопровождения [1].
Некоторые рассматривают алекситимию как стиль личности, который предрасполагает данного индивидуума к сомиллтизации и связанным с ней психосоматическим расстройствам. Помимо неспособности описать и распознать свои чувства, ученые Роберт Дж. Апфел и Питер Сифнеос в 1979 году характеризуют алекситимиков как людей с плохим воображением, отвергающих мечтательность.
П. Сифнеос вводит термин «алекситимия» для обозначения ведущего, по его мнению, психического расстройства, лежащего в основе психосоматических заболеваний - ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передаче.
Базовое определение алекситимичных лиц включает в себя три центральных аспекта:
• Неспособность различать, определять и описывать эмоции, в том числе, чувство юмора и телесные ощущения.
• Нарушение символизации, связанное с отсутствием фантазии и способности к воображению.
• Сосредоточение на внешних событиях, а не на внутренних переживаниях.
В 1985 году Тейлор Грэм Дж., Дэвид Райан и Роберт Майкл Бэгби определяют алекситимию как противоположность обычных функционирующих эмоций, согласно которым человек с нормальными эмоциями способен:
• различать эмоции и эмоции и чувства
• очистить свои чувства и «внутренние переживания»
• учиться и анализировать свои эмоции и чувства в определенной степени
• фантазировать о своих эмоциях, чувствах и внутренних переживаниях [2, с. 496].
Некоторые исследователи характеризуют алекситимию как проявление дефекта развития. В данной позиции алекситимия, представляется неспецифическим расстройством в переживании и протекании эмоций, как бы «досимволическим стилем психики», свойственным для людей с менее устроенной структурой психики. Такую психику соизмеримо соотнести к преневротическому уровню. Поэтому лица с алекситимией применяют незрелые механизмы психологической защиты - отрицание, отреагирование, проективную идентификацию [3, с. 43-53].
В медицинской литературе достаточно обширно и подробно освещаются проблемы алекситимии в течение последних двух десятилетий. В настоящее время совершаются исследования, в которых определяют, представляется ли алекситимия особым свойством личности или алекситимия - предиктор, предрасполагающий к психосоматическим заболеваниям. Стоит также отметить, другие исследователи предполагают об алекситимии, что сама по себе она не относится к заболеваниям и характеризуется рядом критериев, свойственных определенным индивидам [4].
Традиционно алекситимия предполагается фактором, способным вызвать или ухудшить психосоматические заболевания, тревожность и депрессию. Алекситимия сопровождается широким спектром соматических и психосоматических заболеваний и снижает качество жизни, сопоставимое с общим состоянием здоровья. Алекситимия может активизировать у человека психологическое некомфортное состояние усложняющее течение нормальной и полноценной жизни [6, с. 227—237].
В значительной части исследований алекситимия рассматривается как фактор, предрасполагающий к развитию неудовлетворенности своей жизнью (и соответственно, способный вызывать тревогу и депрессию) [7, с. 523-529]. Неудовлетворенность может проявляться в различных сферах: дружеские, близкие отношения [8, с. 451-456].
Алекситимия оказывает разрушительное воздействие на ряд важных исходов у пациентов с неврологическими расстройствами. Как при болезни Паркинсона, так и при черепно-мозговых травмах клинически значимая алекситимия связана со снижением качества жизни и увеличением нагрузки у лиц, осуществляющих уход, с разрушительным воздействием на межличностные отношения (Claire Williams and Rodger LI Wood, 2013; Klietz et al., 2020). Негативное влияние алекситимии на функциональные исходы было особенно хорошо продемонстрировано Уильямсом, Вудом и его коллегами в серии исследований черепно-мозговых травм, предполагающих, что алекситимия при черепно-мозговых травмах связана со снижением эмоциональной эмпатии. В каждом из этих исследований было обнаружено, что алекситимия — и чаще всего подшкала трудности с определением чувств — объясняет различия в этих результатах выше, чем это объясняется тревогой и депрессией.
Связь между алекситимией и ухудшением межличностных отношений также была продемонстрирована у пациентов с нейродегенеративными расстройствами (V. E. Sturm and R. W. Levenson, 2011) [9, с. 242-250].
Наконец, патологическое принятие решений, основанное на вознаграждении, было связано с усилением алекситимии у пациентов с неврологическими расстройствами. Например, при проникающей черепно-мозговой травме алекситимия была связана с нарушением принятия решений,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анохин М.С. Эмпирические исследования психосоматических взаимосвязей. Обзор результатов // Психосоматика и саморегуляция. - 2016. - № 1. - С. 6¬16.
2. Бартош Т.П., Бартош О.П., Мычко М.В. Особенности акцентуаций характера у подростков Магадана с признаками алекситимии. // Сибирский вестник. 2014. № 2. С. 49-54.
3. Брель Е.Ю. Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях // Вестник КемГУ. 2012. Т.51. № 3. С. 173-176.
4. Банкович Е.А., Чичкалюк В.А. Особенности алекситимии и эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста. Культура. Наука. Образование. 2018; 4(49): 142-146.
5. Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. - М.: Издво Института Психотерапии, 2004. - 320 с.
6. Белоусова К.П. Распространенность алекситимии у студентов-медиков из Карелии и Мурманской области // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2010. - №5. - С. 84-86.
7. Богачкина Н.А. Педагогика и психология. Учебное пособие. - М.: Омега-Л. - 2010. - 348 с.
8. Болучевская, В. В. Исследование взаимосвязи когнитивных нарушений и механизмов саморегуляции у лиц с патологическим влечением к психоактивным веществам / В. В. Болучевская, А. П. Миронова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2020. - № 3(20). - С. 71-75.
9. Болучевская, В. В. Исследование эмоциональных нарушений у женщин с алкогольной зависимостью / В. В. Болучевская, О. А. Корсакова, А. П. Миронова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2019. - № 2(17). - С. 60-65.
10. Брель Е.Ю. Возможности изучения факторной структуры алекситимического пространства. Сибирский психологический журнал. - 2018. - №68. - С. 82-92.
11. Брель Е.Ю. Возможности психологической превенции алекситимии. Вопросы психического здоровья детей и под¬ростков. 2018; 18(1): 110-115.
12. Брель, Е. Ю. Алекситимия в норме и патологии: психологическая структура и возможности превенции : автореферат диссертации ... доктора психологических наук : 19.00.04 / Брель Елена Юрьевна. - Томск. - 2018. - 40 с.
13. Ветрова, И.И. Связь совпадающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции. Совпадающее поведение: современное состояние и перспективы. М.: Институт психологии РАН. - 2008. - С. 179-196.
14. Влияние личностных особенностей специалистов экстремальных профессий на развитие профессионального выгорания / В. В. Болучевская, М. Е. Волчанский, Д. Н. Куликова, Д. В. Воронков // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 3. - С. 60.
15. Волгина Т.Л. Семейная алекситимия как одна из причин конфликта родителей и детей. Социальные и психологические аспекты семьи: Сборник статей. Владивосток; 2001: 317-320.
16. Волчанский М.Е., Деларю В.В., Болучевская В.В. Психосоматические заболевания: решенные и нерешенные вопросы // Вестник ВолгГМУ. - Выпуск 2 (42). - 2012. - с. 3-5
17. Голубь, О. В. Эмоциональный интеллект как фактор развития алкогольной зависимости / О. В. Голубь, А. В. Бадикова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2019. - № 2(17). - С. 51-54.
18. Горобец Е.А., Есин Р.Г., Вольская Ю.А. Междисципли¬нарное изучение алекситимии. Учёные записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2022; 164(1-2): 180-196
19. Грехов Р.А., Раевский А.А., Кондратьев Г.В. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие. - 2 изд. - Волгоград: ВолгГМУ, 2020. - 112 с.
20. Гурович О.В., Звягина Т.Г., Ситникова В.П. Анализ взаимосвязи алекситимии и качества жизни у детей с не¬фропатиями. Вестник новых медицинских технологий. 2010; 17(2): 112-114.
21. Есин Р.Г., Горобец Е.А., Галиуллин К.Р., Есин О.Р. Алекситимия - основные направления изучения // Журнал неврологии и психиатрии. - 2014. - № 12. - С. 148-151.
22. Зайцев, Д. В. Психосоциальные аспекты взаимосвязи алекситимии и аддикций у молодежи / Д. В. Зайцев, Ю. В. Селиванова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - №1. - С. 62-66.
23. Искусных, А.Ю. Алекситимия и эмоциональность // Центральный научный вестник. — 2016. - Т.1, №17.-С. 9.
24. Карауш И.С., Куприянова И.Е. Способы выявления алекситимии у детей с сенсорными расстройствами. Вопросы психологии. 2017; 6: 144-154.
25. Китаев-Смык, Л. А. Стресс и психологическая экология // Природа. - 1989. - №7. - С. 98-105.
26. Левин К., Бандура А. Гештальтпсихология и социально-когнитивная теория личности. СПб., 2007. 125 с.
27. Левшунова Е.Н. Взаимосвязь эмпатии и алексимически подобных проявлений личности // Актуальные проблемы психологии личности : материалы межрегион. заочной науч.-практ. конференции. Новосибирск, 2009. С. 38-49.
28. Либина, Е. В. Индивидуальные различия в стратегиях разрешения человеком сложных жизненных ситуаций : автореферат диссертации ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Елена Владимировна Либина. - Москва. - 2003. - 21 с.
29. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - №1 - С.36- 45.
30. Москачева М.А., Холмогорова А.Б., Г аранян Н.Г. Алекситимия и способность к эмпатии // Консультативная психология и психотерапия, 2014. Том 22. N 4. С. 98-114.
31. Мохова С.Ю., Глазкова Ю.В., Мохова А.Е. Проявление алекситимии у младших и старших подростков в городской среде // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 2019 Т. 8 N 5А. С. 127-134.
32. Мыльникова Ю. А. Клинические и социально-психологические предикторы аутоагрессивного поведения лиц допризывного и призывного возраста. Москва, 2016.
33. Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Уровень алекситимии как индикатор психологической устойчивости студентов технических и гуманитарных вузов // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 10–17.
34. Нартова-Бочавер, С. К., Потапова, А. В. Уровень алекситимии как индикатор психологической устойчивости студентов технических и гуманитарных вузов // Психологическая наука и образование. - 2012. - Том 17. - № 3. - С. 10-17.
35. Николаева А.А. Совпадающее поведение подростков / А.А.Николаева, И.А.Савченко, Т.С. Павлова // Образовательные ресурсы и технологии. - 2019. - № 2 (27). - С. 33-39.
36. Никулина Д.С. Психолого-педагогические условия преодоления алекситимии у студентов вузов: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. - Таганрог, 2005. - 207 с.
37. обучающихся в медицинском вузе / В. М. Смирнов, В. В. Болучевская, Р. О. Абдрахманова [и др.] // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 65-4. - С. 78-83.
38. Панина, Е.В. Исследование половых особенностей саморегуляции у подростков // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 4 Т. 1, Вып. 33 - С. 132-136.
39. Панченко Е.А. Роль воспитания в родительской семье в формировании суицидального поведения // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии, 2011. № 7. С. 27-31
40. Плоткин Ф.Б. Алекситимия как фактор формирования и поддержания аддикции // Наркология. 2009. Т. 8, № 10 (94). С. 85-92.
41. Положий Б.С., Панченко Е.А. Суициды у детей и подростков в России: современная ситуация и пути ее нормализации. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru
42. Полянский А.И., Быковская Л.И. Алекситимия у современной молодежи: особенности проявлений у студентов тех¬нических и гуманитарных направлений подготовки // Горизонты гуманитарного знания. 2020. № 2. С. 77-87.
43. Потапова Н.А., Грехов Р.А., Сулейманова Г.П. Проблемы изучения феномена алекситимии в психологии // Природные системы и ресурсы, 2016. N 2 (16).
44. Потапова Н.Л., Гордова М.А., Дондокова М.С. Алек¬ситимия как составляющая качества жизни детей, больных бронхиальной астмой. Здоровье и качество жизни: материалы III Всероссийской конференции с международным участием. 2018: 206-211.
45. Провоторов В.М., Чернов Ю.Н., Лышова О.В., Будневский А.В. Алекситимия // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2000. Т. 100, № 6. С. 66-70.
46. Рагозинская, В. Г. Диагностические возможности методики чернильных пятен Роршаха в рамках Интегративной Системы Экснера в оценке алекситимии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2016. - № 6(41) [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru
47. Раевский А.А., Грехов Р.А., Кондратьев Г.В. Аффективные расстройства в практике клинического психолога. - Волгоград: ВолгГМУ, 2020. - 92 с.
48. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 480 с.
49. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2022. 448 с.
50. Самотесов Н.М., Лисняк М.А. Влияние алекситимии на копинг-стратегии и эмоциональный интеллект у лиц, прохо¬дящих лечение от алкогольной и наркотической зависимостей // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. / ред. И.О. Логинова, В.Б. Чупина, Л.С. Гавриленко и др. Красноярск, 2022. С. 446-452.
51. Сипиева А.Н. Влияние эмоционального интеллекта в условиях цифровизации // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2021. - № 1. - С. 216-220.
52. Соложенкин В.В., Гузова Е.С. Алекситимия (адаптационный подход) и психотерапевтическая модель коррекции // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. Т. 8, № 2. С. 18-24.
53. Сравнительная характеристика копинг-стратегий иностранных студентов,
54. Старостина Е.Г., Тэйлор Г.Дж., Квилти Л.К., Бобров А.Е., Мошняга Е.Н., Пузырева Н.В. и др. Торонтская шкала алексити¬мии (20 пунктов): валидизация русскоязычной версии на вы¬борке терапевтических больных. Социальная и клиническая психиатрия. 2010; 4: 31-34.
55. Суханова М.С. Психология стресса и методы оптимизации психического состояния // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2020. - № 2. - С. 221-228.
56. Уровень алекситимии как индикатор психологической устойчивости студентов технических и гуманитарных вузов // Психологическая наука и образование, 2012. Том 17. N 3.
57. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru
58. Худякова Е.С. Снижение уровня алекситимии у под¬ростков с ограниченными возможностями. Векторы психоло¬гии - 2020: Психолого-педагогическое сопровождение личности в современной образовательной среде:международная научно¬практическая конференция. Гомель; 2020: 310-312.
59. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. Пер. с англ. М. Смысл. 2001.С.315.
60. Шум Е. В. Возрастные и гендерные особенности современных проявлений аутоагрессии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2020. N 14.