- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Конфликты и способы совладания с ними на начальных этапах развития близких (романтических) отношений
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Общая психология
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему " Конфликты и способы совладания с ними на начальных этапах развития близких (романтических) отношений "?95 страниц
141 источник
Добавлена 11.07.2024
10455 ₽
20910 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Исследования конфликтов на разных этапах развития близких (романтических) отношений 6
1.1. Понятие межличностного конфликта в паре 6
1.2. Особенности различных этапов развития отношений 33
Выводы 44
Глава 2. Психология стресса и совладания в контексте межличностного конфликта на разных этапах отношений 46
2.1. Стресс в контексте межличностного конфликта в паре 46
2.2. Способы совладания в межличностном конфликте в паре 52
Выводы 57
Глава 3. Эмпирическое исследование конфликтов и способов совладания с ними на разных этапах близких отношений 58
3.1. Организация и методика исследования 58
3.2. Результаты исследования 60
3.3. Анализ и интерпретация результатов 66
3.4. Разработка рекомендаций по преодолению конфликтных ситуаций на разных этапах развития отношений 67
Выводы 78
Заключение 79
Список использованных источников 82
Фрагмент для ознакомления 2
Научно-исследовательская работа посвящена выявлению особенностей конфликтов и способам совладания с ними на разных этапах развития близких отношений.
Тема исследования конфликтов на различных этапах развития отношений является актуальной, так как в последние годы наблюдается повышение неустойчивости в отношениях. В XXI веке активно развивается психология отношений, так как увеличивается количество разводов и расставаний, многие исследователи хотят выяснить причину этого. Возможно, именно поэтому изучение влияния конфликтов и способов совладания с ними на развитие отношений является одной из самых значимых проблем в современной науке.
Проблема осложняется тем, что теория периодизации отношений до конца не сформирована, и разные группы исследователей предлагают разные классификации «стадий» развития отношений. Исходя из того факта, что мы, безусловно, заинтересованы в изучении конфликтов в отношениях в целом, мы решили сосредоточиться на изучении начальных этапов развития отношений, поскольку этот период, с одной стороны, характеризуется наличием большого количества когнитивных искажений (в том числе объясняемых особенностями нейрогуморальной регуляции, гормональными процессами); с другой стороны, начало отношений связано с усвоением новой социальной роли, нового межличностного статуса и многими другими изменениями, что создает стресс для психики (даже с учетом позитивного контекста начала отношений), и это отличные условия для более яркое проявление личностных черт и моделей взаимодействия – в то время, когда они еще есть, они не притупились от долгой адаптации друг к другу или не переросли в неразрешимый конфликт – другими словами, именно на этом этапе мы можем наблюдать зачатки динамики конфликтогенеза и разрешения конфликтов между партнёрами.
Рассматривая проблему конфликтов в отношениях на разных этапах, мы должны отметить ее актуальность в связи с современной социальной динамикой, согласно которой общемировой тенденцией является уменьшение числа официально зарегистрированных браков и увеличение фактических (когда отношения юридически не оформлены). Мы считаем, что углубленное изучение межличностного аспекта конфликтов на разных этапах развития отношений позволит практикующим психологам выявить эффективные возможности преодоления данных конфликтов.
Степень разработанности темы. Темой конфликта интересовались многие авторы. Зарубежные классики разных психологических парадигм, такие как - Адлер А., Дарендорф Р., Зиммель Г., Козер Л., Левин К., Морено Дж., Сигеле С., Фромм Э., Хорни К.
Отечественное исследователи внесли большой вклад в осмысление данного понятия, например - Анцупов А. Я., Бойко В. В., Герасимова И. А., Гришина Н. В., Коломинский Б. П., Кричевский Р.Л., Лисовский В. Т., Ершов А. А. др.
Исследованием конфликтов взаимоотношений занимались Анцупов А. Я., Гришина Н. В., Дубовская Е.М., Лагунова Е. А, Леонов Н. И., Кричевский Р. Л., Степанов. Сравнительно с общей темой конфликтов, исследований в области межличностных конфликтов пар оказалось намного меньше.
Способы эффективного разрешения межличностных конфликтов в парах нашили свое отражение в работах Алешиной Ю. Е., Бессемер Х., Гиппенрейтер Ю.Б., Козер Л., Левин К., Сысенко В. А., Шейнова В. П.
Системных исследований по теме конфликтов и способов совладания на начальных этапах развития близких отношений нами обнаружено не было.
Цель исследования: провести сравнительный анализ конфликтов и способов совладания с ними на разных этапах развития близких отношений.
Гипотеза исследования: существует предположение, что в конфликтах и способах совладания с ними у лиц, состоящих в неустойчивых парах, и лиц, проживающих вместе не менее 1 года, имеются различия, а именно:
- у лиц, состоящих в неустойчивых парах, чаще проявляется копинг-стратегия избегания проблем, в то время как у лиц, проживающих вместе не менее 1 года, наблюдается копинг-стратегия разрешения проблем:
- для лиц, состоящих в неустойчивых парах, в большей степени характерен такой стиль поведения в конфликте, как соперничество, в то время как для лиц, проживающих вместе не менее 1 года, характерным стилем поведения в конфликте является компромисс.
Объект исследования – лица, находящиеся на разных этапах развития близких отношений
Предмет исследования – конфликты и способы совладания с ними на разных этапах развития близких отношений.
Задачи:
Теоретические:
1. Охарактеризовать понятие межличностного конфликта в паре
2. Определить особенности различных этапах развития отношений
Практические:
Провести отбор методик исследования конфликтов и способов совладания с ними на разных этапах развития отношений
Эмпирические:
1. Провести диагностику конфликтов и способов совладания с ними на разных этапах развития отношений
2. Провести сравнительный анализ результатов проведённого исследования
В данном исследовании были применены методы:
− теоретические: анализ литературы, синтез данных, конкретизация;
− эмпирические: психодиагностический метод, статистические методы анализа эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении системного анализа межличностных конфликтов в парах на разных этапах развития отношений.
Практическая значимость работы. Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в практике психолога-консультанта.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Исследования конфликтов на разных этапах развития близких (романтических) отношений
1.1. Понятие межличностного конфликта в паре
Рассматривая особенности межличностных конфликтов в паре, важно охарактеризовать понятия «конфликт», «межличностный конфликт».
Как отмечает Н.В. Гришина, термин «конфликт» имеет латинское происхождение от «conflictus» - что переводится: «столкновение», «борьба», «удар». В психологии конфликт принято определять с применением реверсивной терминологии «от обратного» - как отсутствие согласия между сторонами [33, c. 7].
Межличностный характер конфликта констатируется, если согласия не могут добиться люди или группы людей; внутриличностный – если наблюдается рассогласованность установок или идей одного индивида. В качестве наиболее распространённого определения межличностный конфликт можно назвать борьбой «из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также нейтрализация соперника» [5, с. 57].
Изучение конфликта ведётся в рамках различных дисциплин (в том числе культурологии, социологии, менеджмента, журналистики, политологии и др.), однако именно изучение в контексте психологической науки получило наиболее широкое распространение в исследовательских кругах. Вопрос конфликта для психологии является формообразующим во многих подходах, разные теории закладывают фундамент объяснения моделей личности в том или ином роде конфликтов (успешном или не успешном их разрешении). Ярким примером считается психоаналитический подход, где конфликт выступает важнейшим теоретической осью, источником понимания особенностей психики. Ввиду популярности идей Фрейда длительное время психологическая наука во многом опиралась на понятие конфликта или его значение в жизни индивида. [13]
Существует и специализированная наука – конфликтология – изначально имеющая комплексный характер и учитывающая достижения различных дисциплин. Изучая возникновение и развитие, функционирование различных конфликтов (от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми), конфликтология призвана научить распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы; ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими [44, c. 119].
Активное развитие интереса к проблеме конфликтов в психологии отчасти объясняется возрастающим числом уровня конфликтности во всех сферах жизни, однако мы полагаем, что сохранение актуальности темы конфликта в значительной степени определено и внутренними (относительно науки) факторами. По мнению Н. В. Гришиной, мы наблюдаем логичную закономерность, и рост исследований в русле психологии конфликта продолжится. Прирост исследований, и в результате – углубление понимания конфликта явление, обусловленное не веянием времени, но необходимостью понимания фундаментальных механизмов функционирования человека в обществе и социума в целом. Причинно-следственная связь выстраивается от высокого приоритета конфликтов в жизни отдельного индивида, их влиянию на формирование его психики и становление личности – до жизни его окружения, жизни государства, жизни общества в целом. [33, с. 254]
Т. В. Андреева пишет, что дискуссия является ли конфликт только формой «психологического антагонизма» (сформированный в сознании образ противоречия) или это обязательно проявляется в ситуациях столкновения, можно определить положением, что оба обозначенных компонента являются необходимыми критериями определения конфликта [6, с. 174].
Разница между конфликтом и конфликтными установками в динамике взаимодействия: враждебные установки являются стартовой позицией сторон конфликта (который может и не начаться), но конфликт – это всегда взаимодействие двух сторон [50 с. 213]. Мы не будем подробно останавливаться на классификации конфликтов, которая может разниться в зависимости от демаркационного фактора (стороны конфликта, причины конфликта, уровень, сложность и др.)
В рамках нашей работы гораздо эффективнее будет максимум внимания уделить непосредственно межличностным конфликтам, так как именно этот вид столкновения мы считаем главной причиной разногласий в пределах пары. Отметим, что межличностный конфликт — это самый распространённый тип конфликта. Межличностный конфликт основной формой столкновений, наблюдаемых в обществе [8].
Межличностные конфликты наблюдаются практически в каждой сфере индивидуальной и социальной реальности. Согласно концепции базового конфликта, любое столкновение сводится к конфликту между двумя независимыми личностями. Даже рассогласование между государствами (и в процессе, и в итоге) отражаются в столкновении представителей этих государств на всех уровнях социума.
С учетом сказанного наука пока не даёт возможности прийти к строгой и однозначной трактовке межличностных конфликтов. Но мы можем утверждать, что это всегда ситуации противоречий и процесс борьбы между людьми, которая может принимать разные формы. В своих работах Гришина Н. В. определяет конфликт через ситуацию такого противоборства, все или отдельные участники которого воспринимают его как весомую психологическую проблему, необходимую к разрешению с учетом интересов всех или некоторых сторон, требующую для этого какой-либо формы взаимодействия. [33]
Отрицая сложившееся впечатление о межличностных конфликтах как о чём-то априори негативном, отметим, что зачастую конфликт выступает не только продуктивным, но и единственным путём выхода сложившейся проблемной ситуации. Эта идея коротко описывается тезисом «без конфликта нет развития отношений», о чем ещё будет упомянуто ниже. Конфликт позволяет людям (или заставляет их) нарушить неадаптивные сценарии и в результате прийти к согласию относительно общих проблем, характера общения, норм поведения. 82, с. 174] Как любая дискуссионная и активно развивающаяся область, проблема конфликта в науке составляет во многих отношениях открытое для исследований поле, на котором вопросов всё ещё больше, чем ответов. Однако, продолжая разговор о специфике межличностного конфликта в ряду прочих, нельзя не назвать его основные отличительные характеристики.
По мнению М.О. Омарова, межличностный конфликт всегда в разной степени относится к состоянию фрустрации. При всем множестве причин и характере, процесса межличностного конфликта отличается наличием этой особенности. [91] Как правило, фрустрация появляется, когда реальная или воображаемая помеха ограничивает достижение поставленной индивидом цели. Особенную эмоциональную окраску будет иметь ситуация, когда в форме помехи предстает позиция, поступки, действия другого индивида.
Наиболее разрушительными из межличностных конфликтов являются те, которые долго или никогда не разрешаются. Поэтому важно четко представлять управление ими. Каким бы образом ни развивались события в межличностном конфликте, общая для всех ситуаций тенденция, связанная с попытками разрешить конфликт, состоит в следующем: разрешить его означает устранить причины, вызвавшие его.
При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. При рассмотрении этого вопроса мы остановимся на некоторых теориях, раскрывающих поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.
Формулируя оценку моделям поведения в межличностных конфликтах, отметим, что наиболее продуктивной и желательной моделью поведения в конфликте является конструктивная. Деструктивная модель поведения не оправдывает себя и зачастую усугубляет конфликт, который изначально был не столь острым [19].
Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель также является деструктивной, только с противоположным знаком активности.
Иногда конформистская модель может играть положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению ситуации. Разумно полагать, что в межличностном конфликте личность участников играет существенную роль.
Психологи располагают различными классификациями, которые описывают типы конфликтных личностей. В некоторой степени этот подход перекликается с описанной выше группировкой конфликтов по моделям поведения в них (иногда тип личности определяет модель поведения строго, иногда вариативно).
Емельяненко Л. М., который подробно изучал вопрос личности в конфликте, предлагает следующий перечень личностей с ракурса этой проблемы:
1. Демонстративный
2. Ригидный
3. Неуправляемый (иногда – непредсказуемый, шизоидный)
4. Сверхточный (или педантичный)
5. Бесконфликтный Данная классификация позволяет понять и спрогнозировать поведение человека в конфликте, предвидеть возможную стратегию и тактику по выходу из него; удачно коррелирует с описанными выше моделями поведения [44].
На основе данной совокупности этих классификаций разрабатываются различные подходы к медиации конфликтов, управлению конфликтами, стратегии переговоров и психотерапевтические сессии. Доминирование идеи о преобладании личностной обусловленности социального поведения (и в частности, конфликтов) побуждает психологов к поиску личностных особенностей, стилей, типов, ведущих к формированию того или иного сценария поведения в конфликтных ситуациях.
В отношении людей, провоцирующих столкновение, межличностные конфликты являются проявлением внутриличностной тенденции, которую К. Хорни называет «движение против людей» и которая фактически превращается в «базисную установку в отношении других и себя и определенную философию жизни» [131, с.239].
Для описания такого индивида К. Хорни подобрала следующий образ: «Когда он двигается против людей, он считает само собой разумеющейся враждебность вокруг себя и принимает, сознательно или бессознательно, решение бороться. Он имплицитно не доверяет чувствам и интенциям других по отношению к нему. Он противодействует другим всеми путями, которые ему доступны. Он хочет быть сильнее и нанести им поражение, отчасти в целях собственной защиты, отчасти из мести» [131, с. 277].
Не следует думать, что речь идет исключительно о каких-то экстремальных или особенных ситуациях. Эта личностная тенденция обнаруживает себя достаточно примитивным образом в самых обыденных ситуациях повседневного общения. Такое отношение провоцирует соответствующую реакцию, и даже бесконфликтные чаще люди стараются отстоять свои права и личные границы (вступая в конфликт, пусть мягкий и не способствуя его эскалации). Итогом становится ситуация, которую можно описывать крылатой фразой homo homini lupus est (лат. человек человеку волк), ведь в восприятии невротической личности реальность опирается именно на этот принцип. Благоприятная окружающая среда может быть гарантией против возникновения невротического характера, однако напрасно было бы рассчитывать на разрешение внутренних конфликтов с помощью изменения одних лишь внешних факторов.
К. Хорни пишет по этому поводу, что «ошибочность этих надежд заключается не в переоценивании важности человеческих отношений, но в недооценке силы интрапсихических факторов» [131, с. 281].
Аналогичным образом «динамизмы» и «персонификации» Г. Салливена, возникающие под влиянием раннего опыта отношений, начинают играть роль регуляторов межличностного взаимодействия, сводя к минимуму значение последующих интерперсональных ситуаций [111, с. 49]. Например, ребенок, боящийся незнакомых людей, имеет динамизм страха, а привычная враждебность по отношению к кому-либо является выражением динамизма недоброжелательности, и т. д. При этом «сформировавшись однажды, они обычно закрепляются и влияют на наши установки в отношении других людей» [111, с. 51].
Салливен подчёркивает, что недоброжелательность становится важной характеристикой интерперсональных отношений в детстве, а впоследствии формирует аттитюд недоброжелательности и конфликтности в зрелом возрасте, и эти установки с трудом поддаются коррекции.
Работы Хорни, Салливена и других (в частности, психологов, трудящихся в русле психоаналитического направления) характеризуют интрапсихический подход, согласно которому поведение в межличностном в конфликте в большей степени детерминировано внутренними (интрапсихическими) факторами.
Существуют и другие общепризнанные подходы к рассмотрению психологии межличностного конфликта. В частности, большую популярность имеет ситуационная теория. Исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию, учитывая многообразие этих стимулов, говорит о том, что условия играют не меньшую роль в формировании и развитии конфликта, чем личностные характеристики его участников (которые, выражаясь строго психологическими терминами, также могут ситуационно варьироваться, если мы учитываем настроение, эмоции и актуальные переживания).
На начальных этапах господствующим был бихевиористский подход. Идея социального научения, подкрепленная многочисленными наблюдениями за развитием детей, находит значительную поддержку среди зарубежных и отечественных специалистов. А. А. Реан отмечает: «В пользу концепции социального научения говорит и то, что действительное различие между неагрессивными и агрессивными детьми заключается не в том, что последние в ситуации межличностного конфликта отдают предпочтение агрессивным методам его разрешения, а в том, что агрессивные дети, в отличие от неагрессивных, лишены альтернативы, так как в их поведенческом репертуаре отсутствуют "сценарии" конструктивного разрешения конфликтной ситуации» [116, с. 187]. Данное высказывание устанавливает прямую связь между проблематикой агрессии и изучением конфликтов, в частности предлагает рассматривать стратегии поведения людей в конфликтах как результат научения тем или иным моделям взаимодействия.
Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие характеристики. В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию. Стойкая тенденция личности к конфликтному реагированию в поведенческих подходах является следствием закрепления соответствующих моделей в поведенческом репертуаре.
С. Левин определял конфликт как ситуацию «в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины» [74, с. 121].
Межличностные конфликты, по его мнению, интерпретируются как «конфликты между собственными и вынуждающими силами», т. е. как противоречие между собственными потребностями человека и внешней вынуждающей силой. Такой подход хорошо согласовывается с теорией фрустрации. Левин полагает, что законы развития конфликта едины для всех его разновидностей, однако случай конфликта между собственными и внешне вынуждающими силами имеет специфическую возможность повреждения или разрушения источника этого внешнего стимула (что мы наблюдаем, когда конфликт развивается в деструктивном ключе).
Необходимо также подчеркнуть факт неоспоримого влияния К. Левина на когнитивные идеи в области изучения конфликтов. При этом, может быть, большее значение имели даже не столько его конкретные рассуждения об отдельных аспектах межличностных отношений и конфликтов, сколько «когнитивный вектор» его высказываний и имплицитно содержащаяся в них когнитивная парадигма [74, с. 240].
С точки зрения когнитивных подходов конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения тех или иных параметров ситуации, которое становится основой оценки ситуации как конфликтной и ключевым фактором объяснения феноменологии конфликтов. Когнитивные подходы описали когнитивное измерение конфликта, а также предложили его понимание как специфической когнитивной схемы, в соответствии с которой конфликт — это не свойство ситуации, но скорее выводы, делаемые на ее основе.
В рамках данного исследования межличностные конфликты рассматриваются в качестве составляющих близких отношений. К характеристикам близких отношений можно отнести как объективные (функциональные, интегративные), так и субъективные характеристики (характеристики переживания). И если с позиции объективной оценки можно близкие отношения охарактеризовать через такие интегративные характеристики, как сплоченность, гибкость, эмоциональный микроклимат, которые имеют довольно очевидные внешние проявления, то при оценке субъективных характеристик, среди которых переживание близких отношений, тревога, удовлетворенность/неудовлетворенность отношениями, внешние проявления могут быть не так очевидны. Однако именно характеристики переживания близких отношений являются внутренним субъективным планом этих отношений, показателем того, как индивиды переживают свои отношения и как эти отношения влияют на их психическое развитие.
Анализ категории конфликта в паре в современной психологической науке дает возможность выявить, что при его изучении большинство авторов используют системный подход, воспринимая конфликт как сложную интегрированную структуру. Так, психоэмоциональные, соматические и познавательные характеристики конфликта представлены в трудах О.А. Анисимовой, А.Я. Янцупова, Н.А. Коваль и др. авторов; информационные и пространственно-временные параметры конфликта рассмотрены в работах М. Лессина, А.И. Межинской, М.О. Омарова и др.
Остановимся на составляющих близких отношений подробнее.
По мнению большинства авторов, репродуктивная составляющая близких отношений, связанная с рождением детей в семье, является ключевой и важнейшей, однако, в последние десятилетия все более распространённым является рождение детей вне брака [15, с. 3].
Экономическая составляющая близких отношений, которая отображает одну из основных характерных черт современных пар, – это совместное ведение хозяйства, основанное на совместном бюджете членов семьи [18, с. 9].
Составляющая эмоциональной поддержки. Именно в отношениях человек получает возможность эмоционального контакта с людьми, которые принимают его таким, как есть и любят безусловно. Это имеет большое значение для психического здоровья и благополучия, дает чувство безопасности, эмоциональной стабильности и комфорта.
Восстановительная составляющая отношений напрямую следует из предыдущей, т.к. эмоциональная атмосфера и стабильность отношений, опора на положительное в личности и безусловная любовь дают возможность восстановления психоэмоционального состояния и психологического здоровья личности после пережитых стрессов в паре.
Общение в паре. Эта составляющая предполагает взаимный обмен информацией между людьми, в том числе, имеется в виду и духовно-нравственная, ценностная, культурная информация, которая становится фундаментом культуры и воспитания в паре [47].
Сексуальная составляющая отношений. Сексуально-эротические чувства касаются отношений, они обеспечивают стабильность и гармоничность жизни. Ф.М. Везирова отмечает, что именно сексуальная функция играет ключевую роль в процессе адаптации мужа и жены к супружеским отношениям [24, с. 15]. По нашему мнению, эта функция является важной и для зрелых супружеских пар, и для людей, отношения которых ещё не стабильны.
Фелицитивная составляющая отношений – функция дарить счастье, пожалуй, самая значимая функция в эмоциональном отношении. Каждый человек имеет потребность быть счастливым, и удовлетворение этой потребности в семье связано с тем, что любовь, эмоциональный комфорт, взаимопонимание, если они есть в паре, дарят ему то самое ощущение счастья и внутренней гармонии. Именно удовлетворенность отношениями во многом определяет ощущение счастья. Доказано, что люди, имеющие пару, счастливее одиноких [2, с. 15].
В рамках данного исследования определены сущность и особенности конфликтов в паре. Пара – это не статичный институт. В последние десятилетия конфликты привели к тому, что число браков снизилось, число разводов возросло, а определяющие характеристики современных пар изменились. [23]
Имеются различные данные относительно причин формирования межличностных конфликтов в парах. Рассмотрим основные из них.
Одна из причин может заключаться в том, что сейчас разрыв как метод преодоления конфликта социально приемлем для большего числа людей. Другая причина может заключаться в том, что меньше людей исповедуют религии, выступающие против развода, соблюдают религиозные правила, даже если они регулярно посещают службы. Еще одним фактором может быть то, что в прошлом много людей оказывалось в ситуациях, которые сегодня считаются оскорбительными, и возросшее понимание того, что представляет собой насилие и почему уход не только нормален, но и желателен, также может сыграть свою роль.
Гризицкас Ч. С., Малярова Н. В. выделяют такие основные причины конфликтов в отношениях: пьянство, бытовая неустроенность супругов, домашние обязанности, низкий уровень культуры общения. Также есть и уважительные причины: измена, физическая или психологическая несовместимость, которые делают жизнь обоих несчастной. [32]
Т.М. Дадаева также рассматривает причины конфликтов, к ним относят: измены, ревность, проблемы в взаимоотношениях с родственниками, различные интересы, наличие вредных привычек, отсутствие уважения. [37]
На протяжении длительного времени исследователи определяют различные аспекты влияния разнообразных факторов на возникновение конфликтов в паре. Чем выше уровень негативного влияния этих факторов, тем выше вероятность возникновения конфликтов в отношениях и, соответственно, тем ниже удовлетворенность браком.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Абульханова, К.А. Время личности и ее жизненного пути / К.А. Абульханова// Человек и мир. - 2017. - Т. 1. - № 1. - С. 165–200.
3. Акименко, А.К. Стратегии адаптивного поведения и их характеристика / А.К. Акименко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – № 1 – Том 3.– 2014. – С.63-74.
4. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 120
5. Алиева, Р.Р. Конфликтология / Р.Р. Алиева, Ш.И. Булуева, П.К. Магомедова. – М.: Юрайт. 2019. – 382 с.
6. Андреева Т.В. Психология семьи. Учебное пособие. [Текст]/ Т.В. Андреева, Питер, -2014. – 336 с.
7. Андреева, О. Компоненты описания стрессовой ситуации и выбор копинг-стратегий / О. Андреева, Н. Свистунова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 639 c
8. Анисимова, О.А. Особенности супружеских конфликтов в семьях с разным стажем совместной семейной жизни // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. №1. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti–supruzheskih–konfliktov–v–semyah–s–raznym–stazhem–sovmestnoy–semeynoy–zhizni (дата обращения: 22.06.2021).
9. Аношкина Д.К., Гончар Н.С., Причины разводов в современных российских семьях, Международный журнал гуманитарных и естественных наук, Учредители: ООО "Капитал" (Новосибирск), №1–8, 2016. – C. 166–169.
10. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи / А.И. Антонов. В.М. Медков. – М: Изд–во МГУ: Изд–во Международного университета бизнеса и управления, 1996. – С.189.
11. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 591 с.
12. Анцупов, А.Я. Проблема общей понятийной схемы описания конфликтов / А. Я. Анцупов // Конфликтология. – 2020. – Т. 15. – № 2. – С. 13-37.
13. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Проспект, 2020. – 779 с.
14. Асадов, А.Н. Конфликтология / А.Н. Асадов – СПб.: Издательство СПб.: ГУЭФ, 2017. – 415 с.
15. Бадрызлова М.С., Развод как атрибут брака, Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург. 2018– C.5
16. Баских Е.И. Соотношение и различие понятий "семья" и "брак". Статья в журнале – научная статья, 2016, №8,- С. 5–6
17. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Ф.В. Бассин // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. – 2000. – С. 3-12.
18. Белогай, К.Н., Кускова, М. В. Супружеские отношения на этапе «Молодой семьи» // Вестник КемГУ. 2009. №1. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/supruzheskie–otnosheniya–na–etape–molodoy–semi
19. Большой психологический словарь / под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2009. – 816 с.
20. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс /А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. – СПб.: Речь, 2001. –144 с.
21. Варга, А. Я. Теория семейных систем МюрреяБоуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика [Текст]/ К. Бейкер, А. Я. Варга. – СПб.:Когито-Центр, 2015. – 496 с.
22. Вареца, Е.С., Скиба, Н.В. Природа и разрешение конфликтов в молодой семье // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – №1 (173). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda–i–razreshenie–konfliktov–v–molodoy–semie
23. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2014. – 287 c
24. Везирова, Ф. М. Ценностные ориентации и характер взаимодействия супругов в конфликте на этапе молодого супружества / Ф. М. Везирова // Мировая наука. – 2020. – № 3(36). – С. 199-203.
25. Ветрова, И.И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции / И.И. Ветрова // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы. – 2008. – С. 179-196.
26. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта [Текст]/ К. Витакер. – М.: Класс, 2004. – 208 с.
27. Волкова, О.С. Коммуникативная провокация как стратегия деструктивного поведения в бытовом конфликте // Межкультурная коммуникация. – 2014. – №5 (24). – С. 49-55.
28. Галяутдинова, Г. М. Профилактика и регулирование межличностных конфликтов в молодой семье / Г. М. Галяутдинова // Актуальные проблемы сохранения и развития социально–трудового потенциала России : межвузовский сборник научных трудов. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. – С. 125-133.
29. Гарбер, А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований / А. Н. Гарбер // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 17-19.
30. Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.
31. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2019. – 158 с
32. Гризицкас Ч. С., Малярова Н. В. Социально-терапевтическая деятельность в области брачно-семейных отношений // Семья и общество. – М., 1982. – с. 99-120.
33. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2018. – 544 с: ил
34. Грюнвальд, БернисБроня.Консультирование семьи [Текст]: практическое руководство / Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Макаби; [пер. с англ. И. Ю. Хамитовой]. - Изд. 2-е, стер. – М.: Когито-Центр, 2014. – 413 с.
35. Гурко, Т. А. Брак и родительство в России / Т. А. Гурко. – М.: Институт социологии Российской академии наук, 2008. – 324 с.
36. Гурко, Т.А. Становление молодой семьи в крупном городе. Влияние добрачных факторов и особенностей ролевого взаимодействия на успешность брака: Автореф. дис. канд. филос. наук. – М., 2003. – 20 с.
37. Дадаева, Т.М. Конфликты в молодых городских семьях // Регионология. – 2015. – №4 (93). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty–v–molodyh–gorodskih–semyah
38. Денисова, Е.А., Агаян К.А. Сравнительный анализ супружеской удовлетворенности в молодых и зрелых семьях//Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 7 (июль). – [Электронный ресурс]. – URL: http://e–kon–cept.ru/2016/16153.htm
39. Дзускадзиева, Ж.Г. Эффективные копинг-стратегии как жизненный ресурс / Ж.Г. Дзускадзиева, М.А. Лисняк // Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск: Версо, 2014. – С. 134-141.
40. . Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2017. – 112 с
41. Дойникова, Ю.В. Поведенческие стратегии супругов в период конфликтного внутрисемейного взаимодействия: гендерный аспект //Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2006. – № 3.– С. 183-192.
42. Дружинин В.Н. Психология семьи [Текст]/ В.Н. Дружинин. – Питер, 2012. – 176 с.
43. Евтух, Т. В. Удовлетворенность браком и ассортативность супругов в группах с разным стажем брака // Вестник Пермского Государственного гуманитарно–педагогического университета. Серия 1, Психологические и педагогические науки. – 2016. – С. 4-10.
44. Емельяненко, Л.М. Конфликтология / Л.М. Емельяненко, В.М. Петюх, Л.В. Торгова. – К.: КНЕУ, 2003. – 215 с.
45. Захарова, Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2009. – 63 с.
46. Зберовский, А. В. 15 мифов о любовных и семейных ссорах: Посмотрите на себя со стороны / А. В. Зберовский. – Красноярск : Издательство Поликор, 2011. – 280 с. – (Психология любовных и семейных отношений).
47. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 117 с.
48. Иванченко, В.А., Щепина, В.В. Психологические особенности переживания супругами некоторых кризисных этапов в развитии семьи // Сибирский педагогический журнал. 2014. №6. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie–osobennosti–perezhivaniya–suprugami–nekotoryh–krizisnyh–etapov–v–razvitii–semi (дата обращения: 22.02.2022).
49. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений [Текст]: учебное пособие/ Р.Р. Калинина. – СПб.: Издательство «Речь», 2008. – 351 с.
50. Камнева, Н.А. Исследование конфликтности молодых супругов в современной семье / Н.А. Камнева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – Выпуск 5(145). – С. 260-267.
51. Камынина, И.В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / И.В. Камынина. – Петропавловск-Камчатский Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2008. – 212 с.
52. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
53. Кашенкова, М.М. Психологическая характеристика защитных механизмов и совладающего поведения личности, пережившей сложную жизненную ситуацию: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.01 / М.М. Кашенкова. – Ярославль, 2012. – 23 с
54. Киршбаум, Э.И. Психологическая защита: монография / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – М.: Смысл, 2014. – 181 с.
55. Ковалева, А.В. Интерпретация системы семейных ценностей и её компонентов в современном обществе / А.В. Ковалева // Ученые заметки. – Томск: ТОГУ, 2013. – Т. 2, № 1. – С. 28-36.
56. Коваль, Н. А. Конфликт как проявление дезадаптивности в семейных отношениях // Вестник ТГУ. – 2007. – Вып. 3 (47). – С. 133-142.
57. Козлов, Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. [Текст]/ Н.И. Козлов. – М.: Эксмо, - 2015 г. – 752 с.
58. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. [Электронный ресурс] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Режим доступа: http://erusds.ru / pedagogicheskij-slovar-2
59. Колесникова, Г. И. Социология и психология семьи. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 263 с.
60. Конфликтология для XXI века: наука-образование-практика. Материалы Санкт-Петербургского международной конфер.. – М.: Философский факультет СПбГУ, 2015. – 772 c.
61. Коростылева, Н. Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию (исследование гендерного конфликтогенеза) / Н. Н. Коростылева – М., 2005.
62. . Косолапова, К.Н. Теоретические аспекты исследования механизмов психологических защит / К.Н. Косолапова, Ю.А. Колупаева, О.А. Петушкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № Т 17. – С. 934-939
63. Котельникова, Ю.С. Психологические факторы удовлетворенности браком в молодых семьях // Вопросы науки и образования. – 2018. – №4 (16). – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie–faktory–udovletvorennosti–brakom–v–molodyh–semyah
64. Котельникова, Ю. С. Психологические аспекты соотношения понятий «семья» и «брак»[Текст] / Ю. С. Котельникова // Всероссийская весенняя психологическая сессия: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 22 марта 2017 года. – Екатеринбург: [б. и.], 2017. – С. 158-161.
65. Кризисная психология: справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – СПБ: Сова, 2007.– 286 с.
66. Криченко, Е. В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений [Текст] / Е.В. Криченко, В.А. Терехин // Прикладная психология. - 1999. - № 5. - С. 63-74.
67. Кружкова, О.В. Психологические защиты личности: учебное пособие / О.В. Кружкова, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: «РГППУ», 2006. – 153 с.
68. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 5-16.
69. Крюкова, Т.Л. Основы теории принятия решений в конфликте. Учебное пособие / Т.Л. Крюкова. – М.: Фонд развития конфликтологии, 2016. – 148 c.
70. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 244 с.
71. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А., Опекина Т.П., Психология совладания с трудностями в близких (межличностных отношениях; Кострома: издательство Костром.гос. ун-та, С:226-234
72. Лагойда, Н. Г. Проблема стабильности брака и роста числа разводов в современном обществе // Вестник Бурятского Государственного университета. – 2017. – вып. 2. – С. 86-96.
73. Лапкина, Е.В. Психологическая защита и совладение: защитная система личности / Е.В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – С. 232-236.
74. Левин, С. Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству / С. Левин. – М.: Астрель, 2006. – 320 с.
75. Леонов, Н.И. Конфликтология: учебное пособие / Н.И. Леонов. – М.: Юрайт, 2019. – 396 с.
76. Лессин, М. Семейный конфликт. Каких правил поведения должны придерживаться супруги? // Познавательный журнал ШколаЖизни.ру. – [Электронный ресурс]. – URL: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/ 52654/
77. Лукьянова, М.В. Психология семьи [Текст]: учеб. пособие/М.В. Лукьянова, С.В. Офицерова. – Ставрополь: СКФУ, 2017 – 138 с.
78. Лупенко, Н. Н. Ценностные ориентации и характер взаимодействия супругов в конфликте на этапе молодого супружества // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64–1. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye–orientatsii–i–harakter–vzaimodeystviya–suprugov–v–konflikte–na–etape–molodogo–supruzhestva
79. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: справочник практического психолога / И.Г. Малкины-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 992 с.
80. Матушкина М. В. Представления современной молодежи о браке и семье// Развитие общественных наук российскими студентами. 2017 №5.С. 3–5
81. Межинская, А. П. Исследование супружеского конфликта, связанного с кризисом первого года жизни / А. П. Межинская, И. С. Сизых // PR и реклама: традиции и инновации. – 2011. – № 6–2. – С. 88-91.
82. Мерлин, В.С. Развитие личности в психологическом конфликте / В.С. Мерлин. – М.: Наука, 2001. – 267 с.
83. Методика «Характер взаимодействия в конфликте у супругов» / Энциклопедия методов психологической диагностики лиц с нарушениями речи: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / под ред. В.А. Калягина, Т.С. Овчинниковой. – СПб.: Каро, 2004. – С. 411-425.
84. Молодая семья в современном обществе [Электронный ресурс]: учебно–методическое пособие / Е.В. Рыбак, Н.Г. Слепцова, А.Б. Федулова, Н.В. Цихончик, под общей ред. А.Б. Федуловой. 2–е изд., испр. и доп. Архангельск: САФУ имени М.В. Ломоносова, – 2017. – 238 с.
85. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Бодалева А.А. — М.: Модэк МПСИ, 2004. — 158 c.
86. Наумова А.В., Коротаева Т.В. Современная молодая семья: причины разводов, Самарский государственный экономический университет, 2020. – C.190
87. Нефедова, А. В. Конфликтное взаимодействие в молодых супружеских парах с различным типом семейных отношений / А. В. Нефедова, В. В. Онуфриева, Н. В. Сабельникова // Глобальный научный потенциал. – 2019. – № 7(100). – С. 36-39.
88. Нусина А.В. Модели семьи и основные тенденции развития современной семьи// проблемы современного педагогического образования. г.Крым, 2016 №52–2. - С. 271–277
89. Обозов, Н.Н., Обозова, А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. – Т. 3. – 2002. – № 2. – С. 147-151.
90. Олифирович, Н. И. Семейные кризисы: феме–нология, диагностика, психологическая помощь / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич–Куземкина, Т. Ф. Велента. – Москва – Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2005. – 356 с.
91. Омаров, М. О., Дибирова, М. А. Семейные конфликты: причины возникновения и пути их решения // Журнал Научный Альманах. – 2017. – № 3–2 (29). – С. 294-299.
92. Омельченко, Л.Н. Критерии исследования готовности молодых супругов к конструктивному решению конфликтов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №3–2. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii–issledovaniya–gotovnosti–molodyh–suprugov–k–konstruktivnomu–resheniyu–konfliktov (дата обращения: 22.06.2021).
93. Осипова, Н.А. Особенности адаптации молодых супругов // Научные труды аспирантов и докторантов. – М.: Издательство МосГУ, 2005. – № 38. – С. 87-100.
94. Парсонс, Т. Система современных обществ / Парсонс Т. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С.159
95. Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология: учебное пособие / Л.А. Пергаменщик. – Минск.: Вышэйшая школа, 2004. – 193 с.
96. Першина, К. В. Межличностные взаимодействия супругов / К. В. Першина // Вестник науки. – 2019. – Т. 1. – № 12(21). – С. 57-59.
97. Петухов В. В. Российская молодежь и ее роль в трансформации общества //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. - С. 119—138.
98. Плужникова, Д.О. Проблемы формирования совладающего поведения / Д.О. Плужникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – С. 516-519
99. Полынская, Е.В. Влияние семейных конфликтов на удовлетворенность браком молодых супругов // Russian Journal of Education and Psychology. – 2011. – №2. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie–semeynyh–konfliktov–na–udovletvorennost–brakom–molodyh–suprugov–2
100. Помагаева, А. Н. Особенности супружеских конфликтов в первый год семейной жизни / А. Н. Помагаева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Всероссийской студенческой научно–практической конференции с международным участием в 2–х частях, Новосибирск, 02–04 декабря 2020 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 305-306.
101. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. – М.: Юрайт, 2019.
102. Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. (Кострома, 22– 24 сент. 2016 г.): в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – Т. 1. – 407 с
103. Разумихина, Г.П. Этика и психология семейной жизни / Г.П. Разумихина. – СПб.: Питер, 2016. – 326 с.
104. Разумова Я.А., Минкина Р.Ф. Проблема распада молодых семей. Cовременные проблемы развития техники, экономики и общества. Издательство: ООО «Рóкета Союз» Лениногорск 2016. - С. 107–109
105. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – № 3. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n317/493rasskazo
106. Роджерс, К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы: пер. с англ. – М.: Прогресс: Универс, 2012. – 480 с.
107. Роджерс, К. Брак и его альтернативы: позитивная психология семейных отношений / К. Роджерс. – М.: Этерна, 2017. – 543 с.
108. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. – М.: Академия, 2018. – 328 с.
109. Ростовская Т.К., Шимановская Я.В. Брачно–семейные отношения современной молодежи, nomothetika: Философия. Социология. Право, г.Москва, 2017, №7. - С.10
110. Савина Е.А., Корчагина Л.М., Кулешова Ю.М., Психосоциальные технологии преодоления причин разводов, РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань, Статья в сборнике трудов конференции, 2017. -С.177–182
111. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. – М.: КСП+, 1999. 347 c.
112. Сатир, В. Как строить себя и свою семью. М, «Педагогика-пресс», 1992. – 224 с.
113. Сатир, В. Психотерапия семьи. – М., «Речь». – 2001. – 324 с.
114. Сатир, В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М., институт гуманитарных исследований, 2009. – 288 с.
115. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: ИП РАН, 2008. – 474 с.
116. Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин. М.: Наука, 1997. –С.122.
117. Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркач – М.: Академия, 2006. – 600 с.
118. Супружеские конфликты. – [Электронный ресурс]. – URL: http://psylist.net/family/00064.html
119. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77.
120. Тест «Индикатор копинг-стратегий» Д Амирхана Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.29-32.
121. Трущенко, М.Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе [Электронный ресурс] / М.Н. Трущенко // Психологические науки: теория и практика: материалы I Междунар. науч. 89 конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). – Москва: Буки-Веди, 2012. – Режим доступа: https://moluch.ru / conf / psy / archive / 33 / 1643 /
122. Фабировская, И.А. Особенности разрешения конфликтных ситуаций супружескими парами в молодых семьях // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 11. – [Электронный ресурс]. – URL: https://psychology.snauka.ru/2012/11/1338 (дата обращения: 22.06.2021).
123. Фесенко, О.П. Практикум по конфликтологии, или Учимся разрешать конфликты: учебное пособие / О.П. Фесенко, С.В. Колесникова; под ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: Флинта 2015. – 128 с.
124. Фрейд, З. Защитные нейропсихозы. критически-историческое исследовательское издание / Зигмунд Фрейд; перевод с немецкого М.М. Бочкаревой. – Ижевск: ERGO, cop. 2018. – т. VIII.– 67с
125. Хабибрахманова, Р.Р. Распределение ролей между супругами в зависимости от их гендерных характеристик / Р.Р. Хабибрахманова, С.А. Хасанова // Гуманитарные, социально–экономические и общественные науки. СПБ.: Питер,2014. – № 7. – С. 213-216.
126. Хабирова, Е.Р. Исследование копинг-стиля в период ранней взрослости / Е.Р. Хабирова // Психология совладающего поведения: Материалы 1 международной научно-практической конференции. – Кострома: КГУ им. Некрасова, 2007. – 161 с
127. Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях // PSYCHOL–OK – Профессиональная психологическая помощь. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psychol–ok.ru/statistics/hvsvks/
128. Хачурова, М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований / М.Р. Хачурова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 3.– С. 160-169.
129. Хейли, Дж. и Эриксон, М. Возникновение семьи. // Психология и психотерапия семейных конфликтов. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2003. – С. 12-18.
130. Хомутова И.А. Семейные ценности современной российской молодёжи. Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Россия молодая», г. Кемерово,2017. –С.2–3
131. Хорни К. Тревожность. Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997.758 с.
132. Храмченко, Е. Психология взаимоотношений между мужчиной и женщиной / Е. Храмченко // Прикладная психология и психоанализ. – М.: ЮНИТИ, 2014. – № 3. – С. 24-38.
133. Шевчук, Д. А. Конфликты: как ими управлять (конфликтология) / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа, 2009. – 500 с.
134. Шейнов, В. Управление конфликтами / В. Шейнов. – М.: Питер, 2014. – 576 c.
135. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций. – М.: ЭКСМОПресс, 2018. – 512 с.
136. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – 2–е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 170 с.
137. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. 4–е изд. СПб.: Питер, – 2008. – 672 с.
138. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи. /Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «Бахрах–М», 2009. – 695 с.
139. Янцен И.Д. Семейно–брачные отношения в СССР в 1920–1930–е годы: от дефамилизации к классической советской семье. Научная статья, г.Самара, 2019. – С.3
140. Compas, B. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues / B. Compas // International Journal of Behavioral Development, 1998. – Vol. 22 – № 2. – P. 231-237.
141. Heim, E. Coping und adaptivitat: gift es geeignetesoderundeeionetes coping? / E. Heim // Psychother. Psychosomatik Medizinische Psychol. – 1988. – Vol. 1. – P. 87.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней