Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические основы педагогических технологий развития социального интеллекта дошкольников
1.1 Понятие педагогической технологии
В литературе педагогического и психологического содержания довольно часто можно встретить понятие «технология». Оно пришло в период, когда развивалась компьютерная техника, внедрялись новые ИКТ-технологии.
В педагогике появилось направление, именуемое педагогическая технология. Она родилась в Америке и одновременно в Англии во второй половине прошлого столетия, но очень быстро нашла распространение в мировых странах. Появление термина, нового направления в педагогике не было случайностью [3].
Само понятие педагогической технологии обычно рассматривают в одном из аспектов:
- «научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы» [44];
- «процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения» [3];
- «деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств» [44].
Сегодня в образовании педагогические технологии функционирует в качестве: «науки, которая исследует наиболее рациональные пути обучения; системы принципов и регулятивов, которые применяют в обучении; реального обучающего процесса» [44].
Как убеждены ученые-исследователи педагогической технологии (М.В. Кларин, В.П. Беспалько, В.А. Сластёнин, Н.Г. Руденко), она должна удовлетворять основные методологические требования – соответствовать критериям «технологичности, которыми являются: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость» [28].
Полагается, что смысл концептуальности педагогической технологии заключается в том, что она должна иметь опору какой-либо научной концепции, если она включает философские, психологические, дидактические и социально-педагогические обоснования достижения целей образования.
В педагогической технологии системность является наличием всех составляющих системы: логики процесса, связи всех элементов, целостности.
Управляемость в педагогической технологии является возможностью целеполагания на основе диагностики, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования методов, методик, чтобы корректировать результаты.
В педагогических технологиях эффективность означает, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение соответствующих стандартов образования в целом.
Под воспроизводимостью педагогической технологией мы понимаем возможность применения или повторения ее в других учебных заведениях с теми же условиями и другими людьми.
Выше названные критерии технологичности составляют в педагогической технологии ее структуру, включающую в себя три части: «концептуальная основа, cодержательный компонент обучения, процессуальная часть - технологический процесс» [27].
В педагогической технологии концептуальная часть - «научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент» [27].
В содержательной части технологии акцент переносится на «цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала» [44].
Процессуальная часть – это системного характера совокупность определенных элементов: «…организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, методы и формы работы, деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса, cущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней» [27].
Как и всякая технология, педагогическая технология является процессом, в котором происходит эффективное изменение воздействия на учащегося.
В настоящее время каждый педагог ищет очень эффективные способы преобразования учебных процессов, усиления интереса учеников, повышения успеваемости учеников. Таким образом, под воздействием желания педагогов улучшить качество образования все чаще они обращаются к переходу от отдельных методов к педагогическим технологиям.
Обучение на базе методологии не имеет серьезных преимуществ. Основой технологии является четкое определение конечной цели [28]. Проблема цели в традиционной педагогике не является ведущей, степень достижения определяется неточно.
Технология считает цель центральным компонентом, позволяющим более точно определять степень достижения ее цели.
Технологии, в которых конечную цель точно определяют диагностически, позволяют разрабатывать объективные способы контроля за ее достижением.
Когда ведется речь о педагогической технологии, обращается внимание на то, каким способом будет организован процесс обучения. Следовательно, здесь важен метод обучения. Метод – это и есть способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемого в упорядоченном состоянии.
Хотя в литературе по педагогике не выявлено единого мнение о роли и понимании метода обучения, будем опираться на Ю.К. Бабанского, который считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Адамова П. А. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации. – М.: Изд-во Образование и воспитание, 2021. - 350 с.
2. Бадмаева Н. Ц. Активность личности как условие развития интеллектуальных способностей // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 30–34.
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 1989. - 190 с.
4. Возрастная психология. Учебник/ Сост. Логвинова М.А.- М., 2004. - 320с.
5. Выготский Л.С. Психология. - СПб.: Изд-во «Речь», 2010. - 1004 с.
6. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. – 512 с
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965.- С.433-456.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Д. Гоулман. - М.: Изд-во АСТ, 2009. - 480 с.
9. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Изд-во Просвещение , 2017. - 183 с.
10. Ершова Р.В. Эмоциональный интеллект: теория и практика исследования // Практическая психология образования 21 века: проблемы и перспективы: сб. тр. конф. – Коломна: КГПИ, 2016. – С. 34-37.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006 – С. 129.
12. Иванова Т.М. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 07.06.2023).
13. Ильина Т. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984.
14. Ильина М.H. Тесты для детей. -М., 2004. - 71 с.
15. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2011. 196 с.
16. Коломенский Я.Л. Человек: психология. - М., 1986. - С. 209-214.
17. Коробкова В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2013. С. 96 –102.
18. Кудинова И.Б., Вотчин И.С. Социальный интеллект как предмет исследования // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 132–142.
19. Кудрявцева Н. А. Единство интеллекта. Спб.: Изд-во Научный отчёт, 2017. - 200 с.
20. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии: в 2 ч. Ч. 1. Теоретические проблемы психологии / под общ. ред. А.А. Крылова. СПб., 1995. C. 195–200.
21. Лунёва О. В. Основные модели социального интеллекта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-modeli-sotsialnogo-intellekta
22. Мелешко О. П., Кипселиди Ю. Г. Понятие и формы педагогической технологии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-formy-pedagogicheskoy-tehnologii (дата обращения: 07.06.2023).
23. Микляева Н.В. Социальный интеллект дошкольников особенности развития // Казанский педагогический журнал. 2016. №5. С. 1–3
24. Молько В. Г. Познавательная активность как предпосылка успешного решения задач образования // Наука и современность. 2011. №8-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-kak-predposylka-uspeshnogo-resheniya-zadach-obrazovaniya (дата обращения: 07.06.2023).
25. Отюцкий Г.П. Социальный интеллект: объектный и субъектный подходы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2016. № 6 (68). Ч. 1. С. 144–146
26. Педагогика и психология высшей школы/ Под ред. М. В. Булановой-Топорковой.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
27. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004.
28. Понятия «педагогическая технология», «методика», «методы», «средства», «формы»: учебные и информационно-методические материалы в помощь педагогу / сост. Т.А.Корчак – Екатеринбург: Колледж бизнеса, управления и технологии красоты, 2015. – 58 с.
29. Проблемы детской педагогики. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия/Сост. И.Д. Тополев. -М.,2006. - 389с.
30. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. 240 с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.
32. Савенков А.И. Структура социального интеллекта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 7—15. doi:10.17759/jmfp.2018070201
33. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. - 174 с.
34. Чеснокова О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей. – М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 500 с.
35. Учимся общаться с ребенком /В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др.-М.: Наука, 2003. - 191с.
36. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2004. 284 с.
37. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
38. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 192 с.
39. Шнайдер М. И. Эмпатия как форма отражения другого человека // Гуманизация образования. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empatiya-kak-forma-otrazheniya-drugogo-cheloveka (дата обращения: 07.06.2023).
40. Шилова, О. В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Шилова Ольга Владимировна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Нижний Новгород, 2009. - 27 с.
41. Южанинова А. Н. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. – Саратов: Изд-во Воркс, 2018. - 220 с.
42. Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб, 2015. - 252 с.
43. Ясюкова Л.А. Закономерности возрастного развития: критический анализ концепций // Народное образование. 2016. №6 (1457). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-vozrastnogo-razvitiya-kriticheskiy-analiz-kontseptsiy (дата обращения: 07.06.2023).
44. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии https://dusshh.yam.sportsng.ru/media/2018/06/26/1240840460/Selevko-Ped._teKhnologii.pdf?ysclid=limp5l2wmr85133527
45. Социальная психология. Овсянникова Е. А. https://psy.wikireading.ru/23585?ysclid=limr1bzmah315237165