Фрагмент для ознакомления
2
Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания как других людей, так и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Данное понятие является сложным, объёмным, многомерным и имеет под собой несколько оснований, до сих пор в научной литературе не выведено единого определения, отражающего многочисленные аспекты и структуру эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект достаточно часто выступает регулятором многих аспектов жизни человека, даже когда человек это не осознает, именно поэтому он связан с осознанной саморегуляцией и самомотивацией. Высокие когнитивно-эмоциональные навыки позволяют эффективно взаимодействовать с окружающим миром, управлять своими и чужими эмоциями, выбирать наиболее уместную стратегию в стрессовых ситуациях. Люди с высоким уровнем развития эмоционального умеют контролировать эмоциональные порывы, при этом не запрещая себе ощущать те или иные эмоции. Эти способности помогают выбрать оптимальную модель поведения в трудной жизненной ситуации. Люди с высоким эмоциональным интеллектом способны спокойно и уверенно идти к своим целям, корректируя программу своих действий, пока не дойдут до желаемого результата, стараются не нарушать границы других людей, не стесняются выражать эмоции адекватно ситуации, умеют определять настоящие и фальшивые проявления эмоций и чувств, как и в отношении себя, так и в отношении других людей.
Понятие эмоционального интеллекта тесно связано как с собственной мотивацией, так и со способностью мотивировать других. Человек с высоким уровнем эмоциональной грамотности способен уважительно, но при этом настойчиво коммуницировать с другими людьми, учитывать их интересы, не забывая свои собственные, и искать возможность прийти к сотрудничеству. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет избавиться от сверхожиданий в отношении других, не испытывать разочарование по любому поводу и как следствие, помогает сохранять устойчивую связь с реальностью. Однако долгое время понятие «интеллект» и понятие «эмоции» противопоставлялись друг другу и считались антагонистами.
Полагалось, что умный человек не может быть эмоциональным, экспрессивным, импульсивным. Проявление эмоций считалось постыдной слабостью, выключающей рассудок. Вплоть до 1969 года эти два понятия считались обособленными, исходя из концепции Дж. Майера [3]. Поэтому понятие «эмоциональный интеллект» считается молодым и не до конца исследованным.
Исследование исторических аспектов становления в психологии понятия «эмоциональный интеллект» до сих пор представляет интерес для западных и отечественных авторов. Одной из первых работ, где проводилась параллель между физиологической и эмоциональной составляющими стала работа Чарльза Дарвина «О выражении эмоций у людей и животных», в которой он отметил, что при сильном возбуждении сердце и разум начинают серьезно влиять друг на друга. Помимо этого, он нашел связь между внешним проявлением эмоций и способностью к выживанию [4].
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд также обращал внимание на существенную роль эмоциональной сферы в жизни человека. В своих исследованиях он пришел к непосредственному выводу, что большинство законов стремилось ограничить проявление эмоциональной части человека.
Эта теория подтверждается и с позиции формирования религиозных норм, о которых писал Конфуций, как о попытке контролировать общество на 8 подсознательном уровне. В те времена государству могло быть невыгодно бурное проявление чувств, а также, эмоционально-когнитивное познание себя индивидом. Правители и их советники рассуждали определённым образом: чем больше эмоций, тем больше несдержанности, бесстрашия и безнаказанности, а это может привести к бунту, волнению или революции.
В средневековой Европе люди стали понимать, что преобладание эмоций над торговыми делами и сделками лишает их прибыли и создает дополнительные проблемы, например торговцы и купцы могли разорвать договоренности под влиянием настроения, что вело к оскорблениям и даже дракам. Чуть позже проявление эмоций в средневековой Европе станет табуированным в связи с победой Церкви над властью, охотой на ведьм и многими другими религиозно-политическими процессами. Пройдет время, и люди смогут выстраивать деловые отношений в более рациональном и безэмоциональном ключе, предпочтительным явлением будет сокрытие своих эмоций и чувств. Достаточно долгое время испытывать эмоции считалось чем-то постыдным.
В Эпоху Французского Просвещения подчеркивалось, что проявление чувств и эмоций откидывает нас назад и приближает к первобытнообщинному строю. И только в 1920-х годах в США возникает идея исследовать то, как успешные, социально реализованные люди способны прекрасно коммуницировать, взаимодействовать с другими людьми, договариваться, приходить к консенсусу и получать необходимые результаты.
Было замечено, что классические тесты измерения интеллекта не дают ответа на этот вопрос. Первыми подходами к трансформации эмоций в отдельный вид интеллекта стали исследования Эдварда Торндайка и Сола Стерна, которые решили исследовать социальный интеллект и создали обзор методов его измерения. Эмоциональный интеллект тогда называли социальным. Торндайк долгое время наблюдал за поведением животных.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психол. —1995. —No 1. —С. 111—129.
2.Андреева И.Н. Структура и типология эмоционального интеллекта// диссертация–Минск,2017. –С. 138.
3.Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. Учебник. М.: Academia, 2016. 224 с.
4.Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие / И.В. Бизюкова. – Москва: ОАО “Издательство “ Экономика”, 2015. – 150 с.
5.Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект : Сознательно владейте своими чувствами : Повышайте свой эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах. - Москва : Лик Пресс, 2020. - 160 с.
6.Врис М. Кетс де. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. –С. 312.
7.Выготский Л.С. Психология. -СПб.: Изд-во «Речь», 2010.-С. 1004.
8.Гарвард бизнес ревью гайд. Эмоциональный интеллект (HBR GUIDE. Эмоциональный интеллект) ; пер. с англ. Е. Петровой. –М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. –272 с.
9.Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. –М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. –С.512.
10.Гилфорд Дж., «Три стороны интеллекта», 1965.
11.Гладких, А.Г. Эмоциональный интеллект молодых людей, уровень их адаптивности и степень социализации / А.Г. Гладких // Психология XXI века: тез. междунар. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов, Санкт-Петербург, 20 –22 апр. 2006 г.; под ред. Б.В. Чеснокова. –СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2006. –С. 362 –364.
12. Горскова, Г. Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Г. Г. Горскова. - Текст : непосредственный // Ананьевские чтения : Тезисы научно-практической конференции. – СанктПетербург: Питер. - 2019. - С. 45-48.
13.Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2018. – 350 с.
14.Гоулман,Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. –М. : Манн, Иванов и Фербер.-2013. –С. 123.
15.Дегтярев, А.В. Эмоциональный интеллект: становление понятия в психологии / [Электронный ресурс] // Электронный журнал Психологическая наука и образование, 2012. No2. –С. 1-13.
16.Доронина И. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Курс лекций /И.В. Доронина. – Новосибирск: СибАГС, 2015. – 159 с.
17.Журавлев П.В. и др. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. М.: Изд — во Рос.экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга. 2015. 232 с.
18.Иванкина Л.И. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Л.И.Иванкина; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 260 с.
19.Изард, И. Эмоции человека / И. Изард. – Москва : РосМэн, 2020. – 439 с.
20.
21.Ильина О. С. Корпоративная культура: тенденции развития и инструменты регулирования / О.С. Ильина // Вестник РУДН. Серия: социология. – 2015. − №2. – С. 66−70
22.Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. -2 издание. –СПб.: Питер. -2011. –с. 93
23.Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации / А. Я. Кибанов. – Москва : КНОРУС, 2016. – 368 с.
24.Киреева, С. А. Эмоциональное выгорание и особенности саморегуляции в профессиях «человек – человек» // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1709.
25.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. pаведений [Текст] / Е.А. Климов. –М.: Академия, 2004. –304 с.
26.Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: «МОДЭК», 2004.
27.Кон И.С. Психология ранней юности. М.: ВЛАДОС, 2019. 893 с.
28.Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // В кн.: Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Отв. ред.: Д. В. Люсин, Д. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264-278.
29.Люсин Д.В. Современные представления обэмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. –С. 29–36.
30.Майер, Г. Психология эмоционального мышления. Хрестоматия по общей психологии / Г. Майер; под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – Москва : СФЕРА, 2018. – 587 с.
31.Майер, Дж. Эмоциональный интеллект / Дж. Майер, П. Саловей, Д. Карузо. - Москва : Институт психологии РАО, 2010. – 176 с.
32.Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов // Псков: ПГПИ, 2004 г. –60 С.
33.Махметова Б. Эффективное управление персоналом организации / Б. Махметова // Уральский научный вестник. – 2017. – Т. 3. – № -1. – С. 35-37
34.Менеджмент организации: Учеб. Пособие /Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина. –М.: Дело, 2017. – 260с.
35. Орме, Г. Роль эмоционального мышления в мотивации и деятельности / Г. Орме. – Москва : Сфера-М, 2021. – 143 с.
36.Проблемы теории и практики в развитии эмоционального интеллекта / под ред. Р. Д. Робертса и др. – Москва : Академия, 2019. - 215 с.
37.Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха / А.И. Савенков. - Текст : электронный // Вестник практической психологии образования. – 2021. – Т.3 -№1 – С. 30-38.