Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Речь и ее формирование – одна из важных составляющих в развитии личности ребенка на всех возрастных этапах, в том числе и в младшем школьном возрасте. Основной составляющей речи является ее грамматический строй. Грамматическому аспекту речи свойственно отражать уровень сформированности речевых навыков ребенка, так как он включает в себя все стороны языка.
Формирование грамматического строя речи детей является важной нормой, нарушение которой приводит к речевым отклонениям, которые впоследствии сказываются на психологическом и эмоциональном здоровье детей. Чем правильнее ребенок может самостоятельно выстроить свою речь, тем увереннее он будет чувствовать себя в обществе, поддерживая коммуникацию. Общее недоразвитие речи не позволяет учащимся полноценно жить в современном социуме.
Задача формирования правильно выстроенной на грамматическом уровне речь является актуальной логопедической задачей ввиду того, что количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с каждым годом только увеличивается. Данный фактор предопределяет важность поиска различных эффективных методик, которые смогут помочь таким учащимся овладеть навыками грамматического структурирования. Одним из эффективных современных средств к коррекции грамматического аспекта речи у младших школьников с ОНР выступает нейропсихологическая коррекция.
Широкий спектр исследований развития речи детей младшего школьного возраста представлен в работах А.В. Запорожца, Ф.А. Сохина, Е.А. Флериной, М.М. Кониной; Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Никашиной и др. Проблема нарушения формирования грамматического строя речи у детей с ОНР находит свое отражение в трудах В.А. Ковшикова, В.П. Глухова, Т.Г. Визель, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К. Воробьевой, О.Н. Усановой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, С. Н. Коноваловой и др.
Возможности использования нейрокоррекции в работе с нарушениями речи у детей младшего школьного возраста раскрыты в работах И.Ф. Марковской, А.В. Семенович, Т.В. Ахутиной и др.
Актуальность проблемы отражает перспективность нейрокоррекционных мероприятий, которые способны не только предотвратить, но и скорректировать трудности овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР, а также учебными навыками.
Цель исследования: изучение эффективности нейропсихологического подхода в коррекции нарушений грамматического строя у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) с целью предупреждения аграмматической дисграфии и дислексии.
Объект исследования: особенности нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР.
Предмет исследования: организация, содержание и реализация нейрокоррекции, направленной на профилактику и устранение нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что применение нейропсихологического подхода окажет положительное влияние на предупреждение и устранение нарушений грамматического строя письменной и устной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы с целью изучения формирования грамматического строя у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности формирования грамматического строя у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Выявить эффективность использования нейрокоррекции при работе с нарушениями грамматического строя речи младших школьников с ОНР.
Методы исследования:
Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Экспериментальные: проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента в целях проверки гипотезы исследования.
Методы математико-статистической обработки данных: количественный (обработка данных, построение таблиц, диаграмм) и качественный (дифференциация полученного материала по группам) анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: младшие школьники МАОУ «Гимназия № 8», г. Красноярск, в количестве 20 детей, обучающихся 1-2 классов, которые составили 2 группы:
– экспериментальная группа (10 детей с заключениями ТПМПК, ОНР, вариант 5.1);
– контрольная группа (10 детей, нормотипичных).
Возрастные границы испытуемых 7-10 лет.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в раскрытии теоретических аспектов использования нейрокоррекции при работе с детьми, имеющих нарушение грамматического строя.
Практическая значимость: представленные результаты исследования возможностей использования нейрокоррекции могут быть использованы учителями начальных классов с целью профилактики и преодоления нарушений грамматического строя у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. История становления представлений об онтогенетическом аспекте формирования у детей грамматического строя
В языкознании грамматика выступает как раздел науки о правилах изменениях слов, образовании слов и их сочетании в предложении [37].
В.В. Виноградов в грамматику включает два раздела – морфологию и синтаксис. Морфология – это совокупность грамматических форм слов, способы образования слов и их форм, согласование слов в предложении. Синтаксис – это раздел грамматики, который рассматривается способы построения предложений, различные типы предложений [9].
Морфология подразделяется на словообразование и словоизменение. Словообразование – это раздел морфологии об образовании новых слов. Существуют различные способы словообразования – суффиксальный, префиксальный, смешанный и другие. Следует отличать процесс словообразования от формообразования – образования новых грамматических форм слова. Данный процесс входит в словоизменение, согласование слов в роде, числе и падеже. Отличием словообразования от формообразования является то, что в результате появляется слово с новым лексическим значением.
Синтаксис (от греческого слова «строй, порядок») – раздел грамматики, который рассматривается совокупность грамматических правил языка, которые описывают закономерности грамматического построения более крупных по сравнению со словом единиц – словосочетания и предложения. Основной коммуникативной единицей языка и речи выступает предложение. Предложение является в то же время наиболее сложной единицей, внутри которой функционируют более простые единицы: слова, словоформы, словосочетания. Синтаксис предложения рассматривает не конкретное содержание высказывания, а обобщенная семантика предложения, его конструктивная основа, правила ее распространения и актуализации [55].
Грамматический строй речи, по мнению Г.Р. Шашкиной, включает в себя морфологический и синтаксический уровень и понимается как процесс изменения слов, образованиях слов и грамматического сочетания слов в предложении [76].
М.Е. Хватцев подчеркивает, что грамматика тесно связана с лексикой и образует лексико-грамматический строй. Лексико-грамматический строй речи – это словарный запас (лексика) и грамматически правильное использование слов в речи (морфология и синтаксис). Словарь может быть активным и пассивным [68].
Н.С. Жукова также считает, что грамматическая сторона речи– это грамматически правильное использование словарного запаса, система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. При этом грамматические и лексические формы влияют друг на друга и тесно взаимосвязаны [25].
Основы для формирования грамматического строя речи закладываются на ранних этапах речевого онтогенеза (А.Н. Гвоздев, Р.И. Лалаева, А.А. Леонтьев, М.Е. Хватцев и др.). Рассмотрим особенности формирования речи на следующих этапах: младенчество (от рождения до года), ранний возраст (второй-третий год жизни), дошкольный и младший школьный возраст.
Первый этап – младенчество. На данном этапе закладываются предпосылки для дальнейшего речевого развития детей. Первым проявлением речи на первом году жизни является крик, далее формируется гуление и лепет. Именно они позднее становятся основой для становления членораздельной речи. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, ребенок учится управлять интонацией [13].
По мере развития ребенка, к началу второго полугодия жизни гуление переходит в лепет. Посредством лепета ребенок общается с родными, подражая их интонации, мелодичности, темпу и ритму речи. Далее в лепете появляются различные слоги, лепетные слова, которые ребенок стремиться повторить, слушая обращенную к нему речь. Основную семантическую нагрузку несут интонационно-ритмическая и экспрессивная вокализации. Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых вокализаций ребенка, предшествующим появлению активной речи. Его появление свидетельствует о том, что голосовой аппарат ребенка готов к воспроизведению слов [1].
К концу первого года жизни происходит значительный скачок в развитии речи. У детей появляются первые слова, по значению относящиеся к определенным предметам. Н.С. Жукова на материале исследований А.Н. Гвоздева провела анализ первых слов детей и выявила, что в лексиконе детей к концу первого года жизни появляются слова, близкие по звуковому составу к словам взрослых. Как правило, это слова, обозначающие близких людей, слова-действия [24].
В дальнейшем у детей в речи появляются слова, которые не передают точность звукового состава слов. Это объясняется тем, что на данном этапе развитие моторики органов артикуляционного аппарата только начинается. Дети передают не звуковые, а интонационные и ритмико-слоговые характеристики слов. Данный период в развитии речи детей продолжается до второго полугодия второго года жизни. В речи активно используются слова-корни (например, «ня ко» – дай молоко, слово «ня» – «на» часто употребляется ребенком в значении «дай»).
Ранний возраст – это период от года до трех лет. В лексиконе детей появляются новые слова, обозначающие игрушки, животные, продукты питания и другие предметы и явления окружающего мира. А.Н. Гвоздев считает, что к концу первого года жизни имеют в активном словаре 80-100 слов. В период раннего возраста формирование грамматического строя происходит постепенно, наряду с накоплением словарного запаса. А.Н. Гвоздев выделил следующие закономерности формирования грамматического строя:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Алмазова, А.А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 374 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
4. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей [Электронный ресурс] / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200103803.
5. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / Т.В. Ахутина. ‒ М.: МПСИ, 2001. ‒ С. 7-20.
6. Бобылова, М.Ю. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики [Текст] / М.Ю. Бобылова, А.А. Капустина, Т.А. Браудо, М.О. Абрамов, Е.В. Панфилова // Русский журнал детской неврологии. – 2017. – №4. – С. 32-42.
7. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – М.: КАРО, 2007. – 96 с.
8. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: АСТ-Астрель Транзиткнига, 2005. – 384 с.
9. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды [Электронный ресурс] / В.В. Виноградов. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1343437/.
10. Волкова Л.С. Логопедия вузов [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
11. Воронина, Т.П. Дисграфия, или Почему ребенок плохо пишет? [Текст] / Т.П. Воронина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 95 с.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с.
13. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выгосткий. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
14. Галущенко, В.И. Внедрение кинезиотерапевтических упражнений в реабилитационно-комплексной работе с детьми [Текст] / В.И. Галущенко // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия 19: Коррекционная педагогика и специальная психология. ‒ 2014. ‒ Вып. 27. ‒ С. 44-48.
15. Гимадиева, К.А. Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / К.А. Гимидаева // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 149-151.
16. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] / В.П. Глухов. ‒ М.: ACT: Астрель, 2005. ‒ 351 с.
17. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР [Текст] / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2005. - №1. – С.9-15.
18. Городилова, В.И. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление недостатков [Текст] / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – СПб., 1995. – 67 с.
19. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
20. Детская логопсихология [Текст] / О.А. Денисова и др.; под ред. В.И. Селивестрова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 175 с.
21. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст]: сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство, 2012. – 315 с.
22. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопеда [Электронный ресурс] / Л.Н. Ефименкова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0022/6-0022-1.shtml
23. Жинкин, Н.И. Новые данные о работе двигательного речевого анализатора в его взаимодействии со слуховым [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – Вып. 81.
24. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М, Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.
25. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2012. – 320 с.
26. Журавская, Н.В. Двигательная активность в контексте формирования физической культуры личности [Текст] / Н.В. Журавская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. ‒ 2009. ‒ №9(55). ‒ С. 38-48.
27. Запорожец, А.В. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1965. – 295 с.
28. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Электронный ресурс] / А.В. Захарова. – Режим доступа: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_006925337/ .
29. Игнатьева, С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие / С.А. Тгнатьева, Ю.А. Блинков. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
30. Иншакова, О.Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей [Текст] / О. Б. Иншакова. – М., 1995. – 169 с.
31. Каше, Г.А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения [Электронный ресурс] / Г. А. Каше. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5799932/page:24/
32. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Электронный ресурс] / М.М. Кольцова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0362/5-0362-1.shtml.
33. Комарова, Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения / Т.П. Комарова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 175 с.
34. Крутецкая, В.А. Профилактика и коррекция дисграфии. 1-4 классы: упражнения для исправления нарушений письма [Текст] / В. А. Крутецкая. – СПб.: Литера, 2021. – 46 с.
35. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Речь, 2011. – 218 с.
36. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды [Текст] / Р.Е. Левина; под ред. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошина. – М.: АРКТИ, 2009. – 218 с.
37. Лекант, П.А. Современный русский литературный язык [Текст] / под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 2015. – 462 с.
38. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. ‒ М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
39. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: сб. науч. тр. [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/50799/ .
40. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 1973. – 373 с.
41. Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками [Текст] / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 88 с.
42. Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов [Текст] / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 234 с.
43. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст [Текст] / Е.М. Мастюкова. – М.: Классике Стиль, 2003. – 320 с.
44. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010. – 240с.
45. Мещерякова, Н.П. Коррекция письменной речи в начальной школе : разработка занятий : 1-4 классы [Текст] / авт.-сост.: Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С. В. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 235 с.
46. Нарушения письма и чтения у детей : изучение и коррекция [Текст]: научная монография / под ред. О.А. Величенковой. – М.: Логомаг, 2018. – 372 с.
47. Никашина, Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников [Электронный ресурс] / Н.А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р.Е. Левиной. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0012/2_0012-1.shtml
48. Оморокова, Н.Н. Преодоление трудностей чтения и письма [Электронный ресурс] / Н.Н. Оморокова. – Режим доступа: https://ru.b-ok.cc/book/3283844/eaa45c.
49. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 122 с.
50. Правдина, О.В. Логопедия [Электронный ресурс] / О.В. Правдина. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/2/0001/index.shtml
51. Преодоление артикулярно-акустической дисграфии у школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / О.Г. Ивановская, Н.С. Куликова, О.А. Хвостова, Д.А. Щукина. – М.: Форум : ИНФРА-М, 2020. – 158 с.
52. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / под ред. Т.В. Волковой. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2014. – 256 с.
53. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие / ред. Т.В. Волосовец. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований; В. Секачев, 2010. – 256 с.
54. Примерные программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида. Начальные классы [Текст] / Г.В. Чиркина, Т.А. Алтухова, Ю.Е. Вятлева. – М.: Просвещение, 2013. – 256 с.
55. Реформатский, А.А. Введение в языковедение [Текст] / А.А. Реформатский. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 536 с.
56. Розова, Ю.Е. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко / Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко. – М.: Редкая птица, 2017. – 304 с.
57. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст] / Е.Н. Российская. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.
58. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления [Текст]: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И.Н. Садовникова. – М.: Парадигма, 2011. – 279 с.
59. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми [Электронный ресурс] / В.И. Селиверстов. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/98618/ .
60. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Текст] / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2008. – 319 с.
61. Серебренникова, Н.П. К вопросу об овладении детьми-преддошкольниками элементами грамматического строя языка: автореферат дисс. канд. пед. наук [Электронный ресурс] / Н.П. Серебренникова. – Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19661.php .
62. Соботович, Е.Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования [Текст] / Е.Ф. Соботович. – К.: ИЗМН, 1997. – 44 с.
63. Соловьева, Л.Г. Логопедия [Текст]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – М.: Юрайт, 2018. – 191 с.
64. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушением речи [Электронный ресурс] / Л.Ф. Спирова. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0327/
65. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) [Текст] / О.А. Токарева // Нарушения письма / под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
66. Туманова, Т.Б. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дисс. … докт. пед. наук / Т.Б. Туманова. – М., 2005. – 48 с.
67. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80 с.
68. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками [Электронный ресурс]: книга для родителей / М.Е. Хватцев. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/185284/ .
69. Хрестоматия по логопедии [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1997. – 468 с.
70. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения : нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Юристъ, 1997. – 256 с.
71. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. ‒ М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
72. Чиркина, Г.В. Методическое пособие для учителя-логопеда к учебнику «Развитие речи» для образовательных учреждений V вида. 1 класс [Текст] / Г. В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2010. – 256 с.
73. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2008. – 239 с.
74. Чистякова, О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов: эффективная методика, разный уровень сложности заданий [Текст] / О.В. Чистякова. СПб.: Литера, 2017. – 221 с.
75. Шахнарович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики [Электронный ресурс] / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/244595/ .
76. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина. – М.: Академия, 2012. – 240 с.
77. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. ‒ М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416 с.
78. Яковлев, С.Б. Симптоматика аграмматической дисграфии у школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / С.Б. Яковлев // Проблемы детской речи. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С. 42-46.
79. Ястребова, А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма [Текст] / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.