Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В научных исследованиях в последние годы часто используется такое понятие, как «образовательная среда». Среда предстает значимым условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Поэтому проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений. Образовательная среда создается в образовательной организации (в школе), в семье, что направлено на формирование личности, создание условий для развития и воспитания обучающихся.
Одной из задач образования в настоящее время является формирование разносторонней творческой личности. Как отмечается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», образование должно быть направлено на «интеллектуальное, духовно-нравственное и творческое развитие человека». В соответствии с этим образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы были созданы условия для самореализации обучающихся, формирования личности, эмоциональной и волевой сферы.
Формирование личности младших школьников происходит под влиянием условий внешней среды, в том числе образовательной среды, которая создается в семье. Семья играет важную роль в процессе социализации ребенка, выполняет ряд воспитательных и других функций, которые способствуют развитию интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферы. Влияние семьи на развитие младших школьников может быть как позитивным, так и негативным, что зависит от стиля семейного воспитания и типа образовательной среды в семье.
Важное значение в организации образовательной среды в семье имеет взаимодействие школы и родителей. Важность взаимодействия с родителями подчеркивается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что родители «имеют право знакомиться с содержанием образования, методами воспитания и обучения» (ст. 44) [44, с. 398].
Семья – это важнейший институт воспитания, который оказывает влияние на развитие ребенка. От системы семейного воспитания во многом зависит, какой ребёнок вырастит, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила передать. Под воздействием его формируются основы социальности человека, становление его как личности. В семье складываются различные типы межличностных отношений, среди них важное место занимают детско-родительские отношения (Т. Е. Быковская [3], А. Я. Варга [4], Ю. В. Гольцева [9], О. Л. Зверева [14], Р. В. Овчарова [29], В. Г. Петровская [33]).
В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи в формировании личности ребенка. Научный интерес представляет вопрос об организации образовательной среды в семье, которая будет способствовать развитию младших школьников. Но при этом родители не всегда обладают необходимым уровнем знаний и умений в области воспитания, не могут правильно выстроить отношения с ребенком, что затрудняет процесс взаимодействия и решения образовательных задач.
В связи родителям требуется помощь со стороны педагогов, которые должны создать условия для организации работы с семьей, воспитывающей младшего школьника, для организации обогащенной образовательной среды, которая будет способствовать полноценному и разностороннему развитию детей. Таким образом, актуальность данной проблемы, необходимость ее изучения обусловили выбор темы исследования: «Организация образовательной среды в семьях обучающихся с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста».
Противоречие исследования: между важной ролью семьи в воспитании младших школьников, необходимостью организации образовательной среды в семье с учетом возрастных особенностей обучающихся и недостаточной разработанностью данной проблемы.
Проблема исследования: каковы особенности организации образовательной среды в семьях обучающихся с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: теоретически изучить проблему организации образовательной среды в семьях обучающихся с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста для разработки психолого-педагогических рекомендации по созданию образовательной среды в семье.
Объект исследования: образовательная среда в семье.
Предмет исследования: особенности организации образовательной среды в семьях обучающихся с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования
1. Изучить сущность понятия «образовательная среда» в научной литературе.
2. Рассмотреть возрастные особенности обучающихся младшего школьного возраста.
3. Обосновать роль образовательной среды семьи в развитии младших школьников.
4. Выявить тип образовательной среды в семье и уровень развития детей младшего школьного возраста.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по организации образовательной среды в семьях детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, психодиагностический метод (тестирование).
Методологическую основу исследования составили: системный подход (Б. Г. Ананьев [48]); деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн [36]); гуманистический подход (Л. И. Маленкова [23]).
Теоретическую основу исследования составили: положения о возрастных особенностях младших школьников (Л. С. Выготский [6], Ю. В. Гольцева [9], О. А. Гонина [10], Р. В. Овчарова [29], В. Г. Петровская [33], С. Л. Рубинштейн [36], Д. И. Фельдштейн [45]), работы по проблеме организации образовательной среды (С. М. Арсланова [1], И. П. Гладилина [10], И. П. Ильинская [15], Т. С. Каурова [18], М. П. Нечаев [27], В. А. Ясвин [50]).
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» № 10 Орехово-Зуевского городского округа Московской области.
Научная новизна исследования заключается в обосновании роли образовательной среды семьи на развитие детей младшего школьного возраста.
Практическая ценность исследования заключается в разработке рекомендаций по организации образовательной среды в семьях детей младшего школьного возраста.
Выводы, рекомендации по использованию полученных результатов в научной, педагогической и практической деятельности: разработанные рекомендации могут быть использованы в работе учителя начальных классов по организации образовательной среды в семьях детей младшего школьного возраста.
Результаты (положения), выносимые на защиту:
1. Среда как фактор развития личности рассматривается как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда возникает там, где есть контакт, взаимодействие между учителем, педагогом, родителем (того, кто обучает, воспитывает) и учеником, ребенком (того, кто обучается, воспитывается); результатом данного взаимодействия становятся определенные отношения и связи.
2. При создании образовательной среды необходимо учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста можно выделить следующие особенности: развитие когнитивных функций, эмоциональной и мотивационной сферы в условиях ведущего вида деятельности – учения; формирование произвольности познавательных процессов, познавательных мотивов и интересов, трансформация мотивов учения; высокая эмоциональность детей, подверженность эмоциональной тревожности, в том числе школьной; стремление к общению и взаимодействию со сверстниками, взрослыми (учитель как авторитет), восприимчивость, открытость младших школьников в общении с родителями, потребность в поддержке, понимании.
3. Образовательная среда семьи – это субъектная направленность родителей на ребенка, на создание условий для его полноценного развития, получения образования, воспитания. В зависимости от стиля воспитания образовательная среда семьи может обогащенной или обедненной. Обедненная образовательная среда семьи – это игнорирование ребенка, его потребностей, эмоциональное отверждение или недостаточное уделение внимания вопросам воспитания и обучения ребенка. Обогащенная образовательная среда семьи – это отношение к ребенку как субъекту, учет его индивидуальности, способностей, интересов; поощрение ребенка к самостоятельности, уважение его мнения, поддержка его инициатив; демократический стиль воспитания, опора на позитивное общение и взаимодействие с ребенком в совместных видах деятельности; создание материальных условий для воспитания и развития ребенка).
Апробация результатов осуществлялась путем участия в семинарах, конференциях.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СЕМЬЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «образовательная среда» в психолого-педагогической литературе
Для рассмотрения понятия «образовательная среда» необходимо обратиться к исследованиям, в которых представлены различные подходы к пониманию таких категорий, как пространство, окружение, среда, роль среды в формировании личности.
Понятие «среда» рассматривается в разных аспектах и используется в различных сферах. Зачастую среда определяется через такие категории, как окружение и пространство. Окружение – это совокупность объектов материального и духовного мира, которое составляет окружающую обстановку и выступает как условие жизнедеятельности человека [28, с. 132].
М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, Г.А. Романова считают, что окружение может включать физические элементы (материальные, бытовые), личностные факторы (совокупность людей как социум, группы и их влияние на формирование личности), образовательные компоненты (обучение, воспитание в процессе целенаправленной педагогической деятельности) [26, с. 18].
В.А. Ясвин отмечает, что окружение не равно понятию «среда», так как среда оказывает не только стихийное влияние на формирование личности, но и создает определенные условия, которые способствуют становлению ребенка, его обучению и воспитанию. Среда, по В.А. Ясвину, выступает как возможность для развития личности в совокупности пространственно-предметных и социальных условий. Соответственно
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника: автореф. дис. … канд. психол. наук / С.М. Арсланова. – М., 2008. – 22 с.
2. Бурченко Т.В. Воспитательная среда образовательной организации как фактор формирования профессионализма будущих педагогов / Т.В. Бурченко // Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики. – Москва, 2018. – С. 77-80.
3. Быковская Т.Е. Формирование семейной культуры воспитания: учеб. пособие / Т.Е. Быковская. – М.: Российский государственный социальный университет, 2011. – 262 с.
4. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения / А.Я. Варга // Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. – М. : Просвещение, 1985. – 180 с.
5. Венза Т.В. Развитие личности ребенка в контексте детско-родительских отношений / Т.В. Венза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 39-47.
6. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
7. Габер И.В. Методологические и теоретические основания обеспечения психологической безопасности образовательно-воспитательной среды / И.В. Габер, В.В. Зарецкий // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2019. – Т. 19, № 2. – С. 121-131.
8. Гладилина И.П. Теория и методика воспитательной работы в социокультурной среде современной России / И.П. Гладилина, М.В. Жиркова. – Москва: Коллаж, 2011. – 91 с.
9. Гольцева Ю.В. Взаимодействие педагога с семьей по формированию у школьников метапредметных результатов / Ю.В. Гольцева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. – 94 с.
10. Гонина О.А. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О. А. Гонина. – Москва : Флинта, 2018. – 278 с.
11. Долгова В.И. Управление процессом саморегуляции у младших школьников / В.И. Долгова // Психологические науки. – 2019. – № 1. – С. 203–205.
12. Дорожкина Е.С. «Воспитывающая среда» как категория педагогических исследований / Е.С. Дорожкина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 6 (149). – С. 4-9.
13. Дорожкина Е.С. Качество воспитывающей среды образовательного учреждения как объект оценки / Е.С. Дорожкина // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 4 (20). – С. 101-104.
14. Зверева О.Л. Актуальные проблемы семейного воспитания: учебно-методическое пособие / О.Л. Зверева. – М.: МПГУ, 2015. – 38 с.
15. Ильинская И.П. К вопросу о взаимосвязи понятий «воспитательное пространство» и «воспитательная среда» / И.П. Ильинская // Психология и педагогика социального воспитания: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина; под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. – Кострома, 2020. – С. 235-241.
16. Каменский А.М. Школа и родители : традиция, современность, перспектива / А.М. Каменский // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – № 1 (219). – С. 6–14.
17. Камнева И.А. Активные формы и методы взаимодействия с родителями в начальной школе / И.А. Камнева // Современное дошкольное и начальное образование. – Нижний Новгород, 2020. – С. 90–92.
18. Каурова Т.С. Образовательная среда семьи дошкольника как условие гендерного воспитания / Т.С. Каурова, Т.В. Кротова // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). – 2020. – № 6(75), 2020. – С. 14-15.
19. Классное руководство: учеб. пособие / В.П. Сергеева, Е.А. Алисов, А.А. Белов; под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2019. – 317 с.
20. Кожевникова В.В. Образовательная среда: обзор основных трактовок и подходов к изучению в психолого-педагогических исследованиях / В.В. Кожевникова // Журнал педагогических исследований. – 2018. – Т. 3, № 1. – С. 152-161.
21. Кондратьева Н.М. Роль воспитательной среды колледжа в социализации студентов / Н.М. Кондратьева, Д.В. Трофянова // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации: сборник. – Киров, 2018. – С. 213-215.
22. Лесконог Н.Ю. Воспитательная среда образовательной организации как фактор развития социальной активности обучающихся / Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – № 9 (132). – С. 49-52.
23. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания : учебное пособие / Л. И. Маленкова. – Москва : Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
24. Мирзаханова Г.Н. Эффективные формы взаимодействия педагога и родителей / Г.Н. Мирзаханова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 1. – С. 33–37.
25. Мысина Г.А. Теоретические и методологические основы формирования здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды вуза / Г.А. Мысина. – Москва: НИИ РЛ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 90 с.
26. Нечаев М.П. Развитие воспитательной среды в условиях стандартизации образования / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, Г.А. Романова. – Москва: Академия социального управления, 2019. – 140 с.
27. Нечаев М.П. Существующие и необходимые условия развития воспитательной среды общеобразовательной организации / М.П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2020. – № 2. – С. 15-19.
28. Новикова Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система / Л.И. Новикова, М.В. Соколовский // Общественные науки и современность. – 1998. – № 1. – С. 132-134.
29. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Институт психотерапии, 2003. – 324 с.
30. Основы семейного воспитания: учебник / В.П. Сергеева. – М.: Академия, 2015. – 189 с.
31. Педагогика и психология родительства и семейного воспитания: учеб. пособие / С.В. Бобрышов, Л.А. Авдеева, М.В. Гузева. – М.: Знание-М, 2020. – 367 с.
32. Педагогика классного руководства: учеб. пособие / И.Ф. Исаев, И.В. Ирхина, В.Н. Кормакова ; под ред. И. Ф. Исаева. – Белгород : Белгород, 2018. – 306 с.
33. Петровская В.Г. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие / В.Г. Петровская. – Новосибирск: Немо Пресс, 2018. – 82 с.
34. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. – Москва : Владос, 2010. – 515 с.
35. Полякова Е.В. Современные подходы к развитию взаимодействия с семьей / Е.В. Полякова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – № 6. – С. 274–275.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 705 с.
37. Савинков С.Н. Семейное воспитание и развитие личности ребенка: книга для родителей и педагогов / С.Н. Савинков. – СПб.: Весь, 2020. – 269 с.
38. Салаватулина Л.Р. Смешанное обучение в условиях цифровой образовательной среды: организационно-дидактические решения: учебно-методическое пособие / Л.Р. Салаватулина, Е.В. Гнатышина. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 156 с.
39. Сахарчук Е.И. Воспитывающая среда: критерии качества / Е.И. Сахарчук // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – № 10 (133). – С. 14-17.
40. Семейное воспитание в современной России: состояние и стратегия развития: коллективная монография / И.Ф. Дементьева. – М.: ИИДСВ РАО, 2015. – 193 с.
41. Сергеева Б.В. Воспитательная деятельность педагога начального образования: учеб. пособие / Б.В. Сергеева. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – 120 с.
42. Староверова Т.И. Формирование образовательной среды в современной российской семье / Т.И. Староверова // Вестник УРАО. – 2008. – №4. – С. 112-114.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 31.10.2022).
44. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. – М.: Эксмо, 2014. – 787 с.
45. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. – 432 с.
46. Хмара С.А. Семья и школа: модели взаимодействия / С.А. Хмара // Вопросы педагогики. – 2020. – № 4-1. – С. 279–282.
47. Шедина С.В. Инновационный характер воспитания в рамках реализации проекта по созданию воспитывающей среды в образовательных организациях / С.В. Шедина // Проблемы высшего образования. – 2019. – № 1. – С. 463-466.
48. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. – М.: Современное слово, 2018. – 768 с.
49. Янина И.Н. Современные формы работы педагогов с родителями воспитанников / И.Н. Янина // Актуальные направления научных исследований. – Чебоксары, 2019. – С. 63–67.
50. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.