- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Логопедия
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием"?60 страниц
46 источников
Добавлена 16.07.2024
8868 ₽
17736 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ 8
1.1 Понятие о коммуникативных навыках и их развитие в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием 13
1.3 Особенности педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием 18
Выводы по первой главе 24
Глава II. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ 26
2.1 Задачи и организация исследования 26
2.2 Описание параметральных характеристик и диагностического инструментария для оценки сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием 27
2.3 Анализ результатов начальной диагностики сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием 32
2.4 Разработка и апробация комплекса занятий по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием 39
2.5 Интерпретация и изучение результатов контрольной диагностики сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием 47
Выводы по главе 2 53
Заключение 56
Список источников 60
Приложения 66
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определяет практическую значимость развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Через общение развивается сознание и высшие психические функции. Коммуникативные навыки ребенка заставляют его получать удовольствие от общения с людьми. Через общение ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя [ФГОС 2023, элект. ресурс].
Многие исследователи отмечают, что у дошкольников с заиканием наблюдаются синтаксически и логически незавершенные фразы, паузы и большое количество эмболофраз, нарушающих единство текста. Это приводит к ухудшению способности ребенка общаться с окружающими его людьми, что может привести к социальной депривации ребенка в будущем [Екель, 2020, электр. ресурс].
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием происходит искаженно – дети замыкаются, боятся разговаривать, что, в свою очередь, отрицательно влияет на их развитие.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблеме развития коммуникативных навыков посвящены работы исследователей Т.И. Бабаева [2011], Е.В, Громова [2015], Н.В. Клюева [2012], М.И. Лисина [2015], Е.О. Смирнова [2000] и других авторов.
Изучением природы заикания, причинно-следственных связей ее развития и методов ее коррекции в разные годы занимались Л.И. Беляева [1998], Е.В. Жулина [2018], Т.А, Карбовская [2018], М.И. Лохов [1994], С.А. Миронова [1975], Л.Я. Муссуловин [1988], а также зарубежные авторы M. P. Boyle [2018]. Все вышеперечисленные нами исследователи установили, что у детей дошкольного возраста с заиканием снижен уровень общения, что определяет возникновение психологических проблем (застенчивости, нерешительности), общих и поведенческих трудностей (ограниченной речи, слабой включенности в деятельность, медленного участия в ситуации общения, неспособности продолжать разговор). Данные особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием отрицательно сказываются на их дальнейшем совершенствовании и ребенку трудно возобновлять общение со сверстниками и взрослыми.
Проблема исследования в том, что зачастую коррекционная работа по преодолению развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием носит односторонний характер, ориентирована на преодоление симптомов заикания, без учета психологических особенностей личности ребенка, трудностей общения и социализации. Чтобы избежать этих и других явлений, необходимо коррекция заикания, которая влияет не только на речь ребенка, но и на его моторику, общение и личность в целом. В отечественной логопедии воздействие на разные стороны личности и речи говорящего получило название комплексный подход в преодолении заикания.
К современным комплексным подходам в преодолении заикания относятся логопсихотерапевтический подход (Л.З. Арутюнян [1993], Н.Л. Карпова [2003], Ю.Б. Некрасова [1988], Е.Ю. Рау [1992]) и лечебно- педагогический подход (Л.З. Арутюнян [1993], В.И. Селиверстов [2001], М.Е. Хватцев [2012]), воздействие которых осуществляется на разные стороны психофизического состояния заикающегося. Они преследуют несколько целей – устранить или ослабить речевые судороги и сопровождающих расстройств голоса, моторики, а так же дыхания и речи; укрепление и улучшение нервной системы и в целом организма; перевоспитание его личности и поведения, развитие социальной реабилитации и адаптации заикающегося.
Анализ научно-исследовательской и научно-методической литературы и педагогической практики позволил констатировать, что в настоящее время имеют место противоречия:
- между современными целевыми ориентирами дошкольного образования в части развития навыков коммуникации детей дошкольного возраста и традиционной практикой развития коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием;
- между признанием в необходимости развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием и недостаточной изученностью ее сущностных и структурных особенностей и слабой методической разработанностью применения комплексного подхода в коррекции коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей коррекции развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность логопедической работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием.
Объект исследования: особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием.
Предмет исследования: методы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием.
Гипотеза исследования: коррекционная работа по преодолению нарушений в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием будет эффективной, если в основу будет положен комплексный подход, предполагающий учет сложной структуры дефекта, включающий работу над речевыми, психическими и моторными трудностями детей.
Задачи исследования:
1. Определить сущностные и структурные характеристики коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием;
2. Определить и проверить параметральные характеристики уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием;
3. Разработать логопедическую программу коррекции коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием и оценить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения в области:
- онтогенеза развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, функциях и формах развития коммуникации в дошкольном возрасте (М.А. Виноградова [2006], Е.В. Громова [2015],О.В. Защиринская [2013], М.И. Лисина [2015]), позволивших нами выделить и продиагностировать компоненты развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием;
- этиопатогенезе, причинах, видах патологии развития у детей дошкольного возраста с заиканием (Л.И. Беляева [1998], Е.В. Жулина [2018], Т.А, Карбовская [2018], М.И. Лохов [1994], С.А. Миронова [1975], Л.Я. Муссуловин [1988]), позволивших нам определить особенности развития и трудности коммуникативного общения у детей с заиканием;
- методологических подходах в коррекции заикания у детей дошкольного возраста, направлениях и методах коррекции коммуникативных навыков у детей с заиканием (Л.З. Арутюнян [1993], Н.Л. Карпова [2003], Ю.Б. Некрасова [1988], Е.Ю. Рау [1992]), позволивших нам выделить методы работы в коррекции развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием согласно логопсихотерапевтическому лечебно-педагогическому подходам.
Методы, используемые в ходе исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение и обобщение коррекционной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), наблюдение, диагностика;
- методы качественного и количественного анализа результатов (шкалирование, ранжирование), методы графического представления данных.
База исследования: ЧУДО «Вербалика» г. Пермь.
Контингент исследования: в исследовании приняло участие 8 дошкольников старшего дошкольного возраста, имеющих подтвержденное логопедическое заключение – заикание.
Новизна результатов данного исследования определяется тем, что в работе представлен комплекс логопедических занятий, сочетающий особенности использования лечебно-педагогического и логопсихотерапевтического подходов в работе по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные разработки могут быть использованы логопедами в практике коррекции развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием.
Апробация материалов исследования осуществлялась посредством проведения практических занятий в ЧУДО «Вербалика» г. Пермь.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и прикладная), заключения, библиографического списка (включающего 44 источника) и 3 приложений. Текст изложен на 69 страницах, содержит 10 таблиц и 8 рисунков. В приложении представлена характеристика на каждого ребенка, принявшего участие в опытно-экспериментальной работе, бланки диагностических методик.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ
1.1 Понятие о коммуникативных навыках и их развитие в онтогенезе
Коммуникация – это процесс взаимодействия между различными субъектами, осуществляющими обмен информации. Коммуникативный процесс носит двусторонний характер и включает в себя последовательность этапов формирования, передачи, приема, декодирования и обмена [Коробкова, 2010, с. 31].
Формированием и развитием коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста занимались Т.И. Бабаева [2011], Е.В, Громова [2015], Н.В. Клюева [2012], М.И. Лисина [2015], Е.О. Смирнова [2000].
Именно развитие коммуникативных навыков является важнейшим направлением социально-личностного развития детей дошкольного возраста [Бабаева, 2011, С. 18].
Следует отметить, что с педагогической точки зрения развитие коммуникативного общения представляет собой «смену качественно целостных образований, которые представляют собой определенный генетический уровень общения и называются формами общения» [Громова, 2015, С. 16].
Рассмотрим определения понятия «коммуникативные навыки» с позиции разных авторов посредством контент-анализа (Таблица 1).
Таблица 1
Контент-анализ понятия «коммуникативные навыки» по определению разных авторов
Автор Определение
А.А. Князькова [Князькова, 1998, С. 65] понятие, которое отражает комплекс взаимосвязанных качеств личности, позволяющих ему проявлять тот или иной уровень взаимодействия с людьми.
М.И. Лисина [Лисина, 2015, С. 74] качества личности, направленные на обмен и восприятие информации между людьми.
Е.О. Смирнова [Смирнова, 2000, С. 41] целенаправленные действия ребенка и его способность контролировать свое поведения и цели для процесса общения.
Опираясь на результаты контент-анализа, мы можем свидетельствовать, что коммуникативные навыки определяются с позиции личностных качеств, индивидуальных для каждого ребенка, и позволяющих ему осуществлять процесс коммуникации.
Таким образом, коммуникативные навыки – это способность ребенка общаться с другими людьми, находить компромисс, слушать и выражать точку зрения.
Развитие коммуникативных навыков невозможно без использования речи, но в тоже время в процессе коммуникации дети используются различные способы общения, а именно:
- невербальные средства общения – понимается как язык жестов (мимика, пантомимика, жесты). Многие дети дошкольного возраста в виду недостатков речевого опыта активно используют невербальные средства общения.
- вербальные средства общения (речь, чтение, слушание). К вербальным формам общения относятся диалог – это двухсторонний характер общения двух или нескольких лиц, и монолог – разговор одного человека, направленный на себя, и полилог – общение большого количества участников [Кумова, 2004, с. 11].
Под механизмами коммуникативного общения принято понимать все социально-психологические процессы и явления, возникающие в результате взаимодействия людей друг с другом, что непосредственно влияет на уровень их коммуникативной активности, полноту и глубину психологического взаимодействия, понимания общения, его эффективности и характере [Самохвалова, 2015, с. 54].
Рассматривая компоненты коммуникативных навыков, стоит отметить, что в ФГОС ДО в их число входят:
- коммуникативные и организаторские способности (эффективная коммуникабельность, инициативность, активное участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
- способность к эмпатии (сопереживание, способность чувствовать другого);
- способности к саморегуляции (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
- культура вербального и невербального общения (хорошее знание техники речи, использование средств общения) [Хузеева, 2015, С. 46].
Помимо этого исследователями были выделены три компонента коммуникативных навыков, на которых будет опираться наше дальнейшее исследование:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы, позволяющие ребенку показывать знание индивидуально-психологических особенностей партнеров и отражать их в совместной деятельности.
2) эмоциональный компонент – положительные или отрицательные переживания, возникающие у ребенка во время общения.
3) поведенческий компонент – мимика, жесты, пантомимы, речь и действия, выражающие отношение ребенка к другим и к группе в целом [Защиринская, 2013, электр. ресурс].
М.И. Лисина, рассматривая особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, выделила следующие компоненты коммуникативной деятельности дошкольников:
- предметность – наличие предмета, на который обращена коммуникация (сверстник или взрослый), выступающий партнером общения и являющийся его объектом.
- потребность в общении - стремление каждого ребенка познавать окружающий мир, оценивать себя и других людей, особенно своих сверстников.
- коммуникативные мотивы являются основными мотивами общения, поскольку играют роль социального фактора, в котором осуществляется коммуникативный процесс. Мотивация общения связана с личностными качествами, чувствами и эмоциями ребенка.
- средство общения - выступает единицей коммуникативной деятельности. Оно может быть адресовано другому человеку или всей группе.
- коммуникативные задачи поддерживают целенаправленное и неосознанное использование различных действий, совершаемых в процессе общения. В процессе общения часто можно наблюдать конфликт мотивов и целей общения, часто они не совпадают.
- продукты коммуникации - могут быть разными и могут создаваться в результате процесса коммуникации [Лисина, 2015, С. 111].
Исследования М.И. Лисиной также позволяют проследить закономерность развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте:
- на первом этапе развития (от 2 до 6 месяцев) у ребенка доминирует потребность во внимании взрослых;
- в раннем и младшем дошкольном возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) у детей развивается потребность в сотрудничестве;
- средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет). У ребенка развивается потребность к уважительному отношению со стороны взрослого, к самовыражению и активному общению как со взрослыми, так и со сверстниками;
- в конце дошкольного возраста (6-7 лет) у ребенка развивается потребность во взаимопонимании и сопереживании [Лисина, 2015, С. 124].
Коллективом исследователей под руководством А.Г. Рузской были выделены три формы общения дошкольников со сверстниками:
- эмоционально-практическая форма характерна для детей от 2 до 4 лет. При такой форме общения ребенок ожидает от сверстников участия в его играх и старается похвастаться. Дошкольник пытается привлечь внимание собеседника и получить эмоциональный отклик. На этом этапе дети могут лишь воспринимать отношение сверстников к их личности. Эмоционально-практическое общение ситуативно, то есть полностью зависит от конкретной ситуации взаимодействия ребенка и практических действий сверстников. Основными средствами такого общения являются экспрессивно-мимические движения. В трехлетнем возрасте ребенок использует речь для общения с другими людьми, но она еще носит ситуативный характер и является средством общения посредством зрительного контакта и выразительных движений.
– ситуативно-деловая форма общения развивается примерно в возрасте четырех лет и остается наиболее типичной в среднем школьном возрасте. В этот период сверстник становится главным партнером для общения. Сюжетно-ролевая игра начинает приобретать коллективный характер. Общение в игре происходит как на уровне игровых отношений, так и на уровне реальных отношений вне сюжета игры (дети договариваются и распределяют роли игры, рассматривают, оценивают и контролируют условия игры). Эффективное общение требует сотрудничества, взаимного признания и уважения. На этом этапе речь начинает доминировать среди средств общения.
– внеситуативно-деловая форма общения. Такая форма общения со сверстниками складывается у многих (но не у всех) детей к концу дошкольного возраста. На этом этапе общение детей не связано с конкретными предметами и действиями. Дети дошкольного возраста могут длительное время общаться без какой-либо практической деятельности. А также обращают внимание и учитывают пожелания, интересы и настроения своего партнера [Рузская, 1989, С. 97-99].
К концу дошкольного возраста у ребенка формируются устойчивые избирательные отношения со сверстниками, создаются условия для развития дружеских отношений.
Таким образом, коммуникативные навыки – это индивидуальные психологические особенности личности ребенка, создающие условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, сенсорной и интерактивной деятельности, основанные на субъект-субъектных отношениях.
Структурными компонентами развития коммуникативных навыков являются коммуникативные качества эмоциональные (эмпатия, доброжелательность, непосредственность и искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность), когнитивные (понимание собеседника, умение ориентироваться в коммуникативной ситуации), поведенческие (умение быстро ориентироваться в ситуации общения).
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием
В настоящее время исследователями отмечается рост детей, испытывающих трудности в процессе развития коммуникативных навыков. В логопедической науке многочисленные исследования позволили выделить различные стороны речевых нарушений детей дошкольного возраста, одним из которых является заикание.
Заикание - речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические трудности при произнесении слов, фраз. Многие исследователи определяют заикание как дефект речевой коммуникации, который носит ситуативный характер, то есть зависит от ситуации общения, собеседника, роли самого заикающегося в коммуникативном процессе, темы общения и так далее [Карбовская, 2018, электр. ресурс].
Изучением развития и коррекции заикания в различные периоды времени занимались Л.3. Арутюнян [1993], Л.И. Белякова [1998], М.А. Виноградова [2006], С.А. Миронова [1975], Е.Ю. Pay [1992], В.И. Селиверстов [2001] и др. Рассмотрение сущности понятия «заикание» и методов ее коррекции автора рассматривали с разных сторон: клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических [Крахалев, 2018, С. 246].
Исследованием сущности и этиопатогенеза заикания занимались и зарубежные исследователи (N. Ambrose, N. Cox, K. Kidd и др.) [Миссуловин, 2011, электр. ресурс]. Исследования в данной области позволили определить, что заикание носит наследственный характер [Boyle, 2018, С. 52].
Но несмотря на более чем столетний опыт исследований природы и лечения заикания, причины и основные механизмы его до сих пор недостаточно изучены.
Согласно данным Н.А. Рычковой, в России первый научный подход к проблеме заикания был зафиксирован в 1838 году, когда врач Хр. Лагузен комплексно, с позиций медицины и психологии, разработал систему ухода за остро заикающимся ребенком [Рычкова, 2000, С. 17].
К концу ХIХ столетия (1889 г.) русский профессор-психиатр И.А. Сикорский опубликовал исследовательский труд «О заикании», где он систематизировал опыт работы с заикающимися детьми, обозначил заикание как нервно-психическое заболевание, обосновал ряд теоретических положений и лечебные подходы [Фесенко, 2015, с. 95].
Заикание возникает преимущественно у детей в возрасте 2-5 лет в период формирования фразовой речи, что ограничивает коммуникативные навыки дошкольника [Моторина, 2019, С. 33].
Затруднения у дошкольников с заиканием выражены непроизвольными остановками, повторением отдельных звуков, слов, нередко сопровождаются
Фрагмент для ознакомления 3
2. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Т. И. Бабаева // Детский сад. – 2011. - №1. – С.18.
3. Белякова, Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – Москва: В. Секачев, 1998. – 304 с.
4. Болдырева, Т. А. Динамика формирования личности заикающихся / Т.А. Болдырева // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.Б. М— 1992. С. 76-87
5. Виноградова, М. А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников / М.А. Виноградова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. - 128 с.
6. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов / Г.А. Волкова. – Санкт-Петербург: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
7. Громова, Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников / Е. В. Громова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. - № 5. – С.16.
8. Екель, В. В. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с заиканием: теоретический аспект / В.В. Екель, О.Л. Беляева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2020. - №XIII. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-starshih-doshkolnikov-s-zaikaniem-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 28.11.2023). – Текст: электронный.
9. Жулина, Е. В. Комплексное сопровождение заикающихся детей на протяжении всего периода обучения и воспитания в ДОУ / Е.В. Жулина, А.А. Проскурякова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-soprovozhdenie-zaikayuschihsya-detey-na-protyazhenii-vsego-perioda-obucheniya-i-vospitaniya-v-dou (дата обращения: 04.12.2023). – Текст: электронный.
10. Защиринская, О. В. Концептуальные представления о структуре общения / О.В. Защиринская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2013. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-predstavleniya-o-strukture-obscheniya (дата обращения: 05.12.2023).
11. Карбовская, Т. А. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием / Т.А. Карбовская // The Newman in Foreign policy. - 2018. - №43 (87). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-doshkolnikov-s-zaikaniem (дата обращения: 04.12.2023). – Текст: электронный.
12. Карпова, Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: учеб. пособие. – 2-е изд / Н.Л. Карпова. – Москва: МПСИ: Флинта, 2003. – 199 с.
13. Князькова, А. А. Педагогическое речеведение: справочное пособие / А.А. Князькова. – Москва: Флинт, Наука, 1998. – 312 с.
14. Коробкова, О. Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе / О.Ф. Коробкова // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 29-41.
15. Крахалев, В. В. Заикание как расстройство эмоциональной сферы личности / В.В. Крахалев // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – №1. – С. 245-250.
16. Кочергина, В. С. Классификация заикания у детей на основе патогенетического принципа / В.С. Кочергина // IV Симпозиум детских психиатров социалистических стран : Тез. Докл. – М., 1976. – С. 239-242.
17. Кумова, И. А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.07 / И.А. Кумова; Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2004. - 25 с.
18. Куршев, В. А. Заикание / В.А. Куршев. – Москва: Медицина, 1973. – 191 с.
19. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - Москва, 1986. – 197 с.
20. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - Москва: Педагогика, 2015. – 214 с.
21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
22. Лохов, М. И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании / М.И. Лохов // Рос. АН, Ин-т физиологии им. И. П. Павлова, Науч. совет РАН по физиол. наукам. – Санкт-Петербург: Наука, 1994. – 188 с.
23. Миронова, С. А Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения / С.А. Миронова // Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р.Е М. – 1975. С. 23-135.
24. Моторина, Т. Г. Особенности проявления заикания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Г. Моторина // Глобус. – 2019. – №12 (45). – С. 32-34.
25. Миссуловин, Л. Я. Исследование этиологии заикания за рубежом в ХХ и в начале ХХІ века / Л.Я. Муссоловина, Е.А. Зиновьева // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2011. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-etiologii-zaikaniya-za-rubezhom-v-hh-i-v-nachale-hhi-veka (дата обращения: 04.12.2023). – Текст: электронный.
26. Миссуловин, Л. Я. Лечение заикания / Л. Я. Миссуловин. - Ленинград: Медицина: Ленингр. отд-ние, 1988. – 180 с.
27. Некрасова, Ю. Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. / Ю.Б. Некрсова; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва : [б. и.], 1968. - 18 с.
28. Поварова, И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов / И.А. Поварова. – Санкт-Петербург: Союз, 2001. - 287с.
29. Pay, Е. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников / Е.Ю. Рау // Психотерапия в дефектологии. Сост. Вайзман Н.П. Москва, 1992. – 187 с.
30. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ А.Г. РУзская // Под. ред. А.Г. Рузской. Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1989. - 216 с.
31. Рычкова, Н. А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. – Москва : ГНОМиД, 2000. – 32 c.
32. Садовникова, Е. Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода : курс лекций (с практическими материалами для коррекции речевых и личностно-коммуникативных нарушений в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте) / Е. Н. Садовникова. - Москва : ЛОГОМАГ, 2014. - 158 с.
33. Самохвалова, Е. А. Анализ подходов к определению понятия «коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе / Е.А. Самохвалова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - Т.1. - С. 52-56.
34. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., доп. / В.И. Селиверстов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 154 с.
35. Скитская, Л. В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста / Л.В. Скитская // Педагогика и психология образования. - 2013. - № 2. - С. 50-57.
36. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
37. Сурнина, М. В. Особенности сформированности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с заиканием / М.В. Сурнина, А.П. Камышова // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. - Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет. - 2017. - С. 231-233.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2023 г. - URL: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-DO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения 12.12.2023). – Текст: электронный.
39. Фесенко, Ю. А. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы / Ю.А. Фесенко, М.И. Лохов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. – 2015. – № 3. – С. 93-107.
40. Шабалина, Н. В. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в развитии навыков коммуникативного общения детей старших дошкольников / Н.В. Шабалина // В сборнике: Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор: Е.Л. Сорокина. - 2017. - С. 199-200.
41. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка учеб.‐методич. пособие / А.М. Щетинина, М.А. Никифорова. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
42. Щетинина, В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников / В.В. Щетинина // Карельский научный журнал. 2016. – Т. 5. – № 2 (15). – С. 41-44.
43. Хузеева, Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО / Г.Р. Хузеева // Воспитатель. - 2015. - № 2. - С. 46.
44. Хватцев, М. Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – Москва: ACT, 2012. – 197 с.
45. Boyle, M. P. Enacted stigma and felt stigma experienced by adults who stutter / M. P. Boyle // Journal of Communication Disorders. – 2018. – № 73. – С. 50-61.
46. Gerlacha, H. Relationships between stigma-identity constructs and psychological health outcomes among adults who stutter / Н. Gerlacha, S. R. Chaudoirb, M. Zebrowskia Patricia // Journal of Fluency Disorders. – 2021 – № 70. – Р. 54-58.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней