- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Психология
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ"?94 страницы
47 источников
Добавлена 05.10.2020
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 6
1.1 Проблема разведенной семьи. Определение разведенной семьи 6
1.2 Детско-родительские отношения в неполных семьях 14
1.3 Психологические особенности старших дошкольников, живущих в моносемьях22
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 32
2.1 Методы и методики исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
Приложение 85
Фрагмент для ознакомления 2
На сегодняшний день распад семьи является острой проблемой современного общества (Р. Хилл;
Д. Хансен; В.М. Целуйко; В.А. Сысенко). По определению В.М. Целуйко, неполная семья – это
семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Статистические данные показывают, что в последнее время численность детей дошкольного
возраста, воспитываемых в неполных семьях, резко увеличилась [3]. Практика показывает, что
жизнь и условия воспитания ребенка в разведенной семье могут существенно отличаться от
жизни ребенка в не разведенной семье. Семейные конфликты, недостаток любви, устойчивое
негативное эмоциональное состояние одинокого родителя – такие условия жизни ребенка могут
отрицательно сказаться на его личностном развитии [1; 2]. Проблема детско-родительских
отношений в разведенной семье привлекает к себе все больше внимание со стороны ученых
теоретиков и практиков, занимающихся проблемами семьи.
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Проблема разведенной семьи. Определение разведенной семьи
Проблема современной семьи привлекает внимание исследователей в последние годы.
Изменение социального положения, обесценивание семейных ценностей и ряд других причин
влияют на развитие и жизненный цикл семьи. Сейчас достаточно распространенной моделью
семьи в Украине становится неполная семья, в которой отсутствует один из родителей. Поэтому
мы считаем, что именно неполные семьи требуют особого внимания со стороны учителя. [47, с.
283]
Педагог должен стать союзником для родителей: помочь максимально реализовать
воспитательный потенциал разведенной семьи, и при этом ведущая роль должна принадлежать
родителям, учитель должен стать их помощником в сложном деле воспитания личности
школьника. Анализируя последние исследования по данной проблеме, следует отметить, что
неполная семья является объектом изучения в трудах таких ученых как И. Ф. Дементьева, Б. Б.
Нусхаева, Т. И. Петровой, В. М. Целуйко; вопросы социально-педагогической работы с неполными
семьями рассматривают Г. Г. Воронцова, Т. Ю. Гущина, И. В. Солодилова, особенности
воспитательной работы, поддержки детей из неполных семей раскрыто в работах А. М. Анцут, Н.
М. Дружининой, О. М. Максимович, Я. Г. Николаевой, В. Г. Постового и др. разведенной семьей в
социально-педагогической литературе считают семью, в которой все семейные функции
выполняет один из родителей, проживающего с несовершеннолетним ребенком. [14, с. 235]
И хотя не каждая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и
воспитания ребенка, все же наличие в семье обоих родителей помогает успешно решать многие
задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. Отсутствие одного из родителей
снижает воспитательный потенциал разведенной семье не является фактором неблагополучия
семьи, но, тем не менее, может ухудшиться в сочетании с другими негативными факторами
[5,104].
В неполных семьях проблемы в воспитании возникают вследствие недостатка воспитательных
ресурсов со стороны родителей (отсутствие одного из родителей). Тем самым, неполноценное
воспитание или вообще его отсутствие достаточно часто негативно влияет на формирование
мировоззрения ребенка [1, 76-80]. Среди типичных ошибок, возникающих в процессе воспитания
детей в разведенной семье, ученые выделяют следующие:
1) гиперопека (чрезмерная любовь и забота, вращающиеся психическими отклонениями);
2) ориентация на материальной заботе преувеличена, тогда как от воспитательного процесса
удаленная мать или отец (возникновение на таком фоне конфликтных ситуаций);
3) предотвращения или запрет контактов ребенка с отцом (в результате чего возникает негативное
отношение к старшим дошкольникам из не разведенных семейам);
4) двузначное отношение к ребенку: чрезмерная любовь меняется вспышками раздражения (у
ребенка как следствие такого отношения развивается невроз);
4
5) стремление матери сделать ребенка «образцовым, несмотря на то, что у нее нет отца» (мать
превращается из друга в надзирателя, что вызывает пассивность или и бунт);
6) практическая отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитанием [4].
Основными факторами, влияющими на воспитание детей из разведенной семьи, В. Постовой и О.
Максимович определяют: поддержание тесных взаимоотношений родителей, проживающих
отдельно, и с другими членами семьи, с целью положительного влияния на ребенка;
договоренность родителей о решении, возникшем внезапно, что вносит изменения в их общения
с ребенком. Учеными также определены педагогические условия, соблюдение которых дает
возможность использовать воспитательный потенциал семьи. [48, с. 265]
Среди таких условий выделяют: создание доверительных отношений в семье; личный пример
родителей на основе правильной организации быта, привлечения детей к делам и заботам семьи,
чувство взаимопомощи; разумное соотношение любви и строгости, требовательности, не
допуская грубости и оскорблений, физических наказаний; гуманизация отношений в семье на
основе формирования представления об отце как человеке со своими достоинствами и
недостатками; педагогический такт родителей [2, 122-126].
1.2 Детско-родительские отношения в неполных семьях
Каждый ребенок, независимо от возраста и темперамента, воспитания, религии, гражданства и
места на социальной лестнице, любит своих маму и папу одинаково сильно. Для него потеря
контакта с любым из них – даже не травма, а настоящая катастрофа. [32, с. 264]
Чтобы хоть приблизительно представить себе, что чувствует ваш ребенок, возьмите за основу свои
переживания и умножьте их на два. И это будет еще не все.
Сильнее всего развод родителей влияет, как ни странно, на неродившихся еще детей. Если так
получилось, что семья распалась во время беременности женщины, кроха в ее утробе переживает
ведь спектр маминых негативных эмоций, его атакуют невероятные дозы гормонов стресса.
Малыш может родиться с серьезными нарушениями в работе нервной системы, в психике. В 90%
случаев такие дети очень тревожны, капризны, часто болеют.
Детки, чьи родители развелись еще до рождения ребенка, чаще болеют и имеют нарушения в
работе нервной системы. [31, с. 175]
Внешне ваши отпрыски могут и не проявлять ничего, особенно если конфликт на домашнем
фронте развивался давно, и всем уже изрядно надоели крики, разборки и хлопанье дверью. В
этом случае ребенок, вероятнее всего, отнесется к разводу как к логическому завершению
сложного периода. Но внутри у него будут полыхать пожары и извергаться вулканы, потому что
внутренний стресс (кстати, самый опасный для жизни и здоровья человека) никуда не денется сам
по себе. Он накапливается, растет.
Часто к нему «на помощь» приходит комплекс собственной вины за то, что случилось. Так бывает
у ребят в возрасте от 2 до 7 лет. Дело в том, что ребенок в силу возраста никак не может понять
всех реальных причин развода родителей. А потому «назначает» виновного – себя. «Папа ушел,
потому что я плохой». «Мама уехала, потому что ее не слушалась». Это страшное состояние
5
разрывает душу ребенка на две части. Одна остается с мамой. Другая - с отцом. Плюс нелюбовь к
себе. Результат – страхи (вплоть до развития фобий), истерики, агрессия или другая крайность –
замкнутость и плаксивость.
Если вовремя не оказать таким детям помощь, последствия будут плачевными – психические
расстройства, невозможность построить собственные семьи в будущем.
Дети 9-12 лет впадают в другую крайность – начинают испытывать сильную злость на ушедшего
родителя (обычно это папа), обиду, у них появляется ощущение собственной ненужности.
Особенно если оставшийся родитель бросается устраивать свою личную жизнь – искать нового
«папу» или «маму». Ребенок остается один на один со своей бедой. [30, с. 235]
Дети от 9 до 12 лет часто ведут себя агрессивно по отношению к родителю, покинувшему семью
Подростки обычно встречают весть о разводе ярко выраженным протестом, особенно если семья
была благополучной или казалась такой. Больше «бузят» мальчики, они категорично обвиняют
мам в том, что папа ушел, или, наоборот, растаптывают авторитет отца и встают на сторону
матери. Тем самым они подавляют в себе мужское начало и запускают программу
«самоуничтожения». Девочки-подростки переживают развод родителей более сдержанно, но не
менее сильно. [8, с. 153]
Многие подростки признаются, что начали испытывать жгучий стыд за неполную семью перед
своими ровесниками. И почти у всех ребят из семей, где недавно произошел развод, снижаются
интеллектуальные способности. Дети начинают хуже учиться, становятся рассеянными,
неорганизованными.
Стресс от родительского развода в любом возрасте может быть таким сильным, что ребенок
заболевает физически. Некоторые уже подросшие ребята начинают писаться по ночам. У девочекподростков дает сбой менструальный цикл. Не так уж редко у детей начинаются проявления
аллергии, кожных заболеваний. Обостряются хронические недуги. [45, с. 245]
Самый сложный период - первое время после развода. Где-то около 6 - 8 недель вам будет
невыносимо тоскливо, одиноко, обидно и страшно. А потом еще полгода продлится стадия
адаптации к новой жизни. Важно, чтобы именно в этот период мы, взрослые, сделали над собой
усилие, обуздали свои негативные эмоции и организовали правильно жизнь ребенка.
Если вы столкнулись с такой тяжелой жизненной ситуацией, помните, вашему ребенку тяжелее,
чем вам пережить этот сложный период.
Узнать, что чувствует ребенок при разводе родителей, можно, посмотрев следующий видеоролик.
Если решение уже принято, и оно окончательное и бесповоротное, четко спланируйте разговор со
своими детьми. Если факт расставания еще неочевиден, не спешите «трепать нервы» своему чаду.
Говорить нужно только тогда, когда никаких ложных надежд на воссоединение семьи нет.
Кто должен сказать о предстоящем разводе? Это решать вам. Чаще миссия гонца с плохими
вестями достается маме. Но это может быть и папа, и оба супруга вместе. Если вы не находите в
себе сил держать эмоции под контролем, поручите важный разговор бабушке, дедушке, тете или
дяде ребенка. Главное, чтобы малыш доверял человеку, который взялся объяснить ему
6
ближайшие перспективы семейства. А сами обязательно постарайтесь присутствовать при этой
беседе. [29, с. 143]
1.3 Психологические особенности старших дошкольников, живущих в моносемьях
Исследования в области семейной психологии широко представлены в работах как зарубежных,
так и отечественных психологов. К проблеме семейного воспитания обращались Э. Эриксон, М.Н.
Рид, А. Маслоу, Й. Лангмайер, Дж. Боулби, И.С. Кон, М.И. Лисина, А.Е. Личко, С.В. Ковалев и др.
Кроме этого ряд работ по проблеме взаимоотношений родителей и детей в различных типах
семей представлен в исследованиях Л.И. Вассермана, Г.Т. Хоментаускаса, Е.О. Смирновой, В.В.
Абраменковой, О.А. Карабановой и др.
Одним из объектов изучения данных авторов является эмоциональное благополучие ребенка,
которое во многом определяется психологической атмосферой в семье, характером
взаимоотношений детей и родителей, стилями семейного воспитания. Все педагоги единогласно
отмечают, что родительский дом для ребенка является первой, главной и ничем не заменимой
школой жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает
фундамент важнейших человеческих качеств.
Развод, как таковой, есть ненормативный кризис семьи, основным содержанием которого
является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной
системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод не значит прекращение
функционирования семьи, если в ней присутствуют дети. Сохраняется важная ее функция, это
воспитание ребенка. Если супруги развелись, они не перестают оставаться для своих детей
матерью и отцом, хоть уже не являются мужем и женой.
Предстоящие перемены в жизни ребенка в связи с разводом родителей (такие перемены как
изменение режима дня, смена места жительства и ограничение в общении с некоторыми
членами своей семьи) проходят проблематично и не так гладко. [21, с. 24]
Десятилетия назад было принято считать, что психологическое благополучие ребенка напрямую
зависит от полноты его семьи, если ребенок остался на попечительстве у одного из родителей
после развода, то это будет пагубно влиять на его психологическое здоровье. Но так ли это? Я
попытаюсь выяснить, действительно ли развод родителей негативно влияет на психологическое
благополучие ребенка или развод — это не так печально для ребенка и с ним можно справиться,
не принося существенного морального вреда своему дитя [49, с. 214].
Общественное мнение на этот счет неоднозначно: с одной стороны, каждый человек имеет право
на личную свободу, решив закончить неудавшийся брак разводом, с другой стороны идет
осуждение за непоправимый вред детям. Такой уж этот вред непоправимый и можно ли в таких
ситуациях развода прийти к компромиссу.
Актуальность этого исследования заключается в вопросе: влияет ли развод родителей на
психологическое благополучие ребенка или нет, так как разводов становится все больше, и
проблем с этим явлением так же возрастает [7].
Развод состоит из двух периодов. Первый период - это собственно развод, а второй - это
постразводный период. Оба периода трудны и важны по-своему, но именно перестройка
7
семейной системы и ее стабилизация происходит в постразводный период. Этот период делится
на три фазы. Каждая их этих фаз важна и характеризуется своими индивидуальными задачами,
своими эмоциональными переживаниями и продолжительностью.
Первый период это послеразводная фаза, которая длится до одного года до двух лет. На первой
стадии (послеразводная фаза) все члены семьи переживают кризис после официального
расторжения брака. Семья на некий промежуток времени теряет способность нормального
функционирования семьи. Целью этой фазы становится построение нового стиля и образа жизни в
условиях неполной семьи [5, с. 241-250].
Вторая фаза – это фаза перестройки, которая длится от двух до трех лет. Фаза перестройки для
детско-родительских отношений характеризуется изменением системы семейного воспитания с
учетом новых проблем в жизни семьи – сократившемся времени препровождения отца и ребенка
и большей занятостью матери в условиях ее трудовой деятельности.
Третья фаза – это фаза стабилизации, которая длится, так же, как и фаза перестройки, от двух до
трех лет. Фаза стабилизации является заключительной на этапе перестройки семьи, бывшие
супруги устанавливают равные партнерские отношения, которые становятся более эффективными,
что в свою очередь благоприятно сказывается на воспитании детей [6].
Таким образом, все эти три фазы закладывают фундамент правильного взаимоотношения
разведенных родителей с их детьми. При правильном протекании фаз постразводного периода,
сокращается риск вреда для ребенка, переживающий развод родителей. [20, с. 231]
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Методы и методики исследования
В исследовании приняло участие 26 старших дошкольников из разведенных семей и 26 старших
дошкольников из не разведенных семей.
Исследование проводилось на базе ДОУ №3.
В исследовании были использованы следующие методики:
Модификация теста Люшера ЦТО
Автором экспериментальной методики цветового теста отношений (ЦТО) стал советский психолог
Александр Маркович Эткинд, выпускник психологического факультета Ленинградского
университета, с 90-х известный западный культуролог, автор публикаций по историко-культурной
тематике. У всякой вещи свой цвет. У каждого чувства тоже.
Тишина — белого цвета. Алессандро Д’Авения Белая, как молоко, красная, как кровь Научнопрактической целью, которую преследовал А. Эткинд, была возможность восстановления слабо
осознаваемых или слабо вербализуемых особенностей межличностных отношений пациентов
клинической психиатрии. Затем тест стал востребованным в консультативной психологической
практике со взрослыми, позже получил распространение в исследованиях психологии детей и
подростков. Выдающийся психолог и культуролог А. М. Эткинд В основе методики ЦТО находится
8
гипотеза о том, что важнейшие характеристики подсознательных психологических процессов
находят отражение в цветовых ассоциациях.
Многочисленные психологические эксперименты подтвердили наличие прямой связи между
восприятием цвета и эмоциями личности. Цветовой импульс образовывает ассоциативную пару
цвет — эмоция, выводя истинное отношение человека к окружающим из области
подсознательного и тайного в понятное психологу поле, что даёт возможность исследовать
результаты и оказать своевременную помощь, если она требуется. Результаты этих исследований
легли в основу психодиагностического метода цветового теста Люшера.
По мнению Люшера, каждый цвет несёт закодированную бессознательную информацию, он же
разработал и способ трактовки каждого цвета. А. Эткинд предложил использовать метод цветовых
ассоциаций для расшифровки неосознаваемой информации о межличностных отношениях и
самооценке испытуемого, что помогло бы понять глубинные причины внутреннего или внешнего
конфликта, или эмоционального напряжения личности.
Он исходил из таких предположений: за каждым цветом, выбранным исследуемым для того или
иного персонажа или события, стоит архетипическая информация, которая и станет индикатором
межличностных отношений тестируемой личности; тестируемый выстраивает собственный
рейтинг, основанный на симпатии к одному цвету и отвергнутости другого, а межличностные
отношения проецируются на эту шкалу и анализируются согласно цветовым приоритетам.
Цветового теста отношений Цветовую психодиагностику отношений можно начинать с детьми от
пяти лет и старше. Исследования детей, страдающих неврозами, в возрасте от трёх до пятнадцати
лет показало, что дети уже в три — четыре года воспринимали задание на цветовые аналоги с
интересом, как игру. В игре ребёнок «раскрывается» и зачастую неосознанно выражает те чувства,
о которых избегает рассказывать напрямую. Даже дети-аутисты, испытывающие затруднения с
вербализацией своих отношений, легко реагировали на цветовой тест.
Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребёнку для своего роста и развития.
Базыма Б. А Психология цвета. Теория и практика Организация тестирования детей разного
возраста Диагностика с использованием цветового теста отношений для старших школьников
практически не отличается от проведения подобного теста со взрослыми, тогда как для
дошкольников и младших школьников процедура предельно упрощена и адаптирована.
Организация и проведение тестирования предполагает строго индивидуальную форму работы.
Следует подготовить набор карточек восьми цветов, которые используются в так называемом
«кратком цветовом тесте Люшера».
Цвета имеют свою нумерацию: Серый (условный номер — 0). Синий (1). Зелёный (2). Красный (3).
Жёлтый (4). Фиолетовый (5). Коричневый (6). Чёрный (7). Раскладывают карточки на столе со
светлой поверхностью или белом листе плотной бумаги в случайном порядке полукругом.
Карточки не должны перекрываться или наезжать друг на друга.
Для проведения ЦТО используем восьмицветовые карточки Люшера Освещение предпочтительно
наиболее близкое к естественному, но следует избегать прямых солнечных лучей, падающих на
стол или в лицо ребёнка, при искусственном освещении — бликов от осветительных приборов.
Подготовка списка персонажей и понятий, которые будут применяться. Предварительно
исследователь в личном диалоге с тестируемым составляет перечень значимых для последнего
персонажей из ближнего или дальнего круга социальных контактов.
9
2.2 Анализ и интерпретация
Данные методики ЦТО позволяют определить уровень эмоциональной значимости у старших
дошкольников в одной из четырёх зон; желаемое, актуальное, индифферентное, отвергаемое. По
результатам проведенной методики удалось выявить что, большинство старших дошкольников из
разведенных семей отнесли самого себя к зоне желаемого, 62%, оставшиеся к зоне
актуального,38%. Из опрошенных старших дошкольников из не разведенных семей отнесли
самого себя к зоне желаемого 50%, к зоне актуального 38%, оставшиеся 12% отнесли себя к зоне
индефферентого.
Из рисунка видно, что большинство старших дошкольников из разведенных семей относит себя к
зоне желаемого и актуального, и небольшая часть, к зоне индифферентонго, среди старших
дошкольников из не разведенных семей результаты схожи, за исключение того, что в зону
индифферентоного и отвергаемого не включил себя никто.
Свои родители были оценены следующим образом: к зоне желаемого отнесли отца 17% и мать –
37% респондентов, к зоне актуального – 20% и 25% соответственно, в индифферентную зону
попали 20% отцов, и 12% матерей, 43% старших дошкольников из разведенных семей отвергает
своих отцов, и 25% отвергает матерей. У старших дошкольников из не разведенных семей же к
зоне желаемого отнесли отца 17% и мать – 30%, к зоне актуального – 7% отцов и 20% матерей, в
индифферентную зону попали 6% отцов, и 20% матерей, 30% старших дошкольников из не
разведенных семей отвергает своих отцов, и 30% отвергает матерей.
Из таблицы видно, что большинство старших дошкольников из не разведенных семей относят
своего отца в зону индифферентного и отвергаемого, а старшие дошкольники из разведенных
семей, в большинстве своем относят отца в зону отвергаемого. Большинство относят свою мать к
зоне желаемого, так же большое количество матерей попало в зону отвергаемого.
По результатам проведенных исследований можно сделать обобщающий вывод о сходстве и
различии старших дошкольников из не разведенных семей и старших дошкольников из
разведенных семей. Большинство старших дошкольников из не разведенных семей и старших
дошкольников из разведенных семей относит себя к зоне желаемого и актуального.
Большинство старших дошкольников из не разведенных семей относят своего отца в зону
индифферентного и отвергаемого, а старших дошкольников из разведенных семей, в
большинстве своем относят отца в зону отвергаемого. Большая часть старших дошкольников из не
разведенных семей и старших дошкольников из разведенных семей отвергают своих матерей
По результатам проведенных исследований можно сделать вывод, о существующем сходстве и
различие между группами. Наиболее явным различием стало стремление старших дошкольников
из не разведенных семей к нуклеарному составу семьи, с наименьшим количеством членов, в то
время, когда старших дошкольников из разведенных семей, вовлекая в свои семейные
отношения всех дальних и близких родственников, при этом часто находятся в них в конфликтных
ситуациях противостояния, либо неопределенных. Эти характеристики, которые выражены в
традиционных гендерных различиях, здесь ещё более усилены. Так же существенным различием
стало, что старших дошкольников из не разведенных семей предпочитают конструкты,
10
характеризующие себя в сравнении с другими членами семьи и себя в группе с точки зрения
формального и полового признака.
Старших дошкольников из разведенных семей обращаются к эмоциональной, чувственной
стороне отношений, и качествам, характеризующим чувство превосходство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема современной семьи привлекает внимание исследователей в последние годы.
Изменение социального положения, обесценивание семейных ценностей и ряд других причин
влияют на развитие и жизненный цикл семьи. Сейчас достаточно распространенной моделью
семьи в Украине становится неполная семья, в которой отсутствует один из родителей. Поэтому
мы считаем, что именно неполные семьи требуют особого внимания со стороны учителя.
В неполных семьях проблемы в воспитании возникают вследствие недостатка воспитательных
ресурсов со стороны родителей (отсутствие одного из родителей). Тем самым, неполноценное
воспитание или вообще его отсутствие достаточно часто негативно влияет на формирование
мировоззрения ребенка
Неполная семья нуждается в поддержке и помощи, прежде всего, со стороны учителя, как никто
знает индивидуальные особенности каждого школьника, учитывая условия, в которых
воспитывается ребенок, и может оказать квалифицированную помощь семье в воспитательных
вопросах. И работа учителя будет иметь положительный результат, при условии объединения
воспитательных возможностей.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – 208 с.
2. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996. – 400 с.
3. Андреева А.Д. как помочь ребенку пережить горе: Психол. консультация // Вопр. психол. – 1991.
— №2. – с. 87-96.
4. Аракелов Г.Г., Шишкова Н. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции. // Вестн. Моск.
ун-та, сер. 14. – психология. 1998. — №1. – с. 18-32.
5. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ. – М.: Мирт: фирма «Настя», 1995. – 437 с.
6. Асламова Д. Да здравствует развод!: Он уничтожает ложь, которую я так ненавижу // Комс.
правда. – 2000. – 26 окт. – с. 10, 15.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и
отклонения. – М.: Педагогика, 1990.
8. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: [Пер. с нем.] – М.: Педагогика, 1991. – 141 с.
11
10. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Методика «Подростки о родителях» (ПоР):
основные этапы апробации русскоязычной версии // Психол. журн. – 2000. – т. 21, №5. – с. 86-95.
11. Видра Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных трудов Гельмута Фичдора //
Дошкольное воспитание. – 1998. — №12. – с. 83-88.
12. Грищенко Л.А. Дети, не оправдавшие ожиданий. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, Б.г. (1991). –
64 с.
13. Дробот О. Любить друг друга – значит смотреть не друг на друга, а в одну сторону: [О пробл.
совр. семьи: заметки психолога] / Ольга Дробот // Семья и шк. – 1999. — №10. – с. 10-16.
14. Дробот О. Меж двух огней: [О психол. помощи подросткам, родители которых разводятся: По
страниц. кн. англ. пс-га Э. Свон-Джексон] / Ольга Дробот // Семья и школа – 2000. — №5/6. – с. 20-
23.
15. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: кн. для учителя. – М.:
Просвещение, 1988. – 170 с.
16. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – М., 1998.
17. Ивашкина М.Г. Психологические проблемы детей и подростков // Помоги себе сам. – 2000. –
май (№5). – с. 6.
18. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: Семейное воспитание: [Докл. на Междунар.
конф. «Соврем. семья: проблемы, решения, перспективы развития», Москва, окт. 1991]. // Вопр.
психол. – 1992. — №1,2. – с. 14-21.
19. Каким должен быть твой ребенок? / М. Штольц. Дети и семейный конфликт / Л. Анзорг: Кн.
для учителя: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
20. Курек Н.С. Эмоц. общение матери и дочери как фактор формирования адекватного поведения
в подростковом возрасте // Вопр. психол. – 1997. — №2. – с. 48-58.
21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Воронеж: «Инт практ. психологии»; НПО «Модэк», 1997. – 384 с.
22. Личко А.Е. Эти трудные подростки: Записки психиатра. – Л.: Лениздат, 1983. – 126 с.
23. Михайлова Е.Л. Избежать ошибок невозможно, но родители обречены их совершать: [Беседа с
ведущим специалистом Ин-та групповой и семейной психотерапии канд. психол. наук Е.Л.
Михайловой / Записала Т. Рощина] // Деловой мир. – 1996. – 17 февр. – с. 5.
24. Николаева Л. Боевые действия детства: [О психол. климате в семье] //Семья и шк. – 1993. —
№4. – с. 10-11.
25. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М.: «Смысл», 1993.
26. Первова И.Л. Диагностика и лечение детской и подростковой депрессии. // Вопр. психол. –
1999. — №3. – с. 107-116.
12
27. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы
работы школьного психолога. – М., 1990.
28. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В.
Дубровиной. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 160 с.
29. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской; Предисл. О.В.
Баженовой и А.Я. Варга. – М.: Прогресс, 1987. – 424 с.
30. Рахматшаева В. Агрессивны – потому что несчастны…: [Советы психолога] // Семья и шк. –
1991. — №10. – с. 20-22.
31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.:
Владос, 1996. – 529 с.
32. Руденкова Е.А. Психокоррекционная работа с детьми // Начальн. Школа. – 1998. — №5. – с. 87-
88.
33. Свон-Джексон Э. Меж двух огней: [О психол. помощи подросткам при разводе родителей: По
страниц. кн.] / Э. Свон-Джексон; Подгот. Н. Михайлова // Семья и школа. – 2000ю — №7/8. – с. 12-
15.
34. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия
его коррекции: Учеб. пособие. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. – 93 с.
35. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского
отношения // Вопр. психол. – 2000. -№3. – с. 3-14.
36. Смолярчук И.В. Психологическое консультирование и психокоррекционная работа: Учебнометодическое пособие. ТГУ им Г.Р. Державина. – Тамбов, 1996. – 105 с.
37. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплекс. психол. Коррекция. – М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1998. – 198 с.
38. Степанов С. Психологическое диагностирование ребенка по его рисункам // Воспитание
школьников. – 1995. — №3. – с. 44-46.
39. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. – Киев:
Здоровье, 1991. – 189 с.
40. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 154 с.
41. Черепанова Е.М. Любовь и защита: Как помочь детям, переживающим глубокую психол.
травму // Семья и школа. – 1995. — №8. – с. 10-11.
42. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Кн. для шк. Психологов,
родителей и учителей. 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. – 96 с.
43. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001.
– 656 с.
13
44. Эльячефф, Каролин. Затаенная боль: Дневник психоаналитика: Детский психоанализ / Пер. с
фр. Н. Попова, И. Попов. – М.: Кстати, 1999. – 175с.
45. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Пер. с англ. – М.: Авиценна, 1996. – 398 с.
46. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / [В.В. Лебединский, О.С.
Никольская, Е.Р. Баенская, М.Н. Меблинг]. – М.: Изд-во МГУ,1990.
47. Юницкий В.А. Психология детской потери: Обзор заребеж. исслед. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.
14, Психология. – 1991. — №2. – с. 49-59.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней