- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Развитие социальных компетенций выпускников дошкольных образовательных учреждений
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Дошкольная педагогика
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Развитие социальных компетенций выпускников дошкольных образовательных учреждений"?82 страницы
55 источников
Добавлена 05.10.2020
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития социальных компетенций выпускников ДОУ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятия «социальная компетенция» и «социальная компетентность» 16
1.3. Требования ФГОС по развитию социальных компетенций выпускников ДОУ 24
1.4. Направления и формы развития социальных компетенций выпускников ДОУ 33
Выводы по главе 40
Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию социальных компетенций выпускников ДОУ
41
2.1. Анализ сложившейся практики по развитию социальных компетенций выпускников ДОУ
41
2.2. Диагностика развитости социальных компетенций выпускников ДОУ 50
2.3. Комплекс учебных занятий по развитию социальных компетенций выпускников ДОУ62
Выводы по главе 73
Заключение 75
Литература 77
Фрагмент для ознакомления 2
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления
ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых.
По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни
происходит развитие его социальной компетентности – способности оценивать собственные
поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. Дошкольное образовательное
учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института
3
образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и
решает вопросы ранней социализации детей.
В новой редакции «Федерального Закона об образовании» сказано, что образовательные
программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей
дошкольного возраста для успешного их включения в социальную среду, что невозможно без
всестороннего овладения специфическими компетенциями.
Развитие разноплановых компетенций ребёнка дошкольного возраста в ФГОС ДО выделено как
важнейшая образовательная область. Компетентностное развитие ребенка, ориентированное на
его социализацию, способствует расширению горизонтов во всех сферах интересов личности, а не
только в процессе дошкольного образования, оно напрямую влияет на социальное благополучие
ребенка, его умение познавать мир, общаться, устанавливать контакты и воспринимать новую
информацию.
Глава I. Теоретические основы развития социальных компетенций выпускников ДОУ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятен для социального развития личности
ребенка. В этом возрасте уже на высоком уровне сформированы речевые навыки, потому ребенок
активно выстраивает взаимодействие со взрослыми и со сверстниками. Он вступает в
разнообразные социальные контакты и задача взрослого, педагога, здесь – научить дошкольника
нормам такого взаимодействия, которые обеспечат его успешность в общении и самореализации.
Психическое развитие в старшем дошкольном возрасте строится на следующих ключевых
моментах. Достижения в психическом и личностном развитии ребенка являются закономерным
результатом, которого он достигает в период дошкольного детства, служат необходимой основой
перехода к следующему этапу детства — школьному. Как подчеркивал выдающийся детский
психолог академик А. В. Запорожец, дошкольное детство играет «особую роль в общем процессе
формирования человеческого мышления и человеческой личности в целом».
Изменения происходят главным образом внутри видов деятельности, характерных для
дошкольного возраста, в системе имеющихся в этом возрасте взаимоотношений ребенка со
взрослыми и сверстниками и при соответствующих формах воспитания и обучения в детском саду
и семье.
В значительной мере развитие ребенка происходит в игровой деятельности, где он отображает
взаимоотношения и действия взрослых людей. В игре дети осознают их социальную ценность.
В развитии ребенка выделяют сензитивные периоды, когда психика предрасположена к
восприятию информации по определенному каналу, и эти особенности возраста используют в
педагогике для воздействия на обучающихся. Проблемами сензитивности возраста занимались М.
М. Кольцова, Д. Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев и др.
Дошкольное детство сензитивно для овладения социальным пространством человеческих
отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения
со сверстниками.
4
Старший дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок уже успешно преодолел кризис трех
лет и воспринимает себя как отдельную самостоятельную личность с собственными взглядами и
желаниями, потому готов по своей инициативе ступать во взаимодействие с другими людьми и
предъявлять к социальному взаимодействию свои специфические требования.
Дошкольный возраст сензитивен для развития самосознания (по Л. С. Выготскому) и эгоидентичности (по Э. Эриксону) и усвоения социальных паттернов поведения. Дошкольник
стремится самоутвердиться в обществе сверстников, получить особую индивидуальную роль в
игре, которая отличала бы его от остальных участников, привлечь внимание взрослого к своим
рисункам, поделкам, другим творческим достижениям, поделиться своими индивидуальными
эмоциями.
В старшем дошкольном возрасте происходит физиологическое развитие организма, уже не такое
бурное, как в младенчестве, но все еще достаточно значимое для индивида. Утомляемость
ребенка в этот период довольно высока, его внимание еще в стадии формирования,
произвольность внимания невелика, что может стать причиной плохого контроля над
поведением, пренебрежения дисциплиной, излишне эмоциональных реакций, обидчивости.
Слабо осознаются мотивы собственных действий. От педагогов и родителей требуется готовность
снисходительно отнестись к противоречиям в поведении дошкольника, и продолжать работу по
формированию его волевой сферы, которая будет напрямую задействована в школьном
обучении.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. Она оказывает значительное влияние на
развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетноролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых
условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы,
доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме
представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.
1.2.
1.3. Понятия «социальная компетенция» и «социальная компетентность»
Дошкольный возраст для развития личности ребенка является важнейшим этапом, когда
происходит накопление большей части опыта для дальнейшего социального взаимодействия.
Здесь ребенок вступает в общество, впервые переживает процесс социализации в большом
коллективе, вне семьи. Благодаря педагогам дошкольного образования он познает мир культуры,
языка, участвует в предметной и общественной деятельности.
Познание ребенком мира в этот период своеобразно и неповторимо, и идет с большой
интенсивностью, которая уже не будет достигнута даже в подростковом возрасте с его острым
интересом к социальным отношениям.
Потому задачей ДОУ становится создать для ребенка комфортное пространство, где он сможет
участвовать в социальном взаимодействии, вступать в контакт со сверстниками и
5
доброжелательно настроенным взрослым, примерять на себя различные роли в игре, проявлять
свои интересы и способности.
Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта – вот путь,
который способствует, во-первых, раскрытию личностного потенциала дошкольника и, во-вторых,
успешному вступлению во взрослую жизнь. Личностный потенциал – не только дошкольника, но и
человека в целом – не может реализоваться полноценно без наличия у него социальной
компетентности на том уровне взаимодействия, который продиктован его возрастом и
положением в социуме.
К личности дошкольника в этом смысле предъявляются менее строгие требования, чем к детям
старшего возраста или ко взрослому. Уровень социальных обязанностей дошкольника
сосредоточен вокруг обучения и развития, а так же способности выстроить бесконфликтные
продуктивные отношения со сверстниками.
Именно по этим критериям определяется уровень социальной зрелости дошкольника, особенно
старшего дошкольника: умеет ли он разрешить конфликт с соучеником, проявляет ли инициативу
во взаимодействии с другими, свойственны ли ему творческие решения в социальном поведении,
демонстрирует ли он познавательную мотивацию и интерес к окружающему миру.
Отставание в развитии у ребенка этого возраста зачастую проявляется не только в снижении
интеллектуального уровня по сравнению с уровнем сверстников, но и в деформации социального
поведения: повышенной агрессии, отказе вступать в отношения и т. д.
В развитии дошкольника остро стоит вопрос о формировании у него социальной компетентности.
Социальная компетентность – система знаний о социальной действительности и себе, система
сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных
социальных ситуациях.
Социальная компетентность предполагает взаимозависимость ребенка и социума, где оба
компонента этого взаимодействия предъявляют друг к другу определенные требования. Ребенок
не может быть исключительно продуктом социального воздействия, он имеет специфические
социальные потребности, и отправляет обществу свой запрос на их удовлетворение: это
потребность в общении, в совместной игре, обмене знаниями, эмоциональном взаимодействии и
ощущении эмоциональной общности.
Аналогично общество предъявляет к ребенку требования по соблюдению устоявшихся в культуре
норм поведения, что подразумевает овладение этими нормами, их отработку в игре, накопление
знаний о культурных традициях социума, получение личного опыта социального взаимодействия.
Высокий уровень социальной компетентности предполагает способность человека
взаимодействовать с обществом, не допуская серьезных ошибок, поддерживая в оптимальном
состоянии свои эмоциональные структуры, не вступая в отношения деструктивного
противостояния с другими членами социума.
В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание
отношений «я» - «общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать
свою деятельность в соответствии с этими ориентирами, или как социальные навыки,
позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
6
В составе социальной компетентности выделяют частные социальные компетентности,
освещающие получение личностью знаний в разнообразных отдельных сферах социального
взаимодействия. Таким образом, понятия социальной компетентности и компетенций соотносятся
так: компетенция — это сфера владения неким социальным навыком, а компетентность — это
уровень овладения социальным взаимодействием в целом.
1.4.
1.5. Требования ФГОС по развитию социальных компетенций выпускников ДОУ
Одним из ключевых результатов работы любого дошкольного образовательного учреждения в
соответствии с ФГОС является формирование у ребенка готовности к обучению в школе,
достаточный уровень развития для успешного освоения основной общеобразовательной
программы начального общего образования.
При этом готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное образование,
включающее в себя физическую и психологическую готовность, где физическая готовность
определяется состоянием здоровья ребенка, развитием физических навыков и качеств;
психологическая готовность определяется эмоционально-личностной (произвольность поведения,
учебно-познавательная мотивация, формирование самооценки), интеллектуальной (развитие
образного мышления, воображения и творчества, основы словесно-логического мышления) и
коммуникативной готовностью (развитие мотивов и элементарных навыков общения со
взрослыми и сверстниками).
Сфера применения социальных компетенций лежит в направлениях эмоционально-личностного и
коммуникативного развития дошкольника.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, содержание основной образовательной
программы дошкольного образования реализуется по основным направлениям развития ребенка
– физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественноэстетическому.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования в
комплексе определенным образом стандартизируют содержание дошкольного образования и
позволяют определить (спрогнозировать) образ выпускника ДОУ, который сможет быть успешен в
социальной жизни школы.
Согласно требованиям ФГОС в процессе освоения программного содержания у детей должны
развиваться следующие социальные качества:
1. качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность,
воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие;
2. качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших
психических функций, накопление социального опыта).
Современный образовательный стандарт предлагает педагогу ориентироваться модель
выпускника ДОУ, содержащую универсальные предпосылки учебной деятельности в соответствии
с требованиями ФГОС начального общего образования.
7
В основе построения модели выпускника в соответствии с ФГОС дошкольного образования и
ФГОС начального общего образования лежат принципы системно-деятельностного и
компетентностного подхода.
Данные принципы предполагают в процессе реализации основной общеобразовательной
программы формировать у воспитанников ключевые компетенции, формируя способность
использовать усвоенные интеллектуальные и социальные знания в реальных жизненных
ситуациях.
В соответствии с требованиями ФГОС, можно выделить следующие частные социальные
компетенции старшего дошкольника:
• интересуется новым, неизвестным в окружающем социальном мире и мире отношений;
• задает вопросы взрослому, с готовностью вступает в диалог;
• способен самостоятельно действовать, проявляет инициативу в социальном
взаимодействии (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
• проявляет устойчивый интерес к различным видам совместной детской деятельности, с
готовностью включается в игру, сам инициирует ее начало;
• адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
• владеет диалогической речью (умеет слушать и вступать в диалог), конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при
сотрудничестве и др.);
• способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от
ситуации;
• имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других
людей к определенному полу;
• имеет представление о семье, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении
семейных обязанностей, семейных традициях;
• имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и
принадлежности к нему, о мире;
• проявляет интерес к взаимоотношениям людей, их эмоциональному состоянию, умеет
распознавать эмоциональное состояние окружающих близких и друзей, выражать свои
эмоциональные ощущения и переживания;
• имеет первичные ценностные представления о моральном и неморальном поведении
(хорошо, плохо);
• способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных
представлений о морали;
• соблюдает правила этикета, правила поведения на улице, в общественных местах;
8
• может давать этическую оценку сверстникам, персонажам игр, литературных
произведений за соблюдение или нарушение моральных норм поведения.
1.6. Направления и формы развития социальных компетенций выпускников ДОУ
Понимая качество образования как соотношение между запросом и степенью его
удовлетворения, мы должны учитывать, что по-своему формируют запрос к системе образования
индивид, общество и, наконец, государство.
При этом заказ касается в первую очередь новых универсальных способностей личности и
поведенческих моделей, но не требований к конкретным знаниям.
На сегодняшний день заказ государства сформулирован в федеральных государственных
требованиях. Практика работы детских садов показывает, что происходит дисбаланс
образовательной нагрузки в сторону интеллектуального развития: познавательное развитие
составляет – 47 %, художественно-эстетическое 20-40 %, физическое – 19-20 %, социальноличностное 0 – 13 %.
Учащийся, чье развитие было ориентировано только на знаниевый компонент, чаще всего не
готов встретиться с нюансами реализации этих теоретических знаний на практике. В то время, как
учащийся, воспитанный в социально ориентированной образовательной среде, готов к
изменению требований внешнего мира, ему легче отойти от стереотипов мышления, он умеет
находить творческие пути решения задач, а не только работать по шаблонам, он уверен в себе.
Можно выделить такие перспективные направления работы в дошкольном образовании:
создание комфортного психологического климата между участниками образовательного
процесса, обеспечение сотрудничества в принятии решений, обращение к мотивационным
ресурсам обучения, помощь всем субъектам образования в личностном развитии, открытость
источников информации (в частности, для родителей дошкольника), опора на стремление к
самоактуализации.
Можно выделить следующие направления развития социальных компетенций выпускника ДОУ:
1. развитие способности контролировать свое поведение;
2. формирование у ребенка умения формулировать свой интерес, предпочтения;
3. обучение моральным критериям оценки, умению высказывать свое отношение в несложных
нравственных категориях и объяснять его;
4. осознанность для ребенка социального действия, понимание его последствий;
5. сформированность умения выполнять простые правила жизни в коллективе и умение
договориться о правилах, пойти на компромисс;
6. способность ребенка устанавливать контакты, поддерживать разговор, степень комфортности
для него ситуации диалога;
7. умение использовать элементарные культурные нормы общения, специфические для общества,
где воспитывается ребенок;
8. предрасположенность к сотрудничеству и эмоциональной эмпатии.
9
Методы работы по формированию социальной компетентности дошкольника разнообразны и
могут выполняться в качестве отдельных мероприятий, но и быть тесно включенными в
повседневную деятельность дошкольника. Рассмотрим наиболее значимые из них.
Огромное значение в освоении культурного пространства ребенком играет художественное
творчество. Разнообразные занятия по лепке, конструированию, рисунку включены в
естественный образовательный процесс ДОУ, но при должном внимании к их реализации, эти
занятия можно сделать и мощным фактором культурного образования ребенка.
Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию социальных компетенций выпускников ДОУ
2.1. Анализ сложившейся практики по развитию социальных компетенций выпускников ДОУ
В.А. Сухомлинский отмечает, что «ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из
важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста».
Это высказывание становится особенно актуальным на современном этапе развития общества,
где ребенок в довольно раннем возрасте приобщается к виртуальной информационной среде.
Для нового поколения детей, столкнувшихся с технологиями интернет общения в юном возрасте,
когда их навыки построения межличностной коммуникации еще не были окончательно
сформированы, необычайно актуальны разноплановые проблемы общения.
Проблемы эти напрямую связаны с попытками современного общества подменить социальную
коммуникацию между людьми суррогатом в виде общения в виртуальном информационном
пространстве. И если для взрослого человека такие стратегии взаимодействия могут быть
приемлемы, то ребенок, не получая необходимого социального взаимодействия с окружающими
и не приобретая опыта отношений, оказывается в ситуации коммуникативного вакуума, который
тормозит все его развитие.
Различные аспекты обучения коммуникации изучались в рамках философии и культурологии
(М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, М.С. Каган, О.Е. Савельева, Э.В. Соколов
и др.), психологии (К.А. Абульханова-Славская, М.И. Бобнева, А.А. Бодалев, A.А. Брудный, Л.C.
Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов и др.).
В том или ином аспекте проблематику коммуникативного процесса и формирования его культуры
затрагивали в своих трудах отечественные и зарубежные педагоги-классики (П.Ф. Каптерев, Я.
Корчак, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Интерес к детальному изучению культуры коммуникации личности резко возрос в 70-80-е годы
прошлого века. В этот период разрабатываются как общие проблемы, связанные с
педагогическим и межличностным общением в учебно-воспитательном процессе, так и проблемы
формирования культуры общения дошкольников разного возраста (Б.В. Бушелева, Я.Л.
Коломинский, А.В. Мудрик и др.).
На современном этапе направления научных исследований по данной теме характеризуются
следующими особенностями. Во-первых, произошедшая смена идеологических установок с
коллективизма на индивидуализм породила перестройку системы образования и воспитания,
поиск новых основ построения моделей воспитания, поэтому некоторые выводы и аргументация
базовых теорий общения в педагогике и психологии потребовали переосмысления.
10
В последние годы внимание педагогов и психологов было обращено на особенности общения
дошкольников и младших школьников (ранее анализу подвергалось в основном общение
старших и младших подростков).
Многочисленные исследования доказывают прямое влияние участия ребенка в социальной
коммуникации на формирование всей его личности, и в частности формирование умений
социальной адаптации.
2.2. Диагностика развитости социальных компетенций выпускников ДОУ
Различные аспекты социальной компетентности и процесса ее формирования изучались в рамках
философии и культурологии (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, М.С. Каган,
О.Е. Савельева, Э.В. Соколов и др.), психологии (К.А. Абульханова-Славская, М.И. Бобнева, А.А.
Бодалев, A.А. Брудный, Л.C. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов и др.).
В том или ином аспекте проблематику социализации и формирования социальной культуры
затрагивали в своих трудах отечественные и зарубежные педагоги-классики (П.Ф. Каптерев, Я.
Корчак, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.)
В 70 - 80-е годы интерес к детальному изучению социальности личности в целом и навыков
общения в частности резко возрос.
В этот период разрабатываются как общие проблемы, связанные с педагогическим и
межличностным общением в учебно-воспитательном процессе, так и проблемы формирования
культуры общения педагогов (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов и др.) и школьников
разного возраста (Б.В. Бушелева, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик и др.), правда при этом термин
«социальная компетентность» еще не употребляется, чаще упоминаются «культура поведения»,
«нравственная культура», «культура взаимоотношений» и др.
На современном этапе направления работы с ребенком по данной теме характеризуются
следующими особенностями.
Во-первых, произошедшая смена идеологических установок с коллективизма на индивидуализм
породила перестройку системы образования и воспитания, поиск новых основ построения
моделей воспитания, поэтому некоторые выводы и аргументация базовых теорий общения в
педагогике и психологии потребовали переосмысления.
В последние годы внимание педагогов и психологов было обращено на особенности общения
младших школьников (ранее анализу подвергалось в основном общение старших и младших
подростков).
Вопрос о выборе методов формирования социальных компетенций ребенка – один из
актуальнейших вопросов современного образования, имеющий исключительно прикладное
значение в жизни общества.
В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не
просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным
11
направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном
обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать
жизненные проблемы.
Старший дошкольник ориентирован на межличностное общение со сверстниками, оно является
основой для получения опыта социального взаимодействия.
Ограничение в таком общении (например, когда ребенок не посещает ДОУ или часто болеет)
негативно сказывается на всем развитии ребенка, неудачи в общении сильно угнетают его, могут
являться причиной подавленного состояния, иногда даже психосоматических заболеваний,
заикания.
Старший дошкольник довольно конформно относится к мнению взрослого и группы сверстников,
поскольку у него еще нечетко сформированы собственные духовные и культурные ценности, и он
учится взаимодействию на примере окружающих.
Соблюдение взрослым человеком социальной культуры здесь является важнейшим фактором
формирования социальной компетентности у дошкольника, поскольку подражание поведению
взрослого происходит зачастую даже непроизвольно, и, имея перед глазами достойный пример,
ребенок легче усваивает навык, воспринимая его как должное, а не как навязанную ему
условность.
2.3. Комплекс учебных занятий по развитию социальных компетенций выпускников ДОУ
Опираясь на результаты исследования, демонстрирующие проблемы в сфере социальной
компетентности дошкольников, мы сформировали программу работы с воспитуемыми,
направленную на формирование устойчивой социализации и расширение понимания ребенком
эмоциональной составляющей взаимодействия.
Развивающая программа внеклассных занятий.
Пояснительная записка.
Основным фактором формирования социальной компетентности дошкольников является личная
осознанность: она подразумевает понимание проблем, которые могут принести незнание правил
взаимодействия или неуместное поведение, а так же понимание способов формирования в своей
жизни здорового и доброжелательного эмоционального пространства контактов.
Часто дошкольники лишь обзорно осведомлены о стратегиях поведения, знают их только на
уровне восприятия правил вежливого поведения, но жизненные ситуации сложны и
разнообразны, и ставят перед воспитуемыми более многоплановые задачи.
Потому обязанность формирования у дошкольников социальной компетентности ложится в том
числе и на педагога, дошкольного психолога, весь коллектив, поскольку ребенок проводит в ДОУ
большую часть своего времени и именно там вступает в различные ситуации общения.
Игровая деятельность ребенка выбрана нами, как менее строго регламентируемая, чем учебная, а
потому дающая простор выбора для проработки различных навыков социального взаимодействия
ребенка.
12
Цель программы: сформировать у старшего дошкольника социальную компетентность в
соответствии с уровнем его социального развития и потребностями его общественного
взаимодействия.
Задачи программы:
1. выявить потенциал игрового занятия в деле формирования социальной культуры общения
дошкольника,
2. развить у воспитуемых, задействованных в занятиях, способность эмоционального
взаимодействия с собеседником, повысить уровень рефлексии и способности эмоционального
отреагирования ситуации общения,
3. расширить знания воспитанников о социальной культуре и формах поведения в различных
ситуациях общения,
4. формировать у воспитанников навык ответственного социального поведения.
Сроки реализации программы: в течение 8 недель учебного года.
Опираясь на диагностический этап исследования, мы выбрали следующие направления
воспитательной работы.
1. Реализация цикла игровых встреч, прививающих воспитанникам навыки социального
взаимодействия.
2. Реализация в ходе работы тематического творческого проекта, который демонстрирует
понимание воспитанниками социального характера общения.
Блок занятий направлен на формирование у воспитанников расширенного комплекса социальных
знаний, он разрешает такие задачи, как формирование познавательного интереса к культурному и
социальному знанию, включение детей в живой диалог, позволяющий отработать навыки
общения, расширение кругозора.
Заключение
От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать
контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни.
Именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за социальную
активность и правильно ее организовывать, чтобы установить благоприятные отношения с
окружающими людьми.
Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать свою личную и групповую
деятельность, понимать ценность сотрудничества, общения и отношений в совместной
деятельности.
Целью исследования было разработать комплекс учебных занятий по развитию социальных
компетенций выпускников дошкольных образовательных учреждений.
13
В ходе работы мы выяснили, что игровые занятия дают педагогу простор в выборе средств и
методов развития социальной компетентности дошкольника, их содержание менее
регламентировано, они позволяют организовать с детьми беседы, коллоквиумы, обратиться не к
сухому лекционному материалу, а к игре и личному опыту ребенка, на чем и построена
представленная в исследовании программа занятий.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. В гостях у праздника: Внеклассные мероприятия в начальной
школе. Глобус, 2007. – 368 с.
2. Агафонова А.Д. Классные часы по этикету для учащихся 1-4 классов. М.: Академия
Развития, 2009. – 130 с.
3. Акулинина И.А. Особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего
дошкольного возраста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014.
№7. С.229-232
4. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 384 с.
5. Архангельский Г.А. Организация времени. Дополнительная образовательная программа
внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (9–10 лет). – М.: Баласс. – 13 с.
6. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной
деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: АРКТИ, 2000. – 78 с.
7. Балалиева О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного
образовательного учреждения // Научные исследования в образовании. 2009. №5. С.16-19
8. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и
общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. №1. С.90-94
9. Баранова Л.И. Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших
школьников. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей. –
Мозырь: Содействие, 2011. – 200 с.
10. Баширова Т.Б. Справочник по социальной компетентности выпускника специальной
(коррекционной) школы. Учебно-методическое пособие. — Иркутск: ИПКРО, 2014. — 56 с.
11. Бекболатова З. А. Методы и средства развития культуры общения младших школьников в
условиях общеобразовательной школы // Вестник Майкопского государственного
технологического университета. 2013. №2. С.106-110
12. Белоусова Г.Е. Психологическая и педагогическая сущность понятия «Социальная
компетенция детей дошкольного возраста» // Челябинский гуманитарий. 2014. №2 (27). С.14-21
13. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности // Вестник новгородского
государственного университета, 2005 – №31 – С. 8-12
14
14. Берберян А.С., Дорошина И.Г. Психолого-педагогические проблемы личности и
социального взаимодействия. Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр
«Социосфера», 2011. – 322 с.
15. Блинов Л.В., Карпенко В.Л. Межкультурное взаимодействие - концепт социальной
компетентности личности. 2-е изд., испр. и доп. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016.
— 155 с.
16. Богачкина Н.А., Давыдов С.Г. и др. Внеклассные работы в начальных классах. М.: Глобус,
2006. - 208 с.
17. Богомягкова О. Н. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья
ребенка // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №1. С.137-
150
18. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Буду настоящим читателем. Дополнительная
образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста
(8–10 лет). – М.: Баласс. – 28 с.
19. Валеева Г.В., Дедова Г.Ф. Знаковая система взаимодействия. Психологический практикум.
– Челябинск: Искра-Профи, 2014. – 75 с.
20. Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. М.: ВентанаГраф, 2011. – 168 с.
21. Гайдина Л.И., Яровенко В.А., Жиренко О.Е. (авт.-сост.) Патриотическое воспитание:
Сценарии мероприятий: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2009. – 224 с.
22. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник.
Психодиагностика и коррекция развития. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1998. – 256 с.
23. Головей Л. В. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: Рама
Паблишинг, 2010. – 648 с.
24. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная
деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
25. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
26. Гусевская О.В. Брюханова Н.Ю. Условия духовно-нравственного развития младших
школьников во внеурочной деятельности. Иркутск: Иркут, 2017. – 162 с.
27. Гусевская О.В., Бабакина М.А. Проблемно-ценностное общение как средство
нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Иркутск: Изд-во
ФГБОУ ВПО «ВСГА0», 2013. – 174 с.
28. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования. М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
15
29. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
30. Дугарова Т. Ц. Государственно-общественное управление в дошкольной образовательной
организации: формирование духовно-нравственных компетенций дошкольников // Вестник ТГПУ.
2015. №11 (164). С.9-13
31. Думанская С.Н. Классные часы. 1-4 классы. Х.: Основа, 2008. – 286 с.
32. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с
детьми 5—7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
33. Жиренко О.Е. и др. Внеклассные мероприятия: 4 класс. 3-е издание перераб. и доп. – М.:
ВАКО, 2007. – 272 с.
34. Захарова О.М. Компьютерная грамотность: Программа кружка по информатике в
начальной школе. Курск: МОУ СОШ №28. - 19 с.
35. Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Дополнительная образовательная программа
внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (8–10 лет). – М.: Баласс. – 33 с.
36. Казанцева Д.Б. Личность и социальное развитие. Пенза – Решт: Научно-издательский центр
«Социосфера», 2014 – 170 с.
37. Каленик Е.Н. Педагогика спортивно-адаптивной внеурочной деятельности во
вспомогательной школе. // Учёные записки ЗабГГПУ. – 2012. – №5. – С.17-22.
38. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психологические аспекты развития социальной
компетентности школьников. Монография. — Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 208 с.
39. Кудрявцев В.Т. Ребенок на пороге ученичества: воображение как условие развития
общения старших дошкольников // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование».
2015. №2. С.87-98
40. Кудрявцев В.Т., Фаттахова Д.И. Ученичество как позиция в новой социальной ситуации
развития: роль воображения в ее освоении // Сборник материалов Ежегодной международной
научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.
С.72-72
41. Кузнецова Г.Н. Подготовка педагогов ДОУ к педагогическому сопровождению социального
развития ребенка дошкольного возраста // Научное обеспечение системы повышения
квалификации кадров. 2015. №4 (25). С.103-107
42. Николаева А.Г. Образовательное пространство современного дошкольного учреждения
как средство развития социальной активности старших дошкольников // Известия РГПУ им. А.И.
Герцена. 2011. №129.
43. Романова Е. А. Формирование социальных и личностных компетенций детей дошкольного
и младшего школьного возраста в образовательной среде // Проблемы современного
образования. 2010. №2. С.90-92
16
44. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности дошкольников в гетерогенной социальной
среде // СДО. 2017. №9 (81). С.10-20
45. Сафонова Т. В., Волкова О. В. Реализация задач патриотического воспитания дошкольников
в условиях внедрения национально-регионального компонента // Интеграция образования. 2008.
№4. С.53-55
46. Сидорова А.В. Креативная образовательная среда предшкольного образования: вопросы
преемственности // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической
конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.897-899
47. Скворцова С. А. Модель коммуникативной компетенции // Вектор науки Тольяттинского
государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №2. С.277-280
48. Содномова Н.Б. Особенности формирования социальных компетенций у дошкольников с
ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика общественного развития. 2013.
№12. С.44
49. Титова О.В. Терминологическое пространство проблемы формирования позитивных
социальных компетенций у детей дошкольного возраста // Челябинский гуманитарий. 2017. №1
(38). С.74-80
50. Трубайчук Л. В. Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста //
Вестник БГУ. 2014. №4-1. С.41-45
51. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе.
Екатеринбург: УрФУ, 2011. — 196 с.
52. Федеральный государственный стандарт образования для дошкольных учреждений.
Электронный ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Дата
обращения: 19.02.18
53. Финогенова Н.В. Использование подвижных игр в формирование социальных
компетенций детей дошкольного возраста // Концепт. 2013. №S8. С.41-45
54. Ялова Л.Н. Формирование социализованности мальчиков и девочек в дошкольной
образовательной организации // Челябинский гуманитарий. 2013. №4 (25). С.89-99
55. Ярулина Л.П. Организация развивающего образовательного пространства дошкольного
образовательного учреждения как фактор готовности ребёнка к школе // Вестник ЧГПУ. 2009.
№11-1. С.189-200
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней