Фрагмент для ознакомления
2
Характеристика общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей
В настоящее время в Российской Федерации существует выраженная проблема автономии образовательных программ, которые реализуются в практике обучения будущих педагогов, что вызывает необходимость унификации этих программ и приведение их в соответствие существующего Федеральному образовательному стандарту, существующему в данной области .
Требования Федерального образовательного стандарта, который существует в настоящий момент, не в полной мере раскрывают все необходимые педагогические условия, в которых могут успешно формироваться общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих учителей .
Под общепрофессиональными компетенциями, которые должен освоить студент, проходящий обучение по программе «Педагогическое образование», понимается набор требований к освоению определенных знаний, навыков и умений, которые являются промежуточными между универсальными, т.е. необходимыми всем обучающимся, и профессиональными – специфичными только для конкретной специализации .
Фактически можно сказать о том, что общепрофессиональные компетенции готовят студента к будущей профессиональной деятельности педагога, однако не уточняют множества моментов, которые могут быть важными в практической деятельности .
Профессиональные компетенции в образовании будущих педагогов более конкретны и точны. Их выбор обусловлен тем, какую специализацию выбирает будущий педагог, поскольку преподавание различных дисциплин предполагает получение разных знаний, навыков и умений .
При этом надо отметить, что и общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих педагогов нацелены на реализацию в практико-ориентированном контексте, т.е. фактически они воплощают в учебном формате все функции будущего педагога, которые он будет выполнять в режиме реального времени, в практике работы с учащимися .
Модель формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов состоит из ряда компонентов, в частности :
– нормативно-целевого;
– концептуального;
– организационно-методического;
– результативного.
Каждый будущий педагог в процессе обучения должен освоить ряд знаний, умений и навыков, которые предполагают :
– формирование возможности понимать и использовать методологию определенной учебной дисциплины;
– понимание особенностей познавательных процессов учащихся и возможность применения этих знаний в практической деятельности в образовательном учреждении;
– наличие специальных коммуникативных навыков, которые позволяют наладить эффективное взаимодействие с учащимися;
– умение пользоваться различными видами медиатехнологий, которые необходимы в работе современного педагога
– навык осуществления управленческой деятельности;
– стремление и возможность совершенствования своих профессиональных навыков .
1.2. Содержание модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности»
Для каждого учителя в процессе реализации его профессиональной деятельности крайне важно не только эффективно преподавать выбранную им учебную дисциплину, но и постоянно думать о том, чтобы школьники были в безопасности, чтобы во время учебного процесса у них не было нарушений физического и психического здоровья. Поэтому важными навыками будущего педагога являются медико-биологические, т.е. направленные на выявление проблем со здоровьем, а также применение здоровьесберегающих технологий .
В настоящий момент, в эпоху инклюзивной системы обучения, когда многие школьники имеют различные ограниченные возможности здоровья, преподавание модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности» в обучении будущих педагогов имеет приоритетное значение, поскольку именно они проводят со школьниками большую часть учебного времени и должны всячески содействовать их физическому и психологическому комфорту .
Каждый учитель должен знать анатомо-физиологические особенности каждой возрастной группы школьников, понимать их возможные психологические проблемы, которые возникают в связи с возрастными изменениями в организме, а также в социальном окружении ребенка или подростка. Важно также, чтобы учитель понимал, к какой нагрузке может адаптироваться школьник определенного возраста, как ее нужно правильно распределять в течение учебного дня .
Кроме того, в рамках изучения дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности» будущие педагоги изучают различные гигиенические нормы, соответствующие требованиям СанПин, относящимся к образовательному учреждению и определенным возрастным группам учащихся .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 01 января 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2024. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=ludb5em3r9156840107 (дата обращения: 29.03.2024).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 121 «Об утверждении «Федерального государственного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»» от 22 февраля 2018 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. – 2024. – URL: https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=ludb9blep3852138293 (дата обращения: 29.03.2024).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 126 «Об утверждении «Федерального государственного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»» от 22 февраля 2018 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. – 2024. – URL: https://base.garant.ru/71897874/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=ludbdoju2f956934328 (дата обращения: 29.03.2024).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. – 2024. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083577/?ysclid=ludbgkf00356828991 (дата обращения: 29.03.2024).
II. Диссертации и монографии
5. Вашлаева, Л.П. Формирование здоровьесберегающей стратегии педагога в системе повышения квалификации. Дисс. на соиск. уч. ст. к. педаг. н. / Л.П. Вашлаева. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2003. – 256 с.
6. Гуревич, С.С. Образовательные технологии в педагогическом образовании / С.С. Гуревич. – Липецк: Старт, 2021. – 350 с.
7. Иванова, И.М. Математическая статистика в психологии и педагогике / И.М. Иванова. – Липецк: Адамант, 2021. – 430 с.
8. Касаткина, О.В. Методы корреляционного анализа / О.В. Касаткина. – Чита: Спектр, 2020. – 220 с.
9. Ким, И.С. Обучение в педагогическом ВУЗе / И.С. Ким. – Калининград: Атмосфера, 2023. – 580 с.
10. Коловратова, Л.В. Технологии педагогического образования / Л.В. Коловратова. – Таганрог: Статут, 2023. – 490 с.
11. Нагорнова, А.Ю., Белохвостов, А.А., Аршанский, Е.Я. Профессиональное мастерство современного педагога. Коллективная монография / А.Ю. Нагорнова, А.А. Белохвостов, Е.Я. Аршанский. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 442 с.
12. Романцов, М.Г. Медико-биологическое сопровождение учебного процесса в вузе. Монография / М.Г. Романцов. – СПб.: Лань, 2000. – 105 с.
13. Тропинина, Ю.С. Педагогическое образование. Вопросы и ответы / Ю.С. Тропинина. – Самара: Актион, 2021. – 460 с.
III. Статьи и материалы научных конференций
14. Александрова, И.Т., Широкова, А.П., Самохвалова, Е.Н. Компетенции в обучении будущих педагогов: теоретические и методологические подходы к исследованию / И.Т. Александрова, А.П. Широкова, Е.Н. Самохвалова // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2023. – № 9. – С. 75–89.
15. Васнецова, М.И., Дурягина, Л.В. Методологические основы организации образовательного процесса будущих педагогов / М.И. Васнецова, Л.В. Дурягина // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 4. Образовательные технологии. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2022. – С. 57–70.
16. Головеева, М.И., Салбукова, Г.С., Чередниченко, А.А. Принципы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций у будущих педагогов: проблемы и перспективы / М.И. Головеева, Г.С. Салбукова, А.А. Чередниченко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования: российский и зарубежный опыт». – Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2024. – С. 68–80.
17. Кирьянова, О.В., Шамсиева, Н.А., Городенко, С.А. Медико-биологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога: проблемы и перспективы реализации / О.В. Кирьянова, Н.А. Шамсиева, С.А. Городенко // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Социальная сфера. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2023. – С. 79–90.
18. Оноприенко, В.В., Милохина, Г.А. Медико-биологическое сопровождение обучения будущих педагогов: технологии и проблемы реализации / В.В. Оноприенко, Г.А. Милохина // Вестник Удмуртского государственного университета. – 2024. – № 2. – С. 99–113.
19. Саломатина, Е.Е., Щеглова, В.А, Мирошниченко, Т.В. Современные подходы к обучению будущих педагогов дисциплинам медико-биологического модуля: проблемы и перспективы реализации / Е.Е. Саломатина, В.А. Щеглова, Т.В. Мирошниченко // Известия Астраханского государственного университета. – 2023. – № 12 (1036). – С. 133–148.
20. Феоктистова, Г.М., Сумарокова, В.В., Шахманова, Г.С. Современные проблемы реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании: теория и методология исследования / Г.М. Феоктистова, В.В. Сумарокова, Г.С. Шахманова // Известия Саратовского государственного университета. – 2024. – № 1 (728). – С. 46–59.
21. Харитонова, Г.А., Смаровоз, И.М., Канторова, Г.С. Современные подходы к составлению образовательных программ в педагогическом образовании: проблемы и перспективы / Г.А. Харитонова, И.М. Смаровоз, Г.С. Канторова // Материалы международной научно-практической конференции «Управление образованием в России и за рубежом». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2024. – С. 99–114.
IV. Интернет-ресурсы
22. Методика диагностики эмпатии (И.М. Юсупов) // PSYERA. – 2022. – URL: https://psyera.ru/metodika-diagnostiki-empatii-i-m-yusupov_9172.htm (дата обращения: 27.03.2024).