Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена угрозой роста кризиса социального характера в социально-экономической и духовной сферах российского общества, с учётом затруднений формирования социальной идентичности граждан с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые не способны эффективно социализироваться. Особенно актуальна постановка данной проблемы в рамках наблюдаемой примитивизации системы ценностей и распространения субкультуры антисоциального характера в обществе. В настоящее время, в мире и в российском обществе, в частности, остро стоит вопрос, готово ли общество принять людей с ограниченными возможностями как равных среди равных. Решение этого вопроса зависит от многих факторов, в целом от духовно-нравственного уровня общества, от четкого и конкретного определения статуса этих людей в обществе, от нормативно-правовой базы, гарантирующей равные возможности.
Важнейшим институтом социализации детей, является семья и образовательное учреждение. Они выполняют различные функции для всестороннего развития дошкольника. В детском саду ребёнок учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, получает образование и умение организовывать свою деятельность. Но все это не будет происходить без сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Для того чтобы родители сумели наиболее эффективно развивать самостоятельность у ребёнка, им необходимо развивать в отношениях между собой одинаковую родительскую позицию, взаимоуважение друг к другу, и интересоваться происходящими событиями семейной жизни.
Важным условием является психолого-педагогическое сопровождение личности с ОВЗ в процессе социализации, а также, оказание помощи семьям детей с ОВЗ. Это направление предполагает сочетание социально-культурной диагностики, реабилитацию, коррекцию и оказание соответствующей психолого-педагогической поддержки личности, которая оказалась в условиях жизнедеятельности, требующих актуализации компенсаторных ресурсов.
Модернизация системы образования включает в себя реализацию федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и требует от педагога поиска новых условий организации образовательной деятельности в дошкольном образовании (ДО). В ФГОС ДО прописана необходимость обеспечения психолого-педагогических условий, таких как поддержка родителей в воспитании детей, охрана и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. [3]
Современные нормативно - правовые документы в области образования нацеливают деятельность педагога-психолога на обеспечение системного психолого-педагогической поддержки образовательного процесса в ДОУ и утверждают необходимость поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности, вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в непосредственную образовательную деятельность ДОУ.
В связи с меняющейся социальной ситуацией развития, изменениями в образовательном стандарте и др., особо актуальным становится вопрос образования детей с ограниченными возможностями и, в частности, возможности обучения семей с детьми с ЗПР.
Проблема исследования. Одним из главных факторов формирования полноценной личности ребёнка является его семья. От структуры семьи, от поведения родителей многое зависит в плане всестороннего развития ребёнка, особенно в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития. Родителям необходимы консультации специалистов для получения информации о возможностях ребёнка, о необходимой родительской позиции, – педагогическая поддержка.
Цель исследования: изучение действующей практики и разработка программы психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ЗПР.
Объект исследования психолого-педагогическая поддержка семей с детьми с ЗПР.
Предмет исследования: современная практика психолого-педагогической поддержка семей с детьми с ЗПР и возможности её развития.
Гипотеза исследования: в семьях, воспитывающих детей с ЗПР, отмечается необходимость в специальной поддержке по причине дисгармоничности детско-родительских отношений. Разработка и реализация программы поддержки будет способствовать оптимизации детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. описать социально-психологические особенности детей с ЗПР и проблем, возникающих у родителей;
2. рассмотреть основные составляющие психолого-педагогической поддержки;
3. описать особенности психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ЗПР
4. провести теоретический анализ практики психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ЗПР, отечественного и зарубежного опыта психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ЗПР;
5. представить рекомендации по разработке программы психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ЗПР.
Теоретико-методологическая основа исследования. Разработанность проблемы в теоретических и практических исследованиях: в отечественной литературе особенности процесса поддержки семей с детьми с ЗПР представлена в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Н.В. Андреенковой, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, Л.М. Шипициной и др.
Методы исследования:
теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость обоснована тем, что результаты исследования могут быть актуальны в рамках изучения проблем в рамках психологии, социологии, педагогики, дефектологии и др.
Практическая значимость подтверждается наличием анализа результатов исследования и разработкой рекомендаций по специфике психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ЗПР. Полученные результаты исследования и рекомендации могут быть использованы в обучающей, консультативной и коррекционной работе.
Структура работы: работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Положения, выносимые на защиту:
1.Необходимость оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающих детей с задержкой психического развития обусловлена целым рядом обстоятельств. С каждым годом возрастает количество семей, воспитывающих детей с ЗПР. Недостаточная информированность родителей о причинах задержки психического развития своего ребёнка, отказ признавать данное нарушение и несвоевременное обращение к специалистам, приводит к запаздыванию в оказании комплексной помощи специалистов таким детям. Вместе с тем, семьи, которые имеют детей с нарушенным развитием, относятся к наиболее уязвимым и специфическим категориям населения. Вследствие проблем воспитания и ухода, а также невозможности самореализации возникает затруднительное полноценное функционирование, что приводит к натянутости и напряженности внутрисемейных отношений. Таким образом, данная категория семьи, особенно нуждается в оказании психолого-педагогической помощи, а также участия специалистов в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР. В совместной деятельности педагогов и специалистов возможен более интенсивный процесс развития ребёнка.
Под оказанием психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающих ребёнка с задержкой психического развития, следует понимать наличие обстоятельств напрямую способствующих оказанию комплексной, профессиональной, совместной деятельности следующих специалистов: воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, социальных работников, врачей, деятельность которых направлена на своевременное оказание помощи родителям в разрешении проблем, связанных с проблемами развития и воспитания данной категории детей.
2.Формами педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с ЗПР, являются: консультативная помощь, включающая в себя психофизическое изучение особенностей развития ребёнка и рекомендации по обучению и воспитанию; просветительская работа, которая заключается в различных формах работы с родителями, где их знакомят с особенностями развития, обучения и воспитания детей с ЗПР.
Центром организации и осуществления педагогической поддержки семьям, воспитывающим ребёнка с ЗПР, является общеобразовательная организация.
В осуществлении педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей с ЗПР можно выделить два направления:
1) работа со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры, культуры здоровья;
2) работа с частью родителей в форме занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок.
3.С целью выявления необходимости педагогической поддержки семьям с детьми с ЗПР было проведено исследование среди родителей, воспитывающих детей с ЗПР. Было изучено мнение родителей относительно того, нужна ли их семье педагогическая поддержка. В ходе бесед и интервью родителям был предъявлен опросник, целью которого являлось выявление проблем в семьях.
Данное исследование показало, наличие таких проблем:
• Проблема коммуникации - «Он меня не понимает».
• Проблема в обучении.
• Отсутствие понимания причин возникновения задержки психического развития.
На основании выдвинутых проблем был разработан проект программы, цель, которой - помощь семьям в решении возникших проблем.
Программа состоит из 3 блоков.
1 блок - решение проблемы коммуникации.
2 блок - решение проблемы в обучении.
3 блок - решение проблемы понимания причин возникновения задержки психического развития.
В рамках реализации 1-го блока предложены занятия, направленные на актуализацию потребности родителей к освоению навыков позитивного взаимодействия с ребёнком, на повышение родительской педагогической компетентности, на формирование конструктивного стиля взаимодействия родителя с ребёнком и гармонизацию детско-родительских отношений.
Реализация 2-го блока подразумевает занятия, которые содержат в себе знакомство родителей с особенностями нарушений познавательной деятельности, рекомендации по организации коррекционно-образовательного процесса.
В 3-й блок включены такие формы работы, как: знакомство родителей с понятием задержка психического развития и причинами возникновения, а также с особенностями психического развития детей с ЗПР.
Предложенная программа поможет родителям дать представление о содержании понятия «ребёнок с ЗПР», понять причины возникновения и научиться принимать их.
Глава 1.Общая характеристика психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с ЗПР
1.1.Понятие и содержание поддержки
Поддержка понимается как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии, через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.
Проблема педагогической поддержки не является новой для мировой педагогики. Основные идеи педагогической поддержки рассматривались классиками педагогической мысли, такими как Ф Дистерверг, Д. Дьюи, Я. Коменский, A. Макаренко, М. Монтессори, Й. Песталоцци, К. Ушинский, Ж.-Ж. Руссо, B. Сухомлинский, В. Сластенин, Ф. Фребель, С. Шацкий и другие.
Словарные определения понятия «поддержка» сводятся к двум значениям:
1) обеспечение необходимыми средствами в процессе создания объекта, системы;
2) сопровождение объекта, системы в процессе эксплуатации
В последнее время вопросом педагогической поддержки занимаются немало зарубежных и отечественных педагогов. Особенно ярко эта идея прослеживается в работах педагогов гуманистического направления. Их объединяет идея необходимости оказания помощи, поощрения, создание условий для максимальной реализации потенциальных возможностей личности.
Семантический и педагогический смысл понятия «педагогическая поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживает развитие «самости», самостоятельности человека. Поддержка исходит из реальных нужд, которые ребенок испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворять. В этом случае ему необходима помощь и поддержка других людей.
Семья и образовательные учреждения являются основными субъектами воспитания ребёнка. Процессы воспитания и обучения ребёнка в двух ведущих социальных институтах продолжительное время осуществляются параллельно, постоянно взаимодействуя и оказывая взаимное влияние. В настоящее время явно проявился кризис воспитательного взаимодействия между семьей и образовательным учреждением.
При этом в педагогике и психологии в настоящее время используются термины «поддержка», «помощь» и «сопровождение», при этом у ряда авторов они взаимозаменяемы. Идея и научное понятие поддержки были сформулированы в 1995 году российским педагогом-новатором О. С. Газманом. Появление концепции помощи стало ответом на довольно неоднозначную и сложную ситуацию, которая сложилась в системе образования России в 90-х гг. ХХ века, когда уходили в прошлое идеологизация духовной жизни и государственная регламентация сферы образования. Наметилась тенденция к демократизации образования и воспитания. На гребне этих изменений в противовес авторитарно-императивному подходу (когда учитель выступает в роли «надзирателя» и «карателя» по отношению к ученикам, принуждает их к ответственности и исполнительности) приходит личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный подход (Е. Н. Бондаревская, Н. А. Алексеев, Е. И. Казакова и другие) основан на уважении свободы ребёнка и признании за ним права выбора направления саморазвития. [40]
Основные концептуальные положения инновационной теории О. С. Газман разработал на основе гармоничного сочетания социализации (нравственное воспитание и обучение) и индивидуализации (самоопределение, самодвижение, осознание своего отличия от других). Индивидуализация в образовании представляет собой:
• индивидуально направленную помощь воспитанникам в реализации их базовых потребностей (физиологических, социальных, познавательных, эстетических);
• создание условий, «... способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы - физической, интеллектуальной, нравственной, творческой»
• помощь для ребёнка в его духовном прозрении, творческом самовоплощении, личностном самоопределении и самодвижении.
В таблице 1 представлены различные подходы к определению собственно поддержки.
Таблица 1. Определение понятия «поддержки» различными авторами
Авторы Определение понятия поддержки
Н. Г. Осухова Оказание необходимой и достаточной помощи с целью самостоятельного решения личностью проблемных ситуаций.
Л.А. Петровская Сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающая при сопереживании и получении помощи.
Е.И.Исаев и В.И. Слободчиков поддерживать и развивать следует субъектность, то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой).
И. Б. Котова и Е. Н. Шиянов Рассматривая термин «поддержка», авторы акцентируют внимание на глубинном смысле педагогической и психологической поддержки. Ее сущность состоит в сложных преобразованиях, затрагивающих ядро ребенка – его личность. Развивающаяся личность нуждается в понимании, принятии, авансировании, особых стратегиях и тактиках воспитания, в вооружении механизмами и способами саморазвития.
А. Т. Анохина смысл поддержки заключается в том, что помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается «самодвижение», развитие «самости», самостоятельности человека. Отсюда и основной пафос направленности поддержки и способов ее осуществления –саморазвитие личности
Под поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.
Цель поддержки предполагает:
а) наличие развитого сознания, способности к самостоятельному выбору;
б) наличие воли механизма удержания концентрации внимания и усилий, направленных на практическую деятельность по осуществлению выбора;
в) наличие деятельности, которая необходимо спланировать и реализовывать
Соответственно цели, задачами педагогической поддержки являются:
выявление и собственное понимание проблемы, осознание всей ситуации саморазвития поддерживаемого;
помощь в осознании данной ситуации и коррекция собственного понимания;
совместная рефлексия проблемы поддерживаемого, побуждение его к осознанию себя как суверенного субъекта самостоятельного жизненного опыта и действия;
создание условий для осознания поддерживаемыми перспективы собственного саморазвития.
Проблема поддержки получила дальнейшее развитие как в педагогической, так и в психологической науке. Однако, проанализировав литературу, посвященную проблеме поддержки, можно отметить, что авторы дают разный ответ на принципиальный вопрос «кого или что же необходимо поддерживать?» Это привело к оформлению двух точек зрения на феномен поддержки:
1. Необходимо поддерживать и развивать субъектность и индивидуальность растущего человека. При таком ответе на вопрос содержание поддержки
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10. 12. 1948 г.)
2. Декларация социального прогресса и развития (Принята 11. 12. 1969 г. Резолюцией 2542 (ХХIV) на 1829 – ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Декларация не была опубликована. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) //Сборник международных договоров СССР. – 1993. - выпуск XLVI.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) // Российская газета. - 2013. - 25 ноября. - № 6241.
5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под ред. К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982 - 128 с.
6. Амбалова С.А. Психолого-педагогические механизмы социализации личности ребёнка // Приднепровский научный вестник. 2017. Т. 12. №3. С. 68-71.
7. Бенилова С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие. М.: Парадигма, 2014.
8. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 224 с.
9. Богдан Н. Н.; Могильная, М. М. Специальная психология: Учебное пособие /Под общ. ред. Л. И Александровой - Владивосток: Изд- во ВГУЭС, 2003. - 278 с.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
11. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
12. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 388 с.
13. Возрастная психология /авт.-сост.Н. Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
14. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С.Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
15. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 400 с.
16. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
17. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: МГУ, 1974. - 255 с.
18. Гаркуша Ю.Ф. Специальные преобразования педагогического пространства как стратегия воспитания детей с нарушениями речи / Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М., Воронеж, 2001. С. 119-142.
19. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. - С. 41-49.
20. Егорова Т. В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями: Дисс. … канд. пед. наук / Т.В.Егорова. – Саратов, 2000. – 172 с.
21. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С. 74-83.
22. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М. , 1986. - 344 с.
23. Коробейников, И. А. Нарушения в развитии и социальная адаптация - М.: ПЭР СЭ, 2002. - 256 с.
24. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А.Лапшин В.А., Б.П.Пузанов. – М.: Просвещение,1991. – 143 с.
25. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000. - 400 с.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.
27. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 216с.
28. Лобанова Е. Готовность к школе детей с ЗПР. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №2. - С. 47-54.
29. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика. 1989. - 100 с.
30. Лубовский В.И. Специальная психология - М.: Академия, 2004. - 396 с.
31. Лубовский, В. И.; Новикова, Г. Р.; Шалимов, В. Ф. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая система задержки психического развития //Дефектология /Ред. Н. Н. Малофеев, И. А. Коробейников. - 2011. - №5. - С.17-26.
32. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – Т. 6 / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1985. – 393 c.
33. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2004. - 583 с.
34. Мацукевич О.Ю. Социально-культурная ресоциализация молодых инвалидов как педагогический процесс // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск . - 2012. - № 3 (34). – С. 6-8.
35. Милькевич О.А. Опыт и проблемы подготовки педагогов и педагогов-психологов к работе в ситуации новых вызовов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. С. 164-168.
36. Московкина А.Г., Орлова Н.И. Клинико-генетические основы детской дефектологии. Учебное пособие для студентов-бакалавров ВУЗов дефектологических факультетов. М.: ВЛАДОС, 2015, 224 с.
37. Мурафа С. В. Продуктивность мнемических способностей детей 7-12 лет с задержкой психического развития // Сибирский психологический журнал № 41. Томск: «ТомУниверИздат», 2011 а. С. 42-50.
38. Мурафа С. В. Эффективность мнемических способностей школьников 7-12 лет с ЗПР // Международный журнал экспериментального образования № 10. Пенза: ИД «Академия Естествознания», 2011, С. 99-103.
39. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
40. Переслени, Л. И.; Мастюкова, Е. М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики //Вопросы психологии. - 1989. - № 1.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
42. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании / В.П.Симонов. – М.: «Высшее образование», 2009. – 357 с.
43. Черемошкина Л. В., Мурафа С. В. Эффект неспособности срисовать ранее запомненный материал детьми с ЗПР // Pedagogicaland Psychological Issuesin Education-2010. Lithuania: Scientific Methodical Centre «Scientia Educologica». 2010. Т. 25. С. 162-173.
44. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка: пособие для учителя -дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
45. Экспериментальная психология / Под ред. Е.С. Романовой. СПб.: Лидер, 2007. - 388 с.