Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время активно изменяется отношение к образованию как наиболее важной составляющей в комплексе мер, способствующих развитию человека, общества, государства, повышению качества жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и современные концепции образования имеют личностно-ориентированную направленность обучения и воспитания школьников, благодаря чему обеспечивается максимальное раскрытие психического потенциала и возможность индивидуального развития обучающихся.
Важно создать такие условия организации образовательного процесса, в которых каждый обучающийся может в полной мере реализовать свои способности, активизировать познавательный интерес, тем самым стать подлинным субъектом учения, умеющим и желающим учиться .
В последнее время все больший интерес вызывает именно дифференцированный подход в обучении, так как он позволяет создать наиболее благоприятные условия для обучающихся в процессе усвоения учебного материала и применения полученных знаний на практике.
Впервые понятие дифференцированного подхода в обучении появилось за рубежом в начале ХХ века. Его основателями считаются представители направления гуманистической психологии: К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракль . В России наиболее активная разработка «личностного подхода» началась с 80-х годов ХХ века. В дидактике это название было уточнено как новый термин «личностно-ориентированное обучение» .
По словам В.В. Серикова, личностно-ориентированное образование или дифференцированное обучение – это не формирование личности с заранее заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса . Суть личностно-ориентированной педагогики, по И.С. Якиманской, составляет «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса». Затем весь учебный процесс строится на основе этого главного положения. Обучающийся признаётся равноправным с учителем – партнёром по учебной деятельности. Учитель не принуждает обучающихся изучать обязательный материал, а создает оптимальные условия для саморазвития ученика .
Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса предполагает учет не единичных особенностей и способностей обучающихся, а их комплекса, за счет чего педагог может выстроить процесс обучения так, чтобы обеспечить максимальное усвоение учебного материала.
Успешное обучение возможно в случае, если учителю удастся пробудить интерес к изучаемому предмету и систематически его поддерживать. При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой извне информации. Такая организация образовательного процесса искусственно задерживает развитие познавательной активности. Одним из путей обучения, ориентированного на личность ребёнка, является применение индивидуального подхода. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Это основополагающая мысль, на которой строится научный фундамент индивидуального подхода, заложена в работе К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания».
Индивидуальный подход – это система дидактических средств организации учебного процесса по иностранному языку, которая включает в себя индивидуализацию обучения. Индивидуализация обучения – это дидактический принцип такого подхода к организации учебного процесса, при котором принимаются во внимание личностная характеристика учащегося, интеллектуальное развитие, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и др. Именно эти факторы оказывают влияние на успешность обучения.
Актуальность индивидуализации обучения обусловлена большими индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат обучения: уровень знаний, навыков, учебных умений и способностей, а также свойства и состояния, которые влияют именно на этого ученика и учитываются в индивидуальных случаях.
Долгие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества.
Степень изученности проблемы. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы таких выдающихся психологов и педагогов как: И. Э. Унт, В. А. Артемов, А.Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Е. Н. Соловова и другие. Общепедагогические аспекты индивидуализации образовательного процесса рассматривали в своих работах Зоткин А.О., Ковалева Т.М., Прозументова Г.Н., Проскуровская И.А., Рыбалкина Н.В., Суханова Е.А., Тубельский А.Н., Фрумин И.Д., Щедровицкий П.Г., Эльконин Б. Д. и ряд других исследователей.
Новизна работы: несмотря на то, что проблема индивидуального подхода изучается давно, и существуют рекомендации по реализации этого подхода, невозможно наложить индивидуальность одних детей на индивидуальность других, и в каждом конкретном случае необходимо тщательное исследование учащихся, выработка педагогической стратегии, подбор средств и приёмов обучения.
Объект исследования – целостный педагогический процесс.
Предмет исследования – индивидуальный подход в образовании при уровневой дифференциации.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: использование индивиудального подхода при уровневой дифференциация повышает уровень обученности учащихся, мотивацию и познавательную активность
В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
практические: наблюдение, анкетирование учащихся, колическтвенная и качественная обработка результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования: теоретические и методические аспекты данной работы могут быть использованы при организации индивидуального подхода на уроках, применимы для составления докладов и рефератов в рамках данной темы.
Структура работы: Работа сотоит из введения, 2 двух, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аскпеты индивидуального подхода в образовании школьников при уровневой дифференциации
1.1.Дифференцияция обучения как психолого-педагогическая проблема
Важным направлением нового Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего образования является повышение качества образования и воспитания на основе системно-деятельностного подхода в обучении .
Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает «расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени» .
Полноценное развитие обучающихся должно протекать не за счет усиленной нагрузки различными тренировочными заданиями, а в результате предоставления возможности каждому принимать участие в коллективном открытии нового на уроках в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями, активно включаться в познавательную деятельность.
Именно поэтому особенно важно создать благоприятные условия, чтобы все обучающиеся могли полностью реализовать свои индивидуальные особенности и проявить желание и умение учиться, став подлинным субъектом учения .
Немаловажным фактором является и то, что развитие детей протекает неравномерно: то скачкообразно, то замедленно, что проявляется в более быстром развитии одних функций при некотором замедлении развития других функций.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артеменко, О. Н. Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников [Текст] / О. Н. Артеменко // Сибирский педагогический журнал. – 2009. №7. – С. 128-134.
2. Бажин, К. С. Технология дифференцированного обучения: пси-холого-педагогический аспект [Текст] / К. С. Бажин // Педагогика и психоло-гия. – 2011. – № 1-1 – С.164-167
3. Баринова, О. В. Введение диссертации // disserCat – электронная библиотека диссертаций. 1999. URL: http://www.dissercat.com/content/urovnevaya-differentsiatsiya-v-obuchenii-mladshikh-shkolnikov-resheniyu-tekstovykh-matematic
4. Баскаков, А.М. Основные функции управления образовательным учреждением / А.М. Баскаков // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. - Челябинск, 2008. - Вып. 29 (№ 2). - С. 6-14.
5. Боровских, Т.А. Конструирование технологии индивидуализированного обучения // Сибирский педагогический журнал. − 2009. − №12. – С. 105-113
6. Босова, Л.Л. ИКТ как инструмент индивидуализации обучения в современной школе [Текст] / Л.Л. Босова // Преподаватель ХХI век. − 2016. − №4. − С.108-116. (109)
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
8. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
9. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» [Текст] / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2014. − № 2. – С. 143-152.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Вы-готский ; под ред. Л. М. Штутиной, Л. М. Маловой. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
11. Гердо, Н.В. Индивидуализация обучения учащихся старших классов в современной общеобразовательной школе [Текст]: автореф.дис… канд.пед.наук: 13.00.01/Н.В. Гердо; Чуваш.гос. пед.ун-т им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2012. – 6 с.
12. Захаренко, Т. Ю. Становление и развитие дифференцированного обучения в педагогической теории и практике России (начало XIX В. -1936 г.) [Текст] / Т. Ю. Захаренко // Сибирский педагогический журнал. 2007. №8. – С. 287-292.
13. Зимовина, О.А. Проблемы и направления развития индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза // Гуманизация образования. − 2013. − №3. – С. 25-29.
14. Индивидуальные варианты развития младших школьников [Текст] / Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой.— М.: Педагогика, 1973. – 312 с.
15. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема [Текст]. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982. – 224 с. (35)
16. Клепец, Г.В. Системы индивидуализированного обучения в мировой педагогике [Текст] / Г.В. Клепец, В.Б. Лебединцев // Коллективный способ обучения: науч.-метод. Журнал. – 2010. - №11. – С.82-92.
17. Лебединцев, В.Б. Проблема индивидуализации обучения в общеобразовательной школе [Текст] / В.Б. Лебединцев // Инновации в образовании. – 2013. − № 5. – С.35-47.
18. Лебединцев, В.Б. Индивидуализация обучения в массовой школе: условия и институциональные формы / В.Б. Лебединцев // Вестник ИГЛУ. − 2013. − №3 (24). – С. 244-248
19. Лысых, Н. В. Дифференциация образования: история и совре-менные проблемы [Текст] / Н. В. Лысых // Экономика образования. – 2010. №2. – С. 139-144.
20. Мальцева, Е. В. Использование дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе [Текст] / Е. В. Мальцева // Вестник Марийского государственного университета. – 2013. – №11. – С.62-65.
21. Пилигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика [Текст] / А. А. Пилигин. – М. : КСП+, 2003. – 432 с.
22. Прокофьева, М.Ю. Развитие идеи индивидуализации и дифференциации обучения в зарубежных странах [Текст] / М.Ю. Прокофьева //Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 26 (65). – 2013. − №1.− С.100-112.
23. Саржанова, А.Н. Теоретические основы индивидуализации обучения чтению на начальном этапе [Текст] /А.Н. Саржанова // Вектор науки ТГУ. – 2012. − № 1(12). – С.234-237.
24. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. (92)
25. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы [Текст]: Монография / В. В. Сериков. – М. : Просвещение, 1998. – 180 с.
26. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
27. Скворцова, О.А. К теоретическому обоснованию понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход» в обучении детей с ОВЗ / О.А. Скворцова // Специальное образование. − 2016. − №XII. – С. 226-230. (227)
28. Сотова, И.А. Дифференциация как способ реализации личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.А. Сотова, Е.Л. Парфенова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2013. − № 3 (7). – С. 155-160
29. Ун т, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с. (8)
30. Федеральный государственный образовательный стандарт в начальной школе: учебнометодическое пособие / Н.Е. Скрипова, Л.Н. Чипышева и др. - Челябинск: Цицеро, 2009. - 169 с.
31. Хубиева, Ф.М. Индивидуализация обучения как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Ф.М. Хубиева // Вестник КГУ. −2009. − №4. − С.390-394.
32. Чернышева, Т. Ю. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации [Текст] / Т. Ю. Черышева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. №1. – С. 56-64.
33. Юрловская, А.А. Индивидуализация обучения как одна из тенденций современного образования / А.А. Юрловская// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - №3 (14). – С. 292-294.
34. Якиманская, И. С. Технология личностно ориентированного обу-чения в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. – М. : Сентябрь, 2000 – 176 с.