Фрагмент для ознакомления
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧОНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На фоне трансформации мировой экономики и в условиях перехода России на инновационный путь развития обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные существованием не только таких важных проблем развития морской деятельности, как восполнение флота, увеличение объемов национальной грузовой базы, перевозимых судами под российским флагом, реконструкция гидросооружений, расположенных на водных магистралях, но также тесно связанным с ними существенным дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров.
Судостроительная промышленность России традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. Производятся судовые двигатели различной мощности, электрические силовые установки, электротехническое оборудование для судостроения, винтовые механизмы, различные типы уплотнителей, контрольные системы и другое оборудование.
По итогам 2017 года российские судостроители сдали заказчику 75 судов и кораблей тоннажем выше 50 тонн и 110 судов и катеров меньшего тоннажа, что на 17% меньше показателя предыдущего периода. Объем гражданских заказов сократился на 24% до менее чем 32 млрд рублей, военных заказов – на 33% до 65 млрд рублей. Сокращение произошло как в гражданском, так и в военном сегментах: сдано 42 судна и 33 корабля против 50 и 40 соответственно в 2016 году. Под санкциями оказался целый ряд корпораций оборонно–промышленного комплекса, в том числе с госучастием. Санкционная политика против Объединенной судостроительной компании свидетельствуют об успехах российского военно–промышленного комплекса.
В мире было заказано всего 3158 судов дедвейтом 196,9 млн т. Согласно последнему отчету аналитического агентства Clarksons Research, некоторые верфи простаивали без заказов и могут закрыться в результате банкротства. Число активных верфей снизилось с 440 в начале 2017 года до 360 в начале 2018 года. Наибольшим спросом пользовались балкеры (286 заказов), за ними следуют танкеры (271 заказ). Прогнозируется, что по итогам 2018 году будет сдано на 20% меньше судового тоннажа, чем в предыдущем году. Общий объем мирового флота оценивается в 1,9 млн т дедвейта. Стабильный рост наблюдается в сегментах газовозов и танкеров.
Сегодня недостаточно теоретических и практических разработок в области повышения конкурентоспособности предприятий судостроения на основе стратегии качества. Также проблемы обеспечения качества недостаточно освящены с позиций стратегического менеджмента отраслей национальной экономики, что затрудняет построение обоснованной стратегии качества отрасли, как самостоятельной стратегии, направленной на повышение ее конкурентоспособности.
Целью настоящего исследования является разработка и внедрение системы менеджмента качества в судостроительной отрасли. Для достижения поставленной цели, были выработаны следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекту понятия и показателей качества;
рассмотреть качество продукции как важнейший фактор повышения конкурентоспособности государственных корпораций;
проанализировать механизм проведения оценки соответствия процессов СМК в судостроительной отрасли;
привести общую характеристику АО «Объединенная судостроительная корпорация»;
провести анализ основных технико–экономических показателей деятельности корпорации;
осуществить разработку системы менеджмента качества в АО «Объединенная судостроительная корпорация»;
осуществить разработку программы по внедрению системы менеджмента качества в АО «Объединенная судостроительная корпорация»;
привести аспекты внедрения системы менеджмента качества в АО «Объединенная судостроительная корпорация»;
предложить мероприятия по повышению качества и надежности продукции АО «Объединенная судостроительная корпорация» на основе системы менеджмента качества.
Объект исследования – АО «Объединенная судостроительная корпорация». Предмет исследования – качество и надежность продукции АО «Объединенная судостроительная корпорация».
Методологическая основа исследования: методы синтеза, анализа, индукция, дедукция, системный и сравнительный подходы.
Теоретическая значимость работы: систематизированы подходы к управлению качеством продукции на предприятии.
Практическая значимость: разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления качеством продукции АО «Объединенная судостроительная корпорация».
Информационная база исследования: работы Берестовой Л., Гареева Р.Р., Добросельского В.В., Ильенковой С., Клецова Ю.В., Кудрявцевой Е.П., Лонцих П.А., Кунакова Е.П., Ланскова Д.П., Норенко Ю.И., Момот А.И., Равицкой О.А., Салимовой Т., Сальжановой З.А., Гельмановой З.С., Семенова В.Л., Солдатовой И.Н., Смирнова С.А., Федоськиной Л.А. и др. Изучением конкурентоспособности, в том числе в судостроении, занимались такие ученые, как Е.Н Ветрова, Е.А. Горбашко, И.Д. Летюхин, В.В. Окрепилов, В.Е. Рохчин, М. Портер, К.М. Туманов, Р.А. Фатхутдинов, Н.Ю. Четыркина и другие. Основам стратегического менеджмента посвящены труды ученых, а именно: Ансоффа И., Котлера Ф., Портера М., Стрикленда А., Томпсона А., Траута Дж. и других.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
1.1. Понятие и показатели качества
Проблемой качества продукции ученые занимаются на протяжении длительного времени. Определение качества продукции можно найти даже в трудах Аристотеля.
В данной работе мы будем использовать определение качества из Международного стандарта ИСО 9000–2015 [14] «Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны.
Качество продукции и услуг включает не только выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя... Качество (quality): Степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям.». Для того чтобы оценить способность продукта удовлетворять потребности используются системы взаимосвязанных параметров.
Для оценки параметров используется большой набор методов оценки качества. Часть этих методов являются достаточно объективными и предполагает измерение характеристик качества с помощью специальной техники.
Однако использование такой техники делает применение методов дорогостоящим. Часть методов являются достаточно субъективными и при их применении адекватность оценки качества может быть высокой только при работе высококвалифицированных опытных проверяющих (экспертов). Для целей повышения качества продукции на предприятии организуется управление качеством, суть которого сводится к внедрению системы качества.
Внедрение системы качества предполагает изменение организационной структуры организации, привлечение специальных ресурсов, разработку нормативной документации. То как это будет сделано в конкретных условиях зависит от выбранного метода повышения качества. [30, c. 109]
Качество, и само понятие о качестве, прошло долгий и многовековой путь, развитие качество происходят по сей день. Качество совершенствуется, так же как потребительский спрос, и разнообразность возможностей на производстве по удовлетворению потребностей покупателя, конечным продуктом.
Отметим одну из формулировок понятия качества, автором которого является известный многим Каору Исикава, он определял, что качество это именно то, что должно удовлетворять потребности потребителей, и соответствовать его требованиям. Исикава разработал такое понятие, как TQM, японский вариант, (Total Quality Management), что означает всеобщее управление качеством, это понятие можно определить, как некую философию предприятия. [24, c. 77]
Она в первую очередь основана на стремлении к качеству и практике управления основанного на идее непрерывного улучшения,6 развитее и совершенствования всего, что делает или производит предприятие.
Ведь крупные предприятия, обычно удовлетворены своей деятельностью и просто стоят на месте, хотя могут развивать свое производство, в лучшую сторону, с помощью того, что будут совершенствоваться в сфере качества.
Выбирать хорошее сырье, содержать его соответствующе. Стимулировать работников за качественно выполненную работу. Своевременно обновлять технику и просто добросовестно относится к своему производству [18].
Каору Исикава писал, что качество можно воспроизвести в виде некой пирамиды, фундаментом которой является именно качество работы на предприятии, а точнее качество выполненной работы на каждом из этапов в процессе производства, а от сюда уже вытекает и качество продукции. Многие поддерживают такое мнение, ведь как продукт может быть действительно качественным, если при производстве были нарушен хотя бы один из этапов производства.
Японская система управления качеством предполагает постоянное обучение всех работников фирмы, включая директора.
Основные подходы в управлении качеством предполагают:
1. Выявление потребностей потребителя.
2. Выявление того, что в будущем будут покупать потребители.
3. Расчет издержек, необходимый для достижения качества.
4. Предотвращение возникновения дефектов и претензий.
5. Расчет корректирующих действий.
6. Исключение потребности в проверке. [18]
Так же японцы разработали собственные инструменты управления качеством:
1. Вовлечение каждого работника фирмы в процесс обеспечения качества.
2. Применение статистических методов управления качеством.
3. Создание системы мотивации.
4. Поощрение обучения и повышения квалификации.
5. Организация кружков качества.
6. Организация команд специалистов, заинтересованных в решении определенной проблемы.
7. Превращение в общенациональную задачу проблемы обеспечения качества обучения сотрудников статистическим методам контроля. [25]
В настоящее время в Японии кружки качества представляют собой объединения работников фирмы. Они занимаются поиском мероприятий и способов по совершенствованию качества в свободное от работы время. Кружки качества действуют на основе следующих принципов:
1. Добровольное участие.
2. Регулярные собрания.
3. Конкретность решаемых проблем.
4. Выявление, изучение и оценка проблем качества в ходе обсуждения.
В настоящее время в Японии насчитывается более 300 тысяч кружков качества.
Японская система управления качеством направлена на предотвращение всевозможных дефектов.
Наиболее известными моделями качества, кроме кружков качества, являются программа «Пяти нулей», система JIT (Just–In–Time) и система КАНБАН.
Суть концепции JIT заключается в том, что все детали производятся только в том количестве, с тем качеством и в то время, которое необходимо потребителям.
Система КАНБАН предполагает производство определенной продукции или оказание услуги только в том случае, когда на нее есть спрос. [19, c. 55]
На сегодняшний день японский метод управления качеством является одним из наиболее популярных и высокоэффективных методов улучшения качества продукции. Показатели качества продукции представим на рисунке 1.
Рисунок 1 – Показатели качества продукции
Качество продукта находится под воздействием целого ряда факторов, от свойств применяемого в производстве сырья до уровня мастерства персонала организации. У каждой компании формируются собственные стандарты качества. Для эффективного управления качеством работы предприятия необходимо системное регулирование, координация и контроль выполнения всех параметров данной задачи.
Важным и одним из основных принципов (Total Quality Management), что означает всеобщее управление качеством, во первых это ориентация на своего потребителя, компания всегда должна соблюдать все требования своего потребителя, учитывать и конечно понимать что же нужно покупателю, и даже превосходить его ожидания, потребители будут возвращаться снова, что поможет предприятию увеличить выручку и стать эффективнее, а главное выдержать конкуренцию. [56, c. 84]
Второй принцип, это ведущая роль руководства, ведь кто, как не руководители должны создать в своей организации такую атмосферу, в которой работодатели компании будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей и благодаря этому, воздействовать на качество производимой продукции. Устанавливать цели и анализировать этот процесс, для реализации их.
Должно выполняться, со стороны аппарата управления, это одна из главных составляющих деятельности руководителей, так же, как и планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации. Отсюда и вытекает третий принцип, завлечение сотрудников, ведь все до единого должны включиться в этот процесс, тогда продукция действительно будет качественной. Добросовестное отношение работников помогает предприятию стать эффективнее, но не все так просто. Что бы получить хороший результат от работающего, его нужно мотивировать и вовлечь в деятельность, тем самым повлиять на качество производства, и конечно не оставить без поощрения [14].
Четвертый принцип, это процессный подход. Ведь удовлетворять потребителей, на самом деле, качественным хорошим продуктом является главной задачей, для каждого предприятия. Так же, качество продукции является неким результатом качества выполняемых процессов, выход которых он осуществляет (качество процесса равно качеству результатов).
Как уже известно, результат будет качественным в том случае, если каждый из этапов в процессе производства будет четким и качественным в выполнении.
Итак, пятый принцип, системного подхода к управлению. Во всех организациях, будь они производственными предприятиями,6или иными организациями в любой сфере деятельности, в которые входят поставщики и потребители. Такие «цепочки» могут быть нарушены в любой их точке одним работодателем или одним элементом оборудования, которые не отвечают требованием потребителя. Эффективность деятельности, которую воспроизводит организация можно увеличить за счет создания и управления системой взаимосвязанных процессов, а именно, организация должна стремиться к объединению неких процессов в создании продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика. [41, c. 88]
Шестой принцип, по моему мнению, один из наиболее важных и значимых для предприятия, это принцип постоянного совершенствования и улучшения всего того, что делает и производит предприятие.
Он заключается в том, что22 организация должна не только отслеживать возникающие в ее производстве проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства предпринимать необходимые корректирующие и прогнозные действия для предотвращения повторного появления таких проблем в будущем.
Улучшение должно обязательно сопровождаться вышестоящим, руководством в каждом из этапов процесса, так же руководители должны вовлекать персонал для того, чтобы совершенствовать продукцию, кто как не работодатели на предприятии, могу воздействовать на выход качественной и действительно хорошей продукции. Так же руководство должно наделять
Показать больше