- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
сценарии устойчивого развития сельских поселений Севера
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Государственное и муниципальное управление (ГМУ)
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "сценарии устойчивого развития сельских поселений Севера"?95 страниц
60 источников
Добавлена 21.06.2021
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРА 5
1.1. Теоретическая сущность устойчивого развития как основа разработки сценариев социально-экономического развития 5
1.2. Нормативно-правовые основы разработки сценариев долгосрочного развития сельских территорий Севера 13
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 31
2.1. Мониторинг параметров экономического развития 31
2.2. Анализ основных показателей социального развития 38
2.3. Сравнение социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в рамках Дальневосточного Федерального округа 44
Глава 3. СЦЕНАРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРА 54
3.1. Сценарий первый 54
3.2. Второй сценарий 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Подавляющая часть территории Российской Федерации характеризуется тем, что имеет выраженный сельский характер. В то же время современные глобальные вызовы, связанные со снабжением растущего населения земного шара продуктами питания, борьбой с бедностью, недопущением отрицательного воздействия на климат и водные ресурсы, могут быть решены только при условии, что удастся обеспечить устойчивое развитие сельских территорий. При этом на первый план выходит задача по производству высококачественных продуктов питания и сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности. В связи с этим становятся актуальными программы по устойчивому развитию сельских территорий, включающие перспективные направления развития сельской местности и инновационные решения экологических и социальных проблем.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема исследования рассмотрена и проанализирована в работах таких авторов, как, Петриков А.В., Маркин С.Ю., Лавровский Б., Лавров А., Ковалев С.А., Алаев Э.Б. и др. Однако еще остаются открытые вопросы по проблеме устойчивого развития северных территорий, что обусловило актуальность данного исследования.
Целью исследование является разработка мероприятий по улучшению программ устойчивого развития сельских территорий на примере Республики Саха (Якутия).
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучены теоретические и нормативно-правовые основы разработки сценариев устойчивого развития сельских территорий;
проведен анализ развития сельских территорий в Республике Саха (Якутия);
разработаны сценария по совершенствованию отечественных программ по устойчивому развитию сельских территорий в Республике Саха (Якутия).
Объект исследования – сельские территории Республики Саха (Якутия).
Предмет исследования – методология устойчивого развития сельских территорий.
Методологической основой исследования являются математические методы, метод группировки, классификаций, расчета финансовых коэффициентов, методы табличного и графического представления информации.
Практическая значимость заключается в разработке программ по устойчивому развитию сельских территорий в Республике Саха (Якутия).
Теоретическая база работы: использовались законодательные нормативные документы, учебная и научная литература, статьи, материалы из интернета.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРА
1.1. Теоретическая сущность устойчивого развития как основа разработки сценариев социально-экономического развития
ХХ столетие во всем мире, и в России в частности, ознаменовалось бурным ростом городов, что повлекло за собой все большее сосредоточение в них производственных, финансовых, человеческих, культурных, научных ресурсов. Но это не снизило значения сельской территории для государства. Здесь сосредоточены все производство сельскохозяйственных продуктов и сырья для перерабатывающей промышленности, лесные, водные, рыбные ресурсы, залежи минеральных ресурсов не только промышленного назначения, но и рекреационного; по сельским территориям пролегают все транспортные пути и иные коммуникации не только местного, но и общегосударственного значения.
Помимо этого сельские территории, вернее проживающее на них население, представляют собой своеобразное хранилище народных традиций, культуры, миропонимания. И в то же время это не замкнутое, изолированное пространство благодаря современным коммуникационным технологиям. По мере развития границы сельских территорий менялись не только в пространстве, но и во времени.
Так, Т. Нефедова выделила пять стадий, которые соответствуют этапам пространственного изменения сельских территорий под влиянием нарастающей урбанизации .
Стадия первая – природная, когда сельхозпроизводство, расселение, образ жизни – все вписано в природу. Преобладает натуральное хозяйство, чья продуктивность зависит от природных условий. Характерно разнообразие, самодостаточность и обособленность природно-этнических сельских ареалов.
Стадия вторая – раннегородская, природно-национальная, когда урбанизация стимулирует отток сельского населения, но благодаря высокому естественному приросту сохраняется его многочисленность, идет процесс дифференциации специализации и культуры землепользования. Роль индивидуального сектора для выживания села высока, но дифференцирована слабо.
Стадия третья – среднеурбанизационная. Происходит резкое деление территорий, обладающих благоприятными (юг) и неблагоприятными (север) природно-климатическими условиями для ведения сельского хозяйства.
Стадия четвертая – позднеурбанизационная, где усиливаются зональные различия. Капитал уже заменяет труд, не требуя роста сельского населения.
Пятая стадия – неоприродная (экологическая). Сельское пространство перестает быть только аграрным и становится рекреационно-дачным и экобиотехнологическим .
Определим, что же такое «сельская территория». Существует множество определений этого понятия. Самое очевидное и понятное то, что дается в географических словарях и энциклопедиях: сельская местность – вся обитаемая территория вне городов и пригородов. Она включает естественные и антропогенные ландшафты, а также села, деревни, хутора, фермы.
Ковалев С.А. дает более развернутое определение – сельская местность определяется как обитаемая местность вне городов с ее природными условиями и ресурсами, сельским населением и овеществленными плодами предшествующего труда людей, т.е. разнообразными элементами материальной культуры и основных производственных фондов на данной территории .
По мнению Баутина В.М., сельская территория – земное пространство за пределами урбанизированных территорий, населенное людьми и характеризующееся общностью каких-либо признаков (природных, исторических и др.) .
Старченко В.М. под сельской территорией понимает сельские поселения и хозяйствующие субъекты, расположенные в географических границах органов местного самоуправления, то есть сельских администраций .
На законодательном уровне впервые Федеральным законом 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» от 06.10.2003 года вводятся понятия «сельские поселения» и «межселенные территории». Согласно ст. 11, п. 3 этого закона территорию сельских поселений или сельскую территорию составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения .
В принятом в 2006 году Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» в статьях 1, 2, 5 и 7 тема развития сельских территорий уже присутствовала. То есть этот закон уже не был чисто отраслевым . В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с 2008 года предусмотрен самостоятельный раздел, посвященный вопросам развития сельских территорий .
В проекте Концепции используется термин «сельская местность», под которой понимается «обитаемая территория вне городских поселений». В утвержденной же 30 ноября 2010 года Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года сельские территории уже определяются как – территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории.
И хотя Концепция не является законом, будучи утвержденной Правительством, представляет собой определенное руководство к действию, которое позволяет на данном этапе определить положение сельской территории в пространстве [4].
Меренкова И.Н. и Перцев В.Н. под «сельской территорией» понимают важнейшую часть народнохозяйственного комплекса страны, включающую в себя обитаемую местность вне городов и пригородов с ее условиями и ресурсами, населенную и используемую людьми и характеризующуюся общностью каких-либо признаков (природных, исторических и др.) [20]
Применительно к сельской местности понятие устойчивого развития трактуется с различных точек зрения как единство социального, экономического, культурного, естественно-исторического и политического пространства. В одном случае рассматриваются преимущественно экологические аспекты, в другом – преимущественно социально-экономические.
Главной задачей Программы устойчивого сельского хозяйства и сельского развития является повышение уровня производства продуктов питания устойчивым способом и обеспечение продовольственной безопасности. Для решения этой задачи необходимо поддерживать образовательные инициативы, использование экономических инноваций и развитие приемлемых новых технологий, обеспечивая, таким образом, стабильный доступ к продуктам питания, соответствующим потребности человека в питательных элементах; доступ к ним для бедных групп; развитие товарного производства; сокращение безработицы и повышение уровня доходов в целях борьбы с бедностью; управление природными ресурсами и защиту окружающей среды .
В Основополагающих принципах устойчивого развития европейского континента пространственное развитие сельских территорий выделено в отдельный раздел, где отмечено, что «для достижения независимого развития сельской местности в соответствии с ее жилищными, экономическими, региональными и естественными функциями предложены следующие меры: применение политики пространственного планирования в целях поддержания равновесия в разнообразии развития сельских областей (диверсификация возможностей трудоустройства, различия в сельскохозяйственном производстве, наличие лесов, туризма, мер по защите природы); сохранение и усовершенствование эндогенных ресурсов в сельских районах в целях разностороннего развития экономической основы, мобилизации местного населения и вовлечения в экономику; поощрение малых и средних городов выступать в качестве производителей услуг для своих сельских провинций и пунктов размещения малых и средних предприятий; содействие территориальной доступности сельских районов, в частности малых и средних городов, а также больших деревень; совершенствование условий жизни населения сельских районов и увеличение их привлекательности для всех групп населения, в частности молодого поколения и пенсионеров» .
Таблица 1 – Толкования сущности и содержания устойчивого развития сельских территорий различными отечественными научными школами
Школа Представители Основные положения Цели и механизмы
Центр устойчивого развития сельской местности Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. В.М. Баутин, В.В. Козлов Большое внимание уделяется развитию как сельского и лесного хозяйства, так и торговле, промышленности, производству стройматериалов, развитию туризма и сферы услуг. Необходим принцип субсидиарности в перераспределении полномочий между различными уровнями власти, т.е. полномочия (а значит и ресурсы) должны распределяться снизу-вверх. Предоставление грантов на конкурсной основе для поиска потенциалов поселений и их развития
Институт аграрных проблем РАН А.А. Анфиногентова В основе устойчивого развития сельских поселений лежит социально-экономическое развитие агропродовольственного комплекса (устойчивость развития определяется эффективностью развития агропромышленных производств). Проблема устойчивого развития села рассматривается во взаимосвязи с продовольственной безопасностью страны Подход прозвучал на сессии ФАО в Риме в 1996 г. Главной задачей Программы устойчивого сельского хозяйства и сельского развития ставились повышение уровня производства продуктов питания и обеспечение продовольственной безопасности.
Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова (ВИАПИ) А.В. Петриков Устойчивое развитие предполагает стабильное комплексное развитие именно сельского сообщества, отвечающего критериям экономической, социальной и экологической эффективности и обеспечивающее выполнение селом своих народнохозяйственных функций, расширенное воспроизводство населения, рост уровня жизни и улучшения экологической ситуации
И.Н. Буздалов Из основных видов устойчивого развития (социальная, экологическая, экономическая) определяющей является экономическая, поскольку от ее уровня зависят размеры финансовых источников для подъема самого производства, преобразования социальной сферы и сохранения окружающей среды. Это означает, что без наличия достаточных финансовых ресурсов на территории не может идти речь о новых экологичных технологиях, развитой социальной инфраструктуре, приемлемом уровне жизни населения
Баутин В.М. и Козлов В.В. Устойчивое развитие сельских территорий заключается в обеспечении сбалансированного решения социально-экономических задач, касающихся жизни и деятельности сельского населения, и проблем сохранения благоприятной окружающей среды, природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей
В качестве критериев устойчивого сельского развития называются: рост эффективности сельского хозяйства, диверсификация сельской экономики в целом, продовольственная безопасность страны, естественный прирост сельского населения, повышение уровня и качества жизни на селе, сохранение социального контроля над исторически освоенными территориями, улучшение почвенного плодородия и экологической ситуации в сельских районах .
Для достижения целей государственной политики устойчивого развития сельских территорий предусмотрено выполнение следующих задач: диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения; усиление государственной поддержки сельхоз товаропроизводителей и повышение общественной оценки сельскохозяйственного труда; усиление социальной защиты сельского населения; улучшение жилищных условий и доступа сельского населения к социальным услугам; развитие интеграции сельских территорий в общероссийское культурное пространство; укрепление правовой и финансовой базы и преодоление ведомственной разобщенности в управлении сельским развитием; рациональное вовлечение в хозяйственный оборот и повышение эффективности использования природных, материальных и человеческих ресурсов сельской местности; развитие рыночной инфраструктуры и повышение доступа сельхоз товаропроизводителей к рынкам сбыта продукции; развитие сельского самоуправления и укрепление его финансовых основ; обеспечение доступа жителей села к ресурсам развития и преодоление их информационной изолированности; укрепление научной и кадровой базы сельского развития; разработка инструментария и проведение мониторинга сельского развития .
Не опровергая важность всех заявленных задач, хочется подчеркнуть значение диверсификации сельской экономики. Вызвано это тем, что использование все более производительной техники и новых технологий в сельскохозяйственном производстве ведет к высвобождению работников и, как правило, к снижению доходов сельских домохозяйств. Преодолеть это возможно развивая и несельскохозяйственные виды деятельности на сельских территориях. Недаром в Концепции эта задача стоит на первом месте.
1.2. Нормативно-правовые основы разработки сценариев долгосрочного развития сельских территорий Севера
Основной задачей экономической теории является поиск путей роста и развития хозяйственных систем в условиях ограниченности ресурсов. Современные национальные экономики применяют рыночную модель отношений. Для нее характерна обособленность субъектов хозяйствования, независимость их действий, а также стремление к индивидуальной выгоде. Такие условия создают многофакторную среду, развитие и рост в которой осложнены непредсказуемостью стороннего воздействия .
Экономическое развитие представляет собой качественные изменения в устоявшемся устройстве хозяйственных систем. Оно влияет на социальную, экономическую, политическую, культурную, научную и другие области жизни социума. В отличие от развития рост отражает количественные изменения результатов хозяйственного функционирования экономических систем. Развитие становится фундаментом роста совокупных показателей, так как формирует фундамент для наращивания экономического потенциала. Рост в свою очередь позволяет создать резерв для инвестиций в развитие.
Все страны делят на три группы по уровню экономического развития.
Выделяют: Развитые страны. Большая часть их дохода формируется в сфере услуг. Государства находятся
Фрагмент для ознакомления 3
2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года – [Электронный ресурс] – режим доступа – Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12151309/#help
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717– [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gosprog.ru/gp-razvitiya-selskogohozyaystva
4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/2073 544/ (дата обращения 03.01.2019).
5. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.mcx.ru/documents/document/show/12214.19.htm
6. Государственная программа «Содействие занятости населения» (утв. Постановление Правительства РФ №298 от 15 апреля 2014 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.rosmintrud.ru/docs/government/
7. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050) (в редакции постановления Правительства РФ от 25 августа 2015 г. N 889) [Электронный ресурс] – Режим доступа – Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12182235/#block_100000#ixzz3plgf10Uk
8. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848) [Электронный ресурс] – Режим доступа – Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1587083/1/#ixzz3plhYXLre
9. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийнотерминологический словарь. – М.: Мысль, 1983. – 350 с. 18. Типология российских регионов / Б. Бутс, С. Дробышевский, О. Кочеткова, Г. Мальгинов и др. [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.iep.ru/ru/publikatcii/publication/656.html
10. Бабаев В.Ю., Чернорук А.А. Диверсификация как инструмент управления развитием предприятия// Экономика и управление – 2010 – № 4. – С. 38-43.
11. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 687 c.
12. Берроуз Мое образование. Книга снов / Берроуз, Уильям. - М.: Глагол, 2015. - 300 c.
13. Быченков, В.М. Институты. Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности / В.М. Быченков. - М.: Москва, 2013. - 976 c.
14. Бюллетень центрального статистического управления. №92. Народное образование 1924 г.. - М.: М, 2010. - 214 c.
15. Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты / О.А. Бияков, Кузбасский гос. техн. ун-т. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2014. – 151 с.
16. Баженова, О. И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики / Баженова О. И. // Гос. власть и местное самоупр. – 2013. – № 3. – С. 31–35.
17. Балыхин, А. Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / Балыхин А. Г. // Гос. власть и местное самоупр. – 2013. – № 1. – С. 12–16.
18. Волков, В. Проблемы обеспечения комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и направления совершенствования законодательства по их решению / В. Волков // Муницип. власть. – 2012. – № 6. – С. 22–27.
19. Выдрин, И. В. Муниципальное право России : учебник / И. В. Выдрин. – 4-е изд., перераб. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2012. – 255 с.
20. География. Современная иллюстрированная энциклопедия/Под редакцией проф. А.П. Горкина. – М.: Росмэн. 2016. Т. Демографический энциклопедический словарь
21. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. – 2011. – № 9. – С. 15–27.
22. Ивашкова Т.К., Морозова Н.В. Типология регионов Российской Федерации // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 № 6 (25) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014 – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/87EVN614.pdf
23. Итоги ежегодного мониторинга развития местного самоуправления в РФ за 2011 год // Вопр. местного самоупр. – 2013. – № 1. – С. 4–6.
24. Законодательное обеспечение устойчивого развития сельских территорий: Круглый стол /Под ред. д.э.н., проф, чл.-корр. РАСХН Н.К. Долгушкина. – Белгород, 2015. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.council.gov.ru/media/files/41d44f243505294572a5.pdf
25. Кодина, Е. А. Развитие законодательства о местном самоуправлении. Анализ актуальных правовых вопросов / Е. А. Кодина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. – 2013. – № 2. – С. 13–22.
26. Курманов, Э. Р. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в свете некоторых решений Конституционного Суда Российской Федерации / Курманов Э. Р. // Конституц. и муницип. право. – 2012. – № 12. – С. 54–58.
27. Лукьянова, Н. И. Проблемы правового регулирования территориальной организации местного самоуправления / Н. И. Лукьянова // Практика муницип. упр. – 2013. – № 2. – С. 13–22.
28. Ковалев С.А. Изучение сельской местности в экономической и социальной географии // Вопросы географии. Сборник (Экономическая и социальная география). – Мысль, 1980. – С. 172-193
29. Куперштох В.Л., Соколов В.М., Суспицын С.А. Методические основы выделения депрессивных и отсталых регионов // Региональная экономика и социология. – 1996. – № 2. – С. 15-29.
30. Лавров А. Анализ тенденций развития регионов России в 1992– 1995 годах // Вопросы экономики. – 2017. – № 6. – С. 15-17.
31. Лавровский Б. Измерение региональной ассиметрии на примере России // Вопросы экономики. – 2016. – № 3.- С. 25-36.
32. Меренкова И.Н., Перцев В.Н. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий муниципального района– Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2017. – 166 с.
33. Муниципальное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. – М. : Проспект, 2013. – 336 с.
34. Маркин, С.Ю. Комплексное развитие удаленных сельских территорий / С.Ю. Маркин, Б.Ш. Алибекова, Л.С. Маркин // Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски. – М., 2011. – С. 211-213.
35. Маркин С.Ю. Прогнозирование уровня трудовых доходов как фактора устойчивого развития сельских территорий / С.Ю. Маркин, Е.Д. Маркина, П.А. Краснокутский // Проблемы организации, нормирования и мотивации труда в сельском хозяйстве: материалы заседания круглого стола. – М., 2018. – С. 338-343.
36. Нефедова Т.Г. Сельская Россия на перепутье: географические очерки. – М.: Новое издательство, 2013. – 408 с.
37. Натензон А.М. Возможности использования международных индексов социального развития для стран СНГ и Балтии // Международная конференция студентов и аспирантов «Ломоносов-99»: Сборник тезисов докладов. – М.: Юнити, 2017. – С. 10-16.
38. Петриков А. Устойчивое развитие сельской местности в России и направления научных исследований // АПК: экономика, управление. – 2017. – № 12. – 13 с.
39. Петриков А.В. Политика сельского развития в России: проблемы и приоритеты // Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы. – М.: Энциклопедия российских деревень, 2017. – 516 с.
40. Петриков А.В. Устойчивое развитие сельских территорий в России: направления и проблемы. //Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: зарубежный опыт и проблемы России. М.: Т-во научных изданий КМК. – 2015. – С. 228-243.
41. Регионы России. Социально-экономические показатели. - М.: Юнити, 2015. - 900 с.
42. Рекомендации по обеспечению занятости сельской молодежи/ Кузнецов В.В., Гвозденко А.П. и др. – Ростов н/Д.: ВНИИЭиН. 2001 г. – 52 с.
43. Регионы России. Социально-экономические показатели 2015 г. Статистический сборник М., 2016 – 245 с.
44. Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистический сборник. – М.. 2016. – 245 с.
45. Российский статистический ежегодник – 2014 г.: Стат. сб./ Росстат. М., 2014 – 65 с.
46. Рекомендации по совершенствованию государственной региональной демографической политики в сельской местности / В.В. Кузнецов, А.П. Гвозденко, Н.И. Антонова; ГНУ ВНИИ экономики и нормативов. – Ростов н/Д, 2016. – 62 с.
47. Роговская Н.В. Типология сельских территорий на региональном уровне [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.timacad.ru/conf_news/section2/Rogovskaya_ru.pdf
48. Регион: проблемы планирования и управления / Под ред. А.С. Новоселова. – Новосибирск.: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2014. – 240 с.
49. Риккерт Границы естественно-научного образования понятий / Риккерт, Генрих. - М.: Наука, 2016. - 532 c.
50. Седов, А.В. История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй / А.В. Седов. - М.: Восточная Литература, 2013. - 895 c.
51. Спирина, М.С. Дискретная математика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.С. Спирина, П.А. Спирин. - М.: Академия, 2014. - 368 c.
52. Старченко В.М. Инновационные проекты развития сельских территорий //Экономика сельского хозяйства России. – 2018. – № 4. – С. 57-61
53. Типология российских регионов – М.: Юнити, 2017. – 245 с.
54. Шанин С.А. Территориальная стратифицированность экономического пространства: особенности и типология – Белгород, 2018. – 58 с.
55. Слюняев, И. Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления / И. Н. Слюняев // Практика муницип. упр. – 2013. – № 2. – С. 6–12.
56. Фасеев, И. Ф. Трансформации модели местного самоуправления в Российской Федерации [80-е гг. XX в. – 2012 г.] / И. Ф. Фасеев // Муницип. право. – 2012. – № 4. – С. 58–75.
57. Шайхразиев, В. Г. О понятии функций местного самоуправления / Шайхразиев В. Г. // Гос. власть и местное самоупр. – 2012. – № 12. – С. 3–5.
58. Широков, А. Местное самоуправление в новом политическом цикле: проблемы и перспективы развития / А. Широков // Муницип. власть. – 2012. – № 6. – С. 32–39.
59. Шугрина, Е. С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях / Е. С. Шугрина // Муницип. право. – 2012. – № 4. – С. 7–14.
60. Шугрина, Е. С. Соотношение понятий «муниципальное образование», «административно-территориальная единица», «населенный пункт» / Е. С. Шугрина // Городское упр. – 2013. – № 1. – С. 30–43.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней