Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Важным направлением современного социально-экономического развития России является совершенствование процессов внедрения информационно-коммуникативных технологий в процесс образовательного пространства. Ежегодно в образовательных организациях появляется все большее количество информационных ресурсов, которые регламентируют и деформируют педагогический процесс. Руководитель образовательной организации, обрабатывая большие объемы информации, должен обеспечить достоверность и своевременное ее поступление до объектов управления. Внедрение информационно-коммуникативных технологий признано совершенствовать методы управления педагогическим процессом образовательной организации, минимизировав временные и трудовые затраты.
На современном этапе развития общества информационно-коммуникативные технологии управления педагогическим процессом расцениваются как один из наиболее эффективных способов совершенствования системы образования, позволяющих руководителям иметь больше возможностей. Ежегодно появляется все большее количество преимуществ развития информатизации образования.
Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях реформирования общеобразовательный организаций, внедрение информационно-коммуникативных технологий управления педагогическим процессом изменяют сущность их управления и задают новый качественный стандарт образовательного продукта, что в свою очередь оказывает влияние как на уровень конкуренции рынка образовательных услуг, так и на рынке труда в целом.
В своих трудах И. А. Зимняя, Е.Я. Коган, Г.К. Селевко, A.B. Хуторский и др. уделяют большое внимание проблеме классификации компетентностей, где одной из основополагающих выступает информационно-коммуникативная компетентность личности. На современном этапе развития педагогики, также, как и термин «компетентность», понятие «информационно-коммуникативная компетентность» находится на стадии разработки. A.B. Хуторской В. Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Л.B. Доброва, О. Б. Зайцева, A.Л. Семёнов, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых и др. занимались исследованием в области информационно-коммуникативных технологий.
Анализ сложившейся практики профессиональной подготовки педагогических кадров к использованию информационно-коммуникативных технологий обозначил актуальность нашего исследования, которая определяется недостаточностью разработанности теоретико-методологических и технологических основ формирования готовности учителей к информатизации образовательной организации.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
– доказано, что распространение информационно-коммуникативных технологий наделило информацию новым уровнем динамизма, что существенно трансформировало методы управления. В частности, это выражается в: изменении иерархических каналов распространения информации внутри организации; поощрении совместной работы молодых руководителей и подчиненных в единой информационно-коммуникативной среде; облегчении трудоёмкости аналитических задач у лиц, принимающих управленческие решения и т.д.;
– обоснована социальная значимость применения информационно-коммуникативных технологий как катализатора улучшения условий труда. Она проявляется в уменьшении конфликтных ситуаций за счет снятия напряженности и уменьшения межличностных взаимодействий, снижении количества рутинных процессов и пр.; определено, что повсеместное применение информационно-коммуникативных технологий влечет за собой трансформацию трудовых отношений, в результате которой создается дополнительные возможности для человека. К наиболее важным из них относятся появление нового вида трудовой деятельности удаленная работа, а также трансформация управления организацией;
– определены информационно-коммуникативные технологии, являющиеся действенным инструментом повышения эффективности управления, что, в частности, достигается за счет создания единого коммуникативного пространства и сокращения операционных издержек
– выявлен ряд социальных причин, препятствующих эффективному внедрению и развитию информационно-коммуникативных технологий в образовательный учреждениях.
- сформулированы рекомендации для учебного учреждения МБОУ СОШ №4 по системе мониторинга персонала и уровнем владения информационно-коммуникативными технологиями.
Таким образом, возникают противоречия между объективной потребностью внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательных организациях, в управлении педагогическим процессом и недостаточной теоретической, методической и практической разработанностью условий внедрения информационно-коммуникативных технологий.
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы «Информационно-коммуникативные технологии управления педагогическим процессом в образовательной организации», проблема, которая сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы процесса внедрения и практические аспекты реализации данного процесса.
Цель исследования: уточнить, проанализировать и предложить методы внедрения информационно-коммуникативных технологий управления педагогическим процессом в образовательной организации МБОУ СОШ №4.
Объект исследования: управление педагогическим процессом в образовательной организации МБОУ СОШ №4.
Предмет исследования: существующие информационно-коммуникативные технологии МБОУ СОШ №4.
В основу проводимого исследования положена гипотеза, согласно которой успешное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную отрасль, может быть осуществлено, если будет использовано разработанное нами исследование по внедрению, включающее следующее содержание: обоснование и разработка практических рекомендаций по внедрению информационно-коммуникативных технологий управления на основе системного и личностно-ориентированного подхода; на основе анализа преподавательских кадров, реализация поддержки и освоения исследования.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1) изучить и проанализировать научно методическую литературу по данному вопросу.
2) определить сущность и структуру информационно-коммуникативных средств и технологий, применяемых в образовательных организациях.
3) выявить и проанализировать особенности информационно-коммуникативных технологий и определить их влияние на процесс внедрения.
4) определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить алгоритм использования уже имеющихся информационно - коммуникативных технологий и эффективность укрепления педагогических навыков в МБОУ СОШ №4.
5) разработать практические рекомендации по реализации исследования «Использование информационно-коммуникативных технологий» на конкретном примере МБОУ СОШ №4.
6) выявить проблемы, стоящие перед педагогическим коллективом МБОУ СОШ №4 по внедрению информационно-коммуникативных технологий в работу.
Общеметодологическую основу исследования составляют концепции информационно-коммуникативных технологий, информатизация образования, положения о внедрении информационно-коммуникативных технологий в образовательных организациях, о уровнях развития личности с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Методологическими ориентирами исследования являются: системный подход, объясняющий необходимость повышения компетентности преподавателей в сфере использования информационно-коммуникативных технологий в своей профессиональной деятельности; влияние информационно-коммуникативных технологий на образовательный процесс; раскрытие новых возможностей учителей при использовании информационно-коммуникативных технологий.
Теоретическую основу исследования представляют труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам: информационно-коммуникативных технологий и их влияния на образовательный процесс (Абдуразаков М.М., Абросимова, М.А., Анеликова Л.А., Астахова, Е.В. и другие); информатизации образовательной организации (Дворецкая, А.В., Волков П.Д., Киселев, Г.М., Кананыхина М. А.); проблемам, возникающим при внедрении в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий (Черников, Б.В., Цветанова-Чурукова Л.З., Хлебников, А.А., Федотова, Е.Л.)
Методы, организация и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов, которые взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретические (анализ литературных источников по теме исследования, проектирование, теоретическое обобщение результатов исследования), эмпирические и аналитические.
Возможность использования полученных результатов. Разработанные в диссертационном исследовании методы и приёмы анализа данных, системы оценки эффективности процессов, практические рекомендации по внедрению и применению современных информационно-коммуникативных технологий, которые могут быть использованы в образовательных организациях.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на основе МБОУ СОШ № 4 в течение 2017 2018 г., и охватывало, в общей сложности, 59 человек. Организация исследования включала 4 этапа.
Первый этап (2017 год, октябрь, ноябрь) – проведен теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования, а также оценка современного состояния проблемы; были установлены основные направления исследования. Сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования; уточнен понятийный аппарат; обоснованы педагогические системы в условиях готовности учителя использовать информационно-коммуникативные технологии в своей профессиональной деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуразаков М.М. Совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования. – Ю.А. Лукаш Махачкала: ДГПУ, 2006.
2. Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. – М.: КноРус, 2013.
3. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
4. Анеликова, Л.А. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. 8 класс (+ CD-ROM) / Л.А. Анеликова, О.Б. Гусева. – М.: Солон-Пресс, 2013.
5. Анеликова, Л.А. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. 9 класс / Л.А. Анеликова, О.Б. Гусева. – М.: Солон-Пресс, 2015. – 400 c.
6. Астахова, Е.В. Информационно-коммуникационные технологии: учебное пособие в 3-х ч. / Е. В. Астахова; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул, 2015. – Ч. 1. Информационная безопасность.
7. Ахмадуллаева Б.Х. Информатизация образования и подготовка педагогических кадров // Б.Х. Ахмадуллаева Международная научно-практическая конференции «Приоритетные направления развития системы образования и воспитание в XXI веке». – Шымкент, 2015.
8. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: изд. Филинъ, 2015.
9. Волков П.Д. Применение мировых информационных ресурсов в образовании // П.Д. Волков. – Информатика и образование – 2015.
10. Гейн А.Г. Информатика 7-9 кл.: Методическое пособие к учебнику А.Г. Гейна и др. Информатика 7-9 – М.: Дрофа, 2015.
11. Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. / В.В. Гузеев – М.: Центр Педагогический поиск, 2015.
12. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения/ А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2015.
13. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе/ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2015.
14. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2015.
15. Кананыхина М.А. Современные дидактические средства и информационные технологии // А.М. Кананыхина. Начальная школа. – 2015
16. Каймин В.А. Информатика: Учебник. / В.А. Каймин – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2016.
17. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев. – М.: Дашков и К, 2016.
18. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. – М.: Дашков и К, 2016.
19. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. – М.: Дашков и К, 2016.
20. Коноплева, И.А. Информационные технологии. / И.А. Коноплева, О.А. Хохлова, А.В. Денисов. – М.: Проспект, 2015.
21. Корнеев, И.К. Информационные технологии в работе с документами: Учебник / И.К. Корнеев. – М.: Проспект, 2015.
22. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования/ И. Комарова. // Народное образование. – 2016. – №2.
23. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. / Ю.Г. Ксензова – М.: Педагогическое общество России, 2016.
24. Курин, Ю.Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной школе/Ю.Н. Курин // Начальная школа. – 2016.
25. Кузнецов Э.И., Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Учебный пакет программных средств по курсу ”Методика преподавания информатики” для педагогических институтов. Сбор. Ст. “Научные труды МПГ”. Серия: Естественные науки». / И.Э. Кузнецов – М.: Прометей, 2016.
26. Маржина Р.А Обзор информационных технологий в управлении общеобразовательной школой // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. / Р.А. Маржина –2016.
27. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Меньшикова. – М.: Педагогическое общество России, 2015.
28. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – Москва, 2016..
29. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе/С.И. Павлова // Начальная школа. – 2016. – №4.
30. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие /С.А. Смирнов, И.Б. Котов, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издат.центр “Академия”, 2015.
31. Патаракин, Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Геокешинг, Геотагинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: Новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ - М.: Институт развития образовательных технологий, 2016.
32. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров – М., 2015..
33. Баймуханов Б.Б. Подготовка будущих учителей к использованию компьютерных средств обучения. / Б.Б. Баймуханов – Непрерывное образование: состояние, проблемы и перспективы. – Алматы, 2015..
34. Регалова Т.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении // Т.В. Регалова – Нижегородское образование. – 2016. – №3.
35. Самойлова, Т.А. Интерактивная доска: подготовка и проведение уроков. – Ростов: Ростиздат, 2010.
36. Сергеева, М.А. Информационно-технологическое обеспечение мониторинга качества профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений: автореф. Дис. канд. пед. наук / М.А. Сергеева. – М.:[б.и.], 2015.
37. Силютина С. Н.Использование ИКТ на уроках английского языка на второй ступени обучения. 2016..
38. Подвинцева О.В. Что такое компьютер? / О.В. Подвинцева. 2016.
39. Солдатова Н.М. Пакет методических материалов по организации единой информационной образовательной среды в образовательных учреждениях. / Н.М. Солдатова. – Владивосток, 2016..
40 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [и др.]. / Е.С. Полат. – Москва, 2016.
41. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. / И.В. Роберт – М.: Школа – Пресс, 2016.
42. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е. Соколова // Начальная школа. – 2016. – №3.
43. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – 3-е изд. – М.: изд. –торг. корпорация Дашков и К0, 2016. с.
44. Федотова, Е.Л. Информационные технологии и системы: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
45. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
46. Хлебников, А.А. Информационные технологии: Учебник / А.А. Хлебников. – М.: КноРус, 2016.
47. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии. // Л.З. Цветанова-Чурукова. – Начальная школа. – 2016 – №8.
48. Черников, Б.В. Информационные технологии управления: Учебник / Б.В. Черников. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016.