Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что организация профориентационной работы в образовательной организации является сложным и ответственным делом, в процессе которой учащиеся получают возможность в полной мере самостоятельно, творчески применять свои знания и умения на практике, проверять свою готовность к выбору профессии. Наиболее актуальна эта проблема для подростков. Взросление человека неизбежно сопровождается решением вопроса о выборе профессии.
Уже в 15-17 лет перед человеком встает задача определиться с выбором профессии. Однако в этом возрасте еще достаточно трудно сделать конкретный выбор в пользу одной профессии, т.к., во-первых, для этого еще нет необходимого жизненного опыта, а во-вторых, даже в старшем подростковом возрасте человек еще только познает себя: «какой я?», «на кого я хочу быть похожим, а на кого нет?», «что мне по-настоящему нравится?», «что у меня получается лучше всего?» и т.п.
В связи с этим, перед общеобразовательными организациями встает задача проведения профориентационой работы с детьми старшего подросткового возраста. Основная цель профориентационной работы – оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении.
В соответствии с действующим федеральным законодательством органы исполнительной власти должны осуществлять профориентационную работу с детьми, достигшими возраста 14 лет.
Вопросами профориентационной работы в общеобразовательной организации занимались такие научные деятели, как Е.В. Гурова, Н.Н. Захаров, Ф.С. Исмагилова, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.
И.А. Заборская, Е.А.Климов, Н.С. Пряжников занимались исследованиями факторов и мотивов, влияющих на выбор профессиональной деятельности старшеклассников.
Процессы формирования профессиональной направленности в старшем школьном возрасте отражены в работах Э.Ф. Зеера. Профильное обучение и его значение в организации профориентационной работы в школе раскрываются в работах Л.К.Артёмовой.
Профориентационная работа – это сложная, многогранная, комплексная деятельность, которая имеет свои задачи, функции, принципы, на которых должна строиться эта работа. Однако в современной науке существуют разные понимания того, по каким основным направлениям должна организовываться профориентационная работа в общеобразовательной организации.
Возникает противоречие: необходимо проводить профориентационную работу с детьми старшего подросткового возраста, однако нет единого мнения по поводу содержания этой работы в общеобразовательной организации.
Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы направления, формы и методы профориентационной работы с детьми старшего подросткового возраста в общеобразовательной организации?
Все вышесказанное определило выбор темы выпускной квалификационной работы «Выявление и реализация запросов на профориентацию учащихся в деятельности школы».
Объект исследования: процесс организации профориентационной работы.
Предмет исследования: формы и методы профориентационной работы со старшеклассниками в общеобразовательной организации.
Цель исследования: выявить запросы на профориентацию учащихся в деятельности общеобразовательной школы.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Определить нормативную базу исследования;
Изучить особенности профориентационной работы с разными возрастными категориями;
Рассмотреть формы, методы и направления организации профориентационной работы в школе с обучающимися;
Провести экспертизу деятельности школы по организации профориентационной работы с обучающимися;
На основании полученных данных разработать рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательной школе.
Методы исследования:
теоретические – анализ, обобщение, конкретизация, абстрагирование;
эмпирические – анкетирование, наблюдение, анализ педагогической документации.
База исследования: ГБОУ СОШ № 414 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации профориентационной работы в школе
1.1. Нормативная база. Особенности профориентационной работы с разными возрастными категориями
Важнейшим условием взаимодействия государства, учащегося и взрослого (классного руководителя, учителя, профконсультанта и т.п.), часто выступающего посредником между ними, является определенная нормативно-правовая база, которая представляет собой совокупность законов, постановлений, распоряжений, инструкций и прочих нормативных документов, регулирующих профориентационную работу.
Нормативно-правовая база построена по вертикали, логически соединяющей уровень федерального, регионального и муниципального законодательства. К ней также относятся нормативные документы, регулирующие данную работу на уровне образовательной организации. Началом вертикали является закон, принятый на федеральном уровне, и носящий рамочный характер, то есть определяющий основные положения по применению тех или иных норм. Конкретные нормативно-правовые акты принимаются затем на региональном и муниципальном уровне, что обеспечивает школьные нормативы по организации деятельности на уровне образовательного учреждения.
В настоящее время нашей страной подписан, а в ряде случаев и ратифицирован ряд международных правовых актов, в которых определяются вопросы профессиональной ориентации.
К их числу относятся:
• Европейская социальная хартия (подписана РФ 14. 09. 2000, но не ратифицирована)
• Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.) Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов «(Женева 23.06.1975 г.)
• Конвенция о правах ребенка
Федеральные законы Российской Федерации
• Конституция РФ – (Гл. 2)
• Поручение Президента РФ от 19.-3.2011г № ПР.-634
• Поручение Правительства РФ от 26 июля 2011 № АЖ-П8-5284
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
• Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения ОС
• Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"
• Трудовой кодекс РФ
• Закон "О занятости населения в РФ"
В соответствие с Законом «Об образовании в РФ» и новыми федеральными образовательными стандартами в настоящее время профессиональной ориентации в школах отводится новая роль – создание условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Нормативная база вполне достаточна для осуществления профориентации в образовательных организациях. Однако эти документы затрагивают не столько технологию проведения профориентационной работы, сколько организацию и целенаправленность такой деятельности.
Приведем выдержки из нормативно-правовых документов Российской Федерации в части, касающейся профориентации населения.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.
Пункт 3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
Пункт 1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Следуя данным статьям, мы способны обучить нынешнее поколение обучающихся самостоятельности при решении поставленных перед ними проблем. Создание оптимальных условий для успешной социализации детей способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271).
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Формирование профессиональной компетентности способствует развитию социально-коммуникативных и индивидуальных способностей, позволяет в будущем жить не подражая и копируя, а эффективно действовать в обществе.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Статья 11, пункт 1.
В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.
Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1996 г. №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации».
1. Понятие профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы.
1.1. Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.
1.2. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:
профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально - квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
1.3. Профессиональная ориентация осуществляется в целях:
обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
1.4. Основные методы профессиональной ориентации:
информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
психологическое и медицинское консультирование;
психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
различные педагогические методы.
Школы в свою очередь самостоятельно разрабатывают локальные акты, регламентирующие вопросы профориентации, определяют средства и формы профориентационной работы.
Для определения целей, задач и содержания профориентационной работы в образовательном учреждении:
1. разрабатывают Положение о профориентационной работе
2. издают приказ об организации профориентационной работе
3. составляют план работы по профориентации.
Ориентация педагогических работников на существующую нормативно-правовую базу, ее использование в практической деятельности позволит качественно активизировать процесс профессиональной ориентации в образовательной организации.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что существующая нормативно-правовая база в области профориентации является основой для качественного овладения всеми участниками педагогического процесса компетенциями в вопросе профориентации и профессионального самоопределения.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется (согласно ФГОС ОО) выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы. Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.
5-7 классы: развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; формирование образа “Я”; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения;
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Стоящие перед школой задачи профориентации школьников всегда целесообразно решать с использованием множества видов деятельности, в которых так или иначе задействованы ученики. Это могут быть познавательные виды деятельности (уроки и др.), игровые, коммуникативные, общественно-полезные и другие на усмотрение классного руководителя, школьного руководства, психологов и учителей-предметников.
Профессиональная ориентация обучающихся может осуществляться: а) на уроках по различным учебным дисциплинам; б) во время внеурочной деятельности. В первую очередь рассмотрим профориентацию через учебные дисциплины. Во время обучения в начальной школе можно использовать все учебные предметы для формирования у младших школьников познавательного интереса к труду взрослых.
Профориентацию на уроках математики можно организовать с помощью проведения небольших бесед о профессии, которая упоминается в условии задачи. Таким же образом можно при решении математической задачи показывать значения данной дисциплины в деятельности и жизни людей.
Уроки по окружающему миру тоже вносят свой вклад в осуществление трудового воспитания подрастающего поколения и его профориентацию. Например, при изучении темы «Деревья в жизни человека», учитель может рассказать о различных профессиях лесной отрасли (лесник, возчик леса, навальщик лесоматериалов, стропальщик и др.). Во время изучения темы «Природа нашего края» дети знакомятся со спецификой трудовой деятельности людей своего края, например, экскурсовод, менеджер по туризму, вожатый детского лагеря. Можно предложить обучающимся решить кроссворд, в котором зашифрованы данные профессии.
На уроках литературного чтения также появляются широкие возможности для занятий профориентационной работой: чтение художественных произведений и научно-популярных статей, сказок о представителях разных профессий, сферах труда, различных инструментах, карьере героев и профессиональных отношениях взрослых.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей // Педагогика. 2012. №3. С.50-54
2. Бондаревская E. B. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 2011. №4. С. 11-14
3. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Методическая работа в школе как фактор повышения качества образования // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2016. С.41-42
4. Если Вы когда-либо задавались вопросами о том, что такое профориентация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://proforientatsia.ru/career-guidance/chto-takoe-proforientatsiya
5. Заец Н.А. Профессиональная ориентация учащихся среднего звена общеобразовательной школы // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 40.
6. Зубелевич Л.И. Аспекты трансформации профидентичности: актуальные проблемы профориентации и профадаптации // Вопросы психологии.1999. № 6. С. 49 – 54.
7. Интерактивное обучение — это специальная форма организации учебно-познавательной деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia.ru
8. Климов Е.А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 2011. - 254 с.
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.
10. Махаева, О. А. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников / О. А. Махаева, Е. Е. Григорьева. М. : УЦ «Перспектива», 2002.
11. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М: Академия, 2004. 320 с.
12. Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Концепция развития профессиональной ориентации в Якутском государственном университете имени М. К. Аммосова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 10. С. 119–13.
13. Мохирев А.П. Использование симулятора технологической машины как инновационный подход при подготовке инженера / А.П. Мохирев, Е.В. Горяева, П.А. Егармин // Инновации в образовании. 2014. № 5. С. 162-170.
14. Научно-методические основы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи: концепция и программа развития: науч.-методич. пособие / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Н. Ходусова, Т.А. Антопольской. М.–Курск, 2012. 80 с.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: АСТ, 2009. - 270 с.
16. Организация профориентационной работы в условиях образовательной практики : учебно-методическое пособие / сост. Н.Э. Касаткина, Т.А. Жукова, Т.Б. Игонина, С.Л. Лесникова, Е.С. Мичурина, И.В. Тимонина, Г.Г. Тупикин // Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2012.
17. Основы теории и практики профориентации / Сост. В.И. Балахин и др. - СПб.:Питер, 2000. - 245 с.
18. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 157 с.
19. Панюкова С. В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании средств информационных и коммуникационных технологий. М., 1998.
20. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
21. Петрова Н. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. - СПб.: Речь, 2002. - 211 с.
22. Плотникова Е.Е., Новокщёнова В.В. Социальная инициативность как предмет психолого-педагогического исследования // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной) / ответственный редактор Е.В. Сахарова. Борисоглебск, 2016. С. 273-277
23. Подготовительные курсы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vyatsu.ru
24. Поплавский Н.Н. Подходы к пониманию профессионального самоопределения // Психология образования сегодня: теория и практика: материалы Межд. науч.-практич. конф.; под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. - Минск, 2003. С. 238 – 242.
25. Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе: сб. ст. 3-й Всерос. науч.-практич. конф. / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М.–Курск, 2010. 328 с.
26. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебное заведение/ Сост. И.Т. Гусев и др. - М.: Просвещение, 1998.- 124 с.
27. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Москва–Воронеж, 2011. - 463 с.
28. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М.: АСТ, 2001. - 128 с.
29. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - Воронеж, 2007. - 312 с.
30. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб, пособие для студентовпедвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 366 с.
31. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. – М. : «Академия», 2008.
32. Пряжников, Н. С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами : метод. Пособие / Н. С. Пряжников. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
33. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация. / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.
34. Рогачева Т.В. Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 22.00.06 / Урал. гос. ун-т. Свердловск, 1991. 23 с.
35. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. 336 с.
36. Родионова Т.А. Профессиональное самоопределение // Энциклопедия профессионального образования: 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1999. Т. 2. С. 419–420.
37. Саронов, А. Д. Профессиональная ориентация молодежи. / А. Д. Саронов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков. – М. : Высшая школа. 2009.
38. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: монография. Уфа: Гилем, 2004. 258 с.
39. Свирская Н.А. Профилирование предметов – один из важных этапов профессионального самоопределения // Психология. 2005. № 1. С. 24 –26.
40. Терновая И.П. Игровые технологии как средство развития коммуникативных навыков. - Таганрог, 2003. - 92 с.
41. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза [Электронный ресурс] // Мир современной науки. – 2011. - № 6. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnyy-metod-proforientatsionnoy-deyatelnosti-vuza.
42. Трофимова Н.Б. Проблема выбора профессии. - Воронеж, 2004. - 84 с.
43. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
44. Ходаков А.И. Реальный путь социальной поддержки (проблема профессионального самоопределения) // Открытая школа. 2001. № 1. С. 35– 48.
45. Чернер С.Л. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьников // Школа. 2000. № 3С. 3– 9.
46. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление. М., 1987.