Фрагмент для ознакомления
2
Описание методики по изучению эмоционального интеллекта
Целью нашей работы стало изучение эмоционального интеллекта студентов с разным отношением к педагогическим инновациям на основе тестирования, проведенного в частном профессиональном образовательном учреждение «Столичный Бизнес Колледж». В исследовании приняли участие 94 студента (1, 2 и 3 курсы, логисты и экономисты) из них 48 юношей и 46 девушек. Возраст испытуемых от 15 до 21 года, что соответствует юношескому периоду.
В качестве методики оценки эмоционального интеллекта нами была использована методика Н. Холла для выявления способности наблюдать изменения своих эмоций и эмоций окружающих людей, анализировать как отрицательные, так и положительные эмоции, и управлять эмоциональной сферой на основе принятий решений. Методика предложена Н. Холлом состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал, таких как: 1) эмоциональная осведомленность; 2) управление своими эмоциями; 3) самомотивация; 4) эмпатия; 3) распознавание эмоций других людей. В качестве результатов нами были получены баллы по каждой шкале, которые соответствуют пяти составляющим эмоционального интеллекта и суммарный балл по всем шкалам, который соответствует общему показателю эмоционального интеллекта испытуемого.
Для выявления возрастных, половых и профессиональных различий в характеристиках эмоционального интеллекта студенты были поделены на группы по курсам (1, 2 и 3 курсы), каждая группа была поделена на подгруппы по полу (юноши и девушки) и по учебному профилю (логисты и экономисты).
Рассмотрим общие показатели эмоционального интеллекта студентов 1 курса для выявления гендерных различий.
Сравнивая показатели структуры эмоционального интеллекта у девушек 1 курса разных специальностей, следует отметить, что у девушек-логистов эмоциональная осведомленность наиболее выражена, чем у девушек-экономистов. Шкала «Распознание эмоций других людей» у девушек-экономистов выражена в меньшей степени, как и уровень эмоционального интеллекта в целом.
Итак, рассматривая промежуточные результаты проводимого тестирования, можно говорить о том, что у мужчин и женщин существуют достоверные различия в уровне внутриличностного эмоционального интеллекта: у мужчин он выше, чем у женщин, хотя и находится в области средних значений. Также можно отметить в отношении студентов первого курса, что у мужчин достоверно больше выражена гностическая направленность личности, а у женщин - коммуникативная. У мужчин и у женщин ведущей направленностью личности является коллективистская (на задачу), однако у мужчин она достоверно более выражена. У женщин в первую тройку видов эмоциональной направленности входят романтическая, праксическая, коммуникативная, а у мужчин - романтическая, гностическая, практическая направленности личности. Следует отметить, что аккизитивную направленность представители обоих полов поместили на последнее место. Таким образом, более высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта связан с гностической эмоциональной направленностью, которая характеризуется удовольствием от нахождения нового знания. Стремясь узнать новое, в том числе и о себе, студенты-мужчины, вероятно, более внимательно относятся к своим переживаниям, изучают их проявления. Познание является для них эмоциональной ценностью, познавая новое, студенты-мужчины испытывают положительные эмоции в большей степени, чем женщины. Следует отметить, что в иерархии эмоциональной направленности гностические переживания у мужчин находятся на втором месте. В то время как у женщин - на шестом. Или наоборот, способности, входящие во внутриличностный эмоциональный интеллект, являются предпосылкой для формирования выраженной гностической направленности. И у студенток, и у студентов на достаточно высоком уровне в иерархии ценных переживаний оказались праксические эмоции (второе у женщин и третье у мужчин); а в обеих группах преобладает направленность на задачу, то есть высокий уровень самомотивации.
ьного интеллекта у студентов-логистов 2 курса
Анализ полученных данных показал (см. рисунок ...), что наиболее выраженными в структуре эмоционального интеллекта у девушек и юношей логистических специальностей являются самомотивация и распознавание эмоций других людей. Менее выраженным в структуре эмоционального интеллекта является способность к управлению своими эмоциями и эмоциональная осведомленность. При этом у девушек были получены отрицательные значения по шкале «Управление своими эмоциями».
Наиболее выраженными в структуре эмоционального интеллекта у девушек и юношей экономических специальностей являются самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. Менее выраженным в структуре эмоционального интеллекта является способность к управлению своими эмоциями. У юношей более выражены показатели самомотивации, эмпатии, распознавания эмоций других людей, у девушек - эмоциональная осведомленность. В данной группе более выражены половые различия выраженности эмоционального интеллекта. Общей тенденцией в обеих группах студентов является то, что способность к управлению своими эмоциями у девушек выражена на низком уровне (отрицательные значения по данной шкале
Показать больше