Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Путь духовной эволюции главного героя в романе В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок»
2.1. Духовная эволюция Мартина Эдельвейса как поиск себя
Сюжет романа прост, происходит в нём, по большому счёту, не так много. Молодой человек с необычным именем Мартын Эдельвейс и швейцарскими корнями бежит с матерью из России после революции, отец его умирает в это время в Петрограде. Герой учится в Англии, путешествует по Европе. Он отлично играет в теннис, защищает ворота футбольной команды университета.
Его лучший друг англичанин, и они оба безнадежно влюблены в жестокую болезненную русскую девушку с малоприятным именем Соня. Он обеспеченный бездельник с неопределенными занятиями, большую часть его жизни занимают детские воспоминания о России. Реальная жизнь Мартына и то, что происходит в его голове – это пересекающиеся множества. Но пересекаются они только частично.
Всё время гражданской войны он проводит за учёбой, и вот, когда война уже давно окончена, он собирается нелегально перейти границу Латвии и СССР и попасть на родину. Цель данной авантюры не вполне ясна, и мы не узнаем никаких подробностей о собственно опасном путешествии и о том, чем оно закончилось.
Представляется, что Набоков, работая над книгой, долгие часы провел, глядя на карту Латвии, и представляя подробности перехода границы, как он попадёт из Пыталово в Остров. Попадёт в волшебную детскую страну, в которую нельзя попасть наяву.
Странно представить, что эта страна и та Россия, в которой живём мы сейчас – это географически примерно одно и то же место, уж очень мало у них общего.
Мартын был не слишком привязан к отцу и по складу характера более походил на мать. С образом его отца связана военная тема. Отец Мартина владел коллекцией оружия.
Подробный анализ «Подвига» Набокова показывает, что мать героя символизирует тонкую, чувствительную натуру, воображение и эмоции. Мать Мартына даже была англоманкой: она часто говорила о Киплинге и скаутах, о воспитании детей по британскому образцу.
В «Подвиге» Набокова Мартына застает в Крыму Гражданская война: на его глазах рушится рай его детства, что переворачивает его жизнь и мировосприятие. Война становится причиной иммиграции его семьи. Рушатся все связи и представления о жизни.
«Подвиг» автора Владимира Набокова – роман о развитии характера, о взрослении и самовоспитании. В его произведении никто не обвиняет Мартына Эдельвейса в трусости. Наоборот Мартыну дается шанс повзрослеть и стать настоящим человеком и мужчиной.
В «Подвиге» Набокова находится место для шекспировской темы. Мать героя выходит замуж за брата своего бывшего мужа. Так же она сквозит и в чувстве вины Эдельвейса перед своим отцом. Мартын считает, что недостаточно его любил, в то время как он испытывает терзающую антипатию к дяде-отчиму и обиду на мать.
У Набокова это сюжетная линия Дарвина, который влюбляется в Соню, в то время как сам Мартын ее безнадежно и давно любит. В дальнейшем Мартын заступается за отвергнувшего Соней друга, но не слишком настойчиво: и благородству есть предел.
Набоков сдвигает нравственный ракурс: для него слово «изгнанник» становится «сладчайшим звуком». Духовное одиночество получило новую ценность, особую значимость. Отчужденность героев Набокова не мешает им наслаждаться окружающим, хоть и чужим миром.
Мартын, будучи потерянным странником, находится в одиночестве в чудесном мире, который остается, к нему равнодушен, но это приносит ему удовлетворение, а не печаль. Мартын испытывает свою смелость в швейцарских горах, где едва не погибает, соскользнув со скалы. Эта опасность кажется ему более осязаемой, нежели та, которую он испытал в Крыму, и он гордится ею.
Но со временем его посещают мысли, смог бы он повторить подобное добровольно, совершить подвиг не случайно, а намеренно? Мартын возвращается к обрыву, но не решается на него ступить. Однако, прежде чем отправиться в дальнюю экспедицию, герой решает «расплатиться с совестью» и проходится по опасному карнизу.
Таким образом, можно сделать вывод, что Мартын Эдельвейс – это сначала мальчик, а потом юноша, который оказывается заложником жизненной катастрофы. Всю свою жизнь он пытается найти себя и понять свое место в сложном и огромном мире.
Однако истинный смысл романа Набокова состоит именно в том, что Мартын совершает внутренний подвиг, возвращаясь из эмиграции в советскую Россию. При этом важно увидеть, что по мере внутреннего развития и взросления Мартын начинает менять свое отношение, как к окружающим его людям, так и к самому себе.
Любовная линия, представленная в романе, так же подтверждает данный тезис. Весь роман Мартын ищет ту единственную настоящую и светлую любовь, которая подарит ему успокоение и даст точку опоры в этом сложном мире.
Можно так же сказать, что настоящая любовь к женщине так же можно сравнить с любовным чувством к родине. Именно этот поиск и приводит Мартына в дальнейшем к возвращению на Родину.
С другой стороны так же важно увидеть, что Набоков создает своего Мартына как человека, который волей судьбы смог переломить себя и вернуться в мир, который был разрушен политиками и военными.
2.2. Смыслообразующая роль мотива духовного становления в образе Поручика Ромашова
Главным героем повести «Поединок» является молодой офицер Юрий Алексеевич Ромашов (также его зовут Георгием): «Здравствуйте, Юрий Алексеич. Новостей нет?».
Ромашов – подпоручик, он командует полуротой солдат в пехотном полку. На службе Ромашов состоит недавно – всего 1,5 года: «...Бобылев из полуроты Ромашова...», «...происходят в пехотном армейском полку», «...В первый раз за полтора года... он остался наедине сам с собой».
Возраст Ромашова – 21 год: «А Ромашову недавно окончился двадцать первый год».
Ромашов – славный человек и прекрасный офицер: «Молодой такой, славный, способный мальчик, а без водки не сядете за стол…» «Прекрасный офицер… фронтовик и молодчинище…».
О внешности Ромашова известно следующее: «Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения...», «...он не обладал «представительной фигурой»», «...без надобности поправляя очки...» «...бледное лицо, близорукость...», «...глаза у него были вовсе не черные, а самые обыкновенные – желтоватые, с зеленым ободком», «...стала... перебирать его мягкие волосы....», «...тяжелые резиновые калоши в полторы четверти глубиной, облепленные доверху густой, как тесто, черной грязью. Такие калоши носили все офицеры в полку. Потом он посмотрел на свою шинель, обрезанную, тоже ради грязи, по колени, с висящей внизу бахромой, с засаленными и растянутыми петлями, и вздохнул», «...с трудом волоча ноги в огромных калошах...».
Подпоручик Ромашов родом из Пензы из Наровчатского уезда: «Ведь вы, подпоручик, кажется, наш, пензенский? Наровчатского уезда, кажется?».
Ромашов родился в бедной семье. Известно, что у него год назад болела мать. Больше о его семье ничего не известно: «...в детстве – из-за той бедности, в которой жила его семья...», «Говорили что-то такое о болезни вашей матушки, показывали там письмо какое-то от нее».
Ромашов учился в кадетском корпусе в Москве. Всего он провел в военных училищах 9 лет и собирался посвятить жизнь службе. Но его надежды разбились, когда он начал служить: «...все эти тактики и фортификации, на которые он убил девять лучших лет своей жизни...», «Сначала пансион, потом кадетский корпус, военное училище, замкнутая офицерская жизнь…», «В Москве, будучи кадетом и потом юнкером...».
Подпоручик Ромашов разочарован в военной службе. Армейские будни надоели и опротивели ему: «Ах, я совсем не то ожидал найти, когда стал офицером», «Мне все это до такой степени надоело и опротивело!..».
Ромашов нередко чувствует себя одиноким среди сослуживцев: «Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей, – это тоскливое чувство незнания, куда девать сегодняшний вечер», «Никому это непонятно. Нет у меня близкого человека...», «...я сам – несчастный, одинокий, убитый человек».
Однообразие и скука военной службы убивают Ромашова: «Что за жизнь! Что-то тесное, серое и грязное… эта развратная и ненужная связь, пьянство, тоска, убийственное однообразие службы, и хоть бы одно живое слово, хоть бы один момент чистой радости. Книги, музыка, наука – где все это?».
От скуки Ромашов много пьет: «...мне известно доподлинно, что вы пьете. Это омерзительно. Мальчишка, желторотый птенец, только что вышедший из школы, и напивается в собрании, как последний сапожный подмастерье». Также от скуки он встречается с нелюбимой женщиной, женой своего сослуживца – Раисой Петерсон. В конце концов, Раиса надоедает Ромашову, и он разрывает с ней отношения: «...имеет длинную, грязную и скучную связь с полковой дамой...», «Мы оба играли какую-то гадкую, лживую и грязную игру, какой-то пошлый любительский фарс» (Ромашов - Раисе). При этом Ромашов нежно и безответно влюблен в жену сослуживца, офицера Николаева – Шурочку Николаеву: ««Шурочка!» – прошептал Ромашов нежно».
Подпоручик Ромашов – добрый и совестливый офицер: «Но внимание и доброта офицера понемногу согрели и оттаяли его сердце. С совестливой и виноватой жалостью узнавал Ромашов подробности...».
Ромашов – слабохарактерный, безвольный человек. Он часто сам себя винит за слабость: «Ромочка, зачем вы такой… слабый! Но зачем вы такой жалкий! О, если бы вы были сильный!», «И, мысленно браня себя за тряпичное безволие, он вяло поплелся за Веткиным...».
Показать больше