Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА «ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ РОДИТЕЛЕЙ» В СИТУАЦИИ
РАЗВОДА
2.1. Общая характеристика выборки исследования
Эмпирическое исследование проводилось в 2017-2018 гг., на базе Приволжского регионального центра судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации, г. Нижний Новгород.
Всего в исследовании приняло участие 30 семей, состоящих в разводе и имеющих одного ребенка 6 - 9 лет.
Таким образом, в исследовании приняли участие 60 взрослых в возрасте 25 - 45 лет (30 женщин и 30 мужчин) и 30 детей
в возрасте 6 - 9 лет (16 девочек и 14 мальчиков).
Средний возраст женщин, принявших участие в исследовании - 33,1 год, средний возраст мужчин - 35,8 лет. Супруги состояли в браке от 5 до 11 лет (в среднем 7,9 лет), стаж развода 0,5 - 2 года (в среднем 1,1 год).
Все бывшие супруги имеют одного ребенка, все дети проживают с матерями.
Отмечается разная частота контактов детей с другим родителем, то есть отцом. У 36,7% детей контакты с отцом редкие,
в основном отец приходит к ребенку с матерью и проводит время с ребенком в их доме.
3
У 30% детей контакты с отцом составляют 50% времени. То есть, у родителей есть договоренность о равном распределении воспитательных функций. Ребенок проводит время как с обоими родителями вместе, так и с каждым по отдельности на территории родителя.
2.2. Этапы проведения исследования
Эмпирическое исследование индивидуально - психологических особенностей родителей как фактора формирования феномена «отчуждения от родителей» в ситуации развода проводилось в три этапа.
На первом этапе изучалось состояние разработанности рассматриваемой проблемы в научной литературе. Проводилось
расширение исследовательской базы, уточнение размеров выборки, формулирование основной гипотезы, целей и задач
исследования, выбор методов исследования и математической обработки данных. Осуществлялось планирование этапов
исследования. Были подготовлены бланки для диагностики, согласовано место и время проведения обследования.
2.3. Методы и методики выявления отчуждения от родителей в ситуации развода
Теоретико-методологической основой явились положения и подходы, позволяющие решать поставленные задачи, прежде всего работы по возрастной, педагогической психологии, а также общей психологии отечественных психологов (Л.C.
Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, В.А. Петровский, В.Н. Мясищев, Е.О. Смирнова и др.). Использовались в исследовании работы по семейной психологии - работы А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, А.Я. Варги,
Э.Г. Эйдемиллера, А.Е. Личко, А.И. Захарова, О.А. Карабановой, Л.Б. Шнейдер, А.В. Черникова и др. Для определения
поведенческих проявлений темперамента использовалась концепция А. Томаса и Ф С. Чесс в работах отечественных и
зарубежных психологов (И.В. Равич - Щерба, М.С. Егоровой, А.Г. Лидерса, В.Г. Колесникова, Г.В. Кухтериной и др.).
4
В работе использовались следующие методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, вербальные тесты, проективные техники. Результаты исследования были подвергнуты обработке методами математической статистики, включающие в себя корреляционный и факторный анализ.
Характеристика методик исследования
1. Индивидуально - типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик позволяет выявить типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. По результатам обследования можно понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован.
Методика состоит из 91 утверждения, на которые испытуемый должен дать положительный или отрицательный ответ.
Обработка результатов проводится в соответствии с ключом. Шкалы методики:
- L. Ложь - неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете.
- F. Аггравация - стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера.
- I. Экстраверсия - обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, общительность.
- II. Спонтанность - непродуманность в высказываниях и поступках.
- III. Агрессивность - активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов.
- IV. Ригидность установок - субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов, критичность в отношении иных мнений.
- V. Интроверсия - обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий,
замкнутость.
5
- VI. Сензитивность - впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив).
- VII. Тревожность - эмоциональность, восприимчивость.
- VIII. Лабильность - изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, стремление к эмоциональной вовлеченности) [7].
2. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) был разработан Л.Н. Собчик. В основе
методики лежит созданный тест ММРI (Минессотский многофакторный личностный опросник). СМИЛ позволяет оценить структуру личностных свойств человека, включая эмоциональные особенности, мотивационную направленность,
стиль общения, устойчивые профессионально важные черты и наклонности, деловые качества, определяет степень тревожности, агрессивности уровень социально-психологической адаптированности, отклонения от средненормативных
показателей. В данной работе использовался сокращенный вариант методики, состоящий из 398 вопросов.
4. Методика изучения ценностных ориентаций и направленности личности Л.Н. Силантьевой позволяет получить общее
представление о направленности личности, о сфере субъективно наиболее значимых ценностей, о степени их реализации.
Испытуемым предлагается отобрать из 50 карточек с написанными на них ценностями отобрать неограниченное количество значимых для него ценностей. Затем следует выбрать 10 ценностей: наиболее важных и проранжировать степень их
значимости.
5. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье.
6
2.4. Выводы по второй главе
1. Эмпирическое исследование организовано на базе Приволжского регионального центра судебной экспертизы, г. Нижний Новгород. Всего в исследовании приняло участие 30 семей, состоящих в разводе и имеющих одного ребенка 6 - 9
лет.
2. Эмпирическое исследование индивидуально - психологических особенностей родителей как фактора формирования
феномена «отчуждения от родителей» в ситуации развода проводилось в три этапа. На первом этапе изучалось состояние разработанности рассматриваемой проблемы в научной литературе, осуществлялось планирование этапов исследования.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА «ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ РОДИТЕЛЕЙ» В СИТУАЦИИ РАЗВОДА
3.1. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей родителей и детей
Результаты диагностики родителей по индивидуально - типологическому опроснику (ИТО) представлены в таблице 2.
Результаты диагностики показали, что ответам испытуемых можно доверять.
Результаты диагностики показали, что у испытуемых в целом разнонаправленные свойства сбалансированы.
У женщин и мужчин в равной степени выражена экстраверсия - обращенность в мир реально существующих объектов и
ценностей, открытость, общительность, и интроверсия - обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, сдержанность, замкнутость.
7
У женщин сензитивность, впечатлительность, склонность к рефлексии выражены больше, чем спонтанность. У мужчин
спонтанность поведения и сензитивность выражены одинаково.
У большинства испытуемых (90% женщин и 86,7% мужчин) не выражен подчиняемый стиль межличностных отношений, они в меру уступчивы, эмоционально сдержанны. У 13,3% мужчин и 10% женщин выражена акцентуация по подчиняемому типу, они застенчивые, легко смущаются, склонны подчиняться более сильному без учета ситуации.
У большинства испытуемых (93,3% женщин и 96,7% мужчин) не выражен зависимый стиль межличностных отношений,
они в меру доверчивые, вежливые. У 6,7% женщин и 3,3% мужчин выражена акцентуация по зависимому типу, они послушные, боязливые, не умеют проявить сопротивление, считают, что другие всегда правы.
У большинства испытуемых (66,7% женщин и 50% мужчин) не выражен дружелюбный стиль межличностных отношений, они в меру склонны к сотрудничеству и кооперации с другими. У 46,7% мужчин и 33,3% женщин выражена акцентуация по дружелюбному типу, они дружелюбные и любезные, ориентированы на принятие и социальное одобрение,
стремятся быть хорошими для всех. 3,3% мужчин стремятся удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех
без учета ситуации.
У мужчин ведущими направленностями личности являются направленность на дело, на самореализацию, на позицию и
на объект. Несколько меньше у мужчин выражена направленность на самоутверждение, на другого человека. Таким образом, мужчины, прежде всего, стремятся иметь успех в делах, реализовывать свои возможности, достичь статуса, положения в обществе, иметь интересную работу.
Женщины больше, чем мужчины направлены на другого человека и на сохранение отношений. Мужчины больше, чем
женщины направлены на объект, группу, позицию, обособление и самореализацию.
8
Результаты диагностики родителей по опроснику стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса представлены в таблице 7.
3.2. Анализ результатов исследования
Результаты корреляционного анализа индивидуально-психологических особенностей матерей и стилей воспитания
представлены в таблице 12 в Приложении.
В результате анализа были выявлены значимые взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей матерей и
их особенностей воспитания.
Гиперпротекции, гиперопекающему стилю воспитания способствует тревожность, ответственность, совестливость и
препятствует спонтанность поведения, агрессивность, активность, а также сдерживание активности и агрессивности.
Гипопротекционному стилю воспитания у матерей способствует спонтанность, непродуманность в высказываниях и поступках.
Потворствующему стилю воспитания у матерей способствуют маскулинные черты - стремление к независимости, эмансипации, к самостоятельности в принятии решений и препятствует тревожный, ответственный тип характера. Игнорированию потребностей ребенка препятствует подозрительный, скептический тип в межличностных отношениях.
Чрезмерности требований-обязанностей, когда от ребенка требуют очень многого, что не соответствуют его возможностям, способствует направленность матери на позицию, повышение социального статуса. Недостаточности требованийобязанностей способствует направленность матери на сохранение отношений, но препятствует впечатлительность,
склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив.
9
Чрезмерности требований-запретов, доминированию способствует экстраверсия матери, ее обращенность в мир реально
существующих объектов и ценностей, открытость, общительность. Недостаточности требований - запретов, когда ребенку "все можно" препятствует направленность матери на сохранение отношений и самореализацию, а способствует
сензитивность, пессимистичность, подозрительный тип в межличностных отношениях, направленность на обособление.
В данном случае мать закрывается от ребенка, углубляясь в свои проблемы.
Чрезмерности санкций, приверженности к наказаниям способствуют маскулинные черты матери и препятствует направленность на себя.
Формированию неустойчивого стиля воспитания способствует направленность матери на внешние объекты, их познание
и препятствует тревожность, совестливость, ответственность, направленность на самоутверждение.
Расширению сферы родительских чувств у матерей способствуют тревожность, совестливость, ответственность, направленность на внешние объекты и препятствует ригидность в установках и поведении, сверхконтроль, подавление спонтанности, активности, агрессивности.
Предпочтению детских качеств в взрослеющем ребенке у матерей способствует эгоистичный тип - самовлюбленность,
ориентация на себя, и направленность на другого человека.
3.3. Практические рекомендации
На основе результатов исследования были выработаны практические рекомендации для разведенных родителей по помощи детям в переживании развода.
10
1. Все дети достойны правды. Но не все они в силу возраста смогут принять правду и понять ее. Строить разговор с ребенком нужно честно, прямо, открыто. Выражайтесь простыми словами, понятными ребенку в его возрасте. Употребление незнакомых умных выражений и терминов, смысла которых ребенок не поймет, вызовет тревогу и даже панику.
2. Чем старше ребенок, тем откровеннее должен быть ваш разговор. Употребляйте местоимение «мы». «Мы решили»,
«Мы посоветовались и хотим тебе сказать». Говорите о разводе как о неприятном, но временном явлении. Попросите
помощи, чтобы пережить трудный период. «Мне без тебя не справиться», «Мне очень нужна твоя поддержка». Дети это
любят, и с удовольствием возьмут на себя дополнительную ответственность.
3. Говорить нужно честно. Акцент сделайте на своих чувствах, но не перегибайте палку. «Да, мне это очень больно и неприятно, но я благодарна папе за то, что у нас есть такой прекрасный и любимый ты». Подчеркните, что развод - это по
большому счету процесс нормальный. Жизнь не закончилась, все продолжается дальше. Главная мысль при разговоре с
ребенком должна заключаться в том, что папа и мама по-прежнему будут любить своего сына или дочь, заботиться, воспитывать. Просто жить вместе они уже не будут.
4. Не стоит врать ребенку, объяснять отсутствие папы или мамы «срочными делами в другом городе». У детей хорошо
развита интуиция, и если даже они не знают истинных причин происходящего в доме, они прекрасно почувствуют ложь,
они могут перестать вам доверять.
5. В разговоре с ребенком никогда не давайте негативной оценки второму родителю. Не нужны ребенку подробности –
кто кому изменил, кто кого разлюбил и т.д. Для него оба родителя должны оставаться хорошими и любимыми. Когда он
вырастет, разберется во всем сам. Но если расставание происходит из-за патологической зависимости одного из членов
11
семьи - алкоголизма, наркомании, азартных игр, скрывать это бессмысленно. Однако говорить на эту тему нужно корректно и аккуратно.
6. Разведенные родители, как правило, допускают одни и те же ошибки. Главная из них – зацикленность на собственных
переживаниях, неумение поставить себя на место ребенка. Поэтому после развода нельзя в присутствии ребенка выяснять отношения, употреблять оскорбительные и унизительные выражения, плакать, устраивать истерики, резко менять
порядок жизни и семейный уклад (пусть для ребенка после развода все течет в привычном ритме), манипулировать ребенком в отношениях с бывшим супругом, ограничивать общение с отцом, подчеркивать ребенку его сходство с бывшим супругом (супругой), если он сделал что-то нехорошее.
3.4. Выводы третьей главы
1. У испытуемых в равной степени выражена экстраверсия и интроверсия, агрессивность, активная самореализация, выражены больше, чем тревожность. У женщин сензитивность, впечатлительность, склонность к рефлексии выражены
больше, чем спонтанность, лабильность, изменчивость настроения, выражены больше ригидности. У мужчин ригидность, инертность, установок, субъективизм, стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность выражены больше, чем лабильность.
2. Личностные профили женщин и мужчин определяются как нормативные, сбалансированные. У женщин ведущими в
профиле являются 3-я, 7-я и 4-я шкалы. То есть, женщинам характерны: высокий уровень притязаний, уверенность,
быстрота в принятии решений, волевые способности, склонность к риску, демонстративность, ответственность, совестливость, обязательность, скромность, эмпатийность, яркость эмоциональных проявлений, неустойчивость самооценки.
12
У мужчин ведущими в профиле являются 4-я, 8-я и 0-я шкалы. То есть, мужчинам характерны: высокий уровень притязаний, склонность к риску, мотивация достижения успеха, избирательность в контактах, субъективизм в оценке людей и
явлений, независимость взглядов, обращенность интересов в мир внутренних переживаний, замкнутость, в ситуации
стресса - уход от контактов, бегство от проблем в одиночество.
3. В общении с другими женщины подозрительны скептичны, скрытны, но ответственны по отношению к людям, мягкие, добрые, отзывчивые, проявляют сострадание, заботу. В общении с другими мужчины доминантны, энергичны, уверенны в себе, настойчивы, склонны к сотрудничеству, кооперации, инициативные энтузиасты в достижении целей группы, общительны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование было предпринято с целью изучения индивидуально-психологических особенностей родителей и
их влияния на формирование феномена «отчуждения от родителей» в ситуации развода.
Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов показывает, что в психологической литературе не достаточное внимание уделено влиянию индивидуально - психологических особенностей родителей на детскородительских отношениях в ситуации развода. В связи с этим выявляется необходимость изучения индивидуальнопсихологических особенностей родителей и их влияния на формирование феномена «отчуждения от родителей» в ситуации развода.
В результате проведенного эмпирического исследования выявлены значимые взаимосвязи индивидуальнопсихологических особенностей родителей и их особенностей воспитания. При этом индивидуальные особенности роди-
13
телей неоднозначно влияют на стили воспитания. Можно отметить, что благоприятно на стили воспитания влияют
направленность матери на других людей, на группу, на сохранение отношений, акцентуация по 7-й шкале (тревожность,
ответственность, совестливость), снижение по 1-й шкале (сверхконтроль). Негативно на воспитании сказывается спонтанность, направленность на себя, пессимистичность (2-я шкала), подозрительность и авторитарность матери в межличностных отношениях.
Показать больше