- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Правовое регулирование служебно-кадровых отношений в органах судебной власти
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Административное право
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Правовое регулирование служебно-кадровых отношений в органах судебной власти"?99 страниц
52 источника
Добавлена 05.10.2020
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Особенности правового регулирования статуса органов судебной власти 6
1.1.Правовой статус судебных органов 6
1.2.Правовой статус судей Российской Федерации 24
1.3.Правовой статус работников аппаратов судебных органов 34
Глава 2. Отличительные характеристики правового регулирования служебно-кадровых отношений в органах судебной власти 41
2.1. Сущность правовой регламентации служебно-кадровых отношений в государственных органах 41
2.2. Специфика правового регулирования служебных отношений в судебных органах 47
2.3. Правоприменительная деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в кадровой сфере 53
Глава 3. Основные направления совершенствования правового регулирования служебно-кадровых отношений в органах судебной власти 61
3.1. Проблемы кадрового обеспечения судебных органов 61
3.2. Приоритеты дальнейшего совершенствования правовой регламентации служебно-кадровых отношений в органах судебной власти 68
3.3. Учет зарубежного опыта правового регулирования служебно-кадровых отношений в судебной сфере 77
Заключение 91
Список использованной литературы 95
Фрагмент для ознакомления 2
Новый этап развития судебных органов в нашей стране берет свое начало с момента распада Советского Союза и слома идеологии коммунистической системы, когда Российская Федерация обрела официальную независимость и стала формировать принципиально новую доктрину судебной системы. Как известно, для недопущения хаоса общественной и государственной деятельности, требуется четкая и слаженная система правовых механизмов регулирования всех процессов общества и государства. Из сказанного следует, что имеется объективная необходимость правового регулирования всех происходящих в государстве социальных процессов, имеющих связь с реализацией деятельности органов государственной власти Российской Федерации.
Правовое регулирование представляет собой государственную функцию, реализуемую в результате воздействий на общественные отношения и отношения государственной власти, в результате чего поведение участников государственных и общественных отношений приводится к соответствию требований, содержащихся в правовых нормах и обязательность исполнения которых осуществляется возможностями применения властных государственных сил.
К одному из видов государственной власти относится судебная власть. А органы судебной власти непосредственно состоят из кадров, которые, в целом, и определяют их содержание. Сущность правового регулирования служебно-кадровых отношений определяется основным предназначением и задачами судебных органов с целью создания условий их надлежащего функционирования.
Центром правового регулирования надлежащего порядка деятельности судебных органов власти является правовой статус органов судебной системы, который к настоящему времени находится в стадии глубокого изучения и теоретического рассмотрения, что представляет собой особый интерес для изучения данного вопроса и делает проблему правового регулирования служебно-кадровых отношений органов судебной власти как никогда актуальной. Вышеуказанные обстоятельства и обуславливаю актуальность выбранной нами темы исследования в данной магистерской работе.
Объектом исследования настоящей магистерской работы являются служебные отношения сотрудников органов судебной власти и ее кадровая политика.
Предметом исследования данной работы является совокупность правовых норм, определяющих и устанавливающих правовое регулирование служебно-кадровых отношений в органах судебной власти Российской Федерации.
Целью настоящего исследования составляет рассмотрение и изучение трех основных элементов, составляющих правовое регулирование служебно-кадровых отношений в органах судебной власти:
Первый элемент – место и основные черты судебных органов в системе государственных органов РФ. Отношение судебных органов власти к государственным властным органам предоставляет им основу для формирования их правового статуса. Данный признак интересен тем, что он раскрывает их вертикальные и горизонтальные линии взаимодействия между собой. В связи с этим, правовой статус органов судебной власти Российской Федерации отражает и характеризует их государственно-правовую природу и место в системе органов государственной власти.
Вторым элементом правового регулирования выступает компетенция судебной власти, представляющая собой совокупность полномочий и функций судебных органов власти.
А третьим элементом является правовой статус судей и сотрудников аппаратов судебных органов, представляющим собой закрепление его методов, форм и процедур функционирования организационной структуры.
В совокупности объект, предмет и цель этой работы определяют задачи нашего исследования:
1 – определить особенности правового регулирования статуса органов судебной власти;
2 – определить отличительные характеристики правового регулирования служебно-кадровых отношений в органах судебной власти;
3 – определить основные направления совершенствования правового регулирования служебно-кадровых отношений в органах судебной власти.
Теоретическую и методологические основы исследования составляют общенаучный, системный, диалектический, программно-целевой, сравнительно-правовой, социологический и другие методы познания процессов, такие как: методы анализа, синтеза, дедукции и индукции.
Нормативной основой данной работы явились: Конституция РФ, ФЗ от 31 декабря 1996 «О Судебной системе Российской Федерации», ФЗ от 21 апреля 1995 г. «О Конституционном суде Российской Федерации», ФЗ N 3132-1 от 26 июня 1992 г. «О статусе судей Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты РФ.
Структурно настоящая магистерская работа состоит из Титульного листа, Содержания, Введения, трех глав, девяти параграфов, Заключения, Списка литературы.
Глава 1. Особенности правового регулирования статуса органов судебной власти
1.1.Правовой статус судебных органов
Исследование правового аспекта понятия внутриорганизационной деятельности органов государственной (судебной) власти следует начать с выяснения его источников и определения законодательной принадлежности указанных источников. Законодательство о внутриорганизационной деятельности органов государственной (судебной) власти - это совокупность нормативных правовых актов различного уровня регулирования, которая теоретически относится к источникам административного права. При этом нужно учитывать, что юридическая сила нормативного правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, которой он наделяется государством по закону.
Рассмотрим подсистему судов общей юрисдикции органов государственной (судебной) власти, которая включает в себя суды двух видов - федеральные и субъектные. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1- ФКЗ, первая группа судов представлена: Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, верховными судами республик, краевыми и областными судами и судами городов федерального назначения, судами автономной области и автономных округов, районными судами, а также военными и специализированными судами. Ко второй группе, согласно той же норме, относятся конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи.
Определенную сложность представляет изучение судебной власти
в условиях федерализма. Следует подчеркнуть, судебная система Российской Федерации, с одной стороны, едина, но, с другой стороны, следует различать федеральные суды и суды субъектов Федерации (конституционные или уставные суды и мировые судьи). Субъекты Российской Федерации потеряли право влиять на подбор судебных кадров для федеральных судов. В то же время вопреки закону они оказывают финансовую поддержку некоторым федеральным судам, что позволяет каким-то образом влиять на них в благоприятную для себя сторону.
Появление нового качества у судебной системы, то есть ее трансформация в судебную власть, предполагает наличие условий относительно его автономного функционирования. Это означает, что реализация обеспечивающих функций: кадровой, материально-технической, нормативной, правовой, финансовой, электронной, информационной - должна осуществляться под руководством высших органов судебной власти и не зависеть от произвольных решений других властей.
У любой социальной системы, помимо ее основной (внешней и внутренней) функции, ради реализации которой и существует данная система, имеются еще и обеспечивающие (внутриорганизационные) функции, которые позволяют системе реально достигать поставленной цели. Определение содержания, а также потребностей и возможности административно-правового регулирования, содержательной характеристики управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач.
Обеспечивающая (внутриорганизационная) функция судов – органов государственной (судебной) власти – это осуществление организационного
обеспечения деятельности судов, направленное на создание условий для развития независимости судей.
Понятие «законодательство об организационном обеспечении» рассматривается в широком смысле, то есть с учетом не только собственно законодательного уровня регулирования организационного обеспечения, но и всех прочих нормативных правовых актов по рассматриваемой теме. Указанное определение, несомненно, методологически более оправдано и выражает позицию автора по трактовке данного понятия.
В настоящее время обновляется и совершенствуется законодательная база судебной системы. Суды всех уровней действительно становятся доступными и открытыми, а принцип гласности нашего правосудия становится активно работающим принципом. Существенно обновлена инфраструктура судебной системы, улучшилось материально-техническое обеспечение судов.
В юридической литературе тема правового регулирования не является новой. В 60-х гг. прошлого столетия проявился повышенный интерес к этой проблеме, который объясняется необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни общества, возможностью выяснения путей его воздействия на общественные отношения, на сознание и поведение людей, рассмотрения соотношения воздействия и регулирования, анализа особенностей, специфичности элементов механизма правового регулирования.
Определенная роль в механизме правового воздействия принадлежит правосознанию, правовой культуре, правовым принципам и правотворческому процессу и собственно механизму правового регулирования.
Административно-правовое регулирование как разновидность государственного регулирования считается механизмом императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов государственного управления, формирования устойчивого правового порядка их функционирования.
Сферы, на которые распространяется государственное регулирование, должны быть четко регулированы, четко выделены и упорядочены, а его качественные и количественные показатели определены и оптимизированы согласно существующей стратегии развития.
Таким образом, законодательство об организационном обеспечении представляет собой совокупность нормативных правовых актов, систематизацию которых разумно производить по таким традиционным критериям, как система нормативных правовых актов (законы, подзаконные акты и т. д.), уровень регулирования (федеральный, региональный), а также сфера административно-правового регулирования.
Исследование источников данной темы начинается с международно-правовых актов в данной области.
13 декабря 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН вынесла Резолюцию 40/146 «Основные принципы независимости судебных органов», где указывается, что независимость органов судебной власти должна гарантироваться государством и закрепляться в его конституции и законах. В России государственные и негосударственные учреждения должны уважать и соблюдать принципы независимости органов судебной власти, которая включена в ст. 120 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Также к источникам законодательства можно отнести Резолюцию Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г. № 1989/60, где речь идет о том, что при осуществлении Основных принципов государства уделяется особое внимание, согласно п. 2 ст. 30 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», реализуемого на территории Российской Федерации с 1 января 1997 г., на необходимость ресурсного обеспечения для создания условий функционирования органов судебной власти, конкретно - это вопросы назначения достаточного числа судей относительно числу рассматриваемых дел, а также обеспечение судов удовлетворяющим потребностям техническим персоналом, оборудованием в обеспечении личной безопасности, вознаграждения и выплат.
Таким образом, государственные власти решают обеспечение судов своим законодательством. Следовательно, можно утверждать, что организационное обеспечение деятельности судов в государствах нуждается в международно-правовом регулировании. Данное заключение обосновано специфичностью каждого отдельно взятого государства, где функционирует организационное обеспечение деятельности судов.
Как известно, конституционный уровень административно-правового регулирования организационного обеспечения - внутриорганизационной деятельности судов - имеет конкретную сущность. Основополагающими правовыми нормами в этой сфере являются ст. 119, 120, 121, 122, а также ст. 124 Конституции Российской Федерации.
Нормы права указанных статей в большей мере посвящены не установлению основ организационного обеспечения, а утверждению общих принципов статуса судей и финансирования. В частности, в вышеуказанных статьях не указано о деятельности мировых судей, а также материально-техническом (ресурсном) обеспечении судов.
Федеральные законы в системе законодательства об организационном обеспечении деятельности судов могут быть квалифицированы на общие и специальные. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» является основным нормативным правовым актом общего характера или актом, оказывающим действие на внутриорганизационные правоотношения, возникающие в связи с осуществлением организационного обеспечения. В него впервые включено содержание полномочий, функций Судебного департамента.
В Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» создана определенная теоретическая база: определены понятие и признаки организационного обеспечения, понятие субъекта организационного обеспечения, исчерпывающий перечень деятельности, правовое регулирование на федеральном уровне организационного обеспечения, цель, задачи, функции, полномочия, права и обязанности исполнительного органа судебной власти, методы регулирования, осуществление контроля субъектов за исполнением законодательства об организационном обеспечении.
Качественно обновляется организационное обеспечение деятельности судов и судейского сообщества. Основные его направления: повышение качества судопроизводства на основе электронных технологий, обновление правовой базы, оказание правовой и методической помощи мировой юстиции, создание эффективной системы охраны судов и обеспечение безопасности судей. Завершено формирование нормативно-правовой базы по совершенствованию внутриорганизационной деятельности судов, организации делопроизводства, совершенствованию судебной статистики, упорядочению архивов судов. Во всех судах полноценно функционируют институты администратора, помощников судьи и председателя суда. В судах функционируют постоянно обновляемые информационно-справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс».
Содержание законодательства об организационном обеспечении деятельности судов имеет нормы, содержащиеся в федеральных законах, выступающих основой для иных отраслей законодательства.
Статья 19 Федерального закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», с одной стороны, устанавливает материальное обеспечение судей (заработная плата судей, ежегодные оплачиваемые отпуска, отставка судей, право на медицинское обслуживание, бесплатное служебное обмундирование и т. д.), с другой стороны, указывает меры социальной защиты судей и членов его семьи. Это необходимо в целях защиты жизни, здоровья и имущества семьи (ст. 20). Субъект организационного обеспечения, как и любое физическое лицо, имеет право реализовать представленные ему законом права.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации», процедура обеспечения судов Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета и ежегодно в федеральном бюджете предусматривается определенная сумма бюджета на финансовое обеспечение деятельности судов.
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» содержит норму финансирования расхода, предусмотренную на заработную плату мировых судей, а также на социальные выплаты, установленные для судей федеральными законами, осуществляемые через органы Судебного департамента (п. 1 ст. 10). С одной стороны, п. 3 ст. 10 указанного закона устанавливает, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами юстиции либо органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации согласно принятым законом соответствующего субъекта Федерации, а с другой - следует отметить, что в настоящее время в большинстве субъектов Федерации не существует орган юстиции субъекта Федерации, осуществляющий организационное обеспечение деятельности мировых судей.
Если рассуждать с юридической точки зрения, полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации по организационному обеспечению деятельности мировых судей не соответствуют принципу разделения органов государственной власти. В данном случае мировые судьи зависят от органов исполнительной власти.
В числе федеральных законов, затрагивающих вопросы правового урегулирования организационного обеспечения деятельности судов, выделяется группа законов, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации. На сегодняшний день они включены в Федеральных конституционных законах от 28 января 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»; от 5 февраля 2014 г, № 3- ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; Федеральных законах от 3 декабря 1994 г. № 55-ФЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции»; от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» ; от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», от 29 декабря 1999 г. № 218- ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» и др.
Конституцией Российской Федерации определяются общие принципы правосудия в нашей стране: осуществление правосудия только судами, судебная система образуется только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законодательством, требования к судье и судопроизводству.
Судебная система занимает особенное место среди органов государственной власти РФ. Правосудие в нашей стране может осуществляться только судами, только они могут рассматривать и разрешать уголовные, гражданские и иные дела. Передача функций правосудия другим государственным органам в нашей стране недопустима.
Система судебных органов Российской Федерации представляет собой совокупность всех российских судов, указанных Конституцией РФ и связанную единством целей и задач по осуществлению правосудия и процессуальной формой функционирования.
Сегодня в нашей стране, на основании Конституции РФ и законодательством о судоустройстве все суды имеют организационные и функциональные связи и все это дает основания рассмотрения каждого из звеньев судебной системы как ее элементы.
Конституцией РФ четко определяется назначение судьей высших судов Советом Федерации РФ на основании предоставления Президента России. Судьи же федеральных судов назначаются Президентом РФ в установленном федеральным законом порядке.
Судебные органы образуют достаточно сложную систему, включающую в себя гражданские, уголовные, административные, военно-полевые, транспортные, мировые и другие суды. Органы судебной власти осуществляют правосудие на основании регулируемого процессуальным законодательством судопроизводства.
Деятельность судебных органов Российской Федерации осуществляется Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», основные принципы которого закреплены в российской Конституции:
- в Российской Федерации судебная власть осуществляется непосредственно в рамках административного, гражданского, уголовного и конституционного судопроизводства;
- Конституция РФ и Федерально-конституционное законодательство определяют российскую судебную систему;
- Запрет на издание законов и нормативно-правовых актов, направленных на ограничение независимости и самостоятельности судов.
Федеральный конституционный закон РФ к федеральным судам относит:
- Конституционный суд РФ;
- Верховный суд РФ и система федеральных судов общей юрисдикции;
- Суды субъектов РФ;
- Районные суды;
- Военные и специализированные суды;
- Арбитражные Суды округов;
- Арбитражные апелляционные суды;
- Арбитражные суды субъектов РФ;
- Специализированные арбитражные суды.
Федеральным конституционным законом № 1 от 31 декабря 1996 года «О судебной системе РФ» определяется, что Конституционный суд РФ может быть упразднен только с внесением поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды могут создаваться и упраздняться только Федеральным законами РФ, должности мировых судей и конституционные суды субъектов РФ могут создаваться и упраздняться законами субъектов Российской Федерации. Статьей 21 вышеуказанного закона определяется, что на здании судов устанавливается государственный флаг Российской Федерации, а в залах судебных заседаний помещается изображение государственного герба РФ и ее флаг, а судью, при осуществлении правосудия, облачаются в мантии.
Правовой статус судебных органов определяется соответствующими законами конкретного судебного органа.
Конституционный суд Российской Федерации.
Так, деятельность Конституционного суда Российской Федерации определяется 125 статьей российской Конституции, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» и регулируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ».
На основании российской Конституции осуществляет по запросам Президента РФ, а также высших органов государственной законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, высших судебных органов РФ, осуществляет следующее:
1) - разрешает дела о соответствии российской Конституции:
- федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ, исполнительных и законодательных органов РФ;
- высших нормативных актов, договоров, законов субъектов РФ по вопросам ведения субъекта РФ, либо совместного ведения органа государственной власти и непосредственно самого субъекта РФ;
2) – разрешает возникшие споры между федеральными органами государственной власти и субъектами РФ, и высшими органами государственной власти РФ;
3) – осуществляет проверку конституционности применяемого или примененного закона конкретного дела по гражданским жалобам или судебным запросам, в установленном российским законодательством порядке;
4) – осуществляет толкование правовых норм Конституции РФ по президентским запросам, запросам высших органов государственной законодательной и исполнительной власти, а также органов субъектов Российской Федерации.
Огромная важность Конституционного суда в российской судебной системе судебных органов заключается в том, что нормативно-правовые акты, признанные не соответствующими конституции РФ, признаются недействительными. Кроме того, Конституционный суд РФ осуществляет дачу заключения по соответствующему запросу Совета Федерации о соблюдении определенного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в совершении тяжкого преступления, в частности – измене Родине.
В статье 18 конституционного закона «О судебной системе РФ» определяется положение о том, что Конституционный суд РФ представляет собой судебный орган конституционного контроля, является самостоятельным и независимым в осуществлении судебной власти конституционным судопроизводством. Кроме того, порядок его создания и условия его деятельности определяются федеральным конституционным законодательством.
Помимо вышеуказанного, этим законом определяется также такой правовой статус Конституционного суда РФ, как обязательность его решений для всех представительных, судебных, исполнительных органов, местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий, граждан и должностных лиц.
Судьей этого суда может стать только гражданин Российской Федерации, не менее сорока леи от роду, имеющий безупречную репутацию, имеющий высшее юридическое образование со стажем работы по юридической специальности не менее пятнадцати лет с официальным признанием высокой квалификации в правовой области.
К деятельности Конституционного суда РФ, определяющей его правовой статус, относятся рассмотрения обращений, ходатайств и жалоб на выявленные неопределенности соответствия закона, правового акта, спора, договора Конституции РФ.
Также, Конституционным судом РФ определяется законность обвинения Государственной Думой РФ обвинения Президента РФ в измене государству или же совершения им тяжкого преступления.
Итогом решения Конституционного суда РФ является вынесение от имени РФ постановления, которое может быть принято как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного суда РФ.
По вопросу обвинения Президента РФ в совершении государственной измены или тяжкого преступления Конституционный суд РФ выносит решение, называемое заключением. Все же другие решения называются определением.
Все решения, вынесенные Конституционным судом РФ основываются на материалах собственных исследований и принимаются конкретно по существу каждого дела, оцениваются в буквальном смысле изучаемого нормативного акта и в смысле, приданным ему официальным толкованием или сложившейся практикой применения права, с учетом его нахождения в системе правовых актов по предмету обращения. Вынесенное Конституционным судом РФ решение является окончательным и не подлежащим обжалованию, оно вступает в законную силу сразу после его оглашения, является непосредственным и не требующим подтверждения другими должностными лицами и органами. Признанные не соответствующими Конституции РФ акты утрачивают свое действие и силу, отменяются решения судов, принятых на их основании, и они не подлежат исполнению и подлежат пересмотру.
Статьей 27 вышеуказанного закона определяется возможность создания в субъектах РФ конституционных или уставных судов республик, краев и областей, с целью рассмотрения вопросов соответствия законов РФ, нормативно-правовых актов органов власти и местного самоуправления субъектов РФ, и толкования соответствующих Конституций или Уставов. Вынесенное ими решение на основании и в пределах своих полномочий, не может быть пересмотрено другим судом.
Верховный суд Российской Федерации представляет собой высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и другим делам, имеющим подсудность судов общей юрисдикции. Верховный суд РФ производит судебный надзор за деятельностью судов, разъясняя вопросы судебной практики и право – применения в рамках процессуальных форм, установленных федеральным законодательством.
Порядок формирования Верховного Суда РФ, состав, компетенция и прочие вопросы, регулируется Федеральным Конституционным Законом РФ № 3-ФЗ от 05 февраля 2014 года – «О Верховном Суде РФ».
Кроме того, правовой статус Верховного суда РФ и судов общей юрисдикции определяется Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе РФ». Статьей 19 этого закона определяется, что Верховный суд РФ занимается следующим:
- проводит в рамках федерального законодательства и в процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, а также судов военных и специализированных федеральных судов;
- рассматривает дела, в пределах определенных законодательством компетенциях, в качестве суда второй инстанции, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, в предусмотренных федеральным законодательством случаях, выступая в судах первой инстанции;
- осуществляет руководство нижестоящими верховными судами республик, краевыми(областными) судами, судами городов федерального значения, автономных областях и округов, военными судами округов, флотов и так далее;
- осуществляет разъяснения по вопросам судебной практики. Порядок образования, деятельность и полномочия Верховного суда РФ определяются федеральным конституционным законом РФ.
Краевой, областной, республиканский суд в составе РФ является непосредственно вышестоящим судом по отношению к судам, действующим на территории данного субъекта РФ и в пределах своих компетенций занимается рассмотрением дел в качестве суда первой, второй инстанций и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
В 21 статье ФКЗ «О судебной системе РФ» регламентируется порядок рассмотрения дел судами районного уровня в качестве судов первой и второй инстанций и устанавливает то, что районный суд субъекта РФ является непосредственно вышестоящей инстанцией мирового районного суда, осуществляющего свою деятельность в соответствующем районе субъекта РФ.
Ст.22 указанного закона регулируется деятельность военных судов, создаваемыми на основании территориального принципа по месту нахождения флота и войск и осуществляющих свою судебную деятельность в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Статья 28 данного закона посвящена деятельности мирового суда, в пределах его полномочий, определенных федеральным законодательством при осуществлении рассмотрения гражданских, административных и уголовных дел в качестве суда первой инстанции.
В качестве суда первой инстанции Верховный суд РФ рассматривает следующие дела:
- дела по вопросам оспаривания ненормативных правовых актов российского Президента, исполнительных и законодательных органов власти РФ, а также актов, касающихся прав, свобод и законных интересов российских граждан и юридических лиц;
- дела по оспариванию постановлений о приостановлении либо прекращении судебных полномочий или о прекращении отставки судьи;
- дела, связанные с приостановлением деятельности либо ликвидации международных и общероссийских некоммерческих объединений;
- дела, связанные с оспариванием решений Центризбиркома РФ и о его расформировании;
- дела, связанные с разрешением споров между федеральными и государственными органами власти субъектов РФ;
- иные дела на основании и в соответствии с Федеральными законами.
Уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судьи федерального суда подсудны Верховному суду Российской Федерации.
В 20 статье Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» определяются компетенции Верховных судов субъектов РФ по рассмотрению дел в качестве судов первой и второй инстанций, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также их статус вышестоящей инстанции по отношению к судам районов на территории данного субъектного образования РФ.
Федеральным законом РФ «О мировых судьях в РФ» в статьях 3,4 регулируется деятельность мирового судьи, который действует в пределах определенного судебного участка и рассматривает следующие дела первой инстанции:
- уголовные дела, за которые законом предусматривается максимальное наказание, не превышающее трех лет;
- дела, связанные с выдачей судебного приказа;
- дела, связанные с расторжением брака, если спор о детях отсутствует;
- дела, связанные с разделом между бывшими супругами совместно нажитого имущества, если цена иска не превышает ста тысячи рублей;
- дела, связанные с имущественным спором, кроме дел о наследовании имущества, а также в отношении интеллектуальной деятельности, если цена иска не превышает ста тысяч рублей;
- дела, связанные с административными правонарушениями.
06.02.2014 года Президентом РФ В, Путиным подписан Закон РФ о поправке к Конституции РФ – «О Верховном Суде РФ» и ФКЗ № 3 – «О Верховном Суде РФ. Этими законами произведено объединение двух из трех существовавших ранее судов высшей инстанции: Высшего Арбитражного суда РФ с Верховным Судом РФ. Новый объединенный орган судебной власти стал называться Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд, таким образом, распущен и все упоминания о нем изъяты из Конституции РФ. Теперь Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации представляет собой высший судебный орган, занимающийся разрешением экономических споров и других дел, ранее относящихся к компетенции арбитражных судов РФ, а также осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов РФ в пределах своих полномочий, определенных законодательством РФ, а также, дает разъяснения по вопросам судебной практики.
На основании Федерального конституционного закона РФ «ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» правовой статус Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации РФ заключается в его высшем положении среди системы арбитражных судов РФ по разрешению экономических вопросов и высшей судебной инстанцией по отношению к нижестоящим арбитражным и апелляционным судам, а также его компетенцией в качестве надзорного органа за деятельностью арбитражных судов. Структура арбитражной судебной системы определяется указанным выше законом и включает в себя Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Федеральный Арбитражный суд округа, Апелляционный арбитражный суд, арбитражный суд субъекта РФ.
Вышеназванным законом регулируется и деятельность системы арбитражных судов Российской Федерации, к задачам которой относятся защита оспариваемых или нарушенных прав и интересов физических или юридических лиц в области предпринимательской и экономической деятельности. Акты арбитражных судов, вступившие в законную силу обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Назначение на должность председатель судебного состава Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации РФ, а также его заместителей, производится Советом Федерации по представлению российского Президента. Другие судьи арбитражных судов РФ назначаются на основании Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе РФ» и Федерального закона РФ « О статусе судей в РФ».
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на основании собственных полномочий осуществляет следующее:
- рассматривает дела по оспариванию нормативно-правовых актов и о признании недействительности ненормативных актов российского Президента, исполнительных и законодательных органов государственной власти в области предпринимательства и экономической деятельности;
- рассматривает экономические споры, возникшие между Российской Федерацией и ее субъектами;
- рассматривает экономические споры, возникшие между субъектами РФ;
- обращение в Конституционный суд РФ о проверки соответствия конституционным положениям нормативных актов и договоров.
Правовой статус Федеральных Арбитражных судов заключается в их правомочии по проверки в кассационной инстанции законности вступивших в силу судебных актов нижестоящих арбитражных судов субъектов РФ, а также арбитражных апелляционных судов.
В настоящее время, в Российской Федерации действует десять арбитражных округов, к которым причисляются все субъекты РФ.
Правовой статус арбитражных апелляционных судов заключается в полномочиях по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, которые ими были приняты в судах первой инстанции. В Российской Федерации действует ровно двадцать таких судов. Например, арбитражные суды Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Калининградской области, Мурманской области и Республики Карелия входят в состав тринадцатого апелляционного арбитражного округа.
Арбитражными судами субъектов Российской Федерации осуществляются полномочия по рассмотрению дел судами первой инстанции, которые подведомственны арбитражным судам Российской Федерации, кроме дел, которые относятся к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, а также пересмотру по открывшимся вновь обстоятельствам им принятых и вступившие в законную силу.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 7 февраля 2014. № 27.
2. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ (ред. от 01.12.2012) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 898.
3. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3170.
4. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» / / Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 7. Ст. 877.
5. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 51. Ст. 6270.
6. Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ (в ред. от 12.11.2012) «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 1. Ст. 1.
7. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 223.
8. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
9. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 144.
10. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1455.
11. Федеральный закон от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (ред. от 07.05.2013) «О статусе судей в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2399.
12. Федеральный закон от 3 декабря 1994 г. № 55-ФЗ (ред. от 13.04.1998, с изм. от 23.06.1999) «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3305; 1998 (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2009 № 126-ФЗ).
13. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»: в ред. ФЗ от 02.10.2012 № 165-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 11. - Ст. 1022.
14. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 23-П // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 30. - Ст. 3801.
15. Постановление Президиума Совета судей РФ от 29 июня 2004 г. №65 «О проекте федерального закона ”О внесении изменений в статью 2 Федерального закона „О финансировании судов Российской Федерации“”» //Сборник постановлений Всероссийских съездов судей, постановлений (обращений) Совета судей Российской Федерации и президиума Совета судей Российской Федерации (2001-2012 гг.). - Т. 2. - С. 73-74.
16. Бабурин С.Н. Российская судебная реформа нуждается в успешном завершении // Судебная система России: история и современность: докл. и ст. участников науч.-практ. конф., посвящ. 150-летию судеб. реформы Александра II / Ассоц. юрид. вузов, Ин-т гос. упр., права и инновац. технологий . - 2015. - С. 34-40
17. Бурдина Е.В. Цели использования информационных технологий в судебной сфере // Законы России. 2010. № 4. С. 84-91.
18. Государственная власть и лоббизм: проблемы и противоречия развития российского политико-правового пространства: монография / / Под общей ред. докт. юрид. наук, проф. А.Ю. Мордовцева. М.: Юрлитинформ, 2011.
19. Гребнев Р.Д. Судебная власть в структуре механизма государства и в системе разделения властей // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2015. - № 4. - С. 48-63
20. Дугенец А.С. Рецензия на диссертацию Ольги Алексеевны Челпаченко // Административное право и процесс. 2012. № 9. С. 74-76.
21. Ермошин Г. Т. Организационное обеспечение деятельности суда (судебное администрирование) в контексте реализации принципа самостоятельности судебной власти // Российская юстиция. - 2005. - № 3. - С. 2-9.
22. Ермошин Г. Т. Современная концепция статуса судьи в Российской Федерации //Журнал российского права. - 2013. - № 8
23. Ермошин Г. Т. Судья в системе государственной службы // Государственная служба. - 2008. - №2;
24. Ермошин Г.Т. Акты органов судейского сообщества //Российская юстиция. - 2010. - №7. - С. 44-50;
25. Ермошин Г.Т. О судебной карьере в рамках квалификационной аттестации судей: проблемы теории и практики // Российский судья. - 2010. - №5. - С. 4-9
26. Ермошин Г.Т. Органы судебной власти и органы правосудия в судебной системе России: проблемы дефиниции // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2012. - № 6 (89). - С. 20-29;
27. Ермошин Г.Т. Понятия «суд» и «судья» в конституционно-правовом смысле //Российское правосудие. - 2010. - №6 (50). - С. 87-93
28. Ермошин Г.Т. Судебная власть и судейское сообщество: сферы компетенции и границы взаимо-действия // Российский судья. - 2004. - № 6. - С. 3-124; № 7. - С. 18-26 (окончание).
29. Ермошин Г.Т., Петухов Н.А. Независимость судьи Российской Федерации: современные проблемы обеспечения // Российская юстиция. - 2013. - №3. - С. 11-15.
30. Изварина А.Ф. Судебная система России: концептуальные основы организации и совершенствования. М.: Проспект, 2014. 304 с.
31. Клеандров М.И. Нужна ли России судебная реформа? // Судья. - 2015. - № 2. - С. 50-57
32. Клеандров, Михаил Иванович Судья - центральное звено судебной системы: Учеб. пособие/ Михаил Иванович Клеандров. – Тюмень, 1999. - 232 с.
33. Колесников Е.В. Судебная система Российской Федерации: некоторые вопросы конституционного регулирования // Конституционное развитие России: межвуз. сб. науч. ст. / Сарат. гос. юрид. акад.; [редкол.: В. Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. - 2016. - Вып. 15. - С. 79-85
34. Малько А.В. Судебная система Евразийского экономического союза: проблемы формирования /А. В. Малько, В. В. Елистратова // Вопросы российского и международного права. - 2016. - № 1. - С. 99-112
35. Михайловская, И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость: монография/ И. Б. Михайловская; Ин-т государства и права РАН. - М.: Проспект, 2015. - 124 с
36. Модернизация статуса судьи: современные международные подходы / отв. ред. Т.Н. Нешатаева. М.: Норма: Инфра-М, 2011. 336 с.
37. Новая судебная система Российской Федерации. Судебная власть и прокуратура. О судебной системе. О судах общей юрисдикции. О Верховном Суде Российской Федерации. О статусе судей в Российской Федерации. О военных судах Российской Федерации. О мировых судьях в Российской Федерации: сборник. - М.: Проспект, 2015. - 151 с.
38. Отчетный доклад Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ А. В. Гусева // Российская юстиция. 2013. № 2. С. 25-34.
39. Пейсиков, Владимир Валентинович. Судья в России и за рубежом: монография/ В. В. Пейсиков. - М.: Элит, 2008. - 357 с.
40. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации: монография / Е.Б. Абросимова, В.И. Анишина, Г.А. Гаджиев, Г.Т. Ермошин, В.Е. Сафонов; под ред. В.М. Ершова. - М. : Юристъ, 2006.
41. Сангаджиев Б.В. Институциональные характеристики судебной власти в Российской Федерации: вопросы теории и практики: автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 2013. 53 с.
42. Скворцов-Савельев, И.А.. Суды Российской Федерации как субъекты права законодательной инициативы федерального уровня (вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук; Юрид. ин-т (Санкт-Петербург). - СПб., 2010. - 25 с
43. Судебная власть в Российской Федерации. Тенденции и перспективы развития: науч. изд. для студентов высш. учеб. заведений/ [П. К. Лысов и др.] ; под ред. Н. Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 167 с.
44. Судебная власть в системе политико-правовых ценностей современного государства/ В. К. Аулов, В. Н. Казаков, Н. А. Петухов, Ю. Н. Туганов. - М.: Граница, 2015. - 250 с
45. Судебная власть: история и современность: материалы третьей науч.-практ. межрегион. конф./ отв. ред. Ю. Ф. Беспалов. - М.: Проспект, 2015. - 189 с.
46. Судебная система и гражданское общество России: к 150-летию Судебной реформы: сб. науч. тр.: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 20 нояб. 2014 г./ Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Поволж. ин-т упр. им. П. А. Столыпина . - Саратов: Поволжский ин-т упр. им. П. А. Столыпина, 2015. - 121 с
47. Судебная система России: история и современность: докл. и ст. участников науч.-практ. конф., посвящ. 150-летию судеб. реформы Александра II/ Ассоц. юрид. вузов, Ин-т гос. упр., права и инновац. технологий [и др.; редкол.: С. Н. Бабурин и др.]. - М.: Юрист, 2015. - 163 с.
48. Титков, В. И. Судебная власть: вопросы теории и практики: монография/ В. И. Титков, Е. Ю. Гвоздева. - Краснодар: Новация, 2016. - 311 с.
49. Цалиев А.М. Судебная власть субъекта РФ - обязательный атрибут федеративного правового государства // Российская юстиция. - 2015. - № 5. - С. 5-9
50. Цыганаш В.Н. Судебная власть: правовое содержание и место в правовом регулировании // Юристъ-Правоведъ. - 2016. - № 2. - С. 11-15
51. Цыганаш, Вадим Николаевич. Судебная власть как элемент системы правопорядка: монография/ В. Н. Цыганаш; Рост. юрид. ин-т МВД Рос. Федерации. - Ростов н/Д: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2016. - 222 с.
52. Шарова Т.В. Судебная система Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности органов судебной власти в современных условиях [// Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 1. - С. 3-5
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней