Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Условия, выбор средств и механизмы формирования личностных качеств человека изучаются на протяжении всей истории человечества. Многие из них являются исключительно сдерживающими и мыслятся как фактор целенаправленного воспитания в юном поколении самых высоких личностных качеств, способствующих социализации личности. Активное противодействие человека нормам поведения, в конце концов, приводит к отрицанию того, что соответствует всеобщим принципам, в основе которых стоят различные сдерживающие факторы, исключающие проявление ничем не ограниченной свободы.
Исследуя процессы влияния на психику различных факторов, мы убедились, что сегодня одной из действенных форм противодействия таким качествам становится занятие практической деятельностью, способствующей развитию ребенка на основе постижения им логики такой деятельности, ее закономерностей и принципов. Именно активная деятельность в какой-либо области способствует развитию ума через понимание логики освоения профессиональных навыков, взаимосвязей и взаимодействия процессов самоуправления, самооценки и самоконтроля, навыков коррекции поведения, ведущих к совершенствованию профессиональных действий, а в специфических профессиях – влиянию эмоциональных факторов на эти действия. Особенно наглядно воздействие на психику этих процессов обнаруживается при обучении музыкальному исполнительству, когда все вместе ведет к развитию личности учащегося, «к более осязательному схватыванию сознанием «временного потока музыки» … и пониманию» (1. С. 288).
Предмет: психологические особенности личности.
Объект: психологические особенности скрипача в процессе виртуозной игры на инструменте.
Цель: проанализировать психологические особенности скрипача в процессе виртуозной игры на инструменте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие психологических особенностей личности
2. Выделить особенности личности музыканта
3.Рассмотреть эмпирические аспекты психологических особенностей скрипача в процессе виртуозной игры на инструменте
Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей скрипача в процессе виртуозной игры на инструменте
1.1 Понятие психологических особенностей личности
Психология изучает не только отдельные психические процессы, их особенности и закономерности, но и психологические особенности личности конкретного носителя этих процессов — человека.
Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Современное научное развитие психологии сопровождается многочисленными научными работами, основа которых состоит в понятии «личность». Содержание данного термина в научных работах неодинаково, что порождает проблему неоднозначности данного определения. Для однозначного понимания данного термина необходимо выявить базисную характеристику данного понятия на основе анализа концепций личности наиболее выдающихся психологов.
Концепция личности отечественного психолога А. Н. Леонтьева базируется на утверждении о том, что личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности. Ключевым элементом в теории личности А. Н. Леонтьева является структура деятельности в контексте общественных отношений, представленная в иерархии смыслообразующих мотивов. Основной детерминантой формирования деятельности является возникновение потребности, которая, в свою очередь, формирует мотивы как объекты, потенциально способные удовлетворить потребность человека. Комплекс мотивов как опредмеченных потребностей в контексте условий окружающей среды и конкретной потребности человека формируют личностный уникальный смысл конкретной деятельности, направленный на образ желаемого результата. Таким образом формируется уникальность человека посредством проявления его системы деятельностей [1].
В данном случае уместно утверждение о том, что одной из первичных детерминант формирования деятельности у человека является выход из гомеостатического в физическом и психологическом понимании состояния, иными словами, из зоны комфорта, поскольку возникновение потребности, то есть неудовлетворенности в чем-либо, по определению выступает в неразрывной взаимосвязи с дискомфортом.
Таким образом, приходим к следующей схеме:
первом звеном в развитии деятельности является неудовлетворенность чем либо, дискомфорт, порождающий образ желаемого результата; вторым звеном является ответ человека на вопрос «как в контексте окружающего предметного мира в конкретных условиях достичь желаемого результата?»;
третьим звеном является формирование практического оперирования опредмеченными потребностями, то есть предметами, потенциально способными привести к желаемому результату, то есть, по сути, к гомеостазу.
Исходя из вышеизложенных умозаключений, напрашивается следующий вывод: деятельность человека в контексте общественных отношений направлена только лишь на возврат к гомеостатическому состоянию. Иными словами, человеческая деятельность развивается по принципу удовольствия, что не является истиной.
В рамках концепции личности А. Н. Леонтьев утверждал следующее: «личность человека «производится» – создается общественными отношениями [1]», ключевым элементом которой являются общественные отношения, которые формируют систему ценностей и систему личностных уникальных смыслов личности. Является уместным аналогия с концепцией личности З. Фрейда, в рамках которой упоминаются три компонента, единство которых формирует структуру личности: Ид, Эго, Супер-Эго. Согласно данной концепции, детерминантами энергии либидо являются как первичные врожденные потребности человека, возникающие по принципу «Я хочу!», так и требования со стороны общественности, которые должны быть соблюдены [2].
Таким образом, сходство обеих концепций личности заключается в следующем: личностная активность преломляется общественными установками, что формирует систему ценности личности. Важным аспектом в понимании личности является приобретенная и меняющаяся в ходе изменяющейся системы общественных установок личностная уникальная система ценностей. В данном случае возникает вопрос о такой специфической особенности понимания личности, как «активность» в понимании Л. С. Выготского, направленной на преобразование окружающей действительности.
В контексте вышеизложенного понимания личности уместно упоминание о свободе человека в рамках того, как это понимает австрийский психиатр, психолог и невролог В. Франкл. Свобода человека определена свободой выбора отношения к любым жизненным обстоятельствам. По мнению В. Франкла, не обстоятельства формируют личность, а личность формирует свой личностный уникальный смысл, формирующийся на фоне жизненных обстоятельств [3].
Таким образом, В. Франкл выявляет еще одну специфическую особенность в понимании личности – свобода выбора, основа которой заключается во внутренней активности, рождающейся во внутреннем уникальном мире человеческих смыслов и направленной на внешний окружающий мир. В данном случае уместна аналогия с пониманием активности выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского как одной из особенности личности, направленной на преобразование окружающей действительности.
Л. С. Выготский понимал «личность» с различных аспектов:
- личность как субъект активности, направленной на преобразование, изменение окружающей среды;
- личность как носитель опосредующего характера психических свойств с помощью социально-детерминированной знаковой системы;
- личность как объект интериоризации социальных отношений посредством социально-детерминированной знаковой системы.
Под интериоризацией Л. С. Выготский понимает «формирование внутренних психических структур человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности» [4].
Личность как субъект смыслового преобразования для другого человека [5]. В рамках теории личности Рубинштейна С. Л. ядром личности являются индивидуальные установки, личностные особенности, преломляющие внешние воздействия и, тем самым, развивающие сами себя [1].
А. Н. Леонтьев: «Личность как носитель системы личностных уникальных смыслов в контексте общественных деятельностных отношений», З. Фрейд : «Личность как результат преломления жизненной энергии (энергии либидо) общественными требованиями В. Франкл : «Личность как носитель свободы выбора субъективного отношения к объективным внешним обстоятельствам».
Л. С. Выготский Личность как активная система, направленная как на преобразование окружающей среды, так и на преобразование собственных психических структур посредством знаковых систем». С. Л. Рубинштейн : «Личность как носитель индивидуальных особенностей, преломляющих внешние воздействия и развивающих внутренние психические процессы». Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод о базисной характеристике понятия «личность»: внутренняя активность, обращенная во внешнюю среду, направленная как на самосозидание, так и на созидание внешней среды является ядром понятия личность.
Личность всегда характеризуется определенными психологическими особенностями.
К ним относятся потребности, интересы, идеалы и мировоззрение, политические убеждения, физические и умственные способности человека, его темперамент и характер. Психологические особенности личности исторически обусловлены. Они получили свое развитие в процессе общественно-трудовой деятельности и потому выражают общественную сущность человека, характеризуют те его черты, которые развились у человека, как члена общества; их нельзя рассматривать как продукт биологического развития человека.
В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.
Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.
Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.
Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.
Темперамент
Природной предпосылкой индивидуальных различий являются особенности нервной системы и, в первую очередь, темперамент. Сам этот термин в переводе с латыни означает «смесь элементов». И действительно, темперамент представляет собой комплекс качеств человека. Различные их сочетания порождают разнообразие психической деятельности людей, которое проявляется в четырех основных типах темперамента.
Впервые разные виды темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей в их теле жидкостью.
• Сангва – кровь дает человеку силу, активность, упорство в достижении цели, общительность и качества воина и лидера.
• Флегма (слизь) проявляется в спокойствии, медлительности и невозмутимости.
• Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым сменам настроения и общительным до навязчивости.
• Мелан холи (черная желчь) порождает мрачность, настроение упадка и нерешительности; люди, у которых преобладает эта жидкость, угрюмые неудачники.
Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), и до сих пор являются самыми популярными, хоть, конечно, в их характеристики были внесены коррективы. И сейчас никто не связывает особенности темперамента с преобладающей в теле жидкостью.
Темперамент в современной психологии
На самом деле, темперамент – это динамическая характеристика психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта связь была открыта и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, которая в основном совпадает с гиппократовской.
Для сангвиника характерна высокая скорость и сила нервных процессов, а также равновесие возбуждения и торможения. Это делает сангвиников активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и устойчивое настроение при довольно ярких и сильных эмоциях. Они общительны, но разборчивы в выборе друзей и прагматичны. Дело для них превыше всего.
Флегматику при силе и возбуждения, и торможения свойственна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертность. Это, в прямом смысле слова, тормозной тип. Флегматики не любят смены деятельности, они неэмоциональны и необщительны. Это тугодумы, но упорные труженики.
Холерикам свойственна высокая скорость и сила нервных процессов, но чрезмерная их подвижность, неустойчивость. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и не могут долго заниматься чем-то одним.
Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому смены настроения у них не выражены, и кажется, что они постоянно пребывают в состоянии уныния.
Свойства темперамента
В чистом виде этих типов не встречается, потому что темперамент – это сложное сочетание свойств и качеств, и он оказывает влияние на все сферы психики. Для удобства изучения индивидуально-психологических особенностей выделяют несколько наиболее важных характеристик, составляющих темперамент.
• Сензитивность – чувствительность нервной системы к раздражителям.
• Активность – степень работоспособности и способность к поддержанию состояния возбуждения.
• Темп реакций или скорость психических процессов проявляется в скорости смены настроения, речи, мышления и т. д.
• Экстраверсия и интроверсия – уровень общительности, коммуникативной открытости или замкнутости.
• Пластичность – легкость смены видов деятельности и быстрая адаптация к изменяющимся условиям.
• Ригидность – устойчивость к изменениям, верность привычкам, упрямство.
Темперамент в значительной степени обусловлен врожденными факторами и в течение жизни практически не изменяется. Правда, какие-то наиболее яркие в молодости черты с возрастом могут сглаживаться, маскироваться и адаптироваться к обстановке.
Темперамент является биологической основой другого индивидуально-личностного свойства – характера.
Характер как биосоциальный склад личности
Будучи членом социума, человек с момента рождения взаимодействует с другими людьми, усваивает нормы поведения, впитывает культуру и традиции. В результате каждая личность – это уникальный сплав биологического и социального, и формирование характера протекает во взаимодействии этих двух начал. Поэтому в одной и той же среде у людей складываются разные характеры. Они отличаются даже у близнецов, которые имеют очень схожую биологическую основу.
Все дело в опыте. С момента рождения мы оказываемся в ситуациях, на которые реагируем по-разному не только в зависимости от черт темперамента, но и от внешних обстоятельств. В итоге накапливаем разнообразный, но абсолютно уникальный опыт, который влияет на формирование характера не меньше, а скорее всего, больше, чем свойства физиологии и нервной системы.
Характер – это совокупность особенностей и черт личности, которые проявляются во всех сферах жизни и накладывают отпечаток на общение с другими людьми, интересы, характер деятельности и т. д. Недаром термин «характер» с древнегреческого можно перевести как отличительная черта, печать, знак.
Черты характера довольно устойчивы, они закладываются в детстве и являются своеобразной визитной карточкой человека. Но все же это свойство личности более изменчиво, чем темперамент, так как на его содержание влияет жизненный опыт. И часто, встретив человека после нескольких лет разлуки, мы с удивлением замечаем изменения в его характере.
Характер – комплексное образование, которое имеет сложную структуру. Поэтому существует множество его типологий или наборов основных черт, которые описаны разными психологами.
Английский психолог Г. Олпорт – один из авторов теории черт, считал, что каждый человек – это уникальное и неповторимое сочетание отдельных свойств характера или диспозиций (черт). Под диспозицией он понимал устойчивую особенность поведения, готовность индивида вести себя определенным образом в той или иной ситуации. То есть характер всегда проявляется в поведении или деятельности, и чтобы узнать человека, надо вступить с ним во взаимодействие, посмотреть, каков он в деле.
Есть центральные диспозиции или черты, которые определяют весь психический облик человека, и они сразу бросаются в глаза. Кто-то явный трудоголик, а другой стремится избежать тяжелой работы. Один веселый, жизнерадостный балагур, а другой вечно всем недоволен и на все жалуется. Кто-то смелый до безрассудства, а кто-то осторожный и нерешительный. Это все центральные диспозиции, их мы называем в первую очередь, когда нас просят охарактеризовать какого-то человека.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Айдарханова Д.Д. К вопросу о формировании креативности в процессе обучения музыканта. // Музыкальное образование: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. - Алматы, 2001. – 206 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968. – 338 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
4. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
5. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 329 с.
6. Бекмухамедов Б.М. Психолого-педагогический анализ импровизационной деятельности педагога-музыканта. // Музыкальное образование в Казахстане: учебное пособие. Вып. І. / Составители Р.Р.Джердималиева, А.А. Момбек, З.Р. Ахметова. – Алматы, 2007. – С. 184-188.
7. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики. // Педагогика, 2007. № 6. с. 3- 10.
8. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: Монография. В 2-х томах, издание 2-е, дополненное и переработанное. Мн., ООО Дэбор, 1998, 242 с.
9. Гинзбург Л.М. Избранное: Дирижеры и оркестры. Вопросы теории и практики дирижирования. – М., 1982. 3. Каган М.С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. – Л., 1971. 4. Коломийцов В.П. Статьи и письма. – М., 1971.
10. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие. – Казан. гос. технол. ун-т. – Казань, 2004. – 212 с.
11. Джердималиева P.P., Рысметов Е.Х. К вопросу о творческой индивидуальности педагога-музыканта. // Сборник научных статей «Педагогика музыкального образования: поиски и перспективы развития» / Редактор и составитель А.А. Момбек. - Алматы, 2007. - 238 с.
12. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала М., 2008. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: обзор программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2010.
13. Зейгарник Б. В. Теории личности в общей психологии. М., 1982.
14. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей : Музыкальные способности / Д.. К. Кирнарская. – М.: Таланты – XXІ век, 2004. – 496 с. (88)
15. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская / Под ред. И.А. Колесниковой. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
16. Крамской И.Н. Письма. Статьи. – М., 1966. 6. Музыкальная жизнь. – 1991. № 2.
17. Кудайкулов М., Джанабаева Ж. О развитии понятия «личность» // Алматы: Білім – Образование, 2005, № 1 (19). с. 51-54.
18. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л.: Знание, 1985. – 36 с.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1982.
a. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
20. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. Мажура Г.П. О профессиональной этике педагога // Педологический вестник. 2002. № 6. С. 8– 16.
21. Манакова И. П. Специальный курс «Начальный этап обучения музыке детей дошкольного возраста» как компонент профессиональной подготовки студентов факультета музыкального и художественного образования // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования: материалы 2 Международной интернет-конференции (Екатеринбург, 2009 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. С. 182–188.
22. Манакова И.П., Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. Свердловск: Урал, 1991. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 2004.
23. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
24. Муцмахер В.И. Синтез профессионально-значимых качеств учителя музыки как условие формирование его педагогического мастерства. // Материалы научно-практической конференции «Методические проблемы музыкальной педагогики». – М.: МГПУ им. В.И. Ленина, 1991. - С. 34-35.
25. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. №5. С. 142-154.
26. Педагогика профессионального образования: учеб. пос. для студ. вузов / Е.П. Бецева, А.Д. Гонеева, А.Г. Пашкова и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
27. Платонов К. К. О системе психологии. М. : Мысль, 1972.
28. Психология личности. Тексты. М., 1982.
29. Психология формирования и развития личности. М, 1981.
30. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.
31. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, 1994.
32. Роджерс Н. Путь к целостности: человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств / пер. с англ. А. Б. Орлова. URL: http://trialog.ru/library/scipubl/951132.htm.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. II. М., 1989.
34. Рубинштейн С. Л. Человек и мир : в 2 т. Т. 2. М. : Наука, 1997. 16. Ухтомский А. А. Доминанта. М. - Л. : Наука, 1966.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1,2. – М., 1989, с. 15, 242.
36. Румянцев Н. Е. Педология. М. : Изд-во О. Богдановой, 1910.
37. Ручьевская, Е. А. Мелодия сквозь призму жанра / Е. А. Ручьевская // Критика и музыкознание: сб. статей / сост. О. П. Коловский. – Л.: Музыка, 1980. – Вып. 3. – С. 35 – 53.
38. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. – М., 1999. – 182 с.
39. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М., 2000. с. 332. 8. Толстых А.В. Грядущая культура: гримасы идентичности // Вопросы философии. 1997, № 2. стр. 5-80
40. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2005 – 400 с.
41. Советская музыка. 1974. № 6.
42. Старчеус М.С. Личность музыканта. М.: Изд-во: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 2012. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад Детства: новый взгляд на дошкольное образование. М.: ТЦ Сфера, 2014.
43. Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. – М., 1975.
44. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – М., 1996.
45. етация результатов. Шкала А (незав Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М., 1969.
46. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. – СПб., 2001.
47. Чехов М.А. Об искусстве актера. Т. 2. – М., 1986. 13. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. – Париж, 1932.
48. Щербакова, А.А. Восприятие музыкального произведения как форма общения // Искусство и общение: сб. статей / под ред. Д. С. Лихачева, М. С. Кагана – Л., 1984. – С. 127 – 135.
49. Юлпатова Е. Ю. Диалог как условие подготовки студентов вуза к творческому осуществлению профессиональной деятельности //Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. № 2 (34), 2014. С. 151-159.
50. Яфальян А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе. Ростов н/Д. : Феникс, 2008.