Фрагмент для ознакомления
2
- влияние последствий аварий на объектах, которые расположены рядом.
Аварии на магистральных нефтепроводах могут возникать по причинам общего характера, которые включают в себя следующие группы причин [18, 22, 23, 24, 30]:
- технические причины, составляют около 60 % от всех причин, по которым происходят аварии:
- внешние воздействия на МТ, среди них несанкционированные врезки, нагрузки при производстве работ около нефтепровода, наезд тяжелого транспорта, взрывы, оползни, землетрясения);
- коррозионные повреждения нефтепровода;
- дефекты труб.
Типичные технические причины аварий представлены [18, 22, 23, 24, 30]:
- разрушением фланцевых соединений трубопроводов;
- разрушением сварных швов;
- усталостными трещинами, коррозией, эрозией металла, повышенной хрупкостью стали и прогарами труб;
- неисправностями (заклиниванием) запорных и регулирующих устройств, предохранительных и обратных клапанов;
- отсутствием или неисправностью средств контроля, противоаварийной защиты, сигнализации и связи.
Организационные причины составляют около 40 % от всех причин. Они представлены [18, 22, 23, 24, 30]:
- нарушениями норм технологических режимов;
- недостаточным контролем за состоянием трубопроводов;
- нарушениями технического регламента обслуживания и ремонта;
- несоблюдением требований промышленной безопасности, норм и правил пожарной безопасности;
- ошибочными действиями персонала;
- проектными недоработками или ошибками при проектировании;
- нарушениями технологии сварки, некачественным монтажом и сборкой элементов трубопроводов;
- нарушениями установленного порядка производства огневых работ;
- применением конструкционных материалов и уплотнительных устройств, которые не соответствуют установленным требованиям эксплуатации.
Распределение доли причин приведено на рис. 3. Анализ данных говорит о том, что важное значение нужно уделять предупреждению технических причин.
Рис. 3. Распределение причин аварий
Как правило, причин возникновения аварий бывает нескольких [18]. Недооценка опасности, незнание вероятных сценариев развития аварий и неправильная организация действий персонала и привлекаемых подразделений часто являются причинами аварий и несчастных случаев.
При возникновении значительных утечек из технологических систем, даже в случае применения комплексных автоматизированных систем блокировок и противоаварийной защиты (ПАЗ), имеющиеся средства противоаварийной защиты, как правило, оказываются не эффективными и не приводят к существенному снижению масштабов развития аварии. Прежде всего, это обусловлено тем, что выбросы опасных веществ в результате транспортировки нефти нередко происходят при значениях технологических параметров в пределах допустимой нормы, при которых не срабатывают системы блокировки и ПАЗ, а также тем, что аварии на первичных стадиях возникновения часто вызывают повреждение кабельных эстакад и выход из строя систем управления [18, 22, 23, 24, 30].
В приведенном перечне аварий около 50 % аварий приводили к несчастным случаям, в том числе групповым и со смертельным исходом.
1.3. Требования к обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации трубопроводов
Объекты магистрального нефтепровода относятся к опасным производственным объектам. В связи с этим согласно требований законодательства РФ эксплуатация опасных производственных объектов (ОПО) МТ на территории страны разрешается только после получения эксплуатирующей организацией лицензии Ростехнадзора [4, 5, 9].
Технические устройства отечественного и иностранного производства, которые применяются на объектах МТ, должны соответствовать установленным требованиям промышленной безопасности.
Использование технических устройств на ОПО магистральных трубопроводов осуществляется только после получения разрешения на их применение, выдаваемое Ростехнадзором в порядке, которое установлено Административным регламентом по исполнению им государственной функции по выдаче разрешений на применение технических устройств на ОПО [4, 5, 9].
Эксплуатирующая организация обязана представлять в Ростехнадзор сведения, которые характеризуют ОПО МТ, введенные в эксплуатацию. На основании этих данных осуществляется их регистрация в государственном реестре ОПО.
Участки ЛЧ и площадочные объекты МН должны регистрироваться отдельно, при этом указывается их наименование и наименование структурного подразделения эксплуатирующей организации.
Границы между соседними опасными производственными объектами МТ определяются эксплуатирующей организацией, в состав которой входят данные объекты. Они отражаются в документах, касающихся идентификации и регистрации ОПО [4, 5, 9].
До начала эксплуатации эксплуатирующей организацией для ОПО МН в обязательном порядке разрабатывается план ликвидации аварий (ПЛА), который включает анализ возможных опасностей и аварий, меры по предупреждению и снижению риска аварий, оперативные действия персонала по локализации и ликвидации последствий аварии [11].
Для обеспечения безопасности объектов МН в области защиты их от аварийных ситуаций и ЧС должна оцениваться возможная обстановка на них с учетом их угроз и возникновения. После проведенной оценки разрабатываются и организовывается выполнение мероприятий по повышению защищенности и устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС. Оценка возможной обстановки на объектах состоит в следующем. Определяется категория объектов по степени важности для функционирования МН. Проводится оценка уязвимости и определяется степень защищенности объектов МН от опасностей и угроз ЧС. Оценивается возможная обстановка на каждом из категорированных объектов в случае возникновения ЧС. Также оценивается возможная обстановка на территории, прилегающей к категорированным объектам. Далее рассчитываются возможные объемы работ по локализации и ликвидации последствий ЧС на объекте. Определяются силы и средства системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и территориальных подсистем РСЧС, необходимые для выполнения работ по локализации и ликвидации последствий ЧС на объекте.
Обстановка на объекте определяется целым рядом факторов, среди которых [11]:
- категория объекта по степени важности для функционирования объектов МН;
- степень защищенности их от террористических актов, диверсий и ЧС;
- интенсивность эксплуатации объекта с учетом доступа на него других посторонних лиц;
- наличие технических средств наблюдения, физической защиты, контроля управления доступом, которые предназначены для антитеррористической защиты объекта;
- наличие резервных и дублирующих устройств и оборудования, которые используются для обеспечения устойчивой работы объекта при возникновении ЧС.
Алгоритм оценки (прогнозирования) обстановки на объекте может быть представлен следующим образом (рис. 4).
Рис. 4. Основные этапы прогнозирования
Первый этап предполагает выявление, идентификацию и оценку потенциально опасного события, среди которых аварии, катастрофы и стихийные бедствия. Этот этап включает в себя [19]:
- осуществление выбора и обоснования критериев идентификации потенциально опасных объектов МН;
- проведение анализа обстановки в районе расположения потенциально опасного объекта;
- выявление мест проявления потенциально опасного природного явления, т.е. источника ЧС;
- проведение идентификации опасных природных явлений и потенциально опасных объектов;
- проведение анализа техногенно-экологических и стихийных природных опасностей;
- систематизация опасностей, имеющихся на объектах МН, по степени проявления и тяжести последствий (социально-экономических, и экологических);
- проведение комплексной экспертизы потенциально опасного объекта.
Целью первого этапа является проведение всесторонней предварительной оценки потенциально опасного объекта или опасного природного явления.
Второй этап подразумевает составление плана действий и планирующих документов по предупреждению и ликвидации ЧС. Включает в себя [19]:
- организацию систем мониторинга;
- составление планов действий и планирующих документов по предупреждению и ликвидации ЧС;
- организацию взаимодействия объектовых комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС с муниципальными и региональными комиссиями (КЧС ПБ);
- проведение работы с населением и средствами массовой информации;
- организацию обучения персонала, населения и учений по ликвидации потенциальных ЧС;
- организацию медицинского, санитарно-эпидемиологического и других видов обеспечения персонала и населения в условиях ЧС;
- проведение анализа и совершенствование систем аварийного оповещения;
- организацию структуры, технического оснащения и информационного обеспечения органов управления, сил и средств объектовых, муниципальных и региональных аварийно-спасательных служб;
- разработку комплексной программы оценки уровней техногенных и природных рисков на объектах МН.
По результатам работ второго этапа может проводиться повторная оценка рассматриваемых потенциально опасных объектов и опасных природных явлений.
На третьем этапе прогнозирования составляется разновариантный прогноз наступления ЧС в результате опасного природного или техногенного события с учетом предшествующих принятых мер и оценка его последствий [19].
Конечный результат данного этапа - построение карты природных и техногенных рисков для рассматриваемой территории и выполнение ее зонирования по типу и степени проявления опасностей для персонала, и населения для осуществления планирования и реализации комплексов мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
План включает в себя комплект документов, среди которых основными являются следующие [11]:
- пояснительная записка;
- карта (схема) обстановки в зоне ответственности МН.
Пояснительная записка и карта обстановки подписывается председателем соответствующей комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
На карте по ее центру отображается схема МН, на которой условными обозначениями наносятся силы и средства для ликвидации последствий аварий.
Филиалы и структурные подразделения эксплуатирующей организации оснащаются специальной техникой, снаряжением, оборудованием, инструментами и материалами. При комплектовании учитывается обеспечение проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации на протяжении не менее 3 суток [11].
Силы МЧС России представлены войсками гражданской обороны, поисково-спасательными отрядами и подразделениями государственной противопожарной службы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 5 марта 1992 № 2446-1 «О безопасности»
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
3. Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
4. Федеральный закон от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
6. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»
7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»
8. Приказ Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. N 893 «Об утверждении порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений»
9. Приказ Ростехнадзора от 6 ноября 2013 года N 520 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов»
10. Приказ Ростехнадзора от 30 ноября 2017 года N 515 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов»
11. Приказ МЧС РФ от 10 июля 2009 г. N 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»
12. ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
13. ГОСТ Р 22.9.05-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения
14. РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений
15. РД 03-357-00 Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта
16. СП 36.13320.2012. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*. - М.: Минстрой России, - 78 с.
17. СП 86.13330.2014. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП III-42-80*. - М.: Минстрой России, 2014. - 223 с.
Литература
18. Абдрахманов Н.Х., Азметов Х.А., Павлова А.Д., Закирова З.А., Басырова А.Р. Современные методы и средства обеспечения безопасной эксплуатации магистральных нефтепроводов // Сетевое издание «Нефтегазовое дело», 2017, №6. – С. 192-207.
19. Актуальные вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций. Под общей редакцией В.А. Акимова / МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. - 352 с.
20. Бородавкин П.П. Подземные магистральные трубопроводы. – М.: ООО «Издательство «Энерджи Пресс», 2011. – 480 с.
21. Выступление главного исполнительного директора ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» И.И. Сечина «Взаимодействие в энергетической и финансовой сферах» на круглом столе «КННК» в Пекине. 2017. – 8 с.
22. Гражданкин А.И., Кара-Мурза С.Г. Аварийность на российских магистральных трубопроводах. // РискПром.рф, 2015, № 11. - 728 с.
23. Зайнуллин Р.С., Гумеров А.Г. Повышение ресурса нефтепроводов. - М.: Недра, 2000. - 494 с.
24. Калайдов А.Н., Хорчоева Н.Г. Анализ статистики и прогнозирование аварий на магистральных нефтепроводах // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки», 2017, №9. С. 1-6.
25. Крец В.Г., Шадрина А.В. Основы нефтегазового дела: учеб. пособ. - Томск: Изд-во ТПУ, 2011. - 183 с.
26. Мажитова А.Р., Бахонина Е.И. Обзор мер по снижению риска аварий на магистральных нефтепроводах // В сборнике: Современные тенденции развития науки и технологий. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Под общей редакцией Ж.А. Шаповал, 2017. - С. 135-137.
27. Махутов Н.А., Пермяков В. Н. Ресурс безопасной эксплуатации сосудов и трубопроводов. - Новосибирск: Наука, 2005. - 516 с.
28. Нефтегазовое строительство: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент орг.» специализация «Менеджмент в отраслях нефтегазового комплекса / Беляева В.Я. и др. Под общ. ред. проф. И.И. Мазура и проф. В.Д. Шапиро. – М.: Изд-во ОМЕГА – Л, 2005. – 774 с.
29. Павлова З.Х., Павлова А.Д., Азметов Х.Х. Управление промышленной и экологической безопасностью магистральных нефте- и нефтепродуктов оптимальным размещением линейной запорной арматуры // Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике: матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 27 апреля 2017 г.). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. С. 70-74.
30. Павлова З.Х., Азметов Х.А., Павлова А.Д. Обеспечение безопасности эксплуатации трубопроводов нефтегазовой отрасли в условиях изменения режима перекачки продукта // Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации. - Архангельск: Искра, 2017. - С. 376-379.
31. Промысловые трубопроводы и оборудование: учеб. пособие для вузов / Ф.М. Мустафин, Л.И. Быков, А.Г. Гуммеров и др. – М.: Недра, 2004. – 662 с.
32. Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ. Cоставители: Крец В.Г., Шадрина А.В., Антропова Н.А. Учебное пособие. - Томск: Изд. ТПУ, 2012. – 386 с.
33. Справочник инженера по эксплуатации нефтегазопроводов и продуктопроводов. Учебно-практическое пособие / Бахмат Г.В. и др. Под общей ред. проф. Земенкова Ю.Д. – М.: Изд-во «Инфра-Инженерия», 2006. – 928 с.
34. Старение труб нефтепроводов / А. Г. Гумеров, Р. С. Зайнуллин, К. М. Ямалеев, А. В. Росляков. - М.: Недра, 1995. - 222 с.
35. Строительство нефтегазопромысловых объектов: Учебное пособие. / В.Д. Гребнев, Д.А. Мартюшев Г.П. Хижняк. – Пермь: Перм. нац. исслед. политехн. ун-т, 2012. - 115 с.
36. Трубопроводный транспорт нефти / С.М. Вайншток, В.В. Новосёлов, А.Д. Прохоров, А.М. Шаммазов и др.; Под ред. С.М. Вайнштока: Учеб. для вузов: в 2 т. – М.: ООО «Недра-Бизнес-цент», 2004. – Т. 2. – 621 с.
37. Чэнь Цзиньлин. Возможности и ограничения развития сотрудничества между Россией и Китаем в нефтегазовой сфере // Теории и проблемы политических исследований, 2016, № 3. - С. 189-195.
38. Эдер Л.В., Немов В.Ю., Шамшина Д.С. Особенности формирования трубопроводного транспорта в Китае // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом, 2012, №12. – С. 37-48
39. Ясин Э.М. Надежность магистральных трубопроводов / Э.М. Ясин, В.Л. Березин, К.Е. Ращепкин. - М.: Недра, 1972. - 184 с.
Интернет-ресурсы
40. https://www.rbc.ru/
41. http://riskprom.ru/
42. http://www.gosnadzor.ru/
43. http://www.gks.ru/
44. http://plastichelper.ru/news/4187-na-nefteprovode-kitaiskoi-sinopec-proizoshla-vtoraia-avariia
45. http://rosinvest.com/novosti/1075396