Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Местное самоуправление, как институт гражданского общества, выступает в роли объединяющего центра, управляющего местным сообществом не только от имени Конституции, но и на основании волеизъявления граждан - членов местного сообщества.
Конституция РФ также устанавливает систему форм осуществления гражданами местного самоуправления: в ч. 2 ст. 130 уточняется, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.
Функции муниципального управления – это направления деятельности муниципальных органов, которые являются базовыми.
Функции определяются соответственно природе самоуправления на местах,и отличаются между собой объемами и целями.
Муниципальная деятельность призвана создать условия для возможности населению участвовать в самоуправлении. К условиям можно отнести:
присутствие выборных органов,
использование прямой демократии,
материально-финансовая база для разрешения вопросов муниципального образования.
Население муниципалитета участвует в управлении путем выборов представителей в органы власти. Известно, что представительные органы выбираются при тайном голосовании, основываясь на ровном избирательном праве. Законодательно установлено, что власть может осуществляться на сходе граждан. Так же возможен созыв местного референдума, где будут участвовать все граждане, которые проживают на территории образования. Население имеет право вносить различные проекты нормативно-правовых актов, а органы обязаны их рассмотреть.
Развитие демократии на муниципальном уровне обеспечит крепкую взаимосвязь органов и их должностных лиц с жителями образования, и позволит последним контролировать деятельность органов местного самоуправления.
Органы местной власти подтверждают свою необходимость при упорядоченном и рациональном управлении финансами и собственностью.
Органы местного самоуправления выступают в качестве собственника имущества и финансов муниципального образования, однако в случаях, предусмотренных законом, им может выступать население. Органы местного самоуправления могут передать имущество в пользование (временное либо постоянное) юридическим и физическим лицам. Могут совершать и иные сделки в отношении муниципального имущества.
Целью муниципального управления выступает улучшение условий жизни населения и создание устойчивой и благоприятной среды населения. Происходит достижение этих целей благодаря деятельности муниципальных органов по развитию местной инфраструктуры. Удовлетворяя потребности жителей муниципальные органы содержат, организуют и развивают учреждения, службы и организации.
Органы власти в муниципальном образовании занимаются развитием дошкольного и общего образования, поддержанием тепло-, газо-, водоснабжением и пр. Данные мероприятия позволяют создать все необходимые предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина.
Общественный порядок – это база для нормальной жизни муниципального образования и важнейшее условие для того, чтобы реализовывались свободы и права человека и гражданина.
На сегодняшний день охраной общественного порядка занимаются органы внутренних дел. Органы местного самоуправления обязаны поддерживать полицию. Законодатель определил, что органы местного самоуправления обязательно должны участвовать в охране окружающей природной среды. Органы власти взаимодействуют с государственными органами и обеспечивают оценку состояния окружающей среды, принимают программы для поддержания экологии, выдают разрешения на разные виды природопользования.
Одной из особенностей системы местного самоуправления в Российской Федерации является то, что правовое регулирование этой сферы общественных отношений осуществляется одновременно федеральными органами государственной власти и субъектов Российской Федерации (п.«н» ч.1 ст.72 Конституции РФ). Если первые определяют общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, то вторые обладают полномочиями регулирования вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом; (ч.1 ст.5, ч.1 ст.6 Федеральный закон № 131-ФЗ), тем самым делая систему местного самоуправления многообразной, «исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». В ряде случаев федеральный законодатель прямо указывает на наличие особенностей в организации местного самоуправления, в частности, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения.
Перечень этих особенностей достаточно обширен, он не ограничивается только теми, которые приведены в статье 79 Федерального закона № 131-ФЗ. Несомненно, одним из выразительных проявлений их служит особая территориальная организация местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
Взаимоконтроль государства и общества является важным компонентом строительства эффективно действующей системы публичного администрирования и в этом, как мы можем прийти к выводу, заключается необходимость тесного взаимодействия государства и гражданского общества, без которого невозможно развитие в стране полноценной демократии.
Защита прав и интересов муниципального образования означает то, что местное самоуправление имеет право на судебную защиту. И, следовательно, защита прав местного самоуправления – важнейшая функция в деятельности органов местного самоуправления.
Объект исследования – местное самоуправление как социальный институт.
Предмет исследования – организация функций местного самоуправления.
Цель исследования – выявление особенностей организации функций местного самоуправления.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Характеристика местного самоуправления как конституционно-правового института: сущность и функциональное назначение.
2. Понятие и классификация функций местного самоуправления.
3. Анализ содержательных основ и проблем реализации функций местного самоуправления в современной России.
4. Определение принципов изменения функциональной природы местного самоуправления.
5. Характеристика интеграции современных общественных процессов в функциональные аспекты местного деятельности органов местного самоуправления.
Информационной базой исследования явились монографии, статьи отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодических изданий и глобальной сети Интернет.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, иных актов различной юридической силы, практики их применения.
Теоретическую базу исследования составили научные труды и публикации по вопросам местного самоуправления.
Методическую основу исследования составили следующие методы, как изучение и анализ научной литературы, так же изучение и анализ отечественной практики, анализ нормативно-правовых актов и методических материалов.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при разработке концепции совершенствования муниципального управления в малонаселённом муниципальном образовании.
Структура работы отражает тему, цель и задачи исследования, состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Функциональная характеристика местного самоуправления: институционально-правовой подход
1.1. Местное самоуправление как конституционный институт: сущность и функциональное назначение
В настоящее время существенно изменяется статус органов местного самоуправления, которые находятся на стыке взаимоотношений между властью и народом: они выступают в роли интегратора различных политических идей и общественных ценностей, а также становятся ведущим партнером государства в предоставлении гражданам широкого спектра услуг. Органам местного самоуправления, обладающим преимуществом прямого доступа к населению, необходимо коррелировать свои полномочия с весьма сложным разнообразием комплекса условий (исторических, экономических, демографических и т.д.) на определенной территории, что требует значительной финансовой независимости и свободы действий .
В то же время, особую роль в развитии местных органов власти играют информационно-коммуникационные технологии как один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование современного общества. Распространение современных информационно-коммуникационных технологий несет в себе значительные перемены в жизнь муниципального сообщества, позволяя обмениваться опытом с местным уровнем власти других регионов или стран, на основе анализа которого выявляются общие тенденции развития .
Основной общеевропейский документ, на котором основывается Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, Европейская хартия о местном самоуправлении предусматривает последовательную реализацию на практике трех основополагающих принципов:
право на местное самоуправление,
власть общей компетенции;
принцип субсидиарности.
Право на местное самоуправление подразумевает возможность участия населения во властно-публичной деятельности на территории конкретного муниципального образования. Наличие у индивидов данного права является результатом как проявления активной гражданской позиции, так и усиления взаимодействия органов местной власти с населением. Реализация права на местное самоуправление предполагает активное участие населения в территориальном общественном самоуправлении, муниципальных выборах, местных референдумах, публичных слушаниях, собраниях и конференциях, а также правотворческую инициативу граждан, что является мощным стимулирующим средством для активизации деятельности представительных органов местного самоуправления. Именно в таких проявлениях выражается эффективная система самоуправления как базового института в структуре гражданского общества .
В современном государстве, где властная организация и ее осуществление основываются на принципе разделения властей, неотъемлемой частью становиться местное самоуправление. Принцип местного самоуправления позволяет обеспечить децентрализацию системы управления, что в конечном итоге приводит к тому, что система становится более гибкой и пригодной к обеспечению интересов общества на местах с учетом различных местных особенностей.
Наличие местного самоуправления является одним из важнейших демократических принципов. Он позволяет гражданам и различным административно-территориальным единицам самостоятельно и в собственных интересах управлять некоторой частью общественных дел.
Территориально практически любое государство (исключение – карликовые) представляет собой совокупность административных единиц, интересы которых учитываются при построении системы муниципального управления.
Как правило, муниципальные образования могут создаваться в границах административно-территориальных единиц, хотя это и не обязательно. При этом муниципальное образование не идентично административно-территориальной единице. Муниципальные образования выделяются на основе социально-территориальной общности людей, населяющих определенную территорию. Эта общность наделяется правом осуществления муниципального управления, выборного создания органов его осуществления.
Муниципальное управление является формой локальной реализации власти, осуществляемой в пределах конкретного муниципального образования (городского или сельского поселения, городского округа и так далее). Основное назначение муниципального управления состоит в обеспечении решения вопросов местного значения местным населением – либо непосредственным волеизъявлением (например, в форме референдума), либо через выборные органы муниципального управления.
Муниципальное управление – разновидность управления общественными отношениями на уровне локального сообщества жителей определенного муниципального образования.
Муниципальное управление осуществляется местным населением самостоятельно и под свою ответственность.
Организация системы муниципального управления принимает во внимание особенности исторического развития территорий и их традиции.
Муниципальное управление отделено от системы государственной власти.
Автономность муниципального управления относительна по ряду причин, к числу которых следует отнести:
существование и функционирования муниципального управления в рамках конкретного государства, что обусловливает его подчиненность общим принципам осуществления власти;
государственное участие в формировании общих принципиальных основ осуществления муниципального управления. Муниципальное управление существует в рамках принятых государством законов о его осуществлении;
государство оказывает влияние на материальное обеспечение муниципального управления;
государство передает местным органам власти часть государственных полномочий.
В общем смысле компетенция муниципального управления ограничивается решение вопросов местного значения.
В современном государстве, где властная организация и ее осуществление основываются на принципе разделения властей, неотъемлемой частью становиться местное самоуправление. Принцип местного самоуправления позволяет обеспечить децентрализацию системы управления, что в конечном итоге приводит к тому, что система становится более гибкой и пригодной к обеспечению интересов общества на местах с учетом различных местных особенностей.
Самоуправляющимся является общество, которым управляет коллектив профессиональных чиновников, если оно обладает следующими особенностями: синтез профессионально-властного управления и осуществления народом непосредственной демократии; предоставления гражданам средств для заявления и отстаивания своих интересов;заинтересованность органов власти в выявлении, согласовании и обсуждении социально значимых вопросов.
Наличие местного самоуправления является одним из важнейших демократических принципов. Он позволяет гражданам и различным административно-территориальным единицам самостоятельно и в собственных интересах управлять некоторой частью общественных дел.
Среди территорий, на которых граждане Российской Федерации могут реализовывать свое право на местное самоуправления, можно отметить города, сельские поселения, городские поселения, городские округа и иные муниципальные образования. Граждане имеют абсолютно равные права на осуществление местного самоуправления, независимо ни от каких критериев.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации наделила граждан Рф правом участвовать в местном самоуправлении следующими способами:
местный референдум
муниципальные выборы
голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
сход граждан
правотворческая инициатива граждан
территориальное общественное самоуправление
публичные слушания
собрание граждан
конференция граждан (собрание делегатов)
опрос граждан
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
2. Федеральный закон 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571
3. Федеральном Законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
4. Автономов А. С., Захаров А. А., Черкасов А. И. Европейская Хартия местного самоуправления и ее значение // Полис. Политические исследования. 1998. № 4. С. 168-172.
5. Актуальные вопросы развития муниципальных образований / Под общ. ред. проф. И.Н. Барцица, проф. В.В. Бакушева. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - С. 50.
6. Антипьев, К.А. Проблема реализации гражданами права на местное самоуправление // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 2. - С. 51-55.
7. Астахов, Ю. В. Актуальные проблемы кадровой проблематики в органах местного самоуправления // Наука. Искусство. Культура. 2015. № 3 (7). С. 89-97.
8. Астахов, Ю. В. Актуальные проблемы профессионализма кадров местного самоуправления в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 55-59.
9. Бабун Р. В. 2014 год в истории местного самоуправления России: вперед или назад // Местное право. № 1. 2015. С. 13-20.
10. Баженов А. М., Мартынова Т. М. Местное самоуправление в траектории гражданского общества // Проблемы постсоветского пространства. 2015. № 2 (4). С. 101-123.
11. Боков, М. Б. Кадры местного самоуправления: настоящее и будущее // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 3 (91). С. 50-73.
12. Гриценко Е. В. В поисках утраченных идеалов: российская муниципальная реформа и опыт Германии // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. № 6. С. 17-43.
13. Гурман, Ю.А. Формирование представительных органов муниципальных районов из глав и депутатов поселений // Практика муниципального управления. - 2013. - № 12. - С. 15-28.
14. Данкова, Ж. Ю. Эффективное использование кадровых технологий в органах местного самоуправления / Ж. Ю. Данкова, С. М. Ножка // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений: Электронный научный журнал. 2016. № 3 (17). С. 8
15. Джагарян А. А. Местное самоуправление: между конституционным идеалом и реальностью // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017, № 3 (122). С. 24-31.
16. Диденко А. Н., Бабичев И. В. Современные тренды и желательные перспективы развития отечественной модели местного самоуправления // Местное право. ,2014, № 6. С. 3-60.
17. Ежукова О.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации: пробелы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 67.
18. Замотаев А. А. Местное самоуправление основные понятия и термины. М. : Муниципальная власть, 1999. 400 с.
19. Зотов В/Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов / В. Б. Зотов. - СПб. : «Питер Пресс», 2007. - 609 с.
20. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: Учеб. пос. / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: КНОРУС, 2009. - С. 7.
21. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / под ред. И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной. М.: Норма-ИНФРА-М, 2015. С. 152.
22. Корабейников, И. Н. Развитие кадрового обеспечения деятельности органов местного самоуправления // Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 467-472.
23. Коргова МА. Кадровый менеджмент: Учебн. пос. / М.А. Коргова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - С. 244.
24. Костюков А. Н. Реформа в никуда... // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 58-63.
25. Кудилинский, М. Н. Муниципальное право России / М. Н. Кудилинский, И. А. Шевелева. - Санкт- Петербург: С.-Петерб. гос. ун-т, 2005. - 224 с.
26. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. - 3-е изд. - Москва: Проспект, 2011. - 672 с.
27. Ледяев В. Г. Социология власти. Теория и опыт эмпирического исследования власти в городских сообществах. М. : НИУ ВШЭ, 2012. 472 с.
28. Леушин М.Е. Подходы к оценке эффективности деятельности органов муниципального самоуправления // Чита: Издательство «Молодой ученый». 2013. С. 71.
29. Майкова Э. Ю., Симонова Е. В. Информированность о главах муниципальных образований как фактор участия населения в местном самоуправлении // Система ценностей современного общества. 2016. № 50. С. 97-101.
30. Макаров В.Л. Внимание становлению отечественной муниципальной науки // Научно-аналитический журнал «Муниципальный мир». - № 1-2. - 2009. - С. 13
31. Мамина О.И. Основы политико-правовой (конституционно-правовой) ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 9.
32. Муниципальное право России / Под ред. А. Н. Кокотова. - 4-е изд. - Москва: Юрайт, 2014. - 567 с.
33. Муниципальное право России / Под ред. Н. С. Бондаря. - 4-е изд. - Москва: Юрайт, 2014. - 794 с.
34. Патрушев В.И. Качество жизни населения через эффективное общественное самоуправление // Общественное самоуправление как фактор стратегического развития муниципального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Белгород, 17 декабря 2008 г. - С. 79.
35. Патрушев В.И. Основы общей теории социальных технологий. - М.: Изд-во ИКАР, 2008. - С. 244.
36. Петухов Р В. Доверие российского общества к органам местного самоуправления ка проблема // Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 61-75. https:// doi.org/10.17976/jpps/2017.06.05.
37. Пехова Н.Ю. Возможности и потребности применения компетентностного подхода на уровне управления муниципальными образованиями // Наука и бизнес: пути развития. – 2013. - №8(26). – С. 27-32.
38. Пехова Н.Ю. Компетентность в управлении муниципальными проектами //Перспективы науки. – 2011. - №11(26). – С. 71-77.
39. Пехова Н.Ю. Стандарты качества управления муниципальными проектами //Научно-политический журнал «Социология власти». – 2011. - №6. – С. 122-129.
40. Пылин В.В. Некоторые аспекты реформирования муниципальной службы // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 7. - С. 32-37.
41. Романчук, И.С. Местное самоуправление как институт гражданского общества в механизме воздействия на государственную власть // Вестник Тюменского государственного университета. 2011, № 3. - С.203-207
42. Российское общество и вызовы времени. Книга первая / под ред. Горшкова М. К., Петухова В. В. М. : Весь Мир, 2015. 336 с.
43. Савоськин, А.В. Виды обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 2. - С. 28-33.
44. Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 111-119.
45. Симонова С.В., Кириенко Г.С. Организационные модели местного самоуправления в Российской Федерации: размышления об эффективности //Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 4. - С. 18-22.
46. Смолий С. И. Институт местного самоуправления в современной России: проблема реального статуса (к вопросу о природе муниципальной власти) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2006. № 2. С. 69-77.
47. Тимченко, В. С. Эксперты МСУ: необходимо актуализировать стратегию развития местного самоуправления в России / В. С. Тимченко // Муниципалитет. - 2015. - № 1. - C. 4-8.
48. Ульянова А.Я. Кадровый потенциал государственного и муниципального управления. Система государственного и муниципального управления: Учебник / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. - М.: Изд-во РАГС, 2005.
49. Фадеев В. А. Муниципальное право России. М. : Юрист, 1994. 168 с.
50. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: Учеб. пос. для студентов вузов / В.В. Черепанов; В.П. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2007. - С. 478-479.
51. Чирикова А. Е., Ледяев В. Г. Власть в малом российском городе. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 414 с.
52. Шамарова, Г.М. Правовое регулирование муниципальной службы в современных условиях развития муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 3. - С. 38-43.
53. Шугрина Е.С. Законодательство о местном самоуправлении: анализ состояния и тенденции развития //Муниципальное право. - 2014. - № 4. - С. 2-19.
54. Шугрина Е.С. Ответственность главы муниципального образования и местной администрации перед государством: закон и практика // Практика муниципального управления. - 2013. - № 10. - С. 38-45.