Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ И ИНВАЛИДНОСТЬ: ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
2.1. Государства всеобщего благосостояния: введение
Двадцатый век ознаменовался важным социальным явлением – реализацией идеи о социальном государстве или, другими словами, государстве всеобщего благосостояния. Термин происходит от английского выражения Welfare State. Основоположником данной идеи явился немецкий ученый Лоренц фон Штейн, который еще в 19 веке выдвинул теорию о государстве как о гаранте равенства и свободы, где государство призвано поднять низшие, бедные слои общества до уровня богатых, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого» . Данная теория легла в основу реализации политики в большинстве экономически развитых стран, в результате чего были созданы различные модели государства всеобщего благосостояния, которые рассматривались в рамках социальной теории. Следует отметить что данная теория в то время развивалась и как альтернатива марксизму и средство спасения общества от социальных революций.
Классической или традиционной стала модель, рассмотренная социологом Г. Эспингом-Андерсеном. В своей модели он выделил определенные принципы построения социальной политики в различных странах: природа государственного вмешательства, расслоение социальных групп и тот предел, до которого рыночное распределение заменялось бюрократическим распределением благ. Под государственным вмешательством имеется в виду то, каким способом будет осуществляется финансирование социальной сферы (прямое регулирование рынков или предоставление финансового обеспечения). Для категории получателей социальных услуг и объектов социальной работы из этого следует размеры социальных выплат, а также и качество оказанных услуг, т.к. экономика напрямую взаимосвязана с социальной сферой и можно проследить, что экономически развитые страны имеют высокие показатели по социальному обеспечению, а также уровню и качеству жизни населения. Известно, что скандинавские страны, такие как Финляндия, Норвегия, модель социальной политики которых представлена прямым финансированием государства, имеют высокие показатели по уровню жизни и социальной защите населения. Кроме того, прослеживается, что в странах с наибольшей стратификацией общества социальная сфера находится на низком уровне. Примером этому может служить наша страна. В работе The Three Worlds of Welfare Capitalism (1990) Г. Эспинг-Андерсен дает характеристику выделенным типам государства благосостояния, которые, собственно, и представляют основные модели современной социальной политики, существующие в экономически развитых странах Запада.
Исходя из общих принципов государства благосостояния, ученый выделяет три типа такого государства, собственно и представляющие собой основные модели современной социальной политики, существующие сегодня в экономически развитых странах Запада.
В англо-американской модели социальная помощь в рамках определенных минимальных потребностей, оказывается по остаточному принципу бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства существования. По сути дела, речь идет об обязанности государства предоставить определенный минимум социальных гарантий всем членам общества.
Консервативный принцип (франко-германский) этатистской и корпоративной социальной политики подразумевает отдельные социальные программы для различных профессиональных и статусных групп в зависимости от трудового вклада. В таких консервативных обществах благосостояния, где силен корпорационный дух, либеральный сценарий рыночной эффективности не был широко распространен. Предоставление социальных прав также принципиально никогда не оспаривалось. Преобладающей чертой было сохранение статусных различий. Таким образом, права были связаны со статусом и классовой принадлежностью.
Социально-демократический принцип (скандинавский) первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада. К числу стран, осуществивших на практике данную модель социальной политики, относятся скандинавские государства, где принципы универсализма социальных прав соседствуют с нерушимостью индивидуальной автономии, поэтому эта модель представляет собой соединение либерализма с социализмом. Наибольшего расцвета данная теория достигла после Второй Мировой войны, когда существовало мощное рабочее движение, а также «традиционный» избирательный слой.
Шведская модель государства всеобщего благосостояния представляет собой наиболее яркое воплощение данной теории. Основными целями шведской модели в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Ее основными чертами являлись: отношение к социальной политике как политике для всех, а также ее понимание как цели экономической деятельности государства; прогрессивная налоговая система; доминирование идеи равенства и солидарности в осуществлении социальной политики; упреждающий характер проводимой социальной политики; высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг и приоритетность роли государства в финансировании социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета. Отметим, что в самой Швеции около полутора миллионов жителей Швеции имеют какую-либо степень инвалидности и главной целью шведской политики по отношению к людям с ограниченными возможностями – предоставить им возможность самим управлять своей жизнью. В стратегии правительства Швеции существует десять ключевых направлений. Трём из них уделяется первостепенное внимание: судебной системе, транспорту и информационным технологиям. К примеру, в судебной системе важным критерием в оценке работы правоохранительных органов являются потребности людей с ограниченными возможностями, запускаются различные проекты, с целью улучшить возможность обращения инвалидов в правоохранительные органы, их доступность.
Германская модель социально-экономического развития может считаться одной из лучших политик 20 в. Концепция социального рыночного хозяйства исходит из того, что государство, помимо защиты правового порядка и предоставления общественных благ, имеет дополнительные важные функции. Набор этих функций меняется не только во времени, но и в зависимости от текущих условий экономического развития, а также от политической ситуации. Расширенные функции государства – неотъемлемый атрибут модели социального рыночного хозяйства.
Эта концепция была воплощена в жизнь под руководством послевоенного министра экономики, а позднее канцлера ФРГ, Людвига Эрхарда. Задачей государства в социальной сфере было не распределение социальных благ, а обеспечение условий деятельности индивидов, способных создавать эти блага и самим заботиться о себе . Условно говоря, принцип сводился к тому, что давалась «удочка», а не «ловилась рыба». В итоге сложились все необходимые условия для так называемого «экономического чуда» (англ. Economic miracle) – образное название форсированно развивающейся экономики. Главной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.).
Направления и пути реализации социальной политики в скандинавских странах определяются политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров. Их цель – обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости.
Социал-демократическая модель социальной политики основана на концепции «солидарности» (социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа «пусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и обеспечении»). Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения). Государство обеспечивает реализацию гарантированных прав и действий социальной защиты и несет ответственность за активное функционирование различных негосударственных социальных служб. Это возможно при наличии сильного и децентрализованного управления.
Анализ различных моделей позволяет сделать вывод о том, что шведская модель по праву считается лучшей для гражданского общества. В этой связи хочется проанализировать российскую модель социальной политики, а также объект анализа – немецкую модель в сравнении, более подробно.
Показать больше