Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня виртуальная реальность используется главным образом в компьютерных играх. Нет сомнений, что в ближайшие десятилетия эта технология может заметно повлиять на нашу жизнь. Хорошие виртуальные игры, конечно, захватывают пользователя. Но можно ожидать, что виртуальные занятия, связанные с формирование естественнонаучной картины мира, навыков общения на иностранных языках, выработкой исторического мышления, глубоким пониманием литературных текстов и достижением других традиционных и новых целей общего образования, будут также увлекательны и результативны.
В современных публикациях о цифровой экономике и цифровой трансформации часто говорят о будущем виртуальной реальности в образовании. Потенциал этой технологии огромен, однако в ближайшие годы она вряд ли заметно повлияет на массовую практику образования. На «диаграмме облапошивания потребителей» Гартнера (Gartner hype cycle) показано нынешнее положение наиболее обсуждаемых сегодня технологий для сферы образования в развитых странах (рис. 1.8).
Рисунок 1.8 - Перспективные ЦТ в образовании на диаграмме Гартнера в 2018 году
Многообещающие перспективы использования виртуальной реальности на слуху у педагогов уже не одно десятилетие. Однако практического значения на работу образовательных организаций они не оказали. Не удивительно, что на диаграмме Гартнера они располагаются на склоне разочарования.
Сегодня сложности разработки VR-приложений уменьшились, а их стоимость снизилась. Тем не менее они по-прежнему достаточно дороги и предназначены для сравнительно узкой аудитории, которая в состоянии их приобрести. Массовый энтузиазм по поводу их применения за рубежом снизился. Есть все основания полагать, что технологии виртуальной реальности станут широко распространенным и популярным образовательным продуктом не раньше, чем стоимость необходимых для работы с ней носимых устройств заметно снизится, а сами они сделаются общедоступными.
Энтузиасты внедрения цифровых технологий в образование уже много раз переживали пики надежд и разочарований. Ныне мы находимся на очередной волне оптимизма. Реальный оптимизм связан не столько с технологиями завтрашнего дня, сколько с тем, что стало сегодня общедоступным. Дешевые микропроцессорные наборы для занятий информатикой и технологией, компоненты для любительского конструирования различных программируемых устройств, включая роботов, - вот примеры, на которые мало обращают внимание образовательные политики. Фундаментальные изменения влечет за собой формирование цифровой образовательной среды образовательного учреждения, что позволяет перейти к ориентированной на результат компетентностно-ориентированной организации образовательного процесса. Здесь все образовательные мероприятия рассматриваются как составные части единого образовательного процесса, а образовательные результаты - как ожидаемые результаты этих мероприятий (учебных, учебно-производственных, производственных). Появление у каждого участника образовательного процесса личного цифрового устройства (ноутбука, планшета или смартфона) позволяет беспрепятственно взаимодействовать с цифровой образовательной средой через Интернет. В результате образовательная организация неизбежно превращается в интегратор двух сред, где планируется и выполняется комплекс образовательных мероприятий: физической (учебные классы, лаборатории и т. п.) и виртуальной среды (гибридное облако). Цифровое облако (а не традиционная библиотека) становится основным хранилищем образовательной информации. Одним из составляющих этого хранилища могут стать и учебные материалы, построенные с использованием технологии виртуальной реальности.
Существует множество различных методик и техник обучения иностранным языкам в зависимости от целей, программ, индивидуальных особенностей обучающихся и других факторов. Прежде чем приступить к изучению иностранного языка, нужно понимать, для чего нужен этот язык, какова сфера его применения в будущем и каков минимальный удовлетворительный уровень владения языком для конкретного обучающегося.
Очевидно, что нецелесообразно поступать на курсы бизнес-английского, если язык нужен исключительно для туристических поездок. Аналогично, коммуникативная методика, предполагающая минимальное использование родного языка на уроке, будет неуместна при обучении переводу с родного языка на иностранный.
Именно поэтому универсального метода не существует и не может существовать. Современные языковые программы общей языковой подготовки не ограничиваются упражнениями и текстами из учебников: преподаватель старается использовать на своих уроках аудио, видео, презентации, игры, разговорные карточки, кейсы, онлайн-платформы, мобильные приложения и так далее, список средств достаточно широк. С недавних пор этот список пополнился технологиями виртуальной реальности.
О перспективах развития смешанной реальности среди экспертов пока нет единого мнения. Аналитики компании Digi-Capital прогнозируют, что в 2020 году объем мирового рынка производства MR-контента разных направлений превысит 30 миллиардов долларов. При этом на фильмы, телепрограммы и игры в формате виртуальной реальности будет тратиться больше половины этой суммы. Джесси Шелл, генеральный директор Schell Games и профессор Университета Карнеги-Меллон, заявил, что к 2025 году рынок VR вырастет до $22,5 миллиарда.
Несмотря на такой оптимистичный прогноз, Шелл считает, что другие ожидания совершенно не оправдают себя. Например, по его словам, к 2025 году доля VR составит не более 5-15% всей игровой индустрии. То есть о массовом использовании виртуальной реальности говорить пока еще рано даже в ближайшей перспективе.
Goldman Sachs прогнозирует совокупную прибыль MR к 2020 году 13,1 млрд. долларов, а к 2025 году увеличение до 35 млрд. долларов. При этом соотношение рынка ПО для MR составит 75% к 25% соответственно.
Рынок изучения иностранных языков в смешанной реальности представляет собой множество разрозненных разработок разной степени качества и завершенности. В отличие от рынка учебников по английскому языку, где есть свои лидеры и каноны, выработанные в ходе многочисленных исследований, в сфере смешанной реальности таких лидеров нет.
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ С УРОВНЯМИ ВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ B1 И B2
2.1. Обоснование внедрения технологий смешанной реальности в корпоративном обучении сотрудников авиакомпаний английскому языку
Иммерсивные технологии активно используются компаниями по всему миру для адаптации сотрудников и повышения эффективности труда. Как правило, к технологичным решениям сегодня обращаются HR-отделы лидеров рынка, которые могут себе позволить экспериментировать с технологичными решениями. Данная тенденция постепенно изменяется от экспериментального подхода к целенаправленному: крупный и средний бизнес начинают смотреть на технологии как на полезный инструмент, который позволяет утвердиться среди конкурентов, мотивировать сотрудников, повысить привлекательность работодателя, сэкономить бюджет компании, время сотрудников и выделить действительно стоящих кандидатов на фоне остальных.
Как уже было сказано выше, технологии смешанной реальности можно применить в корпоративном обучении для развития метакомпетенций. Многие компании от своих сотрудников требуют не только выполнения непосредственных рабочих обязанностей, но и креативности, развитых аналитических способностей, умения работать в команде и быстро решать конфликты. Все эти способности кандидата могут быть отработаны в рамках неординарных сценариев в смешанной реальности.
Таким образом, с помощью MR-технологий компании смогут сократить количество командировок, затрат на них и проводить интерактивные собеседования из любой точки мира, при этом повысить качество первичной оценки и частично автоматизировать процесс.
Технологии смешанной реальности сегодня позволяют снизить расходы компании на введение новых сотрудников в должность, их обучение или повышение квалификации. При этом у компании снижается необходимость отвлекать опытных сотрудников, отпадают риски поломки оборудования из-за неопытности новичка, его травмирование. MR-обучение активно внедряется в компании, помогая улучшить результаты на рабочем месте, без каких-либо серьезных усилий со стороны HR-тренера, а также автоматизирует процесс обучения новых сотрудников.
Например, российская компания BIOCAD при помощи MR-тренажеров успешно обучает новичков регламенту работы с дорогостоящим или опасным оборудованием без риска поломки. Технология позволяет смоделировать реальные сценарии всевозможных ситуаций и процессов. При этом создаётся точная копия места и дополнительного инвентаря, и в MR-очках сотрудник может проработать ситуацию, не выезжая к удаленным объектам и не взаимодействуя с опасным оборудованием напрямую.
Таким образом, удаётся создать единый источник цифровых знаний, которые неопытные сотрудники компании могут использовать любое количество раз без каких-либо рисков для производств и персонала. Кроме того, MR – это всегда захватывающее и запоминающееся впечатление для людей за счёт возможности попрактиковаться, а процесс усвоения новой информации в этом формате происходит гораздо быстрее, чем при стандартных методах обучения.
Широко известный пример: гигант Walmart в сентябре прошлого года закупила сразу 17 тысяч MR-очков для кассиров, консультантов и работников складов, чтобы обеспечить им достойный уровень внутрикорпоративного обучения. Walmart уже использует MR для обучения по трем основным направлениям: новые технологии, умственные навыки, а также эмпатия и обслуживание клиентов. Руководство торговой сети признает, что технология дорогая, но полностью оправдывает себя — об этом говорят результаты прошлого образовательного эксперимента, ведь Walmart не впервые внедряет MR. Еще этим летом в рамках обучения сотрудников взаимодействию с почтоматами также были использованы MR-гарнитуры. Тогда новый подход полностью себя оправдал и даже позволил сэкономить на тренингах. Руководители отметили, что после прохождения MR-обучения их сотрудники запомнили до 70% новой информации вместо обычных 5-10%. Условия полного погружения в ситуацию позволяют персоналу лучше запоминать, учиться и отрабатывать знания на практике, исключая риски.
Исключительно теоретические знания быстро забываются, а вот реальный опыт усваивается гораздо эффективнее.
Сегодня технология развилась настолько, что в виртуальной среде человек может взаимодействовать с персонажами-ботами, которые, словно реальные клиенты или подчинённые, могут спорить, участвовать в живом разговоре, задавать каверзные вопросы и отвечать осмысленно.
Компаниям всегда интересны новинки, которые могут быть полезны не только в вопросах мотивации сотрудников, их обучения и развития, но и, конечно, в росте привлекательности компании как работодателя. Поэтому следующие примеры внедрения MR подходят не только для HR-отделов, но и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Текст]: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 №46]: офиц. текст/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. 2011. – 25с.
2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи// Иностранные языки в школе. – 2012. – №3 – с. 20.
3. Блог команды Revizto. Опыт пользователей ( [б.г]) // Revizto. URL: https://revizto.com/ru/blog /cases.
4. Гендина Н.И. Информационная культура в информационном обществе: взгляд из России. URL: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/gendina_infocult.pdf (дата обращения: 12.01.2020).
5. Гладкова, О. К. Проблема обучения взрослых иностранному языку / О. К. Гладкова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 6. – С. 93-95.
6. Гришаева А.В. Использование формы смешанного обучения в преподавании иностранного языка студентам неязыковых специальностей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (157). С. 70—74.
7. Добрыдина Т.И., Масленникова О.Г., Надеждина Е.Ю. Перспективы использования виртуальной образовательной платформы Moodle в обучении иностранным языкам // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Т. 2. № 3 (59). С. 282—287.
8. Ефимова, Р. М. Некоторые особенности обучения взрослых иностранному языку [Электронный ресурс] / Р. М. Ефимова. – 2008. – Режим доступа:http://www.pglu.ru/lib/publications/University…/uch_2008.
9. Ивкина М.В. Обучение иностранному языку в системе Moodle с применением информационных компьютерных технологий. Самара: Изд-во СГАУ, 2012. - 68 с.
10. Кабакчи, М. А. Обучение взрослых лексико-грамматической стороне речи на английском языке в условиях краткосрочных курсов: Автореф. канд. пед. наук / М. А. Кабакчи. – Санкт-Петербург, 2002. – 21 с.
11. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Протокол № 9 от 25.10.2016). URL: http:// government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 12.01.2020).
12. Лазарева, Э. А. Использование коммуникативных стратегий вежливости в Американской интернет-рекламе. Под ред. А. П. Чудинова / Э. А. Лазарева, Г. Н. Тельминов // Политическая лингвистика: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Екатеринбург, 2010. – Вып. 3 (33). – С. 151.
13. Лукьяненко С. В. Лабиринт отражений. – М.: АСТ, 1998. 2. Bar-deen L. Mixed reality momentum continues in the modern workplace. 2017. – URL: https:// blogs.windows.com/devices/2017/11/01/ mixed-reality-momentum-continues-modernworkplace-microsoft-hololens-expands-29- new-markets/#9AcxwjUFmsmLSrhv.97 (дата обращения: 05.12.2019).
14. Львов М. (2016) Виртуальная реальность становится реальной // Mediavision. URL: http://mediavision-mag.ru /uploads / 08-2016/48_49_Mediavision_08_2016.pdf.
15. Мещеряков А.С., Дмитриев Д.В. Внедрение в учебный процесс мультимедийных обучающих программ с интегрированным видеопрактикумом // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 11. - С. 51–53.
16. Мировой рынок AR/VR в 2018 году вырастет до 18 млрд долл. (2017) // Computerworld Россия. № 19. URL: https://www.osp.ru/ cw/2017 /19 /13053468 /.
17. Миронова, П. В. Использование Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка в техническом вузе / П. В. Миронова, Н. А. Тумакова // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1145-1147.
18. Назаренко А.Л. Проблема учебного материала для преподавания английского языка в сфере профессиональной коммуникации: новые подходы. (Статья) // Сб. «Преподавание иностранных языков: теория и практика». -М.: МГУ, 2004. - Вып.1.
19. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2012. – 336 с.
20. Петрова, О. Н. Роль факультативного курса по иностранному языку в формировании подъязыка специальности / О. Н. Петрова, Н. П. Староверова // Гуманитарные науки, 2012. – № 3(7). С. 71-75.
21. Подласый М. П. Педагогика. – М.: Высшее образ-е, 2013. – 540 с.
22. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка //ИЯШ. – 2015. – №2,3. – с. 27-34.
23. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»« // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru / document / cons_ doc_LAW_221756/.
24. Рынок виртуальной реальности в России ([2017]) // Институт современных медиа (MOMRI). URL: http://momri.org /wp-content /uploads /2017/04/MOMRI.-VR-market-in-Russia.-April-2017-rus.pdf.
25. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. ... докт. пед. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1992. - 528 с.
26. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 361 с.
27. Соловова E.H. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография. -М.:ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.
28. Старкова, Д. А. Психолингвистические особенности обучения взрослых иностранному языку [Электронный ресурс] / Д. А. Старкова, Т. В. Польшина // Педагогическое образование в России. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psiholingvisticheskie-osobennosti-obucheniya-vzroslyh-inostrannomu-yazyku
29. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. - 2012. - № 1(17). - С. 120–133.
30. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис Вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2014, №5.
31. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - 2-е издание, доработанное. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 352 с.
32. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В. Титова. – М.: Издательство Московского университета, 2013. - 267 с.
33. Трачук А. В., Линдер Н. В. (2016) Адаптация российских фирм к изменениям внешней среды: роль инструментов электронного бизнеса // Управленческие науки. №1. С. 61-73.
34. Трачук А. В., Линдер Н. В. (2017а) Инновации и производительность российских промышленных компаний // Инновации. № 4 (222). С. 53-65.
35. Трачук А. В., Линдер Н. В. (2017б) Инновации и производительность: эмпирическое исследование факторов, препятствующих росту методом продольного анализа // Управленческие науки. Т. 7, № 3. С. 43-58.
36. Трачук А. В., Линдер Н. В. (2017в) Перспективы применения мобильных платежных сервисов в России: теоретический подход к пониманию факторов распространения // Вестник факультета управления СПбГЭУ № 1-1. С. 322-328.
37. Трачук А. В., Линдер Н. В. (2017г) Распространение инструментов электронного бизнеса в России: результаты эмпирического исследования // Российский журнал менеджмента. Т. 15, № 1. С. 27-50.
38. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru / document / cons_doc_ LAW_216363/.
39. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru / document / cons_doc_ LAW_297432 / Цифровое десятилетие. В ногу со временем (2017) // PWC. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications /global-digital-iq-survey-rus.pdf.
40. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2014. – 519 с.
41. Ходакова, А.Г., Ульянова Н.В., Щукина И.В. Интернет в обучении английскому языку: Новые возможности и перспективы. (Учебно-методическое пособие по использованию Веб 2.0 технологий в обучении английскому языку) / А.Г. Ходакова, Н.В.Ульянова, И.В. Щукина. – Тула: Изд-во «Тульский полиграфист», 2013. – 100 с.
42. Цатурова И.А., Петухова А.А. Информационные технологии в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 2014. – 96 с.
43. Цифровая Россия: новая реальность. Отчет Digital McKinsey. Июль 2017. URL: http:// www.mckinsey.com/russia/our-insights/ru-ru (дата обращения: 12.01.2020).
44. Штурба Я.Ю. Преподавание иностранного языка посредством новых информационных технологий // Филологические науки. - 2012. - № 7 (18). - С. 222–225.
45. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе. - М., Просвещение, 2014. – 184 с.
46. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Пед. общество России, 2015. – 250 с.
47. Ястребцева Е.Н. Особенности образовательного Интернета // Педагогика. – 2016. – №9. – с. 28-33.
48. CWRU takes the stage at Microsoft’s build conference to show how HoloLens can transform learning. 2016. – URL: http://case. edu/hololens/ (дата обращения: 05.12.2019).
49. Freeman D., Reeve S., Robinson A., Ehlers A. Virtual reality in the assessment, understanding, and treatment of mental health disorders // Psycho-logical Medicine. – 2017. Vol. 47, Iss. 14. – P. 2393–2400. – URL: https://doi.org/10.1017/ S00332917 1700040X (дата обращения: 05.12.2019).
50. HeiligM. L. (1992) El Cine delFuturo: The Cinema of the Future // Presence: Teleoperators and Virtual Environments. Vol. 1, № 3. P. 279-294.
51. Hicken A. 2018 eLearning Predictions Updated Hype Curve // Web Courseworks. – Dec. 29, 2017. – URL: https://webcourseworks. com/2018-elearning-predictions-updated-hypecurve/ (дата обращения: 05.12.2019).
52. LaValle S. M. (2017) Virtual Reality /University of Illinois. [S.l.:] Cambridge University Press.- 418 p. URL: http://vr.cs.uiuc.edu / vrbook.pdf.
53. Making holograms in the classroom a reality // Edtech Trends. Dec. 19, 2016. – URL: https://www.cio.com/article/3150963/ education/making-holograms-in-the-classrooma-reality.html (дата обращения: 05.12.2019).
54. Milgram P., Kishino F. (1994) A taxonomy of mixed reality visual displays // IEICE Transactions on Information and Systems. Vol E77-D, № 12. P. 13211329.
55. Mukamal R. Are virtual reality headsets safe for eyes? 2017. – URL: https://www.aao.org/eyehealth/tips-prevention/are-virtual-realityheadsets-safe-eyes (дата обращения: 05.12.2019).
56. Odom J. Secrets of ancient Egypt shows the potential of HoloLens. Tourism. 2016. – URL: https://hololens.reality.news/news/have-youseen-this-secrets-ancient-egypt-shows-potential -hololens-tourism-0175604/ (дата обращения: 05.12.2019).
57. Web 2.0 tools for teachers / Nik Peachey, Learning technology Consultant - http://www.scribd.com/doc/19576895/Web-20-Tools-for-Teachers