Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития научно-технического прогресса происходит рост возможностей и свободы самоопределения личности. Это особенно актуально для школьников, которые смотрят на жизнь с перспективой, полны энергией, позитивными эмоциями и стремлением к конструктивной деятельности. Психологическое благополучие учащихся является, с одной стороны, движущей силой их личностного развития, с другой стороны, конечной целью различных видов их деятельности. В связи с тем, что школьники устремлены в перспективы, образ будущего в их сознании тесно связан с ощущением психологического благополучия.
К настоящему времени создано множество работ отечественных и зарубежных исследователей, которые посвящены проблеме субъективного благополучия. Значительный вклад в изучение данного вопроса внесли И. А. Баева, О. А. Гребенникова, Л. В. Куликов, Е. Лактионова, Н. Г. Морозова, С. Ф. Сергеев, W. Strug и другие.
Следует отметить, что психологическое благополучие учащихся сельских и городских школ имеет определённые различия, что связано с социальными, экономическими, образовательными, семейными, межличностными и другими факторами. При этом исследований особенностей психологического благополучия субъектов образовательной среды сельских и городских школ к настоящему времени недостаточно, поэтому необходимы дальнейшие исследования в данном направлении.
Объект исследования – психологическое благополучие
Предмет исследования – психологическое благополучие субъектов образовательной среды сельских и городских школ.
Цель работы: выявить особенности психологического благополучия субъектов образовательной среды сельских и городских школ.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие образовательной среды.
2. Проанализировать особенности образовательной среды сельских и городских школ.
3. Рассмотреть психологическое благополучие субъектов образовательной среды.
4.
5. (по второй главе)
6. (по второй главе)
7. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов.
База исследования:
Структура работы: данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
1.1. Психологические характеристики образовательной среды школы
1.1.1. Понятие образовательной среды
Образовательная среда представляет собой зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. В целом в педагогике образовательная среда понимается как совокупность внешних условий, которые прямо или косвенно оказывают влияние на становление личности. Различные аспекты образовательной среды изучали такие педагоги и психологи, как Л.С. Выготский, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин и др.
Исследователи считают, что существует тесная взаимосвязь между образовательной средой и социальной экологией. На протяжении последних десятилетий наряду с естественнонаучным содержанием экологии рассматривают также её влияние на общество. Социальная экология представляет собой раздел экологической науки, которая занимается исследованием различных видов взаимоотношений общества с окружающей средой. Социальная экология является компонентом экологии человека, которая рассматривает совокупность взаимодействий человека и среды. Социальная экология также определяет изменение мировоззрения человека в условиях развития экологической культуры. Таким образом, с позиции социальной экологии особенности развития человека, причины проблем и успехов в данном направлении невозможно понять, если не рассматривать влияние среды на эти процессы. Одними из важнейших в формировании личности сред являются образовательные среды человека. Развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с образовательной средой. Анализ образовательной среды позволяет понять проблемы развития психики, связанные с приобретением нового опыта [19].
Поэтому целью данной работы является анализ некоторых собственных образовательных сред, выявление и анализ их основных характеристик.
В.В. Рубцов определил образовательную среду как систему непосредственных и опосредованных воспитательно-обучающих воздействий, которые реализуют педагогические установки педагогов, характеризуют цели, задачи, методы, средства, формы и приёмы в образовательном процессе. При этом автор выделяет следующие составные части образовательной среды:
1) внутренняя направленность школы,
психологический климат,
социально-психологическая структура коллектива,
психологическая организация передачи знаний,
психологические характеристики учащихся [24].
В.И. Слободчиков отмечает, что образовательная среда – понятие относительное. Она начинается там, где происходит взаимодействие обучающего и обучаемого, где они совместно начинают проектировать её и создавать как предмет и средства своей совместной деятельности. При этом между субъектами начинают проявляться разнообразные виды взаимодействий. В качестве важнейших характеристик среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ её организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, выделяются три принципа её организации: единообразие, разнообразие и вариативность [27].
С позиций эколого-психологического подхода (В.А. Ясвин) выделяется четыре компонента образовательной среды:
1. субъекты образовательного процесса
2. социальный компонент образовательной среды
3. пространственно-предметный компонент образовательной среды
4. технологический компонент образовательной среды [37].
Согласно исследованиям Е.Б. Лактионовой, образовательная воздействует на личность системно. При этом могут быть созданы условия, в результате которых личность сможет самостоятельно регулировать различные аспекты своего развития. При этом личность рассматривается в контексте постоянного взаимодействия со структурой окружающей среды, в которую она включена [15].
В образовательную среду включено множество различных факторов, действие которых не ограничивается влиянием образовательных организаций (детских садов, школ, университетов). В современных общественных условиях характерно множественное воздействие на личность со стороны образовательных факторов[3]. Так, обучение, воспитание и развитие ребёнка не ограничивается влиянием личностных особенностей ребёнка и квалификацией педагога. На данные процессы оказывают активное влияние социокультурные компоненты среды, внешнее окружение и даже природно-климатические условия жизни. В связи с этим разработка гибкого средового подхода приобретает всё большую популярность в современных реалиях[2].
Модальность образовательной среды может быть представлена с помощью векторного анализа образовательной среды [13]. Согласно данной методике, необходимо построение системы координат, в составе которой две оси:
1) ось «свобода – зависимость»
2) ось «активность – пассивность».
Чтобы в данной системе координат построить вектор, который соответствовал бы определённому типу образовательной среды, следует ответить на шесть вопросов, основываясь на психолого-педагогическом анализе. Данная методика позволяет построить один из двенадцати векторов, который моделирует один из типов образовательной среды [12].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аргайл, М. Психология счастья / М.Аргайл. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
2. Багаутдинова, Г.А., Байрамова, Л.К. Аксиологическая фразеология о счастье / Г.А. Багаутдинова, Л.К. Байрамова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2006. - №2. - С.53.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников.// Экопсихологические исследования. М., 2009. С. 181-197.
4. Батурин, Н.А., Башкатов, С.А., Гафарова, Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А.Батурин, С.А.Башкатов, Н.В.Гафарова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2013. - №4. - С.4.
5. Бахтин, М.В. В поисках счастья. Религиозно-этические учения древности / М.В.Бахтин. - СПб.: Нива, 2005 - 120 с.
6. Гончар, С.Н. Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи / С.Н.Гончар // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - Москва: Буки-Веди. - 2012. - С. 5.
7. Гурьева, Л.П. Позитивная и традиционная психология (в исследованиях М. Селигмана и российских психологов) / Л.П.Гурьева // Проблемы практической психологии. - 2013. - №6. - С. 83.
8. Джидарьян, И.А. Психология счастья и оптимизма / И.А. Джидарьян. – Москва: Институт психологии РАН, - 2013. – 268 с.
9. Елисеева, О.А. Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности / О.А.Елисеева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - №132. - С.368.
10. Зенина, С.Р. Особенности субъективного благополучия педагогических работников в профессиональной сфере / С.Р.Зенина // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №5. - С.127.
11. Каз, М.С. Концепция «Благополучия человека»: рецепции и аллюзии / М.С.Каз // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2014. - №4 (28). - С.25.
12. Карапетян, Л.В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия / Л.В.Карапетян // Психология: научный журнал. – 2013. - №10. - С.171.
13. Кужильная, А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях / А.В.Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - №1 (60). - С.83.
14. Куликов, Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие / Л.В.Куликов. – СПб: Питер, 2004.- 464 с.
15. Лактионова Е.Б.Психологические риски в образовательной среде: типология, классификация, факторы формирования.//Экопсихологические исследования. М., 2009. С. 197-212.
16. Леонтьев, Д.А., Рассказова, Е.И. Что надо для счастья: культурные, региональные и индивидуальные различия и инварианты источников счастья / Д.А.Леонтьев, Е.И.Рассказова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2006. - №2. - С.3.
17. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал, 2007, № 3 (15)
18. Мандрикова, Е.Ю., Горбунова, А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников / Е.Ю. Мандрикова, А.А. Горбунова // Организационная психология. - 2012. - №4. - С.2.
19. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. – Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 328 с.
20. Методический инструмент к практическим занятиям по курсу «психодиагностика» (обработка и интерпретация материалов исследования) метод. указания для студентов /Нижегор. гос. архитекткр.-строит.ун-т; сост. Т.Г.Харитонова. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2009. - 45 с.
21. Новак, Н.Г. Основные подходы к определению психологического благополучия личности в современной психологии / Н.Г.Новак // Психологический журнал. - 2008. - №2. - С.21.
22. Позднякова, Е. Понятие феномена «психологическое благополучие» в современной психологии личности / Е.Позднякова // Психологический журнал.- 2007. - №4. С.15.
23. Пучкова, Г.Л, Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: дис. ….кан. психол. наук: 19.00.01 / Пучкова Галина Леонидовна. – Хабаровск, 2003. – 163 с.
24. Рубцов В. В.Ивошина Т. Г.Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.272с.
25. Рущак, Е.А., Мясникова, С.В. Копинг - стратегии как ресурсы психологического благополучия сотрудников организаций малого бизнеса / Е.А.Рущак,С.В.Мясникова // Петербургский психологический журнал. - 2014. - №6. - С.5.
26. Селигман, М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / М.Селигман. -Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013 – 193 с.
27. Слободчиков В.И.О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000. 230 с
28. Счастье, Ю.В., Вороно, С.В. Конспект по методологии счастья: идеи / Ю.В.Счастье,С.В.Вороненко // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №6. - С.32.
29. Тимофеева, Я.И. Субъективное благополучие личности в обществе / Я. И. Тимофеева; науч. рук. И. В. Кащук // Общество и непрерывное благополучие человека: сборник научных трудов Международного научного симпозиума студентов и молодых ученых, г. Томск, 27-30 марта 2014 г. - Томск: ТПУ, 2014. - С. 265.
30. Угланова, Е. А. Роль психологических характеристик в оптимизации субъективного экономического благополучия Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2007. № 2. С. 105-113.
31. Чиксентмихайи, М. Эволюция личности / М. Чиксентмихайи. – Москва: Альпина нон-фикшн, 2015. – 420 с.
32. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие и ценностно-смысловые образования личности в профессиональной сфере / Р.М.Шаминов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2006. -№1-2. - С.104.
33. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004
34. Шамионов, P.M. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции) [Текст] / P.M. Шамионов // Мир психологии. - 2002. - № 2. - С. 143 - 148.
35. Шамионов, P.M. Психология субъективного благополучия личности [Текст] / P.M. Шамионов. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. -180 с.
36. Яремчук, С.В. Соотношение уровня субъективного благополучия и стремления человека к изменениям / С.В.Яремчук // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2013. - №4. - С. 259.
37. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 176с.
38. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?) – М.: Наука, 1999. – 100 с.
39. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин; отв. ред. к.п.н. С.А. Ушаков. – М.: «Сентябрь», 2000. – 128с.
40. Locke, Е.А., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002.
41. Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273–274
42. Zotova, O. Tu., Karapetyan, L.V. Occupation as a factor of personality subjective well-being Psychology in Russia / O.Tu. Zotova, L.V. Karapetyan// Psychology in Russia. – 2015, N8 (2).- P.126.