Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Российский рынок портовых услуг обладает своими особенностями, которые заключаются в том, что судовладельцы диктуют свои условия в отношении услуг, а предложение не может предоставить все требуемые услуги. Количество, предоставляемых услуг, сводится к минимуму. Страна, имеющая огромную водную границу, неэффективно использует свои ресурсы.
В современных условиях необходимо развивать и стимулировать спрос на услуги портов, так как, сектор портовых услуг приобретает все большую значимость, являясь неотъемлемой частью международных морских перевозок и оказывающий непосредственное влияние на развитие международной торговли.
Целью исследования является разработка модели формирования потребительской ценности портовых услуг.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования потребительской ценности портовых услуг.
2. Анализ потребительской ценности в системе портовых услуг ФГУП «Росморпорт».
3. Рассмотреть проблемы формирования потребительской ценности портовых услуг.
4. Разработать комплекс мер направленных на совершенствование потребительской ценности портовых услуг.
Объектом исследования выступает ФГУП «Росморпорт».
Предметом исследования являются портовые услуги.
Методы исследования. В процессе предпринятого исследования в рамках диалектического и системного подходов использовались такие методы, как структурный, функциональный, сравнительный.
Научная новизна исследования заключается в разработке практических рекомендаций, направленных на совершенствование развития портовых услуг.
Теоретическая значимость работы заключается в проработке вопросов связанных с развитием портовых услуг в России.
Информационная база. Теоретические источники исследования представлены, прежде всего, трудами классических представителей основных течений мировой экономической мысли; информационная база отражает научные публикации современных российских и зарубежных экономистов, статистические данные, статьи и научные отчеты, размещенные на Web–страницах ведущих научно–исследовательских центров, институтов, вузов и издательств России (а также стран Западной Европы).
Глава 1. Концептуальные направления формирования потребительской ценности портовых услуг
1.1. Определение факторов перспективного развития рынка портовых услуг
Портовые услуги – это широкое понятие, включающее весь спектр услуг, предоставляемых морскими портами, также включая стивидорные услуги. Общепринятого термина по обозначению рынка портовых услуг не существует, поэтому предположим, что рынок портовых услуг – это спрос и предложение на рынке, который предоставляет транспортные и вспомогательные портовые услуги .
Перевозчики вступили в 2019 год с большими ожиданиями, так как рынок морских перевозок обновился консолидацией крупных игроков. Таким образом, у морских линий были основания рассчитывать на более продуктивный и прибыльный год. Спрос должен был превзойти предложение, а ситуация с заказами улучшиться по сравнению с 2017 годом. И, что не менее важно, на горизонте было уменьшение сроков доставки.
Тарифы повысились, и индустрия восстанавливается. Но есть также и ряд обстоятельств, затрудняющих планирование и эффективную организацию перевозок для всех сторон. Можно сказать, что уже многие годы подряд ситуация в отрасли складывается не лучшим образом. Все существующие проблемы глобального характера незамедлительно влияют на сферу морских перевозок. Ниже рассматривается несколько актуальных проблем, столкновение с которыми усложняет управление всей цепочкой поставок и прямо влияет на рынок морских перевозок. В совокупности эти проблемы неизбежно повлияют на цену продуктов, которую вынуждены платить потребители. Итоги 2018 года, рис. 1.
Рисунок 1 – Динамика морских контейнерных перевозок
Итак, низкие темпы роста мирового ВВП (2,3%), замедление роста физического объема мировой торговли (2,5%). Рынок контейнерных перевозок: низкая стоимость фрахта при избыточной емкости линий, убыток US$5 млрд., банкротства, тренд на консолидацию
Прогноз:
1. Ослабление конъюнктуры мирового рынка танкерных перевозок
Прогноз на 2019 г.
1. Повышение темпов роста мирового ВВП до 2,9%, мировой торговли до 4% в 2019 г.
2. Улучшение ситуации на рынке контейнерных перевозок и рост фрахтовых ставок
Российский рынок грузоперевозок, итоги 2018 г.
1. Рост экономической активности, оживление спроса на транспортные услуги, положительная динамика грузооборота (+1,8%), рост грузоперевозок (+1,3%)
2. Рост тарифов в среднем на 7,6%, на автоперевозки – на 3,4%
3. Снижение доли экспедирования до 6,3%
4. Увеличение грузооборота портов РФ на 6,7%
5. Падение темпов роста рублевой выручки в сегментах морских перевозок и стивидорных услуг в результате снижения долларовых ставок и стабилизации курса рубля (с более 40% в 2015 до 8-10% в 2018 г.), рис. 2.
Рисунок 2 - Коммерческие перевозки грузов и грузооборот в 2018, %
Международные грузоперевозки:
экспортного грузопотока на 5% (уголь, нефть, черные металлы, лесоматериалы) в условиях девальвации рубля (66,83 руб. за долл. против 61,32 руб. за долл. в 2017 г.)
сокращение импортного грузопотока на 10%, продовольствия - на 6%, машин, оборудования и транспортных средств - на 10% (в 2017 г. -40%)
изменение структуры и географии международных грузоперевозок, усложнение цепочек поставок.
Прогноз на 2019 г.: слабо положительная динамика импорта, замедление темпов роста экспорта, исчерпание эффекта девальвации.
Перевалка грузов в морских портах РФ :
1. Увеличение грузооборота портов РФ на 6,7%, сухогрузов – на 7,5%, наливных – на 5,9%
2. Сокращение перевалки российских грузов в портах Балтии (-20,3%) и Украины (-48,4%)
3. Доля российских портов в перевалке внешнеторговых грузов 93,2% (порты Балтии – 6,1%, Украины – 0,7%)
4. Экспортных грузов перегружено 567,3 млн т (+5,3%), импортных – 31,7 млн т (-5,0%) транзитных – 51,0 млн т (+5,8%), каботажных – 71,9 млн т (+27,4%)
5. Порты Арктического бассейна – лидеры роста, увеличение перевалки наливных грузов в 2,2 раза (порты Мурманск и Варандей)
6. Мощности морских портов РФ увеличились на 32 млн т, до 972 млн тонн (оценка)
Рисунок 3 - Перевалка грузов в портах РФ по морским бассейнам в 2018 г., млн т и %
Рисунок 4 - Динамика грузооборота в портах РФ по морским бассейнам в 2018 г., % к 2017
Итоги 2018 г. Увеличение грузооборота портов РФ на 6,7%, сухогрузов – на 7,5%, наливных – на 5,9%
Сокращение перевалки российских грузов в портах Балтии (-20,3%) и Украины (-48,4%)
Доля российских портов в перевалке внешнеторговых грузов 93,2% (порты Балтии – 6,1%, Украины – 0,7%)
Экспортных грузов перегружено 567,3 млн т (+5,3%), импортных – 31,7 млн т (-5,0%) транзитных – 51,0 млн т (+5,8%), каботажных – 71,9 млн т (+27,4%)
Порты Арктического бассейна – лидеры роста, увеличение перевалки наливных грузов в 2,2 раза (порты Мурманск и Варандей)
Мощности морских портов РФ увеличились на 32 млн т, до 972 млн тонн (оценка)
Контейнерный оборот портов РФ
1. Рост контейнерооборота портов России на 1,4% до 3,99 млн TEU, в тоннах – на 6,5%
2. Увеличение перевалки импортных контейнеров на 2,1%, каботажных – на 8,5%
3. Сокращение перевалки экспортных контейнеров на 0,6% (при росте груженых), транзитных – на 28,5%
4. Положительная динамика в портах Азово-Черноморского, Балтийского и Арктического бассейнов (за счет каботажа)
Оценки на 2019 г.
1. Рост контейнерооборота портов РФ на 3-4%, повышение уровня контейнеризации при условии стабильности валютного курса и роста доходов населения
2. При снижении курса рубля - изменение баланса в сторону экспорта
3. Сохранение лидирующих позиций портов Балтийского бассейна
Рисунок 5 - Перевалка контейнеров в портах РФ по морским бассейнам в 2018 г., %
Рисунок 6 - Динамика контейнерного оборота портов РФ по морским бассейнам в 2018, % к 2017 г.
Факторы, влияющие на рынок морских перевозок:
1. Нестабильная макроэкономическая и геополитическая ситуация
2. Высокая стоимость заемных средств, неустойчивость финансовых рынков
3. Неустойчивость мировых цен на нефть и другие сырьевые товары при общем положительном тренде
4. Медленное восстановление инвестиционной активности, слабо положительная динамика промышленного производства, строительства и розничной торговли
5. Исчерпание эффекта девальвации рубля
6. Институциональные факторы: изменение правил регулирования отрасли в условиях бюджетного дефицита (введения госрегулирования тарифов на стивидорном рынке)
Рынок морских перевозок в 2018 году.
Снижение производительности. Морские линии идут на сокращение мощности на основных торговых направлениях. В июле в транс-тихоокеанской торговле произошло уменьшение мощности на 6,7%. Целью снижения являлось желание сократить расходы и поддержать ставки фрахта на более высоком уровне. В общемировом масштабе объем грузооборота по итогам 3 квартала вырос на 4,6%. Однако этот показатель ниже, чем за тот же период в 2017 году.
Волатильность ставок фрахта. Рыночные ставки варьировались вверх и вниз. В связи с этим для некоторых импортеров стало практически невозможным предусмотреть долгосрочные издержки. Довольно часто морские линии объявляли о применении сезонной надбавки (PSS) или вводили дополнительный сбор к базовой ставке (GRI), хотя большую часть времени они не применяются. Как правило, это своеобразная лотерея – угадать, выпадет ли отгрузка на объявленные даты, когда применение повышающих коэффициентов вступит в силу.
Цены на нефть. Повышение цен на нефть не только напрямую влияет на ставки фрахта, но также отражается и на денежных потоках морской линии. Этот фактор может нейтрализовать положительное воздействие, которое обеспечивается более здоровым балансом спроса и предложения, если увеличение цены не будет покрываться за счет клиентов.
Эффективность терминалов. Терминалы изо всех сил пытаются справиться с обслуживанием более крупных судов. К примеру, на некоторых терминалах в окрестностях Лос-Анджелеса ждать своей очереди судам приходится несколько дней. Как правило, дальнобойщики вынуждены забирать груз либо в последний день свободного периода (Demurrage), либо даже после его истечения.
Риск торговой войны. Неожиданный экономический подход действующей администрации США влияет на планирование перевозок. Из-за беспокойства, возникающего в связи с дополнительным тарифом в размере 200 миллиардов долларов, некоторые импортеры стремятся совершить свои поставки до того, как это решение вступит в силу. Многие ожидают, что вступление в силу этого тарифа приведёт к снижению общих объёмов отгрузки, если импортеры не поймут, как компенсировать дополнительные расходы. Последнее объявление тарифа затронет почти треть импорта США из Китая, а это почти 4 миллиона TEU в год.
Тренды рынка:
1. Повышение спроса на грузоперевозки
2. Повышение динамики грузоперевозок в импортном сообщении, замедление темпов роста экспортных грузопотоков
3. Повышение значения портов РФ в перевалке экспортных грузов, увеличение грузоперевозок из/в Китай и др. страны АТР
4. Рост внутрироссийских грузоперевозок (импортозамещение, обслуживание e-commerce)
5. Усложнение цепочек поставок, изменение маршрутов, «естественный отбор» среди игроков, обострение конкуренции в борьбе за клиентов
6. Сохранение рисков неплатежей со стороны заказчика - банкротство транспортных и логистических компаний
В 2018 году объем перевалки грузов в морских портах вырос на 9% по сравнению с 2017 годом. Положительная динамика российской стивидорной отрасли наблюдается с конца 1990-х годов. В период с 2018 года объем перевалки в российских морских портах увеличился на треть. Один из факторов роста — сокращение транзита экспортируемых грузов через порты стран Балтии и Украины, рис. 7.
Рисунок 7 - Объемы перевалки грузов в портах РФ в 2014-2018 годах, млн т
Транзит российских грузов по экономическим и геополитическим причинам снижается и, согласно «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», доля перевалки грузов через порты сопредельных стран к 2030 году должна составить 4% (для сравнения: в 2012 году до начала снижения данный показатель был равен 17%).
Следует отметить, что в морских портах РФ обрабатываются в основном экспортно-импортные и транзитные грузы. Их совокупная доля по итогам 2018 года составила 89,1%. На долю перевалки каботажных грузов (грузы, которые перемещаются внутри РФ морским путем) пришлось 10,9%, в то время как, например, в Китае она составила 69%.
Высокая доля каботажных грузов в портах Китая обусловлена развитой системой морских перевозок, которая связывает промышленные кластеры, плотно расположенные вдоль побережья этой страны.
Рисунок 8 - Структура перевалки грузов в портах РФ по направлениям следования, %
В России тенденция создания промышленных кластеров вблизи морских портов только начинает формироваться. Особенность работы российских морских портов состоит в неравномерности распределения по видам транспорта, которыми груз отправляется из порта и прибывает в него.
В 2018 году 84% грузов было доставлено по железной дороге и трубопроводам, а при отправлении груза из порта в половине случаев использовался автомобильный транспорт.
Причина — в товарной структуре грузов. Порты задействованы главным образом во внешней торговле, где основными экспортируемыми товарами являются нефть, нефтепродукты и уголь, а импортируются, прежде всего, контейнеры. Так, порядка 76% грузооборота российских терминалов приходится на данные виды грузов. Положительная динамика отрасли стивидорных услуг была обеспечена за счет роста объемов перевалки угля (на 13,4%), нефти (на 10,7%) и контейнеров (на 13,0%). Больше всего удалось нарастить перевалку зерна (на 34,7%).
В 2017 и 2018 годах наблюдалась тенденция увеличения перевалки нефти на фоне стагнации перевалки нефтепродуктов. Одна из причин — влияние налогового маневра, в результате которого экспорт сырой нефти в 2018 году оказался более привлекательным, чем ее переработка. В соответствии с параметрами маневра экспортная ставка для светлых нефтепродуктов в 2018 году была установлена в размере 30% от ставки для нефти, а для темных — в размере 100%.
В итоге в 2018 году нефтяные компании начали снижать объемы экспорта мазута. В российской стивидорной отрасли распределение грузов по географическому критерию не является равномерным ввиду особенностей расположения производственных мощностей и рынков сбыта .
Так, большая часть угля переваливается в портах Дальнего Востока, грузы в контейнерах и минеральные удобрения — в основном в балтийских портах, зерно и металлы — в портах Азово-Черноморского бассейна. Наибольший прирост грузооборота был зафиксирован в Арктическом бассейне (49,1%) в результате увеличения объема перевалки нефтеналивных грузов.
Балтийский, Азово-Черноморский и Дальневосточный бассейны показали умеренный рост (4,6%, 10,5% и 3,3% соответственно). Грузооборот Каспийского бассейна продолжил снижение (на 34% в 201718 году). Наибольшее падение объемов перевалки наблюдалось в порту Махачкала (57,3%).
Оно обусловлено сокращением транзита нефти, добываемой в районах Восточного Каспия, — поставщики сырья переориентировали транспортные потоки на Азербайджан и Грузию. Производственные мощности российских морских портов в результате реализации проектов по развитию инфраструктуры были увеличены на 22 млн. т в 2018 году.
Крупнейшим из них стал запуск первой очереди завода «Ямал СПГ» в порту Сабетта (5,5 млн. т СПГ в год). Другим значимым проектом оказался запуск рейдового перевалочного комплекса «ЛК Волга» компанией ПАО «ЛУКОЙЛ» мощностью 12 млн. т в год для перевалки нефти, отгружаемой с Варандейского терминала.
В условиях роста отрасли большинству крупнейших стивидорных компаний удалось увеличить объемы обработки грузов в своих терминалах в 2018 году. По итогам года доля перевалки 10 крупнейших компаний уменьшилась на 2,9% и составила 51,4%. Наибольший объем перевалки (136 млн т) пришелся на стивидорные компании холдинга ПАО «Транснефть», переваливающие наливные грузы через терминалы ПАО «НМТП», ООО «Транснефть — Порт Козьмино» и ООО «Невская трубопроводная компания». Группа «Сумма», также контролирующая ПАО «НМТП», заняла второе место с результатом в 79 млн т.
Заметный рост был зафиксирован на терминалах Delo Ports: за 2018 год объем перевалки грузов данного холдинга вырос на 27%. Снизился грузооборот стивидорных компаний холдингов ПАО «Мечел» (8,1%) и ПАО «ЛУКОЙЛ» (4,8%).
За счет роста как наливных, так и сухих грузов к 2021 году объем перевалки в российских морских портах увеличится на 23%. Драйверы будут те же: увеличение экспорта основных сырьевых товаров, снижение перевалки российских грузов через порты сопредельных государств и снятие
Показать больше