Фрагмент для ознакомления
2
1. Научно-теоретические основы проблемы методического сопровождения педагогов в организации современных форм взаимодействия с родителями
1.1 Сущность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Семьи являются первыми воспитателями своих детей, и они продолжают оказывать влияние на обучение и развитие своих детей в дошкольном учреждении и в школьные годы. Дошкольные учреждения и школы несут важную ответственность за оказание помощи в воспитании и обучении будущих поколений, а семьи доверяют педагогам в создании образовательной основы для будущего своих детей. В то же время образовательные учреждения должны признавать главную роль семьи в образовании. Вот почему важно, чтобы семьи и учреждения образовании работали во взаимодействии.
Взаимодействие образовательного учреждения с родителями тесно связано с повышением качества обучения, посещаемости и поведения детей. Участие семьи может оказать существенное влияние на обучение учащихся, независимо от их социального или культурного происхождения.
Поэтому участие семьи в обучении играет центральную роль в обеспечении высокого качества образования и является частью основной деятельности как школ, так и дошкольных учреждений.
Целью взаимодействия педагогов и родителей является создание устойчивых и эффективных партнерских отношений между всеми членами педагогического сообщества, включая самих педагогов, семьи и детей. Такого рода взаимодействие имеет следующие характеристики:
рассмотрение каждого партнера как вносящего одинаково ценный вклад в образовательный процесс;
уважение потребностей и предпочтений учащихся;
устранение препятствий для родителей в педагогическом процессе;
совершенствование методики обучения;
2
предоставление семьям соответствующих возможностей для участия в образовательном процессе;
профессиональное совершенствование педагогического коллектива.
Таким образом, семья и дошкольное учреждение представляет собой два важных института социализации, способствующие многостороннему развитию дошкольников. Дошкольные учреждения играют ключевую роль в развитии детей. Здесь они получают образование, приобретают умения, необходимые для взаимодействия со сверстниками и взрослыми, организовывать свою деятельность. Но то, насколько эффективным будет овладение данными навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Методы, которые способствуют эффективному взаимодействию дошкольного учреждения с семьей, представлены в исследованиях Е.П. Арнаутовой, Н.Ф 1 . Виноградовой 5 , Г.Н. Годиной 5 ,
Р.П. Дешеулиной 15 , Т.В. Дорожевец 10 .
Семейное и общественное воспитание являются одинаково важными для развития и воспитания детей и формирует направленность дошкольного учреждения с семьей. Но в настоящее время часто происходит подмена понятий. Часто в педагогической литературе взамен понятию «развитие семейного воспитания» представлена формулировка, что «воспитание – это участие в работе детского сада». К примеру, в некоторых методических рекомендациях (Е.П. Арнаутова 1 , Н.Ф. Виноградова 5 , Р. П. Дешеулина 15 ), взаимодействие педагогов и родителей дошкольников авторы предлагают осуществлять посредством:
- приобщения членов семьи к педагогическому процессу;
- расширения области участия родителей или законных представителей в организации работы ДОО;
- пребывание членов семьи на занятиях в удобное для них время;
- знакомство родителей с возможностями воспитания и развития в ДОУ;
- демонстрация динамики успешности дошкольников в освоении программы.
Исходя из данных рекомендаций, взаимодействие с родителями необходимо осуществлять в виде обмена опытом посредством решения следующих основных задач:
развитие способностей родителей понимать ребенка, осознавать мотивы и значения его поступков;
осмысление родителями собственных воспитательных мотивов;
овладение методами личностного развития ребёнка;
рост компетентности в области семейного воспитания, инновационных методик детского развития;
исследование передового опыта семейных воспитательных практик;
обогащение форм реализации семейного досуга;
выработка у родителей индивидуального стиля семейного воспитания, специфики воспитательных взаимоотношений в семье и использование позитивного стиля;
накапливание опыта рефлексии воспитательного опыта родителей 12, с. 61 .
3
Начиная с 90-х гг. ХХ в. в России накапливался обширный опыт родительского педагогического просвещения. Сюда относятся такие формы работы, как «школа матерей», «университет педагогических знаний», «родительский всеобуч» и т.д. Однако, зачастую педагоги для взаимодействия с родителями использовали назидательную форму донесения информации, которая заключалась в требованиях, наставлениях, а не в советах и подсказках.
1.2 Направления и формы взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста
В настоящее время в процессе внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) возложены достаточно большие воспитательные задачи. В соответствии с базовыми условиями во ФГОС ДО определяет сотрудничество педагогов и родителей, при этом важным принципом выступает партнерство с семьями [19]. В современных условиях работы дошкольных образовательных учреждений ведущее место занимает взаимодействие с семьей.
Исследователями М.Е. Верховкиной и А.Н. Атаровой выделены ключевые направления взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьями в соответствии с ФГОС ДО 18, с. 31 :
1. Исследование семьи, ее запросов, психолого-педагогической компетентности, ценностей, которые являются ключевыми в семье для того, чтобы выявить целью интересы и потребности родителей и согласовать воспитательные воздействий на детей.
2. Информирование семей для того, чтобы ознакомить их с условиями, содержанием и методами воспитательного воздействия на дошкольников детей в ДОО, что дает возможность произвести верную оценку деятельности педагогического коллектива, совершенствовать методические аспекты воспитания в условиях семьи и подробно ознакомиться с деятельностью педагогов в условиях детского сада.
3. Консультирование семьей дошкольников, реализация просветительской и обучающей работы родителей для увеличения уровня общепедагогической и правовой культуры, оптимизации стилей семейного воспитания посредством следующих направлений деятельности:
- информативное направление, которое предполагает ознакомление родителей со спецификой развития дошкольников, режимом работы дошкольного учреждения, с методикой воспитания;
- обучающее, практико-ориентированное направление, способствующее формированию у родителей опыта управления деятельностью детей и коммуникацией, гуманизацией отношений между детьми и родителями;
4. Совместная деятельность педагогического коллектива и родителей. Участие в организации предметно-развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в реализации деятельности и т. д. [18, с. 39].
От верного взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждение и родителей зависит эффективность воспитания и развития дошкольников. Задача педагогического коллектива состоит в обучении семей педагогическим знаниям.
Таким образом, форма взаимодействия дошкольного учреждения с семьей – это способ реализации их совместной деятельности и коммуникации. Основной целью всех видов форм взаимодействия дошкольного учреждения с родителями является установление доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса [11, с. 60].
В литературе описаны такие формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников как традиционные и нетрадиционные.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 213 с.
2. Бабаева Т. И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема / Педагогика детства: Петербургская научная школа / под ред. М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Питер, 2015. – 317 с.
3. Березина Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников/ Т.А. Березина, О.И. Воронина // «Детский сад от А до Я». – № 5. – 2017 . – С. 2328.
4. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие/ Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. – 177 с.
5. Виноградова Н.Ф. Детский сад и семья / Н.А. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; под ред. Т.А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп.– М.: Просвещение, 2012. – 207 с.
6. Виноградова, Н.Ф. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – М: СПУТНИК, 2010. – 123 с.
7. Галеева Н.П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй: учебно-методическое пособие. – СПб.: Петер, 2011 – 52 с.
8. Гладкова Ю.А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 4. - С.103- 110
9. Гребенникова В.Н. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – М.: Сфера, 2007. – 221 с.
10. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации: учебник. – Витебск: ВГУ, 2017. – 182 с.
11. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
12. Есиркепов Ж. М. Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в ВУЗе /
Ж. М. Есиркепов, Ж. А Егизбаев // Молодой ученый. – 2014. – №20.1. – С. 60-62.
13. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С.74-83.
14. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект // О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2012. – 89 с.
15. Козлова А.В. Работа с семьей: Методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.:ТЦ Сфера, 2017. – 91 с.
16. Комарова Т.С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. – М.: МОЗАИКА - Синтез, 2017. – 231 с.
5
17. Орлова Ю.Е. Инновационное развитие процесса педагогического образования родителей дошкольников в современных условиях// Инновации и инвестиции. – 2014. – №3, С.58 – 64.
18. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014 – 112с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справочно - правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637 (Дата обращения: 09.09.2019).