Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Гражданско-правовой аспект религиозных организаций в условиях глобализации
2.1. Гражданско-правовой статус религиозных организаций в условиях развития гражданского общества от Крещения Руси до настоящего времени
Становление религиозных организаций имеет долгий исторический путь, который, связан с появлением и развитием христианства в России. Наиболее значимые изменения в религиозной жизни русского населения связаны с периодами крещения Руси, правлением Петра I, революцией 1917 г., а также распадом СССР. История показала, что религия никогда не существовала отдельно от государства. Их взаимосвязь очевидна и четко прослеживается при исследовании всех вышеназванных эпох.
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано с желанием князя Владимира сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. В конце 980-х гг. последний принял решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям.
В отношении обстоятельств и времени крещения князя Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII вв. вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие святого Владимира, князь принял крещение в захваченном им городе Корсунь, центре византийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989 г.). Там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI в., которая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего, Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриарху. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также в Полоцке.
В 995–996 гг. в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, служившая княжеским дворцовым собором. С освящением этой церкви древнерусские источники связывают меры государственной власти по материальному обеспечению церковной организации. На ее нужды должна была отчисляться десятая часть от совокупных княжеских доходов – десятина, которая собиралась при Десятинном храме.
Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое древнерусская традиция также относит ко времени правления Владимира Святославича.
В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей. Все эти новшества нашли отражение в княжеских уставах X-XII вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями, а также богослужебными книгами.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и при епископских кафедрах. Всё это провоцировало более активную христианизацию сельского населения.
Принятие христианства также имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Данный период отмечается стремлением государственной власти добровольно попасть под опеку церкви. Князья сами призывали митрополитов и епископов к участию в своих государственных делах. На княжеских советах и съездах духовенство занимало особое место. В связи с этим, были закреплены судебные права Русской церкви. Так, на суде рассматривались дела против веры и церкви (еретичество, волшебство, урекание в них, совершение языческих обрядов, святотатство, повреждение могил и церковных стен, неуважение к храмам); дела семейные - умыкание девиц, вступление в брак в родстве и в свойстве, споры между супругами об имении, блуд и прелюбодеяние, развод, побои от детей родителям и другие.
В годы золотоордынского ига церкви удалось сохранить свое благосостояние, так как их обычаи запрещали относиться уничижительно к чужой религии.
Одним из значительных событий явилась смена места престола митрополита. Так, с 1324 года он стал находиться в Москве. С этого времени русские митрополиты стали «правой рукой» русских князей во всех делах, в том числе при объединении Русского государства.
В 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами, что негативно сказалось на восточных церквях. Во избежание своего окончательного уничтожения они пошли на заключение с католиками Флорентийской унии (1439 г.). Это означало признание главенства папы и утрату церковной независимости. Митрополит Исидор, который подписал унию, в скором времени был заключен под стражу сразу после своего возвращения в Москву. Собор церковных иерархов Русской православной церкви отказался признавать унию. Таким образом, русская церковь не только отказалась от помощи Западной Европы по возвращению Константинополя, но и автоматически противопоставляла себя остальным православным церквям.
Политическая обстановка, сложившаяся в тот период, дала возможность пересмотреть сущность христианства. Псковский монах Филофей в своих трудах провозгласил Москву основным городом духовного главенства, сформулировав: «Москва – Третий Рим». По его мнению, гибель Рима, а затем и Константинополя была вызвана ересью, которая заполонила эти города.
Немаловажным событием, повлиявшим на дальнейший исторический ход событий, является Стоглавый собор. Он прошел в 1551 г. и окончательно признал православную русскую церковь институтом государства. С данного времени были унифицированы церковные правила и нормы на территории Русского государства. Государство было заинтересовано в упорядочении церковных отношений, что выразилось в принятии ряда постановлений (Стоглав), отражающих вопросы уставности и чинности церковных служб, структурирования епархиального управления и суда путем учреждения новых органов надзора над духовенством, управления церковным имуществом. Кроме того, были рассмотрены ранее действующие судебник и уставные грамоты на предмет их обоснованности и целесообразности дальнейшего исполнения. Несмотря на широкую деятельность собора, его нормы постановлений практически не нашли своего отражения в реальной жизни, а само событие осталось историческим памятником.
В 1589 г. учреждено звание патриарха Русской православной церкви, которого удостоился митрополит московский Иов. Возросло количество церковных служителей, однако их подчинение, по-прежнему, было сосредоточено в руках власти.
В XVII в. неоднократно церковь боролась за свою независимость. Так, при патриархе Филарете (1612–1633 гг.), отце царя Михаила Федоровича, и патриархе Никоне (1651–1666 гг.) церковь выступала за приоритет духовной власти.
В 1649 году принимается «Соборное уложение», которое подготавливали полтора года. В середине 1648 года земство обращается к царю с просьбой о новом судебном и законодательном уложении. В 1649 г. Земский собор закрепляет это уложение. В состав этого «Соборного уложения» входят 959 составных частей, в том числе касающихся церкви. Оно действует до Петровского времени включительно. «Соборное уложение» ограничило права священнослужителей, признав царскую власть как власть помазанника Божьего на земле.
В XVIII в. интересы церкви оказались полностью подчинены государству.
Таким образом, период от Крещения Руси до правления Петра I можно обозначить как время становления и интенсивного развития института церкви. Анализируя исторические события, становится очевидным, что в данном случае не приходится говорить о конкретных религиозных организациях, так как отмечается только формирование религиозных общественных и государственных интересов, которые зачастую не совпадали. Государство рассматривало церковь как инструмент для поддержания власти, ее влияния на общественные отношения. Изданные в этот период правды, судебники, уставные грамоты, приказы, Судебные уложения, Царские указы и другие нормативные источники способствовали укреплению государственной позиции, направленной, прежде всего, на подчинение общества власти. Однако, юридическая несостоятельность актов (по современным меркам), политические и экономические кризисы в стране не позволили обеспечить стабильную обстановку в сфере религиозных общественных отношений.
Эпоха правления Петра I принесла много изменений в религиозной жизни. Его реформы, в том числе церковные, дали толчок для развития новых религиозных установок.
Показать больше