- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
вам Нужна Магистерская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФН средствами игровых технологий
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Коррекционная педагогика
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФН средствами игровых технологий"?42 страницы
109 источников
Добавлена 06.07.2021
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ 6
1.1 Процесс слухового восприятия устной речи. Фонематическое восприятие 6
1.2 Формирование звукопроизношения в онтогенезе 10
1.3 Взаимодействие речеслухового и речедвигательного анализаторов в процессе восприятия устной речи 12
1.4 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР 15
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФН 17
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 17
2.2. Характеристика обследуемых детей 18
2.3. Научно-теоретические предпосылки исследования фонематических функций у дошкольников с ФФН 21
2.4 Методика исследования звукопроизношения у дошкольников с ФФН 23
2.5. Методика исследования фонематических функций у дошкольников с ФФН. 31
2.5.1. Различение слов, близких по звуковому составу. 31
2.5.2. Дифференциация фонем. 33
2.5.3. Навыки звукового анализа и синтеза 35
2.5.4. Навыки дифференциации звуков по представлению. 36
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ 38
3.1. Особенности звукопроизношения у дошкольников с ФФНР 38
3.2. Особенности фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР 43
3.3. Особенности фонематического анализа у дошкольников с ФФНР 47
3.4. Особенности фонематического синтеза у дошкольников с ФФНР 53
3.5. Особенности фонематических представлений у дошкольников с ФФНР 55
ГЛАВА 4. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФН. 59
4.1 Узнавание неречевых звуков 62
4.2 Различение правильно и дефектно произнесённого звука 62
4.3.Различение близких по звуковому составу слов 64
4.4 Дифференциация слогов 66
4.5 Дифференциация фонем 70
4.6 Формирование фонематического анализа и синтеза 70
4.7 Вычленение первого и последнего звука в слове,нахождение местоположения заданного звука 71
4.8 Определение последовательности и количества звуков в слове 71
4.9 Определение места звука в слове по отношению к другим звукам 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
Приложение 1 99
Приложение 2 103
Приложение 3 108
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность. Изучение нарушений фонематических функций у дошкольников с ФФН достаточно актуально в настоящее время.
Нарушения фонематической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонетического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.
Для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в своей и чужой речи. Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой. Без четкого умения дифференцировать фонемы родного языка на слух нельзя овладеть навыками фонематического анализа и синтеза, что в дальнейшем в школьном возрасте приводит к возникновению дисграфии и дислексии.
Особенностью данного вида речевой патологии является не только вариативность, но и стойкость, что значительно осложняет коррекционную работу. В работах, посвященных исследованию особенностей звукопроизношения у дошкольников с ФФН (Г.В. Бабина, Г.Г. Голубева, С.В. Дель, Л.Б. Есечко, А.К. Маркова, Н.Ю. Сафонкина, Т.А.Титова и др.), обнаруживается, что у детей данной возрастной категории отмечается недостаточная подвижность речевой и мимической мускулатуры.
Исследованию проблемы формирования звукопроизношения посвящены труды многих отечественных ученых. Е.Н. Винарской, И.Т.Власенко, А.Н. Гвоздевым, И.А. Зимней, А.А. Леонтьевым выявлены закономерности становления процессов восприятия и воспроизведения звукопроизношения у детей раннего возраста.
Нарушение звукопроизношения, затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, является достаточно стойким и преодолевается с трудом. Эффективность же коррекционно-развивающего процесса зависит, прежде всего, от своевременного его начала.
Объект исследования: речевая деятельность дошкольников с ФФН.
Предмет исследования: механизмы и особенности нарушений фонематических функций у дошкольников с ФФН.
Цель исследования: выявить уровень сформированности фонематических функций у детей с ФФН, определить направления логопедической работы по формированию фонематических функций у дошкольников с ФФН.
Задачи:
1. Анализ литературных данных по проблеме и методах коррекции.
2. Теоретическое обоснование и разработка методики изучения фонематических нарушений у дошкольников с ФФН.
3. Сравнительный анализ проявлений фонематических нарушений у детей с нормальным речевым развитием и у дошкольников с ФФН.
4. Определение психофизиологических механизмов, обусловливающих нарушения в о владении различными компонентами фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
Гипотеза: поскольку у дошкольников с ФФН наблюдаются различные уровни сформированности фонематических функций, то можно предположить, что система логопедической работы по коррекции нарушений фонематических функций у дошкольников с ФФН должна стоится с учетом механизмов и структуры нарушений фонематической системы.
Структура работы представлена введением, основной частью, состоящей из четырех глав, заключением, списком литературы, приложениями.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ
1.1 Процесс слухового восприятия устной речи. Фонематическое восприятие
Развитие навыка слухового восприятия устной речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с усвоением языка, произносительных умений, развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением у него жизненного опыта. Наиболее распространенная гипотеза пофонемного распознавания основывается на предположении о том, что акустический речевой поток непосредственным образом отражает фонемную последовательность: он состоит из последовательности звуков речи, каждый из которых в результате соответствующей обработки может быть отождествлен с определенной фонемой. Хотя известно, что характеристики звуков речи в потоке зависят от окружения, предполагается, что все звуки речи, относимые лингвистами к одной фонеме, обладают некоторыми общими инвариантными признаками, по которым они отличаются от звуков, относимых к другим фонемам. При этом сама фонема рассматривается как определенная комбинация (набор) инвариантных акустических признаков.(Чистович Л.А. с. 118)
Применительно к восприятию импрессивной речи в норме существуют 2 теории: сенсорная (акустическая) и моторная, каждая из которых имеет множество сторонников. (Бельтюков В.И. 1977, с.6). Первая теория строится на идее о том, что восприятие речи осуществляется на основе лишь акустических признаков фонем, вторая выдвигает идею о том, что в основе опознавания фонем лежат не акустические, а артикуляторные их признаки. Различные акустические сигналы, возникающие одного и того же согласного в разных слогах, относятся человеком к одной и той же фонеме не потому, что они обладают некоторыми общими для всех них акустическими признаками, но потому, что при производстве этих сигналов используются одни и те же комплексы артикуляторных движений. Если бы человек не знал, что эти сигналы производятся одним и тем же способом, он не имел бы оснований объединить их в одну группу. (Жинкин Н.И. 1966. с.118)
Слуховые реакции в младенческом возрасте отражают активный процесс реализации языковой способности и приобретения слухового опыта, а не пассивные реакции организма на звук. Рассматривая образование системы фонемной классификации в процессе становления речи у ребенка, моторная теория подчеркивает роль явлений имитации воспринимаемых звуков. В процессе имитации создаются условия, благоприятные для образования условнорефлекторных связей между группами звуковых сигналов и омплксами артикуляторных движний. (Чистович Л.А.с.119)
В живой речи, как известно, произносится множество разнообразных звуков, отличающихся друг от друга по своим акустическим свойствам. Это многообразие звуков обусловлено, с одной стороны, индивидуальными особенностями голоса (тембр, высота, громкость) и произношения, с другой стороны, проявлением определенных фонетических закономерностей, свойственных тому или иному языку. В последнем случае звуки речи претерпевают значительные видоизменения в зависимости от так называемых комбинаторных и позиционных условий, то есть в зависимости от их соседства с другими звуками, от положения в слове (в начале, в середине или в конце) и от степени ударности.
Все произносимые звуки, по определению Л. В. Щербы, объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, которые служат для образования и различения слов и их форм, то есть для целей речевого общения. Эти звуковые типы и являются звуками речи, или фонемами. Поскольку звуки речи, или фонемы, служат для различения смысла, каждая из них противопоставляется всем остальным, что является неотъемлемым свойством звуковой системы языка. Для того чтобы распознать фонему, необходимо различать те ее звуковые признаки, которыми она отличается от других фонем. Фонематический слух и есть, тот особый вид физического слуха человека, позволяющий слышать и дифференцировать фонемы родного языка. Связи между отдельными фонемами устанавливаются, с одной стороны, в зависимости от их акустико – физиологических свойств, с другой стороны, в зависимости от и использования в языке. Система фонем складывается в результате взаимодействия фонетического и фонематического факторов, причем наиболее важную роль играет фонематический фактор. (Жинкин Н.И. 1966 с.198)
Многообразие звукового выражения фонемы обусловлено трояко. Во-первых, одна и та же фонема встречается в разных фонетических условиях, чем определяется различный характер выражающих ее звуков. Во-вторых, многообразие звукового выражения фонемы обусловливается индивидуальными особенностями говорящих. Уже тот факт, что каждому человеку присущ свой особый тембр голоса, говорит за то, что произносимые им звуки чем-то отличаются по своим акустическим свойствам от звуков, произносимых другими. В-третьих, в языке могут существовать различные произношения какой-нибудь фонемы в одинаковых фонетических положениях, в одинаковых словах. (Зиндер Л.В. 1979 с.71) Можно сказать, что одно фонетическое различие само по себе не определяет различия фонемного, но без фонетического различия не может быть разных фонем. (Зиндер Л.В. с. 75) С психологической точки зрения нельзя говорить о том или ином «стремлении» произносить фонему. Мы стремимся соответствующим образом произносить только смысловые единицы – слова, а не лишенные самостоятельного значения фонемы. Различия между аллофонами одной фонемы большей частью не очень велики. В тех случаях, когда различие между аллофонами очень велико и на слух, и по произношению, их сопринадлежность поддерживается фонематическими отношениями данного языка, местом, которое занимает соответствующая фонема в системе фонем этого языка. (Зиндер Л.В. с.88)
Модификация фонем в потоке речи является не только следствием их взаимно приспособления, но и действия других факторов. Одним из таких факторов является ударение. Звук, находящийся под ударением, имеет более энергичную и более четкую артикуляцию, чем безударный звук. Характер звука зависит не только от его места в слове, но и от положения в слоге. Длительность гласного при прочих равных условиях будет различной в открытом и закрытом слоге.
Реализуя высказывание, человек не воспроизводит артикуляторные позиции, соответствующие отдельным звукам, строго последовательно. Наиболее существенной особенностью временной организации любого высказывания является наличие упреждающих артикуляций – артикуляторные жесты, соответствующие последующим звукам, осуществляющееся на протяжении предшествующих звуков. Благодаря этому обеспечиватся определенная непрерывность потока речи. (Кузьмин Ю.И. 1989 с.4)
При восприятии слов и фраз добавляются такие факторы избыточности, как смысловое содержание и правила грамматического оформления. При восприятии связного текста, в особенности живой разговорной речи, существенным фактором избыточности служат тема разговора, ситуация и др. (Бельтюков В.И. с.14) От низших уровней к высшим ( от звуко – слогов до слов – фраз и связного текста) избыточность речи неуклонно нарастает. Основой восприятия является в каком-то смысле целостное описание высказывания или такое его описание, в котором индивидуальные характеристики фонетических элементов являются дополнительными признаками ритмически организованных комплексов. (Кузьмин Ю.И. с.5)
ВЫВОД: В произносительно-слуховой стороне следует различать, по крайней мере, три аспекта, находящихся между собой в довольно сложных отношениях:
1.Работу произносительных органов
2.Звук, возникающий в результате этой работы
3.Его восприятие
1.2 Формирование звукопроизношения в онтогенезе
Первые из употребляемых для обозначения слов слоги состоят из согласного и гласного звуков, причем вначале они неясны и неотчетливы. Первыми из согласных появляются –п- и –б-, потом язычные смычные. Правильная артикуляция звуков достигается постепенно, в процессе тренировки своего произнесения од контролем слуха. Стечения согласных на начальном этапе развития речи несвойственны для детей. (Жинкин Н.И. 1966 с.42) Самое поразительное состоит в том, что же в лепете ребенок упражняется на повторении слогов, он не просто произносит, а «играет» слогами, повторяя то одни, то другие. Ученые, занимающиеся вопросами детской речи, единодушны в том, что в развитии лепета нет никаких общих закономерностей и звуки в доречевой период появляются хаотично. (Бельтюков В.И. с.42)
Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха ( И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, А. Н. Гвоздев), фонематический слух ребенка оказывается уже достаточно сформированным. Уже к двум годам дети хорошо дифференцируют слова, различающиеся друг от друга только одной какой-либо фонемой. Рядом исследований доказано, что первичный фонематический слух оказывается развитым очень рано. Таким образом, развитие фонематического слуха – это проблема, скорее, раннего детства, чем дошкольного возраста.(Журова Л.Е. Эльконин Б.Д. с.215)
Таким образом, на начальных этапах фонематическое развитие ребенка в норме происходит спонтанно при наличии оптимальных условий речевого окружения. К концу дошкольного возраста наступает завершающий этап в формировании фонематического восприятия. Происходит осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит. Достижение данного этапа – необходимая предпосылка овладения фонематическим и звукобуквенным анализом.
Подводя итоги онтогенеза речевого развития в норме, можно сказать:
1.Лепет слышащего ребенка в основном является проявлением определенной программы, переданной по наследству, которая закладывается в результате исторических накоплений речедвигательных реакций человека. (Бельтюков В.И. с.104)
2.Развитию артикуляторной моторики ребенка в лепете и речи присущи два взаимосвязанных и в то же время самостоятельно повторяющихся цикла, причем в том и другом цикле общее направление этого развития одно и то же.
3.Формирование звуков в произношении осуществляется двумя способами, которые в ходе развития речи переплетаются друг с другом. Первый путь – образование дифференцировок между комплексами движений, соответствующих тем или иным фонемам, второй – постепенное образование самих комплексов движений.
1.3 Взаимодействие речеслухового и речедвигательного анализаторов в процессе восприятия устной речи
Овладение детьми звуками речи связано со сложным процессом взаимодействия различных анализаторов, прежде всего слухового и речедвигательного. Зрительный анализатор принимает участие в развитии речи, однако это участие не имеет решающего значения.
Взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов заключается в следующем. Для возникновения и развития речи в обычных условиях требуется нормальный слух. Отклонения в развитии слуховой функции, возникшие до начала становления речи или даже в период ее становления, влекут за собой те или иные отклонения в речевом развитии. При этом чем в большей степени нарушена слуховая функция, тем заметнее при прочих равных условиях это отражается на овладении речью.
Исследования В. И. Бельтюкова (1966) показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20-25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков (многих согласных, безударных окончаний слов и т.п.). Такое понижение слуха приводит к общему недоразвитию речи.
Также и сама слуховая функция у детей находится в определенной зависимости от степени овладения речью. Так, различение на слух звуков речи зависит от того, насколько четко дифференцированы они в произношении воспринимающего. Специальные исследования Швачкина Н. Х. показали, что в период становления речи ребенок, слуховая функция которого не нарушена, лучше различает на слух те звуки, которые у него противопоставлены в произношении, чем те, которые в произношении не дифференцированы, хотя первые могут быть акустически более близкими, чем вторые.
Важными и интересными в этом отношении являются наблюдения С. И. Бернштейна по поводу усвоения иностранного языка. Его исследования показали, что основные трудности при обучении иноязычному произношению состоят в том, что учащиеся воспринимают звучание чужой речи через призму фонетической системы родного языка.(Зиндер Л.В. с. 18) Обладая устойчивыми навыками слышания и произношения звуков русского языка, они подгоняют под эти шаблоны свое восприятие и воспроизведение непривычных звуков чужой речи. Следовательно, можно утверждать, что, безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые можем произносить.
А. Н. Гвоздев считает, что усвоение фонетики в основном определяется развитием речедвигательной сферы.
Неубедительными эти выводы оказались, в частности, для Д. Б. Эльконина. В работе «Развитие речи в дошкольном возрасте» он критикует А. Н. Гвоздева за преувеличение значения речедвигательной сферы при усвоении детьми звуков речи и недооценку слуховой сферы. Д. Б. Эльконин (1969) считает, что усвоение звуков речи находится в зависимости от их акустических свойств. Лишь согласованность слухового и речедвигательного анализаторов позволяет правильно воспринимать звуки родной речи.
Первое звено механизма речи – это отбор по нормализованным правилам элементов для составления слова. При воспроизводстве речи – это отбор речедвижений, при приеме речи – это различение элементов воспринимаемого слова узнавание его. Звук, поступающий к органу слуха, является синтетическим. Все его признаки слиты в один общий сложный звук. Очевидно, что в таком виде не может происходить прием звуков слуховым анализатором.
Таким образом, речь представляет собой сложнейшую совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных стволово-подкорковых и корковых участков головного мозга.
Таким образом, проведенный анализ теоретических представлений процесса речевого восприятия (И. А. Зимняя, 1973) показывает следующее:
Этот процесс включает в себя момент преобразования входного сигнала в спектрально-временное представление, которое, по мнению большинства исследователей, может быть достаточным для принятия решения о фонеме, или должно для этого сопровождаться обязательным перекодированием на уровень моторных команд – сенсомоторный уровень.
Процесс включает в себя момент сличения, сравнения с находящимся в памяти, абстрактным представлением, имеющим «надсенсорный и надмоторный характер» - уровень установления предметно-смысловых связей.
На третьем уровне реализуется понимание (или непонимание) воспринимаемого как результат осмысления предмета высказывания и намерения говорящего.
Слуховой анализатор, не определяя программы овладения произношением, играет ведущую роль в процессе выработки дифференцировок между комплексами движений, соответствующих фонемам, так и в процессе постепенного формирования этих комплексов.
Речедвигательный анализатор при восприятии устной речи выступает в двоякой роли: активизирующей и тормозящей – в зависимости от расчлененности фонем в произношении. Тормозящее влияние речедвигательного анализатора на дифференциальную способность слуха проявляется не только в случаях нарушения этого анализатора, но и в процессе развития речи в норме, что обусловлено временной нерасчлененностью фонем в моторной сфере. Активизирующее влияние речедвигательного анализатора на дифференциальную способность слуха возникает при условии образования артикуляторных противопоставлений между фонемами при образовании единой речеслуховой системы. Функция речедвигательного анализатора в данном случае составляет один из факторов избыточности речи при ее восприятии (Бельтюков В.И. с. 105).
Итак, из вышесказанного можно сделать ВЫВОД: восприятие речи основывается на анализе и синтезе элементов звукового потока и осуществляется совместной работой слухового и кинестетического анализаторов.
1.4 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.
Одним из распространенных и специфических дефектов у детей с ФФН относятся затруднения в усвоении слоговой структуры слов: многосложные слова упрощаются, отмечаются перестановки слогов, звуков, замены и уподобление слогов. Для детей характерно нарушения слуховой дифференциации звуков как внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом (Голубева Г.Г., 2010: 14). Воспроизведение детьми с ФФН слов с многослоговой структурой сопровождается большим количеством пропусков, замен, искажений перестановок звуков. Произношение слов вызывает ряд звуковых искажений, не наблюдающихся при изолированном произношении звуков. У детей, речь которых косноязычна, на простых структурах звуковые ошибки в большинстве не выходят за пределы обычных косноязычных ошибок, а на более структурах появляются новые искажения звуков, не свойственные изолированному произношению. Таким образом при переходе к сложным слоговым структурам, ещё в недостаточной степени усвоенным ребёнком, он начинает затрудняться в произношении звуков, которые в простых словах не вызывали у него затруднений (Есечко Л.Б., 1971: 17).
По итогам вышесказанного можно сделать ВЫВОД: нарушение произношения проявляется в зависимости от уровня речевого недоразвития и включает в себя как нарушения дифференциации одной группы звуков, так и нескольких групп звуков. Нарушение произношения отражается в затруднении развития таких фонематических функций, как восприятие, анализ, синтез и представления.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия устной речи. – М., 1977
2. Бодуэн И.А. Фонема //Психолингвистика в очерках и извлечениях. – М.,2003
3. Бондарко Л.В. О фонетическом сходстве //Теория языка, методы его исследования и преподавания. – Л.,1981
4. Волкова Л.С., Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи – М., 2003.
5. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед №1, 2004
6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – Спб., 2000
7. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М., 2010
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с ФФН). - М., 1985
9. Жинкин Н.И. Общие контуры механизма речи //Теория речевой деятельности. – Спб., 2000
10. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1966
11. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994
12. Зиндер Л.В. Общая фонетика. – М., 1979
13. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - Спб., 2002
14. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. – Спб., 1995
15. Логопедическая работа с дошкольниками / под ред. Шашкиной Г.Р. – М., 2003
16. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова.–СПб. : Детство-Пресс, 2003.–234 с.
17. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – Спб., 2005
18. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – Спб., 2001
19. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975
20. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук / А. К. Маркова. –М., 1963.–87 с.
21. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова.–М.: Просвещение, 1992.–345 с.
22. Матусевич М. И Современный русский язык. Фонетика / М. И. Матусевич.–СПб.: Аркти, 1973.–328 с.
23. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / А. А. Миронова.–М.: Просвещение, 1991.–345 с.
24. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. – М., 2007
25. Методы обследования речи детей / Под ред. Чиркиной Г.В. –М., 2005
26. Никашина Н. А. Формирование речи при ее недоразвитии / Н. А. Никашина / под ред. Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой и др. –М.: Просвещение, 1995.–356 с.
27. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: / под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001
28. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец, - М., 2002
29. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968
30. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход) / С. Н. Сазонова. – М.: Академия, 2003. – 144с.
31. Салахова А. Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка / А. Д. Салахова.–М.: Педагогика, 1986.–121 с.
32. Сикорский И. А. Развитие речи у детей / И. А. Сикорский // Сб. научно-литературных статей.–Киев: Комиздат, 1999.–С. 28-36.
33. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: «Детство пресс», 2007.–228 с.
34. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: «Детство пресс», 2007.–106 с.
35. Специальная психология / В.И.Лубовский [и др.]; под ред. В.И.Лубовского.–М.: Издательство Юрайт, 2014.–428 с.
36. Спирова, Л. Ф. Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием / Л. Ф. Спирова.–М.: Просвещение, 1990.–245 с.
37. Титова Т. А. К проблеме нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией и дизартрией. Выявление и коррекция нервно-психических расстройств у детей / Т. А. Титова.–М.: Просвещение, 1985.–243 с.
38. Титова Т. А. О подходах к исследованию нарушений фонетической структуры слова у детей с моторной алалией и дизартрией // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых / Т. А. Титова.–Л.: Акцидент, 1987.–С. 121-127.
39. Титова Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологий / Т. А. Титова. – СПб.: Акцидент, 2002. – 243 с.
40. Ткаченко Т.А. Коррекция слоговой структуры слова. М.: Гном и Д, 2004.–40 с.
41. Ткачева Л.Р. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылка успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии, №5. – 1980
42. Усанова О.Н. Специальная психология:учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии/О. Н. Усанова.–Санкт-Петербург:Питер, 2006.– 395 с.
43. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О. С. Ушакова.–М.: ТЦ Сфера, 2008.–240 с.
44. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии №1, 2004
45. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999
46. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин.–М.: Просвещение, 2000.–234 с. 61. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба.–СПб.: Аркти, 1974.–С.24-39.
47. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 1961
48. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1996
49. Чистович Л.А. Кожевников В.А. Алякринский В.В. Бондарко Л.В. и. др. Состояние вопроса о восприятии речи // Теория речевой деятельности. – CПб., 2000
50. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. — М., 2005
51. Швачкин Н. Х. Фонематическое развитие детской речи. – М., 1941
52. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974
53. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1969
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней