Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важнейшей составляющей любого бизнеса является реклама. Классическая реклама на телевидении, радио уже практически потеряла свою эффективность. Товар или услуга нуждаются в освещении, иначе о них не узнают потенциальные покупатели.
Реалии и теоретические конструкты современной экономики фиксируют появление новых коммуникационных ролей маркетинга, все более актуализируя значимость построения и управления взаимоотношениями с потребителями как в онлайн-, так и в оффлайн-среде.
Начиная с 1990х гг., исследователи единодушно отмечают не толь ко неуклонное снижение эффективности традиционных коммуникационных средств и носителей, но и степени доверия к ним при все возрастающей значимости интернет-коммуникаций. Среди причин подобной ситуации отечественными и зарубежными специалистами приводятся следующие: информационное развитие общества и увеличение аудитории интернета, изменение психологии потребителя и потребительские особенности миллениалов, стремление к омниканальности, персонализации взаимодействия и размытость границ между онлайн- и оффлайн-пространством, увеличение коммуникационной активности потребителя и интенсивности обмена потребительским опытом, дороговизну и сложность оценки возврата инвестиций традиционных средств. XXI век, по сути своей, становится веком интернета.
Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, каждый день пользователей глобальной сети становится больше, поэтому продвижение рекламы в ней эффективнее. Более того, интернет-реклама с каждым годом становится интересней, профессиональней. Самое главное для маркетинга то, что интернет реклама наилучшим образом адаптируется к каждой целевой группе.
В настоящее время SMM (Social media marketing) набирает стремительную популярность, социальные сети активно внедряются в нашу бытовую жизнь, забирая все свободное время.
Объектом исследования выступают SMM инструменты и возможности их применения.
Предметом исследования – потребительское поведение в социальных медиа в контексте формирования контентной стратегии.
Цель исследовательской работы состоит в анализе особенностей SMM продвижения в России и за рубежом и разработке методов продвижения в социальных сетях.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить историю зарождения и развития SMM продвижения в России и за рубежом;
проанализировать основные методы и инструменты продвижения в социальных сетях;
рассмотреть основные виды рекламы в социальных сетях и специфику их использования;
провести анализ традиционных способов SMM продвижения в социальных сетях;
исследовать продвижение розничного бренда в социальных сетях разобрать;
проанализировать эффективность SMM продвижения до и после его применения.
Научная новизна заключается в обосновании теоретических положений и в разработке аналитического и методического обоснования современных инструментов в SMM структуре.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные научные исследования отечественных и зарубежных ученых экономистов и маркетологов, посвящённые проблемам потребительского поведения, развития социальных медиа и маркетинговых контент стратегий, нормативные документы и законодательные акты РФ в области стратегического управления компанией и рекламы, материалы специальных периодических изданий.
Практическая значимость магистерской диссертации состоит в выявлении наиболее эффективных методов продвижения в социальных медиа.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
1.1 Социальные сети в системе маркетинговых коммуникаций
SMM (Social Media Marketing) – это метод работы в социальных медиа, появившийся относительно недавно, в середине 2000 годов.
Большинство исследователей (Г.Л. Багиев [30], Ф. Барден, Р. Бест, Л. Вебер, Ф. Котлер [35], О.А. Третьяк и др.) единодушно подчеркивают, что развитие национальной и мировой экономики обусловливает повышение роли и значимости коммуникативного взаимодействия между акторами рынка, стержнем которого является обмен информацией. Г.Л. Багиев [30] справедливо замечает, что «Динамика темпов инноваций в средствах коммуникаций влияет на формы коммуникаций и меняет структуру индивидуальной и общественной деятельности.
Одним из значительных инновационно-технологических успехов является рост продуктивности использования возможностей цифровой обработки данных в системе коммуникаций, т. е. внедрения мультимедиатехнологий». Подчеркнем, что возможности, предоставляемые цифровой средой, позволяют усовершенствовать множество маркетинговых воздействий, в том числе связанных как с бизнес-процессами, так и с управлением персоналом компании и взаимодействием со всеми внешними контактными аудиториями. Так, большая часть операций осуществляется в настоящее время посредством инструментов среды интернет, появление которого стало «венцом» очередной информационной революции.
Таким образом, развитие информационных технологий, среди которых ключевым является развитие сети интернет, появление и бурный рост электронной коммерции стали основой для формирования нового направления в современной маркетинговой деятельности — маркетинга в интернет-среде, являющегося по сути сплавом методов, техник и возможностей традиционного маркетинга и информационных технологий. Отметим, что ряд ученых (Л.Ф. Ежова, Г.И. Курчеева, Ю. Палеха, В.А. Хворостов и др.) говорит о возникновении новой концепции маркетинга — информационном маркетинге, подчеркивая ведущую роль коммуникаций в современных рыночных отношениях.
Однако несмотря на значительную роль коммуникаций, нам кажется излишним говорить о становлении новой маркетинговой концепции, так как современные коммуникации, на наш взгляд, отвечают требованиям концепций традиционного маркетинга.
Подчеркнем, что в настоящий момент не существует единого разделяемого научным сообществом определения сущности маркетинга в интернет-среде. Специалистами используются разнообразные термины при именовании данного явления: интернет-маркетинг, интерактивный маркетинг, онлайн-маркетинг, digital-маркетинг.
Обусловлена подобная ситуация, на наш взгляд, относительно коротким периодом его существования при перманентном развитии и модификации и незначительным количеством фундаментальных теоретических разработок. Наиболее часто при характеристике маркетинговой деятельности в интернет-среде исследователями используется термин интернет-маркетинг.
Его определяют и как отдельный надмировой рынок со своей спецификой, и как продвижение товаров и услуг в интернет-пространстве, и как совокупность приемов в интернете, направленных на привлечение внимания к товару или услуге, популяризацию этого товара (сайта) в сети и его эффективное продвижение с целью продажи [8].
Ф. Котлер [35] пишет об интерактивном маркетинге, трак туя его как форму прямого маркетинга. Часть исследователей утверждает, что маркетинг в интернет-среде может быть представлен (Ж.-Ж. Ламбен), не только как составная часть традиционного маркетинга, но и как вполне самостоятельный комплекс. Другие справедливо, на наш взгляд, полагают, что это практика использования всех приемов и элементов традиционного маркетинга в онлайн-пространстве с целью построения и управления взаимоотношениями с клиентами, а не только продажи товаров и (или) услуг. Ведь, как верно отмечают Д.А. Леонов, Ю.В. Пономарев, С.А. Рябов, в маркетинге в интернет-среде используются те же элементы комплекса маркетинга: «5 Р» (продукт, цена, продвижение, люди, канал) [9], но при этом каждый элемент имеет свои особенности.
Размышляя о соотношении традиционного и интернет-маркетинга, Л.М. Капустина и И.Д. Мосунов верно, по нашему мнению, подмечают, что интернет-маркетинг не подменяет, а лишь дополняет традиционный маркетинг, рассматривают возможности последнего с позиции маркетинг-микса. Так, авторы пишут, что продуктом в интернет-маркетинге являются те же товары и услуги, что и в оффлайн, но, при этом есть широкие возможности для кастомизации, а кроме, появляются и виртуальные продукты и услуги. Что касается второй «P», то здесь среди изменений называются появления массовых аукционов и упрощение процесса отслеживания и срав нения цен. Говоря о распределении и продвижении, авторы пишут о новых каналах распространения товаров и услуг и о новых каналах коммуницирования [10, с. 12]. Разделяя позицию Ф.В. Вирина [10], под черкнем, что интернет для маркетологов — это преимущественно инструмент (среда) для коммуникационного взаимодействия с контактными группами.
Уникальные характеристики интернета как инструмента маркетинга значительно отличаются от характеристик традиционных его инструментов. Одним из важнейших свойств среды интернета является ее гипермедийный характер, что более эффективно в процессе поиска, представления и усвоения информации, и значительно повышает возможности маркетинга, создавая более тесную взаимосвязь между предприятиями и потребителями.
Вместе с тем, соглашаясь с Д.А. Лисиным и Ю.В. Пономаревым, заметим, что роль, выполняемая интернетом, не ограничивается только коммуникативными функциями [11], а включает в себя широкие возможности, такие как заключения сделок, совершение покупок и проведение платежей, придавая ему тем самым черты глобального электронного рынка.
Таким образом, компания и ее продукты продвигаются в социальных сетях. Это не обязательно внешние паблики и группы, таким образом могут действовать и государственные организации, которые информируют клиентов.
Достоинства:
ЦА не воспринимает технологию, как рекламу, и больше доверяет информации;
широкий охват ЦА и невысокая стоимость;
часто имеется хорошая обратная связь с поставщиком услуг, товаров;
высокая скорость продвижения – результат обычно виден уже через неделю.
Недостатки:
для долгого эффекта работа должна выполняться постоянно. Причем это должно быть обновление данных, публикаций, новостей, а не одна и та же информация;
сложность поиска ЦА, так как потребитель скорее будет искать нужный продукт через поисковик, а не в социальных сетях. Аудитория будет, но сделать ее большой – довольно сложная задача;
возможность испортить репутацию откровенной рекламой – информация должна преподноситься в легком ключе.
Сегодня SMM-маркетинг используется всеми крупными B2B- и B2C-компаниями. Причина в популярности социальных сетей и все большего их значения в получении важных новостей. Но причина не только в этом.
Клиент, при выборе компании-поставщика услуг или товаров, ориентируется на сроки поставки, условия сотрудничества, гарантийные обязательства. Но когда эти факторы у всех примерно одинаковые, в действие вступают незначительные на первый взгляд моменты. И здесь решающим аргументом может стать уровень развитости аккаунтов в социальных сетях.
Если компания представлена на них хорошо, а тем более, если у нее там много подписчиков, потенциальному клиенту это скажет, что предприятию можно доверять. Плюсом является и то, что через соцсети можно пообщаться с реальными клиентами, узнать у них особенности сотрудничества, преимущества и недостатки продвигаемых товаров.
Согласно исследованиям Mediascopе.net, в 2019 году русскоязычная аудитория интернета достигла 93 млн человек, увеличившись за последние три года на 7%.
Основным типом устройства для выхода в интернет в России на сегодняшний день являются смартфоны — 61% (вся Россия, население 12+ лет, сентябрь 2018 — февраль 2019).
Самыми востребованными ресурсами — социальные сети, мессенджеры, интернет-магазины и поисковые сервисы [1]. Мы убеждены, что эта тенденция, равно как и значимость цифро вой трансформации, будет только усиливаться, что подтверждается и политикой Президента и Правительства РФ, и трендами потребительского поведения, и статистическими данными.
Так, опрос топ- 5 менеджеров, проведенный Nielsen.com в марте 2019 года, показал, что эту задачу цифровой трансформации называют приоритетной 55%, но, оценивая перспективу трех лет, уже 85% опрошенных заявляют о ее безусловной важности [2]. Согласно данным, представленным студией DENISOV по состоянию на январь 2019 г., в интернете было зарегистрировано свыше 1,94 млрд веб-сайтов.
В 2019 году ежедневно пользователи постят порядка 4 млн сообщений, и эта цифра демонстрирует рост. 7 млн человек регулярно размещают сообщения в блогосфере, а более 12 млн активно постят в социальных сетях. Более 80% потребителей доверяют сведениям, полученным в блогосфере [3]. Подчеркнем, что интернет из виртуальной реальности превращается в реальный мир с расширенными возможностями, а коммуникационная деятельность в интернет-пространстве является весьма перспективным и быстро развивающимся направлением маркетинговой активности. Однако вопросы сущности, инструментария и технологий использования, а также исследование уровня восприятия потребителями инструментов интернет-среды, включая комплексный анализ и оценку средств коммуникации в корреляции с характеристиками профилей потребителей несмотря на то, что прорабатываются исследователями уже более 20 лет, остаются открытыми и дискуссионными.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135- ФЗ (последняя редакция)
2. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)
3. Амирова Д.Р., Запорожец О.И. Социальный медиа-маркетинг как эффективный инструмент продвижения // Вестник Евразийской науки, 2019 №2
4. Ачкасова В.А. Связи с общественностью как социальная инженерия /В.А. Ачкасова, Л.В. Володина. – СПб.: Речь, 2005. – 336 с.
5. Барткевич Е. Продвижение в Интернет-сообществе / Е.А.Барткевич. – М.: Erstmedia, 2015. – 125 с.
6. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме / Ю.В. Безрутченко. - М.: Дашков и К°, 2014. - 855 c
7. Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика / М.П. Бочаров, А.Н. Чумиков. – М.: Дело, 2015. – 552 с.
8. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф.Брассингтон, С.Петтитт. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. – 536 с.
9. Винарский Я.С. Web-аппликации в Интернет-маркетинге: проектирование, создание и применение: Практическое пособие / Я.С. Винарский, Р.Д. Гутгарц. - М.: Инфра-М, 2017. - 304 c.
10. Вирин Ф. Интернет-маркетинг / Ф. Вирин. - М.: Эксмо, 2010. - 224 c..
11. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2014. — 288 с.
12. Гитомер Дж. Бизнес в социальных сетях. Как продавать, лидировать и побеждать / Дж. Гитомер. - М.: Питер, 2012. - 192 c/
13. Горбачев М.Н. Дистрибуция и продвижение продукта на рынке. Практическое руководство. / М.Горбачев, Я. Газин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 159 с.
14. Дин Т. Интернет-маркетинг с нуля: как увеличить прибыли / Т. Дин, Л. Федорова. - М.: Омега-Л, 2016. - 223 c.
15. Дорофеев В. Д., Маркетинг в управлении организацией / В.Д. Дорофеев, А. Б. Зубков. - Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2012 г. ст. 334
16. Зорин, И.В. В социальных сетях / И.В. Зорин. - М.: Издательство "Эксмо" ООО, 2017. - 352 c.
17. Иваничев И. KPI в SMM: З0+ метрик эффективности маркетинга в социальных сетях. — 2018. — URL: https:// texterra.ru/blog/kpi-v-smm-metriki-effektivnosti-marketinga-v-sotsialnykh-setyakh.html [дата обращения 06.09.2019).
18. Интегрированные коммуникации. Основы рекламы и связей с общественностью: учебное пособие / В. А. Барежев И. А. Быков, М. В. Гончаренко и др.; под ред. А. Д. Кривоносова. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 170 с.
19. Инфографика: самая важная статистика для В2В-маркетинга [Электронный ресурс]: https://conversion.im/infografika-samaya-vazhnaya-statistika-dlya-b2b-marketinga (дата обращения 10.02.2020)
20. Instagram: эффективное продвижение от А до Я. – М.: Ingate, 2014. – 35 с.
21. Калитка О. В. Как сделать корпоративный блог интересным? Стратегия развития и наполнение контентом / О.В. Калитка // Маркетинговые коммуникации. – М.: дом Гребенникова, 2014. – № 3. – С.140-147
22. Кейс агентства DeltaClick «Chefs taking a break» для клиента Schulstad [Электронный ресурс]: https://youtu.be/EqJDJXry73w (дата обращения 10.02.2020)
23. Керпен Д., Маркетинг эпохи LikeКак найти и удержать клиентов, создать узнаваемый бренд и нравиться в фейсбуке и других социальных сетях: Пер. Е.Фотьянова. – М.: ШКИМБ, 2015. – 240 с.
24. Кметь Е.Б. Методический подход к выделению типов пользователей социальных сетей в зависимости от предпочтений к формам интернет-рекламы // Практический маркетинг. — №8 [258). — 2018. — С. З—10.
25. Кривоносов А.Д. Основы теории связей с общественностью. / А.Д. Кривоносов, О.Г.Филатова, М.А.Шишкина. – Спб.: Питер, 2014. – 384 с.
26. Кузнецов П.А. Связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии / П.А. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 296 с.
27. Мазилкина Е.А. Семь шагов к успеху или как продвинуть свой товар на рынок. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. – 160 с.
28. Мазилкина Е. А. Условия успешного продвижения товара: Практическое пособие – 2-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 172 с.
29. Маркетинг: Большой толковый словарь. / А.П.Панкрухин; Под общ. Ред. А.П.Панкрухина. Издано при поддержке Гильдии маркетологов. – 3- е издание – М.: Омега-Л, 2015. – 264 c.
30. Маркетинг / Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. 3-е изд. - СПб.: 2010. - 576с. 2-е изд. - М.: 2014. - 718с
31. Марков А.А. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие / А.А. Марков. – СПб.: СПбГИЭУ, 2015. – 163 с.
32. Мельников, Илья Как сделать ваш продукт Super брендом в социальных сетях / Илья Мельников. - Москва: РГГУ, 2012. - 955 c.
33. Менцев М. i-SMM Эффективный маркетинг в Instagram [Электронный ресурс] // SlideShare. – URL: http://slideshare.net/art23/instagram43285231. – (дата обращения: 10.05.2018).
34. Никифорова Л.Х. Подходы к оценке эффективности систем мотивации персонала [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – -2016. –№ 6. – URL: http://ekonomika.snauka.ru/ 2016/06/11632. – (дата обращения: 10.05.2018).
35. Основы маркетинга, 5-е европейское изд.: Пер. с англ. / Ф. Котлер Ф, Г. Армстронг, В. Вонг, Д. Сондерс. – М.: OOO «И.Д. Вильямс», 2016. – 752 с.
36. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов.- Киев, 2000. – 120 с.
37. Продвижение в социальных сетях: задачи SMM для государства [Электронный ресурс] // SMM для государственных структур. – URL: http://domdruzei.ru/index.php?showtopic=14816. – (дата обращения: 10.02.2020).
38. Рудская Е. Н. Шоу-румы как инструмент интеграции онлайн- и офлайн торговли: универсализация каналов продвижения и продаж / Е. Н. Рудская, Е. М. Лобзенко // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 396-402.
39. Саак, А. Э. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. - М.: Питер, 2006. - 480 c.
40. Самые успешные PR-кампании в мировой практике: Пер. с англ. – М.: Имидж-Контакт, ИНФРА-М, 2009. – 310 с.
41. Светлов, Н. М. Информационные технологии управления проектами / Н. М. Светлов, Г. Н. Светлова. М.: ФГОУ ВПО РГАУ–МСХА им. К.А. Тимирязева, 2007 г. – 144 с.
42. Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник. / Б. А. Соловьев. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 340с.
43. Сосновский С. Эффективное продвижение в социальных сетях [Электронный ресурс] // Сосновский.ру. – URL: http://sosnovskij.ru. – (дата обращения: 10.05.2018).
44. Статкевич Е.А. Речевые стратегии и тактики современной радиорекламы//Е.А. Статкевич Омский научный вестник. — 2011. — № 95. — С. 212-215
45. Терещенко, С. С. Научно-информационная деятельность и проблемы связей с общественностью / С. С. Терещенко // Научнотехническая информация. Сер. I. Организация и методика информационной работы.–2010. – № 10. – С. 20–25
46. Успешный контент-маркетинг [Электронный ресурс] // Rusability. – URL: https://rusability.ru/content-marketing/8-primerov-uspeshnogokontentmarketinga. – (дата обращения: 10.02.2020).
47. Хайден, Бет Pinterest для бизнеса. Как привлечь целевой трафик из самой быстрорастущей социальной сети в мире / Бет Хайден. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 524 c.
48. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях. – 2-е изд., перераб. Идоп.. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 240 с.
49. Ширенбек Х.Р. Экономика предприятия : учеб. для вузов / Х.Р. Ширенбек / - СПб.: Питер, 2012. с. 115
50. Шкардун В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке. // Маркетинг в Росси и за рубежом. 2014. №2. С. 44-54
51. Юдина Е. Н. Креативное мышление в PR (в системе формирования социокультурных связей и отношений)/Е. Н. Юдина.– М.: РИП-холдинг, 2015. – 272 с.
52. Ясавеев И. Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И. Г. Ясавеев.– Казань: Изд-во Казанского университета, 2014. – 199 с
53. Яхнеева И.В., Подоляк M.A. Метрики успеха: как правильно оценивать результативность интернет-маркетинга. Методы измерения эффективности маркетинговых мероприятий // Интернет-маркетинг. — № З. — 2014.
54. Яцюк Н. Анатомия сарафанного маркетинга. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 416 с.
55. Charleis H. Granger. The Hierachy of Objectives. Harvard Busines Review, May-June 2017, 56– 70.
56. KeySocialMediaMetrics [Электронный ресурс] // blog. – URL: https://blog.bufferapp.com/social-media-metrics. – (дата обращения: 10.02.2020)
57. Komornik, Vilmos. Fourier series in control theory / Vilmos Komornik, Paola Loreti. - [New York etc.]: Springer, cop. 2015. - 226 с.
58. Sheth, Jagdish N. Internet marketing / Jagdish N. Sheth, Abdolreza Eshghi, Balaji C. Krishnan. - Fort Worth: Harcourt college, 2016. – 419.
59. Brondmo, Hans Peter. The engaged customer : The new rules of Internet direct marketing / Hans Peter Brondmo. - London : Piatkus, 2016. 3
60. Wind, Jerry; Mahajan, Vilay. Digital marketing : Global strategies from the world's leading experts, cop. 2017
61. 7th Annual B2B Content Marketing Benchmarks, Budgets, and Trends [Электронный ресурс]: https://contentmarketinginstitute.com/wp-content/uploads/2016/09/2017_B2B_Research_FINAL.pdf (дата обращения 16.10.2019)
62. The Ultimate List of Marketing Statistics for 2019 [Электронный ресурс]: https://www.hubspot.com/marketing-statistics (дата обращения 16.10.2019)
63. Statistics that Will Change Your View of the B2B Buyer's Journey [Электронный ресурс]: https://www.idg.com/blog/5-statistics-will-change-view-b2b-buyers-journey/ (дата обращения 30.09.2019)
64. eye-opening B2B social media statistics [Электронный ресурс]: https://www.articulatemarketing.com/blog/b2b-social-media-statistics (дата обращения 16.10.2019)
65. The Ultimate List of Marketing Statistics for 2019 [Электронный ресурс]: https://www.hubspot.com/marketing-statistics (дата обращения 04.10.2019)
66. From Messenger Bots to the Growth of 'Gram, Social Media Examiner's Annual Report Reveals Trends to Watch [Электронный ресурс]: https://www.toprankblog.com/2018/05/social-media-marketing-trends-statistics-2018/ (дата обращения 24.08.2019)
67. 2018 Social Media Marketing Industry Report [Электронный ресурс]: https://www. socialmediaexaminer.com/social-media-marketing-industry-report-2018/ (дата обращения 03.10.2019)
68. Safko L., B. D. (2009). The Social Media Bible: Tactics, Tools, and Strategies for Business Success. John Wiley & Sons.
69. Social Media Better Permeates Marketing Strategies, CMO Survey Finds: https://www.ama.org/publications/MarketingNews/Pages/So cial-Media-Better-Permeates-Marketing-Strategies,-CMO-Survey-Finds.aspx#sthash.8o9dkLe4.dpuf
70. Which tactics, channels, and content types do B2B technology companies use most to market products? [Электронный ресурс]: http://www.marketingprofs.com/charts/2015/27524/how-b2b-tech-companies-market-products (дата обращения 16.10.2019)